Научная статья на тему 'Газовая индустрии Индии: анализ и риски'

Газовая индустрии Индии: анализ и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / ГАЗОВЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рева Александр Романович

В этой статье обсуждается развитие газовой промышленности в Индии на современном этапе. В первую очередь, автор анализирует тенденции спроса на газ в Индии к 2025-30 гг. Кроме того, автор опирается на отчеты, недавно опубликованные Оксфордским институтом энергетических исследований и Бюром экономической геологии/Центром экономики энергетики, Техасским университетом. Более того, автор углубился в основные направления международного сотрудничества и государственной поддержки отрасли. За последние несколько десятилетий Индия сумела удовлетворить новые энергетические потребности, чтобы продвинуться вперед в плане реформирования газовой промышленности c соответствии с современным видением Индии в качестве газовой экономики со свободным ценообразованием и сбытом, сокращением присутствия государственных компаний, последовательные шаги к расширению участия иностранных участников в торгах наравне с индийскими компаниями, для того чтобы обуздать сокрушения внутреннего производства из-за отсутствия надежной технологической базы. Все это дает возможность для совместного взаимодействие между государственными компаниями и иностранными инвесторы. Наряду с бурным ростом внутренней газовой промышленности индийские компании, поддерживаемые правительством, пытаются поглотить доли компаний, в частности, Американских сланцевых и сервисных компаний. Анализ текущих и будущих проектов развития газовой промышленности в Индии. Кроме того, Индия планирует строительство нескольких проектов трубопроводов как из Ирана через Аравийское море, так и из Туркменистана через Пакистан, несмотря на столь привлекательные возможности, они сопряжены с рисками. Кроме того, были проанализированы вопросы сектора научно-технические, технологические, инвестиционные и HR. Более того, Индия стремится провести новый раунд политики с основными предложениями в виде обмена доходами с правительством вместо существующего разделения производства на основе возмещения затрат, разрешения на разведку всех видов газовых месторождений. Автор приходит к выводу, что в газовой промышленности Индии есть потенциал роста, и Индия, продолжая развиваться в том же направлении, справиться с большей частью проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газовая индустрии Индии: анализ и риски»

Газовая индустрии Индии: анализ и риски

Рева Александр Романович,

младший научный сотрудник, Центр Энергетических Исследований ИМЭМО РАН, a.reva92@yandex.ru

В этой статье обсуждается развитие газовой промышленности в Индии на современном этапе. В первую очередь, автор анализирует тенденции спроса на газ в Индии к 2025-30 гг. Кроме того, автор опирается на отчеты, недавно опубликованные Оксфордским институтом энергетических исследований и Бюром экономической геологии/Центром экономики энергетики, Техасским университетом. Более того, автор углубился в основные направления международного сотрудничества и государственной поддержки отрасли.

За последние несколько десятилетий Индия сумела удовлетворить новые энергетические потребности, чтобы продвинуться вперед в плане реформирования газовой промышленности c соответствии с современным видением Индии в качестве газовой экономики со свободным ценообразованием и сбытом, сокращением присутствия государственных компаний, последовательные шаги к расширению участия иностранных участников в торгах наравне с индийскими компаниями, для того чтобы обуздать сокрушения внутреннего производства из-за отсутствия надежной технологической базы. Все это дает возможность для совместного взаимодействие между государственными компаниями и иностранными инвесторы. Наряду с бурным ростом внутренней газовой промышленности индийские компании, поддерживаемые правительством, пытаются поглотить доли компаний, в частности, Американских сланцевых и сервисных компаний. Анализ текущих и будущих проектов развития газовой промышленности в Индии.

Кроме того, Индия планирует строительство нескольких проектов трубопроводов как из Ирана через Аравийское море, так и из Туркменистана через Пакистан, несмотря на столь привлекательные возможности, они сопряжены с рисками. Кроме того, были проанализированы вопросы сектора научно-технические, технологические, инвестиционные и HR. Более того, Индия стремится провести новый раунд политики с основными предложениями в виде обмена доходами с правительством вместо существующего разделения производства на основе возмещения затрат, разрешения на разведку всех видов газовых месторождений. Автор приходит к выводу, что в газовой промышленности Индии есть потенциал роста, и Индия, продолжая развиваться в том же направлении, справиться с большей частью проблем. Ключевые слова: Индия, газовый сектор, экономическое развитие.

Согласно прогнозу World Energy Outlook, 244 миллиона индусов не имеют доступа к электроэнергии. Более того, 819 миллионов полагаются на биомассу для удовлетворения базовых потребностей. Страна переживает стремительную трансформацию, и официальные данные говорят о том, что рост ВВП составляет в среднем около 7 процентов в год. Прогнозируются, что городское население Индии будет расти с 400 миллионов на данный момент к более до 600 миллионов в 2030 году.

Благодаря двум основным факторам: запредельному темпу роста экономики и увеличению численности населения, перспективы спроса на энергию в стране остаются критически уязвимым местом в общей политики Индии. Несмотря на то, что газ объявлен Индией в качестве ключевого источника для диверсификации экономики его роль в энергобалансе определить достаточно затруднительно. Сегодня в структуре потребления первичной энергии Индии доминируют уголь и нефть. Доля природного газа была ограничена только 6% в 2016 год.

Индия является третьим по величине потребителем энергии в мире после Китая и Соединенных Штатов. В 2016 году страна потребляла в среднем 724 млн. тонн н.э. В энергетическом миксе Индии преобладают уголь и нефть, на долю которых в 2016 году приходилось 57% и 30% объема потребления первичной энергии в то время, как доля природного газа составляла всего 6,2%.

