Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 74-80. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 2. P. 74-80.
Научная статья УДК 159.922.1
https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.9
Гендерные архетипы профессионально успешных мужчин ранней и средней взрослости
Татьяна Ивановна Кучина1,2, Светлана Васильевна Леонова3
1Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3538-1707 2Тульский государственный университет, Тула, Россия 3Независимый исследователь, Тула, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению гендерных архетипов профессионально успешных мужчин ранней и средней взрослости. Новизна исследования состоит в выявлении ведущих гендерных архетипов, особенностей гендерной концептосферы профессионально успешных мужчин обозначенных возрастных категорий. В исследовании приняли участие две группы профессионально успешных мужчин: 46 человек 25-35 лет (M = 30,5), т. е. периода ранней взрослости, и 50 человек 46-58 лет (M = 49,8), т. е. периода средней взрослости, согласно возрастной периодизации Г. Крайг. Выявлено, что ведущими тендерными архетипами профессионально успешных мужчин периода ранней взрослости являются Маг-раджас, Маг-тамас; периода средней взрослости - Царь-раджас, Царь-сатьва, Царь-тамас. Профессионально успешные мужчины указанных возрастов различаются по значимым для них гендерным концептам. Существует связь между профессиональной успешностью мужчин и трансситуационным локусом контроля, общим показателем субъект-объектных ориентаций.
Ключевые слова: гендерные архетипы, профессиональная успешность, мужчины, ранняя взрослость, средняя взрослость, гендерные концепты, трансситуационный локус контроля, субъект-объектные ориентации
Для цитирования: Кучина Т.И., Леонова С.В. Гендерные архетипы профессионально успешных мужчин ранней и средней взрослости // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 74-80. https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.9.
Original article
Gender Archetypes of Professionally Successful Men in Early and Middle Adulthood Tatiana I. Kuchma1'2, Svetlana V. Leonova3
1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3538-1707 2Tula State University, Tula, Russia
independent researcher, Tula, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the gender archetypes of professionally successful men in early and middle adulthood. The novelty of the study lies in the identification of leading gender archetypes and peculiarities of the gender conceptosphere of professionally successful men of the indicated age categories. Two groups of professionally successful men participated in the study: 46 men aged 25-35 years (M = 30.5), i. e. early adulthood, and 50 men aged 46-58 years (M = 49.8), i. e. middle adulthood, according to G. Kraig's age periodization. It has been revealed that the leading gender archetypes of professionally successful men of early adulthood are Mag-rajas, Mag-tamas; those of middle adulthood are Tsar-rajas, Tsar-sattva, Tsar-tamas. Professionally successful men of early and middle adulthood differ in gender concepts that are significant to them. There is a link between men's professional success and locus of control, a general indicator of subject-object orientations.
Keywords: gender archetypes, professional success, men, early adulthood, middle adulthood, gender concepts, trans-situational locus of control, subject-object orientations
For citation: Kuchina, T.I. & Leonova, S.V. (2023) Gender Archetypes of Professionally Successful Men in Early and Middle Adulthood // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 74-80. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.2.9 (In Russian).
Введение. Исследование особенностей профессиональной успешности обусловлено усилением конкуренции и сложной неоднозначной ситуацией, складывающейся на отечественном рынке труда, что требует от субъекта профессиональной деятельности не только принципиально новых деловых качеств и умений, но и конкретного психологического склада личности.
Личностные свойства являются значимыми факторами профессиональной успешности, так как придают профессиональной деятельности новые смыслы. Переживание себя как представителя
© Кучина Т.И., Леонова С.В., 2023
определенного гендера, принятие или отвержение предлагаемых ролей и моделей поведения накладывают отпечаток на успешность человека в целом и профессиональную деятельность в частности. В этом плане становятся актуальными изучение особенностей гендерных архетипов, гендерной кон-цептосферы, жизненных ориентаций, а также обоснование значимости этих составляющих для профессиональной успешности мужчин, особенно с учетом разных возрастных периодов.
