УДК 783.2+271+930.272
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10311
Т. Г. Казанцева
гектографированные музыкально-теоретические руководства д. в. батова: проблемы атрибуции и типологии*
Аннотация. Статья посвящена решению проблемы атрибуции двух экземпляров гектографированных музыкально-теоретических руководств из собрания Института истории СО РАН (43/70 и 1/77-г). Экземпляры относятся к двум разным изданиям, которые ранее были описаны Н. Ю. Бубновым и Н. П. Парфеньевым (по экземплярам БАН и ЛАИ УрФУ). В данных описаниях каждое из них в отдельности атрибутировано гектографической мастерской наставника и апологета поморского старообрядческого согласия Д. В. Батова. Между тем, в книгоиздательском каталоге Д. В. Батова указана лишь одна «Азбука знаменнаго пения», а исследуемые гектографы, судя по особенностям невменной графики, принадлежат к разным старообрядческим традициям — поповской и беспоповской. В задачи нашего исследования входило сравнение двух изданий по ряду кодикологических и содержательных параметров с целью выявления их взаимоотношений. Сравнительный анализ привел к следующим выводам. Сорт бумаги и характер оформления указывают на то, что обе Азбуки могли быть изданы в мастерской Д. В. Батова. они относятся к разным типам музыкально-теоретических руководств (учебник и справочник соответственно), но сформированы по одной композиционной модели. В обоих руководствах совпадают структура, рубрики, порядок изложения учебного материала в каждой из рубрик, приемы толкования сложных невм и мелизматических формул. В обоих гектографах имеются разделы эстетического характера, в которых приводятся (с некоторыми вариантами) одни и те же цитаты из трудов отцов Церкви, посвященные богослужебному пению: все эти цитаты обнаруживаются в сочинении Д. В. Батова «О исполнении церковнопесенных молитвословий». В за-
* Статья написана по материалам доклада на международной конференции «VIII Уральские археографические чтения» (Екатеринбург, 11-13 октября 2018 г.).
262
© Т. Г. Казанцева, 2019
ключении делается вывод о том, что оба издания действительно вышли из мастерской Д. В. Батова, но ориентированы на рукописную традицию старообрядцев поповских согласий. Выдвигается гипотеза, что обе Азбуки предназначались для старообрядцев новопоморского согласия, перешедших к новоистинноречному пению; Азбуки являются не разными музыкально-теоретическими руководствами, а двумя изданиями, второе из которых исправлено, расширено и дополнено.
Ключевые слова: старообрядческие гектографированные издания, певческая азбука, Д. в. Батов.
Цитирование. казанцева т. Г. Гектографированные музыкально-теоретические руководства Д. В. Батова: проблемы атрибуции и типологии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 3 (27). С. 262-285. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10311
Изучение гектографированных изданий крюковых певческих книг сопряжено с рядом трудностей, обусловленных ограниченным количеством находящихся в фондах различных книгохранилищ экземпляров, а также степенью их сохранности, в частности, отсутствием в большинстве случаев титульных (или иных) листов, могущих содержать «выходные данные». Ситуация осложняется и тем, что к настоящему времени исследование книгоиздательской деятельности старообрядцев далеко от своего завершения, вследствие этого при работе с конкретными экземплярами возникают серьезные проблемы в их атрибуции той или иной гектографической мастерской1.
Именно с такой проблемой нам пришлось столкнуться при описании двух музыкально-теоретических руководств из собрания Института истории СО РАН. Первое (43/70) было приобретено сибирскими археографами в 1970-м г. в Лениногорске, второе (1/77-г) привезено из д. Миролюбово Исетского р-на Тюменской области. Азбука 43/70 (далее Азбука I) сохранилась фактически в полном объеме и на титуле имеет самоназвание — «Знаменнаго пения азбука», экземпляр 1/77-г (далее
1 Среди публикаций, посвященных гектографированным изданиям старообрядцев, назовем: [Мангилёв П. и.] Описание старообрядческих гектографированных изданий: Методические рекомендации. Екатеринбург, 1993; вознесенский а. в., Мангилёв П. и., Починскаяи. в. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996; [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук. СПб., 2012.
Азбука II) — дефектный, с утратами первых (в частности титульного) и последних листов.
Экземпляры относятся к разным типам музыкально-теоретических руководств: они различаются по жанру (справочник и учебное пособие) и, главное, по типу невменной графики, указывающему на то, что азбуки принадлежат разным старообрядческим традициям — поповской и беспоповской соответственно.
