Научная статья на тему 'ГЕНДЕР И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛАХ ПОЗДНЕГО СССР'

ГЕНДЕР И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛАХ ПОЗДНЕГО СССР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПОЗДНИЙ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ГЕНДЕР / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбак Валерия М.

Статья посвящена анализу повседневности в математических школах позднего СССР, формальным и неформальным пространствам сообщества матшкольников. Особое внимание уделяется девушкам внутри этого сообщества, их сложностям и учебно-рабочей повседневности. Математические школы рассматриваются как уникальный позднесоветский феномен, который можно концептуализировать с помощью понятия А. Юрчака «вненаходимость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND EVERYDAY LIFE IN MATHEMATICAL SCHOOLS OF THE LATE SOVIET UNION

The article is devoted to the analysis of everyday life in mathematical schools of the late USSR, formal and informal spaces of the community of mathematics students. Particular attention is paid to the girls within this community, their difficulties and the educational and working everyday life. Mathematical schools are considered as a unique late-Soviet phenomenon that can be conceptualized with the help of A. Yurchak’s concept of “outsideness”.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕР И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛАХ ПОЗДНЕГО СССР»

УДК 373.5 ББК 74.262.21

В.М. Рыбак

Гендер и повседневность в математических школах позднего СССР

Статья посвящена анализу повседневности в математических школах позднего СССР, формальным и неформальным пространствам сообщества матшкольников. Особое внимание уделяется девушкам внутри этого сообщества, их сложностям и учебно-рабочей повседневности. Математические школы рассматриваются как уникальный позднесоветский феномен, который можно концептуализировать с помощью понятия А. Юрчака «вненахо-димость».

Ключевые слова: математическая школа, поздний Советский Союз, ген-дер, повседневность, техническая интеллигенция

Приоритеты развития изучаемой страны можно узнать разными способами и один из них - посмотреть на систему школьного профильного образования. Необходимость высококвалифицированных кадров на производстве, которое все время усложняется, стала основной причиной развития углубленного технического образования в советских школах. Математические спецшколы и классы - вершина процесса профилизации советского школьного образования. Этот тезис подтверждается результатами школьников на международных олимпиадах и количеством лауреатов Филдсовской премии, которые начали свой путь именно в математических школах СССР.

Помимо этого, можно утверждать, что советские математические школы - это интересный позднесоветский феномен. В нем сочетаются и эксперименты в сфере образования и практическая необходимость в подготовке научно-технических кадров. Неформальная жизнь матшкол демонстрирует целый спектр теневых практик: обмен самиздатовскими книгами, вечера памяти неподцензурных советских бардов, передача друг другу услышанных политических

© Рыбак В.М., 2022

анекдотов. Это интеллектуальное пространство серьезно влияло на личность учеников и на их карьерный путь. В рамках этого исследования мы изучим два аспекта: повседневность позднесоветских математических школ и - прицельно - повседневность матшколь-ниц, интегрированных в большое детское сообщество. Это можно назвать гендерной оптикой внутри моей темы, но стоит отметить, что ее можно раскрыть гораздо шире, если анализировать не только феминное, но и маскулинное.

Предметом исследования являются стратегии интеграции в математическое сообщество, учебно-рабочая повседневность матшколь-ниц, возможные сложности пребывания в «мужском» сообществе. Основные хронологические рамки - 1970-1990 годы.