Фактически, несмотря на устойчивый экономический рост в последнее десятилетие, остается затруднительным дать уверенную оценку потенциала Индии в качестве одного из ведущих азиатских газовых рынков. Официальные прогнозы правительства, осуществляемые в рамках централизованного планирования, как правило, чрезмерно оптимистичны, тогда как прогнозы сторонних организаций, как правило, являются более приземлёнными. Причина отсутствия ясности заключается в том, что индийский газовый сектор в целом характеризуется внутренними ценами, устанавливаемыми правительством Индии, с одной стороны, и ценами на импортированный СПГ с другой. Кроме того, между ценами существует некоторые совпадения, что еще более усложняет попытки оценить их в качестве обособленных рынков. Поэтому отсутствие четкого ценового сигнала затрудняет определение будущих уровней спроса.

Газовый сектор в Индии находится в переходной фазе. Хотя газ широко рассматривается как основное топливо в этом столетии, с весомым потенциалом для вытеснения нефти, тем не менее сектору не удалось реализовать желанный статус, к которому он стремился. Природный газ играет относительно небольшую роль в индийском энергетическом балансе в сравнение со среднемировыми показателями и показателями стран не-ОЭСР.

Перспективы спроса и предложения природного газа в Индии меняются. Правительство Индии хочет создать экономику, базирующуюся на потреблении газа за счет увеличения добычи внутри страны и импорта СПГ. Индия поставила задачу увеличить долю газа в первичном энергетическом миксе до 15% к 2022 году. По данным Министерства нефти и природного газа Индии, взлет на этот уровень будет означать, что годовое потребление газа увеличится с примерно на 50 млрд куб. м. до более 200 млрд куб. м. в будущем. 1

Для этого потребуется расширить внутренние возможности, напрямую связанные с добычей, объемными инвестициями в создание трубопроводной инфраструктуры, компрессорных станций, строительством терминалов для импорта СПГ и финансовую поддержку в виде разнообразных стимулов.2

Для расширения участия природного газа в экономике страны и содействия в переходе к газу в ключевых отраслях и продвижению концепции чистой энергетики применяется систематический подход:

Ш развитие источников газа либо посредством разведки и добычи газа внутри страны, либо путем создания объектов для импорта природного газа в виде СПГ Ш развитие газопроводного транспорта, включая общенациональную газовую сеть Ш развитие отраслей, потребляющих газ, включая газохимию, энергетику, транспорт и промышленность.

Некоторые конкретные инициативы, предпринятые для улучшения внутреннего производства природного газа, расширения газопроводов и вторичной инфраструктуры, а также развития рынков потребления газа:

О

в

3

№ 2

I

2 о

■ Возможность 100% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во многих сегментах углеводородного сектора.

■ Уведомление о новой политике лицензирования углеводородов и разведки (HELP)

■ Утверждение политики открытых месторождений (DSF), предлагающая зарубежным инвесторам небольшие месторождения нефти и природного газа, открытые раннее компаниями (ONGC) и Oil India Limited (OIL), которые не были эксплуатированными ими. Согласно политике DSF, правительство предоставило 31 контракт (23 континентальных и 8 оффшорных месторождений) в тендере заявок DSF.3

■ Маркетинг и ценовая свобода для введённых новых мощностей, добывающие газ в районах Deepwater, Ultra Deepwater и High Pressure-High Temperature при определенных условиях.

■ Маркетинг и ценовая свобода для газа, добытого на месторождениях угольных пластов.

■ Грант в размере 40% для способствования развитию газопровода Джаг-дишпур-Халдиа и Бокаро-Дхамра протяженностью 2650 км и для обеспечения поставок природного газа в Восточную Индию.

■ Снижение базовой таможенной пошлины на СПГ с 5% до 2,5% в федеральном бюджете на 2017 год для увеличения спроса на СПГ в промышленном и коммерческом секторе, особенно в энергетике, нефтехимии и секторе удобрений.

■ Приоритет распределения внутреннего газа, предоставляемого сегментам трубопровода природного газа (PNG) / сжатого природного газа (CNG), для удовлетворения 100% своего спроса и более быстрого развертывания соединений PNG и станций CNG и для содействия использованию природного газа в транспортном секторе, а также среди домашних хозяйств и малых предприятий.4

На энергетическом рынке доминируют государственные компании. В Индии осуществляют свою деятельность около 20 нефтегазовых корпораций, крупнейшими из которых остаются ONGC, добывающая 75% нефти в стране, и Oil Indian Corporation. Компании имеют в наличии наземные и морские буровые установки.5

В стране государством регулируются цены на нефть и на газ. Поставки газа для энергетической и химической промышленности, на которые приходится более 60% потребляемого газа, осуществляются в основном по субсидируемым

Гидро 4%

БИЭ2%

Атомная 1%

Нефть 30%

Природный газ 6%

Угогь 57%

График 1. Структура энергобаланса Индии на 2017 года Источник: BP statistical review 2017

График 2. Структура потребления газа по секторам Индии на 2016 Источник: Министерство нефти и природного газа Индии

График 3. Основные импортеры СПГ в Индии и их доли в % на 2016 год Источник: Indian Energy Outlook 2017

государством ценам с местных месторождений.

