Научная статья на тему 'Гендерная история науки в России. Начало'

Гендерная история науки в России. Начало Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Л. ПУШКАРЕВА / ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ В РОССИИ / N.L. PUSHKAREVA / GENDER HISTORY OF SCIENCE IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валькова О.А.

В статье анализируется история становления гендерной истории науки в России как самостоятельной научной дисциплины начиная с конца 1990-х гг. и до настоящего времени включительно. Рассматривается роль д. и. н. Н.Л. Пушкаревой в этом процессе. Отсутствие «женской истории» и гендерной тематики в советской истории науки коррелируется с особенностями процесса институализации истории науки в России; консервативностью сообщества профессиональных историков науки, их изоляцией от сообщества гражданских историков, а также политикой правительства. Появление гендерной истории науки в России относится ко второй половине 1990-х гг. ХХ в. В качестве исходной точки можно выделить первую специализированную конференцию, организованную в 1997 г. в Костроме, на которой Н.Л. Пушкаревой был сделан пленарный доклад, являющийся, по существу, программным, поскольку он содержит перечисление основных задач, стоявших перед гендерной историей науки в России, а также возможные методы их решения. Последующий период ознаменовался тематически-ориентированными научными конференциями; отдельными и коллективными публикациями, посвященными данной тематике, а также первыми публикациями в профессиональных научно-периодических изданиях. В 2010-е гг. постепенно начало формироваться сообщество ученых-исследователей гендерной тематики в истории науки. Значительную роль в этом процессе сыграли ежегодные конференции Российской ассоциации исследователей женской истории, проводимые под руководством Н.Л. Пушкаревой, и мероприятия, организованные Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Архивом РАН, Химическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STUDIES FOR THE HISTORY OF SCIENCE IN RUSSIA. BEGINNING

The article analyzes the beginning of the formation and dynamics of the gender history of science in Russia as an independent scientific discipline since the late 1990s and up to the present time. Special attention is paid to the role of Dr. N. L. Pushkareva in this process. There were no women studies or gender studies in Soviet history of science presumably because of the peculiarities of the institutionalization process of this discipline in Russia. Conservatism of the community of Russian historians of science, their isolation from civil historians, their mostly scientific background as well is governmental policy also took the place. One can date first arriving of the gender history of science in Russia by the late 90th of the XX century. The very first special conference held in Kostroma in 1997 can be marked as a starting point. Dr. N. L. Pushkareva was one of the guest speakers there and spoke about main goals of the research in the field as well as methods available and needed. Mostly unintentionally she created a program for the future research. During the next period different conferences and workshops were organized by several institutions, collective books on the subject were published and the first results of individual studies were published in the prominent journals. Approximately from 2010th one can see that a community of the researches interested in the women's and gender studies in Russian history of science began the formation process. A very significant role in it were taken by annual conferences of Russian association of researchers of women's history, leading by Dr. Pushkareva and those organized by S.I. Vavilov Institute for the history of Science andTechnology Russian Academy of Science, Archive of Russian Academy of Science, Department for the history of chemistry of Moscow State University. As of present day there are some number of researchers historians of science, civil historians and scientists interested in women and gender history of Russian science. Although there is no specialized journal yet they publish papers on the subject in the leading historical and academic periodical regularly and are welcomed there. A number of conferences, seminars and workshops are being held annually allowing people from different locations and representing different scientific disciplines and institutions to communicate and to discuss important and interesting points of their research. One cannot argue that women and gender studies in the history of science in Russia already became an independent discipline but the one can see beginning of its emergence.

Текст научной работы на тему «Гендерная история науки в России. Начало»

УДК 930

DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-3-544-554

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ В РОССИИ. НАЧАЛО

GENDER STUDIES FOR THE HISTORY OF SCIENCE IN RUSSIA. BEGINNING

О.А. Валькова O.A. Valkova

Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Россия, 125315, г. Москва, ул. Балтийская, 15

S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, 15 Baltiiskaya St, 125315, Moscow, Russia

E-mail: o-val2@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируется история становления тендерной истории науки в России как самостоятельной научной дисциплины начиная с конца 1990-х гг. и до настоящего времени включительно. Рассматривается роль д. и. н. Н.Л. Пушкаревой в этом процессе. Отсутствие «женской истории» и гендерной тематики в советской истории науки коррелируется с особенностями процесса институализации истории науки в России; консервативностью сообщества профессиональных историков науки, их изоляцией от сообщества гражданских историков, а также политикой правительства. Появление гендерной истории науки в России относится ко второй половине 1990-х гг. ХХ в. В качестве исходной точки можно выделить первую специализированную конференцию, организованную в 1997 г. в Костроме, на которой Н.Л. Пушкаревой был сделан пленарный доклад, являющийся, по существу, программным, поскольку он содержит перечисление основных задач, стоявших перед гендерной историей науки в России, а также возможные методы их решения. Последующий период ознаменовался тематически-ориентированными научными конференциями; отдельными и коллективными публикациями, посвященными данной тематике, а также первыми публикациями в профессиональных научно-периодических изданиях. В 2010-е гг. постепенно начало формироваться сообщество ученых-исследователей гендерной тематики в истории науки. Значительную роль в этом процессе сыграли ежегодные конференции Российской ассоциации исследователей женской истории, проводимые под руководством Н.Л. Пушкаревой, и мероприятия, организованные Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Архивом РАН, Химическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Abstract

