Научная статья на тему 'Газетный заголовок как средство речевого воздействия'

Газетный заголовок как средство речевого воздействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
2135
286
Поделиться
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СМИ / ЗАГОЛОВОК / ГАЗЕТА / ЗАГОЛОВОК-ВОПРОС / ЗАГОЛОВОК-ПРИЗЫВ

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Багманова А. Р.

Статья посвящена исследованию заголовков, содержащих в себе речевое воздействие, как автосемантичных единиц газетного текста. За основу берется классификация заголовков по цели высказывания. Более подробно проиллюстрированы заголовок-вопрос и заголовок-призыв. Выбор автором конструкции с определенной целью высказывания влияет на восприятие читателем текста статьи и на реализацию целей, преследуемых журналистом

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Багманова А.Р.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Газетный заголовок как средство речевого воздействия»

УДК 808

А.Р.Багманова ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена исследованию заголовков, содержащих в себе речевое воздействие, как автосемантичных единиц газетного текста. За основу берется классификация заголовков по цели высказывания. Более подробно проиллюстрированы заголовок-вопрос и заголовок-призыв. Выбор автором конструкции с определенной целью высказывания влияет на восприятие читателем текста статьи и на реализацию целей, преследуемых журналистом.

Ключевые слова: речевое воздействие, СМИ, заголовок, газета, заголовок-вопрос, заголовок-призыв.

A.R.Bagmanova Newspaper headings as means of speech influence

The paper ransiders the headings comprising influence, as independent semantic units of the newspaper text. Classification of headings by the statement purpose undertakes a basis. The heading question and heading appeal are in more detail illustrated. The author's choice of a speech construction with a certain purpose of the statement influences perception of the reader and realization of the purposes pursued by the journalist.

Keywords: speech influence, mass media, heading, newspaper, heading question, heading appeal

В древности и в эпоху средневековья была широко распространена риторика - наука об ораторском искусстве. Вот три основных постулата риторики: «убедить, усладить и взволновать». Для достижения цели риторы использовали разнообразные средства. В настоящее время риторика и ее основные постулаты и приемы широко применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, СМИ, рекламе и др. Цель же осталась неизменной -убедить людей в чем-либо, сформировать их мнение, то есть воздействовать на них.

В начале 70-х годов XX века группой психолингвистов при Институте языкознания АН СССР было введено понятие «речевое воздействие». Оно впервые появилось в сборнике «Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики» в 1972 году [5]. В то время ученых интересовало следующее: пропагандистская деятельность, проблемы общения, судебноораторское искусство и др. В настоящее время с этим понятием связаны и другие проблемы: реклама, СМИ, PR-технологии. Также проблема продолжает оставаться актуальной для психолингвистики, прагмалингвистики, стилистики, лингвориторики, теории речевого общения.

Понятие «речевое воздействие» трактуется в широком и узком смысле. Е.Ф.Тарасов отождествляет речевое воздействие в широком смысле с речевым общением в целом. В узком смысле - как общение в системе средств массовой информации или агитационном выступлении непосредственно перед аудиторией, причем он отмечает, что коммуникантов должны связывать отношения равноправного сотрудничества [6, с. 5].

Речевое воздействие - это речевой акт, производимый с определенной целью: воздействовать (эмоционально) на реципиента, доказать что-то, приказать, призвать, запрограммировать. Е.В.Шелестюк пишет, что «способами речевого воздействия являются убеждение, внушение и побуждение, внутри которых выделяется ряд приемов и инструментов» [7, с. 62]. Мы согласны с данным делением, но считаем, что особым типом речевого воздействия является речевая агрессия, под которой мы понимаем следующее: речевое поведение, цель которого - унизить, оскорбить или «задеть» собеседника.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Й.Заградова, А.К.Осинский, Н.Д.Левитов. По методу выражения они делят агрессию на физическую и вербальную, подразумевая под последним проявление агрессии в речи. Такое же деление мы обнаруживаем в работе «Агрессия» Р.Бэрона и Д.Ричардсона [1]. Сейчас речевая агрессия стала очень популярной в СМИ.

Цель, которую мы ставим перед собой - рассмотреть, как проявляется речевое воздействие в заголовках современных СМИ. Газета - это отражение общественной жизни города, страны, народа. Поэтому в языке газеты находят отражение любые изменения в обществе. Исследование современного газетного заголовка, на наш взгляд, является актуальным, поскольку заголовок представляет концентрированно «смысловое пространство газетного текста, взятое в дискурсе определенного периода» [4, с. 3] и может функционировать автосемантично.

Е.В. Власова в своей диссертации «Речевая агрессия в печатных СМИ (на материале немецко- и русскоязычных газет 30-х и 90-х гг. XX века)» предлагает выделять среди заголовков, выражающих речевую агрессию, следующие виды: заглавие-вопрос, заглавие-восклицание,

заглавие-призыв [2]. Возьмем эту классификацию за основу при работе с заголовками, содержащими в себе речевое воздействие. Рассмотрим данные виды и проиллюстрируем примерами из газет «Завтра» и «Звезда Поволжья» за 2011 год.

