Научная статья на тему 'Газобетон для строительных объектов транспортной инфраструктуры'

Газобетон для строительных объектов транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЧЕИСТЫЙ БЕТОН АВТОКЛАВНОГО ТВЕРДЕНИЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ / ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / GAS CONCRETE / ENERGY EFFICIENCY / HEAT CONDUCTIVITY / SOUND INSULATION / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фомина Е.В., Лесовик В.С., Лашина И.В.

Введение. Строительные объекты транспортной инфраструктуры имеют различное назначение и отличаются условиями эксплуатации. Актуальной технической задачей является создание оптимального микроклимата для работы человека в ремонтных боксах и административных зданиях, что можно достигнуть за счет использования строительного мате-риала, сочетающего в себе высокие показатели теплозащиты и звукоизоляции, такого как ячеистый бетон автоклавного твердения. Основная задача, решаемая в рамках работы, направлена на решение вопросов усиления теплои звукоизоляционных показателей ячеистого бетона автоклавного твердения. Материалы и методы. Оценка эффективности применения газобетона основана на исследовании показателей теплозащиты и звукоизоляции. Анализ материала на макрои микроуровне проводился с применением растровой электронной микроскопии, метода газовой адсорбции. Проведен комплекс экспериментальных и расчетных показателей физико-технических свойств газобетона. Результаты. Применение аморфизированного алюмосиликатного сырья в газобетоне автоклавного твердения позволило изменять критерии пористой структуры: однородность распределения пор в объеме, толщину межпоровой перегородки, плотность межпоровой перегродки, форму и размер пор. При снижении плотности изделия на 22,5% снижение коэффициента теплопроводности составило 19,26%. Установлено, что формирование ячеистой структуры с преимущественно замкнутыми порами позволяет снизить сорбционную влажность мате-риала, повысить стойкость к сопротивлению паропроницаемости при различных изменениях влажности воздушной окружающей среды. Наличие в структуре газобетона пор различного диаметра с преобладанием мелких пор размером от 0,3 до 0,9 мм, а также пор размером меньше 94,6 нм позволяет повысить индекс изоляции воздушного шума с улучшением показателей поглощения звуковой волны в диапазоне частот 125-4000 Гц и в комплексе способствует достижению высоких звукоизолирующих показателей ограждающих стеновых конструкций. Обсуждение и заключение. Регулирование теплозвукоизоляционных свойств газобетона за счет оптимизации его пористой структуры позволяет создавать энергоэффективный строительный композит, способный защищать человека от неблагоприятных факторов окружающей среды в условиях транспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Фомина Е.В., Лесовик В.С., Лашина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAS CONCRETE FOR CONSTRUCTION OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Introduction. Construction objects of transport infrastructure have different influence and service conditions. An actual technical task is the design of optimal microclimate for human operation in workshops and office buildings. Therefore, such conditions can be achieved by using of construction material with high parameters of heatand sound-insulation such as a gas concrete. The main task of the research is the improvement of heatand sound-insulation in the gas concrete. Materials and methods. The evaluation of the gas concrete efficiency is based on the research of such parameters as heatand sound-insulation. The analysis of the material at macroand micro-level is performed with SEM-analysis and BET-analysis. In addition, the complex of experimental and calculated data of physical and chemical characteristics for gas concrete is carried out. Results. As a result, the usage of amorphous alum inosilicate raw materials in gas concrete allows variation of parameters to effect on pore structure such as homogeneous pore distribution in bulk, thickness and density of interpore partition, pore shape and pore size. The reduction of aerated concrete density by 22.5 % leads to reducing of heat conductivity by 19.26 %. The formation of cellular structure with mainly closed pores allows reducing of sorption humidity and vapor permeability of material under different environmental humidity. Differently-sized pores in the gas concrete and predominantly small pores with size of 0.3-0.9 mm as well as with size up to 94,6 nm leads to increasing isolation index of airborne sound due to increasing of absorption of acoustic wave in frequency range of 125-4000 Hz. Complexly, it provides high sound-insolating parameters of wall envelopes. Discussion and conclusions. Monitoring of heatand sound-insolation of the gas concrete due to optimization of pore structure allows formation of energy effective composites able to protect humans from unfavorable environment in the transport enterprises.

Текст научной работы на тему «Газобетон для строительных объектов транспортной инфраструктуры»

УДК 691.3

ГАЗОБЕТОН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

АННОТАЦИЯ

Введение. Строительные объекты транспортной инфраструктуры имеют различное назначение и отличаются условиями эксплуатации. Актуальной технической задачей является создание оптимального микроклимата для работы человека в ремонтных боксах и административных зданиях, что можно достигнуть за счет использования строительного материала, сочетающего в себе высокие показатели теплозащиты и звукоизоляции, такого как ячеистый бетон автоклавного твердения.

Основная задача, решаемая в рамках работы, направлена на решение вопросов усиления тепло- и звукоизоляционных показателей ячеистого бетона автоклавного твердения. Материалы и методы. Оценка эффективности применения газобетона основана на исследовании показателей теплозащиты и звукоизоляции. Анализ материала на макро- и микроуровне проводился с применением растровой электронной микроскопии, метода газовой адсорбции. Проведен комплекс экспериментальных и расчетных показателей физико-технических свойств газобетона.

