Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО КАК ЦЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ'

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО КАК ЦЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
311
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ ПОРЯДКИ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалева Г. М.

В статье рассматриваются цели и задачи устойчивого развития ООН № 5 - обеспечения гендерного равенства. Анализируются различия в выполнении этих целей и задач в разных странах. Дается критическая оценка ≪Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года≫ и приводятся не использованные в докладе данные. Описывается реализация следующих целей в отношении женщин: повсеместная ликвидация всех форм дискриминации; ликвидация всех форм насилия; ликвидация всех вредных видов практики; обеспечение всестороннего и реального участия на всех уровнях в политической, экономической и общественной жизни; обеспечение всеобщего доступа к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Делаются выводы об основных проблемах по обеспечению гендерного равенства в России, связанные с гендерным порядком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER EQUALITY AS A GOAL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA

The article considers the United Nation Sustainable Development Goals in particular the goal No.5 - ensuring gender equality. It analyses differences in the implementation of those goals and objectives in different countries. A critical assessment is given of the “Voluntary National Review of the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development” and provides data not used in the report related to the situation of women in the Russian Federation.The implementation of the following goals in relation to women is described: the ubiquitous elimination of all forms of discrimination; and violence; elimination of all harmful practices; ensuring the full and real participation and equal opportunities at all levels in political, economic and public life; ensuring universal access to sexual and reproductive health services. Conclusions are drawn about the main issues in ensuring gender equality in Russia, associated with the existence of different gender orders.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО КАК ЦЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ»

УДК 396.9

Б01: 10.28995/2073-6401-2022-1-363-371

Гендерное равенство как цель устойчивого развития и ее реализация в России

Галина М. Михалева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, gmmichaleva@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи устойчивого развития ООН № 5 - обеспечения гендерного равенства. Анализируются различия в выполнении этих целей и задач в разных странах. Дается критическая оценка «Добровольного национального обзора хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и приводятся не использованные в докладе данные. Описывается реализация следующих целей в отношении женщин: повсеместная ликвидация всех форм дискриминации; ликвидация всех форм насилия; ликвидация всех вредных видов практики; обеспечение всестороннего и реального участия на всех уровнях в политической, экономической и общественной жизни; обеспечение всеобщего доступа к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Делаются выводы об основных проблемах по обеспечению гендерного равенства в России, связанные с гендерным порядком.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, гендерное равенство, гендерные порядки в России

Для цитирования: Михалева Г.М. Гендерное равенство как цель устойчивого развития и ее реализация в России // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 3. С. 363-371. БОТ: 10.28995/2073-6401-2022-1-363-371

© Михалева Г.М., 2022 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1, часть 3

Gender equality as a goal of sustainable development and its implementation in Russia

Galina M. Mikhaleva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, gmmichaleva@gmail.com

Abstract. The article considers the United Nation Sustainable Development Goals in particular the goal No.5 - ensuring gender equality. It analyses differences in the implementation of those goals and objectives in different countries. A critical assessment is given of the "Voluntary National Review of the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development" and provides data not used in the report related to the situation of women in the Russian Federation.

The implementation of the following goals in relation to women is described: the ubiquitous elimination of all forms of discrimination; and violence; elimination of all harmful practices; ensuring the full and real participation and equal opportunities at all levels in political, economic and public life; ensuring universal access to sexual and reproductive health services. Conclusions are drawn about the main issues in ensuring gender equality in Russia, associated with the existence of different gender orders.

Keywords: sustainable development goals, gender equality, gender order in Russia

For citation: Mikhaleva, G.M. (2022), "Gender equality as a goal of sustainable development and its implementation in Russia", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 3, pp. 363-371, DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-363-371

Цели и задачи обеспечения гендерного равенства

Цель устойчивого развития ООН № 5 - достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Она связана с ликвидацией всех форм дискриминации по признаку пола1. Задачи ЦУР № 5 формулируются в отношении женщин и девочек следующим образом: ликвидировать различные формы дискриминации, ликвидировать все формы насилия в общественной и частной жизни, включая торговлю людьми, сексуальные и другие виды эксплуатации; ликвидировать все вредные практики: дет-

1 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality/ (дата обращения 15 марта 2022).

ские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах; признавать неоплачиваемую работу на дому, обеспечивать государственные услуги и социальную защиту в этой области; обеспечить равные возможности для лидерства на различных уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни; обеспечить доступ к сексуальному и репродуктивному здоровью и репродуктивным правам.

