ГЕЛЬМИНТОЗЫ ДИКИХ ХИЩНЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ
Е.И.АнисимоВа, А.М.Субботин1, Д.И.Шамович
3
s-я <и а.
-8л
к
Si
Институт зоологии НАН Беларуси, 220072, Минск, e-mall: [email protected] 1Витебская государственная академия ветеринарной медицины
Знание паразитофауны и особенностей заражения паразитическими червями хищных млекопитающих, а также выяснение закономерностей формирования их гельминтоценозов в зависимости от ширины трофической ниши и степени антропогенной нагрузки на популяцию весьма актуально для выяснения роли паразитарного фактора в биологии популяций этих животных, а также для познания возможностей распространения хищными некоторых гельминтозов общих для диких копытных, сельскохозяйственных животных и человека (трихинеллез, эхинококкоз, токсокароз, токсоплазмоз, неоспороз, саркоцистоз и пр.). В связи с тем, что представители отряда хищных (Carnivora) являются одной из наиболее важных в паразитологическом отношении групп млекопитающих, так как замыкают трофические цепи в различных экосистемах, очень важно проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике гельминтозов диких хищных.
На территории Беларуси отряд хищных млекопитающих представлен рядом видов диких животных, имеющих значение либо в экономике пушного промысла - лисица (Vulpes vulpes), енотовидная собака (Nyctereutes procyonoides), лесная куница (Martes martes), черный хорь (Mustela putorius), горностай (M. erminea), ласка (M. nivalis), американская норка (M. vison), выдра (Lutra lutra), либо относящиеся к редким и исчезающим животным, занесенным в Красную книгу -барсук (Meles meles), бурый медведь (Ursus arctos), рысь (Lynx lynx), европейская норка (Mustela lutreola). Сохранению и увеличению популяции этих животных в нашей стране уделяют все больше внимания.
Наряду с паразитами, обладающими строгой видовой специфичностью, наибольший интерес у ветеринарных и медицинских специалистов вызывают гельминты на разных стадиях своего развития, способные паразитировать у сельскохозяйственных животных и человека: Trichinella spiralis, Echinococcus granulosus, Spirometra erinacei-europaei, Diphyllobothrium latum, Opisthorchis felineus, Toxocara canis и пр.
Необходимо учитывать, что дикие хищные имеют как прямой, так и опосредованный контакт с домашними хищными, сельскохозяйственными животными и с остальными представителями дикой фауны, посещают места их обитания и содержания, при этом увеличивая риск заражения этих животных некоторыми видами гельминтов. Помимо этого, хищные, имея такие трофические и топические характеристи-
ки, создают непосредственную или косвенную (через копытных, домашних плотоядных) угрозу заражения опасными гельминтозами человека. Огромнейшую роль играют хищники в возникновении и поддержании природных очагов гельминтозов, особенно на трансформированных территориях, где происходит нарушение паразито-хозяинных отношений и идет процесс переструктуризации популяций гельминтов и смены хозяев, основных носителей инвазии (T. spiralis, S. erinacei и других).
Важную роль среди диких животных играет волк (Canis lupus). Убивая и поедая в первую очередь слабых и больных особей, он влияет на нормальное функционирование популяций различных видов животных как целостных и эффективных систем. Часть рациона волка, как и других крупных хищников, составляет падаль, что в большой степени способствует интенсивному поражению волка гельминтами и выводит этот вид на одно из первых мест в распространении гельминтозов в дикой природе. Инвазированность волка в целом по Беларуси составила 89,2%. При этом моноинвазия зарегистрирована у 27,0% волков, полиинвазия - у 62,2% животных. В среднем на одну зараженную особь приходилось 2,2±1,0 видов гельминтов. Всего на территории республики у волка нами зарегистрировано 26 видов гельминтов, в том числе 10 видов класса цестод, 5 - трематод, 10 - нематод и 1 вид акантоцефал. Картина инвазированности волков крупными таксонами была следующей: на 64,9% - цестодами, на 54,1% - трематодами, на 48,6% - нематодами и 2,7% -акантоцефалами. Среди видового разнообразия гельминтов, зарегистрированных у данного хищника, выявлено низкое число доминантов как по встречаемости, так и по интенсивности инвазии. Структура гельминтоценоза волка характеризуется низкой выравненностью видов гельминтов (Индекс Камарго = 0.3) и доминированием незначительного количества представителей различных классов. Из класса трематод доминировал вид Alariaalata, встречаемость которого 48,6%, средняя ИИ = 346 экз. Остальные виды трематод регистрировались в единичных экземплярах. Из класса цестод при большем видовом разнообразии доминировал вид S. erinacei (32,4%), к субдоминантам по встречаемости можно отнести Taenia hydatigena (16,2%). Несмотря на то, что видовое разнообразие нематод было таким же, как у цестод, и большим, чем у трематод, доминирующих видов не было. Чаще остальных регистрировались виды: Capillaria plica (21,7%) и T. spiralis (18,7%).