Историографическое поле темы можно разделить на три части: позднесоветский контекст, педагогический и гендерный. Ключевым для меня является понятие «вненаходимости» Алексея Юрчака [Юр-чак 2014]. Общий педагогический контекст помогают узнать работы: Марии Майофис и Ильи Кукулина [Кукулин, Майофис, Сафро-нов 2015, с. 241-313], Дарьи Димке [Димке 2018], Галины Ивановой [Иванова 2018]. Особенности математического образования раскрывают исследования Вячеслава Геровича [Герович 2020]. Майофис и Кукулин в качестве основных источников используют интервью с выпускницами и педагогами математических школ и прослеживают их эволюцию, концентрируются на обсуждениях самой идеи математических спецшкол среди профессионального сообщества. Работа Дарьи Димке описывает особенности советской педагогической концепции детства и ее проявления в 1960-1970-е гг: «В советской коммунистической утопии 1920-1960-х гг. ребенок рассматривался как маленький взрослый, в семидесятые - как взрослый идеальный» [Димке 2018, с. 255]. Книга Галины Ивановой характеризует комплекс реформ в школьном образовании 1950-1960-х гг. и позволяет понять его состояние накануне семидесятых [Иванова 2018]. Вячеслав Герович в своей статье много пишет о неформальной структуре внутри математического сообщества и вводит важное понятие «моральная экономия советской математики»: «В неформальном сообществе советских математиков действовала своеобразная "моральная экономия", которая опиралась на сети дружеских связей и практику взаимных бесплатных одолжений» [Герович 2020]. В понимании гендерного аспекта темы особенно помогли несколько работ: монография Наталии Лебиной «Мужчины и женщины: тело, мода, культура: СССР - оттепель» [Лебина 2018], статьи Натальи Пушка-ревой «Гендерная система Советской России и судьбы россиянок» [Пушкарева 2012] и Рошан Сильвестр "Soviet Girls and the Teresh-kova Moment" [Sylvester 2011]. Тексты Н.В. Лебиной и Н.Л. Пушкаре-вой концептуализируют в целом отношения между полами и про-

паганду государства в этой сфере. А ключевой идеей работы Рошан Сильвестр можно назвать символическое значение полета Валентины Терешковой для миллиона советских девушек, которые во многом после этого события решили связать себя со сферой науки и техники.

Можно выделить несколько элементов «детской математической утопии»: система Н.Н. Константинова, структура кружков и выездных школ, круг чтения матшкольников. Без понимания вышеперечисленного анализировать повседневность матшкол затруднительно.

Николай Николаевич Константинов - организатор математического образования, один из создателей системы математических классов в Москве. Он разработал методику преподавания основ высшей математики для старшеклассников, ее принято называть «система листочков». Ее суть заключалась в том, что школьникам выдавались листочки с задачами разного уровня сложности; они должны были их самостоятельно прорешать и устно защитить студенту или аспиранту. Сам Константинов говорил об этой системе следующее:

Листки - чисто практическая вещь. У меня к этому времени - я же пять лет работал на физфаке - был реальный опыт преподавания, и я уже понял, что система преподавания, которая существует в МГУ, - лекции и семинары, - находится на пределе своих возможностей. Из нее нельзя больше ничего извлечь. У одного человека 25 студентов. Если я задал какое-то домашнее задание, то максимум, что я могу - пройти по рядам и увидеть: у людей что-то написано. Или тщательно посмотреть, как один человек работал, например1.

У практики листочков была не только педагогическая функция, но и социальная. Выпускники принимали задачи у нынешних школьников, а часто и неформально после уроков занимались с наиболее талантливыми ребятами. Таким образом, связывались поколения внутри математической школы. Профессор математики НИУ ВШЭ Екатерина Америк, выпускница 57 школы, рассказывала, что обычно студенты приходили в школу в специально выделенный для этого день - субботу. На ее взгляд, дополнительный день в учебной неделе под профильную работу и является главной особенностью любой спецшколы2. Мария Ульянова, выпускница 57 школы, говорила про

1 Интервью с Н.Н. Константиновым // Элементы [Электронный ресурс]. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431023/Intervyu_ s_N_N_Konstantinovym (дата обращения 22.04.2022).

2 Интервью с Екатериной Америк 20 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 55 мин., цит. минута 31.

огромную роль Константинова в создании математического сообщества в Москве:

Константинов Николай Николаевич, всеми любимый, наш отец родной,

создатель всех матшкол. Многие здесь присутствующие - его «дети», так

сказать, ученики его3.

Стоит отметить, что Константинов во многом проектировал свои математические школы под детей и старался создать такие условия, чтобы туда приходили разные сильные ученики. Мария Ульянова, ученица одного из самых первых наборов 57 школы, рассказывала о своем разговоре с Константиновым в 2016 г.:

Мы его отвозили потом домой, мы рядом живем, и он мне сказал:

- Да, ты была моим сложным проектом.

Я говорю:

- Николай Николаевич, неужели Вы помните, 50 лет прошло.

А он говорит:

- Ну как, я же из-за тебя организовал французский в 57-ой школе.

