Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ'

ГЕНДЕРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Добряков Игорь Валерьевич, Фесенко Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ»

PROCEDIA

DOI: 10.23888/humJ2024122177-186

ГЕНДЕРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ

Добряков И. В., Фесенко Ю. А.

1 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. М. Бехтерева, Санкт_Петербург, Российская Федерация 2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета клинической психологии в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова

«Междисциплинарный подход к изучению психологической травматизации»

16 мая 2024 года

Щ Добряков И.В. ст.научн.сотр. Щ) научно-организационного отдела йг НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева

ГЕНДЕРНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Фесенко Ю.А. профессор

Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет

КИП,:

m¡r?i¡

КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИИЕСКОИ Г^

ТРАВМАТИЗАЦИИ аГ$Ж

Vi"'':.- t

т

4. Í

АНОМИЯ (греч.: «а» - отрицание, «nomos» - закон), критическое состояние общества, характеризующееся тем, что старые нормы перестали действовать, а новые ещё не установились, старые ценности девальвировались, а новые находятся в процессе формирования

В эпоху постмодернизма изменения

устоявшихся взглядов, ценностей формируют ситуацию аномии.

Сбывается предсказание

■ 4В11 М.К. МАМАРДАШВИЛИ:

Durkgeim Е.

Щ «Грялет

^ время «безнормальности»

Г X ( 1990)

Аномия

► приводит к росту базальной тревоги в обществе, у его представителей

► негативно влияет на семейные

ОТНОШеНИЯ {Эфрон Дж„ Льюкенс Р., Льюкенс М., 2000)

►создает неблагоприятные условия становления полового влечения, полоролевой илентификации

ГА х

АНОМИЯ чревата размытостью границ норм поведения, (свода правил, регламентирующих и ограничивающих произвольную деятельность человека), возможным

плпп л

■^ад^овых норм поведения всех видов:

Всеобщие нормы - общечеловеческие, религиозные нормы могут быть относительными и меняться: запреты на смертную казнь, гомосексуализм, каннибализм у некоторых племен

Макросоциадьные нормы регламентируют поведение больших групп людей. Уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы регламентируют нормы в одном отдельно взятом государстве Микросоциальные нормы регламентируют поведение малых групп . Например, уставы воинских частей, этические профессиональные кодексы, семейные нормы поведения, нормы поведения подростковых группировок...

МКБ-10 содержала категорию «Расстройство сексуального созревания», включающую неопределенность в отношении половой идентификации или сексуальной ориентации, вызывающую тревогу и депрессию.

В МКБ-11 весь блок «Расстройства половой идентификации» заменен термином «Гендерное несоответствие» и перенесен из раздела «Психические расстройства и расстройства поведения» в разделе

о сексуальном злоровье.

179

В Американском диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-го издания (ОБУ-б) «гендерное несоответствие в детском возрасте» названо «гендерной дисфорией в детском возрасте».

Дисфория-эмоциональная реакция, возникающая в связи с дисморфоманией (сверхценными идеями непринятия анатомических и физиологических особенностей своего тела), приводящая к дистрессу, риску возникновения депрессий, наркотизации, суицидов.

Этого не происходит, если половая идентичность развивается стабильно и гармонично, а смысловые установки развивающейся личности не противоречат существующим представлениям о

половых ролях

формирование самосознания и осознание неизбежности смерти; : ■ ► поиски смысла жизни (метафизическая интоксикация); 4 ► переживание одиночества и экзистенциальной тоски; ^ ► формирование комплекса неполноценности

В подростковом возрасте растет базальная тревога, связанная с сепарацией, являющейся результатом формирования душевных и телесных границ. щ

«человек без комплекса неполноценности -

неполноценный человек» (А. Adler) f * "в

«особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также того, какой исторический этап этого развития ребёнок застал»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

произошла в 80-х годах прошлого столетия *

Ее причина - соединение в одном гаджете телефона и I"Ш I компьютера. Это расширило прежние и предоставило новые способы и возможности получения информации, ' общения, мышления, обусловило появление новых