The article analyzes the beginning of the formation and dynamics of the gender history of science in Russia as an independent scientific discipline since the late 1990s and up to the present time. Special attention is paid to the role of Dr. N. L. Pushkareva in this process. There were no women studies or gender studies in Soviet history of science presumably because of the peculiarities of the institutionalization process of this discipline in Russia. Conservatism of the community of Russian historians of science, their isolation from civil historians, their mostly scientific background as well is governmental policy also took the place. One can date first arriving of the gender history of science in Russia by the late 90th of the XX century. The very first special conference held in Kostroma in 1997 can be marked as a starting point. Dr. N. L. Pushkareva was one of the guest speakers there and spoke about main goals of the research in the field as well as methods available and needed. Mostly unintentionally she created a program for the future research. During the next period different conferences and workshops were organized by several institutions, collective books on the subject were published and the first results of individual studies were published in the prominent journals. Approximately from 2010th one can see that a community of the researches interested in the women's and gender studies in Russian history of science began the formation process. A very significant role in it were taken by annual conferences of Russian association of researchers of women's history, leading by Dr. Pushkareva and those organized by S.I. Vavilov Institute for the history of Science and

Technology Russian Academy of Science, Archive of Russian Academy of Science, Department for the history of chemistry of Moscow State University. As of present day there are some number of researchers historians of science, civil historians and scientists interested in women and gender history of Russian science. Although there is no specialized journal yet they publish papers on the subject in the leading historical and academic periodical regularly and are welcomed there. A number of conferences, seminars and workshops are being held annually allowing people from different locations and representing different scientific disciplines and institutions to communicate and to discuss important and interesting points of their research. One cannot argue that women and gender studies in the history of science in Russia already became an independent discipline but the one can see beginning of its emergence.

Ключевые слова: Н.Л. Пушкарева, гендерная история науки в России. Key words: N.L. Pushkareva, gender history of science in Russia.

История науки в нашей стране традиционно существует на некотором отдалении от гражданской истории, а историки науки и техники представляют собой достаточно замкнутую группу, мало участвующую в жизни большого «исторического» научного сообщества. Подобное положение сложилось, как нам кажется, благодаря историческим особенностям процесса институализации истории науки в России. Именно эти особенности во многом определяли характер и направление отечественных историко-научных исследований на протяжении ХХ в. И именно благодаря им в СССР не сложилась такая научная дисциплина, как гендерная история науки.

Как самостоятельная научная дисциплина история науки начала оформляться в конце XIX в. Первый шаг в этом направлении был сделан во Франции, в 1892 г., когда в списке кафедр Коллеж де Франс появилась кафедра общей истории науки и начали читаться соответствующие учебные курсы. В России инициатива изучения истории наук в течение длительного времени исходила либо от отдельных ученых-естествоиспытателей, либо от университетов, либо от Императорской Академии наук. Только в 1914 г. была создана специальная комиссия по истории Академии наук [Илизаров, 1989, с. 12]. Через два года, в 1916 г., при Академии наук появилась специальная комиссия для подготовки издания «Русская наука», посвященного истории развития отдельных научных отраслей в России [Судьба проекта..., 2016]. Наконец, в 1921 г. также при Академии наук по инициативе и под руководством В.И. Вернадского была организована Комиссия по истории знаний, что положило начало институциональному оформлению истории науки как самостоятельной научной дисциплины в СССР. В настоящее время история этого процесса, полного драматических и даже трагических перипетий, изучена достаточно подробно [Илизаров, 2010].

Исторически сложилось, что большинство советских историков науки даже уже во второй половине ХХ в. приходили в профессию, имея не историческое (гуманитарное) базовое образование, а естественнонаучное, математическое или техническое, и, хотя, конечно, всегда были исключения, они только подтверждали правило. Первоначальная подготовка специалистов во многом определяла круг их профессиональных интересов, сосредотачивавшихся преимущественно на изучении когнитивных аспектов развития различных наук, и круг их профессионального общения, замыкавшегося на самих себя или тяготевшего к дисциплинарным научным сообществам. Работа по изучению истории когнитивного знания соответствовала их собственным знаниям и опыту, пониманию современного им состояния научных дисциплин, историческое развитие которых они изучали. Подобный подход также соответствовал государственным запросам, направленным на пропаганду первенства страны в научных открытиях и технических изобретениях. Все это отодвигало изучение истории социальных аспектов развития науки на задний план как не имеющее особой важности.

В сложившихся условиях представить себе появление научной дисциплины, изначально родившейся в западной историографии из стремления восстановить историческую справедливость и вернуть незаслуженно забытые имена женщин-ученых на по праву принадлежащие им места в истории развития научного знания, достаточно трудно. Искреннее

непонимание историко-научным сообществом нужды в подобных исследованиях усугублялось официальной политикой государства, настаивавшей на отсутствии в СССР «женского вопроса». Характерным индикатором отношения к «женской» тематике в советском историко-научном сообществе может служить количество биографий женщин-ученых, изданных в общеакадемической серии «Научно-биографическая литература». Основанная в 1959 г. при президиуме АН СССР и на базе Института истории естествознания и техники для публикации оригинальных, научных биографий ученых, инженеров, изобретателей, в период с 1961 по 1997 г. серия выпустила в свет 550 биографий. Из них только 7 - биографии женщин-ученых [Соколовская, Соколовский, 1999]. Заметим в скобках, что за последующие годы (вплоть до сегодняшнего дня) серия увеличилась еще примерно на 150 книг, и из них только одна посвящена биографии женщины-ученого [Валькова, 2006]. Эти данные - объективно отражают умонастроения и взгляды историко-научного сообщества второй половины ХХ в.

