Научная статья на тему 'Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях'

Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1543
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ГЕНДЕР / ФЕМИНИЗМ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ДУХОВНОСТЬ / RELIGION / RELIGIOUSNESS / SPIRITUALITY / GENDER / FEMINISM / SECULARIZATION / PRIVATIZATION OF RELIGION / ALTERNATIVE SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова О. В., Смолина Н. С.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением значения религии в жизни современного человека, появлением новых форм религиозности и духовности, интерес к которым проявляют, прежде всего, женщины. Цель статьи заключается в выявлении концептуальных оснований происходящих изменений, а также роли самих появляющихся теорий и концепций в происходящих изменениях. Ведущим теоретическим предположением является наличие социальных и концептуальных предпосылок изменения значения религии. Гендерные исследования существенно расширяют исследовательское поле религиоведения, изменяют методологические приемы и принципы, результатом чего стало представление о женщинах как активных агентах, участвующих в функционировании и трансформации религии как института и как системы идей. Существующие барьеры в институциональных формах религии и процессы секуляризации и приватизации религии артикулируются как основания для возникновения альтернативных форм духовности. Новые формы духовности отвечают потребностям женщин как активных социальных акторов, готовых существовать вне привычного иерархизированного маскулинного мира. Материалы статьи могут быть полезными при изучении современных форм духовности и религиозности исследователями из разных областей социального и гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECTS OF RELIGION AND SPIRITUALITY IN MODERN STUDIES

The researched problem’s urgency is conditioned by a change of religion’s meaning in a life of modern human, appearance of new forms of religiousness and spirituality. The main attention is paid by women to these phenomena. The paper’s purpose is an exposing of conceptual basics of the current changes and the role of appearing theories and concepts in the changes. The leading theoretical assumption is a presence of social and conceptual prerequisites to the religion’s meaning change. Gender studies broaden research field of religious studies, change methodological methods and principles; it leads to representation of women as active agents who take part in functioning and transformation of religion as institute and ideas’ system. The present barriers in institutional forms of religion and processes of secularization and privatization of religion are considered as basics for appearance of alternative forms of spirituality. The new forms of spirituality meet women’s requirements as active social actors to exist out of usual hierarchy masculine world. The paper’s materials can be useful for studying modern forms of spirituality and religiousness by researchers from various fields of social and humanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях»

О. В. Кузнецова, ассистент, Н.С. Смолина, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected], зтоИпа-п@уапбех,ги

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИИ И ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ*

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением значения религии в жизни современного человека, появлением новых форм религиозности и духовности, интерес к которым проявляют, прежде всего, женщины. Цель статьи заключается в выявлении концептуальных оснований происходящих изменений, а также роли самих появляющихся теорий и концепций в происходящих изменениях. Ведущим теоретическим предположением является наличие социальных и концептуальных предпосылок изменения значения религии. Гендерные исследования существенно расширяют исследовательское поле религиоведения, изменяют методологические приемы и принципы, результатом чего стало представление о женщинах как активных агентах, участвующих в функционировании и трансформации религии как института и как системы идей. Существующие барьеры в институциональных формах религии и процессы секуляризации и приватизации религии артикулируются как основания для возникновения альтернативных форм духовности. Новые формы духовности отвечают потребностям женщин как активных социальных акторов, готовых существовать вне привычного иерархизированного маскулинного мира. Материалы статьи могут быть полезными при изучении современных форм духовности и религиозности исследователями из разных областей социального и гуманитарного знания. Ключевые слова: религия, религиозность, духовность, гендер, феминизм, секуляризация, приватизация религии, альтернативная духовность.

Феминистские и гендерные исследования поспособствовали появлению новых тем и сюжетов в религиоведении, методологическим изменениям в социальных и гуманитарных исследованиях в целом. Происходящие процессы секуляризации, приватизации религии, модернизации и эмансипации становятся предметом интереса многих исследователей, что постепенно меняет концептуальный ландшафт самих исследований.

Вопрос о роли и значении гендерных исследований и феминизма в религиоведении возникает в связи с растущей популярностью спиритуального движения среди

женщин1, которая различным образом объясняется учеными, но в любом случае все эти экспликативные и дескриптивные попытки фундированы теми теоретическими положениями, что были озвучены в рамках гендер-ных исследований.

Гендер как аналитическая категория существенно обогащает религиоведческие исследования: женщины, их духовный опыт достойны самостоятельного изучения. При этом возникает ряд проблем методологического и эпистемологического характера: как изучать женщин и их религиозный опыт? Используемые исследователями категории требуют пересмотра, на чем, собственно,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-33-00023 «Гендерные и религиозные аспекты идентичности российских женщин в рамках спиритуально-коммерческого движения».

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

и настаивают феминизм и гендерная тео- в повседневной жизни женщины. В таком

рия - преобразовать андроцентрическую ос- понимании гендер как аналитическая ка-

нову производства знаний: предполагается тегория выступает своего рода указателем

«осуществление серии критических коррек- на религиозную жизнь женщин, их индиви-

тировок традиционных " " понятий и теорий при определении методоло-

гических парадигм религиоведения»2.

