Научная статья на тему 'Гелевые системы как метод работы с поверхностными слоями станковой масляной живописи'

Гелевые системы как метод работы с поверхностными слоями станковой масляной живописи Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1692
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНКОВАЯ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ / ГЕЛЕВАЯ СИСТЕМА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ СЛОЯМИ ЖИВОПИСИ / ГЕЛЕВЫЕ ОСТАТКИ / СОЛЬВЕНТНЫЕ ГЕЛИ / ПЕРЕДОВЫЕ МЕТОДЫ РАСЧИСТКИ / EASEL OIL PAINTING / GEL SYSTEM AS TECHNIQUE TO WORK WITH PICTURE SURFACE LAYERS / GEL RESIDUALS / SOLVENT GELS / ADVANCED METHODS OF CLEARING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Алешкина Екатерина Викторовна

В статье излагается опыт отдела научной реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР по применению гелевых систем как одной из многочисленных методик по работе с защитными покрытиями картин. Приводятся общая характеристика гелей, составных компонентов, результаты проекта зарубежных исследователей по изучению гелевых остатков и их влияния на поверхность экспонатов. На примере произведений станковой масляной живописи, имеющих различное состояние сохранности и технико-технологические особенности, указываются преимущества практического использования гелей в решении сложных реставрационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEL SYSTEMS AS A TECHNIQUE TO WORK WITH SURFACE LAYERS OF EASEL OIL PAINTINGS

The article describes the experience of the Department of Scientific Restoration of Easel Oil Painting of the State Research Institute of Restoration in relation to using gel systems as a technique to work with protective layers of pictures. The paper provides a general characteristic of gels, their components, describes the results of foreign researchers’ project to study gel residuals and their influence on painting surface. By the example of easel oil paintings in different condition and with different technical and technological peculiarities the author illustrates the advantages of practical usage of gels when solving complicated restoration problems.

Текст научной работы на тему «Гелевые системы как метод работы с поверхностными слоями станковой масляной живописи»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-1.23

Алешкина Екатерина Викторовна

ГЕЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ СЛОЯМИ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

В статье излагается опыт отдела научной реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР по применению гелевых систем как одной из многочисленных методик по работе с защитными покрытиями картин. Приводятся общая характеристика гелей, составных компонентов, результаты проекта зарубежных исследователей по изучению гелевых остатков и их влияния на поверхность экспонатов. На примере произведений станковой масляной живописи, имеющих различное состояние сохранности и технико-технологические особенности, указываются преимущества практического использования гелей в решении сложных реставрационных задач. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2018/1/23.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(87) C. 106-112. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.025.4 Дата поступления рукописи: 19.02.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-1.23

В статье излагается опыт отдела научной реставрации станковой масляной живописи ГосНИИР по применению гелевых систем как одной из многочисленных методик по работе с защитными покрытиями картин. Приводятся общая характеристика гелей, составных компонентов, результаты проекта зарубежных исследователей по изучению гелевых остатков и их влияния на поверхность экспонатов. На примере произведений станковой масляной живописи, имеющих различное состояние сохранности и технико-технологические особенности, указываются преимущества практического использования гелей в решении сложных реставрационных задач.

Ключевые слова и фразы: станковая масляная живопись; гелевая система как метод работы с поверхностными слоями живописи; гелевые остатки; сольвентные гели; передовые методы расчистки.

Алешкина Екатерина Викторовна

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, г. Москва т/6 @gosniir. гы

ГЕЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ПОВЕРХНОСТНЫМИ СЛОЯМИ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Среди существующих методик работы с защитными покрытиями станковой масляной живописи в отечественной реставрационной практике особую популярность приобретают гелевые системы. Ряд преимуществ в практическом использовании гелей при работе с поверхностными загрязнениями, старыми лаковыми пленками, масляными записями делает этот метод работы зачастую приоритетным в решении сложных реставрационных задач.