1. Заглавие-вопрос предполагает наличие вопросительного знака. Он выполняет три функции: разделительную (показывает на конец предложения), интонационную (подсказывает интонацию), смысловую (указывает на вопрос). Как правило, вопрос является риторическим. Поэтому вопросительное высказывание представляет собой утверждение. Отличительная черта - условность (употребление грамматической формы и интонации вопроса тогда, когда этого не требуется).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Например, статья «Манифест «татарского» фашизма?» об ответе Ф.Байрамовой на статью «Мультикультурализм не пройдет» Б. Виноградова и А. Савельева, опубликованную в феврале 2011 года. Последняя была посвящена проблемам формирования русской гражданской нации в России. Уже в марте последовал «татарский ответ» от председателя Милли меджлиса татарского народа Ф.Байрамовой «Мы - татары, а не русские!», где она вступает в полемику с Б.Виноградовым и А.Савельевым. Цель Сергея Середенко - понять, сколько во взглядах Ф.Байрамовой так называемого «фашизма» и к чему это может привести. «Фашизм» - слово, обозначающее крайне правые политические движения, идеологии и формы правления диктаторского типа. Употребление этого слова рядом с прилагательным, обозначающим нацию, выглядит очень агрессивно. К тому же, вопросительное высказывание переходит в утверждение, которое доказывается автором. Всем известно, что взгляды Ф.Байрамовой всегда были радикальны, действия жестоки. Но эта статья поразила категоричностью.

2. Заглавие-восклицание предполагает наличие восклицательного знака в заглавии и восклицательной интонации. Восклицательный знак выполняет следующие функции: интонационно-экспрессивную (показывает интонацию), разделительную (отделяет предложения) и выделительную (выделяет, например, обращение). Такие заголовки можно поделить на несколько подвидов: собственно заглавие-восклицание, заглавие-призыв, заглавие-обращение. На наш взгляд, заголовков-обращений в чистом виде сегодня встречается немного. Поэтому считаем ненужным выделять этот вид в отдельную группу.

1) Заглавие - восклицание. Статья «А цари-то - ненастоящие!», в которой речь идет о деградации государства, о потере авторитета России, содержит не только восклицание, но и прецедентные высказывания. Название отсылает к двум источникам: к сказке Г.-ХАндерсена «Голый король» (к знаменитой фразе «А король-то голый!») и к фильму Э.Рязанова «Иван Васильевич меняет профессию» («А царь-то ненастоящий!»). У власти в нашем государстве, как считает журналист, стоят совсем не те люди, которые должны стоять там. Речевая агрессия выражается автором не только с помощью прецедентного высказывания, но и с помощью восклицательного предложения.

2) Заглавие-призыв. Такие заголовки условно можно поделить на две группы:

а) адресант - пострадавшие. Статья «Русские, организуйтесь! Русские, вооружайтесь!» (о том, как 9 жителей деревни Сагра под Екатеринбургом попытались искоренить наркопритон в своей деревне). Призыв в данном заглавии проявляется не только с помощью восклицательного знака, но и с помощью обращения к людям определённой национальности. Этот призыв звучит смело в нашей стране, ведь единения народа в вопросах коррупции, чиновничества, улучшения жилищных условий и быта нет. А люди из небольшой деревеньки восстали против бесправия. Призыв адресован простым людям, но агрессия направлена против властей, которые не хотят замечать существующего в России беспредела.

б) адресат - пострадавшие. В статье «Помирайте скорее!» говорится о тарифах ЖКХ. Название как бы срывается из уст тех, кто их повышает. Оно обращено к людям, которые не в состоянии оплачивать такие счета (пенсионеры, инвалиды, одинокие люди). Императив придает заголовку интонацию приказа, усиливает агрессию. К тому же, и форма глагола разговорная (ведь существует литературный вариант этого слова - «умирать»), что подталкивает на мысль о том, что статья адресована бабушкам и дедушкам, которые не в состоянии платить за квартиру.

3. Заглавие в виде повествовательной конструкции. Статей с такими заголовками, содержащими речевое воздействие, больше всего в современных СМИ. Как правило, в них сочетается несколько приемов. Этот вид заглавия требует детального анализа в отдельной статье.

Итак, заголовок - это элемент, предваряющий текст и имеющий определенную самостоятельность. Заголовок является средством речевого воздействия. Ведь не читая статью, по заголовку можно предположить, о чем она и каково отношение автора к описываемому. Исследовав такие виды заголовков, как заглавие-вопрос, заглавие-восклицание и заглавие-призыв, мы пришли к выводу, что речевое воздействие в них проявляется и эксплицитно, и имплицитно. Для этого авторы используют не только различные приемы (речевая агрессия, употребление прецедентных высказываний, например), но и разные по цели высказывания предложения. Осознанный выбор конструкции с определенной целью высказывания оказывает влияние на восприятие читателем текста статьи и на реализацию целей, преследуемых журналистом. Всё это осуществляется журналистами для достижения одной цели -воздействовать на читателя.

Литература

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия . СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 352 с.

2.Власова Е.В. Речевая агрессия в печатных СМИ. (На материале немецко- и русскоязычных газет 30-х и 90-х гг. XX века): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Саратов, 2005. - 219 с.

3.Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста: дис...канд. филол. наук. - СПб., 2001. - 234 л.

4.Речевое воздействие: проблемы психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. А.А.Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1972. - 144 с.: ил.

5.Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. - 240 с.

6.Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: Монография. Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008. - 232 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.