В первоначальном описании гектографов их принадлежность мастерской того или иного издателя не указана2, аналогичного указания нет и в музыковедческом описании экземпляра 43/703. К счастью, новосибирские гектографы являются не единственными сохранившимися экземплярами данных Азбук. По имеющимся описаниям удалось установить еще один экземпляр Азбуки I (БАН, Чуван. 1094) и пять экземпляров изданий Азбуки II (ЛАИ УрФУ Челябинское собр. № ^Ш.62р/1859; Удмуртское собр. № ХГС.27р/4415; ИРЛИ, Латгальское собр. № 135 и 187; собр. И. Н. Заволоко № 945). Однако опубликованные описания этих Азбук обозначили проблему, на решение которой направлено данное исследование: в публикациях Н. Ю. Бубнова и Н. П. Парфентьева обе Азбуки атрибутированы как принадлежащие гектографической мастерской известного деятеля и апологета поморского старообрядчества Д. В. Батова. В то же время, как указывалось выше, они отражают разные старообрядческие традиции, кроме того, в книгоиздательских каталогах Д. В. Батова указано лишь одно музыкально-теоретическое руководство под название «Азбука знаменнаго пения»6.
2 Панич Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР / отв. ред. Н. Н. Покровский и Е. К. Ромо данов ская. Новосибирск: Наука, 1991. С. 42, 180-181.
3 Кручинина а. Н. Описание музыкальных рукописей, приобретенных археографическими экспедициями СО АН СССР в 1970-1971 гг. // Вопросы истории книжной культуры: сб. научн. тр. Вып. 19. Новосибирск, 1975. С. 219-220.
4 [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания... С. 25, № 1.
5 Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.) / Описание крюковых рукописей выполнено при участии М. Г. Казанцевой. Челябинск, 1994. С. 378 (№ 366), 380-381 (№ 373). Описание певческих рукописей и гектографов Древлехранилища ИРЛИ РАН не опубликовано. Благодарю Ф. В. Панченко за предоставленную возможность ознакомиться с рукописным его вариантом, с помощью которого удалось выявить указанные экземпляры.
6 Списки изданий Д. В. Батова опубликованы в: хвальковский Д. в. Дионисий Васильевич Батов (Биографический очерк) // Второй Всероссийский собор христианского
Данная проблема может иметь совершенно тривиальное решение: например, обе Азбуки могли быть изданы в мастерской Д. В. Батова, но одну из них он выполнил на заказ, поступивший от какой-то группы старообрядцев-поповцев. Поэтому издатель и не отразил ее в своем книготорговом каталоге, предназначенном для его единоверцев-поморцев. Но, возможно, кто-то из исследователей ошибся в атрибуции, и Ба-тов издал только одну Азбуку, а вторая принадлежит другому издателю. В любом случае, все эти, на первый взгляд простые и очевидные, предположения требуют доказательств.
С наибольшей степенью вероятности мастерской Д. В. Батова принадлежит Азбука II, без сомнения относящаяся к беспоповской традиции музыкальной письменности: крюки в ней не имеют признаков. Кроме Батова из беспоповцев выпуском гектографированных певческих книг занимался только П. М. Безводин, в списке изданий которого присутствует «Азбука знаменная. Самоучитель». Обнаруживший это руководство П. В. Половинкин указывает, что оно имеет «выходные данные»: «Издание первое. П. М. Безводин. Сызрань, 1912 г.»7. К сожалению, автор публикации не приводит ни одной палеографической приметы данного издания, что делает невозможным проведение какого-либо его сравнения с Азбукой II, но важен факт, что вышеприведенный «выход» не встречается ни в одном из известных нам экземплярах последней.
Найденные экземпляры Азбуки II явно относятся к разным изданиям (заводам), часть из них издана на бумаге со штемпелем фабрики Гончарова № 68 (Латг. 135; Латг. 187), другая — на бумаге без штемпелей. Детальное изучение различий и установление числа изданий является перспективной задачей, здесь важно лишь отметить, что данные издания имеют варьирующееся название — «Азбука старознаменнаго святоцерковнаго пения» (ХУШ.62р/1859; Заволоко 94), «Знаменного церковного пения аз-
поморского церковного общества. М., 1913. С. 184-187; [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания. С. 386-392. В обоих списках «Азбука знаменнаго пения» указана под № 1.
7 Половинкин П. в. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина. иЕ1: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staroobrjad-cheskaja_gektograficheskaja_ tipografija_p_m_bezvodina/2010-02-03-3171 (дата обращения 11.02.2015).
8 клепиков с. а. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства ХУП-ХХ вв. М., 1959. № 51 (1876-1906 гг.).
бука» (Латг. 135), «Знаменнаго пения азбука» (ХК.27р/4415). Последнее из них фактически точно совпадает с указанным в каталоге Д. В. Батова.
Несмотря на различия в названиях, все экземпляры Азбуки II одинаковы по содержанию. Основными идентифицирующими их признаками являются наличие в них сочинения о темпе знаменного распева — «Извещение», а также развернутый учебный раздел с подробными рекомендациями к исполнению тех или иных знамен. Ранее осуществленный анализ Азбуки II привел нас выводам о том, что Д. В. Батов был не только издателем, но и автором данного руководства, а также сочинения о темпе9.