Внутренние цены на газ устанавливаются федеральным правительством; Цены на СПГ определяются контрактны-

ми и спот-ценами. Для действующих месторождений, принадлежащих компаниям OIL и ONGC, с 2010 года субсидируемая цена составляет 150 $./тыс. куб. м; для повторно введенных в эксплуатацию

График 4. Цены на газ добытый внутри Индии Источник: CEDIGAZ LNG Service

она определяется индивидуально в диапазоне от 71 до 214 $./тыс. куб. м. 6

Данное регулирование осложняет развитие внутренней добычи газа в стране, особенно в сфере нетрадиционных ресурсов, а также тормозит спрос. Помимо прочего эту ситуацию частные компании могут рассматривать в качестве препятствующего фактора для инвестирования в нефтегазовый бизнес Индии. В связи с чем стоит вопрос об увеличение внутренней цены на газ, вследствие падения собственной добычи, до цены 370 $/тыс.куб.м и выше.

Помимо этого, в начале 2017 года Индией был анонсирован план по снижению вдвое таможенных пошлин на СПГ с 5% до 2,5%. Тем более одни из главных драйверов - это низкие цены. С апреля по декабрь 2017 импорт СПГ в Индию увеличился на 19,8% до 13,87 млн. тонн.7

После масштабной реформы ценообразования на газ в октябре 2014 года, цена на газ добытый в Индии была привязана

Цена на внутреннем рынке:

- Устанавливается правительством Индии и пересматривается каждые 6 месяцев.

- Связанны с средневзвешенными мировыми ценами - Henry Hub, Alberta Hub, NBP и ценой газа в России

При всем этом цены на СПГ устанавливаются либо условиями долгосрочных контрактов, обычно привязанных к цене на нефть, либо ценами спотового рынка.

Импорт СПГ:

■ Определяется рынком

■ Базируется на контрактной основе - Долгосрочные / Краткосрочные / Спо-товые

Администрация Моди была обеспокоена тем, что цены были слишком низ-

кими, для стимулирования инвестиций в upstream и в следствие пыталась поддерживать баланс между сектором добычи газа и секторами потребления. С новой формулой внутренняя цена на газ раня-лась 5,05 долл./MMBtu с ноября 2014 года по март 2015 года. Однако после принятия реформы базовые цены резко снизились, а внутренние цены в Индии постепенно снизились до 2,48 долл. США.

Цена на внутреннем рынке значительно ниже себестоимости добычи большинства месторождений в Индии, тут возникают опасения что компании занятые в газовом бизнесе становиться убыточным. Государственная компания ONGC, которая обеспечивает две трети добычи газа на внутреннем рынке, сообщила о потере 780 млн. долл. США от деятельности в секторе добычи природного газа.

Компания просит поднять цену по крайней мере до уровня раннего периода регулируемой цены ($ 4,20 /MMBtu). Себестоимость добычи природного газа в бассейне Кришна Годавари составляет от 4,99 долл. США до 7,30 долл. / MMBtu, а в диапазоне от 3,80 долл. США до 6,59 долл. США / MMBtu на других месторождениях.

До настоящего времени, низкие цены на внутренний газ ухудшали баланс спроса-предложения, усиливали нехватку газа, препятствуя росту внутренней добычи, одновременно повышая спрос на газ по искусственно заниженным ценам.

Правительство не контролирует импортные цены СПГ. Контрактные цены на СПГ составляли около 13-14 долл. США / MMBtu до 2015 года в рамках пересмотра цены на СПГ в Катаре RasGas - Petronet, которая снизила цену, связав ее с трех-

месячным средним цены на нефть марки Brent. В обмен на ценовую концессию Petronet согласился увеличить объемы контрактов с 7,5 млн. тонн в год до 8,5 млн. тонн в год. Новая контрактная цена в настоящее время располагается в диапазоне 7-8 долл./ММВШ.

С учетом одобрения такого механизма ценообразования, к 2017 году цена на газ в стране вырастет до 360 $/тыс. куб. м. Развитие индийского газового рынка несет следующие задачи:

■ Достаточность

1. Внутренняя добыча

2. Импорт регазифицированного СПГ

3. Спот/ кратко/ средне/ долгосрочные контракты

4. Трансграничные газопроводы

■ Доступность

1.Газопроводы

2. СПГ- терминалы

■ Допустимость

1. Мощь индийской экономики

2. Падение цена на энергоресурсы

В целом, одной из основных задач является газификация, развитие сопутствующий инфраструктуры и ее модернизация до современного уровня. В течение 5 лет предполагается построить около 4 000 км газопроводов.

Диверсификация источников энергии является ключевой задачей, и связи с этим стоит вопрос об увеличение доли газа в энергобалансе страны и соответственно поиск поставщиков.

Планы Индии по созданию экономики, базирующейся на газе, также включает как было сказано ранее увеличение импорта СПГ. По состоянию на 2017 год Индия располагает четырьмя СПГ-терми-налами с годовой импортной мощностью 36,7 млрд куб. м. В настоящее время строятся четыре новых терминала мощностью 33,5 млрд куб.м. Объем импорта СПГ в Индии может достигнуть 70 млрд. куб. м в год к началу следующего десятилетия. Этот прогресс решительно облегчит доступ к природному газу вдоль восточного побережья Индии и будет способен удвоить ежегодный потенциал импорта СПГ в ближайшие годы. В связи с чем идет строительство СПГ терминалов: Dahej (Petronet LNG); Hazira (Shell, Total); Dabhol (Gail); Koch (Petronet LNG). При условии введения в эксплуатацию всех терминалов СПГ в том числе и потенциальных как плавающий терминалы по регазификации, они позволят расширить импортирующие мощности до 100 млрд куб. м в год.

