Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ'

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / ТОК-ШОУ / ПРОГРАММА / РЕЧЬ / ПОВЕДЕНИЕ / GENDER / TV HOST / TALK SHOW / PROGRAM / SPEECH / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олейникова А.С.

Статья посвящена ведущим на российском телевидении. У каждого из них есть свои особенности и стиль, которые зачастую зависят от пола и их имиджа. В нашем исследовании мы рассмотрим это на примере двух телеведущих и разберём тактику, которой они придерживаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SPECIFICS OF TV TALK SHOW HOSTS

The article is devoted to presenters on Russian television. Each of them has its own characteristics and style, which often depend on the gender and their image. In our study, we will look at this on the example of two TV presenters and analyze the tactics they follow.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ»

УДК 10.01.10

Олейникова А. С. студент магистратуры 3 курс, кафедра «Русской филологии и журналистики» Волгоградский Государственный Университет

Россия, г. Волгоград

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВЕДУЩИХ ТОК-ШОУ

Аннотация: Статья посвящена ведущим на российском телевидении. У каждого из них есть свои особенности и стиль, которые зачастую зависят от пола и их имиджа. В нашем исследовании мы рассмотрим это на примере двух телеведущих и разберём тактику, которой они придерживаются.

Ключевые слова: гендер, телеведущий, ток-шоу, программа, речь, поведение.

Oleinikova A. S. graduate student

3rd year, Department of "Russian Philology and journalism»

Volgograd state University Russia, Volgograd

GENDER SPECIFICS OF TV TALK SHOW HOSTS

Annotation: The article is devoted to presenters on Russian television. Each of them has its own characteristics and style, which often depend on the gender and their image. In our study, we will look at this on the example of two TV presenters and analyze the tactics they follow.

Key words: gender, TV host, talk show, program, speech, behavior.

В современном мире телевидение среди популярных средств массовой информации занимает позиции лидера. Все самые значимые вопросы обсуждаются в СМИ, в том числе и на телевидении в различных ток-шоу. В настоящее время жанр ток-шоу стал одним из самых распространенных на отечественном телевидении. Модель таких программ построена по схеме «треугольника» (ведущий, приглашённые эксперты, зрители). Самым главным и активным членом ток-шоу является ведущий, который задает тон всей программе.

Ток-шоу можно разделить на: политические, социальные, культурно-просветительские и бытовые. Их ведут представители различных гендеров -мужчины (Александр Гордон «Мужское/Женское», Андрей Малахов «Прямой эфир», Дмитрий Борисов «Пусть говорят», Михаил Шац «Дело было вечером», Дмитрий Шепелев «На самом деле») и женщины (Юлия Меньшова «Наедине со всеми», Юлия Барановская «Мужское/Женское», Лера Кудрявцева «Секрет на миллион»). Благодаря этому растет интерес к

имиджу и принципам, которым следуют ведущие на протяжении всей передачи в контексте своей гендерной роли.

Рассмотрев имидж телеведущих можно раскрыть гендерные особенности ведущих. Исследование построено на материалах одного ток -шоу «Мужское/Женское», ведущими программы являются Александр Гордон и Юлия Барановская. Александр Гордон известен своим неоднозначным поведением, а так же способностью высказать своем мнение напрямую. Гордон никогда не стесняется в выражениях. Зрители его любят и ненавидят, очень часто называют его циником. Он блестяще умеет уловить суть, застать собеседника врасплох провокационным вопросом. Александр ведет себя в кадре, как властный и уверенный в себе и в своем мнении человек. В каждом выпуске программы «Мужское/Женское» Гордон раскрывает тему эфира, он показывает положительные или отрицательные стороны проблемы. При помощи характеристики гостя, ведущий «цепляет» зрителя, объясняет почему общество относится к герою программы так или иначе. Александр на протяжении всего эфира является активным участником программы.

Т.Г. Винокур, представляет речевое поведение как «совокупность речевых поступков, с внутриязыковой стороны определяемое закономерностями употребления языка в речи, а с внеязыковой - социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности» [1]. Так, Александру Гордону свойственно мужское речевое поведение, внимателен к теме программы, внимателен к деталям.

Внешний облик телеведущего напоминает типаж «интеллектуала». В его образе всегда присутствуют очки, пиджак не ярких цветов, рубашка или футболка и джинсы. Стиль одежды Гордона не выделяет его на фоне гостей и зрителей студии.

В имидже Юлии Барановской можно проследить уверенность, но в то же время мягкость. Довольно часто телеведущая шутит с гостями, вступает в дискуссию с героями программы, спорит и смело высказывает своё мнение. Внешний облик телеведущей не имеет определённого стиля, в своем образе она использует костюмы и платья в разнообразной цветовой гамме, в её одежде присутствуют яркие акцентные детали, макияж нейтральный, волосы аккуратно уложены. Юлия всегда выделяется на фоне своего соведущего Александра Гордона.

Барановская сосредоточена на своей основной задаче - быть «сердцем» программы. В соответствии с этим она выстраивает может установить более тесный контакт с аудиторией, благодаря этому тема дискуссии воспринимается более эффективно. Большинство журналистов считают, что ведущий служит «визитной карточкой» программы и помогает создать публичный имидж и способствовать финансовому успеху передачи. Работа Юлии слажена и грамотна, у нее поставленная речь, интеллигентность, это и заставляет восхищаться ею. Ведущая привлекает зрителей созданным образом и правильным речевым поведением.

Рассматривая выбранных нами личностей, можно сказать, что Александр Гордон и Юлия Барановская соответствуют стереотипным характеристикам женского и мужского коммуникативного стиля. Мужчины более часто используют в своей речи неологизмы, термины, профессиональную лексику. Женский коммуникативный стиль, по мнению Е.Ю. Гетте, это стиль «гармонизирующий, паритетный, косвенный, эмоциональный, алогичный, детализированный, политемный, субъективный, диффузный, интерактивный, диалогичный, творческий, мобильный, многословный» [2]. Гендерный аспект важен для понимания женской и мужской картины мира. Мы можем увидеть существующие модели специфику и тактику речевых стратегий мужчин и женщин.

Использованные источники:

1. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Вступ. ст. Л. П. Крысина. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 176 с. - 268 с.

2. Гетте Е. Ю. Речевое поведение в гендерном аспекте (Проблемы теории и методики описания): дис. ... канд. филол. наук / Е. Ю. Гетте. - Воронеж, 2004. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.