Сопоставляя ряд городов мира по степени обеспеченности парками, мы получим следующую картину (см. табл.).
Площадь парков в квадрат-Г о р о д^а мых метрах
на одного жителя
Города
Площадь парков в квадратных метрах на одного жителя
Берлин .....
Кельн .....
Вена......
Париж.....
Лондон .....
Сан-Франциско .
6,2 Чикаго . .
6,0 Балтимора .
1,2 Бостон . .
8,6 Оклахома
8,9 Грет-Фельс
17,5 Буфэло
8,6 8,9
6 4 17,9 14,9 73,0 100,0 11,2
Нью-Йорк
8,2
Приведенная таблица показывает, что амплитуда колебаний фактической нормы парковой площади очень велика (от 1,2 до 100 м2), что свидетельствует о явной бесплановости зарубежного пар-костроения, несмотря на неоднократные попытки эту плановость ввести.
Кроме того, в зарубежном паркоетроении отсутствуют парковые системы, органически сочетающие в едином архитектурно-планировочном комплексе отдельные парковые элементы. Зарубежные пар-костроители предпочитают создавать в черте города только малые парки, идя, очевидно, по линии наименьшего сопротивления, причем. # в первую очередь осваиваются под парки «неудобные» земли, негодные на капитальную застройку города.
Газообмен и одежда в условиях высокогорной местности1
Из Центрального института коммунальной санитарии и гигиены (дир.—проф.
А. Н. Сысин)
Исследование газообмена проведено на высоте 4 150 м на четырех подопытных мужчинах в возрасте от 22 до 24 лет со сроком пребывания на Памире более года (13—14 месяцев) в пяти положениях:.
1) лежа в спальном мешке в палатке утром до вставания после сна,
2) стоя, 3) при ходьбе по ровной местности (140 м), 4) при ходьбе по пересеченной местности (420 м) и 5) при беге по ровной местности.
Газообмен исследовался натощак. Одежда у подопытных лиц. была у всех одинаковая в первой части исследований — белье из крепа, брюки и куртка из мериносовой шерсти, фуражка и кожаные сапоги с портянками.
1 Из работ экспедиции на Памир в 1935 г.
А. Д. АСТАФЬЕВ (Москва1) .
Для оценки полученных результатов газообмена на высоте, поскольку опыты с этой группой подопытных лиц не могли быть проведены в более низких местах, сделаны вычисления основного обмена по росту, весу и возрасту с помощью таблиц Бенедикта и Гар-риса, дополненных Книппингом и Кестнером.
I Кроме того, были также поставлены определения газообмена у двух участников экспедиции (34 и 39 лет), обмен веществ у которых был определен и в Москве после возвращения через месяц. Одновременный учет изменений пульса и дыхания во время проведения исследований над газообменом показал, что пребывание на высоте и различные нагрузки вызывают неодинаковое учащение пульса и дыхания у обеих групп подопытных лиц. Если по этим определениям можно было констатировать учащение пульса при движении и увели-.'. чение числа дыханий как при движении, так и в покое на Памире, t то это учащение отмечено более высоким у группы лиц, которые на :высоте находились короткое время, в то время как у группы лиц, пробывших на Памире 13—14 месяцев, т. е. у более акклиматизированных, это наблюдалось в меньшей степени или совсем не отмечалось. Эти данные совпадают с общепринятыми представлениями о влиянии высоты на организм человека.
Уменьшение барометрического давления на высоте сопровождается уменьшением содержания абсолютного количества кислорода в воздухе окружающей среды, хотя пцоцещ-ное соотношение составных частей остается неизмененным. Поэтому в городах для получения одного и того же количества кислорода требуется соответственно больший объем воздуха. А так как при дыхании поглощается не все количество кислорода, находящегося во вдыхаемом воздухе, а только некоторая его часть, то соотношение между объемом воздуха, прохо-.дящим через легкие при дыхании; и уменьшением при этом содержания кислорода в нем на высоте 4 150 м с барометрическим давлением около 460—-470 мм .представляет большой интерес.
Возрастание количества пропускаемого через легкие воздуха при ^различных нагрузках проходило у более акклиматизированных менее I интенсивно. Сравнение же происходящих изменений воздуха при дыхании в Москве и на Памире у членов экспедиции показало, что I объем пропускаемого воздуха через легкие в Москве при ходьбе j по ровной местности значительно меньше и близок к тому объему, который проходит при этой нагрузке на Памире у подопытных лиц, зно содержание в нем углекислоты и количество поглощаемого кислорода меньше, чем это наблюдалось у тех же лиц на высоте.