В Азбуке I нет учебных материалов: как указывалось выше, это справочник. Особенностью невменной графики в ней является простановка на заменах тушевых признаков; в руководство также включен раздел с толкованием демественной нотации, не принятой у старообрядцев-беспоповцев. Несмотря на это, Азбука I имеет множество примет «батовских» крюковых изданий. Так, оба найденных экземпляра отпечатаны на бумаге фабрики Гончарова, как и часть экземпляров Азбуки II. Заглавие на титульном листе выполнено в форме полуокружности (ил. 1). Сходным образом написано, например, название изданных Батовым «Ирмосов канонов» (ил. 2). Здесь же расположена виньетка в сопровождении звездочек, отмечающаяся не только на титуле упомянутых «Ирмосов», но и повторяющаяся в других «батовских» певческих гектографах (например, ИИ СО РАН, 1/85-г, Ирмосы, л. 85; 1/85-г, Обиход, л. 33 об., 126 об., 160 и др.). В оформлении навершия певческой горки на л. 2 (ил. 3) используются те же цветочные мотивы, что и в большинстве крупных инициалов, встречающихся в крюковых книгах поморского издателя (ил. 4).
При ближайшем рассмотрении оказывается, что между структурой и содержанием Азбуки I и Азбуки II гораздо больше сходства, чем различий. Прежде всего, название Азбуки I полностью совпадает с названием одного из изданий Азбуки II (Х!Х.27р/4415). В сохранившихся экземплярах Азбуки II певческая горка сопровождается надписью «Ключ пения» ^Ш.62р/1859; ХК.27р/4415; Латг. 135), в Азбуке I изображение «ключа» непосредственно помещено в центр «лествицы» (ил. 3). В Азбуке II раздел
9 казанцева т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 3 (19). С. 130-144.
начальных упражнений открывается «проучкой» на освоение обиходного звукоряда с подтекстовкой «Учись, мое чадо, пению». То же упражнение в Азбуке I вынесено на титул в качестве эпиграфа.
Если отвлечься от разделов Азбуки II, имеющих обучающую функцию, то ее структура вполне соотносима со строением Азбуки I (см. Таблицу 1, где полужирным шрифтом выделены совпадающие структурные разделы).
Таблица 1
Композиционная структура музыкально-теоретических руководств
Азбука I Азбука II
Заглавие Знаменнаго пения азбука Азбука старознаменнаго святоцерковнаго пения / Зна-меннаго церковнаго пения азбука / Знаменного пения азбука
Состав:
Предисловие Цитаты из св. отцов: Святой Иоанн Златоуст: Уста наша и язык на пения и хвалы отделена суть: гортань же на гласъ. В 27 нравоучении на деяния апостольския; др. цитаты из Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Александрийского (л. 1 об.) Цитаты из св. отцов: Святыи пророк Давид: Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте. Пса[л]ма 46 стих 6 (титул); Святой Иоанн Златоуст: Уста наша и язык на пения и хвалы отделена суть: гортань же на гласъ. В 27 нравоучении на деяния апостольския (л. II об., после проучки)
Лествица изображение ключа (л. 2) надпись «Ключ пения» (л. 3)
Упражнения «Учись, мое чадо, пению» (титул); проучки «Кто тя может убе-жити» и др. (л. 2 об.) «Учись, мое чадо, пению» (л. II об.)
Извещение - л. 1-5
Перечисление и толкование знамен «Наименование певческих знамен» (л. 3-4) «Наименование певческих знамен и объяснение.» (л. 5 об. - 11)
О задержках - л. 11 об.
О отсечках - л. 12-12 об.
О сорочьей ножке - л. 12 об. - 13 об.
О пометах - л. 14-15
О статьях - л. 15 об.
Для учащихся - л. 15 об. - 16 об.
Лицы — Развод л. 4 об. - 20 об. л. 17-31
Фиты л. 21-38 об. л. 31 об - 43
Демественная азбука л. 39-43 -
Таким образом, все рубрики справочного характера (кроме раздела демественной нотации) аналогичны в обеих Азбуках.
Любопытные результаты дает сопоставление содержания и порядка изложения материала в каждом из справочных разделов. В разделе перечисления и толкования знамен задача сравнительного анализа двух руководств осложняется формой изложения материала: в Азбуке I — это простое перечисление знамен с их классификацией по группам в зависимости от числа входящих в знак звуков; в Азбуке II каждое знамя сопровождается более или менее развернутым исполнительским комментарием. И все же при вычленении знаков нотации из «учебно-методического» контекста формируется следующая картина (см. Таблицу 2, в квадратные скобки взяты отсутствующие в тексте и реконструированные нами названия знамен и условные обозначения разделов в Азбуке II, курсивом выделены знаки, поменявшие свое местоположение).
Таблица 2
Раздел перечисления и толкования знамен
Азбука I Азбука II
Наименование знамен Наименование певческих знамен и объяснение.