В.В. Радоев 1

поведенческих практик. зГ*^**

Г/* ^ Складывающиеся в результате

5 %

устойчивые значимые межпоколенческие различия,

V. выходящие за рамки обычных > противоречий поколений отцов

iи детей, привели к

РАЗЛОМУ ПОКОЛЕНИЙ

I *?ХН mi*

Высокий уровень базальной тревоги -_ основная одна из причин возникновения сверхценных ИДвЙ

Формирование и распространение сверхценных идей осуществляется с помощью технологии дискурса

(«окон Овертона»)

^^ Это технология программирования и принятия обществом любых

идей, формирования их сверхценности. Joseph Overton Сверхценные идеи приобретают особую значимость, так как определяют цель, вектор действий, оппонентов и врагов с которыми надо бороться. Базальная тревога при этом снижается, однако попытки внести сомнения в правоту сверхценной идеи грозят вновь ее увеличить, а потому пресекаются с гневом.

Это нередко сопровождается дисфорическими реакциями, * ^^J^pl

агрессией, девиантным и делинквентным поведением. |/

Легализация многих сверхценных идей ^Еш

приводит к изменению норм морали и этики. гЗБ' Mt;

A.O. Бухановский предложил выделять три варианта сверхценных идей

!. Связанные с непринятием своих биологических особенностей, относится свойственная им односторонняя сверхценная озабоченность, выражающаяся появлением сверхценной моноидеи. Например, дисморфомании, анорексия (убежденность в необходимости ограничивать себя в еде с целью похудеть), сверхценное желание наращивать мускулатуру с помощью приема анаболиков и занимающих все свободное время изнуряющих тренировок; транспозиция половой идентичности с упорным стремлением поменять пол и др. !!. Связанные с психологической сферой, относятся сверхценные идеи изобретательства, реформаторства, мистические идеи и другие. III. Связанные с социальной сферой относятся сверхценные идеи «борьбы за справедливость», проявляющиеся сутяжничеством, кверулянством, а также поиск идейных (включая политических) врагов.

Примером могут служить фанатичные идеи сексизма, расизма, национализма и пр.

Постмодернистская культура не создает благоприятных условий для интимности. Сам термин интимность используется реже, по сравнению с модернистской и особенно традиционной культурой...

Постмодернистские имиджи тендерных идентификаций объективно способствуют прогредиентному процессу

выхолащивания высших эмоциональных переживаний

в сфере ИНТИМНЫХ отношений (Короленко Ц П , 2012, 2015)

...повышению уровня базальной тревоги

Два подхода специалистов к формированию тендерной идентичности

► Либеральная этика. Ребенку предлагают сделать выбор любого пола, игнорируя биологически обусловленный половой диморфизм. Это стимулирует формирование изменчивого тендера, так как становлению персональной идентичности, ее устойчивости препятствуют противоречия смысловых установок развивающегося ребенка и существующих в культуре представлений о половых ролях и стереотипах поведения. Сверстники, как правило, негативно относятся к воспитанным таким образом гендерфлюидам, что порождает тревогу.

► Этика «золотой середины» способствует принятию своего тела и развитию соответствующих тендерных ролей. При этом поведение и установки, соответствуют биологическому полу, одобряются и поддерживаются. Ребенку не грозят множественные серьезные медицинские вмешательства и проживание в мире, стигматизирующем тендерную неконформность.

В РБМ-У приведены статистические данные:

► 98% мальчиков и 88% девочек, испытывавших затруднения тендерного самоопределения в детстве, принимают свой пол после пубертатного периода

По мнению Американской педиатрической коллегии

внушение детям идеи о возможности перевоплощения в особу другого пола посредством гормональной терапии или хирургической операции, а также о том, что эти практики нормальны и здоровы - насилие над детьми

подход {(золотой середины» позволяет, оказывать детям адекватную психологическую и психотерапевтическую помощь

Большое значение должно уделяться и психопрофилактике, направленной на предотвращение закрепления признаков половой неконгруентности и на развитие у ребенка тендера, соответствующего его анатомическим особенностям.