Для оценки влияния горного климата на организм человека большое значение имеет также, помимо количества проходящего воздуха через легкие и изменения его при дыхании, количество фактически поглощаемого кислорода и выделяемой углекислоты.
В покое (лежа и стоя) обе группы подопытных лиц поглощали почти одинаковое количество кислорода лежа (229 см3) и стоя (253 см3), члены экспедиции лежа поглощали 225 см3 и стоя 258 см3 в 1 мин. При нагрузке эти цифры дают значительную разницу: члены экспедиции потребляют кислорода значительно больше подопытных. Наибольшее же потребление кислорода отмечено у членов экспедиции в Москве (лежа 257 см3).
Констатировать аналогичную же картину можно и в отношении выделяемой углекислоты. Сопоставления этих данных на высоте и в Москве, а также с данными других исследователей для низких мест •показывают, что цифры, полученные в Москве, очень близки к тем цифрам, которые указывают другие авторы (Цунц и Старлинг). На высоте, при, всех нагрузках, эти цифры меньше у лиц, пребывание которых более продолжительно.
На основании исследования газообмена в горах принято считать, :что от воздействия горного климата на организм человека газообмен повышается.
Леви в своем фундаментальном труде по физиологии горного климата указывает, что из исследованных 62 человек газообмен в горах на различной высоте повышен у 47, т. е. в 76°/о.
Исследование газообмена на Восточном Памире во время экспедиции дало сходные результаты. В группе из 4 подопытных лиц основной газообмен на Памире был найден повышенным у трех, а из двух членов экспедиции — у одного. Повторное исследование газообмена у двух лиц, у которых он не был повышен, дало такие же результаты, как и в первый раз. Величина же повышения газообмена в горах у подопытных лиц была найдена невысокой. Если газообмен для более низкого места в покое (по таблицам) составляет в среднем 64,45 калорий в час, то непосредственное определение его на Памире дало цифру в 67,86 калорий, т. е. увеличение только на 5,3°/». У двух членов экспедиции газообмен в горах был дажс^шще на 4,5%, чем вы*йТслейТшй для долин (у одного он был выше, а у другого ТтрГГ двукратнбм определении — ниже). В Москве основной газообмен у них был найден на 16,4% выше, чам на Памире.
Положение стоя вызвало повышенный газообмен у подопытных лиц на 15,31%, а у членов экспедиции—на 18,2% (по данным Цунца и его школы, стояние во фронт вызывает увеличение на 26%).
Различные нагрузки на организм вызывают увеличение обмена в горах у подопытных от 175,8 (при ходьбе) до 306% (при беге). У членов экспедиции расход энергии при нагрузках был выше — от 287 (ходьба) до 451% (бег).
Сравнение полученных результатов на высоте и в Москве, когда увеличение .газообмена отмечено более высокими цифрами (от 241 до 254%), а также сравнение с данными других авторов (марш в обычных условиях местности со средней скоростью вызывает повышение газообмена от 200 до 300%, марш в гору — ■от 500 до 800%) не дает основания считать газообмен в горах при нагрузках повышенным, хотя в отношении основного обмена и можно говорить об увеличении, но и здесь все же следует указать, что это увеличение отмечено на высоте не у всех.
О причинах, вызывающих увеличение обмена в горах, мнения различных авторов расходятся.
Леви на основании собственных наблюдений и многочисленных наблюдений других авторов приходит к заключению, что ионизация воздуха, содержание влаги в нем, движение воздуха, солнечная радиация и в том числе ультрафиолет не вызывают повышения газообмена, и считает, что повышение зависит от изменения барометрического давления. Но и понижение барометрического давления (в опытах в барокамере) не ведет к изменению обмена, и поэтому Леви высказано предположение, что если отдельные метеорологические факторы сами по себе и не вызывают увеличения обмена, то совместное действие их может ■служить причиной его повышения.
К приведенным данным о действии климатических факторов на организм в горах следует добавить еще соображения о влиянии температуры воздуха и соответствующей одежды. Если в Москве изменение могло зависеть от одежды и температуры окружающей среды то и в условиях гор это действие на обмен веществ может иметь место.
Такое действие температуры окружающего воздуха на Памире можно отметить в тех пяти определениях газообмена (из шести), когда на одних и тех же лицах было сделано определение по 2 раза.