О том, что советские государственные деятели имели представление о возникающем на западе новом движении и о его важности для научного сообщества и общества в целом, косвенно свидетельствует, например, выпуск издательством «Прогресс» в 1983 г. книги И.Я. Кошелевой «Women in Science» («Женщины в науке»), пропагандирующей советских женщин-ученых, - на английском языке и для англоязычного читателя [Kosheleva, 1983]. Советские историки науки также были знакомы (или во всяком случае имели возможность познакомиться) с зарубежной литературой и получить представление о зарождающемся новом направлении историко-научных исследований благодаря изданному в 1989 г. Институтом научной информации по общественным вопросам реферативному сборнику под характерным названием «Женщины в науке», авторы которого прямо утверждали: «В последнее десятилетие изучение этой проблемы превратилось в самостоятельную область научных изысканий...» [Женщины в науке..., 1989, с. 5]. Тем не менее попытка проинформировать сообщество историков науки о новом увлечении их западных коллег не вызывала особого интереса. Это не значит, что в советский период в СССР в принципе не писались и не публиковались исторические работы, посвященные женщинам-ученым. Подобные исследования были, хотя и не очень многочисленные [Валькова, 2018].

Но в целом, даже перемены, захватившие отечественную историческую науку в самом конце 1980-х - начале 1990-х гг., не изменили сложившейся ситуации - вероятно потому, что открылись возможности для изучения ранее запретных тем, казавшихся намного более важными и интересными. Когда молодые гражданские историки в конце 1980-х гг. начали искать новые подходы к изучению в том числе «женской истории» [Пушкарева, 2002, с. 36], историки науки с завидной консервативностью продолжали игнорировать данную проблематику. Надо отметить, что это их поведение отличалось и от поведения социологов и науковедов, начавших исследовать вопросы гендера в науке с начала 1990-х гг. Однако ни социологи, ни науковеды не обращались и не могли обращаться к неизвестным ранее, неопубликованным историческим источникам, а изученная источ-никовая база по гендерной проблематике в истории науки была крайне ограниченной.

Ситуация начала меняться только во второй половине 1990-х гг. Точкой отсчета стала организованная в 1997 году в Костроме конференция «Женщины в отечественной науке и образовании». Заметим в скобках, что среди ее организаторов не было представителей профессионального историко-научного сообщества. Конференцию открывали три пленарных доклада, задавших направление работы собравшихся. Одним из них, наиболее для нас важным, стал доклад Натальи Львовны Пушкаревой на тему «Первые российские женщины-ученые (опыт типизации индивидуальных человеческих стратегий)». В нем фактически были сформулированы задачи, стоявшие перед отечественными исследователями в совершенно для них новой и практически еще не существовавшей в России области исследований - женской (гендерной) истории науки, а также методы, необходимые при их решении.

Н.Л. Пушкарева считала, что начинать необходимо с внимательного и тщательного изучения отдельных биографий российских женщин-ученых, практически не изучавшихся

ранее целенаправленно и с использованием биографического метода. В своем выступлении она высказала мысль о том, что: «Для систематизации информации об индивидуальном социальном опыте первых русских женщин-ученых необходима тщательная проработка их личных архивов и документов. Причем особенное внимание должно быть уделено именно индивидуальному эмоциональному опыту, нашедшему отражение в письмах, предметах быта, дагерротипах и рисунках, автобиографиях и проч.». Н.Л. Пушкарева отмечала, что следующим шагом «может стать тогда обобщение схожих ситуаций, анализ "способов выживания" неординарных женских личностей в андроцентричном, маскулизи-рованном российском научном сообществе прошлого столетия» [Пушкарева, 1997, с. 1012]. Наталья Львовна также обозначила одну из причин, актуализирующих подобные исследования в современном обществе: «Тема специализированного изучения биографий женщин-ученых, живших столетие и даже более тому назад, имеет на редкость актуальное звучание, так как многие проблемы, будоражившие тогда умы, не решены по сей день» [Пушкарева, 1997, с. 16].

Таким образом, начало было положено. С этого момента постепенно начали проводиться научные конференции или чаще специализированные секции в рамках различных многопрофильных конференций, посвященные проблемам «женских исследований» в истории науки, объединяющие исследователей, работающих в различных областях знания и различных институциональных образованиях, заинтересованных в данной тематике. Так, в 2000 г. году в рамках международной конференции «Женщины в фундаментальной науке: Итоги и перспективы междисциплинарных исследований», проходившей в Санкт-Петербурге, была организована секция «Динамика статуса женщин в науке, признание научных результатов (исторический и современный аспект)» [Женщины в фундаментальной..., 2000, с. 14-15]. Однако «постепенно», пожалуй, ключевое слово в данном случае, поскольку после 2000 г. наступил некоторый перерыв, и только в 2011 году в числе мероприятий, посвященных международному году химии, химический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова провел международную конференцию на тему: «Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание» [Женщины-химики., 2011].

Надо отметить, что огромную роль в развитии исследований, консолидации ученых, работающих в данном направлении, сыграли секции, посвященные гендерной проблематике в истории науки, систематически проводимые в рамках ежегодных конференций Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ). Они организуются по инициативе и, как правило, под руководством бессменного президента РАИЖИ Н.Л. Пушкаревой. В 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2018 г. в рамках IV, V, VI, VII, VIII, XI Международных конференций РАИЖИ проводились специальные секции и круглые столы, посвященные данной проблематике: «Женщины-ученые, научная, общественная и личная жизнь в исторической ретроспективе» (Ярославль); «"Стеклянный потолок" в науке: из прошлого в настоящее» (Тверь); «Женщины в науке и наука для женщин. Женщины-историки» (Нальчик); «Специфика самореализации женщин в науке» (Рязань); «Гендерный аспект экономики, политики, права, истории науки» (Старый Оскол); «Гендерное измерение цифровой реальности современного города: экономика и политика. Женщины-ученые -интеллектуальная элита городов» (Нижний Новгород).