Я думала в эту минуту, что я умру от счастья совершенно.

- Неужели это прямо-таки из-за меня?

- Но ты же все время никак не могла перейти, ты же все в 7-ую поступала4.

Информантки часто упоминали в своих воспоминаниях о детстве журнал «Квант»5, выпускаемый в 1970-1992 гг. издательством «Наука». Типичный выпуск «Кванта» состоит примерно из шестидесяти страниц6. Содержание можно разделить на несколько категорий: научно-популярные материалы по математике и физике (часто одна тема проходит через несколько статей внутри выпуска), дидактические материалы (задачи или варианты вступительных испытания прошлых лет в конкретном университете), информационный раздел (статьи о математических школах, олимпиадах, кружках, иногда репортажи с олимпиад). Сами редакторы в первом выпуске пишут, что журнал предполагает вовлеченную работу читателя. Можно сделать вывод, что одной из основных функций этого журнала было создание канала коммуникации со школьниками: они могли высылать свои решения задач, узнавать варианты вступительных экзаменов прошлых лет и о целой структуре мероприятий и организаций для матшкольников.

3 Интервью с Марией Ульяновой 18 августа 2017 г. Интервьюер Слава Герович, аудиозапись длит. 63 мин., цит. мин. 28.

4 Интервью с Марией Ульяновой 18 августа 2017 г. Интервьюер Слава Герович, аудиозапись длит. 63 мин., цит. мин. 30.

5 По материалам интервью.

6 Квант. 1970. № 1. 64 с.

Невозможно представить жизнь советского матшкольника без кружковского движения. Ленинград был известен множеством математических кружков и жесткой конкуренцией внутри них:

Это никакое не образование, а спорт. Давно уже самым главным показателем качества образования в кружке считается не что-нибудь, а количество дипломов городской (Всероссийской, Международной) олимпиады среди учеников кружка. И упор часто делается только на улучшение этого параметра. Детей учат не просто думать, но решать конкретные задачи7.

Функционировали две параллельные системы математических кружков в Санкт-Петербурге: ЮМШ (Юношеская математическая школа) и кружок Дворца пионеров. Занятия в ЮМШ проводились на базе нынешнего Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена два раза в неделю. О том, как проходили занятия, рассказывала Надежда Гуревич:

Мы встречались внутри университета, нам на доске писали задачки, а после мы их отвечали самому учителю. Ничего такого особенного. Периодически происходили матбои8.

Как можно увидеть, основной составляющей обучения в кружке была защита своего решения в устной форме: «Это, скорее, отличие ленинградской/петербургской городской олимпиады от остальных. До недавнего времени Петербург был единственным местом в мире, где проходили устные олимпиады»9. Важно понимать, что участие в кружках имело для детей не только плюсы, но и минусы, - в их числе, например, трудная в психологическом отношении атмосфера конкуренции:

В кружке на ребенка оказывается очень сильное психологическое давление. Самыми разными способами. В ходу всевозможные ранжирования детей - от простого разделения на «сильный» и «слабый», до «рейтингов», которые вывешиваются на стенку или регулярно объявляются. Там дети расставлены по количеству решенных задач. Ясное дело, что ребенок, который находится «внизу», хочет подняться «выше» и начинает стараться больше. Хорошо или плохо это - любимый предмет для дискуссий10.

7 Ленинградские / петербургские математические кружки - 1 // Livejournal [Электронный ресурс]. URL: https://bromozel.livejournal.com/28584.html (дата обращения 22.04.2022).

8 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 78 мин., цит. мин. 22.

9 Ленинградские / петербургские математические кружки - 4 // Livejournal [Электронный ресурс]. URL: https://bromozel.livejournal.com/31490.html (дата обращения 22.04.2022).

10 Ленинградские / петербургские математические кружки - 2 // Livejournal [Электронный ресурс]. URL: https://bromozel.livejournal.com/28990.html (дата обращения 22.04.2022).

Журналистка Мария Гессен тоже сравнивала олимпиадную математику со спортом:

Олимпиадная математика похожа на спорт куда больше, чем многие полагают. Здесь тоже есть клубы - математические кружки, есть тренеры -преподаватели математики, есть тренировки и, разумеется, состязания. Одних способностей для успеха мало: талантливому ученику нужен хороший наставник, команда, поддержка семьи и, разумеется, воля к победе. Невозможно сразу выделить будущих звезд [Гессен 2011, с. 35].