Результаты. Применение аморфизированного алюмосиликатного сырья в газобетоне автоклавного твердения позволило изменять критерии пористой структуры: однородность распределения пор в объеме, толщину межпоровой перегородки, плотность межпоровой перегородки, форму и размер пор. При снижении плотности изделия на 22,5% снижение коэффициента теплопроводности составило 19,26%. Установлено, что формирование ячеистой структуры с преимущественно замкнутыми порами позволяет снизить сорбционную влажность материала, повысить стойкость к сопротивлению паропроницаемости при различных изменениях влажности воздушной окружающей среды. Наличие в структуре газобетона пор различного диаметра с преобладанием мелких пор размером от 0,3 до 0,9 мм, а также пор размером меньше 94,6 нм позволяет повысить индекс изоляции воздушного шума с улучшением показателей поглощения звуковой волны в диапазоне частот 125-4000 Гц и в комплексе способствует достижению высоких звукоизолирующих показателей ограждающих стеновых конструкций. Обсуждение и заключение. Регулирование теплозвукоизоляционных свойств газобетона за счет оптимизации его пористой структуры позволяет создавать энергоэффективный строительный композит, способный защищать человека от неблагоприятных факторов окружающей среды в условиях транспортных предприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ячеистый бетон автоклавного твердения, энергоэффективность, теплопроводность, звукоизоляция, экология.

Исследование выполнено за счет средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013—2020 годы, Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 годы, в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 7.5.1.; программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г. Шухова с использованием оборудования на базе Центра Высоких Технологий, БГТУ им. В.Г. Шухова.

© Е.В. Фомина, В.С. Лесовик, И.В. Лашина

Е.В. Фомина, В.С. Лесовик, И.В. Лашина

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

GAS CONCRETE FOR CONSTRUCTION OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

E.V. Fomina, V.S. Lesovik, I.V. Lashina Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov,

Belgorod, Russia

ABSTRACT

Introduction. Construction objects of transport infrastructure have different influence and service conditions. An actual technical task is the design of optimal microclimate for human operation in workshops and office buildings. Therefore, such conditions can be achieved by using of construction material with high parameters of heat- and sound-insulation such as a gas concrete. The main task of the research is the improvement of heat- and sound-insulation in the gas concrete. Materials and methods. The evaluation of the gas concrete efficiency is based on the research of such parameters as heat- and sound-insulation. The analysis of the material at macro- and micro-level is performed with SEM-analysis and BET-analysis. In addition, the complex of experimental and calculated data of physical and chemical characteristics for gas concrete is carried out.

Results. As a result, the usage of amorphous alum inosilicate raw materials in gas concrete allows variation of parameters to effect on pore structure such as homogeneous pore distribution in bulk, thickness and density of interpore partition, pore shape and pore size. The reduction of aerated concrete density by 22.5 % leads to reducing of heat conductivity by 19.26 %. The formation of cellular structure with mainly closed pores allows reducing of sorption humidity and vapor permeability of material under different environmental humidity.

Differently-sized pores in the gas concrete and predominantly small pores with size of 0.3-0.9 mm as well as with size up to 94,6 nm leads to increasing isolation index of airborne sound due to increasing of absorption of acoustic wave in frequency range of 125-4000 Hz. Complexly, it provides high sound-insolating parameters of wall envelopes.

Discussion and conclusions. Monitoring of heat- and sound-insolation of the gas concrete due to optimization of pore structure allows formation of energy effective composites able to protect humans from unfavorable environment in the transport enterprises.

KEYWORDS: gas concrete, energy efficiency, heat conductivity, sound insulation, ecology.

The research was carried out at the expense of the "Development of Science and Technologies" state program of the Russian Federation for 2013-2020, of the program for basic research of the State Academies of Science for 2013-2020 and as part of the basic research plan of the Ministry of Construction in Russia and the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences. The topic number is 7.5.1. Development programs are presented on the basis of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov by using equipment base of the High Technologies Center of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov.

© E.V. Fomina, V.S. Lesovik, I.V. Lashina

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ВВЕДЕНИЕ

Современная номенклатура строительных изделий должна отвечать повышенным требованиям в соответствии с территориальной расположенностью проектируемого строительного объекта и условиями его эксплуатации. При выборе строительного композита необходимо обеспечить создание системы зданий и сооружений, формирующих пространственную среду, качественную и безопасную для жизни и деятельности людей [1]. Кроме высоких технико-эксплуатационных характеристик, строительный композит должен обладать эстетической ценностью и удовлетворять требованиям развития современной архитектуры [2]. При эксплуатации в условиях агрессивной городской среды материал приобретает свойство «эмерджентно-сти», что при эксплуатации проявляется в его быстром износе, коррозионном разрушении, деструкции и разрушении материалов.

Композиты, способные приспосабливаться в условиях их эксплуатации, являются решением экономических и социальных аспектов. В России эти вопросы актуальны при развитии умных городов «Smart City» [3], решения масштабных задач социально-экономического освоения Арктики [4], строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны.

Особые требования предъявляются к строительным композитам, которые применяются при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры (железнодорожных сортировочных станций, депо, диспетчерских, автобусных, троллейбусных и трамвайных парков и т.п.). В этом случае согласно СП 51.13330.2011 для соблюдения санитарно-защитных зон в первую очередь необходимы звукопоглощающие конструкции. Всемирной организацией здравоохранения отмечается, что постоянное воздействие на человека шума громкостью выше 50 дБ вызывает болезни сосудистой системы и повышает риск инфарктов. Среднесуточный суммарный уровень шума в окрестностях транспортных предприятий составляет 50-90 дБ, при этом уровень шума автобусных парков 85-92 дБ, шум от движения трамвая 70-80 дБ.

Одним из приоритетных направлений современного развития мировой экономики является повышение энергоэффективности материалов строительной индустрии, что имеет важное значение и для строительных объектов, обеспечивающих техническую и административную деятельность. При проектировании, создании, модернизации и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры необходимым

фактором также является улучшение технико-экономических показателей зданий путем снижения их веса, материалоемкости и обеспечение необходимых теплозвукоизоляционных свойств для создания оптимального микроклимата, что имеет большое значение в поддержании хорошего самочувствия, работоспособности и здоровья человека [5,6,7]. В условиях существующих жестких требований к энергосбережению и тепловой защите зданий, а также с повышением требований к качеству окружающей среды в эксплуатируемых помещениях оптимальным вариантом конструктивного решения для строительства объектов транспортной инфраструктуры являются блоки из автоклавного ячеистого бетона. На сегодняшний день ячеистый бетон автоклавного твердения уже зарекомендовал себя как универсальный строительный материал, производимый по экологически чистой технологии, благодаря чему входит в концепцию «зеленого строительства» [8,9]. Существенный технический и экономический эффект применения автоклавного ячеистого бетона при строительстве объектов транспортной сферы может быть основан на уникальном сочетании теплозвукоизоляционных свойств. Регулировать теплозвукоизоляци-онные свойства газобетона возможно за счет изменения пористости, в частности, за счет оптимизации следующих характеристик ячеистой структуры: однородность распределения пористости в объеме материала, толщину межпо-ровых перегородок, плотность межпоровых перегородок, форму пор, характер внутренней поверхности пор [10, 11].