Изученность проблематики и постановка вопроса. Различные подходы к исследованию архетипов представлены психологическими (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Э. Нойманн, Дж. Хиллман, З. Фрейд, К.Г. Юнг, В.В. Козлов, В.В. Зеленский и др.) и философскими (И. Кант, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, Ф. Шеллинг, М. Элиаде и др.) концепциями.
Греческое слово «архетип» в переводе означает первообраз. Проблема отсутствия универсального определения архетипа создает существенные трудности в его понимании. Большинство исследователей рассматривают архетипы в качестве мифологических сюжетов, культурных первообразов, идей, символов, моделей. По мнению К.Г. Юнга, «бессознательное как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством» (1994: 131). Архетипы у К.Г. Юнга предстают как универсальные, типические проявления, архетип - некая форма, которая канализирует содержание. С одной стороны, архетип - это детище коллективного бессознательного, он изначально находится в нашей психической жизни, и работа с его содержимым может осуществляться личностью более или менее эффективно; с другой - наполнение бессознательного может реализовываться на основе опыта - как индивидуального, так и коллективного, всеобщего (Кучина, 2017: 20). Архетипические образы, по мысли К.Г. Юнга, также имеют моральную и этическую направленность в отличие от архетипа как такового.
К. Леви-Стросс не употреблял понятие «архетип» в том контексте, как его использовал К.Г. Юнг, но зато ввел термин «модель», который можно соотнести с архетипом. Модель определяет поведение современного человека в ситуации его неизбежного слияния с коллективным бессознательным. В качестве категории коллективного бессознательного К. Леви-Стросс применял выражение «внечувственные нормы» (Мазилов, Злотникова, 2017).
Изучая мифологию и религиозное сознание, М. Элиаде выделил в качестве архетипа Бога-Творца: «Космогония представляет собой образцовую модель для любой ситуации, ведущей к творческому акту: все, что человек делает, повторяет в каком-то смысле "деяние" как таковое, архетипический сюжет Бога-Творца: Сотворение Мира» (Элиаде, 2014: 23).
Продолжая взгляды К.Г. Юнга, Дж. Кэмпбелл берет за основу своей работы «Тысячеликий герой» наиболее часто встречающийся в традициях разных народов архетипический сюжет истории Героя (о его рождении, подвигах, женитьбе, мудром правлении, загадочной смерти и воскрешении). По его мнению, этот героический миф сложен из двух важнейших событий, которые представлены символическими формами выражения коллективного и индивидуального в человеческой истории, - сотворения мира и становления личности (Кэмпбелл, 2022).
Э. Нойманн, являющийся последователем К.Г. Юнга, также отмечает связь между архетипами и психическим становлением личности (Нойманн, 2022).
Как известно, формирование гендерной идентичности определено социокультурными элементами (Берн, 2007). Тем не менее особенности личности обусловлены и архетипами. Архетипы Анимы и Анимуса, которые представляют собой ментальные фемининные и маскулинные основания, предусматривают целостность, гармоничность и дают возможность лучшего понимания противоположного пола (Чуркина, 2013).
Е.Е. Сапогова, рассматривая внутренние переживания относительно маскулинности/фе-мининности, находит их отражение в гендерных концептах. Концепт, в ее понимании, - это единица ментальности субъекта, которая является совокупностью представлений об объекте в рамках воспитания (обучения) и личного опыта субъекта, приобретенного им в процессе взросления, профессиональной деятельности и личного исследования окружающей действительности (Сапогова, 2013). Концепты, обычно не осознаваемые человеком, состоят из наборов «живых знаний», которые он применяет, используя приобретенный опыт. По мнению Е.Е. Сапоговой, тендерная концептосфера - это подвижная структура социокультурных представлений и установок, касающихся атрибутов и норм поведения, символически отраженных в языковой культуре (2013).
Исследуя мужскую субкультуру, Е.Е. Сапогова акцентирует внимание на нескольких очевидных признаковых зонах маскулинных концептов, на так называемой «ядерной» мужской архетипи-ческой тройке: отцовство (архетип Отца), сила (архетип Воина), власть (архетип Вождя) (2013).
