Научная статья на тему 'ГАЗОВЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТЕКСТ'

ГАЗОВЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Газовый союз / Центральная Азия / трубопроводный газ / магистральные газопроводы / энергопереход / Gas Union / Central Asia / pipeline gas / long distance pipelines / energy transition

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Станислав Леонидович Ткаченко

Статья посвящена исследованию нынешнего состояния и перспектив сотрудничества России, Казахстана и Узбекистана в газовой сфере. Россия сегодня сталкивается с попытками закрыть рынки государств Европы, долгое время являвшиеся главными потребителями российского газа. Усилия по диверсификации рынков закономерно привели Правительство Российской Федерации и ПАО «Газпром» к рассмотрению вопроса об экспорте природного газа в государства Центральной Азии (Казахстан и Узбекистан), а также к изучению перспектив использования транзитного потенциала региона для экспорта газа в Пакистан, Индию и западные районы Китая. В силу приверженности сохранению суверенитета, Казахстан и Узбекистан отказываются рассматривать вопросы интеграции газовых рынков трех государств и формирования «газового союза». Но в среднесрочной перспективе, после накопления опыта сотрудничества и роста доверия между различными типами акторов газового рынка Центральной Азии, такой вопрос может стать актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Станислав Леонидович Ткаченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAS UNION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND UZBEKISTAN: REGIONAL AND EURASIAN CONTEXT

The article is devoted to the study of the current state and prospects of cooperation between Russia, Kazakhstan and Uzbekistan in the gas sector. Russia today is facing with attempts to close the markets of European countries, which have long been the main consumers of Russian gas. Efforts to diversify consumer markets naturally led the Government of the Russian Federation and PJSC Gazprom to consider the issue of exporting natural gas to the states of Central Asia (Kazakhstan and Uzbekistan), as well as to study the prospects for using the transit potential of the region to export gas to Pakistan, India and Western regions of China. Due to their commitment to maintaining sovereignty, Kazakhstan and Uzbekistan refuse to consider the issues of integration of the gas markets of the three states and the formation of a “gas union”. But in the medium term, after gaining experience in cooperation and growing trust between different types of actors in the Central Asian gas market, this issue may become relevant.

Текст научной работы на тему «ГАЗОВЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТЕКСТ»

Ткаченко С. Л.

ГАЗОВЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация. Статья посвящена исследованию нынешнего состояния и перспектив сотрудничества России, Казахстана и Узбекистана в газовой сфере. Россия сегодня сталкивается с попытками закрыть рынки государств Европы, долгое время являвшиеся главными потребителями российского газа. Усилия по диверсификации рынков закономерно привели Правительство Российской Федерации и ПАО «Газпром» к рассмотрению вопроса об экспорте природного газа в государства Центральной Азии (Казахстан и Узбекистан), а также к изучению перспектив использования транзитного потенциала региона для экспорта газа в Пакистан, Индию и западные районы Китая. В силу приверженности сохранению суверенитета, Казахстан и Узбекистан отказываются рассматривать вопросы интеграции газовых рынков трех государств и формирования «газового союза». Но в среднесрочной перспективе, после накопления опыта сотрудничества и роста доверия между различными типами акторов газового рынка Центральной Азии, такой вопрос может стать актуальным.

Ключевые слова. Газовый союз, Центральная Азия, трубопроводный газ, магистральные газопроводы, энергопереход.

Tkachenko S.L.

GAS UNION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND UZBEKISTAN: REGIONAL AND EURASIAN CONTEXT

Abstract. The article is devoted to the study of the current state and prospects of cooperation between Russia, Kazakhstan and Uzbekistan in the gas sector. Russia today is facing with attempts to close the markets of European countries, which have long been the main consumers of Russian gas. Efforts to diversify consumer markets naturally led the Government of the Russian Federation and PJSC Gazprom to consider the issue of exporting natural gas to the states of Central Asia (Kazakhstan and Uzbekistan), as well as to study the prospects for using the transit potential of the region to export gas to Pakistan, India and Western regions of China. Due to their commitment to maintaining sovereignty, Kazakhstan and Uzbekistan refuse to consider the issues of integration of the gas markets of the three states and the formation of a "gas union". But in the medium term, after gaining experience in cooperation and growing trust between different types of actors in the Central Asian gas market, this issue may become relevant.

Keywords. Gas Union, Central Asia, pipeline gas, long distance pipelines, energy transition.