При регулировании физико-механических показателей строительных композитов важная роль отводится генетическим особенностям сырья, слагающего композит [12,13,14,15]. Современные исследования базируются на получении новых знаний и изучении новых явлений при оценке качества сырья природного и техногенного генезиса, максимального раскрытия его энергетического потенциала [16,17,18,19]. Решение этих вопросов лежит в области трансдисциплинарных исследований в рамках развития научного направления «геоника (геомиметика)». Геоника предполагает системный подход к решению данных проблем в рамках единого преобразования неорганического мира и оптимизации системы «человек -материал - среда обитания» [1, 20,21,22].

По результатам некоторых работ увеличение количества мелких пор (до 1 мкм) и равномерное распределение их различного диаметра по объему материала позволяет повысить эффективность акустических свойств [23, 24].

Однако традиционно выпускаемые материалы не в полной мере удовлетворяют потребностям. Так, в производстве автоклавного ячеистого бетона не всегда удается достичь необходимой пористости и сохранить требуемые прочностные свойства. В связи с этим и с учетом условий его эксплуатации в транспортной инфраструктуре необходимо внедрение новых разработок, направленных на усовершенствование качества теплозвукоизоляции.

В ранее проведенных нами исследованиях была установлена эффективность применения в составе ячеистого бетона автоклавного твердения алюмосиликатных пород. В результате удалось получить конкурентоспособный продукт за счет снижения плотности изделия на 20% и повышении прочности структуры ячеистого композита на 35% [25].

В данной работе будет произведена оценка энергоэффективности полученного ранее материала по теплоизоляционным и звукоизоляционным показателям, что является необходимым при проектировании, реконструкции и ремонте объектов транспортной инфраструктуры, а также позволит расширить области внедрения инновационных разработок строительного материаловедения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Образцы ячеистых бетонов формовались размером 100*100*100 мм. Автоклавная обработка проводилась при температуре 183°С по режиму: продувка автоклава - 40 мин, подъем давления пара до 10 атм. - 1 ч, вы-

держка при рабочем давлении - 5 ч, снижение давления пара - 2 ч.

Микроструктура образцов изучалась при помощи высокоразрешающего растрового электронного микроскопа (РЭМ) «Хитачи S-800».

Для изучения пористости ячеистого бетона на микроуровне использовали метод газовой адсорбции с использованием прибора SoftSorbi-II ver.1.0.

Измерение теплопроводности производили ИТП-МГ4 «Зонд» (СКБ «Стройприбор») методом цилиндрического зонда согласно ГОСТ 30256-94. Паропроницаемость и сорбцион-ную влажность материала измеряли согласно стандартным методикам по ГОСТ 25898-83 и ГОСТ 24816-81.

Определение частотной характеристики звукоизолирующей способности производили при помощи интерферометра [26].

РЕЗУЛЬТАТЫ

За контрольный принят состав бетона, соответствующий марке D500 с классом прочности до В2,5. Состав разработанного ячеистого бетона отличается от контрольного заменой 15% кварцевого песка на алюмосиликатную породу - перлит, - содержащую в своем составе до 80% аморфного кремнезема [16], что позволило снизить плотность изделия на 22,5%, при увеличении прочности на 31%.

При оценке макроструктуры материала, представленной на рисунке 1, очевидны отличия разработанного бетона от традиционного, отмечается образование большего количества

Рисунок 1 - Макроструктура ячеистых изделий: а - контрольный газобетон, б - газобетон на алюмосиликатном сырье

Figure 1 - Macrostructure of cellular composites: a - control gas concrete, b - gas concrete on the basis of aluminosilicate raw materials

а

б

.610" .5510" .510" .4510" .410" 1 .3510" .310" :> .2510" .210" .1510" .110" .510

£

=5 (Л

Рисунок 2 - Распределение нанопористости образцов: а - контрольный газобетон, б - газобетон на алюмосиликатном сырье

Figure 2 - Nanoporosity distribution in: а - control gas concrete, b - gas concrete on the basis of aluminosilicate raw materials

Рисунок 3 - Микроструктура межпоровой перегородки ячеистых изделий: а - контрольный газобетон, б - газобетон на алюмосиликатном сырье

Figure 3 - Microstructure of interpore partition in cellular concrete: а - control gas concrete, b - gas concrete on the basis of aluminosilicate raw materials

а

б

я

б

замкнутых и равномерно распределенных пор различного диаметра по объему материала. На фоне общего увеличения объема пор образец пронизан микропорами, доминируют мелкие равномерно распределенные поры размером от 0,3 до 0,9 мм (рисунок 1, б).

Согласно анализу распределения пор на микроуровне отмечается увеличение общей пористости материала со сдвигом в область нанометрического диапазона (рисунок 2, б). Так, объем пор с радиусом меньше 94,6 нм в контрольном бетоне составил 0,007 см3/г, в газобетоне на основе алюмосиликатного сырья этот показатель увеличивается до 0,015 см3/г с распределением пор различного диаметра.

