УДК 159.922.1
Ожигова Людмила Николаевна
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
Лупенко Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии
Кубанского государственного университета
ГЕНДЕРНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА У МУЖЧИН НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Ozhigova Lyudmila Nikolayevna
D.Phil. in Psychology, Professor, Personality Psychology and General Psychology Department, Kuban State University
Lupenko Natalia Nikolayevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Personality Psychology and General Psychology Department, Kuban State University
GENDER AND PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF MEN AT THE FIRST STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье описаны особенности профессиональной и гендерной самооценки мужчин на этапе адаптации к профессиональной деятельности. Выявлено, что гендерная и профессиональная самооценка военнослужащих и менеджеров по продажам является завышенной. Уточнено, что у мужчин с завышенной самооценкой наблюдаются ориентация на нереалистичные цели, закрытость для опыта и обучения. У мужчин-руководителей выявлена средняя самооценка, которая формирует более адекватное отношение к своим достижениям и контактам с другими людьми.
Ключевые слова:
профессиональная и гендерная самооценка, личность мужчины, самооценка, профессиональное становление, адаптация к профессиональной деятельности, военнослужащий, менеджер по продажам, руководитель.
Summary:
The article describes the features of professional and gender self-concept of men at the stage of adaptation to professional activity. It has been found that military men and sales managers have inflated gender and professional self-esteem. The authors clarify that men with inflated self-esteem have focus on unrealistic goals, closeness to experience and training. The research has also found that leading personnel men have medium self-esteem, which develops more appropriate attitude to their achievements and contacts with other people.
Keywords:
professional and gender self-concept, personality of a man, self-esteem, professional development, adaptation to professional activity, military man, sales manager, executive.
Профессия в жизни каждого человека занимает важное место, особенно значима она для мужчины. Профессиональная занятость является той сферой деятельности, которая традиционно приписывается мужскому стереотипу поведения. Несмотря на развитие андрогинных и эгалитарных моделей поведения и социализации личности, наиболее общей для большинства культур выступает традиционная система воспитания, когда мальчиков с детства ориентируют на важность реализации в профессиональной сфере для подтверждения своей я-концепции и успешности в обществе, а девочкам приписывают необходимость реализации в первую очередь материнских функций.
Таким образом, профессиональное становление - это один из важнейших аспектов жизни мужчины, который требует от личности концентрации в накоплении профессиональных знаний, умений и навыков и постоянного изменения глубинных характеристик, направленных на процесс самоактуализации. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, человек не может просто жить и выполнять свою работу, но должен обрести цель, соотносясь с которой работа и профессия, он и его действия в профессии занимают важное место в системе жизненных смыслов [1]. То есть профессиональное становление - это постоянное развитие личности, связанное с изменением всей структуры и содержания образа «я».
Образ «я» - это неразрывное единство знаний и представлений личности о себе, без которого невозможно существование самой личности. В отечественной и зарубежной психологии доминирует представление о тройственной структуре самосознания: когнитивный, аффективный, конативный компоненты (И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова) [2]. Считается, что все эти три компонента отражаются в других уровнях образа «я» и определяются как «я-реальное», «я-идеальное», «я-зеркальное» и др. Каждый новый жизненный этап проявляется в особенностях
противоречий в образах «я» и ставит перед личностью проблему интеграции нового образа «я» и самосознания. Согласованность образов «я» влияет на целостность, самореализацию личности и ее психологическую удовлетворенность жизнью (Д.А. Леонтьев, З.И. Рябикина) [3].
Профессиональный образ «я» - это осознание и оценка себя как представителя определенной профессии. В процессе профессионального становления происходят существенные изменения в структуре и содержании образа «я», когда личности необходимо изучить, сконструировать и «освоить» новый профессиональный образ «я» и интегрировать его с уже имеющимися.
Гендерные исследования в психологии указывают, что социально-психологический пол личности является важнейшим фактором, влияющим на развитие профессионального образа «я». Исследователи выделяют различные аспекты взаимодействия гендерной и профессиональной идентичности у представителей различных профессиональных, возрастных, социальных и этнических групп (Д.В. Воронцов, Ю.Е. Гусева, А.Н. Кимберг, М. Киммел, А.С. Некрасов, С.А. Орлянский) [4].
Большинство авторов отмечают, что достижение взаимосвязи гендерной и профессиональной идентичности - это сложный поэтапный процесс, включающий взаимодействие различных компонентов, содержательных характеристик и свойств личности. Причем большая часть исследований посвящена изучению проблем гендерного и профессионального образа «я», существующих у женщин [5]. Однако надо отметить, что проблема сочетания, или интеграции, образов «я» (профессионального и гендерного) не может быть рассмотрена только как женская. В процессе жизни мужчина также преодолевает целый ряд противоречий, связанных с изменением образа «я». Поэтому цель нашего исследования - изучение особенностей взаимосвязи гендерной и профессиональной самооценки у мужчин на первом этапе профессионального становления.