Инструменты ЦУР

В качестве инструментов обеспечения ЦУР № 5 перечислены: предоставление женщинам равных прав на экономические ресурсы и доступа к собственности, включая контроль над ней; использование стимулирующих технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

В документе ООН подчеркивается, что в мире одна из пяти женщин подвергается физическому, в том числе сексуальному насилию со стороны партнера, 19% времени женщины тратят на неоплачиваемый труд (мужчины - 8%), и доход женщин составляет только 50% от дохода мужчин. Не умеют читать и писать 61% молодых женщин. 15 млн девочек младше 18 лет выдаются замуж, 270 млн подверглись калечащей процедуре обрезания. Доля же женщин в национальных парламентах составляет 23%.

Однако это - «средняя температура по больнице», ситуация в разных странах различается очень сильно. Гендерного равенства, которое ООН измеряло по ряду индикаторов с максимум в 100 баллов, достигли на сегодняшний день шесть стран: Бельгия, Дания, Франция, Латвия, Люксембург и Швеция. Эти государства набрали сотню баллов по каждому индикатору. Вплотную приблизились к заветной величине еще девять государств, а именно Австрия, Канада, Эстония, Финляндия, Греция, Ирландия, Португалия, Испания и Великобритания. Этим странам удалось получить оценку в 97,5 балла. Отметим, что это - страны Европейского союза, проводящего политику гендермейнстриминга и феминистскую государственную политику в скандинавских странах [Медушевский, Михалева и др. 2019].

С другого конца рейтинга оказались страны, государственной религией в которых является ислам. Так, наиболее существенные проблемы с гендерным равенством эксперты обнаружили в Саудовской Аравии, набравшей лишь 25,63 балла, в ОАЭ и Судане, рейтинг которых составил 29,38 балла. Чуть за 30 пунктов удалось перешагнуть Ирану и Катару - 31,25 и 32,50 соответственно.

Российская Федерация: оценка выполнения ЦУР № 5

В России в 2020 г. был подготовлен «Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»2. В документе анализируется выполнение целей и задач, поставленных ООН: отчасти - верно, отчасти - с использованием фигур умолчания. Сравним этот документ с существующими в нашей стране проблемами.

Повсеместная ликвидация всех форм дискриминации (задачи 5.1, 5.а, 5.с). В качестве позитивных характеристик упоминается: существование в Конституции ст. 19 п. 3: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Однако, кроме статьи Конституции, нет ни одного закона, направленного на реализацию принципа гендер-ного равенства. С 1995 г. внесенный в Государственную Думу закон о государственных гарантиях гендерного равенства и его позже измененный вариант так и не были приняты. В области законодательства самые яркие примеры - ограничение репродуктивных прав и декриминализация домашнего насилия. Близость органов власти к РПЦ и присутствие ее представителей в качестве советников в комитетах Государственной Думы оказывают сильное влияние на государственное регулирование в этой сфере (см. ниже). После принятия поправки в Уголовный кодекс в 2017 г. о частичной декриминализации побоев, связанных с домашним насилием, виновник нанесения побоев освобождался от уголовной ответственности.

Позитивные показатели фиксируются в области трудовых прав: В Трудовом кодексе - недопустимость ограничения в трудовых правах и свободах (ст. 3 ТК РФ), обязательство обеспечения равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Упоминается запрещение дискриминации при определении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ). Позитивно оцениваются меры в связи с беременностью и материнством.

Подчеркивается, однако, что российский индекс развития равенства мужчин и женщин и по индексу неравенства между полами в 2017 г. был на 49-м месте среди 189 стран. По данным Всемирного банка (2020 г.), в рейтинге равенства между мужчинами и женщинами Россия заняла 73-е место из 190 стран. По данным Всемирного экономического форума (2018 г.) - 75-е место из 149 стран.

2 https://roscongress.org/upload/medialibrary/572/26421VNR_2020_ Russia_Report_Russian.pdf (дата обращения 16 марта 2022).

Показатели по различным параметрам сильно различаются: «здоровье и продолжительность жизни» - 1-е место; «доступность образования» - 28-е место; «экономическое участие и возможности» - 31-е место; «политическое участие» - 123-е место.

В то же время в докладе не упоминаются практики в бизнесе, когда не обеспечиваются права беременных и женщин с детьми. Не указывается, что Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ № 190 о ликвидации насилия и харассмента в сфере труда3.

Отчет перечисляет действия правительства для реализации ЦУР. К ним относятся: Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг.4 В декабре 2019 г. был утвержден план мероприятий по реализации в 2019-2022 гг. Стратегии5, его основные направления: создание условий для сохранения здоровья; улучшение экономического положения, обеспечение роста благосостояния; профилактика и предупреждение социального неблагополучия и насилия; активизация участия в общественно-политической жизни; совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин.