В свою очередь, последователи К.Г. Юнга (Р. Мур, Д. Жиллетт, В.В. Козлов) структурировали архетипические модели Анимуса и выделили четыре основных аспекта: Король (Царь), Воин, Маг, Любовник (Возлюбленный). Р. Мур и Д. Жиллетт более подробно рассматривают не только архетипы Анимуса Мужчины (зрелая маскулинность), но и Анимуса Мальчика (незрелая маскулинность) (2014). Каждая из архетипических конструкций в мужской психике имеет тройственное построение. Авторы представляют ее в виде треугольника, где на вершине расположен наиболее проявленный архетип, а в основании архетип актуализируется в двойственно-противоположной форме, или теневой.
По мере взросления, как предполагают Р. Мур и Д. Жиллетт, детские архетипы никуда не исчезают. Зрелый мужчина преобразует детские мальчишеские силы, развивая их, а не разрушая. Так, Божественный ребенок в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, преодолевая их, становится Королем, аналогично Одаренный ребенок превращается в Мага, Герой - в Воина, а Эдипов сын, личностно созревая, становится Любовником (Мур, Жиллетт, 2014).
Опираясь на труды К.Г. Юнга, В.В. Козлов вводит собственное понятие «интерперсональное бессознательное» (групповое бессознательное). Как подчеркивает ученый, интерперсональное бессознательное обнаруживается в виде архетипов во всех народных сказках и мифах. Кроме архетипов Анимы, он выделяет четыре архетипа Анимуса, которые можно соотнести с гендерной идентичностью мужчин: Маг, Воин, Возлюбленный и Правитель1. На данную классификацию гендерных архетипов мы опираемся в исследовании.
На наш взгляд, следует отдельно остановиться на проблеме профессиональной успешности, которая активно изучается в отечественной психологии. Данная проблема является центральной в исследованиях А.А. Деркача, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, О.Н. Родиной и др. На сегодняшний день имеется большое количество работ, посвященных анализу профессиональной успешности (Д.С. Бакуняева, О.И. Игнатова, В.И. Реутова, М.С. Севостьянова и др.).
В.И. Реутова сущность профессиональной успешности описывает с помощью набора личностных и индивидуально-психологических характеристик, связанных с объективными уровнями профессионализма и совокупностью качеств, обеспечивающих наибольшее раскрытие личностью и индивидуальностью своих свойств. Модель профессиональной успешности, по мнению данного автора, включает объективные (стаж, наличие поощрений/взысканий, экспертную оценку, степень авторитетности) и субъективные (интеллектуальную эффективность, самоконтроль, ценностную направленность, коммуникативные свойства, личностные и деловые характеристики) признаки2.
Профессиональная успешность в исследовании О.И. Игнатовой - особое субъектно-лич-ностное состояние, которое является следствием динамичности, гибкости, готовности к изменениям, максимального использования своих профессиональных ресурсов в целях саморазвития. Данный автор предлагает поэтапную модель, благодаря которой происходит развитие профессиональной успешности3.
В диссертации Д.С. Бакуняевой изложены тезисы о том, что профессиональная успешность, удовлетворенность процессом труда, успешность саморазвития и самореализации в профессиональной сфере зависят от совпадения жизненных и профессиональных смыслов4.
Профессиональная успешность женщин в одном из наших предыдущих исследований тесно связана с типом гендерной идентичности и ведущими гендерными архетипами (Кучина, 2017).
На наш взгляд, профессиональная успешность выражается в устойчивом достижении существенных социальных и личностных результатов специалиста на профессиональном поприще и наряду с профессиональной компетентностью предполагает готовность к профессиональному росту, необходимым личностным изменениям.
Организация и методы исследования. Предметом изучения выступают гендерные архетипы профессионально успешных мужчин периода ранней и средней взрослости. Цель исследования состоит в выявлении гендерных архетипов профессионально успешных мужчин обозначенных возрастных категорий. Гипотеза заключается в том, что ведущими гендерными архетипами профессионально успешных мужчин периода ранней взрослости являются Маг-раджас, Маг-тамас; средней взрослости - Царь-раджас, Царь-сатьва, Царь-тамас. Существует связь между профессиональной успешностью мужчин и трансситуационным локусом контроля.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие две группы профессионально успешных мужчин: 46 человек 25-35 лет (М = 30,5), т. е. периода ранней взрослости; 50 человек 46-58 лет (М = 49,8), т. е. периода средней взрослости, согласно возрастной периодизации Г. Крайг (2000: 651, 745).
