Научная статья на тему 'Газомоторное топливо как альтернатива традиционным источникам потребления двигателей'

Газомоторное топливо как альтернатива традиционным источникам потребления двигателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / НЕФТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА / СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев И. Д., Шарапов М. М.

В статье рассматриваются отличительные особенности газомоторного топлива (экономические и экологические). Выявлены особенности определения данного вида топлива в зарубежных странах. Представлены основные концепции развития газомоторного вида топлива и география распространения его потребления с учетом последних достижений в области добычи сланцевого газа. Приведены примеры государственной поддержки и субсидирования использования данного вида топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грачев И. Д., Шарапов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газомоторное топливо как альтернатива традиционным источникам потребления двигателей»

10 (361) - 2014

Экономика природопользования

УДК 338.27

ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ ИСТОЧНИКАМ

ПОТРЕБЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

И. Д. ГРАЧЕВ,

доктор экономических наук, депутат Е-mail: [email protected] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

М. М. ШАРАПОВ,

студент международного финансового факультета Е-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются отличительные особенности газомоторного топлива (экономические и экологические). Выявлены особенности определения данного вида топлива в зарубежных странах. Представлены основные концепции развития газомоторного вида топлива и география распространения его потребления с учетом последних достижений в области добычи сланцевого газа. Приведены примеры государственной поддержки и субсидирования использования данного вида топлива.

Ключевые слова: газомоторное топливо, нефть, экологизация транспорта, сланцевый газ.

Введение

Современные тенденции развития экономики в условиях глобального кризиса, связанные со спадом инвестиционной активности, продолжают сохраняться. Несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса постоянно декларируется в программных документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, существенных результатов

в этой сфере пока нет. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность.

В России в последние годы уделяется все более пристальное внимание вопросам повышения энергоэффективности, рациональному использованию и экономии энергии. Это связано в первую очередь с необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной экономики, которая, несмотря на некоторую положительную динамику, до сих пор характеризуется высокой энергоемкостью и углеродоемкостью ВВП [4].

Неэффективность деятельности российских энергетических монополистов, отражающаяся на внутренних потребителях их продукции и услуг, рост тарифов на электроэнергию и природный газ, проблемы с технологическими подключениями подталкивают предприятия к поиску альтернативных способов удовлетворения своих энергетических потребностей. Являясь одной из наиболее интен-

сивно развивающихся и определяющих развитие других сфер российской экономики, нефтегазовая промышленность сталкивается с необходимостью развития бизнеса (приращение ресурсной базы, увеличение добычи в условиях усложнения условий залегания разведанных и перспективных запасов, повышение утилизации действующей сырьевой базы, в частности попутного нефтяного газа, степень использования которого в настоящее время не превышает 5-10 %) [5, 6].

Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива - одно из стратегических направлений деятельности государства. Перевод транспорта на газомоторное топливо (ГМТ) отвечает следующим основным направлениям политики государства в социально-экономической сфере:

- рациональному использованию углеводородного сырья (в частности, не в полной мере используемого попутного нефтяного газа);

- снижению затрат населения, бизнеса и государства на топливо для автотранспорта, так как ГМТ дешевле по сравнению с бензиновым топливом;

- развитию малого бизнеса в сфере газомоторного топлива.

Газомоторное топливо является альтернативным топливом для двигателей внутреннего сгорания, получаемым, в основном, из природного и попутного нефтяного газа. Преимущества использования природного и попутного нефтяного газа в качестве газомоторного топлива обусловлены:

- наличием в России развитой газораспределительной системы;

- отсутствием необходимости в существенных изменениях в конструкции двигателя;

- уменьшением количества вредных выбросов в выхлопных газах в сравнении с бензиновым топливом;

- сокращением затрат на производство газомоторного топлива (по сравнению с нефтепродуктами).

В качестве газомоторного топлива используется газ двух видов: компримированный (сжатый) и сжиженный.

Компримированный природный газ используется в основном для легкового и общественного транспорта. Компримированный природный газ получают с использованием автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС), которая сжимает природный газ до приемлемого

состояния по параметрам объема и давления. Далее топливо поступает в баллон автомобиля.

