ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРОВ РИСКА И ОЦЕНКА ПРОГНОЗА ПРИ COVID-19 Юсупова Н.А.1, Бердиярова Ш.Ш.2, Юлаева И.А.3 Email: [email protected]
1Юсупова Наргиза Абдикодировна - ассистент; 2Бердиярова Шохида Шукуруллаевна - ассистент; 3Юлаева Ирина Андреевна - ассистент, кафедра клинико-лабораторной диагностики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: COVID-19 - это продолжающаяся глобальная пандемия. Изменения гематологических характеристик у пациентов с COVID-19 становятся важными признаками. В статье оцениваются факторы риска и прогноз, связанные с тяжелыми заболеваниями. В статье даны динамические гематологические параметры и параметры свертывания крови, скрининг коагулопатии, вызванной сепсисом. Оцениваются показатели явной диссеминированной внутрисосудистой коагуляции. Следовательно, поиск эффективных гематологических параметров и коагуляции для классификации риска и прогнозирования течения заболевания является приоритетом.
Ключевые слова: COVID -19, коагулопатия, гематологические параметры, тромбоз, D-димер, тромбоцит, лимфоцит, фибрин.
HEMATOLOGICAL CHARACTERISTICS OF RISK FACTORS AND ASSESSMENT OF FORECAST FOR COVID-19
1 2 3
Yusupova N.A. , Berdiyarova Sh.Sh. , Yulaeva I.A.
1Yusupova Nargiza Abdikodirovna - Assistant; 2Berdiyarova Shohida Shukurullaevna - Assistant; 3Yulaeva Irina Andreevna - Assistant, DEPARTMENT OF CLINICAL AND LABORATORY DIAGNOSTICS, SAMARKAND STATE MEDICAL INSTITUTE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: COVID-19 is an ongoing global pandemic. Changes in hematological characteristics in patients with COVID-19 are becoming important signs. The article assesses the risk factors and prognosis associated with severe diseases. The article presents the dynamic hematological parameters and blood coagulation parameters, screening for coagulopathy caused by sepsis. Explicit disseminated intravascular coagulation is assessed. Therefore, the search for effective hematological parameters and coagulation to classify risk and predict the course of the disease is a priority.
Keywords: COVID-19, coagulopathy, hematological parameters, thrombosis, D-dimer, platelet, lymphocyte, fibrin.
УДК 61-616-9
Актуальность. В декабре 2019 года в Ухане (Китай) произошла вспышка COVID-19 в форме тяжелого острого респираторного синдрома, вызванного коронавирусом (SARS-CoV-2). После чего наблюдалось быстрое инфицирование люди по всему миру. COVID-19 вызывает сложные клинические проявления, от гриппоподобных симптомов до полиорганной недостаточности и смерти.
Почти 20% пациентов с COVID-19 становятся тяжелыми, с высокой смертностью, которая колеблется от 8,1% до 33%. В клинической практике сообщалось о
тромботических осложнениях, в том числе ишемии конечностей, инсультах и венозной тромбоэмболии [1].
Венозная тромбоэмболия часто встречается у пациентов с тяжелым заболеванием. Хотя в нескольких исследованиях сообщалось, что снижение количества тромбоцитов и увеличение D-димера было связано с тяжелой формой COVID-19 и высокой смертностью, несколько исследований систематически оценивали гематологические показатели и параметры коагуляции у пациентов с COVID-19 средней, тяжелой и критической степени. Коагулопатия также часто встречается у пациентов с критическими и фатальными проявлениями болезни. Следовательно, поиск эффективных гематологических показателей и параметров коагуляции для классификации риска и составления прогноза является приоритетом [2].
