УДК 343.9
Куприянова Александра Викторовна
Kupriyanova A^andra Viktorovna
ГЕНДЕРНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ: СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
GENDER CRIMINOLOGY: FORMING OF PRIVATE CRIMINOLOGICAL THEORY
Рассмотрены вопросы, касающиеся применения гендерного подхода в криминологии. Автором дано определение гендерной криминологии и обоснована необходимость применения гендерного подхода при изучении преступности и при разработке мер, направленных на ее предупреждение. Особое внимание уделено гендерному подходу при изучении преступности несовершеннолетних, так как анатомо-физиологические и гендерные различия усиливаются в подростковый и юношеский период
The article considers questions concerning gender approach application in criminology. The author gives the definition of gender criminology and proves the necessity of application of gender approach to delinquency study and arrangement working out for its prevention. Special attention is paid to the gender approach to juvenile delinquency study, because anatomic-physiological and gender differences are increasing in juvenile and youthful periods
Ключевые слова: гендерная криминология, гендерные Key words: gender criminology, gender differences of de-различия преступности, женская преступность, преступ- linquency, female delinquency, juvenile delinquency, preven-ность несовершеннолетних, предупреждение преступно- tion of delinquency сти
В современном обществе произошло глубокое переосмысление места и роли женщин в различных сферах общественной деятельности, поэтому при решении многих научных и практических проблем применяется гендерный подход. Он предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не только психофизиологическими особенностями, но и спецификой их социального поведения.
До настоящего времени криминология, будучи «андроцентричной», как и другие общественные науки, анализировала в основном формы и закономерности универсальной «мужской» преступности, так как длительное время считалось, что женская преступность
причиняет небольшой вред, и в связи с этим она характеризовалась как некое исключение из общей преступности. В настоящее время женская преступность рассматривается как самостоятельная проблема.
Анализируя имеющиеся исследования по вопросам женской преступности, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отмечаются как количественные, так и качественные изменения женской преступности, в частности, при приоритете корыстных посягательств значительно возрастает насильственная преступность женщин, проявляется агрессивность и жестокость в их поведении. Современные женщины все чаще совершают традиционно «мужские» посягательства: террори-
стический акт, захват заложника, похищение человека, бандитизм, неправомерное завладение автомобилем, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. Женская преступность приобретает организованные формы, наблюдается рост рецидивной преступности женщин.
Современные исследования позволяют утверждать, что женская и мужская преступность - это самостоятельные области криминологических исследований, которые отличаются друг от друга закономерностями развития, формами проявления, качественно-
количественными характеристиками, спецификой личности и требуют разработки мер предупреждения с учетом особенностей пола.
Вопрос о различиях между женской и мужской преступностью поднимался еще до возникновения гендерных исследований в криминологии. Так, А. Кетле объяснял меньшую преступность женщин не только их физической слабостью, но и отрешенностью от общественной жизни, замкнутостью в кругу семейных обязанностей. Ч. Ломброзо и его последовательница в России П.Н. Тарновская связывали более низкую интенсивность женской преступности с особенностями женского организма и характера, природой женщины, ее «биологической недоразвитостью». Все последующее развитие науки показало, что приоритет все же принадлежит обстоятельствам, формирующимся в условиях социальной жизни, хотя полностью отрицать биологические факторы все же не следует.
Зарубежные гендерные исследования направлены, в основном, на объяснение гендерного разрыва в преступности (показатели женской преступности всегда и везде меньше, чем мужские). Так, с точки зрения теории аномии и теории конфликтов, это объясняется тем, что такие цели, как достижение успеха и получение прибыли менее присущи женщинам, чем мужчинам. Согласно теории дифференциальной ассоциации, или теории ярлыков, женщины имеют меньший доступ к криминальным возможностям и/или тем, что между муж-
скими стереотипами и отрицательными поведенческими ярлыками существует более тесная связь. Теория контроля утверждает, что женщины более социализированы и их поведение демонстрирует больше привязанностей. Гипотеза равных прав и возможностей полов связывает рост женской преступности с успехами движения женщин за равенство полов, а также с тем, что социальные изменения в трансформации общественных институтов, направленные, в частности, на отделение основных социальных институтов (например, брака, получения образования, занятости), породили более доступную возможность для женщин участвовать в преступной деятельности. В последнее время появились разработки, согласно которым различия в гендерных ролях могут объяснить существование гендерного разрыва в уровне преступлений, традиционная женская роль несовместима с преступным поведением, а маскулинная самоидентификация должна увеличивать вероятность правонарушений, тогда как феминная уменьшать. Главной заслугой множественных гендерных исследований преступности можно считать использование полученных данных при разработке программ для женщин-правонаруши-тельниц [1; С. 142-158].