Следует отметить, что в газобетоне на алю-мосиликатном сырье микроструктура межпо-ровой перегородки и поверхность пор покрыта плотным слоем новообразований игольчатой морфологии, армирующих структуру в более прочный массив, это позволяет снизить усадочные деформации (рисунок 2, б). Снижение усадочных деформаций вяжущего, повышение плотности межпоровой перегородки и минимизация дефектности структуры позволяет увеличить количество пор по объему бетона с преимущественно замкнутыми округлыми порами.

Строительные объекты транспортной инфраструктуры имеют различное назначение и отличаются условиями эксплуатации, при которых необходимо соблюдать условия оптимального микроклимата. В гаражном боксе при хранении транспорта необходима низкая влажность и постоянная температура, что является необходимым для предотвращения

ускоренной амортизации и развития коррозийных процессов металла. В ремонтных боксах и административных зданиях необходимо создание микроклимата, способствующему хорошему самочувствию, работоспособности и здоровью человека.

Исходя из поставленных задач, в качестве типовых условий эксплуатации строительных объектов транспортной инфраструктуры из разработанного материала производили расчет его теплофизических свойств в сравнении с контрольным газобетоном. Влажность воздуха принимали исходя из значений СНиП11-3-79, которые колеблются в зависимости от климатических сезонных условий для зоны А - 80%, для зоны Б— 97%. Вычисление сорбционной влажности материала в условиях эксплуатации строительных объектов производили согласно построенным изотермам сорбции при средней температуре (19±1)°С согласно ГОСТ 24816-2014.

По результатам расчетов сорбционная влажность газобетона на алюмосиликатном сырье меньше показателей контрольного газобетона. Это можно объяснить созданием ячеистой структуры с преимущественно замкнутыми порами, а также более плотной матрицей поверхности пор ( см.рисунки 1,б; 2,б) за счет чего уменьшается количество выступающих активных центров адсорбирующих влагу, что приводит к некоторому снижению сорбции (таблица 1).

В связи с тем что применение ячеистого бетона планируется в наружных ограждениях, ограниченных нормальными режимами кли-

ТАБЛИЦА1

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛИ СВОЙСТВ БЕТОНОВ

TABLE 1

PHYSICAL AND TECHNICAL CHARACTERISTICS OF THE CONCRETE

Изделие Средняя 3 плотность, кг/м Прочность, МПа о Теплопроводность, Л Вт/м- С Коэффициент паропрони-цаемости бетона |j, мг/(м-ч-Па) Сорбционная влажность, %

в сухом состоянии, Л0 Расчетные коэффициенты при влажности воздуха А при влажности воздуха Б

при влажности, ЛА при влажности, ЛБ

Контрольный газобетон 562,7 2,72 0,135 0,150 0,163 0,205 1,25 4,20

Газобетон на алюмосили-катном сырье 435,7 3,57 0, 109 0,110 0,111 0,210 1,12 3,98

ГОСТ 31359-2007 500 До 2,5 0,120 - - Не менее 0,200

ТАБЛИЦА 2

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ

TABLE 2

CALCULATED VALUES OF THE SOUND INSULATION

Кладка блоков толщиной 200 мм Индекс изоляции воздушного шума Rw, дБ

Без отделки Отделка цементо-песчаной штукатуркой 20 мм с двух сторон

Контрольный газобетон 43 54

Газобетон на алюмосиликатном сырье 48 57

СП 23-103-2003 Предельно допустимыйдля пребывания человека в промышленной зоне 48

матических изменений, для расчета коэффициентов теплопроводности брались усредненные значения эксплуатационной влажности для зоны А - 1%, для зоны Б - 4%. Расчет теплопроводности производили согласно ГОСТ 54855-2011.

Согласно нормативным требованиям по ГОСТ 31359-2007 для газобетона, соответствующему марке D500 с классом прочности до В2,5, коэффициент паропроницаемости ^ должен быть не менее 0,200 мг/(мчПа). Экспериментально полученные значения контрольного бетона, полученного по традиционной технологии ^ = 0,205 мг/(мчПа), у разработанного материала на алюмосиликат-ном сырье сопротивление паропроницанию немного выше ^ = 0,210 мг/(мчПа), что обеспечивает ему хорошие теплоизоляционные характеристики с получением более низких показателей теплопроводности фактических и расчетных ( см .таблицу 1).

Оценку акустических характеристик конструкции из газобетона на алюмосиликатном сырье определяли согласно ориентировочному расчетному индексу изоляции воздушного шума ограждающими конструкциями сплошного сечения в соответствии с СП 23-103-2003. По формуле

Rw = 371д(т) + 551д(К) - 43, дБ,

где Rw - индекс изоляции воздушного шума; т = - поверхностная плотность стены, кг/м2;

рт - плотность кладки; h - толщина кладки;

К - коэффициент, учитывающий улучшение звукоизоляции благодаря увеличению изгиб-ной жесткости и внутреннего трения газобетонного ограждения по отношению к контракциям из тяжелого бетона с той же поверхностной

плотностью к = 1,75 (коэффициент был вычислен методом интерполяции).

Расчет производили для блока толщиной 200 мм, уложенного в кладку на клей без отделки и с отделкой цементо-песчаной штукатуркой.

Исходя из СП 23-103-2003 требуемая звукоизоляция ограждающих стеновых конструкций, отделяющих защищаемые от воздушного шума рабочие помещения и от помещений с источниками шума, для создания высококомфортных условий - 54 дБ, для комфортных условий - 52 дБ. Согласно расчетным данным, представленным в таблице 2, индекс изоляции воздушного шума разработанного бетона соответствует нормативным показателям. Для усиления звукоизоляции стен и создания вы-сокомфортных условий пребывания человека в рабочих помещениях из разработанного бетона рекомендуется дополнительная отделка цементо-песчаной штукатуркой.

На основании экспериментальных измерений были построены частотные характеристики звукоизоляции, с помощью которых определяли способность материала к задержанию (поглощению) звуковой волны в диапазоне частот 125-4000 Гц.