Большую роль в популяризации гелевых систем играет широкий спектр способов в их использовании и высокая степень их очищающих способностей. Допустимость получения необходимой плотности и вязкости геля позволяет использовать очищающий состав под контролем, чтобы не подвергнуть растворимости все слои сразу, что делает процесс расчистки более безопасным. Возможности геля позволяют подобрать такой состав, чтобы удалить только нужный слой или выборочные слои [6]. Без риска образования подтеков гелем можно работать на вертикальных и иных сложных, например фактурных поверхностях. Гелевые составы позволяют увеличивать период растворения лаковой пленки, загрязнения или записи, осуществлять контроль над глубиной проникновения путем ограничения активности на капиллярном уровне [1]. Главным достоинством гелевых систем является возможность управления степенью испарения активных растворителей. К так называемым недостаткам использования гелевых систем относят необходимость проведения на всех этапах работы постоянных лабораторных исследований, таких, как физико-химические и стратиграфические исследования проб произведения, контроль уровня pН очищаемой поверхности.

Гель рассматривают как связующее звено, доставляющее очищающие компоненты к очищаемой поверхности. Различают простой гель (на водной основе) и гель, усложненный по составу. В состав геля входят:

- химически активные ингредиенты;

- загустители;

- некоторые добавки (например, ПАВ).

Химически активные ингредиенты - главные компоненты геля, в качестве которых могут использоваться водные реагенты, щелочной глицерин, аммиак, цитраты аммония, биохимические реактивы (например, ферменты/энзимы), органические растворители или другие реагенты (например, этилендиаминтетрауксусная кислота).

Желеобразную основу гелевых систем формируют загустители, в качестве которых используют эфиры целлюлозы, такие как: метилцеллюлоза (Голдберг, 1989), этилцеллюлоза (Хейденрих, 1994), гидроксиме-тилцеллюлоза, натриевая карбоксиметилцеллюлоза (Сумира, 1991) [6], или карбопол -высокомолекулярный карбоксипропилметилен или кросскополимер на основе полиакриловой кислоты. Выбор загустителя зависит от постановки задачи: легкость смешивания; способность задержать раствор на поверхности произведения; степень очищения поверхности под контролем, а также способность полного удаления геля с поверхности.

По различным причинам в гелевую систему могут также включаться некоторые добавки, например ПАВ, улучшающие смачиваемость и контакт с поверхностью и удаляющие грязь путем образования мицелл.

В зарубежной реставрационной практике предпочтение отдается энзимным гелям, смоляным мылам, гелям или эмульсиям на основе растворителей. Широкую известность приобрела водная система очистки Ричарда Волберса [2], биохимика и реставратора, начавшего разработку аква-метода с 1984 г. в США. Основу системы Р. Волберса составляют очищающий реагент (органический растворитель, фермент, канифольное мыло и др.), загуститель, ПАВ и рН буфер. Гели для расчисток Р. Волберса - водная система, их можно использовать со свойствами щелочей или кислот. В результате этой гибкости у них широкий спектр использования.

Принцип подбора очищающего состава соответствует поставленной задаче по удалению или сохранению конкретного слоя (слоев). Для успешного применения системы Р. Волберса надо иметь детальное представление о структуре произведения от грунта до покрывного слоя [5]. Стратиграфическое исследование поперечных сечений в обычном и ультрафиолетовом (УФ) диапазоне спектра позволяет составить представление о химическом составе изучаемого образца по характеру и цвету флуоресценции. Расчистка ведется в соответствии с полученными результатами [6]. Ключевым фактором успешного приготовления геля является определенная последовательность в добавлении составляющих элементов [8].

По причине постоянно возникающих опасений по поводу использования гелевой системы очистки рядом выдающихся ученых в период с 1998 по 2003 гг. был осуществлен проект по всестороннему исследованию гелей для расчистки, в ходе которого решены главные и часто волнующие реставраторов вопросы. В частности, проект изучал проблему гелевых остатков и потенциальную угрозу сохранности различных экспонатов, включая станковую масляную живопись. Исследованием и решением различных аспектов проблемы занимались ведущие сотрудники Института консервации Гетти с участием Ричарда Волберса, а также ведущие специалисты музея Винтертур, Департамента по сохранению искусства Университета штата Делавэр и химического факультета Университета штата Калифорния Нортридж [4]. В ходе проекта велось всестороннее изучение гелевых остатков на поверхности произведений, а также характеристик старения гелевых компонентов. Примерно через десять лет после очистки гелем проводился анализ состояния поверхности картин. Проводился сравнительный анализ остатков гелевых компонентов и свободных органических растворителей, содержащихся в поверхностных слоях произведений после расчистки. Результатом проекта стала разработка методологии подбора составов гелевых композиций в зависимости от конкретных задач по расчистке поверхностей, а также ряд публикаций в разделе научной литературы в области консервации и сохранения культурных объектов.