Начиная с 2011 г. среди участников секций РАИЖИ, посвященных женщинам-ученым, появляются представители профессионального историко-научного сообщества, в том числе сотрудники Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН). Завязываются связи между историками гражданскими и историками науки, профессиональные и дружеские, чему в немалой степени способствовала Н.Л. Пушкарева. Это, в свою очередь, привело к образованию неформального круга исследователей, начавших целенаправленно разрабатывать гендерные проблемы в истории отечественной науки.

Наконец, в 2013 г. в рамках XIX Годичной научной конференции Института истории естествознания и техники им. С.М. Вавилова РАН прошел первый круглый стол «Гендер-ные проблемы в истории науки и науковедении» [Круглый стол., 2013, с. 248-261]. Это было первое подобное мероприятие в истории российской профессиональной истории науки. Через три года, в 2016 г. Круглый стол с тем же названием был проведен второй раз в рамках XXII Годичной научной конференции ИИЕТ РАН [Круглый стол., 2016, с. 342386]. Наконец, в 2017 г. ИИЕТ РАН совместно с Архивом РАН организовал международную научную конференцию «Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки - наследие» (7-8 ноября 2017 г., Москва), посвященную столетию установления юридического равноправия женщин в России. Конференция собрала более 100 участников из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. По результатам ее работы опубликована коллективная монография «Российские женщины-ученые: наследие: По материалам Международной научной конференции "Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки - наследие"» [Российские женщины-ученые., 2017].

Процесс формирования новой научной дисциплины не замыкается, конечно, только на проведение научных мероприятий и опубликование их материалов. Проведение тематических научных мероприятий в области гендерной истории науки в начале 2010-х гг. стало возможным не только потому что нашлись организаторы, но и потому, что назрела потребность внутри научного сообщества, то есть появилось достаточно большое количество людей, занимающихся разработкой определенных научных проблем и заинтересованных в их обсуждении. Результаты их индивидуальных исследований начали появляться в печати все более и боле регулярно, начиная с конца 1990-х - начала 2000-х гг. В 2000 г. журнал Вопросы истории естествознания и техники - ведущее отечественное научное периодическое издание по истории науки и техники - опубликовал статью Н.М. Агамовой и А.Г. Аллахвер-дяна, озаглавленную «Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской)» [Агамова, Ал-лахвердян, 2000], открыв, таким образом, свои двери для гендерной проблематики.

Тематику опубликованных работ, так же как и тематику устных докладов, сделанных на различных конференциях, условно можно разделить на две группы. Первая и, отметим, наиболее многочисленная из них состоит из биографических материалов женщин-ученых. Исследователи, работающие в различных областях научного знания, собирают и публикуют материалы, посвященные их учителям, коллегам, старшим родственницам, женщинам, оказавшим влияние на развитие той или иной научной дисциплины, чьи научные труды затронули их каким-то образом. Среди этих исследователей - сотрудники архивов и музеев, преподаватели вузов (как естественники, так и гуманитарии), ученые-естествоиспытатели. Профессиональные историки науки выбирают темы исследования, связанные с изучением биографий женщин-ученых, в качестве своих исследовательских проектов, хотя еще два десятилетия назад подобное не приходило им в голову. Преобладание именно биографических публикаций хорошо понятно: большое количество незаслуженно забытых имен женщин-ученых, выпавших из официальных исторических хроник или никогда в них не попадавших, острый недостаток введенной в исторический оборот источниковой базы приводил к ситуациям, когда еще несколько лет назад часто было трудно, почти невозможно найти информацию о женщине-ученой, жившей и работавшей уже во второй половине XX в. Именно поэтому Н.Л. Пушкарева утверждала, что начинать гендерные историко-научные исследования следовало со сбора материалов об индивидуальных женщинах--ученых. Без этого дальнейшие исследования были невозможны. Сейчас эта лакуна начала понемногу заполняться.

Вторая группа публикующихся материалов состоит из аналитических работ, в которых ставятся и анализируются проблемы гендера в науке и ее истории. Подобные статьи пока что очень немногочисленны. И не маленькая их часть принадлежит Н.Л. Пушкаревой, исследования которой задают достаточно острые и болезненные вопросы, заставляют задуматься, подталкивают перейти от простого нарратива к историческому анализу. Среди них

такие статьи как «"Умные, но бедные" (фольклор о женщинах-ученых как скрытая форма гендерной дискриминации)» [Пушкарева, 2008]; «"Да зачем это нужно?!" (почему российские женщины-ученые не "рвутся спесиво" к научной славе» [Пушкарева, 2012]; «Незабытые имена: к истории вклада женщин-ученых в победу в Великой Отечественной войне (З.В. Ермольева, Н.Г. Клюева)» [Пушкарева, 2015]; статья, посвященная работе советских женщин-историков первой половины ХХ в.: «"Огонь чужих мыслей и звуки других голосов": женщины-историки в России 1900-1940 гг.» [Пушкарева, 2017] и др.

Таким образом, гендерная история Российской науки, научная дисциплина, изучающая гендерные проблемы в истории отечественной науки, продолжает развиваться, преодолевая постепенно консерватизм профессионального историко-научного сообщества. И темпы этого развития в настоящее время нарастают. Конечно, она еще не обладает многими атрибутами, считающимися неотъемлемыми признаками самостоятельной, сложившейся научной дисциплины. Такими, как научные институции и научно-образовательные курсы. Специального научного учреждения (и даже отдела в учреждении), чья деятельность была бы исключительно сосредоточена на проблемах гендера в истории науки сегодня в России, насколько нам известно, не существует. Но вот программа учебного курса была создана и опубликована уже в 1997 г. [Женщина в отечественной..., 1997]. Не существует пока что специализированного научного периодического издания, но отдельные историко-научные журналы уже готовы посвятить свои отдельные выпуски «женской» проблематике. Например, в 2018 г. второй номер (Т. 10) журнала «Историко-биологические исследования» был посвящен исключительно проблемам истории женщин-ученых.

