Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО'

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ЭГАЛИТАРНАЯ МОДЕЛЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишкина Ю.А.

В статье анализируется содержание двух моделей гендерной социализации - традиционной (полоролевой) и нетрадиционной (эгалитарной). Показаны возможности их интеграции в контексте требований ФГОС дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART

The article analyzes the contents of the two models of gender socialization - the traditional (sex role) and alternative (egalitarian). The possibilities of integration in the context of the requirements of the federal state educational standards of preschool education.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.06.14).

11. Филиппова, Л. В. Гуманитарная парадигма философской теории природы человека / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев, Т. А. Ревягина // Приволжский научный журнал. — 2008. — № 4 (8). — С. 197—207.

12. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности : учеб. пособие для вузов / В. Д. Шад-риков. — М. : Логос, 1999.

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Ю. А. ТИШКИНА,

старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО tishkina-ya@mail.ru

В статье анализируется содержание двух моделей тендерной социализации — традиционной (полоролевой) и нетрадиционной (эгалитарной). Показаны возможности их интеграции в контексте требований ФГОС дошкольного образования.

The article analyzes the contents of the two models of gender socialization — the traditional (sex role) and alternative (egalitarian). The possibilities of integration in the context of the requirements of the federal state educational standards of preschool education.

Ключевые слова: ФГОС ДО, гендер, гендерная социализация, традиционная модель, эгалитарная модель, маскулинность, фемининность, андрогинные характеристики личности

Key words: FSES PE, gender, gender socialization, the traditional model, egalitarian model, masculinity, femininity, androgynous personality characteristics

Проблема тендерной социализации детей дошкольного возраста сегодня входит в число наиболее актуальных проблем дошкольного образования. Это обусловлено необходимостью реализации принципа индивидуализации дошкольного образования, рассматриваемого федеральным государственным образовательным стандартом в качестве основополагающего. Общеизвестно, что одним из значимых аспектов индивидуальности является половая принадлежность, лежащая в основе осмысления ребенком своего Я и во многом определяющая направленность личностного развития ребенка уже с раннего возраста. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о социальной природе понятия «гендер», обозначающего «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [6]. Данное определение указывает на социокультурное происхождение различий между мальчиками / мужчинами и девочками / женщинами. Иными словами, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин определяются не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в обществе. В этой связи гендер, будучи социально сконструирован, характеризуется изменчивостью внутри и между культурами, динамичностью и вариативностью.

Сегодня педагоги и родители поставлены перед проблемой выбора направления и содержания работы по воспитанию мальчиков и девочек. Это обусловлено распространением в образовании двух совершенно противоположных моделей гендерной социализации: традиционной (полоролевой) и нетрадиционной (альтернативной, эгалитарной).

Первая модель социализации, представляющая собой процесс усвоения и воспроизведения гендерных норм и правил, осуществляется в соответствии с гендерными стереотипами, предполагаю-

щими жесткую дифференциацию воспитательных воздействий, исходя из половой принадлежности детей. У девочек воспитывают качества женственности, она должна быть доброй, скромной, послушной, умеющей следить за своей внешностью, прилежной и трудолюбивой. Их активно готовят к роли заботливой жены, самоотверженной матери, умелой хозяйки, но крайне редко ориентируют на успехи в профессиональной сфере, карьерный рост и высокую заработную плату [7; 11; 14].

Мальчиков учат быть смелыми, решительными, выносливыми, проявлять самостоятельность и принципиальность, демонстрировать свою силу. Процесс личностного развития мальчиков определяется идеологией мужественности, в основе которой лежит норма успешности / статуса, норма твердости (физическая, умственная, эмоциональная) и норма антиженственности [4]. Мальчиков ориентируют на профессиональный и финансовый успех, учат сдерживать свои эмоции и избегать специфических женских занятий и видов деятельности.

Таким образом, традиционная (поло-ролевая) социализация опирается на следующие принципы [7; 11; 14]:

3 подчеркивание (акцентирование) различий между лицами женского и мужского пола;

3 ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины и взаимодополнительность их социальных ролей;

3 поощрение видов деятельности, занятий, соответствующих полу;

3 выбор видов поведения исходя из половой принадлежности;

3 наличие жестких культурно сформированных полоролевых схем;

3 реализация идей гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, об-

Одним из значимых аспектов индивидуальности является половая принадлежность, лежащая в основе осмысления ребенком своего Я и во многом определяющая направленность личностного развития ребенка уже с раннего возраста.

щественной, финансовой компетентности). Некоторые специалисты (И. С. Клецина, Л. В. Штылева, Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова) утверждают, что полоролевая дифференциация выступает серьезным барьером в развитии индивидуальности личности, ограничивая ее рамками пола. Взрослые, выставляя ограничения и правила для мальчиков и девочек, пытаются программировать их будущую жизнь. В качестве негативных последствий традиционной модели авторы отмечают сложности и проблемы у женщин в профессиональной самореализации, а у мужчин — в самореализации в семейной сфере [7]. В частности, принятие на себя роли «добытчика» отрицательно влияет на исполнение мужчиной родительских функций.

