Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 19—26. Woman in Russian Society. 2022. Special issue. P. 19—26.
Научная статья УДК 316.346.2
DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.2
ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Фарзона Майбалиевна Гарибова
Институт демографических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр, Российская академия наук, г. Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Достижение тендерного равенства во всем мире становится центральным моментом развития — его полноправной и самостоятельной целью. Оно дает возможность усилить способности страны к экономическому росту, снижению бедности и эффективному государственному управлению. Данная статья посвящена анализу ген-дерного равноправия в современном Таджикистане. Выделены основные приоритеты для обеспечения равенства возможностей и уменьшения гендерного неравенства. Особое внимание уделено месту и роли женщины в обществе.
Ключевые слова: гендерное равноправие, мужчины, женщины, социально-экономический статус, Таджикистан
Для цитирования: Гарибова Ф. М. Гендерное равноправие в Таджикистане // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 19—26.
Original article
GENDER EQUALITY IN TAJIKISTAN
Farzona M. Garibova
Institute for Demographic Research, Federal Center for Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Achieving gender equality throughout the world is becoming the central moment of development. It provides an opportunity to strengthen the country's capacity for economic growth, poverty reduction and effective public administration. This article is devoted to the analysis of gender equality in modern Tajikistan. The main priorities for ensuring equality
© Гарибова Ф. М., 2022
of opportunity and reducing gender inequality are identified. Particular attention is paid to the place and role of women in society.
Key words: gender equality, men, women, socio-economic status, Tajikistan
For citation: Garibova, F. M. (2022) Gendernoe ravnopravie v Tadzhikistane [Gender equality in Tajikistan], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, Spetsial'nyi vypusk, pp. 19—26.
Постановка задачи
Гендерное равенство предполагает не только равенство полов и их характеристик, но и положение о том, что тендерные различия в обществе не должны приводить к различному социальному статусу, нарушению прав мужчин или женщин в трудовой, правовой и других сферах общественной жизни. Центральная Азия имеет свою историю и специфику. Восточный менталитет и традиционализм, давно укоренившиеся в странах этого региона Азии, лишь недавно начали принимать некоторые элементы западной культуры, такие, как свобода личности, расширение прав человека, предоставление равных прав мужчинам и женщинам. Сегодня страны Центральной Азии активно участвуют в политике продвижения и укрепления прав и свобод женщин, в различных проектах международных организаций, принятии новых законов на государственном уровне [Жумагазина, 2017].
Таджикистан, когда объявил о своей независимости, как и другие бывшие советские республики, унаследовал идеологию, которая поддерживала равные права для женщин и мужчин. Вместе с тем в начале переходного периода в обществе возродились традиционные патриархальные модели семейной и общественной жизни, так как страна отошла от своего советского прошлого. Это усугубилось разрушительной гражданской войной, которая, по оценкам, оставила после себя 25 000 вдов, 55 000 детей-сирот и почти один миллион перемещенных лиц. Сразу после гражданской войны девочек стали выдавать замуж, не дав им возможности завершить образование. Это привело к формированию поколения женщин с более низким уровнем образования, чем у их матерей, которые стали повторять этот же цикл [Таджикистан: Страновая гендерная оценка... , 2021].
Цель исследования — выявить некоторые проблемы гендерного неравенства в Республике Таджикистан. Определить основные приоритеты и дальнейшие действия для обеспечения равенства возможностей и уменьшения гендер-ного неравенства.
Материалы и методы
Теоретической базой исследования гендерного неравенства в Таджикистане послужили исследования, которые проводились Всемирным банком, Программой Развития ООН в Таджикистане.
На основе анализа статистического материала определены особенности и проблемы гендерного неравенства в Таджикистане и пути их решения. Кроме того, выделены ключевые факторы, оказывающие воздействие на гендерное неравенство между женщинами и мужчинами. Проведенный анализ позволил осуществить обобщение полученного материала и сформулировать соответствующие выводы.
В исследовании использовались статистический и аналитический методы. Статистические данные и результаты исследовании стали источником теоретических выводов, обеспечили достоверность полученных результатов.
Результаты исследования
Первый шаг на пути к гендерному равноправию Таджикистан сделал еще в 1993 году, когда ратифицировал «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Постепенно в Таджикистане начали принимать законы, программы и стратегии для повышения статуса женщины в обществе, что должно было помочь в устранении предрассудков и стереотипов в отношении женщин.