Представляется прогноз и оценка состояния больного с помощью параметров гематологии, коагуляции при критических случаях COVID-19. К тяжелым случаям относят такие как респираторный дистресс, сатурация кислорода 93% или меньше в состоянии покоя, отношение парциального давления кислорода в артериальной крови, фракционная концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе [3].Тромботические и геморрагические события были частыми осложнениями у не выживших. Результат смерти был связан с тромбоцитопенией, увеличением отношения нейтрофилов к лимфоцитам, удлинением протромбинового времени и увеличением содержания D-димера. Кроме того, количество тромбоцитов снижалось у пациентов с прогрессирующим тяжелым заболеванием. Снижение количества тромбоцитов, отражающее их потребление и образование тромбина, помогает распознать наличие и тяжесть коагулопатии. Тромбоцитопения часто встречается при вирусных инфекциях, что может быть объяснено иммунологической деструкцией тромбоцитов, несоответствующей активацией и потреблением тромбоцитов, а также нарушением мегакариопоэза. Одной из возможных причин могут быть разные типы и концентрации цитокинов, приводящие к разной степени нарушений коагуляции. Хотя сообщалось, что пациенты, инфицированные МЕRS-КоВ, имели повышенный уровень 22 TNFa, Ш-15 и Ш-17, у пациентов с тяжелой формой COVID-19
был повышен уровень Ш-6, Ш-2, IL-2R, ^-7, Ш-10 и TNFa.23 По мере того,
как знания о COVID-19 расширяются, для оценки тяжести заболевания были предложены тесты на воспалительные факторы и функцию лимфоцитов. Результаты исследования показали, что высокое соотношение нейтрофилов к лимфоцитам, которое может быть результатом чрезмерного воспаления и подавления иммунитета при сепсисе, вызванном инфекцией SARS-CoV-2, может быть полезно для прогнозирования тяжести и смертности. Стандартные анализы крови легко доступны, и соотношение нейтрофилов к лимфоцитам можно легко рассчитать. При сепсисе нейтрофилы гиперактивируются с нарушением отсроченного апоптоза, наряду с истощением CD4 и CD8 [4, 5].
Снижения Т-клеток в результате апоптоза которые являются обычными явлениями при тяжелой форме COVID-19 и эти изменения по сравнению с менее доступными тестами соотношение нейтрофилов к лимфоцитам, по-видимому, является эффективным и практичным индикатором риска смерти от COVID-19.
В крупном эпидемиологическом исследовании сообщается, что около 50% пациентов с COVID-19 имеют повышенный уровень D-димера во время прогрессирования заболевания, и эта доля достигает почти 100% у умерших пациентов. Кроме того, мы наблюдали, что у не выживших наблюдалось прогрессивное увеличение D-димера и фибрина во время пребывания в больнице, поэтому лабораторные маркеры свертывания крови сравнивались между двумя группами. Количество тромбоцитов явно снизилось у невыживших по сравнению с выжившими на протяжении всего клинического курса [6, 7].
Продукты деградации протромбина, D-димера и фибрина увеличивались у невыживших по сравнению с выжившими к концу периода исследования.
Фибриноген снизился как у тех, кто не выжил, так и у выживших. Мы исследовали при антикоагулянтную терапию, 4000 МЕ продукты распада, которые отражают растворение тромбов, в соответствии с предыдущими исследованиями. Наблюдение за тем, что фибриноген постепенно снижается с течением времени у не выживших, но существенно повышается на ранних стадиях заболевания COVID-19, можно объяснить тем, что он является острым реактивным белком, который постоянно потребляется во время прогрессирования заболевания.
Наблюдаемое протромбиновое время и АЧТВ были в пределах нормы у большинства пациентов при поступлении, возможно, из-за того, что гиперкоагуляция возникает на ранних стадиях COVID-19. Но длительное потребление факторов свертывания крови может быть причиной того, что протромбиновое время прогрессивно увеличивается у невыживших на поздней стадии болезни. Хотя сочетание тромбоцитопении, повышенного содержания D-димера и удлиненного протромбинового времени свидетельствует о ДВС-синдроме, предыдущие исследования показали, что частота ДВС-синдрома в общей и тяжелой группах COVID-19 (0,6-2,7%) намного ниже, чем у пациентов с септическим шоком (30-40%) [3, 10, 14]. Спезия и его коллеги подтвердили, что у пациентов с COVID-19 и острой дыхательной недостаточностью наблюдалась тяжелая гиперкоагуляция, а не гипокоагуляция (патология коагулопатии потребления). Эти результаты предполагают, что характер коагуляции различается у пациентов с тяжелой формой COVID-19 и у пациентов при других тяжелых заболеваниях. Когда и как проводить тромбопрофилактику, решают лечащие врачи в различных больницах. В крупномасштабных рандомизированных контролируемых исследованиях у пациентов с сепсисом и коагулопатией или ДВС-синдромом без COVID-19 сообщалось, что антикоагулянтная терапия привела к значительному снижению смертности среди пациентов с сепсисом и коагулопатией или ДВС-синдромом. Чжан и его коллеги сообщили, что частота тромбоза глубоких вен составляла 18 (34%) из 53 пациентов, получавших венозную терапию, профилактику тромбоэмболии, тогда как у пациентов, не получающих профилактику, она составила 19 (63%) из 30 случаев. Предлагается несколько возможных механизмов развития тромбозов [8].