ГРНТИ 06.71.01 EDN ZVCPEK © Ткаченко С.Л., 2024

Станислав Леонидович Ткаченко - доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. ORCID 00000003-4668-0198

Контактные данные для связи с автором: 191060, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного 1-3 (Russia, St. Petersburg, Smolnogo str., 1-3). Тел.: 8 (921) 933 34 97. E-mail: s.tkachenko@spbu.ru. Статья поступила в редакцию 11.03.2024.

Введение

Проект многостороннего газового союза в регионе Центральной Азии имеет многолетнюю историю. Еще 1 марта 2002 года на неформальном саммите СНГ в Алма-Ате президенты России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана договорились начать подготовку к созданию Евразийского газового альянса. Его целями были названы координация политики в отношении экспорта газа из Центральной Азии, расширение инвестиционного сотрудничества в сферах геологоразведки, добычи, очистки и переработки газа. Вследствие напряженных политических отношений между Туркменистаном и Узбекистаном, а также российско-туркменского газового конфликта 2007-2009 гг., данная идея в дальнейшем не получила дальнейшего развития.

Цель статьи состоит в эмпирической оценке перспектив интеграционных процессов в энергетической области России и двух крупнейших государств Центральной Азии. Настойчивое стремление сохранить недавно приобретенный государственный суверенитет страны Центральной Азии сочетают с заинтересованностью в проведении прагматичной политики, направленной на расширение торгово-экономических связей с внешними игроками, среди которых особенно выделяются Россия, а также Китай. Новая история вопроса

Вопрос о сотрудничестве в газовой сфере вернулся в повестку дня центрально-азиатской экономики после начала специальной военной операции (СВО) в феврале 2022 года. Вследствие фактического закрытия газового рынка большинства стран ЕС для российского трубопроводного газа, а также подрыва трех ниток газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в сентябре 2022 года, выросла заинтересованность «Газпрома» в поиске новых рынков для высвободившихся объемов добываемого в России газа. Наряду с другими направлениями в повестку дня вернулся вопрос о выходе крупнейшей российской энергетической компании на рынки стран Центральной Азии, прежде всего наибольших по численности населения и промышленному потенциалу Казахстана и Узбекистана. 7 октября 2023 г. в Москве президенты трех стран В.В. Путин, К.-Ж. Токаев и Ш.М. Мирзиёев дали старт началу экспорта российского газа через территорию Казахстана потребителям в Узбекистане [1].

Объем поставок первоначально составил 9 млн кубометров в сутки в осенне-зимний период, годовой объем поставок должен был составить 2,8 млрд кубометров газа. Но уже в феврале 2024 года правительство Узбекистана выступило с предложением увеличить объем получаемого российского газа до 11,68 млрд кубометров, сделав эти поставки круглогодичными. Таким образом, проблематика взаимодействия в газовой сфере стала частью повседневных отношений трех государств, открыв перспективы для расширения сотрудничества в смежных отраслях.

Начало поставок осенью 2023 года российского трубопроводного газа в Узбекистан, а в перспективе и в другие государства Центральной Азии, знаменует качественно новый этап в региональном экономическом развитии [2]. Если в советский период республики региона поставляли ежегодно миллиарды кубометров газа в промышленные центры РСФСР, то теперь направление движения сменилось на противоположное - российский газ впервые начал импортироваться в Центральную Азию. На фоне нарастающих проблем с обеспечением промышленности и коммунальной сферы Узбекистана и соседних с ним государств энергоресурсами, предложенный и реализованный Россией проект реверса газа в направлении густонаселенных регионов Центральной Азии помогает решить их лидерам комплекс экономических и социальных проблем.

Экстремально холодная зима 2022-2023 гг. стала для властей Узбекистана тяжелым испытанием, поскольку стали очевидны негативные последствия недофинансирования энергетической инфраструктуры страны в постсоветский период. Не менее острый энергетический кризис в конце 2022 года охватил северо-восточные области Казахстана. В городе Экибастуз около 130 тысяч жителей в 30-градусный мороз остались без отопления, что привело к кризису цен на энергоносители и продукты питания, масштабным акциям протеста и требованиям решительных реформ энергетики Казахстана.

Основные результаты и их обсуждение

Несмотря на очевидную актуальность расширения межгосударственного сотрудничества в энергетической области, в том числе с учетом санкционной войны, объявленной России коллективным Западом еще в 2014 году, идея формирования трехстороннего газового альянса России, Казахстана и Узбекистана только начинает обсуждаться в экспертных кругах и бизнес-сообществе, и пока единого мнения по поводу ее осуществимости нет [3].