В 2005 году в Республике Таджикистан был принят Закон РТ «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин». Новшеством данного закона явилось введение в законодательство РТ понятий «гендер», «гендерная политика», «гендерное равенство», «равные возможности».
Спустя годы, Таджикистан добился больших успехов в этом направлении: женщину стали воспринимать не только как мать и хозяйку, но и как госчиновника, депутата, предпринимателя, руководителя компании, общественного деятеля и др.
Основным учреждением, ответственным за гендерную политику, является Комитет по делам женщин и семьи (Комитет по делам женщин), который наделён разнообразными функциями: от исследований до рассмотрения жалоб от граждан, поощрения прав женщин через средства массовой информации, контроля соответствия международным стандартам, координации работы правительственных и неправительственных организаций, которую они выполняют по вопросам гендерного равенства и профессиональной подготовки. При Комитете по делам женщин по всей стране действуют 110 региональных информационно-консультационных и кризисных центров, финансируемых за счет местных бюджетов.
Сбор и представление гендерной статистики являются обязанностью Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, которое последовательно публикует сборник «Женщины и мужчины Республики Таджикистан» [Сборник «Женщины и мужчины...», 2020].
Рассмотрим рейтинг Таджикистана в Индексе гендерного неравенства (Gender Inequality Index) — комбинированном показателе Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), который измеряет развитие человека в странах мира с точки зрения существующего уровня равноправия полов.
Таблица 1
Рейтинг стран мира по индексу гендерного неравенства
Рейтинг (из 162 стран) Страна Индекс
44 Казахстан 0.190
64 Узбекистан 0.288
70 Таджикистан 0.314
83 Кыргызстан 0.369
Туркменистан данных нет
Источник: United Nations Development Programme: Gender Inequality Index 2020.
Согласно данным ПРООН, в 2020 году Индекс гендерного развития в Таджикистане имел значение 0,314, то есть занимал 70 место в рейтинге стран.
Глобальный индекс гендерного разрыва Всемирного экономического форума дает аналогичную оценку индекса гендерного неравенства (ИГН) и имеет более сложный показатель расширения прав и возможностей женщин и участия женщин в экономической жизни. Однако оба показателя находятся примерно на одинаковом расстоянии от полного равенства (0,374 и 0,377 соответственно).
Таблица 2
Показатели по глобальному индексу гендерного разрыва, 2020 год
Балл 2020 года Рейтинг (из 149 стран) Показатель гендерного разрыва Участие в экономической деятельности и возможности Уровень образования Жизнь и здоровье Расширение политических прав и возможностей
Таджикистан 137 0.626 0.496 0.942 0.976 0.088
Таджикистан (2007 год) 79 (из 128 стран) 0.6578 0.7103 0.8689 0.9785 0.0736
Казахстан 72 0.710 0.742 0.995 975 0.130
Республика Кыргызстан 93 0.689 654 0.990 0.980 0.130
Узбекистан1 данных нет
Туркменистан2 данных нет
Источник: Всемирный экономический форум (2020 год). 1 балл означает абсолютное равенство. 0 — абсолютное неравенство.
Глобальный гендерный разрыв в Таджикистане, составляющий 0,626, является самым большим среди стран-участниц в Центральной Азии. С 2007 года рейтинг Таджикистана в измерении этого индекса ухудшился на 0,032 пункта. Наибольшие изменения произошли в области участия женщин в экономической деятельности и расширении экономических возможностей, по этому показателю гендерный разрыв увеличился на 0,214 пункта. В Таджикистане сохраняется почти абсолютное равенство в плане уровня жизни и здоровья мужчин и женщин, но наблюдается большое неравенство в области расширения их политических прав и возможностей [Лерман, 2021].
Структура занятости также отличается высокой степенью гендерных различий. Неквалифицированные работницы занимают доминирующее положение в традиционных женских отраслях экономики: сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и предприятиях бытового обслуживания. Большинство высококвалифицированных специалистов женского пола трудятся в сферах образования и здравоохранения, которые также отличаются невысоким уровнем оплаты труда [Использование времени женщинами в сельской местности... , 2020].
1 Туркменистан не участвует в индексе
2 Узбекистан не участвует в индексе с 2009 года.
В сфере образования Таджикистана также существует гендерное неравенство, поскольку в обществе в целом придают большее значение обучению и воспитанию представителей сильного пола. По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, девочки составляют более 48 % от общего числа учащихся. Однако, в 2019—2020 учебном году в высших учебных заведениях девушки составляют только 36,4 %.