Установлено повышение коэффициента звукопоглощения газобетона на алюмосили-катном сырье в октавных полосах указанного диапазона частот. Структурная особенность полученного бетона заключается в наличии большего количества пор различного диаметра с преобладанием мелких пор. При прохождении звуковой волны через материал она приводит воздух, заключенный в его порах, в колебательное движение, и мелкие поры создают большее сопротивление, чем крупные, поэтому тормозится движение воздуха и в результате трения часть механической энергии превращается в тепловую [24]. В комплексе

S * ||

S о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

± Е

о

Я с

О о >

m

m

0,4 0,3 0,2 0,1

• Котрольный газобетон

• Газобетон на алюмосиликатном сырье

0,12

125

250

500 Частота, Гц

1000

2000

0,3 0,25

4000

0

Рисунок 4 - Звукопоглощающие свойства контрольного газобетона и газобетона

на алюмосиликатном сырье

0,4

С i—i

0 -Я •■¡3 is

^0,3

<5

1 S

£|0,2 = g

° 8

0,1

■ control gas concrete

■ gas concrete on alyumosilikatny raw materials

0,12

0,3 0,25

125 250 500 1000 2000 4000

Frequency, Hz

0

Figure 4-Soundabsorptioncharacteristicsfor control gasconcrete andgasconcrete

on thebasis ofaluminosilicate raw materials

это способствуетдостижениювысокихзвукои-золирующих тнказатетей разработостого ма-

В ттксрупности фввторов измтнение структу|эиы1ы ооо^нтыстсй есоистого соог>на о бе спечивает его фунгционал ь ностт тув и Со в сороитылоных г^ькооох трЭНС-турсной снфууотруктуры, выаолсяет все условтя СОВроМвННЫХ ЮО|ЭО И

правсл в часто еробовсний к тепловой защите зданий вцелях экономииэнергии и оптимизации микроклимата помещений.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКО1ЮЧЕНИЕ

Фоомвоотгуст в структуре оазоОоиоою сс одюмoтoхскавкоу оырсе зaмкиооыo ото, соы-номерюо сасп^делеооых по осъемд мосси-ва, сокколитю снизить юлотностьы осо,7 до 4дс,7 ко/м3. о га ние миlфoстpуктypы

ихвутбpaзстуввями пуеи-мыщeстввыкн огольсооытай мoflX)oоыгии опо-соОствуст куoышeнмю срючсостх ^обстона,

минимв^зации дефуктности его структуры и позволяет повысить сркытисты зздепия нт 31%, сзиилть усyрзузннyю виа>сноать на Ю%и по-^ы^^с^у^ть сс^ппаропроницаевоспи. и1теутниыо по^атлостуго риаметра, а также °отниченыт количеосва ра;^1^(тпызы^ерн^1^1ыпор на тширо- и нвноуроыио ^"^(^г^зилоыи са еии-жынии зртффициeнтт зУплатцииоднocти в в^излистыи аытютиох сзмоиенык воид^ной влажности окружающей среды, что позволяет рекомендовать его для возведения построек промышленного и складского назначения, га-ражтыс боксы цыт хранени я У1мешого ремынта биз аlУтзлтитeлтнoro цт^(^1^.^^ния.Улз^1сенн^ые укycттзрззи0xзррттepиутк>п тaзpсTоисттзго цужонм ыанзюв эзеу мспзцкaл у^тме^ии!м для ктыциты тт иуздашп о го шема р и^СнспоРКТЫМ nцудкстзтпи. В cапoвyпмзоти фтоиеров ^работшиий зтeтстый 0зтон с копплeкc:l0ы зцзсоушетеутуаниныо зиУпнтв зиляаоыя зурзroсффсазтвныы е рацыозаыь-ным a|r)ситизноK1нo-ил^ны1усвoнтым решипием

при проектировании, создании, модернизации и эксплуатации строительных объектов транспортной инфраструктуры и выполняет все условия современных строительных норм и правил в части требований к тепловой защите зданий в целях экономии энергии и оптимизации микроклимата помещений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лесовик В.С. Геоника (геомиметика). Примеры реализации в строительном материаловедении : монография / В.С. Лесовик. 2-е изд., доп. Белгород : Изд-во БГТУ, 2016. 287 с.

2. Кожухова М.И., Фомина Е.В., Фомин А.Е. Фракталы как иерархический принцип организации в строительном материаловедении // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. №7. С. 18-23. DOI: 10.12737/ article_5b4f02b20be876.03657115

3. Жуковский С.В., Сурков А.А., Кычкин А.В. Аспекты устойчивого развития высокотехнологичной городской среды // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. № 1 (25). С. 80-92. DOI: 10.15593/2409-5125/2017.01.07

4. Из выступления Вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина на международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога». 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// forumarctica.ru/news-from/dmitrij-rogozin-otkryl-iv-mezhdunarodnyj-arkticheskij-forum-arktika-territoriya-dialoga/.

5. Лесовик В.С., Першина И.Л. Медицинский аспект архитектурной геоники - влияние звуков на человека // Вестник физиотерапии и курортологии. 2017. Т. 23. № 4. С. 58-63. https://elibrary.ru/item.asp?id=30604211

6. Fediuk R.S., Yevdokimova Y.G., Smoliakov A.K., Stoyushko N.Y., LesoviK V.S. Use of geonics scientific positions for designing of building composites for protective (fortification) structures // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017. Volume 221, Issue 1. 012011. DOI: 10.1088/1755-1315/221/1/012011

7. Rathi1O., Khandve P.V. 2016. Cost effectiveness of using ААС blocks for building construction in residential building and public buildings // International Journal of Research in Engineering and Technology. Vol. 05, Issue 05. Рр. 517-520. https://www.researchgate.net/

publication/292695374_Cost_Effectiveness_of_ using_AAC_Blocks_for_Building_Construction

8. Rathil S.O., Khandve P.V. 2015. AAC Block - A New Eco-friendly Material for Construction // International Journal of Advance Engineering and Research Development. Vol. 2, Issue 4. Рр. 410-414. https://www.researchgate.net/ publication/281064872_AAC_Block_-_A_New_ Eco-friendly_Material_for_Construction

