ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ
Сш^россахар - 20 лет на $лаш страны-!
Где деньги?
О настройке техники для работ
П.И. ДАРМОВ, директор департамента, ГК «Ростсельмаш» (е-mail: 023316@oaorsm.ru)
Недостатки, выявленные в ходе эксплуатации техники, изготовители устраняют относительно быстро. Однако почему же техника зачастую не демонстрирует заявленных производителем возможностей?
Никакого парадокса на самом деле нет. «Все проблемы — в «прокладке» между рулём и сиденьем», — иронизируют опытные аграрии. К сожалению, факты неумолимы: имеет место несоответствие между навыками работающих в сельском хозяйстве механизаторов и требующейся для современной техники квалификацией. Пока ещё не восстановлена система профильного образования, а в системе дополнительной подготовки специалистов нет достаточного охвата. Если к этому прибавить серьёзное усложнение техники, можно представить огромный масштаб проблемы.
ОПЫТ
Работы по ремонту и настройке современной сельхозтехники способны выполнять только квалифицированные специалисты. Сотрудники же хозяйств часто нацелены лишь на скорейшую обработку полей или максимально
быстрое обслуживание техники. У них нет времени, знаний или желания для выполнения необходимых операций.
Эксперты постоянно ищут причины потерь и работают над их предотвращением. Например, при уборке зерновых они отмечают, что многие сложности возникают из-за откровенной недобросовестности и недостаточной грамотности технических работников хозяйств. Нередко ремонтники обращают внимание лишь на ходовую часть машины, но не прикасаются к главным рабочим органам, в сущности, обеспечивающим основной технологический процесс. Случается, что даже забывают монтировать на технику необходимые детали.
При уборке остистых культур отсутствие специальной планки на деке подбарабанья приводит к потерям зерна от недомолота до 3,5%.
Львиная доля потерь, по мнению экспертов, происходит из-за невыполнения рекомендаций по настройкам комбайнов. Часто механизаторы всю уборочную страду работают на одной установке, теряя чуть ли не большую часть урожая. Например, известны случаи, когда потери составляли 60% зерна!
Отклонение от оптимальной величины зазора в жалюзи решёт в несколько миллиметров приводит к дополнительным потерям зерна за молотилкой в 1—2%.
Два года назад механизатор Александр Чечурин из Липецкой области установил рекорд, намолотив на комбайне TORUM 740 за шестичасовую смену 508 т кукурузы на зерно. Его коллега на такой же маши-
не показал результат в 350 т. По словам рекордсмена, он просто не ленился выставлять настройки и поддерживать оптимальную скорость машины. В результате Александр не только получил небывалый намолот, но и свёл к минимуму повреждение зерна и его потери.
ЭКОНОМИЯ ПО-ХИТРОМУ
Разумеется, существуют проблемы и с поломками техники. Особенно острыми они становятся после снятия машины или оборудования с гарантии, когда сервис возможен только за плату. Аграрии, стремясь сэкономить, довольно часто пытаются устранить неполадки своими силами. Если в хозяйстве есть по-настоящему грамотные и толковые специалисты (а такие примеры нам известны), проблема решается относительно легко — отладкой или покупкой запчастей. Но при отсутствии нужных знаний случаются драматичные ситуации.
Наглядный пример из прошедшего сезона: на комбайне 2007 года выпуска происходит поломка. После 5 дней безуспешных попыток своими силами справиться с проблемой владелец машины обратился в специализированный сервисный центр, механики которого устранили неисправность за несколько часов. Ремонт обошёлся менее, чем в 9 тыс. руб.
Каждый следующий день после полного созревания зерна только за счёт его осыпания увеличивает потери на 1% в течение первой семидневки и на 1,5% — каждый последующий день. Через 10 дней от полного созревания зерна потери составляют в среднем 10—12%, через 20 дней — до 30%. И чем выше
38 САХАР № 4 • 2016
Саю^рассахар - 20 лет на $лага страны-!
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ
урожайность, тем потери в количественном выражении больше.
Даже если предположить, что комбайн оснащён шестиметровой жаткой и работает со средней скоростью 2,2 км/ч, то за 6 дней простоя при восьмичасовой смене необработанными окажутся порядка 63 га. При средней урожайности в 30 ц/га потери составят примерно 22 т (6 дней простоя и 6 дней последующей работы). При минимальной закупочной цене продовольственной пшеницы 3 класса не менее 9,5 тыс. руб./т. (лето 2015 г.) хозяин может потерять более 210 тыс. руб.
Очевидно, что 9 тыс. руб., в которые обошёлся в итоге ремонт, не идут ни в какое сравнение с потерей в 210 тыс. руб. В хозяйстве, по сути, сами себя обманули.
ВЕЗДЕ ПРОМАХ
Потери выгоды могут быть «заложены» с самого начала сезона. Статистика неумолима: каждый упущенный благоприятный день сева означает снижение урожайности зерновых в среднем на 1 т/га. Обработку против сорняков и вредителей иногда необходимо провести буквально в течение нескольких солнечных сухих дней, в промежутках между дождями. И тут всё зависит от техники и оборудования: тракторов, сеялок, опрыскивателей...
И снова пример попустительства из практики: после приобретения трактора (американская новинка) покупатель жалуется на низкую производительность и значительное превышение расхода топлива по сравнению с заявленными характеристиками. При осмотре на месте выясняется, что проблема заключалась в неверном выборе передачи и оборотов двигателя при работе с навесным оборудованием.
При повышении оборотов с оптимальных 1 800 до максимальных 2 100 об/мин расход топлива увеличивается в среднем на 20%. Агрегатирование машины неверно по-
добранным оборудованием также приводит к перерасходу топлива и снижению производительности. Например, для трактора в 300 л.с. оптимален культиватор с захватом в 12 м. При установке культиватора с захватом 15 м скорость прохождения снижается в 2—3 раза, а расход топлива увеличивается на 20%.
Другой пример. Владелец сеялки жалуется на неравномерные всходы. Проверка на месте показывает, что агрегат был неверно выставлен в горизонт — треть стоек были выдвинуты так, что заглубляли семена до 10 см.
При увеличении глубины сева до 10 см наблюдается запаздывание всходов, а потери урожая составляют порядка 20%. При агрессивном бороновании с избыточным заглублением передних дисков расход топлива также возрастает на 15—20%.
МЫСЛИ О ГЛАВНОМ
Современная сельскохозяйственная техника многофункциональна, высокопроизводительна и весьма качественно изготовлена. Но одновременно с этим она объективно сложнее машин прошлых поколений. Возникла ситуация, когда исправить неполадки с помощью кувалды, гаечного ключа
и пары крепких выражений невозможно, а квалификации механизаторов и ремонтников не хватает для настройки и ремонта оборудования, так сказать, цивилизованным способом.
Тем не менее, пути создания условий для того, чтобы техника могла демонстрировать свои истинные возможности, есть. Первый метод — обучение механизаторов и ремонтников, которое организуют производители. Способ сложный, но обеспечивающий долговременный стойкий эффект. Второй — тесное сотрудничество с профессионалами. Эта схема позволяет без усилий и буквально на лету решать любые задачи.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что снизить финансовые потери можно только вкладывая деньги. Это как раз тот случай, когда «хитрая скупость» — ошибка, которая приводит лишь к потере сотен тысяч рублей, что мы и показали в одном из наших примеров. Обращение за высококвалифицированной помощью в случае возникновения проблем с современной сельхозтехникой — разумное и взвешенное решение, тем более, когда помощь оказывается быстро, качественно и за приемлемую цену.
№ 4 • 2016 САХАР 39