Феминистские исследования предлагают учитывать социальные, политические и культурные факторы, конституирующие религиозные явления, для «адекватного теоретизирования различий в религиозных контекстах»3, что не всегда благосклонно воспринимается самими религиоведами, которые видят в этом основу своеобразного редукционизма, когда религия, религиозные явления сводились до их взаимосвязи с социальными и культурными формами (гендер, класс и т.д.).

Религия в теории феминизма и в ген-дерных исследованиях рассматривается как социальный институт, закрепляющий и обеспечивающий гендерное неравенство. Несмотря на возникавшие на протяжении

XIX и XX веков положительные тенденции и процессы, например, в христианстве (обучение женщин теологии, движения за расширение прав женщин, возникавшие в рамках христианских церквей), религия (в том числе христианская) рассматривалась как репрессивный институт, расширяющий маргинализацию женщин в поле религии. Более того, среди феминисток

XX века было распространено предположение, что религия мало что может предложить женщинам4.

При исследовании религии гендерные аспекты очень часто сво-

В постиндустриальном обществе «религиозность» и «духовность» (спиритуальность) во многом расходятся, предлагая своим сторонникам разные формы и практики постижения.

Традиционный вопрос для тендерных исследований в области религии - это вопрос «почему женщины более религиозны, чем мужчины?» В исследованиях последних десятилетий гендерные

различия в религиозности объясняются, прежде всего, через концепцию дифференцированной социализации.

дуальный религиозный опыт. Однако на заднем плане и частично невскрытыми остаются практики и порядки, закрепляющие и воспроизводящие подобные гендерные модели. Иными словами, выведение индивидуального измерения религиозного опыта на первый план - это поиск различий в мире религии. Традиционный вопрос для гендерных исследований в области религии - это вопрос «почему женщины более религиозны, чем мужчины?»5 В исследованиях последних десятилетий гендерные различия в религиозности объясняются, прежде всего, через концепцию дифференцированной социализации6.

Фиксируемые противоречивые религиозные практики женщин позволяют вскрыть два пласта практик: практики, поддерживающие иерархический порядок, закрепляющие подчиненное положение женщин, исключение женщин из организационных структур религии как института, поддерживающие, фактически, режим неравенства между мужским и женским религиозным опытом, и, в то же время, практики, демонстрирующие сопротивление доминирующему иерархическому порядку. Здесь акцент смещается на институциональные порядки религиозных организаций, закрепляющие иерархию, неравенство и в каком-то смысле дискриминацию женщин. Говоря словами Катарины Лещински, «гендерная практика фактически служит механизмом и инструмен-

дятся к описанию или анализу конкретных том для преобразования или воспроизведения религиозных порядков»7.

В русле изменений, происходящих с религией в ХХ веке, феминистские и гендер-

жизненных ситуаций женщин в контексте религии: их религиозный опыт, религиозные практики, занимающие определенное место

ные исследования участвуют и в дискуссиях о духовности/спиритуальности. Отметим, что в постиндустриальном обществе «религиозность» и «духовность» (спиритуаль-ность) во многом расходятся, предлагая своим сторонникам разные формы и практики постижения. Так, британская исследовательница Кристина Аун предлагает концептуализировать понятие «духовность» и применять его в отношении женщин: «концептуализировать феминистскую духовность как жизненную религию»8.

В современных исследованиях очень часто артикулируется проблема присутствия религии в публичной сфере. Здесь обнаруживаются две противоположные тенденции, одновременно выступающие объяснительными схемами для происходящих процессов в социальной реальности: секуляризм и постсекуляризм. Первый подчеркивает необходимость делегирования религии в частную сферу9, аргументирует это происходящими модернизационными процессами, в частности, снижением роли религии в обществах с высоким уровнем экономического развития и снижающимся уровнем опасности (например, Р. Ин-глхарт), в этом случае религия становит-

ся характеристикой частной сферы. Так, по мнению К. Лещинской, «секуляризм понимается как политика или институциональные механизмы, сдерживающие (в разной степени) публичное присутствие религии как средство поддержки гендерного ра-венства»10. Публичная сфера, «освобожденная» от религии, предлагает пространство для расширения прав и возможностей женщин и мужчин.

Постсекуляризм, появившийся позднее, напротив, настаивает на активной роли религии в публичной сфере и на возможностях использовать религиозные аргументы в общественных обсуждениях11, что аргументируется отсутствием четкой взаимосвязи между модернизационными процессами и религией. Нет никакой необходимости в приватизации религии.

Таким образом, гендерные исследования как направление исследований и феминизм как теоретическая рамка расширили исследовательское поле религиоведения за счет новых тем и сюжетов, одновременно изменив применяемые методологические процедуры и техники. Гендер как категория в целом помогает осуществлять критические размышления в рамках существующих ре-

дискуссия

журнал научных публикаций

лигиозных традиций. Итогом подобных исследований и движений стало четкое понимание женщин как активных агентов и даже религиозных новаторов. -'(¡J

Литература

1. Woodhead L. Spirituality and Christianity: The Unfolding of a Tangled Relationship // Religion, Spirituality and Everyday Practice. Dordrecht: Springer, 2011. P. 13.