Сжиженный природный газ используется для большегрузного автотранспорта, морского и железнодорожного транспорта. Сжиженный природный газ получают на специализированных сжижитель-ных установках с применением холодильных и криогенных циклов, и в дальнейшем газ поступает в криогенный топливный бак.

Затраты на перевод двигателя с бензинового топлива на сжатый природный газ, как и на сжиженный природный газ, практически близки, хотя металлоемкость топливной системы на сжиженном газе значительно ниже, чем на сжатом, так как в отличие от сжиженного компримированный газ отличается меньшей удельной калорийностью. Соответственно, для его использования нужны большие объемы хранения и транспортировки, чем для сжиженного углеводородного газа. Стоимость же топливного бака для сжиженного природного газа практически не отличается от стоимости баллонов для компримированного природного газа.

В настоящее время цена одного литра ГМТ примерно в два раза ниже, чем стоимость бензинового топлива. При этом по энергоэффективности ГМТ уступает традиционному топливу не в таких масштабах, а некоторые виды бензинового топлива даже превосходит. Запасы природного газа значительно больше, чем нефти, и даже с учетом роста потребления их должно хватить на срок не менее 80 лет [2].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что использование именно ГМТ вместо нефтяного топлива будет неизменно расти и со временем, возможно, почти полностью заменит его, в случае если не будет изобретено и внедрено аналоговое синтетическое топливо. Однако в настоящее время такого топлива так и не было создано, тем более, что его возможное использование будет сопряжено с повышением уровня экологического загрязнения. Таким образом, ГМТ имеет неоспоримое преимущество перед традиционным.

Мировой опыт

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) за рубежом называется Liquefiednaturalgas, LNG. Под ним подразумевается сжиженный природный газ. В отличие от зарубежных стран в России под сжиженным газом понимается именно нефтяной газ. Но в других странах - потребителях газа LNG -

Импортеры и экспортеры ГМТ в 2009 г., млрд м3 [1]

Страна Объем

Экспортер (поставщик)

Катар 49,4

Малайзия 29,5

Индонезия 26,0

Австралия 24,2

Алжир 20,9

Тринидад и Тобаго 19,7

Импортер (потребитель)

Япония 85,9

Республика Корея 34,3

Испания 27,0

Франция 13,1

США 12,8

Индия 12,6

это обычный природный газ (СПГ), полученный на газоперерабатывающих заводах методом его сжижения и охлаждения до - 160 оС. Данная процедура проводится для транспортировки сжиженного газа, в дальнейшем происходит регазификация для использования потребителями - поставки по трубопроводам или заправки в баллоны (см. таблицу).

Структура и объемы потребления сжиженного углеводородного газа представлены на рис. 1-2.

Относительно использования ГМТ именно в России можно с уверенностью говорить, что в ближайшие годы произойдет рост его потребления, что связано с несколькими причинами, а именно:

- ростом автопарка не менее 7 % в год;

- повышением себестоимости добычи нефти и производства нефтепродуктов;

160 140 120 100 80 60 40 20 0

135,7

100,7 13,2

62,2

41,8 52,2

21,6 20,4 22,1 17 1 19,9

1 И Н 122 12,5 13 ПИИ 6,8 5,3 5,4 1

Отопление и Нефтехимия Промышленность Нефтепереработка Моторное бытовые нужды топливо

I I 2000 г.

2005 г.

2010 г.

200-

150

100

- щ: | II

Другие отрасли

Рис. 1.

Структура потребления сжиженного углеводородного газа, млн т [7]

2000

2002

2005

2006

2008

2010

Рис. 2. Потребление сжиженного углеводородного газа в 20002010 гг, млн т:

1 - США и Канада;

2 - Азия; 3 - Европа;

4 - Латинская Америка;

5 - Ближний Восток;

6 - Африка; 7 - страны СНГ; 8 - Океания [7]

0

- ухудшением экологической обстановки и предъявлением новых требований к использованию двигателей внутреннего сгорания;

- объективной необходимостью усовершенствования двигателей внутреннего сгорания и использования более энергоэффективного топлива [8].