Экспериментальные работы, проведенные на поверхностях различной структуры, обнаружили влияние химических реакций, рельефа и пористости очищаемой поверхности на число гелевых остатков. Таким образом, при очистке «идеальных» поверхностей (таких, как инертные, гладкие, непористые и неабсорбирующие), согласно разработанной методике, можно достичь 100% чистоты поверхности от геля. Количество гелевых остатков, обнаруженное на образцах масляных картин, показало, что фактическое количество гелевых остатков - это результат, зависимый от локального рельефа живописи, от способа очищения, техники работы реставратора, а также тактики процесса очистки (пошаговой последовательности, сочетания сухой и влажной очистки).

В среднем 99,9% использованного очищающего геля успешно удаляется во время промывки и довыбор-ки его остатков с поверхности красочного слоя.

Любой из компонентов гелевых остатков по своему составу слишком инертен, чтобы нанести определенный вред материалу расчищенной поверхности. Бензиловый спирт - очень стабильное вещество, с течением длительного времени его концентрация в гелевых остатках достигает низкой устойчивой концентрации или в количественном отношении становится частью этой концентрации непосредственно после процесса очистки. Этомин и карбопол являются высокомолекулярными весовыми составляющими, часть карбопола в гелевых остатках остается довольно стабильной и не производит каких-либо разрушительных действий. Исследования показали, что полиакриловая цепь абсолютно прочная и что под воздействием ультрафиолета происходит внутреннее пересечение звеньев, т.е. упрочнение твердости и растворимости. В экспериментальную геле-вую систему при исследовании были включены различные ПАВ. Одни из них, неионогенные, разрушались довольно быстро, образуя летучие вещества еще до момента обнаружения следов ПАВ. Другие, ионные ПАВ (такие, как лаурилсульфат натрия и лауретсульфат натрия) более устойчивы. При распаде образовывали водородный сульфат натрия, а также изменяли значение РН на поверхностях [6].

Другим важным результатом проекта по исследованию гелевых остатков стало обнаружение долгосрочного по времени пребывания остатков свободных, не загеленных растворителей на тестируемых красочных фрагментах.

При очистке поверхности свободными растворителями концентрации их остатков могут реально превосходить концентрации гелевых остатков при одинаковых условиях ведения процесса расчистки. Это относится к растворителям с более высоким молекулярным весом (Шелсол и высокомолекулярные углеводороды, бензиловый спирт и др.). Обычный интервал времени в несколько дней между очисткой поверхности свободными растворителями и последующим нанесением лакового покрытия может быть недостаточным для испарения остатков растворителей, и, как следствие, - обнаружение их в красочном слое [Ibidem].

В соответствии с поставленной задачей по удалению или сохранению конкретного слоя (слоев) реставратором ведется приготовление необходимого по составу геля для расчистки или используется гель промышленного производства. В отечественной промышленности среди выпускаемой профессиональной реставрационной

продукции выделяют сольвентные гели компании «Черная речка» [3]. Указанные гели для реставрации явились результатом многолетнего сотрудничества компании «Черной речки» с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в области исследования новейших реставрационных материалов и методик и были приготовлены на основе разработок Р. Волберса. Испытания гелей, выполненные специалистами кафедры реставрации живописи института им. И. Е. Репина (профессор Ю. Г. Бобров, доцент Ф. Ю. Бобров, преподаватель А. Н. Гулевич), проводились на образцах масляной и темперной живописи и продемонстрировали успешные результаты.

В зависимости от выбора нейтрализующего агента различают сольвентные гели на основе как полярных, так и неполярных растворителей, в качестве загустителя используется нейтрализованная полиакриловая кислота.