Выделение женской и мужской преступности в качестве самостоятельных видов связано, в первую очередь, с гендерной стратификацией общества. Следует признать, что женщина и мужчина имеют существенные социокультурные отличия, соответственно структура, причинный комплекс мужской и женской преступности, личность мужчины-преступника и женщины-преступницы имеют значительные различия. Кроме этого, женская преступность в силу опять-таки гендерных различий имеет специфическое влияние на нравственнопсихологический климат общества и на другие составные части преступности, в частности, преступность несовершеннолетних. Остро стоит и проблема гендерного неравенства, которое можно рассматривать как одну из причин существования и роста женской преступности.
Понимание особенностей женской и мужской преступности невозможно без анализа существующих в обществе гендерных стереотипов, то есть упрощенных, схематизированных представлений о поведении мужчины или женщины. Предлагается разделить существующие гендерные стереотипы на три группы.
К первой относятся стереотипы, связанные с нормативными представлениями о биологических, психических, поведенческих характеристиках женщин и мужчин. Это представления об активности, агрессивности, компетентности, независимости, логичности мужчин и, соответственно, о пассивности, зависимости, эмоциональности, заботливости, нежности
женщин.
Ко второй относятся стереотипы, касающиеся содержания мужского и женского труда. Женской сферой деятельности признается обслуживающая, исполнительская, а мужской - инструментальная, творческая, организаторская.
К третьей относятся стереотипы, связанные с распределением семейных и профессиональных ролей. Принято считать, что женщине свойственны семейные роли - выйти замуж, рожать детей и заниматься выполнением домашних обязанностей, а для мужчины главной является реализация в профессиональной деятельности [2; С. 78-91].
В настоящее время в России наблюдается период ломки гендерных стереотипов и изменения гендерных ролей, что не может не сказаться и на криминальной ситуации. Активное участие женщин в общественной и трудовой деятельности стирает грань между гендерными ролями мужчин и женщин и наряду с положительными моментами необратимо влечет и их участие в деятельности преступной.
Необходимость гендерного подхода очевидна и при изучении преступности несовершеннолетних, так как анатомо-физиологичес-кие и гендерные различия особенно усиливаются в подростковый и юношеский период. Нередко женщины-преступницы свое первое преступление совершают в несовершеннолетнем
возрасте, что объясняет важность изучения преступности несовершеннолетних женского пола. Одним из социально-психологических факторов, детерминирующих преступное поведение девушек, являются сложности гендерной социализации, имеющей особенно важное значение именно в возрасте 14...17 лет. Для профилактической работы с девушками следует использовать разработки гендерных исследований в педагогике, психологии, социологии и криминологии.
Теорий, объясняющих механизмы и формы социализации и усвоения половой роли, существует несколько, и до сих пор не сделано однозначных выводов о содержании женской и мужской социализации. Вместе с тем, все теории сходятся на том, что к важнейшим механизмам социализации относятся идентификация - имитация ребенком поведения взрослых представителей своего пола, и типизация - формирование «правильных» представлений о своем поле в результате активного воздействия родителей: выбор имени, различия в одежде и игрушках, поощрения и наказания. Наиболее известными являются психоаналитическая теория, подчеркивающая большое значение биологического фактора и влияние родителей на процесс половой социализации; теория социального научения, придающая большое значение механизму типизации, в соответствии с которым дифференциация половых ролей происходит посредством наблюдения, вознаграждения, наказания; теория когнитивного развития, в соответствии с которой представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного и творческого структурирования ребенком собственного опыта; новая психология пола, согласно которой основное значение в формировании психического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества [3; С. 9-18].
К институтам социализации, оказывающим влияние на формирование норм и ценностей ребенка, а также гендерных стереотипов относятся семья, школа, внешкольные детские общественные и религиозные организации,
сверстники, средства массовой информации.
Первым и наиболее важным институтом социализации является семья, в которой закладываются основные гендерные стереотипы человека, то есть те психологические качества, которые приписываются ребенку в зависимости от его/ее биологического пола, а также закрепление семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. «Пример родителей, их экономические и эмоциональные взаимоотношения друг с другом, формы распределения домашних обязанностей также влияют на процесс идентификации, способствуя формированию сложной, а нередко противоречивой картины представлений о своем и «не своем» гендере» [4; С. 124].