Методика исследования базируется на авторском опроснике «Профессиональная успешность», который использовался для подтверждения уровня профессиональной успешности. Он пред-
1 Козлов В.В. Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины : метод. руководство // Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология : учеб. для вузов. СПб., 2010. С. 228-279.
2 Реутова В.И. Психологическая диагностика в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2020. 24 с.
3 Игнатова О.И. Развитие профессиональной успешности учителей начальных классов в условиях инновационно-образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ялта, 2019. 23 с.
4 Бакуняева Д.С. Смысложизненные ориентации в системе факторов профессиональной успешности спортсменов - представителей спорта высших достижений : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 29 с.
ставлен в виде утверждений, касающихся профессиональной деятельности. Факторизация проводилась методом главных компонент, вращение факторов осуществлялось методом варимакс. Факторы, получившие высокую нагрузку: карьерный рост (вес 0,87); профессиональная компетентность (0,81); удовлетворение от достижения поставленных профессиональных целей (0,78); самостоятельность в принятии решений (0,71); ощущение успеха (0,66); возможность наиболее полной самореализации (0,64); ощущение собственной полезности (0,55); уважение со стороны коллег (вес 0,52).
На первом этапе опросник включал 56 утверждений, по 7 на каждую из 8 шкал (факторов). Использовались как прямые формулировки утверждений, так и обратные. В дальнейшем был применен метод компетентных судей (N = 6), количество утверждений было сокращено до 48. Были предложены следующие варианты ответа: да - 2 балла, возможно - 1, нет - 0 баллов. Внутренняя согласованность проверялась посредством коэффициента альфа Кронбаха, не менее 0,672.
Гендерная концептосфера мужчины анализировалась с помощью материалов, предложенных Е.Е. Сапоговой (2013). Так, использовались задания (открытые, закрытые вопросы, незаконченные предложения), направленные на выделение значимых элементов гендерной концептосферы, которые представлены образами «мужских пространств» и характеристиками мужского счастья. Кроме того, применялись тест «Анимус» В.В. Козлова1, Опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой2.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе испытуемые отбирались по следующим критериям: наличие малого или среднего успешного бизнеса (в бизнесе от 5 до 16 лет) или работа в государственных, частных компаниях менеджерами среднего звена (изначально оценивали себя как профессионально успешных работников). На втором этапе использовался опросник «Профессиональная успешность», который показал следующее: 61 % мужчин периода ранней взрослости имеют высокий уровень профессиональной успешности, 39 % -средний, близкий к высокому уровень.
Анализ профессиональной успешности мужчин периода средней взрослости показал, что 82 % из них профессионально успешны, 18 % - имеют средний, близкий к высокому уровень успешности. В дальнейшем исследовании участвовали мужчины как с высоким уровнем профессиональной успешности, так и со средним. У респондентов периода средней взрослости показатели профессиональной успешности (М = 96 при р < 0,01) достоверно выше таковых у опрошенных периода ранней взрослости (U-критерий Манна - Уитни).
Полученные результаты, на наш взгляд, связаны с тем, что период ранней взрослости характеризуется профессиональным самоопределением и созданием семьи. По мнению Б.Г. Ананьева, данный период имеет важнейшее значение как завершающий этап образования и момент старта профессиональной деятельности (2010). При этом ведущей становится успешная профессиональная деятельность, человек все свое время в основном тратит на работу.