Существовали практика выездов для кружковцев и матшкольни-ков в разные места. Это принято называть «константиновскими» лагерями. Самый известный был в Эстонии:

В лагерь приезжали ребята из московских матклассов, а также иногородние участники всесоюзной олимпиады по математике. Никакой официальной поддержки этого предприятия, конечно, не было, мы все делали сами: и палатки ставили, и еду готовили, и в колхозе работали, на территории которого все это проводилось. И, конечно, математикой занимались. Меня очень удивлял этот контраст, сама идея того, что в нашей стране может быть что-то неформальное и негосударственное, она на меня сильно повлияла11.

Ольга Кравченко в интервью упоминала про свою поездку 1984 г.: «Это был константиновский лагерь, все что-то моделировали и махали молотком. Я почему-то помню, как мы с Константиновым обсуждали Цветаеву»12. Это пространство было одним из элементов неформальной среды матшкольников, где возможно даже плотнее, чем в школе формировались социальные связи. Практика создания детских лагерей своими «средствами» была распространена еще в 1960-е гг., они назывались трудовые и были альтернативой пионерским [Димке 2018, с. 107]. В них было больше пространство свободы, а труд органично вплетался в идеологему. В какой-то степени можно проводить параллель между константиновским и трудовым лагерем, занятие математикой заменяло физический труд, обустройство пространства вокруг оставалось на плечах ребят, а неформальная обстановка являлась неотъемлемой частью этих пространств.

Однако пространство неформального в математических школах было гораздо шире, чем просто выезды и смены в лагерях. Внутри са-

11 Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова // Olimpiada.ru: [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/article/702 (дата обращения 22.04.2022).

12 Интервью с Ольгой Кравченко 22 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 72 мин., цит. мин. 39.

мого учебного заведения возникали внеурочные практики, которые во многом выкристаллизовывали сообщество. Надежда Гуревич рассказывала о традиции литературных вторников в 239 школе, когда каждый вторник какой-то класс делал небольшое тематическое выступление и почти вся школа собиралась на это небольшое представ-ление13. Политический дискурс в Советском Союзе влиял на все сферы жизни, в том числе и на образование. Если в интеллектуальном пространстве математической школы идеологемы еще можно игнорировать, то при взаимодействии с другими государственными институтами их приходилось придерживаться. Часто именно директор и завуч выступали проводниками политической повестки в школьный мир. Иногда общая подозрительность приводила к странным ситуациям Дмитрий Бураго рассказывал:

Я в 3 классе организовал тайное общество по установлению нового общественного строя. Я называл его травиализм. Нас через пару дней застукали, а родителей вызвали в школу. Они вернулись все бледные как мел и долго со мной разговаривали, а потом этот разговор повторялся еще много раз. Все, что обсуждается в семье там и остается. Никому нельзя

14

доверять14.

Остановимся на второй части темы - гендерном аспекте, а конкретно - особенностях пребывания женщин в пространстве, где превалируют мужчины. Основным источниками были глубинные интервью с женщинами, которые в промежутке 1970-1990 гг. учились в математических школах. Всего источниковая база состоит из десяти интервью: пять проведено самостоятельно, а материалы других пяти переданы в пользование без какой-либо обработки до этого. Длительность интервью от часа до двух.

К сожалению, нет сводной статистики гендерного состава мат-школьников, потому что сама сеть математического образования была достаточно широка: интернаты для одаренных детей, специализированные математические школы, вечерние школы, математические классы в обычных школах и передвижные матклассы. Общая статистика просто не велась. Однако в открытых источниках можно найти информацию со списками выпускников именитых математических школ. Например, вот такую статистику я составила по 57 школе в Москве15.

13 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 78 мин., цит. мин. 50.

14 Интервью с Дмитрием и Анной Бураго 2017 г. Интервьюер Слава Геро-вич, аудиозапись длит. 92 мин., цит. мин. 51.

15 Выпускники // Школа 57 [Электронный ресурс]. URL: http://sch57.cintra. ru/people/alumni/ (дата обращения 22.04.2022).