1. Единогласны 1.1. Знамена, в которых поется по одной ноте и по полстатьи
Параклит Параклит
Крюк простой Крюки: простой
[Крюк] мрачный мрачный
[Крюк] с задержкою
[Крюк] светлый светлый
[Крюк] тресветлый тресветлый
Стопица Стопица
Палка Палка
[Палка] с задержкою
Запятая Запятая
То же
[Запятая] с крыжем То же с крыжем
1.2. Знамена, в которых поется по одной ноте в статью
[Статья] простая Статьи: светлая или большая
[Статья] мрачная мрачна
[Статья]светлая простая или малая
[Статья] с сорочьей ножкою
малая с крыжем
малая с запятой
Ключ Ключ
[Стрела] громная
Челюстка Челюстка
Рог Рог
Конец [Крыж] Крыж
Стрелы: простая
громная
Палка воздернутая
2. Двугласныя 2.1. Знамена, в которых поется по две ноты сверху вниз, каждая нота в четверть статьи
Параклит с подверткой
Крюк с подверткою Крюки [простой, мрачный, светлый, тресветлый] с подверткой
[Крюк] с чашкою [с подчашием]
[Крюк] с заметкою [с сорочьей ножкой]
Стопица с очком Стопица с очком
Подчашие Подчашия: [простое]
[Подчашие] мрачное [мрачное]
[Подчашие] светлое [светлое]
[Подчашие] тресветлое [тресветлое]
Переводка
скамейцо
Голубчик тихой
[Голубчик] борзой
Чашка Чашка
Сложитие Сложитие
2.2. Знамена, в которых поется по две ноты снизу вверх, обе ноты по четверти статьи
Переводка
скамейца
Голубчик борзый
2.3. Знамена, в которых поется по две ноты в статью сверху вниз, каждая нота по полстатьи
Параклит с подчашием и красною пометою [тихая]
Крюки с подчашием и красною пометою [тихая]
Статья малая
Голубчик тихой
Скамейца тихая
Стрела [крыжевая] Стрелы: крыжевая
мрачная
Палка [с подверткой?]
3. Трегласныя 3.1. Знамена, в которых поется по три ноты в статью
[Д]ва в челну Два в челну
Хамило Хамило
Сложитие [с запятой]
Статия с прижимкою [с облачком] Статья светлая с прижимкою
Статья мрачная с прижимкою
Фотиза
Статья малая закрытая
[Стрела] мрачная Стрела мрачная
сложитие с запятой и пометой красною [тихой]
3.2. Знамена, в которых поется по три ноты сверху вниз в статью
Параклит с подчашием и подверткой и пометой [тихой]
Крюки: простой, мрачный, светлый, тресветлый [с теми же пометами]
Чашка полная
3.3. Знамена с пометой [борзой], в которых поются по три ноты снизу вверх в статью
[Стрела] светлая Стрелы: поводная
[Стрела светлая] с задержкою
[Стрела] поводная светлая
[Стрела] громовозводная
[Статья] закрытая
Фотиза
[Стрела] [полу]крыжевая
[Стрела] громосветлая громосветлая
3.4. Знамена, в которых поются по три ноты в две такты
Стрелы: крыжевая светлая, крыжевая тресветлая
возводная
громовозводная
Змейцо (?)
Чашка полная
4. Четырегласныя 4.1. Знамена, в которых поются четыре ноты в две такты
Стрелы: тихосветлая
громовозводная
громосветлая
поводная
поездная
Змейцо Змейца
Полкулизма большая
[Палка] воздернутая
Дербица Дербица
Стрела громосветлая [с сорочьей ножкой]
[Стрела] поездная
[Стрела] с чашкою
[Стрела] с облачком Стрела светлая с облачком и задержкой
4 а. [Другие знамена]
Купная [сложитие с пометами купная и тихая]
Безымянная [сложитие с подверткой]
5. [Знамена, не входящие в группы] 5. [Знамена, не входящие в группы, с указанием на раздел лиц]
Тряска Тряска
Труба Труба
Дуда Дуда
Немка Немка
Паук Паук
[Паук] большой Большой паук
Полкулизмы
Кулизма
[Кулизма] средняя (без изображения)
[Кулизма] большая (без изображения)
Полкулизмы большой (без изображения)
Мечик Мечик
Фита Фита
Таблица 2 наглядно демонстрирует, что несмотря на различия функций (ознакомительная и учебная), объем, форму и степень детализации изложения информации, разделы перечисления и толкования знамен в Азбуке I и Азбуке II составлены по единому плану. Число знаков примерно одинаково, списки разнятся лишь большим или меньшим количеством вариантов того или иного знака. Знамена классифицированы по числу входящих в них музыкальных звуков. В Азбуке II отмечаются дополнительные критерии классификации — по времени звучания невмы, ритмическому рисунку и по направлению мелодического движения (вверх или вниз), что приводит к формированию внутри каждой группы подгрупп знамен — однозвучных, двузвучных, трех- и чертехзвучных. В конце списков помещены знамена, не входящие однозначно ни в одну из групп (тряска, труба ... фита). В группах порядок
следования знамен фактически идентичен — за исключением тех случаев, когда некоторые знаки меняют свое местоположение, распределяясь относительно разных подгрупп. При этом если «перемещению» подлежат не один, а несколько знаков, то они сохраняют свою последовательность (см., например, последовательность: перводка-скамейца-голубчик борзый в группе двузвучных знамен).