Рассмотрим гендерные концепты мужчин периода ранней взрослости. Большинство респондентов, завершая незаконченное предложение: «Святая обязанность мужчины...», отвечали «быть опорой своим близким», «сохранять уют в семье», «оберегать свою семью» и т. д. Следует отметить, что для мужчин важен такой концепт, как «эгалитарная семья» (49 %), также значимым является концепт «дом» (31 %). Ведущим оказался и такой концепт, как «заботливость» (27 %). В то же время они склонны защищать свои взгляды (26 %) и строить карьеру (19 %). Можно выделить направленность на защиту других (23 %), помощь слабым (17 %). Опрошенные периода ранней взрослости в качестве важной характеристики счастья указывают помимо семьи свободу (25 %), что входит в противоречие с их нацеленностью на семью.
Мужчины периода средней взрослости как значимые концепты выделили «общение с собственными детьми» (37 %) и «традиционная семья» (38 %), для них это зона ответственности, что скорее всего является воплощением семейной власти. Респонденты в качестве традиционных мужских пространств выделяют дом (28 %) и работу (26 %), выступающие сферами управления. Значимыми для них оказались концепты «влияние» (39 %) и «ответственность» (18 %). Только 8 % опрошенных периода ранней взрослости выделили концепт «ответственность», что указывает на более взвешенный подход со стороны представителей старшего поколения. Это подтверждает и то, как участники исследования периода ранней взрослости завершали незаконченное предложение: «Жизнь настоящего мужчины - вечная.», наиболее распространенные ответы: «суета», «движуха» и т. д.; среди мужчин периода средней взрослости - «работа над собой», «выбор» и т. д.
Стоит отметить выраженное внимание среди молодых людей к телесным манифестациям силы, которые проявлены в необходимости быть в хорошей внешней форме. Это отражено выбором в качестве современных мужских атрибутов и пространств внешнего вида (21 %), спортивных игр (13), тогда как представители периода средней взрослости склонны к проявлениям манифестации власти (значимый концепт «деньги» (25 %)).
1 Козлов В.В. Указ. соч.
2 Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности : учеб.-метод. пособ. к практ. занятиям. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2009. С. 120-124.
Респонденты периода средней взрослости чаще позиционируют себя как мужчину (45 %), воина (33), отца (25), хозяина (25), старейшину (23), защитника (14), тогда как мужчины периода ранней взрослости - как ребенка (52), добытчика (32), путешественника (33 %). Концепт «охотник» выделялся в обоих возрастах - 10 и 8 % соответственно. В качестве мужских атрибутов респонденты ранней взрослости чаще выбирают оружие (21 %) и коня (10), средней взрослости - оружие (22) и трон (17 %).
В связи с традиционной системой ценностей мужчины средней взрослости считают, что наделены особой мудростью в сравнении с женщинами (61 %) чаще, чем респонденты ранней взрослости (23 %).
Сравнительный анализ исследуемых групп при помощи критерия Фишера выявил статистически значимые различия по следующим концептам: «деньги» (при р < 0,05), «отцовство» (0,05), «работа» (0,05), «ответственность» (0,01), «ответственность за семью» (0,001), «мудрость» (0,01), «традиционная семья» (при р < 0,01), которые оказались более значимыми для мужчин периода средней взрослости. У респондентов периода ранней взрослости более высокие показатели по следующим мужским концептам: «помощь своему ребенку» (при р < 0,01), «заботливость» (0,01), «внешний вид» (0,01), «эгалитарная семья» (при р < 0,01). По концепту «карьера» статистически значимых различий получено не было.
В целом представления профессионально успешных мужчин периода ранней и средней взрослости складываются вокруг традиционной гендерной архетипической триады отцовства, силы и власти. Однако анализ концептов показал, что для респондентов периода ранней взрослости характерны андрогинные ценности в отличие от опрошенных периода средней взрослости, которым более свойственна манифестация маскулинности.
Далее с помощью методики «Анимус» В.В. Козлова изучались гендерные архетипы. Ведущими архетипами у мужчин периода ранней взрослости оказались Маг-раджас и Маг-тамас. Так, у 66 % респондентов с высоким уровнем профессиональной успешности ключевой архетип - Маг-раджас; у 27 - Маг-тамас; у 5 - два ведущих архетипа - Маг-раджас и Царь-раджас; у 2 % -Возлюбленный-тамас.