Год Общее число учеников Количество девушек

1970 26 8

1971 35 3

1972 32 4

1973 22; 33 13; 7

1974 28 4

1975 35 10

1976 32 7

1977 34; 34 7; 10

1978 36, 39 6; 8

1979 37; 30 10, 7

1980 37 7

1981 30; 28 6; 6

1982 37; 37 13; 4

1983 31; 34 8; 8

1984 32; 33 6; 11

1985 34; 32 9; 9

1986 37; 38 8; 11

1987 31; 31 12; 8

1988 34; 35 8; 10

1989 29; 29; 29 10; 3; 7

1990 28; 30 3; 6

Таблица выше составлена мною самостоятельно на основе списков выпускников математических классов школы № 57 с 1970 по 1990 г. По данным видно, что девушки составляли примерно треть класса. В ходе интервью часто информантки называли такое же соотношение.

Существенную роль в выборе образовательного направления играли родители и другие родственники, Надежда Гуревич рассказывала:

На меня очень сильно повлиял мой брат. Он для меня был абсолютный авторитет и небожитель. Вся его компания друзей были матшкольники и я хотела понимать их разговоры, локальные шутки. Так что для выбор математической школы был очевиден16.

Все мои информантки выходцы из семей технической интеллигенции17. Этот фактор можно назвать повторяющимся у большинства матшкольников. Нельзя забывать и про то, что математические шко-

16 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 78 мин., цит. мин. 7.

17 По материалам интервью.

лы считались хорошими по качеству образования, поэтому родители, которые особенно заботились об образовании своего ребенка, старались его направить именно туда. Данное утверждение совпадает со словами, сказанными Надеждой Гуревич, в ее классе было много детей, которые перешли в 239 школу после обучения в английских школах, которые также считались престижными18.

Своих информанток я спрашивала о том, какие книги повлияли на них и стали элементом их «математического детства». Екатерина Америк рассказывала:

До 57 школы сложно говорить о книгах, которые меня сформировали. Но моей настольной книгой лет в шесть-семь была книга Виктора Хинкиса «Жизнь и смерть Роджера Бэкона». Роджер Бэкон это один из протоуче-ных, жил в тринадцатом веке, монах францисканец. Один из первых, кто начал ставить эксперименты в нашем сегодняшнем смысле этого слова. И меня абсолютно завораживала эта книга, я ее перечитывала, наверное, тридцать раз. Было понятно, что хочется заниматься наукой, а какой не-

19

понятно, а потом как-то сама втянулась в математику19.

Ольга Кравченко в интервью помимо журнала «Квант» упоминала, что покупала книги по логике: «Я сама активно покупала себе книги переводные по логике. Из отечественного Шмульян»20. Все информантки упоминали, что читали классические книги Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная астрономия» и его сборники задач. Правда, отношение к этим книгам было разное, например, Наталья Целе-вич говорила: «Почему-то классические перельмановские книги мне не нравились». Нельзя забывать еще про то, что далеко не все книги были легкодоступны, особенно - специализированная литература. Надежда Гуревич поделилась интересной историей: «Купить книгу по математике было целое дело. В Санкт-Петербурге был магазин старой технической книги и помню, как в разных шкафах люди смотрели и искали подходящую литературу. Была удивительная атмосфера единения и без слов было понятно, что здесь твои единомышленники. Запах этих старых книг у меня до сих пор ассоциируется с этим магазином. Одна книга была по стоимости как обед. Нужно было выбирать внимательно. Это для меня очень теплые воспоминания»21. Этот эпизод показывает нам сразу несколько интересных моментов. Во-первых,

18 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г. мин. 4.

19 Интервью с Екатериной Америк 20 апреля 2022 г.

20 Интервью с Ольгой Кравченко 22 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 72 минуты, цит. минута 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г.

это дополняет наш ряд «математических» пространств, которые формировали сообщество и являлись зонами «вненаходимости» Во-вторых, перед нами реконструируется картина позднесоветской повседневности, которую мы, с одной стороны, понимаем, а с другой стороны, как представители другой эпохи - нет. Выбор книги, ее поиск в специализированных магазинах, отсутствие чего-то в хранилищах библиотек - все это показывает, что книга, перед тем как попасть в руки матшкольника, проходила целую цепочку операций.