Из-за влияния религиозных верований и традиционных социальных представлений семейный статус женщин в обществе чрезвычайно низок. В этой сфере доминируют традиции мужского превосходства. Женщины в Таджикистане не всегда имеют право делать свой собственный выбор в браке. Брак зачастую заключается по решению родителей жениха и невесты [Пэйчжи, 2020].
В республике остаются востребованными как внешняя, так внутренняя миграция населения, вследствие высоких темпов роста численности населения и ограниченности внутреннего рынка труда. Мужчины в поисках работы вынуждены выезжать на заработки в Россию и другие соседние страны. Женщины принимают на себя роль главы семейства, становятся ответственными за ведение хозяйства, принятие важных решений, что ведет к изменению социальной роли женщины.
Не отставая от мировой тенденции борьбы за равноправие, различные общественные организации Таджикистана активно участвуют в решении проблем общества, обозначенные в «Гендерном обзоре», разработанном при поддержке Программы ООН по развитию в Таджикистане в виде 17 целей на период до 2030 года, в том числе:
1. Обеспечение продовольственной безопасности и доступ населения к качественному питанию.
2. Расширение продуктивной занятости.
3. Развитие человеческого капитала через улучшение: доступа к образованию; здоровья и долголетия; гендерного равенства [Гендерный обзор национального доклада... , 2020].
Среди важных гендерных проблем, характерных для таджикского общества, целесообразно обозначить принуждение к заключению брака, дискриминацию женщин в профессиональной сфере, домашнее насилие, домогательства. С целью их решения в настоящее время в Таджикистане функционирует Общественное объединение «Гендер и развитие», которое было зарегистрировано Министерством Юстиции Республики Таджикистан 22 ноября 2000 года. Организация продолжает деятельность Бюро «Женщины в развитии», созданного в 1995 году Правительством Республики Таджикистан при финансовой и технической помощи Программы Развития ООН (UNDP). Основной целью деятельности организации является укрепление потенциала женского движения в Республике Таджикистан. За время своего функционирования ОО «ГиР» добилась значительных результатов [Официальный сайт ОО «Гендер и развитие»].
Гендерное равенство выступает краеугольным камнем справедливого общества и основой экономического развития. Будучи одним из прав человека, равенство распространяется на всех членов общества и является по сути бесценным. Это также официально утвержденная цель правительства наряду с другими целями в области устойчивого развития (ЦУР). В этой связи правительство
стремится обеспечить полное и эффективное участие женщин и равные возможности для руководства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Кроме того, экономические последствия гендерного дисбаланса также имеют большое значение для благосостояния как в глобальном масштабе, так и конкретно в Таджикистане.
Выводы
В современном Таджикистане предпринимаются меры для поддержки участия женщин в общественно-экономической жизни. С целью развития женского предпринимательства, начиная с 2006 года, выделяются президентские гранты, предоставляемые общественным организациям и частным лицам-предпринимателям на повышение правовой грамотности женщин, создание рабочих мест и формирование профессиональных навыков.
Среди факторов, которые влияют на сохранение гендерного неравенства между мужчинами и женщинами, следует обозначить традиционный уклад таджикского общества, определяющий роль женщины как домохозяйки; отсутствие образования среди женского населения, вследствие чего им трудно найти хорошо оплачиваемую работу; недостаточное выполнение законодательных актов в области равноправия полов. Вместе с тем предоставление прав и свобод как мужчинам, так и женщинам Таджикистана даст возможность повысить экономическую стабильность государства, а повышение уровня образования поможет не только улучшить кадровый потенциал будущих работников, но и стабилизировать социальную жизнь общества за счет процесса модернизации и использования лучших практик.
С целью ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек принимаемые государственные меры и действия должны быть направлены на достижение равного результата для мужчин и женщин, а не на уравнение отношения к мужчинам и женщинам. Важны учет неоднородности гендер-ных групп, дифференцированный подход при разработке стратегий и мер воздействия на решение проблем с учетом особенностей и потребностей различных социальных групп (сельское и городское население, возрастные группы и др.). Игнорирование различных возможностей женщин и мужчин в реализации предоставленных прав голоса при принятии тех или иных законов, стратегий, программ может привести к косвенной дискриминации. В этой связи важное значение имеет повышение гендерной компетентности сотрудников органов государственного управления.