Только в 2018 г. состоялись несколько научных мероприятий, посвященных изучению гендерных проблем истории российской науки, в том числе: Круглый стол «Прогресс России: женский аспект», организатор - Архив Российской академии наук (15 мая); Всероссийская научно-практическая конференция «Женщины в науке - ресурс развития России», организаторы - Союз женщин России, Архив РАН (4 октября); 22 ноября 2018 г. прошло заседание Семинара по истории высшей школы при С.-Петербургском государственном университете, посвященное теме: «Высшие женские Бестужевские курсы в системе образования и науки Российской империи», сопровождавшееся демонстрацией выставки по истории Бестужевских женских курсов, организованной Музеем истории СПбГУ; научная секция «Наука в публичном пространстве: гендерные аспекты в истории науки» в рамках XII Международной научно-практической конференции «История науки и техники. Музейное дело. 4-6 декабря 2018 г. Наука и общество», организаторы - Политехнический музей, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, ИИЕТ РАН, Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ» (4 декабря). Уже в начале 2019 г., 28 марта, состоялось очередное, третье заседание Круглого стола «Гендерные проблемы в истории науки и науковедении» в рамках XXV Годичной научной международной конференции ИИЕТ РАН 25-29 марта 2019 г. И это только те мероприятия, о которых мы знаем лично. Стоит также упомянуть, что отдельные доклады, посвященные рассматривающейся нами проблематике, все чаще и чаще можно встретить на самых различных научных форумах, как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Также можно отметить, что постепенно увеличивается количество публикаций по гендерной проблематике в истории науки. В 2018 г. помимо специализированного номера «Историко-биологических известий» был опубликован новый сборник научных трудов: «Прогресс России. Женский аспект: сборник научных статей и документов», подготовленный Архивом РАН [Прогресс России., 2018]. В выходящем всего лишь 4 раза в год журнале «Вопросы истории естествознания и техники» только за 2018 г. и начало 2019 г. было опубликовано 3 научных статьи [Долгова, 2018; Валькова, 2018; Лиманова, 2019] и 3 развернутых сообщения о научных мероприятиях [Рыбакова, 2018; Минина, 2018; Соловей, 2019] по гендерной истории науки. Наконец, в самом конце 2018 г. вышла в свет наша монография «Штурмуя цитадель науки: женщины-ученые Российской империи»

[Валькова, 2019], посвященная систематическому анализу деятельности женщин-ученых в Российской империи, начиная с конца XVIII и вплоть до первого десятилетия ХХ в. - первое подобное исследование в отечественной историографии.

Таким образом, за двадцать с небольшим лет гендерная история науки в России прошла громадный путь. От первого программного доклада Н.Л. Пушкаревой, первых одиночных статей и первой научной конференции начиная с конца 1990-х гг. гендерная история науки в России начала медленное, но неуклонное развитие, прирастая новыми деятелями, вовлекая в свою орбиту новые научные институции, доказывая важность своей тематики научным периодическим изданиям и издательствам. И на каждом этапе пути ее сопровождала ее «крестная мать» - доктор исторических наук, профессор Наталья Львовна Пушкарева, чьи научные заслуги мы чествуем сегодня. Среди многих работ и достижений Натальи Львовны это может показаться сначала не самым ярким. Однако только очень немногим избранным ученым выпадает честь и радость привести в наш мир новую научную дисциплину, подтолкнуть, чтобы она начала движение, и поддержать на первых, самых трудных шагах. В создании и развитии гендерной истории науки в России эта честь, безо всяких сомнений, принадлежит Наталье Львовне Пушкаревой.

Список литературы

1. Агамова Н.М., Аллахвердян А.Г. 2000. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской). Вопросы истории естествознания и техники. 1: 141-153.

2. Валькова О.А. 2018. Л.С. Штерн о женщинах-ученых СССР: неопубликованные материалы из Архива РАН. Вопросы истории естествознания и техники. Т. 39. 3: 533-547.

3. Валькова О.А. 2006. Ольга Александровна Федченко, 1845-1921. М., Наука, 318.

4. Валькова О.А. 2018. Советская история науки о деятельности российских женщин-ученых XVIII - начала ХХ вв.: очерк историографии. Архив истории науки и техники. Вып. VI (XV). Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Отв. ред. С.С. Илизаров. М., Наука: 222-251.

5. Валькова О.А. 2019. Штурмуя цитадель науки: женщины-ученые Российской империи. М., Новое литературное обозрение, 792.

6. Долгова Е.А. 2018. Профессиональные статусы женщин - научных работников в СССР в 1930-е гг. Вопросы истории естествознания и техники. Т. 39. 1: 38-47.

7. Женщина в отечественной науке и образовании. XIX-XX вв.: Учеб. пособие. 1997. М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Головной совет межвуз. науч.-исслед. программы «Женщины России: проблемы адапт. и развития в новых соц.-экон. условиях». Кострома, КГТУ, 78.

8. Женщины в науке: Реферативный сборник. 1989. Редкол.: Т.В. Виноградова, Т.Р. Иванова М., ИНИОН РАН, 175.

9. Женщины в фундаментальной науке: Итоги и перспективы междисциплинарных исследований: Программа и сб. тезисов междунар. конф., 30 июня - 2 июля 2000 г., Санкт-Петербург. СПб., 115.

10. Женщины-химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. Материалы Международной научной конференции, Москва, 16-17 июня 2011 г. Ред.: В.В. Лунин. 2011. М., Химический факультет, 159.