Попытаемся ответить на вопрос, с какими трудностями сталкивались девушки на своем математическом пути. Все мои информантки - представительницы семей технической интеллигенции, поэтому их стремление заниматься наукой поддерживалось. Однако были случаи, когда девушек пытались направить по другому пути, потому что родитель пережил травмирующий момент в прошлом. Екатерина Маслова рассказала про свою маму:

Я не знала про 57 и 2 школу. Моя мама закончила МГТУ факультет ракетных двигателей, где она была одна из двух девочек. Она оберегала меня от математики. Параллельно с этим она выписывала мне «Квант», но надеялась, что я пойду во что-то гуманитарное, где девочки, а не во что-то

22

инженерное22.

Можно предположить, что для матери Екатерины учеба в почти полностью мужском коллективе была испытанием. Также ее учеба выпала на период после отмены раздельного обучения в школах, но стереотипы никуда не исчезли. Это объясняет желание другой образовательной траектории для дочери. Екатерина все-таки поступила в 52 математическую школу и своей личной заинтересованностью смогла убедить маму и директора школы в правильности выбора23.

Необычный для этой работы ракурс дает дневник школьницы из села Шестаково Кировской области, который она вела в конце 60-х годов. В записях описывается процесс поступления и обучения в заочной математической школе (далее - ЗМШ) при МГУ, а также участие в математической олимпиаде. Этот источник является единственным на данный момент текстом в открытой базе «Прожито», где есть ключевое слово ЗМШ. Эго-документ дает нам информацию о нескольких важных темах: отношение семьи девочки к ее занятиям, фрагментарное представление о том, как работала ЗМШ, перспективу ответа на вопрос, вовлекались ли дети из нестоличных городов в математическое движение. По этой записи можно понять, что на школьницу ло-

22 Интервью с Екатериной Масловой 22 марта 2017 г. Интервьюер Слава Герович.

23 Там же.

жилась серьезная дополнительная нагрузка, а ее семья очень переживала по этому поводу:

22 марта я не пошла в школу: переписывала начисто решения задач вступительной контрольной работы ЗМШ. Переписывала до двенадцати. Бабушка изо всех сил меня жалеет и охает. Потом я пошла в школу, показала тетрадь Марии Николаевне (учительнице математики. - В.Р.), а затем отправилась на почту, отправила тетрадь заказной бандеролью. Теперь можно свободно вздохнуть. Как гора с плеч свалилась. Дома все говорят, что я похудела и побледнела. Я и сама чувствую, как устала. А впереди еще областная олимпиада24.

Есть заметка и про гендерный состав делегации ребят из нескольких сел:

Едут 10 человек, он одиннадцатый. 4 математика, 3 физика, 3 химика. Интересно, есть ли кроме меня девчонки? <...> Итак, девчонок - трое, остальные - парни. Третью зовут Галя, она из Вахрушевской школы25.

Дневник наполнен описанием трудностей сельского быта:

Недавно пришло письмо из ЗМШ. За первое задание я получила отлично. Надо решать задачи, а у меня нет времени. Вот сейчас уже 12 часов, а я еле выкроила минутку для дневника. Вчера продали теленка, и сегодня стали «обмывать». Пили-пили, потом стали играть в карты. Шум, гам, содом! Голова трещит. А я сидела и учила уроки. Они про меня и забыли. Завели пластинки на полную громкость. Папа хвастался моими успехами в учебе и математике. Когда они угомонились, я решила 3 задачи. А еще сколько!26

Из записей девушки мы узнаем, что задание на месяц состояло из пятнадцати задач, задания ЗМШ присылала примерно раз в месяц, был четкий дедлайн, после которого задачи уже нельзя было отослать. По итогам обучения в случае выполнения всех заданий выдавался диплом об окончании ЗМШ, но он не давал преимуществ при поступлении в университет. В цитируемом источнике поднимается вопрос сложности поступления в университет для человека из провинции. Сама автор очень хочет поступить, но думает, что у нее не получится. Знакомые, видя ее способности, убеждают ее попробовать:

24 Прожито: [сайт]. URL: https://prozhito.org/notes?diaryTypes=1&diaryTypes =2&keywords=%5B%22ЗМШ%22%5D (дата обращения 22.04.2022).