Тенденции мирового производства и потребления газомоторного топлива с учетом нетрадиционных способов добычи газа

В среднем с 1993 по 2013 г. потребление энергии во всем мире с каждым годом увеличивалось на 2,2 %, природного газа - на 2,9 %. Это является причиной того, что уровень потребления энергетических ресурсов и первичного топлива увеличился с 16,2 % в 1973 г. до 21,1 % в 2000 г., при этом этот показатель продолжает неумолимо расти и далее. Особое значение в этом плане отводится газомоторному топливу.

Структура мирового рынка природного газа лишь на 7,9 % состоит из потребления автомобильного топлива [3]. Общий рынок газомоторных автомобилей на 58 % состоит из легковых пассажирских и на 37 % - из легковых коммерческих автомобилей.

Согласно исследованиям, общий парк автомобилей на газомоторном топливе в 2012 г. оценивается в 16,5 млн ед. Первое место по количеству таких автомобилей занимает Пакистан - более 3 млн ед., Иран -2,9 млн ед., тем временем в России их насчитывается не более 100 тыс. ед. Глобальный спрос топлива в 2012 г. составил 42 млрд м3. К 2020 г. глобальный парк автомобилей на газомоторном топливе возрастет в три раза и составит около 50 млн ед. Суммарный спрос топлива должен увеличиться до 200 млрд м3.

Замещение нефтяного топлива природным газом растет быстрыми темпами. Если в 2005 г. это составляло только 18 млн т в год, главным образом за счет Южной Африки, то к 2015 г. - 60 млн т в год, а в 2020 г. - почти 100 млн т в год. Главным образом рост происходит из-за увеличения потребления природного газа странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки, Европы и России.

Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2030 г. потребление природного газа во всем мире должно увеличиться примерно в два раза, при этом его доля в мировом

балансе энергопотребления также увеличится с 23 до 28 %.

Не менее высокими темпами будет увеличиваться и потребление газа в развивающихся государствах Латинской Америки и Азии, однако самыми крупными рынками газовых поставок, как и раньше, останутся Северная Америка, Россия и Европа. Объемы природного газа, потребляемого европейскими странами, ощутимо приблизятся к его суммарному потреблению странами СНГ. Мировой рынок в большинстве своем будет ориентирован на импорт природного газа. Зависимость Северной Америки от мирового потребления газа будет увеличена с 1 % в 2000 г. до 26 % в 2030 г., а европейских стран - с 36 до 63 %. Абсолютная величина прироста импорта увеличится для европейских стран до 439 млрд м3 за 30 лет. Большие объемы природного газа будут выведены на мировой рынок странами Африки и Ближнего Востока. Африканский экспорт будет увеличен практически в четыре раза, составив к 2030 г. 300 млрд м3. Согласно прогнозам, экспорт российского природного газа увеличится с 188 млрд м3в 2000 г. до 280 млрд м3 в 2030 г. Согласно оценкам МЭА, производство российского газа должно достичь к 2030 г. 910 млрд м3.

По прогнозам МЭА, в ближайшие 20-30 лет трубопроводный газ на европейский рынок в основном будет поставляться из Алжира и России, велика вероятность его поставок из Ливии. География поставок сжиженного углеводородного газа будет значительно расширена. Возможно, что в список стран - поставщиков газа войдут Тобаго и Тринидад, Нигерия, Катар и Египет. Если говорить о перспективах, то вполне возможны также поставки из Венесуэлы, а для европейских стран в качестве заметных поставщиков могут быть Средняя Азия и Иран.

В качестве экспортера газа в Европу не рассматривается Норвегия, но при этом экспертами МЭА отмечена ее особая роль в данном рыночном сегменте. По их мнению, именно Россия и Норвегия могут сформировать своим трубопроводным газом высокую стоимость газа в Европе, таким образом создавая самые благоприятные условия для проникновения ГМТ на газовый рынок Европы, так как современный уровень стоимости способен обеспечить рентабельность поставок газа почти из всех стран мира.