11. Илизаров С.С. 2010. История науки и техники: от зарождения исследовательского направления до формирования в России профессионального сообщества. Архив истории науки и техники. Вып. IV (XIII). М., «Янус-К»: 5-91.

12. Илизаров С.С. 1989. Материалы к историографии истории науки и техники: Хроника: 1917-1988 гг. М., Наука, 293.

13. Круглый стол «Гендерные проблемы в истории науки и науковедении. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция. 2016. М., ИИЕТ РАН: 342-386.

14. Круглый стол «Гендерные проблемы в истории науки и науковедении». Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. 2013. Т. 1: Общие проблемы развития науки и техники. История физико-математических наук. М., ЛЕНАНД: 248-261.

15. Лиманова С.А. 2019. «Страшные животные» в 1917 г.: лекция палеонтолога М.В. Павловой о развитии Земли и ее обитателях. Вопросы истории естествознания и техники. Т. 40. 1: 143-160.

16. Минина Е.В. 2018. Российские женщины-ученые: наследие: по материалам Международной научной конференции «Столетию великой русской революции: женские лица российской науки - наследие»: 7-8 ноября 2017 г., Москва, ИИЕТ РАН. Отв. ред. О.А. Валькова. М., Янус-К, 2017. 440 с. Вопросы истории естествознания и техники. Т. 39. 3: 607-610.

17. Прогресс России. Женский аспект: сборник научных статей и документов. Отв. ред.-сост. И.А. Урмина, Н.М. Осипова. 2018. М., Архив РАН, 319.

18. Пушкарева Н.Л. 2012. «Да зачем это нужно?!»: почему российские ученые не «рвутся спесиво» к научной славе». Жизнь в женском свете: к 60-летию В.И. Успенской: сб. науч. ст. Тверь, Тверской гос. ун-т: 161-172.

19. Пушкарева Н.Л. 2002. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800-2000: Материалы к библиографии. М., Ладо-мир, 522.

20. Пушкарева Н.Л. 2017. «Огонь чужих мыслей и звуки других голосов»: женщины-историки в России 1900-1940 гг. Российские женщины-ученые: наследие: по материалам Международной научной конференции «Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки - наследие»: 7-8 ноября 2017 г., Москва, ИИЕТ РАН. Отв. ред. О.А. Валькова. М., «Янус-К»: 120-131.

21. Пушкарева Н.Л. 2008. «Умные, но бедные» (фольклор о женщинах-ученых как скрытая форма гендерной дискриминации). Гендерная дискриминация: проблемы, подходы, решения. Сб. науч. ст. Иваново, Издательство «Государственный Ивановский университет»: 232-262.

22. Пушкарева Н.Л. 2015. Незабытые имена: к истории вклада женщин-ученых в победу в Великой Отечественной войне (З.В. Ермольева, Н.Г. Клюева). Женщины и женское движение за мир без войн и военных конфликтов (К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне): материалы Восьмой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 8-11 октября 2015 года, г. Старый Оскол. М.; Старый Оскол, ИЭА РАН, СТИ НИТУ «МИСиС», Т. 3: 135-137.

23. Пушкарева Н.Л. 1997. Первые российские женщины-ученые (опыт типизации индивидуальных человеческих стратегий). Женщины в отечественной науке и образовании: Материалы конф., Кострома, 27-28 нояб. 1997 г. Редкол.: А.И. Евстратова (отв. ред. и др.). Иваново, Изд. центр «Юнона»: 10-16.

24. Российские женщины-ученые: наследие: По материалам Международной научной конференции «Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки - наследие»: 7-8 ноября 2017 г., Москва, ИИЕТ РАН. Отв. ред. О.А. Валькова. 2017. М., «Янус-К», 440.

25. Рыбакова Е.В. 2018. «Женщины в науке» на 10-й Юбилейной конференции «"Сила слабых": гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем». Вопросы истории естествознания и техники. Т. 39. 1: 199-207.

26. Соколовская З.К., Соколовский В.И. 1999. 550 книг об ученых, инженерах и изобретателях. Справочник-путеводитель по серии РАН «Научно-биографическая литература». 1959-1997. М., Наука, 535.

27. Соловей А.П. 2019. Секция «Женщины в науке и образовании» в рамках Международной' научно-практической' конференции «Белорусская наука в условиях модернизации». Вопросы истории естествознания и техники. Т. 40. 1: 214-217.

28. Судьба проекта «Русская наука». 1916-1920 (К 100-летию Комиссии по изданию сборника «Русская наука»: Статьи и документы. Отв. ред. Чл.-корр. РАН Ю.М. Батурин; ред.-сост. В.М, Орел, Г.И. Смагина. 2016. СПб.; М. [Б. и.], 848.

29. Kosheleva I. 1983. Women in Science. Moscow: Progress Publishers, 171.

References

1. Agamova N.M., Allakhverdyan A.G. 2000. Rossiyskie zhenshchiny v nauke i vysshey shkole: istoriko-nauchnye i naukovedcheskie aspekty (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya S.V. Kovalevskoy) [Russian women in science and higher education: historical and sociological (to the 150th anniversary of S.V. Kovalevskaya)]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. 1: 141-153.

2. Val'kova O.A. 2018. L.S. Shtem o zhenshchinah-uchenykh SSSR: neopublikovannye materialy iz Arkhiva RAN. [L.S. Shtern about women scientists of the USSR: unpublished materials from the Archive of Russian Academy of Science]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 39. 3: 533-547.

3. Val'kova O A. 2006. Ol'ga Aleksandrovna Fedchenko, 1845-1921. [Olga Alexandrovna Fed-chenko, 1845-1921]. Moscow, Nauka, 318.