Отметим, что в своем исследовании мы остановились только на одном из аспектов образа «я» личности - ее самооценке.
В ряду качеств и свойств, регулирующих поведение личности, самооценка занимает важное место. Самооценка - это отношение человека к себе, выражающееся в оценке себя, своих качеств и поведения, обусловливающее принятие или непринятие своей личности. Самооценка -это результат интегративной работы личности в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений - с другой [6].
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом [7].
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими [8].
Самооценка является тем индикатором, который в первую очередь дает представление о том, насколько противоречиво или комфортно для личности происходит процесс адаптации к новой жизненной ситуации. Особенно подвержена изменениям самооценка на первом этапе становления личности - это этап «Профессиональная адаптация» (2-5 лет в профессии). Чаще всего в профессиональных периодизациях главным критерием для выделения этапов (групп) профессионального становления выступает стаж пребывания в профессии или должности (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер) [9]. Этот критерий и был взят за основу в нашем исследовании.
Объем выборки исследования составил 120 человек, из них 40 военнослужащих воинской службы, 40 руководителей среднего звена, 40 менеджеров по продажам города Краснодара. Все опрошенные - мужчины в возрасте не более 25 лет со стажем профессиональной деятельности 2-5 лет.
Методика исследования: модифицированный вариант методики С.А. Будасси на выявление особенностей гендерной и профессиональной самооценки у мужчин [10].
Результаты показали, что у военнослужащих показатели как гендерной (0,93), так и профессиональной (0,95) самооценки сильно завышены. Это значит, что военнослужащие как профессионалы на первом этапе, этапе адаптации к профессии, ставят не всегда реалистичные цели, излишне уверены в себе, редко прислушиваются к мнению окружающих, могут быть закрыты для нового опыта и обучения. Такие же особенности военнослужащие проявляют в восприятии себя как мужчины (гендерная самооценка).
Таким образом, можно сделать вывод, что военнослужащие обладают завышенной самооценкой. У военнослужащего возникает идеализация представления о себе, своей ценности для окружающих, коллег и близких. В таких случаях военнослужащий может пойти на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Обе самооценки можно оценить как неадекватные. Причем гендерная и профессиональная самооценка согласуются (одинаково завышены), это значит, что можно говорить о некотором неразличении личностью своих ролей, очень «плотной», или «склеенной», самооценке.
В свою очередь у менеджеров по продажам показатели самооценки также сходны: и гендерная, и профессиональная равны 0,89. Данные показатели говорят скорее о высокой самооценке, где так же, как у военнослужащих, присутствует тенденция к завышению. Это значит, что менеджеры на этапе адаптации к профессии ставят не всегда реалистичные цели, излишне уверены в себе, редко прислушиваются к мнению окружающих, могут быть закрыты для нового опыта и обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что менеджеры по продажам, как и военнослужащие, обладают завышенной самооценкой, могут неадекватно относиться к ситуации, неверно соотносить свои возможности и способности, быть некритичными к себе. Причем гендерная и профессиональная самооценка также в данном случае не различаются личностью.
Мужчины-руководители в первый период профессионального становления (2-5 лет нахождения в профессии) демонстрируют средний уровень профессиональной (0,б5) и гендерной (0,55) самооценки. Это значит, что мужчины-руководители в этот период ставят высокие, но адекватные своим возможностям, реалистичные цели, уверены в себе, однако прислушиваются к мнению окружающих, открыты для нового опыта и обучения. Показатели гендерной и профессиональной самооценки руководителей также почти одинаковы. Можно предположить, что два вида самооценки не различаются мужчиной, но так как их уровень средний, то можно говорить о большей адекватности личности в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Таким образом, выявлено, что уровни гендерной и профессиональной самооценки военнослужащих и менеджеров по продажам слишком завышены и менее адекватны, чем у руководителей. Вероятно, что уровни самооценки различны в связи с особенностями молодого возраста, когда личность ориентирована на реализацию множества своих социальных и психологических амбиций, и спецификой профессиональной деятельности.
В общем можно констатировать, что уровни гендерной и профессиональной самооценки мужчин различных профессиональных групп, несмотря на некоторые различия, показывают, что молодые мужчины не различают эти две роли. Это, с одной стороны, говорит об устойчивом образе «я», его целостности, с другой - может создавать сложности для личности в ситуациях, требующих большей гибкости поведения.
Можно предположить, что у всех мужчин, вероятно, будут происходить изменения уровня одной самооценки при изменении уровня другой. Эти различия не формируют у личности негативных состояний и конфликтов, однако это не значит, что в реальном поведении личность не испытывает никаких трудностей, так как возможно, что в различных жизненных ситуациях и ролях мужчина может демонстрировать однотипное поведение, которое не всегда будет адекватным и эффективным. В связи с этим возникает вопрос об изучении того, насколько данная «склеен-ность» самооценок осознается личностью мужчины, способствует его становлению в профессии и в целом удовлетворенности жизнью.