Реставрационный гель-растворитель (неполярный) для удаления лака (РГЛ) рекомендуется для удаления (или утоньшения) пленок покровных лаков, обладающих низкой полярностью. Это - лаки на основе природных смол (даммара, мастикс), синтетические смолы (акриловая, кетоновая). В состав РГЛ входит как минимум один органический неполярный растворитель нефтяного (например, уайт-спирит, толуол, ксилол и др.) или растительного происхождения (например, терпентин, пинен, цитрусовый терпен и др.). В качестве загустителя используют водный раствор соли полиакриловой кислоты. В качестве ПАВ, который одновременно является и нейтрализующим агентом, используется этоксилированный амин жирных кислот. Для удаления покровного лака гель-растворитель РГЛ может использоваться как самостоятельно, в виде единственного средства, так и в смеси с гелем-растворителем для удаления записей (РГЗ).

Реставрационный гель-растворитель (полярный) для удаления записей (РГЗ) рекомендуется для удаления высохших слоев масляных красок, а также пленок на основе высыхающих масел, в том числе имеющих добавки смол (пленок олифы), обладающих относительно высокой полярностью. В состав РГЗ входит как минимум один органический полярный растворитель (например, спиртовой, кетоновый). В качестве загустителя используют также водный раствор соли полиакриловой кислоты. В качестве ПАВ, который одновременно является и нейтрализующим агентом, используется этоксилированный амин жирных кислот.

Недостатками реставрационных сольвентных гелей «Черная речка» является отсутствие информации об их составе, недостаточно полный объем проведенных исследований и относительно малый период практического применения.

Начиная с 2013 года в Отделе научной реставрации масляной живописи в ГосНИИР реставрационные гели «Черная речка» успешно применяются на практике. Ряд картин, датированных XIX и XX вв., написанных на разных основах и выполненных в различных техниках, были отреставрированы с применением гелей «Черная речка» при работе с поверхностными слоями картин. Сложное техническое состояние сохранности некоторых картин диктовало поиск иных способов работы, отличных от традиционного открытого способа использования растворителей для утончения состарившихся и разнородных по своему составу лаковых слоев, слоев поверхностных загрязнений и удаления записей масляными красками. Выбор гелевого способа очистки был рассмотрен как наиболее активный к неавторским поверхностным слоям, обеспечивающий целостность и сохранность авторской живописи.

Картина В. В. Мазуровского «Батальная сцена» 1910-х гг. из музея-панорамы «Бородинская битва» выполнена на картоне, состоящем из трех частей. Особенностью поверхностных слоев произведения был потемневший авторский лаковый слой, подлаковые загрязнения в фактуре и наличие грубых записей масляными красками, изменившихся в цвете и тоне. Если при утончении потемневшего авторского лакового слоя удалось достичь положительного результата открытым способом смесью растворителей этиловый спирт -пинен - димексид в соотношении (1:5:0,5), то на участках с мастиковками и записями в местах стыков картона и на участках с красными и коричневыми пигментами возникли осложнения.

До реставрации После реставрации

В ходе проведения проб было установлено, что пигменты указанных участков живописи реагировали на растворители. Выбор был сделан в пользу гелевого метода расчистки как наиболее щадящего способа

в конкретном случае. На рабочий участок с помощью кисти наносили гель-растворитель для удаления лаков РГЛ-1 производства фирмы «Черная речка» и оставляли на 1 минуту. Затем лак постепенно удаляли с помощью ватного тампона, смоченного в уайт-спирите, при этом пигмент не реагировал. Подлаковые загрязнения удаляли при помощи растворителя-геля для удаления поверхностных загрязнений того же производителя. Гель наносили с кисти на участок, затем удаляли тампоном, смоченным в дистиллированной воде и отжатым. Плотные подлаковые загрязнения были успешно удалены, тампон при этом окрашивался в грязно-серый цвет. Для удаления записей опытным путем был подобран наиболее подходящий для данного произведения реставрационный очищающий состав. Выбор также был сделан в пользу геля для удаления записей РГЗ-1 производства фирмы «Черная речка», и он дал положительный результат. Гель наносили на рабочий участок с помощью кисти, время экспозиции определяли опытным путём. После размягчения запись утончали при помощи микроскальпеля. Операцию проводили с большой осторожностью, так как из-под записи местами открывался авторский красочный слой. После утончения записи её остатки удаляли с помощью тампона, смоченного уайт-спиритом. В результате проведенной работы живопись раскрыли от потемневшего покровного слоя, подлаковых загрязнений в фактуре и грубых записей.