4. Valkova O.A. 2018. Sovetskaya istoriya nauki o deyatel'nosti rossiyskikh zhenshchin-uchenykh XVIII - nachala XX vv.: ocherk istoriografii [Soviet history of science on the activities of Russian women scientists of the XVIII - early XX centuries: an essay on historiography]. Arkhiv istorii nauki i tekhniki [Archive for the history of science and technology]. Vyp. VI (XV). In-t istorii estestvoznaniya i tekhniki im. S.I. Vavilova RAN. Otv. red. S.S. Ilizarov. M., Publ. Nauka: 222-251.

5. Valkova O.A. 2019. Shturmuya tsitadel' nauki: zhenshchiny-uchenye Rossiiskoi imperii [Storming the citadel of science: women scientists of the Russian Empire]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 792.

6. Dolgova E.A. 2018. Professional'nye statusy zhenshchin - nauchnykh rabotnikov v SSSR v 1930-e gg. [Professional status of women scientists in the USSR in the 1930s]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 39. 1: 38-47.

7. Zhenshchina v otechestvennoi nauke i obrazovanii. XIX-XX vv.: Ucheb. Posobie [A woman in the national science and education. XIX-XX. Textbook]. 1997. Kostroma, Kostroma state technological University, 78.

8. Zhenshchiny v nauke: Referativnyi sbornik. [Women in science: Abstract collection]. 1989. Red.: T V. Vinogradova, T P. Ivanova. Moscow, INION RAN, 175.

9. Zhenshchiny v fundamental'noi nauke: Itogi i perspektivy mezhdistsiplinarnykh issledovanii: Programma i sb. tezisov mezhdunar. konf., 30 iyunya - 2 iyulya 2000 g. Sankt-Peterburg. [Women in fundamental science. Program and collection of abstracts of the International conference «Women in fundamental science: results and prospects of interdisciplinary research. 30 June - 2 July 2000. Saint-Petersburg»]. Saint-Petersburg, 115.

10. Zhenshchiny-khimiki: biograficheskiy portret, vklad v obrazovanie i nauku, priznanie. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Moskva, 16-17 iyunya 2011 g. [Women chemists: biographical portrait, contribution to education and science, recognition. Proceedings of the International scientific conference, Moscow, 16-17 June 2011]. Red.: V.V. Lunin. 2011. M., Publ. Khimicheskiy fakul'tet, 159.

11. Ilizarov S.S. 2010. Istoriya nauki i tekhniki: ot zarozhdeniya issledovatel'skogo napravleniya do formirovaniya v Rossii professional'nogo soobshchestva. [History of science and technology: from the origin of the research interest to the formation of a professional community in Russia]. Arkhiv istorii nauki i tekhniki. [Archive for the history of science and technology]. Vyp. IV (XIII). M., Publ. «Yanus-K»: 5-91.

12. Ilizarov S.S. 1989. Materialy k istoriografii istorii nauki i tekhniki: Khronika: 1917-1988 gg. [Materials to the historiography of the history of science and technology: Chronicle: 1917-1988]. Moscow, Nauka, 293.

13. Kruglyy stol «Gendernye problemy v istorii nauki i naukovedenii. [Round table «Gender issues in the history of science and science of science»]. Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki im. S.I. Vavilova RAN. Godichnaya nauchnaya konferentsiya. 2016. Moscow, IIET RAN: 342-386.

14. Kruglyy stol «Gendernye problemy v istorii nauki i naukovedenii». [Round table «Gender issues in the history of science and science of science»]. Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki im. S.I. Vavilova. Godichnaya nauchnaya konferentsiya. 2013. T. 1: Obshchie problemy razvitiya nauki i tekhniki. Istoriya fiziko-matematicheskikh nauk. Moscow, LENAND: 248-261.

15. Limanova S.A. 2019. «Strashnye zhivotnye» v 1917 g.: lektsiya paleontologa M.V. Pavlovoy o razvitii Zemli i ee obitatelyakh. [«Scary animals» in 1917: paleontologist M.V. Pavlova's lecture on the development of the Earth and its inhabitants]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 40. 1: 143-160.

16. Minina E.V. 2018. Rossiyskie zhenshchiny-uchenye: nasledie: po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Stoletiyu velikoy russkoy revolyutsii: zhenskie litsa rossiyskoy nauki -nasledie»: 7-8 noyabrya 2017 g., Moskva, IIET RAN. Otv. red. O.A. Val'kova. M., Yanus-K, 2017. 440 s. [Russian women scientists: heritage: based on the materials of the International scientific conference «Centenary of the great Russian revolution: women's faces of Russian science - heritage»: 7-8 November 2017, Moscow, IIET RAS, Yanus-K, Moscow, Russia, 440 p.»]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 39. 3: 607-610.

17. Progress Rossii. Zhenskiy aspekt: sbornik nauchnykh statey i dokumentov [Russia's Progress. Women's perspective: collection of scientific articles and documents]. Otv. red.-sost. I.A. Urmina, N.M. Osipova. 2018. M., Arkhiv RAN, 319.

18. Pushkareva N.L. 2012. «Da zachem eto nuzhno?!»: pochemu rossiyskie uchenye ne «rvutsya spesivo» k nauchnoy slave. [«What for?»: Why Russian women scientists don't pursue «scientific fame»]. Zhizn' v zhenskom svete: k 60-letiyu V.I. Uspenskoy: sb. nauch. st. [Life in women's light: to the 60th anniversary of V. I. Uspenskaya]. Tver', Publ. Tverskoy gos. un-t: 161-172.