25 Там же.

26 Там же. 20 января 1967 г.

И она откуда-то знает, что я учусь в ЗМШ. Просто удивительно. И она никак не сказала, откуда она это знает. Она мне говорит, что мне прямо надо поступать в университет. Спрашивала, куда я поступать хочу27.

Как ощущали себя девушки внутри пространства, где мужчин было большинство? С какими трудностями сталкивались в школе и на начальных этапах своего пути? Эти вопросы я задала информанткам. Изначально моя гипотеза заключалась в том, что определенный дискомфорт девушки ощущали, но были математически подкованы, поэтому в дальнейшем добились успехов. После бесед с информантками выяснилось, что многие не задумывались на эту тему, потому что в их коллективе были очень яркие девочки-математики, а это помогало избавиться от ощущения своей инаковости по сравнению с мальчиками. Надежда Гуревич рассказывала:

У нас было 8 девочек на 39 человек в общем. Девочек было не критично мало, чтобы это особенно ощущалось. Никакого особенного отношения не было. У нас были очень сильные девочки, в параллельном классе, который был больше нацелен на дальнейшее профессиональное занятие математикой, я бы сказала, что девчонки были самые сильные ученицы среди всех. Это было бы глупо даже глупо, если бы кто-то позволил себе высказывания странные28.

Екатерина Америк говорила:

В 57 школе никаких проблем не было. Ну в моем классе точно, а за другие отвечать сложнее. Существовали, конечно, предубеждения, которые иногда проскакивали наружу. Учителя между собой и, когда говорили про сильных учеников, обычно выделяли отдельно самых-самых среди маль-

29

чиков и среди девочек29.

Из этой фразы можно узнать, что даже внутри благополучной среды 57 школы были учителя с подсознательными установками, что девушки слабее в математике, поэтому для поощрения их стоит составить отдельный рейтинг. Это убеждение появилось в учителях 57 школы не само по себе, а под влиянием социальной политики государства и общественного мнения, часто основанного на консервативных представлениях о роли мужчины и женщины. Другими словами,

27 Там же. 10 февраля 1967 год.

28 Интервью с Надеждой Гуревич 29 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 78 минут, цит. мин. 10.

29 Интервью с Екатериной Америк 20 апреля 2022 г. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 55 мин., цит. минута 19.

государству и его социальным институтам удалось на нерефлексиру-емом уровне поддержать образ женщины как неравной соперницы мужчины.

Разговор с Ольгой Кравченко дал нам новый взгляд на проблему отношения к женщине в советском обществе в целом. Мы вышли на пласт влияния семьи и установок, которые родители сознательно или автоматически транслируют своим детям. Мать Ольги, доктор химических наук, сама прошла нелегкий путь к карьерному успеху, но так и не смогла воспринять себя и других женщин как равных мужчинам в занятии наукой:

Моя мама научный работник и в воздухе витало, что мужчина лучше женщины по определению. У нее была такая фраза: «У нее отличная докторская диссертация. Совершенно мужского уровня». Я только позже осознала, что это сильно давит на мозги и ты по определению должен стремиться к этому мужскому уровню. При том, что я вижу нынешнее поколение 30-летних. Им гораздо легче, наверное. Хотя я вижу, что во Франции по-прежнему мало женщин профессоров, хотя коллеги женщины часто работают лучше мужчин30.

Очевидно, что свою фразу мать Ольги придумала не сама, а сформировала такое убеждение под влиянием внешней среды, где женщин в науке меньше, а их активность внимательнее изучается, а их самых часто воспринимают как «других». Ольга только недавно начала рефлексировать на тему сложностей, которые были у нее на пути:

Конечно, ощущала (то, что находилась в мужском коллективе. - В. Р.). Но у нас в классе было несколько очень сильных девочек. Я себя оцениваю, что была третья. Мои одноклассницы не стали математиками, потому что их не взяли на мехмат, а так головы светлейшие. Я всю жизнь лет до 10 играла с мальчиками в футбол и даже думала, что хочу стать мальчиком. В какой-то момент называла себя Колей, а не Олей. Потом это все прошло. Я все время была в соревновании с мальчишками. Но при этом я только сейчас начинаю осознавать, что мне всегда мешало,

31

то, что я женщина31.