9. Гринфельд Г.И., Вишневский А.А., Смирнова А.С. Производство автоклавного газобетона в России в 2017 году // Строительные материалы. 2018. № 3. С. 62-64. https://elibrary. ru/download/elibrary_32749401_33367593.pdf

10. Жук П.М., Жуков А.Д. Нормативная правовая база экологической оценки строительных материалов : перспективы совершенствования // Экология и промышленность России. 2018. Т. 22. № 4. С. 52-57. DOI: 10.18412/1816-0395-2018-4-52-57

11. Fomina E.V, Chulenyov A.S, Kozhukhova N.I. Properties control in auto-clave aerated concrete by choosing of pore forming Al-agent // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 365. 032044. DOI: 1088/1757-899X/365/3/032044

12. Кожухова Н.И. Оценка фазово-размер-ной гетерогенности алюмосиликатного сырья // сб. докл. III Всерос. научно-технич. конф. «Инновационные материалы и технологии в дизайне». Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. 2016. С. 57. https://elibrary.ru/item.asp?id=28185928

13. Алфимова Н.И., Лесовик В.С., Глаголев Е.С., Вишневская Я.Ю. Оптимизация условий твердения композиционных вяжущих с учетом генезиса кремнеземсодержащего компонента. Монография. Белгород. Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. 91 с. https://elibrary.ru/ item.asp?id=29667223

14. Fomina E.V., Lesovik V.S., Fomin A.E., Kozhukhova N.I., Lebedev M.S. Quality evaluation of carbonaceous industrial by-products and its effect on properties of autoclave aerated concrete // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering . 2018. Vol. 327. 042033. DOI: 10.1088/1757-899X/327/4/042033

15. Лесовик В.С. Повышение эффективности производства строительных материалов с учетом генезиса. М.: Изд-во АСВ, 2006. 526 с.

16. Кожухова Н.И., Жерновский И.В., Соболев К.Г. Влияние различий рентгено-амор-фной фазы в составе низкокальциевых алю-

мосиликатов на прочностные характеристики геополимерных систем // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. № 4. С. 4-12. DOI: 10.12737/ article_5ac24a276fc102.09159142

17. Shekhovtsova J., Kovtun M., Kearsley E., Zhernovsky I., Kozhukhova N., Zhernovskaya I. Estimation of fly ash reactivity for use in alkali-activated cements - a step towards sustainable building material and waste utilization // Journal of Cleaner Production. 2018. Т. 178. рр. 22-33. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.12.270

18. Алфимова Н.И., Шадский Е.Е., Никифорова Н.А. Эффективность использования органо-минерального модификатора на основе вулканогенно-осадочных пород // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 2 (17). С. 120-128. https:// elibrary.ru/item.asp?id=26459486

19. Лесовик В.С., Фомина Е.В. Кристалло-генетические аспекты техногенного метасоматоза в строительном материаловедении // сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. 70-летию заслуж. деятеля науки РФ, члена-корр. РААСН, д.т.н., проф. В.С. Лесовика «Интеллектуальные строительные композиты для зеленого строительства». Белгород : Изд-во БГТУ, 2016. С. 151-156. https://elibrary. ru/item.asp?id=26520782

20. Fediuk R.S., Yevdokimova Y.G., Smoliakov

A.K., Stoyushko N.Y., Lesovik V.S. Use of geonics scientific positions for designing of building composites for protective (fortification) structures // VIII International scientific practical conference innovative technologies in engineering. 2017. Vol. 221. UNSP 012011. DOI:10.1088/1757-899X/221/1/012011.

21. Малова Е.Ю., Козлова В.К., Верещагин

B.И., Саркисов Ю.С., Горленко Н.П., Павлова А.Н. Геоника : от геохимии дефернита, спур-рита и их аналогов к созданию искусственных материалов на основе цементных систем // Ползуновский вестник. 2017. № 1. С. 78-83. https://elibrary.ru/item.asp?id=29431978

22. Верещагин В.И., Рихванов Л.И., Сарки-сов Ю.С., Асосков Ю.Ф., Смирнов А.А. Синер-гетические принципы создания строительных и композиционных материалов полифункционального назначения // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 351. № 3. С. 12-15. https://elibrary.ru/item. asp?id=13010204

23. Laukaitis A. Acoustical Properties of Aerated Autoclaved Concrete Article in Applied

Acoustics. 2006. Vol. 67(3). Рр. 284-296. DOI: 10.1016/j.apacoust. 2005.07.003.

24. Вайсера Г.С., Пучка О.В., Лесовик В.С., Бессонов И.В., Алексеев С.В. Влияние влаго-содержания, воздухопроницаемости и плотности материала на его звукопоглощающие характеристики // Строительные материалы. 2017. № 6. С. 24-27. https://elibrary.ru/item. asp?id=29452557

25. Фомина Е.В., Жерновский И.В., Строкова В.В. Особенности фазообразования силикатных ячеистых изделий автоклавного твердения с алюмосиликатным сырьем // Строительные материалы. 2012. № 9. С. 3839. https://elibrary.ru/item.asp?id=18124619

26. Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В. Теоретические и экспериментальные исследования звукоизолирующей способности теплоизоляционных плит на основе пеностекла // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 5. С. 45-48. https://elibrary.ru/item. asp?id=23872759

REFERENCES

1. Lesovik V.S. Geonika (geomimetika). Primery realizacii v stroitel'nom materialove-denii. [Geonickname (geomimmetics). Examples of realization in construction materials science]. Belgorod: BSTU. 2016. 287 р (in Russian).