Особенностью технического состояния картины неизвестного художника «Портрет Хомякова Алексея Степановича» третьей четверти XIX в. из Государственного Исторического музея явилось наличие на поверхности авторского красочного и лакового слоя сгустков потемневшего белкового клея, имевшего разную толщину и плотность по всей поверхности картины, сильно искажавшего цветовую гамму произведения и угрожающего дальнейшей сохранности авторской живописи.

До реставрации До реставрации в УФ лучах

Пробное удаление загрязнений и затеков клея на основе белка с поверхности красочного слоя проводили традиционными способами: были опробованы смесь воды с медицинской желчью (в соотношении 1:1) и метод размягчения клея на основе белка при помощи нанесения профилактической заклейки на теплый 3% раствор кроличьего клея. Результат оказался неудовлетворительным, затеки белкового клея не были размягчены и не поддались удалению. Относительно положительного результата удалось получить при использовании геля-растворителя для удаления поверхностных загрязнений РГПЗ-1 от производителя «Черная речка». Для этого рабочий участок обрабатывали ватным тампоном, смоченным в геле-растворителе, затем под лампой-лупой аккуратно снимали гель с растворившимся клеевым составом. И, наконец, положительного результата удалось добиться при использовании смеси гелей РГПЗ-1 (для удаления поверхностных загрязнений) и РГЗ-1 (для удаления записей) в соотношении 1:1. Время экспозиции - 1 минуту - определили опытным путем. Далее размягчившиеся затеки белкового клея убирали деревянной зубочисткой под контролем в увеличительное стекло. В завершение операции рабочий участок протирали ватным тампоном, смоченным в уайт-спирите, и вытирали насухо. В результате удаления потемневшего белкового клея, искажавшего цветовую гамму картины, выявился авторский холодный колорит живописи, проявились очертания деталей пейзажа и фигуры, открылась авторская палитра, построенная на нюансах синих, коричневых и телесных оттенков. В картине появились пространство и глубина.

Положительным опытом использования гелевого состава ГРЗ-1 «Черная речка» стало удаление грубых потемневших записей масляной краской на картине неизвестного художника «Портрет неизвестной» XIX в. из Егорьевского историко-художественного музея.

До реставрации После реставрации

Написанная на металлической пластине, авторская живопись (без грунта) имела очень плохую адгезию к основе. Использование традиционного открытого способа нанесения смесей растворителей для удаления грубых записей, таких, как этиловый спирт-пинен (1:1), этиловый спирт-пинен-диметилсульфоксид (1:1:0,5), не привело к той степени размягчения записей, которая была бы необходима для последующего их механического удаления без нарушения адгезии красочного слоя к металлической основе. Увеличение количества ди-мексида в смеси растворителей вызывало размягчение авторского красочного слоя. Таким образом, выбор способа расчистки с использованием гелевого состава, позволяющего осуществлять контроль над степенью размягчения записей без затрагивания авторской живописи и без нарушения адгезии к металлической основе, оказался единственно возможным. Гель наносили тонкой кистью на рабочий участок, время экспозиции составило 2 минуты. Затем размягченную запись аккуратно удаляли скальпелем, остатки геля убирали сухим ватным тампоном, и в заключение рабочий участок протирали ватным тампоном, смоченным уайт-спиритом.

Похожая проблема возникла при реставрации картины неизвестного художника «Сцена с амурами» из Галереи «Диво» г. Казань. Написанная на металле тонким слоем масляными красками, картина имела неравномерный лаковый слой, сильно потемневший со временем.

После завершения технической реставрации картины были проведены пробы на утончение лакового слоя смесью этилового спирта и пинена (в соотношении 1:7) и смесью изопропилового спирта с пиненом (в соотношении 1:10). В результате проведенных проб лак утончался неравномерно с сильным побелением рабочего участка. Следующей была проведена проба гелем РГЛ-1, который хорошо утончил лак, но при этом дал размягчение красочного слоя.