Во-первых, рефрактерная гипоксемия у пациентов с тяжелой формой COVID-19 может вызывать сужение сосудов, что приводит к снижению кровотока, способствуя закупорке сосудов.
Во-вторых, из-за чрезмерного эндотелиального разрушения, сопровождающегся диабетом, пожилым возрастом и неизбежным продолжительным постельным режимом, пациенты с тяжелым и критическим COVID-19 более подвержены тромботическим явлениям [9, 10].
В-третьих, фибринолитическая система может быть дополнительно подавлена при COVID-19, что затрудняет растворение тромба, потому что пациенты с SARS имеют более высокий уровень ингибитора-1 активатора плазминогена в плазме, чем здоровые люди. Чжан и его коллеги показали, что тромбопрофилактика вдвое снизила частоту тромбоза глубоких вен у пациентов с COVID-19 с оценкой прогноза.
На основе многоцентрового проспективного когортного исследования Хелмс и его коллеги предлагают более сильные стратегии антикоагуляции (например, более высокая доза, более высокая частота или более раннее вмешательство) для тяжелобольных пациентов с COVID-19, чем для тяжелобольных пациентов без COVID-19. Поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность применения антикоагулянтной терапии для критических пациентов с COVID-19. Теоретически применение гепарина натрия подавляет свертывание крови, уменьшает воспаление и ингибирует агрегацию тромбоцитов, тем самым предотвращая тромбоз и задерживая прогрессирование коагулопатии до ДВС-синдрома у пациентов с высоким риском. Однако сроки, тип и доза профилактической антикоагулянтной терапии остаются неясными и нуждаются в проверке с помощью высококачественных
рандомизированных контролируемых исследований. Некоторые пациенты были исключены из-за неполной документации лабораторных исследований. В идеале у всех критических пациентов должны быть динамические профили лабораторных исследований [11, 12, 13].
Вывод: В заключение, коагулопатия - немаловажное осложнение и потенциально важная причина смерти пациентов с критическим COVID-19. Динамический мониторинг гематологических параметров и параметров свертывания, таких как соотношение нейтрофилов и лимфоцитов, количество тромбоцитов, D-димер и протромбиновое время, может обеспечить надежный и удобный метод классификации и прогнозирования тяжести и исходов у пациентов с COVID-19.
Список литературы /References
1. Huang C., Wang Y., Li X. et al. Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China. Lancet, 2020; 395: 497-506.
2. Chen N Zhou M., Dong X. et al. Epidemiological and clinical characteristics of 99 cases of 2019 novel coronavirus pneumonia in Wuhan, China: a descriptive study. Lancet, 2020; 395: 507-13.
3. Guan W.J., Ni Z.Y., Hu Y. et al. Clinical characteristics of coronavirus disease 2019 in China. N Engl J Med, 2020; 382: 1708-20.
4. National Health Commission & National Administration of Traditional Chinese Medicine. Diagnosis and treatment protocol for novel coronavirus pneumonia (trial version 7). Chin Med J, 2020; 133: 1087-95.
5. Zhou F., Yu T., Du R. et al. Clinical course and risk factors for mortality of adult inpatients with COVID-19 in Wuhan, China: a retrospective cohort study. Lancet 2020; 395: 1054-62.
6. Tang N., Li D., Wang X., Sun Z. Abnormal coagulation parameters are associated with poor prognosis in patients with novel coronavirus pneumonia. J Thromb Haemost 2020; 18: 844-47.
7. Llitjos J.F., Leclerc M., Chochois C. et al. High incidence of venous thromboembolic events in anticoagulated severe COVID-19 patients. J Thromb Haemost 2020; published online April 22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org. 10.1111/jth. 14869/ (дата обращения: 16.03.2021).
