УДК 101.1:316
А.Н.Яныкина
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье раскрываются методические аспекты организации и проведения занятий по гендерной проблематике в рамках элективного курса «Семьеведение» в средних школах. Предлагается использовать в обучении интерактивные формы, с помощью которых можно добиться максимальной продуктивности занятий, активной включенности учащихся в процесс.
Ключевые слова: гендер, гендерная роль, гендерная идентичность, пол, добрачное поведение, альтернативные формы семейно-брачных отношений.
Alla Yanykina GENDER IN TEACHING COURSE "SEMEVEDENIE": METHODOLOGICAL ASPECTS
The article describes the methodological aspects of the organization and conduct classes on gender issues within the elective course "Semevedenie." It is proposed to use in teaching interactive forms, with which you can achieve maximum productivity, employment and active involvement of students in the process.
Keywords: gender, gender role, gender identity, sex, premarital behavior, alternative forms of family relations.
Проблема гендерных отношений остается одной из самых актуальных - взаимодействие между полами является основой любой человеческой общности. Рассматривая многочисленные варианты форм брака и семьи важно акцентировать внимание учащихся старших классов школ, в которых преподаётся данный курс, на изменение и динамику гендерных ролей, которые раньше были статичны и традиционно выполнялись в обществе либо мужчинами, либо женщинами. Желательно объяснить юным, какие процессы в современном обществе способствовали трансформации гендерных ролей. Для женщин, среди прочих, определяющими являются:
-приоритет ценности самореализации, индивидуальной успешности, социальной престижности; -традиционные установки на семью и детей как главные ориентиры жизни женщины постепенно, но устойчиво отходят на второй план;
-появление новых характеристик брачного портрета женщины, таких как наличие у нее, как правило, серьезного и разнообразного сексуального опыт. [3, с.38].
Изменения в гендерных ролях современного мужчины вызваны следующими процессами: [3,
с.38]
-утратой современным мужчиной традиционной монополии на брачном рынке, в частности - социального приоритета на выбор партнера;
- растущей инфантильностью молодых мужчин, наблюдаемым снижением их самостоятельности в образе жизни - в самообеспечиваемости, самоответственности, инициативности в поведении.
С одной стороны, наличие не одного, а множества проявлений гендера, безграничные возможности современной медицины позволяют современному человеку сочетать в самом себе характеристики порой противоречивые, четко не определяющиеся с позиций половой и гендерной принадлежности. С другой стороны, отмеченные выше существенные сдвиги в социальном положении полов определили становление в XXI в. нового гендерного качества самих брачно-семейных отношений, произошла их глубокая перестройка. При переходе к постсовременной супружеской семье всё труднее определить «главу семьи», что на уровне семьи приводит к модернизации ценностной структуры партнёров. На лидирующие позиции выходит ценность супружеской автономии, которая выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака [4, с.15].
Проведение занятий по данной теме в рамках курса «Семьеведение» представляет определенную трудность для педагога. С целью упорядочения знаний учащихся необходимо, прежде всего, определиться с методологическим аппаратом и не только рассмотреть генезис и существующие определения гендера, его структуру, семантическое и символическое значение, но и выстроить логику исследования вопроса, обратившись к категориям «пол» и «гендер».
За основу можно взять определение, предложенное Всемирной организацией здравоохранения: «пол подразумевает биологические свойства, на основании которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины» [2, с.284]. По аналогии рассматривается определение гендера, который представляет собой «...идентичности и ответственности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества» [2, с.66].
Сравнивая категории «пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях нужно уделить внимание вопросу взаимодействия парных понятий, таких как «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность». Используя видеоряд с изображениями людей, пол которых визуально определить трудно, необходимо незаметно подвести учащихся к понятию «гендерная идентичность». Демонстрация такого материала предоставит возможность школьникам не только
механически ответить на вопросы, но и задуматься над серьезной проблемой современности: «что значит быть мужчиной?» и «что значит быть женщиной?».
Во время апробации проекта курса «Семьеведение» на базе двух образовательных учреждений г.Казани (МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района и МБОУ «Гимназия №93» Советского района) учащимся старших классов было предложено ответить на вопросы, что такое «женщина» и «современная женщина», «мужчина» и «современный мужчина». Как выяснилось, существенной составляющей понятий «женщина» и «мужчина» является их биологическая принадлежность, а образов матери и отца - классические характеристики мужественности и женственности.
Однако в современном обществе нельзя не учитывать экономическую сферу, которая трансформирует гендерные стереотипы. В частности, представления учащихся о современной женщине оказались смещены в сторону преобладания мускулинных качеств - лидерства, смелости, решительности, независимости. Иначе оценивают старшеклассники и современного мужчину - ему добавляют фемининные черты -сентиментальность, мягкость, нерешительность. Объясняя результаты опроса, необходимо обратить внимание на то, что и мужчины, и женщины оказываются в ситуации, когда испытывают чувство вины перед семьей за недостаток внимания, за профессиональный неуспех, за игнорирование своих внутренних потребностей. Поэтому огромное значение в семье приобретают толерантность, умение выслушать, готовность прийти на помощь близким.