Ликвидация всех форм насилия в отношении всех женщин и девочек (задача 5.2). Отчет дает позитивную оценку следующим факторам. Суд может возложить на подозреваемого или обвиняемого запрет на общение с определенными лицами (поправки в УПК 2018 г.). Отмечается существование «Центра помощи пострадавшим от домашнего насилия» - четыре филиала (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге). Однако авторы доклада «не заметили» большого числа профильных организаций, в том числе некоммерческих, действующих в других регионах [Михалева 2021]. В качестве недостатков отмечаются декриминализация семейного насилия; отсутствие законов о предотвращении домашнего насилия и о харассменте.

3 Опубликован доклад о насилии и харассменте в сфере труда в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktr.su/content/news/detail. php?ID=7371 (дата обращения 17 марта 2022).

4 http://static.government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV4j dNihEmTOUe.pdf (дата обращения 17 марта 2022).

5 Распоряжение от 7 декабря 2019 года № 2943-р «[Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2022 годах Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. № 410-р]» [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/ document/564043538 (дата обращения 17 марта 2022).

На практике законопроект Оксаны Пушкиной о домашнем насилии был Государственной Думой передан в Совет Федерации, но даже его смягченная версия до сих пор не принята, несмотря на то, что правительство признает рост случаев домашнего насилия в период пандемии. Комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве 27 апреля 2020 г. приняла решение «О реализации профилактики правонарушений по предупреждению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений» (Председатель В.А. Колокольцев, министр внутренних дел РФ)6. Кроме того, практикуется применение насилия в отношении женщин со стороны органов власти, связанное с силовым пресечением незаконных с точки зрения власти массовых акций. Если раньше женщин избивали редко, то теперь применение силы и массовые задержания женщин - практически норма для правоохранительных органов.

Уголовное преследование активных женщин. По данным Правозащитного центра «Мемориал»7, из 76 политзаключенных - 9 женщин. Из 398 преследуемых по политическим мотивам - 75 женщин, большинство из которых преследуются из-за принадлежности к «Свидетелям Иеговы».

Ликвидация всех вредных видов практики в отношении женщин (задача 5.3). В докладе отмечается, что в Семейном кодексе определен брачный возраст - 18 лет - и принцип добровольности вступления в брак. В особых случаях (например, беременность невесты) возраст может быть снижен до 14 лет.

Однако не упоминается, что активная роль РПЦ и других традиционных конфессий возрастает. Под давлением РПЦ уже ограничены репродуктивные права женщин, отказались от уроков сексуального воспитания в школе и т. д. Представители исламского духовенства идут еще дальше, оправдывая калечащие операции женского обрезания, как муфтий Исмаил Бердиев8. Влияние РПЦ сказалось и на содержании уже упомянутой правительственной программы поддержки женщин, которая сосредоточена на обеспечении репродуктивных прав и не содержит развернутых задач обеспечения гендерного равенства.

6 https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2020/04/Reshenie_PKPP_ ot_31032020.pdf. (дата обращения 17 марта 2022).

7 https://memohrc.org/ru/pzk-list (дата обращения 17 марта 2022).

8 «Надо всех женщин обрезать»: Муфтий снова разозлил соцсети заявлением о женском обрезании [Электронный ресурс]. URL: https:// medialeaks.ru/1708okh-muftiy-severnogo-kavkaza-snova-razozlil-sotsseti-za-yavleniem-o-zhenskom-obrezanii/ (дата обращения 17 марта 2022).

Наступление на права женщин на Кавказе демонстрирует существование в России разных гендерных порядков. В республиках Кавказа это - не просто давление муфтиев, но государственная политика, поддерживаемая обществом. В списке - принуждение женщин к ношению платков в публичных местах, к ранним бракам (и отказу от продолжения образования), многоженство, убийства чести, похищение невест, практика в отношении детей при разводе, когда они остаются с семьей мужа, раздельные пляжи для мужчин и женщин и женское обрезание. Это прямо противоречит Конституции РФ.

Обеспечение всестороннего и реального участия женщин и равных для них возможностей для лидерства на всех уровнях в политической, экономической и общественной жизни (задача 5.5). В докладе говорится, что Национальный проект «Демография» включает в себя федеральный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Это единственное, что можно отметить из позитива. У нас не существует институтов, защищающих права: нет уполномоченных по правам женщин на федеральном, региональном и местном уровнях, в учреждениях и на предприятиях; процветают практики дискриминации при приеме на работу. Лишь в небольшом числе фирм практикуются женские квоты в советах директоров.

