руг суперфосфатного завода, содержавшие повышенные количества фтора, занимают незначительный удельный вес в суточном рационе.
Такие продукты, как хлеб, мука, крупы, макаронные изделия, масло, мясо-молоч-ные продукты, составляющие основной удельный вес в рационе питания населения, не возделываются в районе суперфосфатного завода. Они привозные, а потому и являются •общими как для населения промышленной зоны, так и контрольного района.
Поступила 28/VI 1972 г.
УДК 612.13-053.5-06:371.71
ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ СДВИГИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
А. X. Жаглина, О. И. Снигур
Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии
В связи с переходом начальной школы на новую программу обучения вопросы изучения утомляемости школьников, влияния повышенной учебной нагрузки на физическое и нервно-психическое развитие детей представляют особый интерес.
Мы исследовали у школьников гемодннамические показатели (пульс, кровяное давление) и изучали результаты функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Исследования проводили в динамике (I раз в четверть) на протяжении 2 лет у 200 учащихся сельских школ. Из них 100 обучались по экспериментальной и 100 — по традиционной 4-годичной программе.
В зимний сезон у первоклассников контрольной и экспериментальной групп была выражена тенденция к учащению пульса. Однако не выявлено достоверных различий в динамике пульса у детей контрольной и экспериментальной групп на 1-м и 2-м году обучения.
Анализ данных об учащении пульса у детей после функциональной пробы показал, что в экспериментальной группе наблюдали большое учащение пульса, причем как в зимний, так и весенний сезон года.
У детей контрольной группы учащение пульса после функциональной пробы было менее выражено. Указанные изменения могут свидетельствовать о неблагоприятных сдвигах в зимний сезон года (декабрь — январь) у учащихся обеих групп, особенно у детей, обучающихся по экспериментальной программе. Аналогичные изменения на протяжении учебного года у первоклассников обнаружены в динамике показателей артериального давления. У второклассников к концу учебного года определялось достоверное повышение минимального давления. Очевидно, повышение минимального давления наступало в результате утомления учащихся.
Сравнение типов реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку позволило установить, что неблагоприятные реакции у детей, обучающихся по экспериментальной программе, встречаются чаще и во все сезоны года. Количество неблагоприятных реакций у первоклассников экспериментальной группы превышало токовое у контрольной зимой на 7,9%, весной на 7,6%, а у второклассников, обучающихся по экспериментальной программе, на протяжении всего учебного года на 4—5%.
На основании проведенных исследований можно заключить, что обучение по новой программе вызывает утомление у учащихся первых классов, которое обнаруживается уже к концу первой половины учебного года (увеличение числа неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы).
Поступила 3/1V 1972 г.
Рецензии
УДК 615.9:661(049.3)
Е. И. Л ю б л и н а, Н. А. М и н к и н а, М. Л. Р ы л о в а. Адаптация к промышленным ядам как фаза интоксикации. Изд-во «Медицина». Л., 1971.
Проблема хронической интоксикации с медленно развивающимся отравлением, неспецифическими заболеваниями лиц, контактирующих с профессиональными ядами, в настоящее время привлекает большое внимание. Одним из составных компонентов хроничес-