Если сравнение разделов перечисления и толкования знамен в двух пособиях потребовало некоторой трансформации исходного текста в Азбуке II, то сходство следующих разделов — толкования лицевых и фитных формул — очевидно. Раздел лиц в обоих руководствах построен в виде таблиц, которые разделены на восемь подразделов-гласов. В правых колонках таблиц дается «тайнозамкненное» начертание, в левых — развод простыми знаками; над колонками имеется соответствующее указание «лица / развод» или «лица / глас». Толкованию подлежат не только собственно «лица», но и сложные знамена и тайнозамкненные попевки. Порядок изложения формул (за некоторым исключением) совпадает. Более того, лицевые формулы сопровождаются одними и теми же фрагментами литургического текста (см. Таблицу 3).
Фиты изложены в строку: начертание — развод простым знаменем. Порядок их следования идентичен в обеих Азбуках; разводное знамя также очень близко (Таблица 4).
Можно предположить, что данное сходство обусловлено ориентацией на общую древнерусскую и старообрядческую традицию составления теоретических руководств, что существовал определенный канон для составления руководств по знаменному пению. Однако это не так — рукописные старообрядческие азбуки, с которых могли быть списаны гектографы, гораздо более вариативны и в составе, и в последовательности изложения мелизматических формул, и в подтекстовках, взятых из разных песнопений, и в наборе разводного знамени. Очевидно, что обе Азбуки ориентированы друг на друга и имеют одного составителя. Легко предположить, что этим составителем был сам издатель — Д. В. Батов.
Дополнительным подтверждением его «авторства» являются так называемые «эстетические» разделы. В гектографах они небольшие и включают несколько выписок из трудов отцов Церкви, посвященных богослужебному пению. В Азбуке I они размещены на обороте листа 2:
«Святый Иоаннъ Златоустъ: Уста наша и языкъ на пения и хвалы отделена суть: гортань же на гласъ. Въ 27 нравоучении на деяния».
Таблица 3
Раздел толкование лиц, глас 1
Азбука I Азбука 11
Лнцы Ра 11) ид Лицы Развод
ра •фгЯ ра
стс »(, 1% V стс
стосъ V"» % его съ егосъ п 1 сто съ
ми V МИ
А -п" ела ву -■} IV ела ву ■ч ела ву *(, 1 ■*-; 1 ела ву
Ч'' 'л ела во ю 1 1 ела во ю -я ела ву ела ву
V : ' г » " Го ело ди Х--.' Го епо ди •у Го спо ди 1 о спо ди
тч "Ч •"Л А У тне рже ни е У тве рже ни е "Ч ",'.' ,1 и по я при сно и по я при сно
У си си ф........ СИ "1 ей
■и Хри сте Хри сто
'л V* V о ду шахъ на шихъ X» Ч. | '1- V оду та хъ на шихъ
"У -ч4 Я "л V" ела вно про ела ии ся ела вмо про ела ви ел
V- "V / Хри сто съ Богъ ; р \-y~s Хрп сто съ Богъ "ж Хри сто съ Бог 1. V- V Хри его еъ Бог
и т.д.
«Святый Василий Великий: Не думай, чтобы Богъ требовалъ славы, но Онъ хощетъ тебе достойну быти прославления: посему что сеет человекъ, то и жнетъ. Посей славословие, да пожнешь венцы, почести и похвалы в Царствии Небесномъ. В толковании 28 псалма».
«Святый Златоустъ: Аще убо мы тщеславнии яже от комаровъ не требу-емъ службы помощи или славы, много паче божественное и безстрасное сущее и нетребовательное. Въ 30 нравоучен. на 2 послание Коринфом. Смотри, ко-ликое любомудрие в благодарении: Бога еси возвеселилъ, диявола посрамилъ, и Богъ аки почтенъ бывъ воспочитаетъ большщее. В 8 нравоучении на послан. Каласаемъ».
«Святый Кирилъ, архиепископъ Александрийский: По исходе души от тела по воздуху св. ангели приносятъ елика усты и языкомъ глаголя добрая: молитвы, благодарения, псалмы, песни, хвалы, пения и песни духовныя. Въ Соборнике на [...] (слово стерто. — Т. К.)».