Нельзя не отметить ситуацию со сланцевым газом в мире. Звезда сланцевого газа на энергетическом небосклоне засияла в 2006-2007 гг. Тогда оптовая цена голубого топлива в США достигала

600 долл. /тыс. м3. Компании использовали гидроразрыв с горизонтально направленным бурением, что позволяло снизить себестоимость добычи до вполне приемлемого уровня в 150-200 долл./тыс. м3. Добыча сланцевого газа резко возросла, существенно опередив довольно скромные прогнозы Службы энергетической информации США (Е1А). Рост добычи - это прекрасная новость, но рост добычи, который в разы превысил прогноз, - новость интригующая, создающая ощущение, что появилось новое высокодоходное направление бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К 2009 г. о сланцевом газе громко заговорили мировые СМИ. Неожиданно вокруг него начали выстраиваться долгосрочные прогнозы - один экзотичнее другого. В частности говорилось о том, что рост добычи в США приведет к снижению цены на газ в Европе, а это, в свою очередь, - к разрушению так называемой российской газовой монополии. Определенная логика здесь конечно присутствовала.

Но, учитывая технологию добычи сланцевого газа, которая отличается от традиционной добычи во многом, как по техническим, так и по экономическим и экологическим параметрам, текущий кризис производства и вывода на рынок сланцевого газа непосредственно связан с самим ажиотажем, который возник вокруг сланцевого газа. При отсутствии значительного количества игроков на данном рынке и поддержании цен на сланцевый газ на прежнем уровне либо чуть ниже прежнего его добыча и вывод на рынок вплоть до конечного потребителя была бы экономически оправданна.

При текущем положении дел возможен возврат к ситуации, когда добыча сланцевого газа станет экономически рентабельной, но лишь после значительного спада предложения на этом рынке и восстановлении приемлемых закупочных цен на сланцевый газ. По прогнозам специалистов, данная ситуация на рынке может сложиться при определенных условиях, но не ранее 2015-2017 гг.

В ближайшем будущем производство сланцевого газа будет неизменно падать, что подтверждается данными о рекордном сокращении добычи. Это, в свою очередь, приведет к еще большим убыткам компаний, занимающихся добычей, в случае если цена сланцевого газа на рынке не изменится в сторону большей стоимости. В ближайшее время это маловероятно, так как наиболее крупные производители уходят с рынка, понеся убытки и реализуя конечный продукт.

В связи с этим можно сделать вывод, что насколько бы хорошей не выглядела идея производства сланцевого газа, ее нельзя рассматривать всерьез при построении прогнозов и тенденций производства газомоторного топлива.

Стоимость производства ГМТ

Главной причиной ожиданий увеличения рынка ГМТ является тенденция к снижению стоимости его производства, при этом цена производства танкеров, транспортирующих ГМТ, также уменьшается. Невзирая на то, что цена традиционного газа пока довольно низкая, вполне возможно, что в ближайшем будущем ситуация может измениться.

Себестоимость природного газа включает в себя три основных составляющих:

- разведка и последующая добыча;

- транспортировка;

- хранение.

Если сравнивать это с производственной цепью традиционного газа, то в себестоимость СПГ также входят такие дорогостоящие процессы, как сжижение и регазификация. Наиболее дорогостоящим является процесс сжижения, который составляет примерно 40 % от себестоимости ГМТ. Это можно объяснить необходимостью построения завода, предназначенного для сжижения газа, стоимость которого составляет от 1 до 1,5 млрд долл. Тем самым, процесс можно условно разделить на четыре этапа:

- разведка и последующая добыча;

- сжижение;

- транспортировка;

- хранение и регазификация.

Необходимо также обратить внимание на то, что данные цены являются текущей стоимостью производства. При учете капитальных затрат на постройку дорогостоящей инфраструктуры ГМТ его себестоимость может увеличиться до 250 долл./т. Согласно ретроспективным данным, за последние три - четыре десятилетия цены на производство ГМТ были снижены в два раза (рис. 3).