Импорт индийского СПГ на высокой траектории роста. Чистый импорт вырос

О

в

3

№ 2

Таблица 1. Основные СПГ-контракты

Источник: CEDIGAZ LNG Service, LNG database Contracts Q3 2017

Страна экспорта Экспортный терминал Продавец Покупатель Тип Инкотермс Объем МЛН.Т.Н .3 Начальна я дата Конечная дата

Катар R aG as 2 Ra Gas Petronet LNG Договор купли-продажи FOB 5 2004 2029

Катар R aG as 3 Ra Gas Petronet LNG Договор купли-продажи FOB 2,5 2009 2034

Катар R aG as 3 Ra Gas Petronet LNG Договор купли-продажи FOB 1 2016 2028

Авс тралия Gorgon LNG ExxonMobile Petronet LNG Договор купли-продажи 1,5 2016 2036

США Sabine Pass Gail Договор купли-продажи FOB 3,5 2017 2037

США Cameron LNG Mitshubishi Indian Oil corp. Предварительный договор DES 0,7 2019 2039

США Main Pass Petronet LNG Предварительный договор 4

Всего 1 18,2

Портфельные продавцы

Gazprom Gail 1 3,5 2016 2041

Shell Gujarat State Petroleum DES 1,3 2015 2035

Gazprom Gujarat State Petroh Мимо ранду м о договоренности 2,5 2016 2041

Gazprom Indian 0¡1 сorp. Меморандум о договоренности 2,5 2016 2041

Gazprom Petronet LNG Меморандум о договоренности 2,5 2016 2041

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 2 12,3

Общ ий итог 30,5

■л

ё ее

2 о

на 6,2 млрд куб.м до 24,6 млрд куб. м в 2016 году. Импорт СПГ снова увеличился за первые четыре месяца 2017 года: + 13,9% к аналогичному периоду 2016 года.

Большинство СПГ поступает из Катара и поставляется по долгосрочным контрактам между Petronet и Rasgas. Однако Индия также увеличивает закупки СПГ по краткосрочным контрактам и спо-товым ценам, чтобы воспользоваться снижением цен. Спотовый и краткосрочный импорт в 2016 году составил 9,9 млн. тонн, что составляет более половины общего объема импорта СПГ.

Индия также запустила программу диверсификации источников поставки и подписала долгосрочные контракты с Соединенными Штатами и Австралией в дополнение к контрактам с нефтетрей-дерами.

В данный момент индийские компании заключают контракты и ведут переговоры с производителями газа, в том числе Россией, США, Австралией, Ираном, Нигерией, Мозамбиком, выражая заинтересованность проинвестировать строительство СПГ-терминалов и развитие газовых месторождений. Если бы все текущие меморандумы были превращены в твердые контракты, индийский импорт СПГ по срочным контрактам мог вырасти до 40 млрд. куб. м в год.

Однако усилия правительства по увеличению доступности СПГ были отменены изъятием государством налоговых льгот Гуарата, через который проходит 90% СПГ, используемого в Индии.9

Согласно СПГ Petronet, пошлины внутри страны увеличивают на 40% цену СПГ к моменту достижения конечного потребителя, что делает СПГ слишком экспансивным для конкуренции с альтернатив-

График 5. Перспективы импорта пригородного газа в Индию Источник: IEA India Energy Outlook, 20168

Таблица 2. Перспективы спроса на натуральный газ, млн. тонн н.э до 2030 года Источники: "Vision 2030" Natural Gas Infrastructure in India

Источнике 2012 - 2013 2016 - 2017 202! -2022 2026 - 2027 2029 - 2030

Добыча 30,3 47 54,5 63,2 69

внутри страны

Импорт СПГ 13,4 42,9 52,6 54,6 54,6

Импор'1 т ру бо II роводЕ 111 0 0 101 10 10

го газа

Всего 43,7 89,7 116 128,6 134,5

эксплуатацию n 2017 - 2018 годах

ными видами топлива. Эти меры являются иллюстрацией отсутствия согласованного мнения на роль природного газа в стране. Из-за чувствительности изменения цен потребителей СПГ мера Гуджарата, скорее всего, сдержит рост импорта СПГ в краткосрочной перспективе.

В результате переговоров с Ираном о строительстве СПГ завода в порту Ча-бахар, был согласован контракт, по которому индийская сторона одобрили кредит в 150 млн долларов, предоставленный банком EXIM.

Индия также рассматривает возможность импорта газа по трубопроводу.

Однако на данном этапе, несмотря на обсуждение трубопроводов из Туркменистана, Ирана и России, необходимо преодолеть основные политические и экономические проблемы, прежде чем стать реальным вариантом для Индии.

Существуют четыре проекта развития транграничной трубопроводной системы: трубопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), трубопровод Иран-Пакистан-Индия (ИПИ) и более свежие проекты в виде трубопровода Иран-Оман-Индия и Россия-Индия через трубопровод Алтай. Стремление к этим альтернативам заключалось в подписа-

701

60-

50-

Е

40-

W

30-

to

20-

10-

0-

Потребление

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

График 6. Структура газового баланса в Индии: импорт, добыча, потребление.'0 Источник: https://Www.ibef.org/industry/oil-gas-india.aspx

нии в мае 2012 года соглашения о купле-продаже газа между GAIL и TurkmenistanGas для поставок газа по трубопроводу TAPI.