Цитаты в других изданиях могут варьироваться: в Чуван. 109 (Азбука I) вместо последнего текста дается следующий: «Убоитеся Бога
Таблица 4
Фитник, глас 1
Азбука I Азбука II
Название Нячерта-н НС Развод На черта-пне Разпод
Поводна ¿/Ж* ■и УЧ?"^.-»*-/ 'А Го с по дь •^•^■А^Г'^^-Г -А Го с по ■/
Грясоводка ' Й"А;;? V* ^' / Сло__во _ -л •¡>Ь% "1.4;!? Сло_ _ _ по___ ^ V
С кудрями 'V-¡,-А ■/ С вс ть ~7 V Све ть
Кудряная ЛУЗ/ -(. 1 -у ЧИТ "л Ро жде й ся _ /»О ' '„V- ■'„ Ро ждс "■) -у?" VI й ся Ч* - - У у » -
Громпая £ -¡г '(,„ ср^ч^ Тра не _ зс ^ -,-* ч'* у? а- V Тра пе 1 „V? V V V зе
1 1ятогласна „^ -у: # ^^ „ (,, .) Ра ■ ^ х*. V' У ди ^^ ^ л? "¡^ Ра_ ди
Снедна "У-и у""^,;^ ^' Сне ди _ ра ".'У* ДИ Сне ди _ ра _ _ ди
Со змиицею Сме рги Сме рти
и дадите Ему славу, яко приидетъ часъ суда Его. Апокалипсис. Гл. 14, ст. 3»; в Латг. 135 (Азбука II) на титуле дополнительно приводится цитата из псалма 46, стих 6: «Святыи пророк Давыдъ: Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте. Пса[л]ма 46 стих 6»; в гектографе ХУШ.62р/1859 (Азбука II) данный псаломский стих предваряет вышеприведенные цитаты. Все эти цитаты обнаруживаются в сочинении Д. В. Батова «О исполнении церковнопесенных молитвословий. Вопро-со-ответы», обнаруженном в гектографе БАН, Чуван. Г.8910 (л. 9-10).
остается решить, с какой целью поморский апологет создал певческую Азбуку, выдержанную в поповской традиции. Здесь необходимо на-
10 Описание см.: [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания. С. 133-134.
помнить, что Д. В. Батов был бескомпромиссным сторонником введения в традицию богослужебного пения общин поморцев-брачных истинно-речного пения. В его защиту Д. В. Батовым написано несколько полемических сочинений, опубликованных тем же гектографическим способом11.
Вопрос о наречном пении решался им не только в теоретическом, но и в практическом аспекте: подавляющее большинство поморских певческих книг с указанием в заглавиях на исправленный в них новоистин-норечный текст вышло из его гектографической мастерской. Кроме того, Д. В. Батов был известен как учитель церковного пения: он долгое время был уставщиком поморской старообрядческой общины Тулы и многих своих единоверцев обучил знаменному пению и крюковому письму12.
Очевидно, что вопрос обучения «новому» истинноречному пению требовал от его пропагандиста создания соответствующего учебного пособия. Опереться на поморскую рукописную и печатную традицию Д. В. Батов не мог в силу того, что все поморские музыкально-теоретические руководства были раздельноречными. В этих условиях ему пришлось либо проделать самостоятельную трудоемкую работу по реформированию вербального и музыкального текста раздельноречных поморских Азбук, либо воспользоваться уже готовыми истинноречными азбуками поповцев. Видимо, поморский наставник выбрал второй путь.
В связи с этим небезынтересно отметить, что «батовская» Азбука II, несмотря на ее явно «поморское» содержание, совсем не похожа на музыкально-теоретические руководства беспоповцев. Во всех известных нам рукописных поморских азбуках совершенно иначе строится раздел перечисления и толкования знамен: в нем используется классификация знаков не по количеству содержащихся в них звуков (как это сделано в Азбуке II), а более древний способ организации — по семействам (крюки, статьи, стрелы и т. д.). Поморские азбуки не имеют раздела «лиц», их замещает раздел «строк певчих», представляющих собой выписки мелострок, непосредственно и в полном объеме избранных из Ирмология, Октоиха, Праздников и Триодей, в которых «трудные» для прочтения фрагменты даются разводным знаменем. Не используется
11 Тексты опубликованы в: Казанцева Т. Г. Старообрядческие сочинения конца XIX века в защиту истинноречного пения // ТОДРЛ. Т. ЬХУ / отв. ред. Н. В. Понырко. СПб., 2017. С. 582-630.
12 Молодое А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. Саратов, 1912. С. 46-49; Агеева Е. А., Батова Е. К. Батов Д. В. // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 379.
в поморских руководствах и табличная форма представления информации. С другой стороны, структура Азбуки I и Азбуки II типична для поздних поповских музыкально-теоретических руководств.
Таким образом, мы можем реконструировать процесс создания Д. В. Батовым певческий Азбуки нового (для поморской традиции) типа. Взяв за основу некую истинноречную рукопись поповской поздней азбуки, он создает Азбуку I, которая вовсе не была заказана гипотетической группой староверов-поповцев, а была предназначена для его единоверцев с целью обучения новоистинноречному пению взамен старого раздельноречного. Не случайно оба экземпляра Азбуки I принадлежали старообрядцам-беспоповцам. По отношению к экземпляру 43/70 об этом есть запись археографов, а экземпляр Чуван. 109 приплетен к поздней рукописной азбуке типично поморской традиции.