Грамотно построенная профилактика позволяет предотвратить необходимость таких тяжелых медицинских вмешательств, как гормональная терапия, брутальные хирургические операции

184

Профилактика

роста тревоги, агрессии, аутоагрессии у детей, подростков, взрослых

► формирование конструктивной иерархии жизненных ценностей;

► Формирование навыков конструктивного удовлетворения сенсорной жажды;

► формирование жизнестойкости, принятие своих особенностей

(конституции, национальности, способностей, пола и пр.)

if mm

ЯШ 9Ш

иш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шШ

Pffi

mill'

ж

n|

ш®

lit' щ В v I

.ВД \'я, ;

ЧТО ДЕЛАТЬ? (профилактика проблем)

► проводить очные мультидисциплинарныетематические конференции по актуальной проблематике психологии и психопатологии детей, подростков и молодежи;

► организовывать совместные занятия с родителями, воспитателями и учителями,

направленные на повышение их знаний в области психологии, проблем воспитания;

► выявлять нуждающихся в психологической и медицинской помощи, обеспечить ее доступность;

► оптимизировать обучение детских и подростковых психологов, психотерапевтов и психиатров (очные длительные циклы ТУ; переподготовка; ординатура, аспирантура);

► организовать очные циклы ТУ школьных психологов по актуальным вопросам;

► проводить в школах профориентацию учеников, организовать с учетом результатов соответствующие формы проведения досуга;

► организовать занятия с подростками, направленные на выявление проблем и информировани: о конструктивных путях их решения;

► организовать занятия на актуальные психологические темы с молодежью в средних и высших учебных заведениях;

► организация лектория для пар, подающих заявления в ЗАГС о намеренье заключить брак;

► организация очных циклов ТУ специалистов, работающих участниками военных действий и членам их семей и обеспечение доступности этой помощи

185

► Мультидисциплинарные конференции

СПб ГКУЗ_11ГорйДСкдц,ЦеШ1» ж/шшшсиминвдф!

Ф1ТЛ' "] D П

к непм.тогшг» им В М. Бехтерева» Ml РФ

it неврологии» »M ВМ Бгаевсвая ли ТО

ПСИХОСЕКСУАЛЬНО ГО

дешаптмшн «Герой»

РАЗВИТИЯ

НЕСОВЕРШЕНСНОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ

материалов конференции

«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ II МОЛОДЁЖИ.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ Н ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМ:

СЕМЬЯ-УЛИЦА-СОЦИАЛЬНЫЕ "Г®

СЕТИ - ИНТЕРНЕТ»

Стрессовые расстройства у детей ш подростков: методические рекомендации / НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева; автор: Добряков И.В.-СПб., 2022.

В связи с решением Правительства Российской Федерации проведения в Российской Федерации Десятилетия детства от 15.12.2023 № 4пр просит направить предложения в проект методических рекомендаций для педагогов-психологов общеобразовательных организаций

по выявлению признаков нарушения настроения и тревоги в детском и подростковом возрасте. Рекомендации просьба направить в срок до 20.05.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Добряков Игорь Валерьевич — канд. мед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник. SPIN: 2573-5826, e-mail:

Фесенко Юрий Анатольевич —д-р мед. наук, профессор кафедры клинической психологин. SPIN: 5430-6996. ORCID:

htros: '/orcid.org/Q000-0002-05i:-936X. e-mail: YAF196U j ma:!.и:

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Igor К Dobriakov—MD, Cand. Sci. (Med.). Associate Professor, Leading Researcher. SPIN: 2573-5826. e-mail: ¡index.in

Yuri A. Fesenko -MD, Dr. Sci. (Med.), Professor of the Department of Clinical Psychology. SPIN: 5430-6996, ORCID:

h:ros:'--orcid.ors> К ,e-mail:

Дата поступления / Paper received: 16.05.2024.

Дата получения исправленной версии / Paper revised: 20.05.2024.

Дата принятия / Paper accepted: 01.06.2024.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Добряков И.В., Фесенко Ю.А. Тендерное несоответствие в детском возрасте как причина психологической травматизации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, №2 (45). С. 177-186. Доступно по: Ссыпка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/hiimJ2024122177-186

FOR CITATION:

Dobriakov IV, Fesenko YuA. Gender inconformity in childhood as a cause of psychological traumatization. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(2):177-186. Available at: ...-.:.., .m, art&id=6 . Accessed: dd Month yyyy.

doi: 10.23888/humJ2024122177-186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.