Газообмен на высоте при различной одежде был проведен в более холодное время (сентябрь) только при ходьбе по ровной дороге на четырех подопытных лицах.
Было взято 4 комплекта одежды. Первый комплект соответствовал обычном одежде в холодное время на Памире и состоял, помимо белья и хлопчатобумажного костюма, из ватных брюк и куртки, полушубка и тулупа и весил 15,18 кг. Второй комплект состоял из этой же одежды, но без тулупа (вес 9 кг). Третий комплект был составлен из многослойной одежды, но более легкой по весу (7,52 кг). Четвертый комплект состоял из тех же тканей, что и третий, но в нем
1 Астафьев, Сло невский и Фокин, Опыт изучения микроклимата и физиологического влияния мужской бытовой одежды.
две меховые безрукавки заменены меховым жилетом и ветрозащитным костюмом. Вес его колебался от 8—12 до 6,5 кг в зависимости от обуви, так как. кожаные сапоги у некоторых были заменены меховыми.
Измерение температуры под одеждой показало, что она была во всех костюмах достаточно комфортна и даже в наиболее холодном она была не ниже 34,3°.
Таблица 1
Газообмен при различной одежде
1 Темп. р.1тура окружающего воздуха Одежда Вес одежды в КГ Гаюобмен в кал/час Ощущение
Газообмен у Б. Я.
+ 20,0 Обычная одежда в опытах
с газообменом ...... 4,33 142,8
+ 1,0 Комплект №1 ....... 15,18 18,9 Не холодно, но очень тяжело
+ 4,2 » № 2 . -..... 9,00 196,5 Замерз, особенно голова и
туловище
-10,0 » Яг 3....... 7,52 171,8 Ноги замерзли, немного руки,
самому немного прохладно
- 7,0 » №4....... \ 8,12 197,1 Ноги замерзли
Газообмен у Б. Н.
+ 18,0 Обычная одежда в опытах
с газообменом...... 4,33 258.4
— 7.0 Комплект № 1....... 15,18 272,0 Ноги слегка замерзли
—10,0 » № 2...... 9,00 322,1 Очень замерзли ноги, самому
не холодно, руки не мерзли
0,0 » № 3....... 7,52 308 Л Спине немного прохладно
- 2,6 » № 4....... 6,50 206,3 Не холодно
Газообмен у М. У.
+ 20,0 Обычная одежда при опытах
с газообмейом...... 4,3 184,2
-10,0 Комплект № 1 ....... 15,18 199,5
+ 3,0 » № 4....... 6,94 143,3
Мерзли ноги Гегко, не замерз
Газообмен у С.
+ 2,0 Комплект № 1....... 15,18 155,0
+ 2,2 » № 2....... 9,00 185,3
- 7,0 » № 3....... 7,52 225,9
Не замерз, тяжело, неповоротлив
Было холодно, в особенности
ногам Левая нога замерзла
В табл. 1 представлены результаты испытаний при разной одежде, в нее включены результаты испытаний газообмена при обычной одежде, проведенные при более высокой температуре окружающего воздуха. .
Сравнение результатов опытов с газообменом у одетых в обычную одежду с данными при более теплой одежде (комплекты №№ 1—4) в более холодное время, от + 3° и ниже, показало, что
газообмен в более холодное время, несмотря на утепление различной одеждой, выше и только в двух опытах с ветрозащитной одеждой эти данные меньше.
Следует отметить, что и на высоте наблюдается повышение газообмена при более низких температурах воздуха. В отношении же наблюдавшегося в ветрозащитной одежде отсутствия такого повышения у двух лиц, в то время как у третьего оно было отмечено, следует указать, что, помимо более низкой температуры (—7°), на ногах у этого подопытного лица были одеты кожаные сапоги, в то время как у обоих других были меховые сапоги, причем у одного •из них (М. У.) даже с меховыми носками.
Субъективные ощущения у обоих одетых в меховые сапоги отмечены: чувствовали себя легко, холода не ощущали, в то время как третий-—в кожаных сапогах — указывает, что ноги замерзали.
В наиболее тяжелой одежде (комплект № 1) газообмен повышен у всех трех подопытных лиц при сравнении его с более легкой ■одеждой (при более высокой температуре окружающего воздуха). Газообмен еще более усилен в такой же одежде, но без тулупа у всех трех подопытных лиц.