До реставрации

После реставрации

Положительный результат дала проба с использованием геля РГПЗ-1. В результате на картине равномерно утончен потемневший лак, под которым было выявлено наличие белкового покрытия. Оно набухало и размягчалось под воздействием воды, с помощью которой вели довыборку остатков геля.

До поступления на реставрацию картина неизвестного художника «Прощание с отцом» XIX века из Галереи «Диво» г. Казань была залита толстым слоем синтетического лака, предположительно для закрепления аварийной живописи, что не дало возможности провести укрепление и устранение деформаций в виде жесткого кракелюра с приподнятыми краями. По результатам химических исследований на картине были выявлены два слоя разных по составу синтетических лаков, один из которых алкидный. Подбор растворителей для утончения пожелтевшего со временем покрывного слоя картины оказался весьма сложным процессом, на каждом участке были подобраны индивидуальный состав и последовательность реставрационных операций. На белильных участках живописи в виде открытого компресса кистью наносили диметилсульфоксид на 5 минут. Набухший верхний слой лака утончали ватным тампоном, смоченным смесью диметилсульфоксида, этилового спирта и ацетона (1:1:0,5), при этом происходило одновременное набухание нижних слоев лака в виде маленьких чешуек.

До реставрации

Эти слои с поверхности рабочего участка и из фактуры живописи аккуратно снимали микроскальпелем. На остатки синтетического лака при помощи зубочистки точечно наносили смесь диметилсульфоксида и этилового спирта (1:1), которые также удаляли микроскальпелем. Далее рабочий участок обрабатывали ватным тампоном, смоченным пиненом.

На участках с нестойкими пигментами, такими, как фон, темные, зеленые и красные одежды, где авторский красочный слой тонкий и лессировочный, работа велась сложнее. Сначала рабочий участок обрабатывали смесью этилового спирта и пинена (1:1) с целью обезжиривания поверхности. После испарения растворителей щетинной кистью наносили гель для удаления поверхностных загрязнений РГПЗ-1 (производства «Черная речка»). Время экспозиции составило 10 минут. Проникая в структуру покрывного слоя, гель постепенно размягчал его слои, которые затем удаляли ватным тампоном, смоченным пиненом. Довыборку осуществляли микроскальпелем. Процедуру с гелем повторяли на рабочем участке 2-3 раза по отработанному способу без затрагивания авторской живописи. Окончательную довыборку чешуек лака производили на следующий день микроскальпелем путем точечного нанесения смеси диметилсульфоксида, этилового спирта и пинена (0,5:1:1), после чего рабочий участок обрабатывали пиненом. В результате трудоемкой работы по утончению пожелтевшего покровного лака реставраторы получили возможность проведения операции по укреплению красочного слоя и грунта, картина приобрела первоначальную глубину и яркость красочных оттенков.

В заключение описанного выше опыта применения гелевой системы для реставрации различных по своему технологическому состоянию произведений станковой масляной живописи в ГосНИИР следует отметить, что метод гелевой расчистки может быть рассмотрен как целесообразный метод в практике современной реставрации, являющийся дополнением к уже существующим способам расчистки поверхностей музейных экспонатов и объектов изобразительного искусства. За реставратором остается единственно верный выбор тактики расчистки, который отвечал бы особенностям и требованиям поставленных задач и свел бы к минимуму потенциальную угрозу разрушения произведения искусства.

Следует отметить продолжение развития научной систематизации методов расчистки поверхностных слоев произведений искусства. К передовым методам расчистки, имеющим большое потенциальное значение, относят дальнейшую работу К. Ставроди и Р. Волберса [6] по развитию основных и легкодоступных базовых данных с использованием программного обеспечения в решении основных реставрационных проблем, связанных с подбором необходимого состава растворителей или компонентов гелевой системы.

Список источников

1. Реставрационные сольвентные гели для расчистки живописи: инструкция. СПб.: Черная речка, 2014. 4 с.

2. https://www.artcons.udel.edu/doctorate/current-students/richard-c-wolbers (дата обращения: 21.03.2018).