В целом правительству Таджикистана, несмотря на принятую Конституцию и ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, предстоит значительная работа по достижению гендерного равноправия в обществе.
Список источников
Гендер и развитие: официальный сайт Общественной организации. URL: https://gender.tj/ (дата обращения: 15.02.2022).
Гендерный обзор национального доклада о ходе реализации стратегических целей национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и программы среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016— 2020 годы в контексте целей устойчивого развития. URL: https://cso-central.asia/obshhestvennye-organizacii-proveli-gendernyj-obzor-po-ustojchivomu-razvitiiu-v-tadzhikistane/ (дата обращения: 10.02.2022).
Женщины и мужчины Республики Таджикистан. 2020 // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: https://stat.tj/ru/program-on-the-development-of-gender-statistics (дата обращения: 08.03.2022).
Жумагазина Б. Б. Политика по расширению прав и возможностей женщин в Республике Таджикистан // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 327—332. URL: https://moluch.ru/archive/135/37808/ (дата обращения: 10.02.2022).
Использование времени женщинами в сельской местности Таджикистана // Азиатский банк развития 2020. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/ 609486/womens-time-use-tajikistan.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
Лерман З. Гендерные разрывы в Центральной Азии: переоценка // Центральноазиатский журнал водных исследований. 2021. № 7. С. 47—73.
Таджикистан: Страновая гендерная оценка 2021 // Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/publication/country-gender-assessment (дата обращения: 15.02.2022).
Юнь Пэйчжи. Женский статус в современном Таджикистане // Образование и право. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskiy-status-v-sovremennom-tadzhikistane (дата обращения: 15.02.2022).
References
Gendernyi obzor natsional'nogo doklada o khode realizatsii strategicheskikh tselei natsional'noi strategii razvitiia Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 goda i programmy srednesrochnogo razvitiia Respubliki Tadzhikistan na 2016—2020 gody v kontekste tselei ustoichivogo razvitiia [Gender review of the national report on the implementation of the strategic goals of the national development strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030 and medium-term development of the Republic of Tajikistan for 2016-2020 for sustainable development], available from https://cso-central.asia/obshhestvennye-organizacii-proveli-gendernyj-obzor-po-ustojchivomu-razvitiiu-v-tadzhikistane/ (accessed 10.02.2022).
Ispol'zovanie vremeni zhenshchinami v sel'skoi mestnosti Tadzhikistana [Women's time use in rural Tajikistan], Aziatskij bank razvitiia 2020, available from https://www.adb.org/ sites/default/files/publication/609486/womens-time-use-tajikistan.pdf (accessed 15.02.2022).
Iun Peizhi (2020) Zhenskii status v sovremennom Tadzhikistane [Women's status in modern Tajikistan], Obrazovanie i parvo, 2020, no. 6, available from https://cyberleninka.ru/ article/n/zhenskiy-status-v-sovremennom-tadzhikistane (accessed 15.02.2022).
Lerman, Z. (2021) Gendernye razryvy v Tsentral'noi Azii: pereotsenka [Gender gaps in Central Asia: A reassessment], Central Asian Journal of Water Research, no. 7, pp. 47—73.
Ofitsial'nyi sait Obshchestvennoi organizatsii «Gender i razvitie» [Official website of the Public Organization "Gender and Development"], available from https://gender.tj/ (accessed 15.02.2022).
Tadzhikistan: Stranovaia gendernaia otsenka 2021 [Tajikistan: Country Gender Assessment 2021], Vsemirnyji bank, available from https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ country/tajikistan/publication/country-gender-assessment (accessed 15.02.2022).
Zhenshchiny i muzhchiny Respubliki Tadzhikistan. 2020 [Collection "Women and men of the Republic of Tajikistan" 2020], Agentstvo po statistike pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan, available from https://stat.tj/ru/program-on-the-development-of-gender-statistics (accessed 08.03.2022).
Zhumagazina, B. B. (2017) Politika po rasshireniiu prav i vozmozhnostei zhenshhin v Respublike Tadzhikistan [Policy to empower women in the Republic of Tajikistan], Molodoi uchenyi, no. 1 (135), pp. 327—332, available from https://moluch.ru/archive/135/37808/ (accessed 10.02.2022).
Статья поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 20.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.
The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 20.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.
Информация об авторе /Information about the author
Гарибова Фарзона Майбалиевна — младший научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, г. Москва, Россия, [email protected] (Research Assistant, Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).