2. Kozhukhova M.I., Fomina E.V., Fomin A.E. Fraktaly kak ierarhicheskij princip organi-zacii v stroitel'nom materialovedenii [Fractals as a principle of hierarchical structure formation in construction material science]. Vestnik BGTU im. V.G. SHuhova, 2018, no 7, pp. 18-23 (in Russian). DOI: 10.12737/article_5b4f02b-20be876.03657115

3. Zhukovsky S.V., Surkov A.A., Kychkin A.V. Aspekty ustojchivogo razvitiya vysokotekh-nologichnoj gorodskoj sredy [Aspects of sustainable development of the hi-tech urban environment]. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo uni-versiteta. Prikladnaya ehkologiya. Urbanisti-ka, 2017, no 1 (25), pр. 80-92 (in Russian). DOI: 10.15593/2409-5125/2017.01.07

4. From a speech of the Deputy Prime Minister of the Government of the Russian Federation Dmitry Rogozin at the international Arctic forum "Arctic - Territory of Dialogue" 2017 [An electronic resource]. Available at: http:// forumarctica.ru/news-from/dmitrij-rogozin-ot-

kryl-iv-mezhdunarodnyj-arkticheskij-forum-ark-tika-territoriya-dialoga/. (accesse d: 3.10.2018) (in Russian).

5. Lesovik V.S., Pershina I.L. Medicinskij aspekt arhitekturnoj geoniki - vliyanie zvukov na cheloveka [Medical aspect architectural geon-icknames - influence of sounds on the person]. Vestnik fizioterapii i kurortologii, 2017, T. 23, no 4, pp. 58-63 (in Russian). https://elibrary.ru/item. asp?id=30604211

6. Fediuk R.S., Yevdokimova Y.G., Smo-liakov A.K., Stoyushko N.Y., LesoviK V.S. Use of geonics scientific positions for designing of building composites for protective (fortification) structures // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2017. Vol. 221, Issue 1. 012011. DOI: 10.1088/17551315/221/1/012011.

7. Rathi1 O., Khandve P.V. 2016. Cost effectiveness of using AAC blocks for building construction in residential building and public buildings // International Journal of Research in Engineering and Technology. Vol. 05, Issue 05, pp. 517-520. https://www.researchgate.net/pub-lication/292695374_Cost_Effectiveness_of_us-ing_AAC_Blocks_for_Building_Construction.

8. Rathi1 S.O., Khandve P.V. 2015. AAC Block - A New Eco-friendly Material for Construction // International Journal of Advance Engineering and Research Development. Vol. 2, Issue 4, pp. 410-414. https://www.researchgate. net/publication/281064872_AAC_Block_-_A_ New_Eco-friendly_Material_for_Construction.

9. Grinfeld G.I., Vishnevsky A.A., Smirnova A. S. Proizvodstvo avtoklavnogo gazobetona v Rossii v 2017 godu [Production of the gas concrete in Russia in 2017]. Stroitel'nye Materialy, 2018, no 3, pp. 62-64 (in Russian). https://elibrary. ru/download/elibrary_32749401_33367593.pdf.

10. Zhuk P.M., Zhukov A.D. Normativnaya pravovaya baza ehkologicheskoj ocenki stroi-tel'nyh materialov: perspektivy sovershenstvo-vaniya [Regulatory legal base of ecological assessment of construction materials: prospects of improvement]. Ekologiya i promyshlennost' Rossii, 2018, T. 22. no 4, pp. 52-57 (in Russian). DOI: 10.18412/1816-0395-2018-4-52-57.

11. Fomina E.V, Chulenyov A.S, Kozhuk-hova N.I. Properties control in auto-clave aerated concrete by choosing of pore forming Al-agent // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 365. 03204410. DOI: 1088/1757-899X/365/3/032044.

12. Kozhukhova N.I. Ocenka fazo-vo-razmernoj geterogennosti alyumosilikatnogo

syr'ya [Assessment of phase and dimensional heterogeneity of alyumosilikatny raw materials]. The international scientific and practical conference Innovacionnye materialy i tekhnologii v dizajne [Innovative materials and technologies in design]. St. Petersburg state institute of cinema and television. 2016. Page 57 (in Russian). https://elibrary.ru/item.asp?id=28185928.

13. Alfimova N.I., Lesovik V.S., Glagolev E.S., Vishnevskaya Ya.Yu. Optimizaciya uslovij tverdeniya kompozicionnyh vyazhushchih s uchetom genezisa kremnezemsoderzhashche-go komponenta [Optimization of conditions of curing composite knitting taking into account genesis of a kremnezemsoderzhashchy component]. Monograph. Belgorod. BGTU publishing house of V.G. Shukhov. 2016. 91 p. (in Russian). https://elibrary.ru/item.asp?id=29667223.

14. Fomina E.V., Lesovik V.S., Fomin A.E., Kozhukhova N.I., Lebedev M.S. Quality evaluation of carbonaceous industrial by-products and its effect on properties of autoclave aerated concrete // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 327. 042033. DOI: 10.1088/1757-899X/327/4/042033.

15. Lesovik V.S. Povyshenie ehffektivnosti proizvodstva stroitel'nyh materialov s uchetom genezisa [Enhancement of efficiency of construction materials production taking into account genesis of applied rocks]. Scientific publication. 2006. Moscow: ACB, 526 p. (in Russian).

16. Kozhukhova N.I., Zhernovsky I.V., Sobolev K.G. Vliyanie razlichij rentgeno-amorf-noj fazy v sostave nizkokal'cievyh alyumosilika-tov na prochnostnye harakteristiki geopolimernyh sistem [Influence of distinctions of a X-ray-amorphous phase as a part of low-calcic aluminosili-cates on strength characteristics of geopolymer-ic systems]. Vestnik BGTU im. V.G. SHuhova, 2018, no 4, pp. 4-12 (in Russian). DOI: 10.12737/ article_5ac24a276fc102.09159142.

17. Shekhovtsova J., Kovtun M., Kearsley E., Zhernovsky I., Kozhukhova N., Zhernovska-ya I. Estimation of fly ash reactivity for use in alkali-activated cements - a step towards sustainable building material and waste utilization // Journal of Cleaner Production. 2018. T. 178. pp. 22-33. DOI: 10.1016 / j.jclepro.2017.12.270.