Мужчины с ведущим архетипом Маг-раджас направляют силы на утверждение себя в социуме, на социальную адаптацию. Они заинтересованы в претворении идей в жизнь, в их распространении по установленным правилам, нормам. Для них важна активная деятельность, которая позволяет расширить и закрепить влияние своих достижений, внедрить их, сделать социально значимыми. Представители этого типа стремятся к знанию и истине.
Для мужчин с ведущим архетипом Маг-тамас не так важна истина, как общественное мнение. Такие люди зачастую не имеют собственных идей и довольствуются чужими, хорошо адаптированы в социуме и в основной массе склонны к карьеризму. Для них характерно стремление оказаться среди избранных, которое зачастую реализуется благодаря манипуляциям.
Выявлена статистически значимая связь между профессиональной успешностью и такими гендерными архетипами, как Маг-раджас и Маг-тамас ^ = 0,491, р < 0,001; R = 0,425, р < 0,01) (таблица 1). По остальным архетипам значимых корреляций не обнаружено.
Таблица 1 - Показатели взаимосвязи профессиональной успешности
с гендерными архетипами мужчин периода ранней взрослости
Гендерный архетип Профессиональная успешность
Маг-раджас 0,491, р < 0,001
Маг-тамас 0,425, р < 0,01
Ведущими архетипами у мужчин периода средней взрослости оказались Царь-раджас, Царь-сатьва, Царь-тамас. В частности, у 58 % респондентов с высоким уровнем профессиональной успешности основной архетип - Царь-раджас, у 22 - Царь-сатьва, у 19 - Царь-тамас, у 1 % -Маг-раджас. Итак, характерным архетипом для профессионально успешных респондентов периода средней взрослости является архетип Царь. Мужчины с этим архетипом ориентированы на реализацию властного, организаторского начала на всех общественных уровнях, от семейного до управленческого.
Царь-раджас предполагает бессознательные установки стремления к власти, направленные на ее реализацию и усиление. Для мужчин этого типа характерна ответственная жизненная позиция, проявленная в отцовстве и заботе о семье. Они способны организовать и повести за собой, умеют управлять людьми. Представители данного типа занимают руководящие должности, так как обладают навыками влияния на социальные процессы.
Царь-сатьва - безупречная победа, благородство.
Мужчины с архетипом Царь-тамас также ориентированы на власть, но в более деструктивном аспекте. Это выражено в накопительстве, жажде всемогущества. Такие люди нацелены на карьеру, даже не обладая особыми мудростью и силой. Как показало исследование, респонденты этого типа имеют стремление подавлять, решать возникшую проблему любой ценой, все преодолевать, несмотря ни на что1.
Обнаружена статистически значимая связь между профессиональной успешностью и такими тендерными архетипами, как Царь-раджас ^ = 0,469, р < 0,001), Царь-сатьва (Р = 0,394, р < 0,01), Царь-тамас ^ = 0,332, р < 0,01) (таблица 2). По остальным архетипам значимых корреляций выявлено не было.
Таблица 2 - Показатели взаимосвязи профессиональной успешности
с гендерными архетипами мужчин периода с редней взрослости
Гендерный архетип Профессиональная успешность
Царь-раджас 0,469, р < 0,001
Царь-сатьва 0,394, р < 0,01
Царь-тамас 0,332, р < 0,01
Обратимся к результатам по методике Е.Ю. Коржовой2. Выявлены статистически значимые различия по шкале «трансситуационный локус контроля», который понимается данным автором как локус субъективного контроля над жизненными ситуациями. Так, в группе профессионально успешных мужчин периода средней взрослости этот показатель достоверно выше такового в группе респондентов периода ранней взрослости (М = 96, при р < 0,05), т. е. они более уверены в своей способности справляться со сложными жизненными ситуациями, контролируют их.
Выявлена статистически значимая связь между профессиональной успешностью и трансситуационным локусом контроля (Р = 0,278, р < 0,01); профессиональной успешностью и общим показателем субъект-объектных ориентаций (Р = 0,225, р < 0,05) для всей выборки. Данный показатель характеризует личность как активную, готовую преодолевать препятствия, возникающие на жизненном пути.