С одной стороны, все три государства добывают природный газ в значительных объемах. В 2023 году в Узбекистане было добыто 46,7 млрд кубометров, при этом снижение добычи по сравнению с 2022 годом составило 9,6%. Добыча газа в Казахстане в том же году составила 58,8 млрд кубометров, увеличившись за год сразу на 10,5%. Компании России в 2023 году добыли 636,7 млрд кубометров газа, при этом годовое снижение этого показателя составило 5,5%. Учитывая значительные масштабы добычи газа, перспективным является сотрудничество трех государств в области инвестиций и совместных проектов, а также обмена поставками газа в приграничные регионы государств-соседей.

С другой стороны, проблематичным в настоящий момент выглядит сотрудничество по созданию транзитных коридоров, благодаря которым излишки добываемого в трех государствах природного газа могли бы поставляться на внешние рынки, особенно в энергодефицитный регион Южной Азии. Для того, чтобы взаимодействие России, Казахстана и Узбекистана в газовой области приобрело конкретные формы, требуется серия межправительственных соглашений, фиксирующих обязательства сторон, включая финансирование строительства газопроводов, механизмы ценообразования на экспортируемый газ, согласование общих объемов поставок, а также конкретных долей сторон. Решение таких вопросов требует титанических усилий представителей профильных министерств и крупного энергетического бизнеса рассматриваемых государств.

Отметим, что три государства в настоящий момент объединяет сеть газопроводов, построенных еще во времена СССР. Для поддержания ее в работоспособном состоянии необходимо согласовать, подписать и реализовать на практике ряд соглашений. Очевидно, что такое сотрудничество станет первым приоритетом для создаваемого газового альянса. Наглядным подтверждением желательности и взаимовыгодного характера такого сотрудничества стало реверсное использование построенных в 19601980-е гг. газопроводов «Средняя Азия - Центр» и «Бухара - Урал», обеспечивавших в советский период промышленность Урала и Поволжья избыточным в тот период газом из месторождений в Туркменистане и Узбекистане.

Одновременно с решением задач обеспечения российским газом центральных и западных районов Узбекистана, все более насущными становятся поставки газа также в Казахстан. Как отметил глава ПАО «Газпром» А. Миллер на Петербургском Газовом форуме 1 ноября 2023 год, «с учетом протяженной границы - очень многие регионы Казахстана граничат непосредственно с регионами Российской Федерации, - и конечно же, экономически эффективно, выгодно посмотреть возможность газоснабжения и обеспечения газификации северных, северо-восточных районов Казахстана с территории России и для этого рассматривать уже новые газотранспортные маршруты - в частности, маршрут, который предполагал бы газификацию Астаны» [4].

Природный газ в Казахстане добывается преимущественно на нефтяных месторождениях в качестве попутного. Менее половины извлекаемого газа становится товарным, остальной природный газ потребляется на месте или закачивается обратно в подземные нефтеносные пласты для увеличения давления нефтеносных слоев и повышения коэффициента извлечения нефти. Поэтому какого-то значительного избытка газа в Казахстане нет, и в ближайшие годы его не будет.

Приоритетное направление газификации Казахстана с точки зрения правительства этой страны -густонаселенные южные регионы: города-миллионники Алма-Ата и Шымкент, а также Алма-Атинская, Жамбыльская и Туркестанская области. Именно туда прокладываются сегодня основные газопроводы из Мангыстауской и Атырауской областей, где добываются основные объемы казахстанского газа. Северным и восточным областям Казахстана (Абайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Северо-Казахстанской) выгоднее получать трубопроводный газ из западносибирских месторождений в России, где есть и свободные объемы газа, и уже построенная сеть межрегиональных газопроводов. В данной ситуации строительство в северные и восточные области Казахстана новых газопроводов, поставляющих собственный природный газ из прикаспийских месторождений, будет сугубо политическим решением высшего руководства республики со всеми вытекающими из него финансово-экономическими издержками. Поэтому предложение «Газпрома» о газификации соседних с Россией регионов Казахстана является обоснованным и привлекательным.

По нашему мнению, наращивание объемов и диверсификация маршрутов поставок российского газа в Казахстан и Узбекистан - это вопрос экономической целесообразности. При этом, если в вопросах поставок российского природного газа на внутренние рынки государств Центральной Азии доминирует

экономическая логика, то перспективы использования транзитного потенциала региона для выхода избыточных объемов природного газа на рынки соседних стран остаются крайне политизированными. Прежде всего это касается вопроса поставок российского и туркменского газа в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, а также в густонаселенные северные регионы Пакистана и Индии [6].

В настоящее время предположение о совместных действиях России, Казахстана и Узбекистана в области поставок природного газа на рынок Китая, звучит фантастически. Тому есть немало причин.