18. Alfimova N.I., Shadsky E.E., Nikifor-ova N.A. Ehffektivnost' ispol'zovaniya orga-no-mineral'nogo modifikatora na osnove vul-kanogenno-osadochnyh porod [Efficiency of the organo-mineral modifier usage on the basis of volcanogenic and sedimentary breeds]. Izvesti-ya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost',

2016, no 2 (17), pp. 120-128 (in Russian). https://elibrary.ru/item.asp?id=26459486.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Lesovik V.S., Fomina E.V. Kristalloge-neticheskie aspekty tekhnogennogo metasoma-toza v stroitel'nom materialovedenii [Crystal and genetically aspects of a techno genic metaso-matic in construction materials science]. The international scientific and practical conference devoted to the 70 anniversary of the honored worker of science of the Russian Federation, the corresponding member of PAACH, the Doctor of Engineering, prof. V. S. Lesovik. Intellektual'nye stroitel'nye kompozity dlya zelenogo stroitel'stva [Intellectual construction composites for green construction]. Belgorod: BGTU of V.G. Shukhov. 2016. pp. 151-156 (in Russian). https://elibrary. ru/item.asp?id=26520782.

20. Fediuk R.S., Yevdokimova Y.G., Smolia-kov A.K., Stoyushko N.Y., Lesovik V.S. Use of ge-onics scientific positions for designing of building composites for protective (fortification) structures // VIII International scientific practical conference innovative technologies in engineering. 2017. Vol. 221. UNSP 012011. D0I:10.1088/1757-899X/221/1/012011.

21. Malova E.Yu., Kozlova V.K., Vereshcha-gin V.I., Sarkisov Yu.S., Gorlenko N.P., Pavlova of A.N. Geonika: ot geohimii defernita, spurrita i ih analogov k sozdaniyu iskusstvennyh materi-alov na osnove cementnyh sistem [Genic: from geochemistry of the defernit, the spurred and their analogs to creation of artificial materials on the basis of cement systems]. Polzunovskij vestnik, 2017, no 1, pp. 78-83 (in Russian). https:// elibrary.ru/item.asp?id=29431978.

22. Vereshchagin V.I., Rikhvanov L.I., Sarkisov Yu.S., Asoskov Yu.F., Smirnov A.A. Sin-ergeticheskie principy sozdaniya stroitel'nyh i kompozicionnyh materialov polifunkcional'nogo naznacheniya [Synergetic principles of creation of construction and composite materials of multifunctional appointment]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2009, T. 351. no 3, pp. 12-15 (in Russian). https://elibrary.ru/ item.asp?id=13010204.

23. Laukaitis A. Acoustical Properties of Aerated Autoclaved Concrete Article in Applied Acoustics. 2006. Vol. 67(3). pp. 284-296. DOI: 10.1016/j.apacoust. 2005.07.003.

24. Waiser G.S., Bunch O.V., Lesovik V.S., Bessonov I.V., Alekseev S.V. Vliyanie vlago-soderzhaniya, vozduhopronicaemosti i plotno-sti materiala na ego zvukopogloshchayushchie harakteristiki [Influence of moisture content, air permeability and density of material on its

sound-absorbing characteristics]. Stroitel'nye Materialy, 2017, no 6, pp. 24-27 (in Russian). https://elibrary.ru/item.asp?id=29452557.

25. Fomina E.V., Zhernovsky I.V., Stroko-va V.V. Osobennosti fazoobrazovaniya silikat-nyh yacheistyh izdelij avtoklavnogo tverdeni-ya s alyumosilikatnym syr'em [Features of a fazoobrazovaniye of silicate cellular products of autoclave curing with aluminosilicate raw materials]. Stroitel'nye Materialy, 2012, no 9, pp. 38-39 (in Russian). https://elibrary.ru/ item.asp?id=18124619.

26. Radoutsky V.Yu., Vetrova Yu.V. Teo-reticheskie i ehksperimental'nye issledovaniya zvukoizoliruyushchej sposobnosti teploizolya-cionnyh plit na osnove penostekla [Theoretical and pilot studies of the soundproofing ability of heat-insulating plates on the basis of foamglass]. Vestnik BGTU im. V.G. SHuhova, 2015, no 5, pp. 45-48 (in Russian). https://elibrary.ru/item. asp?id=23872759.

Поступила 13.09.2018, принята к публикации 19.10.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: авторы не имеют финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фомина Екатерина Викторовна - канд. техн. наук, старший научный сотрудник, ORCID 0000-0003-0542-0963, WoS ResearcherlD T-3215-2018, Scopus AuthorlD 55857656600, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46, e-mail: fomina. katerina@mail.ru).

Лесовик Валерий Станиславович -д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой, Scopus AuthorlD 55887733300, WoS ResearcherlD A-4757-2016, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: naukavs@mail.ru).

Лашина Ирина Владимировна - аспирант, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова), (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: lashina.irishka@yandex.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Fomina Ekaterina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, ORCID 0000-0003-0542-0963, WoS Researcher ID T-3215-2018, Scopus Author ID 55857656600, Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (308012, Russia, Belgorod, 46, Kostyukova St., e-mail: fo-mina.katerina@mail.ru).

Lesovik Valery Stanislavovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department, Scopus Author ID 55887733300, WoS Researcher ID A-4757-2016, Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (308012, Russia, Belgorod, 46, Kostyukova St., e-mail: naukavs@mail.ru).

Lashina Irina Vladimirovna - Graduate Student, Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (308012, Russia, Belgorod, 46, Kostyukova St., e-mail: lashina. irishka@yandex.ru).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Каждый автор внес равную долю участия в теоретические и экспериментальные разделы статьи.

AUTHORS CONTRIBUTION

Each author has equal share to theoretical and experimental sections of the paper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.