Потребительский спрос

Дополнительное стимулирующее действие на рынок ГМТ оказывает еще и ожидаемое увеличение потребления природного газа. И если в развитых странах доля природного газа увеличивается, ис-

600

500

400

300

200

100

1960-1980 гг. 1980-2000 гг. 2013 г.

Рис. 3. Удельная себестоимость производства газомоторного топлива, долл./т

25

20

15

10

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4. Импортные поставки газомоторного топлива в США в 1999-2009 гг., млрд м3 в год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

~О— Импортная цена ГМТ

— О — Импортная цена традиционного газа

Рис. 5. Импортные цены поставляемого в США традиционного и сжиженного газа в 2000-2012 гг., долл. /1 000 фт3 [10]

ходя из энергобаланса, с учетом таких составляющих, как экологическая безопасность и диверсификация поставок, то для развивающихся государств потребление газа будет наращиваться благодаря росту потребностей растущей экономики. К числу регионов, в которых, по прогнозам, будет ощутимо увеличен спрос на ГМТ, можно отнести Соединенные Штаты Америки и страны Юго-Восточной Азии - Южную. Корею и Китай.

В перспективе такой крупный импортер природного газа, как США, до 2020 г. должен значительно увеличить импорт ГМТ. С 1999 по 2007 г. США стремительно увеличивали импорт, но затем резко сократили его. Вероятно, есть несколько причин, одна из которых - «мыльный пузырь» сланцевого газа и экономический кризис. Однако, по оценкам экспертов, в скором времени США вновь увеличат импорт и будут его наращивать (рис. 4-5).

Самым крупным импортером ГМТ считается Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого приходится более 67 % от всей мировой торговли. На первом месте стоит Япония, которой из этих 67 % принадлежит 47,8 %. Благодаря своему географическому положению, Япония просто вынуждена продолжать развитие инфраструктуры ГМТ.

0

5

Здесь расположены 27 действующих терминалов ГМТ, общая мощность которых составляет 264 млрд т, тогда как на долю Южной Кореи приходится всего четыре терминала, мощность которых составит 110 млн т. На Тайване установлено лишь два таких терминала, которые способны принять 33,8 млн т.

Вполне вероятно, что Япония будет оставаться лидером до 2020 г., и только после этого на первое место выйдут Соединенные Штаты Америки и может быть Китай, который к этому времени вполне может превзойти Японию. Тайвань и Южная Корея также станут наращивать объемы импорта ГМТ.

В Европе лидером по потреблению является Испания - в 2013 г. она импортировала 16 млрд м3 против 9,6 млрд м3 импорта Великобритании. Импорт ГМТ в Европу падает в последние годы из-за затянувшейся рецессии, вследствие чего упал спрос на энергоносители.

Вывод

Таким образом, в настоящее время рынок потребления ГМТ непрерывно растет и показывает неизбежное повышение потребления в дальнейшем в течение как следующих нескольких лет, так и десятилетий. При этом развитие технологий в данной области в будущем позволит существенно сократить расходы на производство (сжижение и регазификацию), транспортировку, хранение и непосредственную передачу потребителю (заправка баллонов, автомобилей, подземных емкостей) и, соответственно, сделать этот вид топлива более привлекательным для потребителей [9].

В настоящее время Правительство России также заинтересовано в использовании ГМТ, развитии его производства и рынка потребления. Для этого принимаются различные государственные программы. Помимо уже упомянутого государственного регулирования цен на сжатый природный газ для заправки автотранспорта, также можно отметить:

- предоставление государственных субсидий для приобретения сельскохозяйственных машин, работающих на газомоторном топливе (постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»);

- предоставление инвестиционного налогового кредита в случае инвестирования в объек-

ты и технологии по производству легковых автомобилей, работающих на газомоторном топливе (постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита»). Кроме того, возможно принятие федерального закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», в котором будут содержаться дополнительные виды государственной поддержки данного вида деятельности.

Список литературы

1. Мировая торговля сжиженным природным газом. URL: http://www.ifs.ru/analytics/ spetsializirovannye-obzory/377-mirovaya-torgovlya-szhizhennym-prirodnym-gazom.