Низок уровень представительства женщин во власти. В администрации Президента 35 человек, всего 10% - женщины, в руководстве правительства - 31, также - 10% женщин. 17% женщин среди 169 сенаторов. В Государственной Думе - 16%. Из 85 субъектов Федерации только в ХМАО глава - женщина. Из 178 крупных городов России только в 23 мэры - женщины [Фильченко 2021].

Обеспечение всеобщего доступа к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья (задача 5.6).

В докладе отмечается Национальный проект «Здравоохранение» (в рамках проекта «Демография»), в том числе защита беременности и родов, материнский капитал. В 2015-2018 гг. число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет сократилось с 23,8 до 19,0, число абортов на 100 родов - с 44 до 41,5. Но не учитывается наступление на репродуктивные права женщин: ограничение права на аборты - с одной стороны, и невозможность для незарегистрированных пар провести ЭКО - с другой. Отказ от уроков сексуального воспитания в школах приводит к росту венерических заболеваний и ранних беременностей.

Выводы доклада. Тематика гендерного равенства практически отсутствует в стратегических и программных документах РФ. Приоритеты развития до 2024 г. включают лишь положения, касающиеся материнского здоровья и создания «условий для

осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей». Программа развития ООН (Gender Inequality Index) в 2017 г. фиксирует 53-е место России из 189 стран мира по ситуации в сфере гендерного равенства.

Заключение

В современной России существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, государственная политика, включая законодательство, на которую большое влияние имеют РПЦ и другие конфессии, направлена на сохранение и навязывание женщине патриархатного гендерного порядка и традиционных ролей. Государство заинтересовано в изменении демографической ситуации и повышении рождаемости. Об этом неоднократно заявляли руководители. Так, В.В. Путин считает, что нужно «выбраться из демографической ловушки», повысить рождаемость и поддержать семьи с детьми9. Это - постепенно увеличивающиеся детские пособия, материнский капитал, одновременные выплаты семьям с детьми в условиях кови-да. Но есть и попытки введения штрафных мер, помимо запрета на аборты или вывода их из ОМС, это еще и попытки введения налога на бездетность. Одновременно существует (и усиливается) традиционный гендерный порядок в республиках Кавказа.

С другой стороны, вопрос гендрного равенства стал актуальным для средств массовой информации, особенно сетевых. Несмотря на давление и объявление иностранными агентами, действуют женские НКО, новые средства коммуникации стимулируют развитие молодежных феминистских групп разных направлений. Насилие в отношении женщин, в том числе домашнее, стало видимым. И это дает основания для надежд на то, что цель ЦУР № 5 будет постепенно реализоваться.

Литература

Медушевский, Михалева и др. 2019 - Медушевский Н.А, Михалева Г.М., Гор-деева М.А., Кутырев Г.И. Европейский Союз: риски и вызовы современного этапа политической эволюции. М.: ЛЕНАНД, 2019. 352 с.

9 Путин предложил план выхода из «демографической ловушки»: Сколько будет стоить борьба с бедностью и низкой рождаемостью [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/15/01/2020/5e1f21 a39a7947dbeef5f5a3 (дата обращения 14 марта 2022).

Михалева 2021 - Михалева Г.М. Опыт взаимодействия с органами власти по вопросу о борьбе с домашним насилием // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1. Часть 2. С. 287-295.

Фильченко 2021 - Фильченко Г. Женщины - политики в России на федеральном, региональном и местном уровне // Женщины в политическом пространстве России и зарубежных стран / Под ред. Г.М. Михалевой. М.: Издательские решения, 2021. С. 53-58.

References

Filchenko, G. (2021), "Women Politicians in Russia at the Federal, Regional and Local Levels", Mikhaleva G.G. (ed.), Zhenshchiny vpoliticheskom prostranstve Rossii i za-rubezhnykh stran [Women in the Political Space of Russia and Foreign Countries], Izdatelskie resheniya, Moscow, Russia. Medushevskii, N.A., Mikhaleva, G.M., Gordeeva, M.A. and Kutyrev, G.I. (2012), Evropeiskii Souz: riski i vysovy sovremennogo etapa politicheskoi evolutsii [European Union. Risks and challenges of the current stage of political evolution], LENAND, Moscow, Russia.

Mikhaleva, G.M. (2021), "Experience of interaction with authorities on the issue of combating domestic violence", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 287-295, D0I:10.28995/2073-6401-2021-1-287-295.

Информация об авторе

Галина М. Михалева, доктор политических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; gmmichaleva@gmail.com

Information about the author

Galina M. Mikhaleva, Dr. of Sci. (Political Science), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; gmmichaleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.