Инвазированность лисицы обыкновенной во всех популяциях была 100%. Из зараженных животных только 9,3% содержали один вид гельминта, остальная популяция содержала полиинвазию. В среднем на одну зараженную особь приходилось 3,6±0,7 видов гельминтов. Видовой состав гельминтов лисицы включает 31 вид: 10 видов из класса цестод, 7 - трематод, 13 - нематод и 1 - акантоцефал. На одно зараженное животное приходилось около четырех видов гельминтов. При этом встречаемость гельминтов различных классов среди зараженных особей лисицы была следующей: цестод - 50%, трематод - 75, нематод - 78,1 и акантоцефал - 6,3%. Следует отметить, что при высоком видовом разнообразии гельминтов у данного хищника (31 вид) выявлено низкое число доминантов. Структура гельминтоценоза лисицы характеризуется достаточно низкой выравненностью видов гельминтов (ИК = 0.4) и доминированием представителей различных классов. Из класса трематод доминировал вид A. alata (встречаемость до 72,2%). Остальные шесть видов трематод регистрировались в единичных экземплярах. Из класса цестод при большем видовом разнообразии доминировал вид Taenia crassiceps (46,9%), из остальных девяти видов цестод относительно часто регистрировался вид Mesocestoideslineatus (16,7%). Наибольшее число доминирующих видов зарегистрировано у нематод: Thominxaerophilus (55,5%), Capillaria plica (50,0%), C. vulpis (31,3%), T. canis (22,2%).
Видовое разнообразие гельминтов барсука в Беларуси состоит из 2 видов класса цестод, 3 - трематод, 11 - нематод - и 1 вида акантоцефал. При общей 100% зараженности барсука основная часть инвазированных животных (85,7%) имела 2 или 3 вида гельминтов, зараженных 4 видами было 14,3%, моноинвазия не зарегистрирована. Среди зарегистрированных гельминтов у барсука не выявлено доминантов как по встречаемости, так и по интенсивности инвазии. Относительно часто встречаются представители родов Alaria, Crenosoma, Capillaria, Spirometra, Trichinella, Ancylostoma. В среднем на одно инвазированное животное приходилось 2,8±0,7 видов гельминтов.
Основная часть видов гельминтов является общей не только для волка и лисицы, но часто регистрируется у других обитателей лесных экосистем из отряда хищников. Нами по балльной системе встречаемости видов гельминтов у разных видов хозяев (свои и литературные данные) был проведен кластерный анализ. При рассмотрении дендрограммы (рисунок) обращает на себя
«
а о,
I
о
к £
к
к
О
к £
У
Si
а
а
J
IP «
с
£ §
I
с
S §
к
<8
8.
t S?
Л
8. S?
Й Л
s
¡5
а,
£
внимание тот факт, что по составу гельминтов наиболее близки волк и собака домашняя, что объясняется схожими условиями обитания для гельминтов у этих генетически близких видов животных. Выделение кластера для гельминтов лисицы выявляет более значительную разницу по сравнению с другими видами семейства псовых, что связано с отличиями в питании. Питаясь в большей степени мышевидными грызунами и меньше потребляя падаль копытных, лисица чаще контактирует с другим инвазионным материалом, поэтому видовой состав гельминтов данного хищника иной. Среди многих экологических факторов, формирующих комплекс паразитов животного, трофический фактор имеет наибольшее значение. Это особенно касается кишечных и отчасти тканевых гильдий паразитов. Все выделенные кластеры иллюстрируют корреляционную связь общности условий обитания для гельминтов и характера питания их окончательных хозяев из отряда хищных с видовым составом гельминтов. Наиболее близко к лисице по составу видов гельминтов стоит барсук. Данный факт объясняется сходными условиями обитания и спектра питания этих видов. Известно, что лисица часто использует для жилья норы барсука, поэтому виды нематод, развивающихся прямым путем или при помощи дождевых червей (T.aerophilus, C. plica, A. caninum), и цестод, имеющих в качестве промежуточного хозяина блох и клещей (D. caninum, M. lineatus), у них общие. Кроме того, к общим видам гельминтов относятся те виды (D. latum, S. erinacei, T. crassiceps, M. catulinus, O. felineus), промежуточными хозяевами которых являются мышевидные грызуны и насекомоядные, в значительной мере входящие в состав кормов данных хищников, а также моллюски и рыба.
