УДК 159.9
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
©2010 Н.С.Хоч1, М.С.Пузикова2
'Сибирский государственный медицинский университет 2Институт развития образовательных систем РАО
Статья поступила 05.10.09.
Актуальный социальный запрос привел к появлению в 2000 году специальности «клиническая психология». В работе обосновывается необходимость преподавания специальности именно в медицинских ВУЗах. Результаты исследования дополняют профессиограмму клинического психолога тендерными характеристиками, связанными с элементами психофизиологической модели индивидуальности специалиста, определяющими успешность в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: качество образования, стандарты медицинского образования по специальности «клиническая психология», психолого-педагогические условия повышения качества образования, профессиограмма клинического психолога, гендерные характеристики, психофизиологическая модель индивидуальности специалиста.
В России специальность «клиническая психология» приобрела официальный статус лишь в 2000 году после утверждения Министерством образования РФ приказа № 686 от 2 марта 2000 г. Крайняя социальная необходимость появления в современном пространстве охраны здоровья человека, в том числе и на рынке медицинских услуг, специалистов в области, сочетающей в себе как традиционное биомедицинское знание, так и гуманитарное психологическое, аргументирована актуальным для современного общества вектором развития, направленность которого сосредотачивается на поддержании и улучшении качества индивидуальной жизни человека. Согласно современным представлениям, качество жизни - это динамичный многомерный конструкт. Улучшение качества жизни зависит не только от укрепления физического здоровья, но и от социально-психологического благополучия человека, обеспечение которого естественным образом протекает единым процессом с формированием и последующим сохранением стрессоустойчивых, адаптивных, социально-полезных и значимых паттернов в поведенческом репертуаре отдельного человека и социальных, малых и больших, групп граждан государства, что является центральной профессиональной задачей специалистов в области клинической психологии и социальной работы. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология» определяет следующие задачи основной учебной программы подготовки специалиста: сопряжение профессионально-
Хоч Надежда Семеновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и дифференциальной психологии. Email: nhoch@yandex. ru
Пузикова Мария Сергеевна, аспирант кафедры общей и дифференциальной психологии. E-mail: puzikovams [email protected]
го образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности, а также формирование у будущего специалиста научного мировоззрения и собственной научной пози-1
ции .
В Сибирском государственном медицинском университете с 2003 года открыта специальность «Клиническая психология» на вновь созданном факультете клинической психологии, психотерапии и социальной работы. Целесообразность создания факультета и открытия данной специальности именно в медицинском ВУЗе детерминирована популярными и научно обоснованными современными представлениями о психосоматическом взаимодействии и обязательном наличии неспецифических психологических механизмов возникновения и развития не только психических расстройств, но и нарушений в сфере соматического здоровья. Грамотная профилактика, ранняя и своевременная диагностика, рациональная интервенция любого заболевания невозможны без сочетанности знаний биологических, психологических и социальных. Как известно, при соматических заболеваниях всегда налицо, по выражению К.К.Платонова, «сложные кольцевые зависимости психического и соматического по типу круга, а в ряде случаев порочного круга», с взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот. Этот принцип системного, биопсихосоциального подхода реализуется в образовании на факультете посредством следования программе современной системы образования в области психического здоро-
'Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 «Клиническая психология». Квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 - № 686. - М.: 2000.
вья. Данная модель инновационна и предназначена для подготовки нового поколения специалистов на базе Международных стандартов улучшения качества обслуживания потребителей психосоциальных, психотерапевтических и психиатрических услуг.
На наш взгляд, требования к уровню подготовки специалиста клинического психолога являются новыми и априори не полными, и должны быть дополнены знаниями в области гендерной психологии, психологии здоровья и новообразованиями в про-фессиограмме специальности, что станет важным психолого-педагогическим условием повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса. Мы полагаем, что одним из инструментов составления раздела профессиограммы может стать анализ профессиональной деятельности клинических психологов - первых выпускников и студентов старших курсов, основной профессиографической задачей которого является выделение и описание качеств индивидуальности, необходимых для успешного выполнения данной профессиональной деятельности.