Ссылки:
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 14, № 4 ; Гусейнов А.Ш., Фоменко Г.Ю., Рябикина З.И. Протестная активность личности в контексте субъектно-бытийного подхода // Человек. Сообщество. Управление. 2015. № 3. С. 6-21.
2. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Введение в гендерные исследования : учеб. пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. Ч. 1. Харьков ; СПб., 2001 ; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999 ; Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие. М., 2005 ; Рябикина З.И. Бытийный подход к рассмотрению личности и личностный подход к рассмотрению бытия // Психология личности и ее бытия: теория, исследования, практика / под ред. З.И. Рябикиной, А.Н. Кимберга, С.Д. Некрасова. Краснодар, 2005.
4. Воронцов Д.В. Проявление гендерной идентичности в предпочитаемых стратегиях взаимодействия в межличностном общении у мужчин // Психология общения: социокультурный анализ : материалы междунар. конф. / науч. ред. А.А. Бодалев. Ростов н/Д., 2003 ; Гусева Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007 ; Кимберг А.Н. Проблема идентичности и субъектный подход // Психология личности и ее бытия: теория, исследования, практика / под ред. З.И. Рябикиной, А.Н. Кимберга, С.Д. Некрасова. Краснодар, 2005 ; Киммел М. Гендерное общество. М., 2006 ; Некрасов А.С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005 ; Орлянский С.А. Феномен отцовства и формирование образов «нового отца» и «отца-одиночки» // Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект. Теория и практика гендерного анализа : материалы V Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар, 2005.
5. Лупенко Н.Н. Взаимосвязь гендерного и профессионального образов «я» в структуре самосознания личности руководителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2008.
6. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002.
7. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. М. ; Воронеж, 2006.
8. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация. Ереван, 1988.
9. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991 ; Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. Екатеринбург, 2003.
10. Будасси С.А. Методика на выявление показателя самооценки // Практикум по прикладной психодиагностике. Ч. 1. Краснодар, 1993.
References:
Abulkhanova-Slavskaya, KA 1994, 'Social thinking personality: problems and research strategy', Psikhologicheskiy zhurnal, vol. 14, no. 4, (in Russian).
Bodrov, VA 1991, 'Psychological studies problems of professionalization of the person', Psychological studies problems of formation of a professional identity, Moscow, (in Russian).
Budassi, SA 1993, 'Methods to identify indicators of self-estimation', Workshop on Appliedpsychodiagnostics, part 1, Krasnodar, (in Russian).
Chesnokova, II 1977, The problem of consciousness in psychology, Moscow, (in Russian).
Gluhanyuk, NS, Dyachenko, EV & Semenova, SL 2006, Workshop on general psychology, Moscow, Voronezh, (in Russian).
Guseva, YE 2007, The influence of socio-historical changes in society in the transformation of gender representations in the popular press, PhD thesis abstract, St. Petersburg, (in Russian).
Guseynov, AS, Fomenko, GY & Ryabikina, ZI 2015, 'Protest activity of the individual in the context of the subject-existential approach', Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye, no. 3, pp. 6-21, (in Russian).
Kimberg, AN 2005, 'The problem of identity and subjective approach', Psychology of personality and its existence: Theory, Research, Practice, Krasnodar, (in Russian).
Kimmel, M 2006, Gender society, Moscow, (in Russian).
Kon, IS 2001, 'Men's Studies: changing men in a Changing World', Introduction to Gender Studies: Textbook, part 1, Kharkov, St. Petersburg, (in Russian).
Leontiev, AN 2005, Activities. Consciousness. Personality, Moscow, (in Russian).
Lupenko, NN 2008, The relationship of gender and professional images of the "I" in the structure of consciousness of the individual head, PhD thesis abstract, Krasnodar, (in Russian).
Nalchajyan, AA 1988, Socio-psychological adaptation, Yerevan, (in Russian).
Nartova-Bochaver, SK 2002, Differential psychology, Moscow, (in Russian).
Nekrasov, AS 2005, Development of professional identity of the person of the cadet military school, PhD thesis abstract, Krasnodar, (in Russian).
Orlyanskaya, SA 2005, 'The phenomenon of fatherhood and the formation of images of the "new father" and "single father"', Lichnost' kak sub"yekt ekonomicheskogo bytiya: gendernyy aspekt. Teoriya i praktika gendernogo analiza: materialy V Vseros. nauch.-prakt. seminara, Krasnodar, (in Russian).
Rubinstein, SL 1999, Fundamentals of general psychology, St. Petersburg, (in Russian).
Ryabikina, ZI 2005, 'The existential approach to the consideration of the individual and personal approach to the consideration of being', Psychology of personality and its existence: Theory, Research, Practice, Krasnodar, (in Russian).
Vorontsov, DV 2003, 'The manifestation of gender identity in the preferred interaction strategies in interpersonal communication in men', Psikhologiya obshcheniya: sotsiokul'turnyy analiz: materialy mezhdunar. konf., Rostov-on-Don, (in Russian).
Zeer, EF 2003, Psychology professionals, 2nd ed., Ekaterinburg, (in Russian).