Вторая (эгалитарная) модель гендер-ной социализации отражает не только функции усвоения и воспроизводства ген-дерных норм и стандартов, но и включает функцию социального творчества, предполагающую активность человека в создании новых гендерных правил и отношений [12]. Многие психологи (В. И. Сло-бодчиков, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельд-штейн, Л. Б. Волынская, Е. П. Белинская, К. А. Абульханова-Славская и др.) подчеркивают, что смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации, в со-творении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося общества. Поэтому Е. П. Белинская и О. А. Тихоманд-рицкая определяют нетрадиционную гендерную социализацию как усвоение, воспроизведение и творческое преобразование личностью гендерной культуры общества [3]. В этой связи альтернативная стратегия ориентирована на культивирование индивидуальности личности как высшей ценности педагогической практики, развитие индивидуальных интересов,

Андрогинные дети по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее «полоролевой статус», стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на «мужские» и «женские».

потребностей и способностей ребенка вне жестких гендерных стереотипов, делающих его заложником пола. Воспитательный вектор направлен на создание условий для самореализации личности с индивидуальным набором маскулинных и фемининных характеристик. Поэтому основное внимание акцентируется не на формировании полоспецифических качеств личности, а на усвоении разнообразия гендерных социальных ролей детьми дошкольного возраста [7].

По мнению сторонников нетрадиционного гендерного подхода (И. С. Клеци-ной, Л. Э. Семеновой, В. Э. Семеновой, Л. Ф. Штылевой, Ю. Е. Гусевой, М. Л. Са-бунаевой, А. А. Никитиной, Е. А. Бабушкиной), его распространение обусловлено происходящими в российском обществе социально-экономическими изменениями. Современная действительность требует от девочек, кроме женских качеств, проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, а от мальчиков, наоборот, не только чисто мужских качеств, но и терпимости, отзывчивости, доброты. Поэтому основная задача эгалитарного направления заключается в развитии у каждого ребенка андрогинных характеристик, проявляющихся в ситуативном доминировании маскулинных / фемининных качеств, степень выраженности которых не регламентируется половой принадлежностью.

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала обеспечивает высокую адаптивность и гибкость поведения. Андрогинные дети по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее «полоро-левой статус», стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на «мужские» и «женские» [14].

Общими принципами недифференцированной по полу гендерной социализации являются [7; 11; 14]:

3 нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

3 отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;

3 поощрение видов деятельности, соответствующих индивидуальным интересам и предпочтениям личности;

3 обеспечение каждому ребенку свободы выбора поведения исходя из конкретной ситуации;

3 тенденция к размыванию культурно сформированных тендерных схем;

3 реализация идей тендерного равенства в разных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, нетрадиционная ген-дерная социализация представляет собой процесс индивидуализации гендерной идентичности, которая выражается в пластичности образов маскулинности / феминин-ности и вариативности поведения.

В этой связи идеи альтернативного подхода созвучны требованиям ФГОС дошкольного образования, одна из задач которого направлена на «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от ... пола» (п. 1.6.). Стандарт требует от педагогов такого построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Согласно этому принципу, применительно к рассматриваемой нами проблеме гендерной социализации ребенок как полноценный участник (субъект) образовательных отношений имеет право выбора игрушек, игровых ролей, рода занятий, видов деятельности, которые могут не соответствовать его половой принадлежности, в результате чего может наблюдаться несовпадение индивидуальных проявлений ребенка со стереотипными представлениями о поведении девочки и мальчика. С одной стороны, ребенок несет в себе полоролевые стереотипные черты (мальчик — сильный, храбрый, выносли-

вый; девочка — ласковая, нежная, заботливая), а с другой — индивидуализация гендерной идентичности выражается в ситуативном проявлении в общении и поведении «типично мужских» и «типично женских» качеств.

Возникает вопрос: в русле какого направления педагогам следует формировать гендерную идентичность детей дошкольного возраста?

Мы разделяем точку зрения некоторых современных исследователей, склонных полагать, что чрезмерная интерна-лизация норм и подчинение им могут оказаться для человека настолько же вредными, как и их полное игнорирование [5]. В современной системе образования полоролевой подход в чистом виде (жесткая половая дифференциация) применяться не может. Иными словами, традиционная гендерная социализация, характеризующаяся ограничением поведенческих проявлений детей стереотипными нормами без предоставления выбора, вариативности в овладении гендер-ным репертуаром, не может считаться позитивной.