Выбранный нами подход к анализу профессиональной деятельности клинического психолога основывается на методологическом принципе единства и целостной совокупности развития, воспитания и образования личности, на принципе связи теории образования с профессиональной практикой, согласно которому личность проявляет свою самостоятельность в различных видах деятельности с учетом профессиональной направленности, духовных интересов и потребностей, создания благоприятных социально-психологических условий и нравственного климата для утверждения человеком своих мотивированных, мировоззренческих позиций и жизненных планов. А также на принципе цивилизованной природности человека, в соответствии с которым эффективное жизнеосуществление возможно при условии гармоничного индивидуального развития, когда приобретение социального опыта не идет вразрез с природными задатками, в том числе нейрофизиологическими и психофизиологическими.
Исходя из вышеизложенных методологических обоснований, нами было проведено исследование, решающее конкретную профессиографическую задачу - выявление комплекса психофизиологических, социально-психологичес-ких гендерных характеристик успешных клинических психологов и их функциональных взаимосвязей. На наш взгляд, результаты исследования будут иметь высокую прогностическую ценность с точки зрения определения их значимости для адаптации в профессиональной деятельности и перспектив профессионального и личностного роста молодых специалистов отрасли. Полученные результаты также могут служить предпосылками как фундаментальных, так и сугубо практически-ориентированных междисциплинарных исследований в области расширения не только общепсихологического пространства, но и пространства гендерной психологии, психологии здоровья, пси-
хофизиологии, психологии труда, клинической (медицинской) психологии и медицины в целом.
Использование традиционного для составления профессиограммы метода экспертных оценок встречает объективные трудности из-за очевидной «молодости» специальности и отсутствия специалистов, имеющих соответствующее высшее образование и практические навыки, позволяющие решать различные прикладные профессиональные задачи. В связи с этим, достаточно альтернативным нам видится исследование комплекса психофизиологических и социально-психологических гендерных качеств первых выпускников, работающих по специальности, и студентов старших курсов факультета, демонстрирующих высокие общеадаптационные способности в процессе обучения, как по их собственной субъективной оценке успешности в процессе обучения и практической деятельности, так и по оценкам преподавателей и данным, полученным в исследовании с использованием валидного и надежного диагностического инструментария.
Цель работы. Выявить и описать комплекс психофизиологических и социально-психоло-гических гендерных характеристик, а также их взаимосвязей, имеющих актуальную и прогностическую ценность с точки зрения определения их значимости для адаптации, успешности и профессионального роста специалиста - клинического психолога.
Контингент и методы исследования. В исследовании приняли участие 75 женщин в возрасте от 19 до 24 лет, первые выпускницы факультета, а также студентки 4 и 5 курсов. Важно отметить, что за все время существования факультета среди поступивших на обучение было 223 девушки и 34 юноши, что составляет 86,8% и 13,2% соответственно от общего количества студентов. Первый выпуск факультета представлен только женщинами. В связи с эти актуальным становится вопрос о наличии/отсутствии взаимосвязей профессиональной успешности с полом и гендерным обликом клинического психолога, а также формулируется дополнительная задача исследования, а именно - выявление психологических составляющих успешности клинического психолога-женщины. Критериями включения в выборку стали: хороший уровень социальной адаптации и успешность, физическое и психологическое благополучие (констатировалось по результатам индивидуальной беседы на основе самооценки респондентки); демонстрация хороших и отличных результатов в обучении и профессиональной деятельности (в том числе научно-исследовательской); попадание значения по контрольной шкале ОФДСИ В.М.Русалова в нормативный интервал (от 6 до 24 баллов), что свидетельствует об адекватном восприятии респон-денткой своего поведения и отсутствии в ответах стремления выглядеть лучше, чем есть на самом деле; попадание значения индекса общей адаптивности (ИОАД) по ОФДСИ В.М.Русалова в нормативный интервал, что свидетельствует о высоких общеадаптационных способностях каждой участницы
исследования (в том числе способностях психологической саморегуляции).