В качестве рудиментов, оставшихся от протографа, в ней сохранились признаки на знаменах и раздел демественной азбуки. Впоследствии Азбука I легла в основу Азбуки II, где составитель устранил не использующиеся в поморской практике элементы, исправил некоторые ошибки, внес дополнения и преобразовал начальный раздел перечисления знамен в самостоятельный, развернутый учебно-методический. В результате Азбуку I и Азбуку II правильнее определять не как два самостоятельных руководства, а как две редакции, вторая из которых — исправленная, расширенная и дополненная.
Сведения об авторе. Казанцева Татьяна Генриховна — кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), доцент кафедры истории музыки новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (Россия, г. Новосибирск). E-mail: kerzak2002@mail.ru
Список литературы
1. Агеева Е. А., Батова Е. К. Батов Д. В. // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 379.
2. [Бубнов Н. Ю.] Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук. СПб., 2012.
3. Вознесенский А. В., Мангилёв П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.
4. Казанцева Т. Г. Старообрядческие сочинения конца XIX века в защиту истиннореч-ного пения // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. LXV / отв. ред. Н. В. Поныр-ко. СПб., 2017. С. 582-630.
5. Казанцева Т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 3 (19). С. 130-144.
6. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. М., 1959.
7. Кручинина А. Н. Описание музыкальных рукописей, приобретенных археографическими экспедициями СО АН СССР в 1970-1971 гг. // Вопросы истории книжной культуры: сборник научных трудов. Вып. 19. Новосибирск, 1975. С. 219-220.
8. [Мангилёв П. И.] Описание старообрядческих гектографированных изданий: Методические рекомендации. Екатеринбург, 1993.
9. Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. Саратов, 1912. С. 46-49.
10. Панич Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР / отв. ред. Н. Н. Покровский и Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Наука, 1991.
11. Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.). Описание крюковых рукописей выполнено при участии М. Г. Казанцевой. Челябинск, 1994.
12. Половинкин П. В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина. URL: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staro-obrjadcheskaja_gektograficheskaja_ tipografija_p_m_bezvodina/2010-02-03-3171 (дата обращения: 11.02.2015).
13. Хвальковский Д. В. Дионисий Васильевич Батов (биографический очерк) // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 184-187.
Tatyana G. Kazantseva
HECTOGRAPHED MUSICAL AND THEoRETICAL HANDBooKS
of d. v. batov: the problems of attribution and
typology
Abstract. The article is devoted to solving the problem of attribution of two copies of the hectographed musical-theoretical manuals from the collection of the Institute of History of the Siberian Branch of RAS (43/70 and 1/77-g). The copies belong to two different editions, which were previously described by N. Yu. Bubnov and by N. P. Parfenev (based on the copies of the RAS Library and the Laboratory of Archeographical Studies of the Ural Federal University). Each description is individually attributed to the hectographic workshop of D. V. Batov,
the mentor and apologist of the Pomorian Old Believers community. Meanwhile, in the bookpublishing catalog of D.V. Batov, only one "Alphabet of Znamenny Singing" is indicated, and the studied hectographs, judging by the peculiarities of neuma graphics, belong to different Old Believer traditions — Popovtsy and Bezpopovtsy (Priestless). The objectives of this study included comparison of two editions on a number of codicological and contents parameters in order to identify their relationships. A comparative analysis led to the following conclusions. The sort of paper and the character of design indicate that both musical ABCs could be published in the Batov's workshop. They belong to different types of musical-theoretical manuals (a textbook and a handbook, respectively), though both are formed according to the same compositional model. The structure and rubrics, the order of presentation of educational material in each of the rubrics as well as the methods of interpretation of complex neumes and melismatic formulas coincide in both manuals. In both hectographs there are sections of an aesthetic character, in which (with some variants) the same citations written by Fathers of the Church and devoted to liturgical singing are given. All these citations are found in D. V. Batov's essay "On the Performance of Church-prayer Chants". In conclusion, the article summarizes that both editions, indeed, were issued in the workshop of D. V. Batov, but oriented on the handwritten tradition of Old Believers of the Popovtsy community. The author makes an assumption that both musical ABCs were intended for the Old Believers of the New Pomortsy community, who switched to the new istinnorechnoe singing. These musical ABCs did not represent different musical-theoretical manuals, they just constituted two editions, the second of which was revised, expanded and updated.
Keywords: Old Believers hectographed editions, singing hornbooks, D. V. Batov.
Citation. Kazantseva T. G. Gektografirovannye muzykal'no-teoreticheskie rukovodstva D. V Ba-tova: problemy atributsii i tipologii [Hectographed Musical and Theoretical Handbooks of D. V. Batov: The Problems of Attribution and Typology]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 3 (27), pp. 262-285. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10311
About the author. Kazantseva Tatyana Genrikhovna — Candidate of Art History, Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific-technological Library of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, associate Professor of the Department of Music History of the Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka (Russia, Novosibirsk). E-mail: kerzak2002@mail.ru
References
1. Ageeva E. A., Batova E. K. Batov D. V. Pravoslavnaia entsiklopediia — Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2002, vol. 4, pp. 379.