Несмотря на существование единой школьной системы с едиными требованиями к знаниям и поведению мальчиков и девочек, у большинства педагогов существуют стереотипы в отношении определенных психологических качеств, присущих ученикам разного пола, объяснении успехов и неуспехов мальчиков и девочек. Определенное влияние на формирование стереотипов оказывает и организация учебного процесса, и даже оформление школьных учебников и наглядного материала, демонстрирующих стереотипные представления о женских и мужских ролях.
Для подросткового возраста большое влияние на процесс социализации оказывает такой фактор, как сверстники. Желание быть принятым в определенную группу сверстников непосредственно связано с усвоением распространенных в той или иной группе гендерных норм и стереотипов.
СМИ и реклама являются не только источником информации, но и глубоко воздействуют на мировоззренческие основы и национальное самосознание народа, задают образцы поведения, взаимоотношений людей, формируют определенные ценности и идеалы, которые затем сознательно или бессознательно воспроизводятся в реальных жизненных ситуациях. Под воздействием современных средств массовой информации и рекламы
формируются и гендерные роли юношей и девушек, которые в большинстве случаев сильно стереотипизированы.
Неблагоприятные семейные условия, недостатки школьного воспитания, трудовой и досуговой деятельности, отчуждение личности несовершеннолетней девушки от семьи, школы, связи с антиобщественными группами и происходящие на этом фоне дефекты процесса как социализации вообще, так и гендерной социализации, в частности, являются основными социально-психологическими факторами преступного поведения.
Рассматривая причины совершения девушками и женщинами повторных преступлений, обращает на себя внимание и явление стигматизации. Своеобразное гендерное неравенство наблюдается в отношении общества к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних юношей и девушек. Так, курение, употребление спиртного, супружеская неверность, большое количество сексуальных партнеров для юношей и мужчин приобретает статус нормы и является своеобразной «инициацией», приобщением к взрослой жизни, в отношении лиц женского пола строго осуждается общественными нормами. Общество осуждает оступившуюся девушку гораздо строже, чем юношу, а социальное клеймение в силу гендерных особенностей оказывается для нее более стойким и губительным.
Важным направлением является и изучение личности несовершеннолетних преступниц с точки зрения их виктимизации в прошлом. Это необходимо для осознания особенностей механизма индивидуального преступного поведения и разработки мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности потенциальных жертв преступлений, совершаемых девочками-подростками. Следует отметить, что в настоящее время в Восточно-Сибирском регионе отсутствуют упорядоченные мероприятия, направленные на виктимологическую профилактику. Учитывая половые и гендерные особенности несовершеннолетних женского пола и сложившиеся в
российском обществе гендерные стереотипы, необходима целенаправленная работа в этом направлении - создание специальных программ дошкольного и школьного воспитания виктимологической грамотности. В частности, назрела необходимость создания кризисных центров в городах Восточной Сибири, которые бы смогли оказывать помощь как взрослым женщинам, так и несовершеннолетним девушкам, страдающим от насилия в семье и вне семьи, выполнять роль центров ресоциализации женщин и девушек, отбывших наказание в воспитательных и исправительных колониях, предоставлять психологическую и медицинскую помощь, оказывать содействие в трудоустройстве и лечении от алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Таким образом, существующие гендер-
1. Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелли. -Спб.: Питер, 2003. - С. 142-158.
2. Петрова Р.Г. Гендерология и феминоло-гия / Р.Г. Петрова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - С. 78-91.
3. Клецина И.С. Гендерная социализация /
Коротко об авторе______________________________
ные различия в преступности требуют тщательного изучения. В настоящее время назрела необходимость создания частно-криминологической теории - гендерной криминологии, предметом изучения которой являются гендерные различия преступности: особенности женской и мужской преступности, закономерности развития, формы их проявления; основные качественно-количественные характеристики; специфика личности мужчины-преступника и женщины-преступницы; виктимологиче-ская характеристика женской и мужской преступности; особенности отношений и взаимодействия между гендерами в ситуации совершения преступления; разработка мер предупреждения женской и мужской преступности на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. __________________________________Литература
И.С. Клецина. - СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 199B. - С. 9-1B.
4. Градскова Ю.В. Гендерная социализация I Ю.В. Градскова II Введение в гендерные исследования I Под ред. И. В. Костиковой. - М., 2003. - С. 124.
___________________________Briefly about author
Куприянова А.В., ст. преподаватель Читинской специ- Kupriyanova A.V., Lecturer of Chita Police Special High
альной средней школы милиции МВД России (ЧССШМ School of Russian Ministry of Internal Affairs (ChPSHS MIA
МВД России) of Russia)
kupriyanova0507@mail.ru
Научные интересы: гендерная криминология Scientific interests: gender criminology