Причина, вызывающая повышение газообмена, не ясна сразу, поскольку все комплекты в отношении сохранения кожной температуры на достаточной высоте были признаны удовлетворительными. Но •если обратить внимание на различие в субъективных ощущениях, то повышение газообмена может быть поставлено в связь с наблюдаемым дискомфортом.
Газообмен в многослойной одежде (комплект Л» 3) был близок к тому, который наблюдался в одежде без тулупа, и он был во всех трех опытах получен большим, чем у одетых в комплект № 1.
Отмбченные ощущения в этой одежде также сходны с ощущениями у лиц, одетых в комплект № 2.
Выводы
1. В Москве и на Памире различные нагрузки вызывают неодинаковые изменения со стороны органов кровообращения и дыхания. Если в покое не отмечается заметного учащения пульса и дыхания на высоте, то изменение, положения тела и различные движения вызывают значительное учащение их в этой местности. У лиц, более акклиматизированных к высоте, это учащение отмечается меньшим, чем при непродолжительном пребывании.
2. Организм человека использует при дыхании в разреженном воздухе больший процент кислорода, чем в долине. Продолжительное пребывание в горах сопровождается еще ббльшим повышением про-центра использования кислорода при дыхании; благодаря этому потребное для организма человека количество воздуха не достигает больших величин и дыхание учащается не столь сильно.
3. Количество поглощаемого кислорода при дыхании на высоте меньше, чем в долине (Москва), при всех нагрузках, а у лиц, пребывание которых более продолжительно на этой высоте, оно наиболее низкое.
4. Газообмен в покое (основной) на Памире у подопытных лиц повышен, но это повышение не очень велико и не у всех лиц пребывание на высоте сопровождается увеличением основного обмена. При различных нагрузках газообмен в условиях столь разреженного воздуха, как на Памире, нет основания считать более увеличенным, чем :в долинах.
5. В более холодное время газообмен на высоте повышен.
6. Одежда, защищая человека от воздействия внешней среды, оказывает влияние на обмен веществ.
7. В более холодное время на высоте одежда человека должна быть достаточно комфортна для всех частей тела, т. е. она должна защищать одинаково хорошо тело, конечности и голову.
8. Одежда, наиболее легкая и хорошо предохраняющая от холода, вызывает меньший расход энергии и траты сил, с чем в особенности следует считаться на высоте, где газообмен проходит под знаком более ограниченного снабжения кислородом.
М. ГЕРШЕНОВИЧ, Г. ДАЛЕЦКИЙ. Н. КОТЕЛКОВ (Саратов)
Количественное определение окиси углерода путем каталитического окисления платинированным нихромом
Из Научно-исследовательского института союза обществ Красного креста и Красного.
полумесяца (дир. С. А. Динес)
При работе по освобождению больших объемов воздуха от содержащейся в нем окиси углерода путем ее каталитического окисления мы провели много исследований для отыскания и изучения катализаторов, могущих заменить обычно употребляющуюся платину.
Разработанная нами аппаратура требовала либо металлического катализатора, либо нанесенного на металл (проводящий ток проводника) каталитически активного вещества. Решение задачи мы искали в катализаторе на металлическом трегере. Таким путем было удобнее всего осуществить, подогрев катализатора и проходящего сквозь него воздуха до требуемой температуры (оптимальной температуры окисления СО), совместив нагревательную функцию проволоки с использованием ее поверхности как трегера катализатора.
На применение платинирования металлической проволоки с образованием сплошного покрытия слоем платины мы не рассчитывали не только из-за технической трудности осуществления этой задачи, но и потому, что считали это совершенно излишним, исходя из следующих соображений.
Сплошная металлическая поверхность платины гораздо менее рк-тивна, чем мелко раздробленный металл (например, в виде черни,, платина, высаженная на асбесте и т. д.). Мы предполагали воспользоваться Коркой окислов, покрывающей прокаленную металлическую проволоку, й на этот сравнительно рыхлый (в то же время не отпадающий) слой окислов высадить мелко раздробленную платину высокоактивной каталитической способности. Мы рассчитывали не только на каталитическую способность платины в процессе окисления, но также учитывали аналогичное действие металлических окислов. Короче, мы стремились получить комбинированный катализатор — мелко раздробленная платина плюс рыхлая активная смесь металлических окислов.
Исследование окисляющей способности оксидированной поверхности металлов и металлических сплавов показало, что СО (в смеси с.