Научная статья на тему 'Гегель и народнический социализм в России'

Гегель и народнический социализм в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
317
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / СОЦИАЛИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / ИДЕЯ / ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедев И.А.

Статья посвящена исследованию значения философии Гегеля в социально-политических учениях Русского революционного народничества XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гегель и народнический социализм в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

милосердия и благотворительности, получая необходимую финансовую поддержку от местных органов власти;

- подготовка кадров, обладающих определенными нравственными, психологическими и профессиональными качествами;

- регулярное проведение научных конференций, круглых столов и семинаров по проблемам благотворительности, в которых принимали бы участие представители государственных структур, ученые, представители различных конфессий, общественные деятели;

- содействие дальнейшему развитию благотворительной деятельности религиозных организаций, которая способствовала бы реализации концепции устойчивого развития и толерантности.

© Костылева Т.А., 2015

УДК 009, 001

И.А. Лебедев

К.ф.н., доцент кафедры философии Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, СПб, РФ

ГЕГЕЛЬ И НАРОДНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию значения философии Гегеля в социально-политических учениях Русского революционного народничества XIX века.

Ключевые слова Прогресс, социализм, революция, идея, демократия.

Учение величайшего немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, вокруг которого уже полтора столетия длится острейшая борьба, многообразно и противоречиво. Наследие, оставленное Гегелем человечеству, велико и многогранно. Это значительно предопределило парадоксальность и полную драматизма история распространения гегелевских идей в России. Одни мыслители видели в них венец развития мировой науки, другие искали в гегелевской философии аргументы для обоснования политического консерватизма. Клерикалы говорили о безбожии гегелевского учения, его пантеизме и атеизме. Атеисты напротив, упрекали немецкого философа в уступках богословию.

Пионерами распространения философии Гегеля в России считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые написали первые серьезные работы популяризации гегелевских идей в России в первой половине XIX века. Впоследствии философия Гегеля явилась одним из важнейших теоретических источников идеологии русской революционной демократии XIX века. «В русской социалистической литературе 40-х годов отчетливо просматривается два варианта философского обоснования социализма: первый, это социалистический идеал, опирающийся на определенные рационалистические философские положения, предстает либо как извечное требование «человеческой природы», либо как нечто неизбежно вытекающее из действия всеобщих законов развития мира, как требование «разума»» [2, с. 233].

Важнейшим вопросом, поставленным Герценом и Чернышевским, был вопрос о взаимоотношении философских идей, почерпнутых передовыми мыслителями-демократами России XIX века из учения Гегеля, и воодушевлявшего их социалистического идеала. Так Герцен в работе «О развитии революционных идей в России» писал: «Союз новой философии с социализмом представить себе не трудно», где под «новой философией» он понимал учение Гегеля, а под социализмом - теорию освобождения народа от уз политического, экономического и социального рабства. Там же, говоря о «социалистических тенденций» в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Российской демократической мысли, Герцен пишет о «союзе», тесной связи между философией и социализмом, что «В Москве социализм развивался вместе с гегелевской философией» [1, т. 7, с. 252].

Аналогично рассуждал Н.Г. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода русской литературы»: «...немецкая философия, занимавшаяся ...по преимуществу только самыми общими и отвлеченными научными вопросами., принципами общей системы воззрений на мир., а в лучшем случае разъяснением на основе этих принципов «нравственных и отчасти исторических вопросов», оставляла без особого внимания «другие части науки» - «не менее важные», прежде всего, «практические вопросы, порождаемые материальною стороною человеческой жизни». Как раз эти вопросы разрабатывались во Франции, но очень долго они не постигались здесь во всей их «глубине и разрешались... поверхностным или фантастическим образом». Однако пришло, наконец, время «когда результаты немецкой философии проникли во Францию, а наблюдения, собранные французами, в Германию». И тогда социально-философская наука в целом получила возможность «искать положительных и точных решений» [6, т. 3, с. 162]. По словам Чернышевского, «этот новый элемент» (т.е. сближение немецкого и французского, философских принципов и социалистических идей) вошел также и в умственную жизнь России, следовавшей, насколько это было возможно, «развитию общечеловеческих понятий» [6, т. 3, с. 180]. Мало того, по мнению Чернышевского, в России философия Гегеля была «превзойдена... очищена от односторонности по смыслу собственных своих основных начал», подвергнута критике, и возведена «к высшей истине» русскими социалистами -«сильнейшими последователями одного из направлений, между которыми до того времени преградою была система Гегеля» [6, т. 3, с. 218]. Таким образом, Чернышевский полагал что, социалистические идеи в России получили свое «твердое основание» в принципах гегелевской философии.

Провозглашенный русскими революционными демократами, так называемый «перевод» философии в практическую деятельность, имел целью не только внедрение философии Гегеля в революционную практику, просвещение масс, но и установление, в конечном счете, такого строя, который был бы свободен от ограниченностей буржуазного общества. Революционные народники, трактовали Гегелевские идеи о прогрессивном, восходящем движении человечества к обществу, осуществляющему в полной мере исторический разум, в контексте борьбы за свободу личности и освобождение всего народа, за ликвидацию социального неравенства и всяких форм экономического и политического угнетения вообще.

Будучи теоретическим выражением интересов и устремлений просыпавшегося к революционной активности русского крестьянства, народническая идеология возникла и развивалась, прежде всего, под определяющим воздействием условий и запросов освободительного движения, она и черпала аргументы в доказательство неизбежности социализма, революционной практики классовой борьбы, именно в это время формирующаяся русская социалистическая мысль проявляет наибольший интерес к Гегелю, именно в это время складывается тот «союз» философии с социализмом. Так один из ведущих представителей революционного народничества П.Л. Лавров «полагает идею прогрессивного развития основной заслугой Гегеля перед наукой. «Истинная философия нашего времени, должна включать в себя гегелизм...» [5, Т.1, с. 505]. Важнейшей своей задачей Лавров считал необходимость проследить, как Гегель был приведен всем предшествующим развитием мысли к идее безусловного развития всего сущего, к пониманию истории как живого организма» [4, с. 87]. Роль гегелевских идей в теоретическом обосновании социалистических идей русскими революционными демократами, позволяют лучше понять, оттенить, конкретизировать содержание и значение критического осмысления и истолкования идей Гегеля именно как одного из источников философской теории русского народнического социализма. «И в этом смысле, Гегелевские идеи о прогрессивном, развитии человечества к обществу, осуществляющему в полной мере мировой разум, были поняты и истолкованы русскими мыслителями-демократами, под углом зрения борьбы за свободу личности и освобождение всего народа, за ликвидацию социального неравенства и всяких форм экономического и политического угнетения вообще» [3, с. 111].

Список использованной литературы:

1. Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах М. 1954-1965.

2. Евланников В.П. Социалистические идеи русских революционеров демократов. Сборник статей: ОБЩЕСТВО, НАУКА И ИННОВАЦИИ. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

3. Евланников В.П. Философия Гегеля в учении Герцена и Чернышевского. Сборник статей: ОБЩЕСТВО, НАУКА И ИННОВАЦИИ. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

4. Евланникова Г.Е. Философия Г.В.Ф. Гегеля в социалистическом учении революционных народников. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 4 (47), СПб, 2011.

5. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранное в двух томах. М., 1965.

6. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М., 1939-1953.

© Лебедев И.А., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.