2. На сколько лет хватит газа и нефти. URL: http://itar-tass. com/infographics/7061.

3. Развитие индустрии и секторов конечного потребления сжиженных углеводородных газов в мире и в России. URL: http://tgs.su/magazine/ development-industry-final-consumption.

4. Ратнер С. В. Вопросы практической реализации государственной экономической политики в области энергоэффективности // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 29.

5. Ратнер С. В. Финансирование проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности: международный опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2013. № 24.

6. Силакова В. В. Реализация мероприятий по усилению экологической безопасности в нефтегазовом комплексе на основе научно-технического сотрудничества // Экономический анализ: теория и практика. 2012,№ 1.

7. Сжиженный газ завоевывает планету. URL: http://gazpetrol. ru/szhizhennyi-gaz-zavoevyvaet-planetu. html.

8. Тенденции потребления сжиженных углеводородных газов в мире и в России. URL: http://fas. su/index. php?page=317.

9. Statistical Review of World Energy 2009. BP Global. URL: www. bp. com/statisticalreview.

10. U. S. Natural Gas Imports & Exports 2012. URL: http://www.eia.gov/naturalgas/importsexports/ annual.

3KOHOMWQ npupodonoM>3O0anuH

10 (361) - 2014

Environmental management economy

GAS MOTOR FUEL AS ALTERNATIVE TO TRADITIONAL SOURCES OF CONSUMPTION OF ENGINES

Ivan D. GRACHEV, Mikhail M. SHARAPOV

Abstract

In article distinctive features of gas motor fuel (economic and ecological), features of definition of this type of fuel in foreign countries are revealed. The main concepts of development of a gas engine type of fuel and geography of distribution of its consumption taking into account the last achievements in the field of production of slate gas are submitted. Examples of the state support and subsidizing of use of this type of fuel are given.

Keywords: gas motor fuel, oil, transport greening, slate gas

References

1. World trade by the liquefied natural gas. Available at: http://www.ifs.ru/analytics/spetsializirovannye-obzory/377-mirovaya-torgovlya-szhizhennym-prirod-nym-gazom. (In Russ.)

2. On how many years will suffice gas and oil. Available at: http://itar-tass.com/infographics/7061. (In Russ.)

3. Development of the industry and sectors of final consumption of the liquefied hydrocarbonic gases in the world and in Russia. Available at: http://tgs. su/ magazine/development-industry-final-consumption. (In Russ.)

4. Ratner S. V. Voprosy prakticheskoi realizatsii gosudarstvennoi ekonomicheskoi politiki v oblasti ener-goeffektivnosti [Questions of practical realization of the state economic policy in the field of energy efficiency]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 29.

5. Ratner S. V. Finansirovanie proektov v oblasti al'ternativnoi energetiki i energoeffektivnosti: mezhd-

unarodnyi opyt i rossiiskie realii [Financing of projects in the field of alternative power engineering and energy efficiency: international experience and Russian realities]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 24.

6. Silakova V. V. Realizatsiia meropriiatii po usileniiu ekologicheskoi bezopasnosti v neftegazovom komplekse na osnove nauchno-tekhnicheskogo sotrud-nichestva [Realization of actions for strengthening of ecological safety in an oil and gas complex on the basis of scientific and technical cooperation]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 1.

7. The liquefied gas wins a planet. Available at: http://gazpetrol. ru/szhizhennyi-gaz-zavoevyvaet-plan-etu. html. (In Russ.)

8. Tendencies of consumption of the liquefied hydrocarbonic gases in the world and in Russia. Available at: http://fas.su/index.php?page=317. (In Russ.)

9. Statistical Review of World Energy 2009. BP Global. Available at: www.bp.com/statisticalreview.

10. U. S. Natural Gas Imports & Exports 2012. Available at: http://www.eia.gov/naturalgas/importsex-ports/annual.

Ivan D. GRACHEV

Deputy of State Duma of Federal Assembly of

Russia, Moscow, Russian Federation

[email protected]

Mikhail M. SHARAPOV

Financial University under the Government of the

Russian Federation, Moscow, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.