19. Pushkareva N.L. 2002. Russkaya zhenshchina: istoriya i sovremennost': Istoriya izucheniya «zhenskoi temy» russkoi i zarubezhnoi naukoi. 1800-2000: Materialy k bibliografii [Russian woman: history and modernity: History of the study of the «female theme» by Russian and foreign science. 1800-2000: Materials for bibliography]. Moscow, Publ. Ladomir, 522.

20. Pushkareva N.L. 2017. «Ogon' chuzhikh mysley i zvuki drugikh golosov»: zhenshchiny-istoriki v Rossii 1900-1940 gg. [«Fire of other people's thoughts and sounds of other voices»: women historians in Russia 1900-1940»]. Rossiyskie zhenshchiny-uchenye: nasledie: po materialam Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii «Stoletiyu Velikoy russkoy revolyutsii: zhenskie litsa rossiyskoy nauki -nasledie»: 7-8 noyabrya 2017 g., Moskva, IIET RAN. [Russian women scientists: heritage: based on the materials of the International scientific conference «Centenary of the great Russian revolution: women's faces of Russian science - heritage»: 7-8 November 2017, Moscow, IIET RAS]. Otv. red. O.A. Val'kova. M., Publ. «Yanus-K»: 120-131.

21. Pushkareva N.L. 2008. «Umnye, no bednye» (fol'klor o zhenshchinakh-uchenykh kak skrytaya forma gendernoy diskriminatsii). [«Smart but poor» (folklore about female scientists as a hidden form of gender discrimination)]. Gendernaya diskriminatsiya: problemy, podkhody, resheniya. [Gender discrimination: problems, approaches, solutions]. Sb. nauch. st. Ivanovo, Publ. «Gosudarstvennyy Ivanovskiy universitet»: 232-262.

22. Pushkareva N.L. 2015. Nezabytye imena: k istorii vklada zhenshchin-uchenykh v pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne (Z.V. Ermol'eva, N.G. Klyueva). [«Unforgettable names: to the history of the contribution of women scientists to the victory in the great Patriotic war (Z.V. Ermoleva, N.D. Klyueva)»]. Zhenshchiny i zhenskoe dvizhenie za mir bez voyn i voennykh konfliktov (K 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne): materialy Vos'moy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii RAIZhI i IEA RAN, 8-11 oktyabrya 2015 goda, g. Staryy Oskol. [Women and women's movement for peace without wars and military conflicts (To the 70th anniversary of Victory in the great Patriotic war): proceedings of the Eighth international scientific conference of RAIJI and IEA RAS, 8-11 October 2015, Stary Oskol]. M.; Staryy Oskol, Publ. IEA RAN, STI NITU «MISiS», T. 3: 135-137.

23. Pushkareva N.L. 1997. Pervye rossiyskie zhenshchiny-uchenye (opyt tipizatsii individu-al'nykh chelovecheskikh strategiy). [The first Russian female scientists (experience of typing individual human strategies)]. Zhenshchiny v otechestvennoy nauke i obrazovanii: Materialy konf., Kostroma, 2728 noyab. 1997 g. [Women in the national science and education (Materials of the conference, Kostroma, 27-28 Nov. 1997)]. Redkol.: A.I. Evstratova (otv. red. i dr.). Ivanovo, Izd. tsentr «Yunona»: 10-16.

24. Rossiyskie zhenshchiny-uchenye: nasledie: Po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Stoletiyu Velikoy russkoy revolyutsii: zhenskie litsa rossiyskoy nauki - nasledie»: 7-8 noyabrya 2017 g., Moskva, IIET RAN. [Russian women scientists: heritage: based on the materials of the International scientific conference «Centenary of the great Russian revolution: women's faces of Russian science - heritage»: 7-8 November 2017, Moscow, IIET RAS]. Otv. red. O.A. Val'kova. 2017. M., Publ. «Yanus-K», 440.

25. Rybakova E.V. 2018. «Zhenshchiny v nauke» na 10-y Yubileynoy konferentsii «"Sila slabykh": gendernye aspekty vzaimopomoshchi i liderstva v proshlom i nastoyashchem». [«Women in science» at the 10th Anniversary conference «The Strength of the weak»: gender aspects of mutual aid and leadership in the past and present»]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 39. 1: 199-207.

26. Sokolovskaya Z.K., Sokolovskii, V.I. 1999. 550 knig ob uchenykh, inzhenerakh i izobre-tatelyakh. Spravochnik-putevoditel' po serii RAN «Nauchno-biograficheskaya literatura». 1959-1997 [550 books about scientists, engineers and inventors. Guide to the series of RAS «Scientific and biographical literature». 1959-1997]. Moscow, Nauka, 535.

27. Solovey A.P. 2019. Sektsiya «Zhenshchiny v nauke i obrazovanii» v ramkakh Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Belorusskaya nauka v usloviyakh modernizatsii». [Section «Women in science and education» within the International scientific-practical conference «Belarus-ian science in the conditions of modernization»]. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki. T. 40. 1: 214-217.

28. Sud'ba proekta «Russkaya nauka». 1916-1920 (K 100-letiyu Komissii po izdaniyu sbornika «Russkaya nauka»: Stat'i i dokumenty. [The fate of the project «Russian science». 1916-1920 (To the 100th anniversary of the Commission for the publication of the collection «Russian science»: Articles and documents]. Otv. red. Chl.-korr. RAN Yu.M. Baturin; red.-sost. V.M, Orel, G.I. Smagina. 2016. Saint-Petersburg, Moscow, [B. i.], 848.

29. Kosheleva I. 1983. Women in Science. Moscow: Progress Publishers, 171.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Валькова О.А. Гендерная история науки в России. Начало. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. Т. 46. № 3. С. 544-554. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-544-554

Valkova O.A. Gender studies for the history of science in Russia. Beginning. Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 2019. V 46. № 2. P. 544-554. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-544-554

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.