С ослаблением санкционного режима иранской нефтегазовой отрасли, ожидается, что перспективы проекта ИПИ улучшатся. Хотя этот оптимизм, похоже, был похоронен в 2016 году, когда посол Ирана в Индии декларировал проект маловероятным. Вместо этого две страны рассматривают морской трубопровод протяженностью 1400 км, из южного Ирана через Оманское море и Индийский океан в Гуджарат. В октябре 2016 года Индия и Россия договорились построить трубопровод протяженностью от 4,5 тыс. мм до 6 тыс. км от Сибири и оценили в 25 млрд долларов. Однако из-за затрат на транспортировку российского природного газа в Индию две страны в настоящее время изучают альтернативную схему обмена газа с участием Китая и Бирмы.

По сравнению с остальным миром спрос на газ в Индии снизился в течение недавнего времени из-за ограничений в соответствующей инфраструктуре и высоких ценах на СПГ.

Недавнее снижение цен на СПГ сделало газ доступным для всех секторов включая сектор электрогенерации.

Инфраструктурные ограничения, касающиеся импорта, как ожидается, будут решены раньше, при помощи расширения терминала Dahej Terminal и завершением строительства нового терминала Terminal West.

Благодаря экологическим и экономическим выгодам использования газа в ближайшие годы будет расти.

В самом реалистичном сценарии к 2020 году Индии будет необходимо около 60 млрд куб. м, что предполагает по-

чти трехкратный прирост поставок (поставки СПГ в 2016 году составили 21 млрд куб. м), а к 2030 году в районе 90 млрд куб. м газа.

Устранение бутылочных горлышек в инфраструктуре, позволит воспользоваться режимом низкой цены»

Своевременное завершение СПГ -проекта.11

Прогнозируется, увеличение доли природного газа с 7% в 2017 году до 9% в 2040 году. Предполагается, что использование газа будет осуществляться на дорогах во многих секторах, таких как производство электроэнергии и транспорт, сохраняя при этом важную роль в качестве сырья для промышленности удобрений. Но, несмотря на его универсальность и низкий экологический след, по сравнению с углем, его относительно высокая цена не позволяет ему быстрее вытеснять другие формы энергии».

Страна зависит от импорта энергоресурсов, вследствие чего разработка запасов нетрадиционных углеводородных ресурсов, таких как сланцевый газ, метан угольных пластов и газогидраты, является привлекательной возможностью для диверсификации импорта за счет внутренних источников.

Немаловажный факт, что прирост разведанных запасов традиционных месторождений снижается, возможности для существенного роста будут опираться на прибрежные месторождение и глубоководные запасы с последующей попыткой реализации добычи метана угольных пластов, который, как предполагается войдет в фазу стремительного роста в 2020-х годах, и возможность реализации сланцевых проектов в тот же период. Несмотря на обильность ресурсов все источники газа сталкиваются с суще-

ственной неопределенностью: неутешительные производственные показатели блока KG-D6 Reliance сдерживают перспективы развития оффшорной отрасли. Проекты угольного метана были начаты с неплохими начальными показателями особенно экономического толка, но затраты на разработку по-прежнему высоки».

Предполагаемые запасы угольного газа составляют 2,5 трлн куб.м. Проведено четыре тендера на разработку месторождений угольного газа, однако коммерческая добыча началась только на месторождении Раниганж в штате Западная Бенгалия.

К настоящему времени распределено 33 блока: на 25 (включая недавно распределенные для добычи угольного газа - CSG IV) ведется геологоразведка. Три блока разрабатываются, работы на трех других прекращены после проведения геологоразведки, а в отношении двух блоков проводится согласование, необходимое для начала геологоразведки.

Правами на разработку наибольшего количества участков (девяти) обладает государственная компания ONGC. Для привлечения инвестиций в добычу угольного газа правительство Индии предлагало выгодные условия участникам первых тендеров, однако впоследствии меры по стимулированию были сокращены и произошло ужесточение стандартов, регулирующих воздействие на окружающую среду. Развитию добычи угольного газа в Индии препятствуют нерешенность многих юридических и регуляторных вопросов, а также проблемы операционного характера, обусловленные недостаточным развитием инфраструктуры как отмечалось раньше.

В Индии, по оценкам запасы сланцевого газа отличаться от 8,5 трлн.куб.м. по данным EIA(US) до 60 трлн.куб.м. по оценкам компании Schlumberger, из которых извлекаемые ресурсы в диапазоне между 3 и 9 трлн куб. м..12

Для того, чтобы использовать этот ресурс, в сентябре 2013 года правительство Индии одобрило политике освоения сланцевого газа, которая предоставила ННК целый ряд финансовых стимулов, включая налог на прибыль и таможенные льготы, сохраняя при этом лицензионные платежи и налоги так же, как для конвенциональной добычи.

Вследствие этого Индийским компаниям ONGC и OIL были переданы газоносные блоки в Гуджарате для тестирования технологии добычи сланцев и изучения потенциальных запасов.

О À

В

3

№ 2

I

2 ©

Но главным вызовом остаются технические проблемы, связанные с добычей технологией CBM, такой как толщина угля. Утилизация воды также является очень важной проблемой. Эти проблемы усугубляются социально-экономическими такие как вопросы компенсации расселения населения и приобретения земли. Что касается политики, существуют препятствия, как недостаточное развитие инфраструктуры.