Во-первых, Китай негативно относится к любым форматам многостороннего межгосударственного сотрудничества, как во внешней политике, так и в экономике. Поэтому если Россия, Казахстан и Узбекистан попытаются «говорить с Китаем единым голосом» в области поставок в его западные районы природного газа, то китайская дипломатия использует все свои возможности для того, чтобы данный союз ослабить или вовсе разрушить. Правительство Китая исходит из того, что экономические переговоры с иностранными государствами следует вести в двухстороннем формате, поскольку он позволяет Китаю в наибольшей степени использовать свою экономическую мощь для получения от другой стороны на переговорах максимально выгодных условий сделки. В случае, если участники будущей сделки с другой стороны объединятся, условия соглашения будут заведомо менее выгодными, а переговоры -более жесткими и долгими.

Во-вторых, Китай является очень трудным переговорщиком по вопросам объемов поставок газа и его цены, поскольку основу его энергобаланса составляют каменный уголь (более 56 процентов), а также быстро растущие отрасли гидроэнергетики и ядерной энергетики. Природный газ интересен для Китая с точки зрения решения задач энергоперехода и поддержания безопасности мировой энергетики, но его влияние на темпы роста национальной экономики и решение задач повышения качества жизни граждан переоценивать пока не следует [8]. Поэтому даже если допустить то, что официальный старт переговорам о поставках российского газа в Китай через страны Центральной Азии вскоре будет дан, потребуются месяцы и даже годы для того, чтобы какие-то цифры согласовать.

В-третьих, у Пекина уже имеется крупный партнер в регионе - Туркменистан. Три ветки газопровода из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан поставляют ежегодно около 34 млрд кубометров туркменского газа в Китай. В ближайшие годы, когда будет построена четвертая ветка газопровода (по новому маршруту «Туркменистан - Узбекистан - Таджикистан - Киргизия - Китай»), эти объемы достигнут уровня в 65 млрд кубометров ежегодно. Отметим, что Туркменистан готов предоставить китайским компаниям возможность участвовать в разработке месторождения Галкыныш в юго-восточной части страны, являющегося одним из самых крупных в мире. Ни одна из трех стран, обсуждающих сегодня газовый союз, ничего столь же привлекательного Китаю ни по объемам поставок, ни по условиям инвестирования в газодобычу, предоставлять не планирует [7].

Если в вопросе о доступе российского газа в западные районы Китая проблемы стратегической безопасности доминируют над экономической целесообразностью, то для решения задачи выхода российского газа на рынки Пакистана и Индии требуется решение ряда задач прикладного характера. Они связаны со сложными отношениями между Индией и Пакистаном, а также пока нерешенным вопросом о признании правящего в Афганистане режима талибов в качестве легитимного представителя народа Афганистана на международной арене [5].

Любой маршрут газопровода из России в направлении Пакистана, чье население превышает 225 миллионов человек, а также в Индию как нарождающуюся экономическую сверхдержаву (население -более 1,4 миллиарда человек), должен пролегать через Афганистан. При всем толерантном отношении современной российской дипломатии к данному государству (в Москве аккредитован направленный режимом талибов дипломат, сейчас ведутся переговоры об экономическом сотрудничестве двух стран) пока слишком рано надеяться на то, что Москва и Кабул смогут сотрудничать при реализации масштабных многомиллиардных инфраструктурных проектов, требующих доверительных отношений между сторонами.

Оценивая перспективы построения газового союза России и государств Центральной Азии, следует учитывать быстро меняющийся на пространстве Евразии геоэкономический контекст. Взрыв подводных газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в сентябре 2022 года, а также последующая полная неспособность правоохранительных и специальных структур государств Европы (Германии, Швеции и Дании) найти виновных и привлечь их к ответственности, ясно демонстрируют то, что для столь дорогостоящей инфраструктуры, какой являются современные магистральные газопроводы,

недостаточно просто договориться на межгосударственном уровне об их строительстве и цене поставок природного газа. Успешная реализация подобных проектов требует тесного взаимодействия широкого спектра государственных и деловых структур, включая спецслужбы и разведывательные органы суверенных государств. Пока перспектива такого сотрудничества между Россией и Афганистаном не просматривается.

Уже в скором будущем ситуация для российской газовой отрасли может измениться. Например, убедившись в невозможности реализовать существенные объемы сибирского газа на рынках стран Европейского союза по сугубо политическим причинам, Россия решит рискнуть, направив часть трубопроводного газа через свои южные границы в государства Азии, в том числе в Афганистан, Пакистан и Индию. Такой геоэкономический риск в современных условиях будет вполне оправдан. Ни с одним из государств Центральной и Южной Азии у России нет острых противоречий или серьезных конфликтов по примеру того, который вызван расширением НАТО на восток и противодействием этой угрозе военно-техническими средствами.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации более перспективным является строительство в России значительного числа крупных заводов по сжижению газа, и последующая поставка его танкерами для СПГ («газовозами») морскими путями на мировой рынок, в том числе в южноазиатский регион.