В исследовании использовались следующие методы: 1) структурированная беседа; 2) письменный опрос с использованием методик: опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова и опросника БЕМ (русская версия Bem Sex Role Inventory, 1974 г.). Выбор опросника БЕМ был обусловлен концептуальными положениями о том, что конструкты маскулинности и фемининности - не полюсы одного континуума, а являются независимыми измерениями,2 и что субъект в соответствии со своими природными задатками в процессе социализации усваивает социальные конструкты фемининности и маскулинности в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений . Исходя из эмпирических задач исследования, для обработки данных были применены методы корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции рангов Спирмена и кластерный анализ методом Варда.
В соответствии с целью исследования из широкого диапазона диагностических возможностей выбранного инструментария была сформирована совокупность исследуемых параметров. А именно, это качественные и количественные характеристики индивидуального гендерного облика, диагностированные с помощью опросника БЕМ: ИМ - индекс маскулинности - отражает степень выраженности маскулинных качеств в образе «Я сейчас»; ИФ -индекс фемининности - отражает степень выраженности фемининных качеств в образе «Я сейчас»; ИСС - индекс суммы сейчас - отражает степень выраженности маскулинных и фемининных качеств в образе «Я сейчас»; качественное разнообразие черт, составляющих маскулинный и фемининный конструкт. Психофизиологическая модель индивидуальности была составлена по результатам диагностики опросником В.М.Ру-салова и представлена следующими характеристиками: ЭМ - эмоциональность моторная; ЭИ - эмоциональность интеллектуальная; ЭК - эмоциональность коммуникативная; СМ - скорость моторная; СИ - скорость интеллектуальная; ПМ - пластичность моторная; ПИ - пластичность интеллектуальная; ИОАД - индекс общей адаптивности.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе анализа полученных данных нами были выявлены существующие корреляционные взаимосвязи между ИМ, ИФ, ИСС и ИОАД. Оказалось, что положительные корреляционные взаимосвязи существует между ИМ и ИОАД (k=0,522 при а=0,001) и ИСС и ИОАД (k=0,454 при а=0,001). При этом, ни положи-
2Bem S. The lenses of gender: transforming the debate on sexual inequality. - New Haven,1993
3Bussey K., Bandura A. Social cognitive theory of gender development and differentiation. - Macquarie University & Stanford University, 2003.
тельных, ни отрицательных корреляций между ИФ и ИОАД выявлено не было, что позволяет констатировать большую выраженность общеадаптационных возможностей индивидуальности тех клинических психологов, в индивидуальном гендерном облике которых качественно разнообразней выглядит конструкт маскулинности, содержание которого представлено психологическими качествами, обеспечивающими направленность на достижение результата в деятельности (инструментальные качества), а также имеется тенденция к формированию андрогинного тендерного типа личности. Гендерная индивидуальность успешного клинического психолога-женщины на личностном уровне ее организации влияет на характер выполняемой им деятельности, в частности, на выбор приемов и алгоритмов решения профессиональных задач.
Последующий анализ в данном направлении проводился путем кластеризации выборки на 3 группы по ИМ и ИФ ИОАД (таб.1). Центроид с самым высоким значением ИОАД (214,44) - кластер №3 - имеет самые высокие значения и по ИМ (42,655). Значения ИОАД у центроидов 1-го и 2-го кластера значительно ниже, чем у 3-го и приблизительно равны (153,9 и 150,7). Так же как и приблизительно равны значения ИМ у этих же центроидов. Показатели по ИФ, при схожести значений ИМ и ИОАД, в свою очередь, существенно отличаются (27,8 и 43,0). Это позволяет сделать вывод, во-первых, о влиянии выраженности именно конструкта маскулинности на общую адаптивность индивидуальности, во-вторых, о том, что тенденция к возрастанию выраженности фемининных черт, то есть черт, обеспечивающих развитие коммуникативной компетенции и эмпатийности, в гендерном облике клинического психолога не приведет к снижению его общеадаптационных возможностей.