В настоящее время наблюдается сильный региональный дисбаланс в отношении доступа к природному газу. Немногие государства, такие как Гуджарат, Махараштра и Уттар-Прадеш, вместе потребляют более 65% доступного газа, в то время как большое количество государств не имеют доступа к газу. Этот региональный дисбаланс объясняется главным образом отсутствием инфраструктуры трубопровода во многих штатах, таких как Западная Бенгалия, Бихар, Джаркханд, Одиша и Чхаттисгарх.

Индийские нефтегазовые компании, такие как ONGC, RIL, GAIL, OIL и IOCL покупают портфели акций активов сланцевых месторождений в США, рассматривая их не только как выгодные вложения, но и как доступ к технологической базе.

В связи с этим в сентябре 2015 года Министр энергетики Индии посетил США, целью визита было обсуждение возможности участия американских компаний в разведке углеводородов на территории Индии.

Помимо этого, было признано, что Индия имеет большие подтвержденные запасы сланцевого газа при том, что у США за плечами огромный опыт и технологическая база по разработке и добыче сланцевых ресурсов. Тут стоит учесть опыт по превращению США в самодостаточную энергетическую державу.

Вопросы, касающиеся сланцевого газа в Индии, могут быть разделены на три группы:

ь Относительно целесообразности бурения с точки зрения предполагаемой доступности газа

ь В отношении административных вопросов, способствующих или сдерживающих развитие сланцевой промышленности

ь Относительно возможных экологических последствий, учитывая густо населенность страны

Индию также интересует изучение газогидратов и разработку соответствующих технологий. Прогнозные ресурсы газа в газогидратах Индии оцениваются в 1894 трлн м3, то есть в 1500 раз больше

доказанных запасов природного газа в стране (1,4 трлн м3) около 55 трлн м3 прогнозных ресурсов установлено у восточного побережья Индии.13

Национальная программа по развитию газогидратов (NGHP) включает в себя консорциум национальных нефтегазовых компаний: Oil and Natural Gas Corporation Ltd и GAIL India Ltd&Oil India Ltd, а также национально-исследовательские институты: Национальный институт океанографии, Национальный институт геофизических исследований, Национальный институт глубоководных технологий.

Индийское правительство выделило значительные средства для реализации этой программы. В соответствии с ней Индия намеривается начать промышленную добычу природного газа из газовых гидратов14. Глубоководный проект разрабатывается в Адамановом море, но проблемы присутствуют из-за недостаточной геологоразведки и технологической отсталости.

Как обсуждалось ранее, природный газ сталкивается с конкурентным недостатком по сравнению с более дешевым углем у индийцев энергетической системы, по крайней мере, на строго рыночных условиях. Любая стратегия, направленная на продвижение газа над углем, будет требуют определенной формы государственного вмешательства.

Политические инструменты в этом отношении варьируются от мандат определенной доли газа в электроэнергетическом секторе на запрещение

использование угля в городских районах в целом. Некоторые участники рынка действительно выступали за такие прямые рыночное вмешательство со стороны правительства.

Основные выводы:

■ Спрос на газ в Индии в высшей степени определяется политикой. Сегодня роль газа увеличивается, хотя некоторые факторы, способствующие стимулированию, пока отсутствуют. Рынок газа в Индии имеет значительный потенциал, поскольку существует множество возможностей для замещения угля и нефти во большинстве секторов. Интегрированная энергетическая политика на национальном уровне, которая определяет и четко демаркирует роль природного газа в энергетическом балансе Индии, по-прежнему отсутствует.

■ Нынешняя политика определяет спрос на газ в Индии в размере от 55 млрд куб. м3 в 2016 году до 70 млрд куб. м3 в 2020 году, 90 млрд куб м3 в 2025 году и 115 млрд куб. м3 в 2030 году. Дополни-

тельный рост, особенно в секторе электрогенерации, обусловлен новой политикой по изменению структуры электроэнергетики, где газ имеет крайне низкую долю. Другими словами, природный газ сегодня в большей степени заменяет нефтепродукты в неэнергетическом секторе, чем уголь в энергетическом секторе.

■ За последние несколько лет разворот в сторону газовой экономики продемонстрировал незначительный прогресс, поскольку на долю газа приходится всего 6% в общем энергетическом балансе. Однако Индия предприняла ряд инициатив и политических мер в цепочке создания стоимости природного газа, которая может сформировать более детальную политику стимулирования природного газа. Примечательно, что новая политика в области разведки и добычи может значительно способствовать расширению внутренних мощностей по добыче природного газа, способствуя увеличению инвестиций в upstream.

■ Спрос на газ в основных секторах потребления в Индии чувствителен к цене. Самый большой риск для будущего спроса на газ - доступность газа в ключевых секторах. Внутреннее производство вряд ли будет соответствовать спросу, и страна должна полагаться на импорт. Пока СПГ относительно дешевый и доступный на мировом рынке, возможно увеличить его долю от общего объема поставок. Но увеличение цены несет свои риски.

■ Увеличение спроса на газ в Индии будет зависеть в первую очередь от роста внутренней добычи и адекватной инфраструктуры для облегчения доступа к контрагентам внутри Индии.