3. http://www.artmaterial.ru/?content=news&id=252 (дата обращения: 07.12.2017).

4. http://www.getty.edu/conservation/our_projects/science/gels/ (дата обращения: 07.12.2017).

5. Knut N. The restoration of paintings. Konemann, 1998. 353 p.

6. Research in Conservation. Solvent Gels for the Cleaning of Works of Art. Gelled System: Theory and Application.

Los Angeles, California, 2004. 144 p.

7. Southall A. Wolbers' cleaning methods // Conservation News. 1989. № 38. Р. 12-13.

8. Stavroudis C., Blank S. Solvents and sensibility, pts. I-III // WAAC Newsletter. 1989. Vol. 11. № 2. Р. 2-10.

GEL SYSTEMS AS A TECHNIQUE TO WORK WITH SURFACE LAYERS OF EASEL OIL PAINTINGS

Aleshkina Ekaterina Viktorovna

State Research Institute of Restoration, Moscow info@gosniir. ru

The article describes the experience of the Department of Scientific Restoration of Easel Oil Painting of the State Research Institute of Restoration in relation to using gel systems as a technique to work with protective layers of pictures. The paper provides a general characteristic of gels, their components, describes the results of foreign researchers' project to study gel residuals and their influence on painting surface. By the example of easel oil paintings in different condition and with different technical and technological peculiarities the author illustrates the advantages of practical usage of gels when solving complicated restoration problems.

Key words and phrases: easel oil painting; gel system as technique to work with picture surface layers; gel residuals; solvent gels; advanced methods of clearing.

УДК 7 Дата поступления рукописи: 15.02.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-1.24

Длительная эволюция отечественной музыки, связанной с освободительными идеями, привела к её расцвету в начале ХХ века. Широкое развитие получили героико-романтические образы, в том числе основанные на ассоциациях со стихийными явлениями природы. Ведущей идеей творчества, связанного с освободительной тематикой, становится идея раскрепощения (впервые в крупном масштабе подобная концепция была разработана в «Латышском реквиеме» Э. Мелнгайлиса). К открытому воплощению революционной тематики композиторы приходят в 1910-е годы, и всё основное из проблематики тех лет с наибольшей отчётливостью представлено в симфонии-кантате С. Людкевича «Кавказ».

Ключевые слова и фразы: музыка России; дооктябрьский период; разработка освободительных идей; активизация освободительных идей в начале ХХ века; разработка мотива раскрепощения; открытое воплощение революционной тематики.

Демченко Александр Иванович, д. искусствоведения, профессор

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова [email protected]

КАНУНЫ ЭПОХАЛЬНОГО СЛОМА ВРЕМЁН

Прошедший год как год столетия русских революций 1917 года был ознаменован активными общественными дебатами относительно позитивных и негативных последствий того грандиозного социального перелома, который коренным образом изменил историю нашей страны. В том числе широко обсуждался вопрос, можно ли было избежать столь кардинальных преобразований, повлёкших за собой шлейф неисчислимых жертв и потерь.

В связи с этим уместно припомнить явления музыкального искусства, подтверждающие закономерность происшедших тогда событий. Анализ артефактов убеждает в том, что из века в век неуклонно нарастали оппозиционные настроения и усиливалось стремление к переустройству мира на принципах равенства и справедливости.

Истоки отечественной музыки, связанной с освободительными идеями, своими корнями уходят вглубь времён.

Существуют свидетельства преломления темы социального протеста в песенном фольклоре Киевской Руси.

Позже, особенно в XV-XVI веках, выдвинулось искусство скоморохов, и значительную роль в нём играло обличительное начало. Это служило одной из важнейших причин гонений на них и привело в середине XVII столетия к фактическому искоренению скоморошества.

В XVП-XVШ веках вместе с ростом антикрепостнических настроений активно развивается повстанческая песня. Фазы её становления последовательно отмечали развёртывание освободительного движения с кульминациями в крестьянских войнах под руководством И. Болотникова (начало XVII века), С. Разина (вторая половина XVII), К. Булавина (начало XVIII века) и Е. Пугачёва (вторая половина XVIII века).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.