Таб.1. Кластеризация данных по ИМ, ИФ и ИОАД
№ кластера кол-во человек процент % Центроид
ИМ ИФ ИОАД
1. 18 24,00 33,277 27,888 153,944
2. 28 37,33 32,821 43,071 150,679
3. 29 38,67 42,655 37,1724 214,448
Учитывая структуру индекса общей адаптивности и отдельные формально-динамические характеристики индивидуальности, его составляющие, на втором этапе анализа полученных данных нами были выявлены корреляции между отдельными темпе-раментальными свойствами личности и конкретными качествами, составляющими конструкт маскулинности в образе «Я сейчас». Нами был выявлен и проанализирован ряд взаимосвязей. Скорость моторная напрямую соотносится с такими качествами, как «сила» (к=0,4077, а=0,001) и «самодостаточность» (к=0,6770, а=0,001), причем между этими характеристиками тоже существует корреляционная зависимость (к=0,4568, а=0,001). Так, с увеличением моторной активности усиливается уверенность в результате собственной деятельности, повышается эффективность и интенсивность психомоторного компонента деятельности. И, наоборот, при низком темпе двигательной активности снижается уверенность в собственных способностях и «силе», как структуре соматопсихического происхождения. Пластичность моторная, в свою очередь, также имеет прямую корреляционную связь с качеством «самодостаточность» (к=0,4593, а=0,001), что свидетельствует о созависимости способности к высокой переключаемости в процессе физической деятельности и уверенности в результативности собственных действий. А в случае наличия у специалиста слабо развитой психомоторной переключаемости уверенность в эффективности выполняемых действий формируется недостаточно. Эргичность моторная коррелирует с качеством «аналитичность» (к=0,5045, а=0,001), указывая на высокую потребность в психомоторной активности при решении сложных теоретических и практических задач, требующих анализа, в том числе и рефлексивного само-
анализа, и высокую избирательную направленность на действие. Характер такой взаимосвязи весьма специфичен и требует дальнейшего структурного изучения. Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что для социально-психологического гендерного облика наиболее успешного, адаптивного клинического психолога-женщины характерна большая выраженность конструкта маскулинности (количественная составляющая успешности), в котором развитость, согласно самооценке самой женщины-специалиста, именно таких психологических характеристик, как «сила», «самодостаточность», «аналитичность» напрямую соотносится с общеадаптационными возможностями индивидуальности, в том числе достижении высоких результатов в профессиональной деятельности (качественная составляющая успешности).
Заключение. Результаты, полученные в нашем исследовании, вносят важный вклад в построение профессиограммы клинического психолога. Знания о комплексе социально-психо-логических гендер-ных характеристик, влияющих на успешную самореализацию и самоактуализацию в профессиональной деятельности, а также их взаимосвязей с конкретными характеристиками психофизиологической модели индивидуальности специалиста, имеют актуальную и прогностическую ценность и значимость для адаптации и профессионального роста специа-листа-клинического психолога. Дополнительная направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование важных для профессиональной успешности характеристик в структуре представлений студента-клинического психолога о собственной личности становится, на наш взгляд, весьма эффективным путем повышения качества медицинского образования.
GENDER ASPECTS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL MODELLING OF CLINICAL PSYCHOLOGIST PROFESSIOGRAM
©2010 N.S.Hoch1, M.S.Puzikova2°
'Siberian State Medical University 2Institute of Development of Educational Systems
Khoch Nadezhda Semyonovna, Candidate of Biology, assistant professor of Chair of General and Differential Psychology. E-mail: nhoch@yandex. ru Puzikova Mariya Sergeevna, post-graduate of Chair of General and Differential Psychology. E-mail: puzikovams [email protected]
of the Russian Academy of Education
The current social need has led to establishing the speciality of Clinical Psychology in 2000. The article dwells upon the necessity to implement the speciality in medical universities. Empirical research results supply the professiogram of the clinical psychologist with gender characteristics interconnected with elements of psycho-physiological model of specialist individuality providing his professional success.
Key words: education quality, standards of education according to speciality «Qinical psychology», psychological and pedagogical conditions of education quality development, professiogram of the clinical psychologist, gender characteristics, psycho-physiological model.