Литература

1. Alberta Energy (2017). Alberta Gas Reference Prices. [Available at http:// www.energy.alberta.ca/NaturalGas/ 1316.asp]

2. BP (2017). Statistical Review of World Energy. [Available at http://www.bp.com/en/ global/corporate/energy-economics/ statistical-review-of-world-energy.html ]

3. BEG/CEE (2017), Current and Future Natural Gas Demand in China and India, by Miranda Wainberg, Michelle Michot Foss, Gьrcan GUen, and Daniel Quijano, April 2017, Bureau of Economic Geology (BEG)/Centre for Energy Economics (CEE), University of Texas at Austin, http://www.beg.utexas.edu

4. Bloomberg, LNG Fights a Losing Battle in India as Taxes Weigh on Demand, 17 February 2017, https:// www.bloomberg.com/news/articles/2017-

02-17/lng-fights-a-losing-battle-in-indiia-as-taxes-weigh-on-demand

5. BP (2017), Statistical review of world energy 2017, www.bp.com

6. Business Standard, Govt to kick off new energy exploration round on July 1, 27 June 2017, http://www.business-standard.com/article/economy-policy/govt-to-kick-off-new-energy-exploration-round-on-july-1-117062601003_1.html

7. Carbon Action Tracker, India, 15 May 2017, http://climateactiontracker.org/ countries/india.html

8. CEDIGAZ (2017), The 2016 Natural Gas Year in Review. First Estimates, May 2017, www.cedigaz.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. CEDIGAZ database

10. CEDIGAZ LNG Service

11. Central Electricity Authority (CEA), Power Sector, Executive summary, Monthly reports, http://www.cea.nic.in/ monthlyexesummary.html

12. GIIGNL (2017), The LNG industry in 2016, http://www.giignl.org/sites/default/ files/PUBLIC_AREA/Publications/ giignl_2017_report_0.pdf

13. Government of India, Vision 2030: Natural gas infrastructure in India, Industry Group Report for the Petroleum & Natural Gas Regulatory Board of India, May 2013, http://www.pngrb.gov.in/Hindi-Website/pdf/ vision-NGPV-2030-06092013.pdf.

14. India.com, Energy Budget 2017: Focus on making India 'Gas-based economy', Custom duty on LNG halved to 2.5 per cent, 1 February 2017, http:// www.india.com/news/india/energy-budget-2017-focus-on-making-india-gas-based-economy-custom-duty-on-lng-halved-to-2-5-per-cent-1801648/

15. International Energy Agency (IEA), World Energy Outlook 2016 (WEO 2016), November 2016, http:// www.worldenergyoutlook.org/publications/ weo-2016/

16. IEA, WE02016 database, http:// www.worldenergyoutlook.org/resources/ energydevelopment/energyaccessdatabas/

17. OGFJ, India wants a gas-based economy, 17 April 2017,

18. http://www.ogfj.com/articles/print/ volume-14/issue-4/features/india-wants-a-gas-based-economy.html

19. Roadmap for Reduction in Import Dependency in the Hydrocarbon Sector by 2030, Final Report, Ministry of Petroleum and Natural Gas, Government of India, September 2014, http:// www.taxindiaonline.com/RC2/pdfdocs/ FinalReportKelkarCommittee2014.pdf

20. Press Trust of India, Natural Gas Production No Longer Profitable Business:

ONGC, 27 May 2017, http://profit.ndtv.com/ news/corporates/article-natural-gas-production-no-longer-profitable-business-ongc-1704609

21. Press Trust of India, ONGC Eyes 17% Jump In Crude Output, 66% In Natural Gas By 2022, 4 April 2017, http:// profit.ndtv.com/news/energy/article-ongc-eyes-17-jump-in-crude-output-66-in-natural-gas-by-2022-1677181

Ссылки:

1 OGFJ, India wants a gas-based economy, 17 April 2017,

http://www.ogfj.com/articles/print/ volume-14/issue-4/features/india-wants-a-gas-based-economy.html

2 EnergyInfraPost, India On Its Way To Become A Gas Based Economy: Dharmendra Pradhan, 6 December 2016, https://energyinfrapost.com/india-way-become-gas-based-economy-pradhan/

3 The first round of HELP was launched in June 2017. See Sen (2016).

4 Source: Sen and Chakravarty (2013); PIB (2016)

5 Annual report Ministry of oil and gas 2016 URL: http://petroleum.nic.in/docs/ pngstat.pdf

6 О перспективах развития газового рынка Индии и месте российского голубого топлива /URL: http://tek360.rbc.ru/ articles/15/

7 India.com, Energy Budget 2017: Focus on making India 'Gas-based economy', Custom duty on LNG halved to 2.5 per cent, 1 February 2017, http:// www.india.com/news/india/energy-budget-2017-focus-on-making-india-gas-based-economy-custom-duty-on-lng-halved-to-2-5-per-cent-1801648/

8 BEG/CEE (2017), EIA, International Energy Outlook 2016.

9 The withdrawal of the tax credit in November 2016 has resulted in an effective value-added tax rate of 15% from 4% earlier. Bloomberg, LNG Fights a Losing Battle in India as Taxes Weigh on Demand, 17 February 2017,

10 Oil & Gas Industry in India URL: https:/ /www.ibef.org/industry/oil-gas-india.aspx

11 Gas Marketing and Trading in India Gas Demand Forecast-Impact of Low prices & Contract Review AlokK Roy, SrManager, Business Development Corporate Office, New Delhi 22nd July 2016

12 Институт энергетических исследований РАН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eriras.ru/files/prognoz-2040.pdf

13Минина М.В. Газогидраты - энергетический источник будущего [Текст] /

Антонов Я.В., Васильева М.В., Кудрявцева М.Н. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право: СПб.: ООО «Андреевский издательский дом» - 2013 г., 136-141 с. 14 http://biofile.ru/geo/15406.html

The prospects of Indian gas industry:

analysis and issues Reva A.R.