Заключение

Наше исследование показало, что никаких интеграционных структур (т.е. значимого в международно-правовом смысле «союза») России, Казахстану и Узбекистану создавать в настоящее время не требуется. Экономическая интеграция на пространстве СНГ сегодня развивается по траектории, отличной от модели европейской интеграции: от зоны свободной торговли к единой валюте и политическому союзу. Типичный для ЕС механизм «перетекания интеграции», когда углубление сотрудничества в одной сфере подталкивает государства-участники к расширению взаимодействия в смежных сферах, в рассмотренном нами регионе пока не работает.

Изучение внешнеэкономической политики государств Центральной Азии показывает, что приоритетом для них является разделение экономических и политических сфер взаимоотношений друг с другом и с соседними государствами, прежде всего с Россией и Китаем. Рассматриваемые в настоящей статье вопросы поставок на внутренние рынки газа и его транзита за пределы региона могут быть решены на уровне профильных вице-премьеров и министров энергетики трех государств и не требуют создания мощных межправительственных институтов интеграционного типа.

Формирование интегрированного и низко-барьерного для внешних игроков рынка природного газа в центральноазиатском регионе возможно. В будущем к двум крупнейшим государствам Центральной Азии (Казахстану и Узбекистану) могут присоединиться Кыргызстан и Таджикистан, также испытывающие острую потребность в новых источниках энергии для обеспечения роста своих экономик. Прогнозирование траектории развития газовой отрасли экономики Туркменистана крайне затруднительно вследствие недостаточной транспарентности процесса принятия решений в этом государстве.

Проведение в будущем общей политики в отношении использования транзитного потенциала Центральной Азии для поставок российского газа в Южную Азию и, что менее вероятно, в западные районы Китая, потребует координации усилий трех рассматриваемых нами государств на высоком правительственном уровне. Помимо отсутствующего в настоящее время доверия между сторонами, непременным условием движения в направлении построения газового союза является напряженная работа структур исполнительной власти на национальном и субнациональном уровнях, а также вовлечение в переговорный процесс компаний, представляющих как государственный, так и частный энергетический бизнес.

Внешние игроки, прежде всего США и государства - члены Европейского союза, будут продолжать свою деятельность по торпедированию любых форм энергетического сотрудничества в центральноази-атском регионе, в которых участвует Российская Федерация. Помимо призывов к Астане и Ташкенту присоединиться к экономическим санкциям против России, еще одним направлением конфликта станет продвижение Вашингтоном и Брюсселем экологически небезопасного и экономически нерентабельного проекта транспортировки газа из рассматриваемого нами региона через Каспийское море на европейские рынки. Активные попытки реанимировать этот проект направлены на отвлечение внимания государств Центральной Азии от действительно насущных проблем, решению которых может послужить проект альянса России и государств региона в газовой сфере.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Грозин А.В. Проект газового альянса и перспективы формирования газотранспортной системы Россия - Южная Азия // Геоэкономика энергетики. 2023. № 1 (21). С. 56-78.

2. Ткаченко С.Л. Россия как энергетическая сверхдержава: история концепции // КЛИО: журнал для ученых. 2015. № 99. С. 27-33.

3. Усиление санкционного давления на российский сегмент рынка энергоресурсов. Актуальные интервью / М.Р. Салихов, И.В. Юшков, С.П. Митрахович // Геоэкономика энергетики. 2022. № 2 (18). С. 6-33.

4. Газпром изучает новые маршруты и газопровод Бухара - Урал для роста поставок в Азию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/19172753 (дата обращения 21.02.2024).

5. Князев А. Мифология трансафганских проектов. В центральноазиатских столицах перманентно мечтают выйти к Индийскому океану. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. ng.ru/dipkurer/2019-01-27/11_7492_mythology.html (дата обращения 02.03.2023).

6. Панфилова В. Россия прокладывает газовый путь в КНР через Центральную Азию. Казахстан и Узбекистан станут странами - транзитерами российского топлива. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ng.ru/cis/2023-01-20/1_8639_asia.html (дата обращения 20.01.2023).

7. Лексютина Я. В. Контуры экономического присутствия Китая в Центральной Азии // Китай в мировой и региональной политике // История и современность. 2020. № 25. С. 305-320.

8. Серегина А.А. Энергетические инициативы Шанхайской организации сотрудничества // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Том 67, № 6. С. 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.