В то же время в условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, полного отказа от сложившихся традиций и идеалов относительно норм мужского и женского поведения процесс формирования гендерной идентичности может приобрести искаженный, деструктивный характер. В частности, в качестве негативных последствий эгалитарного направления отмечается набирающая рост и силу феминизация мужчин и маскулинизация женщин, что приводит к дезориентации в специфике межполовых отношений.

Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков, однополых союзов делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным и нравствен-

Нетрадиционная гендерная социализация представляет собой процесс индивидуализации гендерной идентичности, которая выражается в пластичности образов маскулинности / фемининности и вариативности поведения.

Одной из важнейших задач тендерного воспитания является формирование у детей представлений о правилах культурного поведения в обществе (овладение мужским и женским этикетом).

ным ценностям. Общеизвестно, что ген-дерное воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания (Д. В. Колесов, О. С. Богданов, Е. В. Бон-даревская, Л. В. Градусова, А. В. Муд-рик). Поэтому в основе творческого преобразования гендерных установок, так же как и в создании новых гендерных правил и норм, должна лежать нравственная составляющая. В этой связи, допуская ослабление поляризации гендерных моделей поведения и размывание некоторых гендерных стереотипов (отказ от ознакомления детей с «мужскими» и «женскими» профессиями, дисциплинирования детей с указанием на их половую принадлежность: «мальчики не плачут»), считаем необходимым сохранение традиционных норм, связанных с овладением нравственной культурой взаимоотношения полов и освоением семейных ролей.

Одной из важнейших задач гендерно-го воспитания является формирование у детей представлений о правилах культурного поведения в обществе (овладение мужским и женским этикетом). Мальчики, независимо от их индивидуальных интересов, способностей и предпочтений, должны уметь оказывать знаки внимания девочкам (пропускать вперед, уступать место, придерживать дверь, подавать пальто).

Мы считаем целесообразной направленность воспитательных воздействий на развитие андрогинной личности, но с преобладанием маскулинности у мальчиков и фемининности у девочек. В социализации девочек приоритетным должно быть

воспитание женских качеств и подготовка к материнству, поскольку роль жены, матери, хранительницы домашнего очага ни при каких обстоятельствах не может быть деформирована, так как является важнейшим компонентом духовно-нравственного воспитания девочек.

Приоритеты воспитания мальчиков заключаются в развитии мужества, надежности, умении взять на себя трудности и защитить слабого. Важно сформировать у мальчиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости и дать представления о способах ее (мужественности) проявления в семье и различных ситуациях вне семейного общения. Наряду с этим следует обращать внимание на подготовку их к отцовской роли.

Социокультурные изменения в обществе привели к расширению диапазона отцовских функций. Если раньше образ отца ассоциировался только с маскулинным поведением (отец был воплощением власти и инструментальной эффективности), то сейчас от мужчин ждут еще и мягкой заботы о детях, умения вступать в эмоциональный контакт с ребенком [6]. В этой связи необходимо готовить мальчиков к принятию роли отца, способного демонстрировать андрогинную культуру поведения, что поможет им в будущем более успешно справляться со своими отцовскими обязанностями.

Все вышеизложенное является основой разрабатываемой нами технологии формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста, которая будет способствовать успешному и благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубикирова // Общественные науки и современность. — 1996. — № 6. — С. 123—125.

2. Аракащева, Т. А. Тендерная социализация ребенка в семье : учебное пособие / Т. А. Ара-канцева. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2011.

3. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихоманд-рицкая. — М. : Аспект Пресс, 2001.

4. Берн, Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.

5. Волынская, Л. Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. — 2004. — № 1. — С. 114—121.

6. Воронина, О. А. Тендер / О. А. Воронина // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. — М. : Информация — XXI век, 2002. — С. 20—24.

7. Клецина, И. С. Тендерный подход в анализе социализации в период дошкольного детства / И. С. Кле-цина // Психолог в детском саду. — 2012. — № 1. — С. 12—24.

8. Климина, Л. Теоретические основы реализации гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении / Л. Климина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 5. — С. 91—97.

9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — Федеральный выпуск № 6241.

10. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2004.

11. Семенова, Л. Э. Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода /

Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова // Тендерная психология. Практикум / под ред. И. С. Клециной. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — С. 211—234.

12. Семенова, Л. Э. Тендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями / Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 7. — С. 8—11.

13. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы : учебно-методическое пособие / Н. Е. Татаринцева. — М. : Центр педагогического образования, 2012.

14. Шты1лева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М. : Пер Сэ, 2008.

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

М. В. ФЕДОТОВА, кандидат экономических наук,

заведующая лабораторией социально-экономических исследований в образовании НИРО fedotovpochta@rambler.ru

Статья посвящена вопросам реализации эффективного контракта в сети дошкольных организаций, разработке реальных показателей профессиональных достижений педагогических работников.

The article is devoted the questions of realization of effective contract in the network of preschool organizations, development of the real indexes of professional achievements of pedagogical workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.