Primakov national research institute of world

economy and international relations This article discusses the development of gas industry in India at the contemporary stage. First and foremost, the author analyses gas demand trends in India by 2025-30 and draws on еру reports recently published by the Oxford Institute for Energy Studies (OIES) and the Bureau of Economic Geology (BEG)/Centre for Energy Economics (CEE), University of Texas. moreover, the author delved into the main areas of international cooperation and state support for the industry. Over the last several decades India has managed to meet new energy needs to vault ahead in terms of reshaping domestic gas industry under the guidance of modern vision of India as gas-based economy with freedom of marketing and pricing, downsizing of state-run companies' presence in the sector, bunch of steps towards extended participation of foreign bidders on par with domestic to take a rein of shortages of the domestic production due to the fact of lack of a robust technological base. All of this gives a birth to joint-stock interplay between the inland state-run companies and foreign investors. Along with burst of interior gas industry, Indian companies being backed by government's maintenance are trying to engulf stakes of companies, specifically, Us shale producers and service companies. The analysis of current and future projects for the development of gas industry in India. Also, India is planning to construct couple of pipelines project both from Iran through the Arabian Sea and from Turkmenistan through Pakistan despite so appealing opportunities these are fraught with risks. Besides, the issues of the sector of scientific and technical, technological, investment and human resources were analyzed. Moreover, India aims to carry through a new round of policy, with core suggestions as revenue sharing with the government instead of the existing cost-recovery based production sharing, permission to explore all kinds of gas fields.

The author concludes that the gas industry in India has up-and-coming potential and India moving the needle at the same will overcome the huge part of issues. Key words: India, gas sector, economic development References

1. Alberta Energy (2017). Alberta Gas Reference

Prices. [Available at http:// www.energy.alberta.ca/NaturalGas/1316.asp]

2. BP (2017). Statistical Review of World Energy.

[Available at http://www.bp.com/en/global/ corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html ]

3. BEG/CEE (2017), Current and Future Natural

Gas Demand in China and India, by Miranda Wainberg, Michelle Michot Foss, Gbrcan Gblen, and Daniel Quijano, April 2017, Bureau of Economic Geology (BEG)/Centre for Energy Economics (CEE), University of Texas at Austin, http://www.beg.utexas.edu

4. Bloomberg, LNG Fights a Losing Battle in India

as Taxes Weigh on Demand, 17 February 2017, https://www.bloomberg.com/news/articles/

О

R

I

2

2017-02-17/lng-fights-a-losing-battle-in-india-as-taxes-weigh-on-demand

5. BP (2017), Statistical review of world energy

2017, www.bp.com

6. Business Standard, Govt to kick off new energy

exploration round on July 1, 27 June 2017, http://www.business-standard.com/article/ economy-policy/govt-to-kick-off-new-energy-exploration-round-on-july-1 -117062601003_1.html

7. Carbon Action Tracker, India, 15 May 2017,

http://climateactiontracker.org/countries/ india.html

8. CEDIGAZ (2017), The 2016 Natural Gas Year in

Review. First Estimates, May 2017, www.cedigaz.org

9. CEDIGAZ database

10. CEDIGAZ LNG Service

11. Central Electricity Authority (CEA), Power Sector, Executive summary, Monthly reports, http://www.cea.nic.in/ monthlyexesummary.html

12. GIIGNL (2017), The LNG industry in 2016, http:/ /www.giignl.org/sites/default/files/ PUBLIC_AREA/Publications/ giignl_2017_report_0.pdf

13. Government of India, Vision 2030: Natural gas infrastructure in India, Industry Group Report for the Petroleum & Natural Gas Regulatory Board of India, May 2013, http:// www.pngrb.gov.in/Hindi-Website/pdf/vision-NGPV-2030-06092013.pdf.

14. India.com, Energy Budget 2017: Focus on making India 'Gas-based economy', Custom duty on LNG halved to 2.5 per cent, 1 February 2017, http://www.india.com/news/india/ energy-budget-2017-focus-on-making-india-gas-based-economy-custom-duty-on-lng-halved-to-2-5-per-cent-1801648/

15. International Energy Agency (IEA), World Energy Outlook 2016 (WEO 2016), November 2016, http://www.worldenergyoutlook.org/ publications/weo-2016/

16. IEA, WE02016 database, http:// www.worldenergyoutlook.org/resources/

energydevelopment/energyaccessdatabas/

17. OGFJ, India wants a gas-based economy, 17 April 2017,

18. http://www.ogfj.com/articles/print/volume-14/ issue-4/features/india-wants-a-gas-based-economy.html

19. Roadmap for Reduction in Import Dependency in the Hydrocarbon Sector by 2030, Final Report, Ministry of Petroleum and Natural Gas, Government of India, September 2014, http:/ /www.taxindiaonline.com/RC2/pdfdocs/ FinalReportKelkarCommittee2014.pdf

20. Press Trust of India, Natural Gas Production No Longer Profitable Business: ONGC, 27 May 2017, http://profit.ndtv.com/news/corporates/ article-natural-gas-production-no-longer-profitable-business-ongc-1704609

21. Press Trust of India, ONGC Eyes 17% Jump In Crude Output, 66% In Natural Gas By 2022, 4 April 2017, http://profit.ndtv.com/news/ energy/article-ongc-eyes-17-jump-in-crude-output-66-in-natural-gas-by-2022-1677181

n «

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.