На занятиях необходимо создать атмосферу активной включенности учащихся в процесс, применяя интерактивные формы обучения. Например, провести обсуждение проблемных ситуаций не в форме монолога, а с помощью методик «мозгового штурма», интеллектуальных имитаций, игрового проектирования, ролевых игр и т.п. В результате стимулируется групповой поиск решения проблем, возрастают творческая активность и продуктивность занятий.
Обязательным для учащихся является выполнение домашних заданий. Процесс должен происходить не в принудительной форме, а за счет внутренней мотивации. С этой целью после каждого занятия преподаватель организует систему обратной связи - обмен чувствами, эмоциями о полученной информации, внутренний отклик на происходящее.
Некоторые темы по своей эмоциональной напряженности и крайней актуальности, на наш взгляд, являются особенно трудными для обсуждения, и это добрачное поведение молодежи, проблема ранних браков. Объясняя учащимся в доступной и нейтральной форме сложные процессы, которым подвержен организм подростка в переходном периоде, а именно - сочетание физической акселерации и интеллектуальной инфантилизации при максимальной неустойчивости ценностных ориентаций, в качестве сверхзадачи преподаватель «Семьеведения» должен ставить формирование у своих воспитанников матрицы принятия решений в экстремальных ситуациях с мужской и женской позиций.
Самому педагогу необходимо умение всесторонне анализировать проблемы, погружаться в изучение традиционных представлений о семье и браке, абстрагируясь от рекламы в средствах массовой информации альтернативных форм семейно-брачных отношений (однополых браков, к примеру).
Не менее сложным является преподнесение школьникам проблемы таких форм внебрачных сексуальных отношений как многожёнство, конкубинат, так называемые «гражданские браки», а точнее -сожительства, что существует в современном обществе. Обсуждать с учащимися эти проблемы нужно не напрямую, а используя материалы статистических исследований, социологических опросов, теле-и киносюжеты. Эффективным является приём экспериментального интерактивного обучения, с помощью которого моделируется определённая семейная ситуация. Игровое проигрывание ролей участников семейных коллизий, возникающих на основе заключения альтернативных браков, позволит учащимся спроектировать то или иное поведение в будущем, подыскать оптимальный вариант эффективного решения проблемы.
Для преподавателей курса «Семьеведение» первостепенной задачей является создание благоприятного микроклимата в процессе обучения, атмосферы взаимного доверия, обеспечение конфиденциальности полученной на занятиях информации, выполнение роли «медиатора» между родителями, администрацией школы и подростками.
Максимально положительный результат от проведения курса «Семьеведение» и анализа такой сложной проблематики как гендерная может быть достигнут только при условии активной заинтересованности педагога в проводимых им занятиях. Инновационность проекта, свободное использование своих «педагогических» наработок, талантов позволяют сделать данный курс не только самым популярным среди учащихся, но и внести свой вклад в изменение сложившихся в последнее время негативных тенденций в семейно-брачной сфере - повышения брачного возраста; сугубо рационального выбора партнёра с предпочтением зачастую варианта со значительной разницей супругов в возрасте; краткой продолжительности брака; ориентации исключительно на индивидуалистические ценности в браке и т.п. Фактически курс «Семьеведение» предлагает взамен девальвации семейного образа жизни и
традиционных ценностей эффективную технологию воспитания семейственности как атрибутивного
качества личности.
Литература
1.Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации / О.М.Здра-вомыслова - М.: Едито-риал УРСС, 2003.
2.Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С.Кон. - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С.66.
3.Молевич Е.Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. - 2002. - № 2-3. - С. 3842.
4.Семьеведение: учебно-методическое пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы / Л.В.Карцева, АНЯныкина, Н.В.Богачева, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова; науч. ред. д-р социол. н. проф. Л.В.Карцева. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2014. - 164с.
1.Zdravomyslova O.M. Sem'ja i obshhestvo: gendernoe izmerenie rossijskoj transformacii / O.M.Zdra-vomyslova - M.: Edito-rial URSS, 2003.
2.Kon I.S. Liki i maski odnopoloj ljubvi. Lunnyj svet na zare / I.S.Kon. - M.: OOO «Izdatel'stvo «Olimp»: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. - S.66.
3.Molevich E.F. Gendernye sdvigi v sovremennyh brachno-semejnyh otnoshenijah: smena paradigmy // Zhenshhina v rossijskom obshhestve. - 2002. - № 2-3. - S. 38-42. 4.Sem'evedenie: uchebno-metodicheskoe posobie po jelektivnomu kursu dlja uchashhihsja 10-go klassa srednej obshheobrazovatel'noj shkoly / L.V.Karceva, A.N.Janykina, N.V.Bogacheva, O.N.Nizamieva, L.Sh.Gazizova; nauch. red. d-r sociol. n. prof. L.V.Karceva. - Kazan': GBU «Respublikanskij centr monitoringa kachestva obrazovanija», 2014. - 164s.