Наибольшая часть видов гельминтов, зарегистрированных в популяциях хищников на территории Беларуси, имеет эпизоотическое и эпидемическое значение. Виды гельминтов различаются по патогенности и распространению, у некоторых из них встречаемость и интенсивность заражения очень незначительны, а некоторые ин-
вазии (спарганоз, трихинеллез) имеют очаговый характер. На территории Полесского заповедника в условиях вторичной сукцессии роль волка и лисицы в поддержании инвазий на высоком уровне возросла благодаря сложившимся экологическим условиям и высокой плотности популяции хищников. Произошел процесс переструктуаризации очагов и смена хозяев (основных носителей) многих инвазий и инфекций. Отмечено, что во временном аспекте происходит расширение ареала некоторых видов гельминтов прежде всего за счет расширения круга хозяев. Этот процесс стал возможным благодаря появлению различных видов животных в несвойственных им биотопах в результате глобального потепления климата, «остепнения» фауны и других явлений. В Беларуси отмечено появление видов гельминтов, ранее считавшихся эндемиками определенных районов.
Общими мерами по предупреждению и ликвидации любых гельминтоз-ных заболеваний является осуществление комплекса биотехнических и лечебных ветеринарно-санитарных мероприятий с учетом биологии возбудителей болезней и природно-климатических условий, основные из которых:
■ обеспечение подкормкой для сохранения популяции диких плотоядных из специально построенных кормушек или на специально оборудованных местах;
■ предотвращение доступа диких плотоядных в места хранения кормов и источников воды, используемых для водопоя сельскохозяйственных животных;
■ при ввозе плотоядных животных и вывозе в другие районы их подвергают гельминтологическому обследованию, дегельминтизируют и делают отметку в ветеринарном свидетельстве;
■ при обнаружении гельминтозов, общих для плотоядных и человека (эхи-нококкоз, альвеококкоз, токсокароз, диффилоботриоз, описторхоз и др.), ветеринарные работники обязаны сообщить об этом местным органам здравоохранения для совместного проведения комплекса мероприятий по предупреждению людей и животных от заражения;
■ во всех хозяйствах, расположенных на территории заповедников и их приписных зон, заказников и охотничьих хозяйств иметь убойные площадки и сооружения для уничтожения трупов и выбракованных органов (биотермические ямы или трупосжигательные печи);
■ ветеринарные специалисты должны широко разъяснять охотникам, работникам охотхозяйств, заповедников, национальных парков и пр., а также местному населению (используя средства печати, подготавливая стенгазеты, проводя лекции и организуя беседы, издавая рекомендации с разъяснением источников, путей и факторов, способствующих заражению и пр.) меры борьбы с гельминтозами плотоядных животных;
■ определить места прогонов, выгулов, выпасов и водопоев сельскохозяйственных животных, чтобы они не совпадали и не граничили с участками обитания и водопоями диких животных;
■ ветеринарная служба охотничьих хозяйств, заповедников, национальных парков, других охраняемых территорий и хозяйств, находящихся на их территории, должна иметь специальные журналы для регистрации результатов экспертизы туш диких и домашних животных и работы по дегельминтизации и других профилактических обработок собак и диких плотоядных.
Мероприятия по профилактике инвазий должны проводиться по пяти основным направлениям: 1) предотвращение заражения плотоядных половозрелыми формами паразита; 2) профилактика заражения промежуточных, ре-зервуарных хозяев и человека паразитами и их личинками; 3) предупреждение гельминтозов, передающихся от диких плотоядных человеку при организации рекреации и туризма на особо охраняемых природных территориях; 4) предупреждение переноса инвазии от домашних плотоядных и сельскохозяйственных животных к диким плотоядным; 5) обезвреживание инвазионного материала во внешней среде.
Рис 1. Дендрограмма сходства/ различий позвоночных хищников по результатам кластерного анализа данных встречаемости (баллы) общих видов гельминтов