8. Klok F.A., Kruip M.J.H.A., van der Meer N.J.M. et al. Incidence of thrombotic complications in critically ill ICU patients with COVID-19. Thromb Res 2020; 191: 145-47.
9. Zhang L., Feng X., Zhang D. et al. Deep vein thrombosis in hospitalized patients with coronavirus disease 2019 (COVID-19) in Wuhan. China: prevalence, risk factors, and outcome. Circulation 2020; published online May 18. https://doi.org.10.1161/ CIRCULATIONAHA. 120.046702.
10. Helms J Tacquard C Severac F. et al. High risk of thrombosis in patients with severe SARS-CoV-2 infection: a multicenter prospective cohort study. Intensive Care Med 2020; 46: 1089-98.
11. Набиева Ф.С., Душанова Г.А., Бобокулов O.O. Значение иммуноферментного анализа в диагностике инфекционных заболеваний. Вестник науки и образования. №4 (107). Часть. 1, 2021. 54-56 с.
12. Yusupova Nargiza Abdikadirovna, Berdiyarova Shohida Shukuralieva, Yulaeva Irina Andreevna, Shodmanova Zebiniso Rahimovna. Clinical and Laboratory Parameters in Children with Urolithiasis and the Quality of Laboratory Tests at the Stage of Stationary. Treatment Annals of R.S.C.B., ISSN: 1583-6258, Vol. 25, Issue 1, 2021.
13. Khudoyarova D.R., Ibragimov B.F., Ibragimova N.S., Kobilova Z.A. Fertility recovery from polycystic ovarian syndrome. International journal of pharmaceutical research (+Scopus) ISSN, 0975-2366, 0.
14. Кувандиков Г.Б., Кудратова З.Э., Юсупова Н.А., Бердиярова Ш.Ш. Проблемы достоверность результатов лабораторной диагностики инфекций, передаваемых половым путем / European Research: Innovation in science, education and technology. C. 79-82, 2020.
15. Юсупова Н.А., Бердиярова Ш.Ш., Юлаева И.А. Ретроспективный анализ состава микрофлоры сигмоидной неовагины вестник науки и образования. // Вестник науки и обрахования, № 3 (106). Часть 2, 2021. С. 107-109.
ОСОБЕННОСТИ ИММУНОМЕТАБОЛИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ ПРИ ГЕМАТОГЕННЫХ ОСТЕОМИЕЛИТАХ
Бердиярова Ш.Ш.1, Юсупова Н.А.2 Email: [email protected]
1Бердиярова Шохида Шукуруллаевна - ассистент; 2Юсупова Наргиза Абдикодировна - ассистент, кафедра клинико-лабораторной диагностики, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлены результаты исследования ряда иммунологических показателей при остром и хроническом гематогенном остеомиелите в сопоставлении их с особенностями течения заболевания. Характерной особенностью острого гематогенного остеомиелита (ОГО) является высокая частота хронизации воспалительного процесса, что обусловлено развитием вторичного иммунодефицита. У больных ОГО установлено снижение общего количества Т-клеток, Т-хелперов и популяции цитотоксических Т-клеток, при повышении содержания В-лимфоцитов и концентрации в плазме крови IgM и IgG, снижение активности и интенсивности фагоцитоза нейтрофилов периферической крови при повышении их кислородзависимой активности.
Ключевые слова: гематогенный остеомиелит, субпопуляции лимфоцитов, фагоцитоз, иммуноглобулины.
FEATURES OF IMMUNOMETABOLIC DISORDERS OF
IMMUNOLOGICAL REACTIVITY IN HEMATOGENIC
OSTEOMYELITIS
12 Berdiyarova Sh.Sh. , Yusupova N.A.
1Berdiyarova Shokhida Shukurullaevna - Assistant; 2Yusupova Nargiza Abdikodirovna - Assistant, DEPARTMENT OF CLINICAL AND LABORATORY DIAGNOSTICS, SAMARKAND STATE MEDICAL INSTITUTE, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article presents the results of a study of a number of immunological parameters in acute and chronic hematogenous osteomyelitis in comparison with the characteristics of the course of the disease. A characteristic feature of acute hematogenous osteomyelitis (CSO) is the high frequency of chronic inflammation, which is due to the development of secondary immunodeficiency. In patients with CSO, a decrease in the total number of T-cells, T-helpers and the population of cytotoxic T-cells was found, with an