Выводы. Результаты исследования в целом подтверждают выдвинутую гипотезу. Ведущими гендерными архетипами профессионально успешных мужчин периода ранней взрослости являются Маг-раджас, Маг-тамас; респондентов периода средней взрослости - Царь-раджас, Царь-сатьва, Царь-тамас.
Профессионально успешные мужчины ранней и средней взрослости различаются по значимым для них гендерным концептам. Хотя их представления складываются вокруг традиционной гендерной архетипической триады отцовства, силы и власти, но анализ концептов показал, что для профессионально успешных опрошенных периода ранней взрослости характерны андро-гинные ценности в отличие от респондентов средней взрослости, которым более свойственна манифестация маскулинности.
Выявлена статистически значимая связь между профессиональной успешностью мужчин периода ранней и средней взрослости и трансситуационным локусом контроля, что свидетельствует об их умении контролировать жизненные ситуации; а также общим показателем субъект-объектных ориентаций, что характеризует профессионально успешных мужчин как активных, готовых преодолевать жизненные препятствия.
Список источников:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2010. 282 с.
Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб., 2007. 318 с.
Крайг Г. Психология развития / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. СПб., 2000. 987 с.
Кучина Т.И. Возрастные представления женщин о гендерной идентичности и их влияние на профессиональную успешность и саморазвитие : монография. Тула, 2017. 126 с.
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб., 2022. 356 с.
Мазилов В.А., Злотникова Т. С. Архетип как код массовой культуры // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 1. С. 129-135.
Мур Р., Жиллетт Д. Король, воин, маг, любовник: новый взгляд на архетипы зрелого мужчины. М., 2014. 181 с.
Нойманн Э. Великая матерь. Женские изображения и символы. СПб., 2022. 608 с.
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 767 с.
Чуркина Н.А. Маскулинизация феминности как адаптационная стратегия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-1 (29). С. 199-202.
Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. М., 2014. 234 с.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. А.М. Боковикова. М., 1994. 331 с.
1 Козлов В.В. Указ. соч.
2 Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Указ. соч.
References:
Ananiev, B. G. (2010) Man as a Subject of Knowledge. Moscow, Piter. (In Russian).
Byrne, S. (2007) Gender Psychology. Principles of Male and Female Behavior. Saint Petersburg, Praim-Evroznak. (In Russian). Campbell, J. (2022) Hero with a thousand faces. Saint Petersburg, Piter. (In Russian).
Churkina, N. A. (2013) Femininity masculinization as adaptive strategy. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. (3-1), 199-202. (In Russian). Craig, G. (2000) Developmental Psychology. Saint Petersburg, Piter. (In Russian). Eliade, M. (2014) Aspects of Myth. Moscow, Akademicheskii Proekt. (In Russian). Jung, K. G. (1994) The Soul Problems of Our Time. Moscow, Progress; Univers. (In Russian).
Kuchina, T. I. (2017) Women's Gender Identity Perceptions of Age and Their Influence on Professional Success and Self-Development. Tula, Tul'skii Universitet (TIEHI). (In Russian).
Mazilov, V. A. & Zlotnikova, T. S. (2017) Archetype as a code of popular culture. Psikhologicheskii Zhurnal. 38 (1), 129-135. (In Russian).
Moore, R. & Gillette, D. (2014) King, warrior, magician, lover: Rediscovering the archetypes of the mature masculine. Moscow, Luch. (In Russian).
Neumann, E. (2022) The Great Mother. Women's Images and Symbols. Saint Petersburg, Piter. (In Russian). Sapogova, E. E. (2013) Existential Psychology of Adulthood. Moscow, Smysl. (In Russian).
Информация об авторах Т.И. Кучина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия; доцент кафедры психологии Тульского государственного университета, Тула, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=660308 С.В. Леонова - магистр психологии, Тула, Россия.
Information about the authors T.I. Kuchina - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Psychology and Human Capital Development, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia; Associate Professor at the Department of Psychology, Tula State University, Tula, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=660308
S.V. Leonova - Master's Degree in Psychology, Tula, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.