Ситуацию в своем классе Ольга скорее воспринимала как благополучную и рассказала даже о том, какие есть преимущества, когда тебя недооценивают:

30 Интервью с Ольгой Кравченко 22 апреля 2022 года. Интервьюер Рыбак В.М., видеозапись длит. 72 мин., цит. мин. 47.

31 Там же.

Нет, не вообще не было, но не в моем классе (недооценивание и сложности в 57 школе из-за гендера. - В. Р.). Например, со стороны Давидовича. Когда я была студенткой, то я вместе с друзьями, которые учились у него, приходила принимать задачи. Я очень быстро перестала, потому что это было неприятно. <...> Я играла в шахматы и в пионерском лагере, например, быстро выигрываешь, пока люди не разберутся, что ты хорошо играешь. Просто, потому что ты девочка32.

Таким образом, мы проанализировали неотъемлемые составляющие жизни матшкольников. Многие информантки подчеркивали, что для них школа и иные математические институции были пространством творческой свободы и общения с единомышленника-ми33. В них не было запретных тем, но политика считалась неинтересным объектом обсуждения, поэтому ребята будто бы выпадали из социальной и политической повседневности. Я думаю, что можно характеризовать эти места как пространства «вненаходимости». Принцип вненаходимости состоял, по объяснению А. Юрчака, в том, что «советский субъект» в период позднего социализма мог находиться одновременно внутри и вне дискурсивного поля системы [Юрчак 2014, с. 556]. Еще со школьной скамьи начинал работать механизм моральной экономии внутри математического сообщества, этому способствовали неформальные пространства, где возникали обширные сети знакомств. Девушки в этом математическом сообществе были чуть более рациональны, потому что даже в комфортной среде им приходилось постоянно подтверждать свой статус. Во многом развитию характера в матшкольницах способствовал выбор, который им приходилось делать: пользоваться своей феминно-стью (выше был описан пример с недооцениванием) или подстраиваться под паттерны большинства в окружающем их коллективе. Истории, рассмотренные мною в этом исследовании, можно назвать счастливыми, потому что на уровне школьного образования личное столкновение с сексизмом у информанток было минимальное, хотя общественные настроения в позднесоветском обществе можно назвать патриархальными. Советская правящая верхушка давала заказ культурной сфере на создание образа социалистической «новой маскулинности» и «новой феминности», во многом опираясь на достижения советского проекта в научно-технической сфере [Лебина 2018, с. 55].

32 Интервью с Ольгой Кравченко 22 апреля 2022 года...

33 По материалам интервью.

Гендер и повседневность в математических школах позднего СССР 111 Литература

Герович 2020 - Герович В. «Математический рай»: параллельная социальная инфраструктура послевоенной советской математики // Логос. 2020. № 2 (135). С. 93-127 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/matematicheskiy-ray-parallelnaya-sotsialnaya-infrastruktura-poslevoennoy-sovetskoy-matematiki (дата обращения 28.08.2022).

Гессен 2011 - Гессен М. Совершенная строгость. Григорий Перельман: гений и задача тысячелетия. Москва: Corpus, 2011. 272 с.

Димке 2018 - Димке Д.В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х годов. М.: Common place, 2018. 255 с.

Иванова 2018 - Иванова Г.М. Советская школа в 1950-1960-е годы. М.: Фонд «Московское время», 2018. 432 с.

Кукулин, Майофис, Сафронов 2015 - Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е) / Ред. и сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 720 c.

Лебина 2018 - Лебина Н.Б. Мужчина и женщина: Тело, мода, культура, СССР -оттепель. 3-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 208 с.

Пушкарева 2012 - Пушкарева Н.Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. 2012. Вып. 5 (117). С. 8-23.

Юрчак 2014 - Юрчак А.В. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение / Предисл. А. Беляева; пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 664 с.

Sylvester 2011 - Sylvester R.P. She Orbits over the Sex Barrier: Soviet Girls and the Tereshkova Moment // Into the Cosmos: Space Exploration and Soviet Culture / Ed. by J.T. Andrews, Asif A. Siddiqi. University of Pittsburgh Press, 2011. P. 195-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.