2. Bubnov N. Yu. Staroobriadcheskie gektografirovannye izdaniia Biblioteki Rossiiskoi aka-demii nauk [Old-believer Hectographed Editions of the Library of the Russian Academy of Sciences]. Saint Petersburg, 2012.
3. Kazantseva T. G. Staroobriadcheskie sochineniia kontsa XIX veka v zashchitu istinnorech-nogo peniia [Old Believer' Works of the End of the 19th Century in Defense of Istinnorechnoe
Chant]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury — Proceedings of the Department of Old Russian Literature. Ed. N. V. Ponyrko. Saint Petersburg, 2017, vol. LXV, pp. 582-630.
4. Kazantseva T. G. Staroobriadcheskoe sochinenie o tempe znamennogo raspeva i realii sovremennoi liturgicheskoi praktiki [An Old Believers' Tractate on the Tempo of Znamenny Chant and the Realities of Modern Liturgical Practice]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tik-honovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusst-va — St. Tikhons University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art, 2015, no. 3 (19), pp. 130-144.
5. Khvalkovsky D. V. Dionisii Vasil'evich Batov (biograficheskii ocherk) [Dionisiy Vasilievich Batov (Biographical Essay)]. Vtoroi Vserossiiskii sobor khristianskogo pomorskogo tserkovno-go obshchestva — The Second All-Russian Council of the Christian Pomorian Church Society. Moscow, 1913, pp. 184-187.
6. Klepikov S. A. Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVII-XX vv. [Filigree and Stamps on the Paper of Russian and Foreign Production of the 17th-20th Centuries]. Moscow, 1959.
7. Kruchinina A. N. opisanie muzykal'nykh rukopisei, priobretennykh arkheograficheskimi ekspeditsiiami SO AN SSSR v 1970-1971 gg. [Description of Musical Manuscripts Acquired by Archaeographic Expeditions of the USSR Academy of Sciences in 1970-1971]. Voprosy istorii knizhnoi kul'tury: sbornik nauchnykh trudov [Questions of the History of Book Culture: collection of scientific works]. Novosibirsk, 1975, issue 19, pp. 219-220.
8. Mangilev P. I. Opisanie staroobriadcheskikh gektografirovannykh izdanii: Metodicheskie rekomendatsii [Description of Old Believers Hectographed Editions: Methodological Recommendations]. Ekaterinburg, 1993.
9. Molodov A. O Dionisii Vasil'eviche Batove [About Dionisiy Vasilievich Batov]. Shchit very — Shield of Faith. Saratov, 1912, pp. 46-49.
10. Panich T. V., Titova L. V. Opisanie sobraniia rukopisei IIFiF SO AN SSSR [Description of the Collection of Manuscripts of the Institute of History, Philology and Philosophy of the Siberian Branch of the uSSR Academy of Sciences]. Eds. N. N. Pokrovsky and E. K. Romo-danovskaya. Novosibirsk, 1991.
11. Parfentiev N. P. Traditsii i pamiatniki drevnerusskoi muzykal'no-pis'mennoi kul'tury na Urale (XVI-XX vv.). Opisanie kriukovykh rukopisei vypolneno pri uchastii M. G. Kazantsevoi [Traditions and Monuments of Ancient Russian Musical and Written Culture in the Urals (16th-20th centuries). The Description of "Hook" Manuscripts Made with the Participation of M. G. Kazantseva]. Chelyabinsk, 1994.
12. Polovinkin P. V. Syzranskaia staroobriadcheskaia gektograficheskaia tipografiia P. M. Bez-vodina [The Syzran Old-Believer Hectographic Printing House of P. M. Bezvodin]. Available at: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staroobrjadcheskaja_gektogra-ficheskaja_ tipografija_p_m_bezvodina / 2010-02-03-3171 (accessed: 11.02.2015).
13. Voznesensky A. V., Mangilev P. I., Pochinskaya I. V. Knigoizdatelskaia deiatel'nost' staro-obriadtsev (1701-1918): Materialy k slovariu [Book Publishing of the Old Believers (17011918): Materials for the Dictionary]. Ekaterinburg, 1996.
Ил. 1. ИИ СО РАН. 43/70. Л. 1 (титульный)
npnGIMl'W IUÚHIM Дйлыскинй И Д РЙТ ИЛЪ S ГО (I I0G И В hlMt И sFonpöC/MBrtiMHM'b СТЫЗРЬ
п'ЬсноТБОраов'ь.
Ил. 2. ИИ СО РАН. 1/85-г. Ирмосы, титульный лист
Ил. 3. ИИ со РАН. 43/70. Л. 2. Горка певческая
Ил. 4. ИИ СО РАН. 2/85-г. Октоих. Л. 1