2. Hawthorne S.M. Feminism: Feminism, Gender Studies, and Religion // Encyclopedia of Religions, second edition. Farrington Hills, MI: Thompson Gale, 2005. P. 3023-3027.

3. Там же.

4. Hawthorne S.M. Gender and religion: history of study // Encyclopedia of Religions, second edition. Farrington Hills, MI: Thompson Gale, 2005. P. 3310-3318.

5. Miller A.S., Stark R. Gender and Religiousness: Can Socialization Explanations Be Saved? // American journal of sociology. 2002. Vol. 107 (6). P. 1399-1423.

6. Там же.

7. Leszczynska K. Gender in religion? Religion in gender? Commentary on theory and research on gender and religion // Studia humanistyczne AGN. 2016. Vol. 15 (3). P. 7-17.

8. Aune K. Feminist spirituality as lived religion: How UK feminists forge religio-spiritual lives // Gender & Society. 2015. Vol. 29 (1). P. 122-145.

9. Leszczynska K. Gender in religion? Religion in gender? Commentary on theory and research on gender and religion // Studia humanistyczne AGN. 2016. Vol. 15 (3). P. 7-17.

10. Там же.

11. Каргина И.Г. Новые религиозности: социологические рефлексии // Вестник МГИМО Университета. Социология. 2012. № 2 (23). С. 186-193.

GENDER ASPECTS OF RELIGION AND SPIRITUALITY IN MODERN STUDIES*

O.V. Kuznetsova, assistant, N.S. Smolina, Docent, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected], smolina-n@yandex,ru

The researched problem's urgency is conditioned by a change of religion's meaning in a life of modern human, appearance of new forms of religiousness and spirituality. The main attention is paid by women to these phenomena. The paper's purpose is an exposing of conceptual basics of the current changes and the role of appearing theories and concepts in the changes. The leading theoretical assumption is a presence of social and conceptual prerequisites to the religion's meaning change. Gender studies broaden research field of religious studies, change methodological methods and principles; it leads to representation of women as active agents who take part in functioning and transformation of religion as institute and ideas' system. The present barriers in institutional forms of religion and processes of secularization and privatization of religion are considered as basics for appearance of alternative forms of spirituality. The new forms of spirituality meet women's requirements as active social actors to exist out of usual hierarchy masculine world. The paper's materials can be useful for studying modern forms of spirituality and religiousness by researchers from various fields of social and humanitarian knowledge. Key words: religion, religiousness, spirituality, gender, feminism, secularization, privatization of religion, alternative spirituality.

References

1. Woodhead L. Spirituality and Christianity: The Spirituality and Everyday Practice. Dordrecht: Unfolding of a Tangled Relationship. Religion, Springer, 2011. P. 13.

* The article is prepared under financial support of the grant of RFBR № 17-33-00023 "Gender and religious aspects of Russian women's identity in the frames of spiritual and commercial movement".

дискуссия

журнал научных публикаций

2. Hawthorne S. M. Feminism: Feminism, Gender Studies, and Religion. Encyclopedia of Religions, second edition. Farrington Hills, MI: Thompson Gale, 2005. Pp. 3023-3027.

3. Hawthorne S. M. Feminism: Feminism, Gender Studies, and Religion. Encyclopedia of Religions, second edition. Farrington Hills, MI: Thompson Gale, 2005. Pp. 3023-3027.

4. Hawthorne S.M. Gender and religion: history of study. Encyclopedia of Religions, second edition. Farrington Hills, MI: Thompson Gale, 2005. Pp. 3310-3318.

5. Miller, Alan S., Stark, R. Gender and Religiousness: Can Socialization Explanations Be Saved? American journal of sociology. 2002. Vol. 107 (6). Pp. 1399-1423.

6. Miller, Alan S., Stark, R. Gender and Religiousness: Can Socialization Explanations Be Saved? American journal of sociology. 2002. Vol. 107 (6). Pp. 1399-1423.

7. Leszczynska K. Gender in religion? Religion in gender? Commentary on theory and research on gender and religion. Studia humanistyczne AGN. 2016. Vol. 15 (3). Pp. 7-17.

8. Aune K. Feminist spirituality as lived religion: How UK feminists forge religio-spiritual lives. Gender & Society. 2015. Vol. 29 (1). Pp. 122-145.

9. Leszczynska K. Gender in religion? Religion in gender? Commentary on theory and research on gender and religion. Studia humanistyczne AGN. 2016. Vol. 15 (3). Pp. 7-17.

10. Leszczynska K. Gender in religion? Religion in gender? Commentary on theory and research on gender and religion. Studia humanistyczne AGN. 2016. Vol. 15 (3). Pp. 7-17.

11. Kargina I.G. Novye religioznosti: socio-logicheskie refleksii [New religiosity: a sociological reflection]. Zhurnal. Vestnik MGIMO Universiteta. Sociologiya. 2012. № 2(23). S. 186-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.