Научная статья на тему 'Газетный медиатекст онлайн-формата как особый коммуникационный феномен'

Газетный медиатекст онлайн-формата как особый коммуникационный феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3190
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ОНЛАЙН-ГАЗЕТЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / MEDIATEXT / MEDIA LINGUISTICS / ONLINE NEWSPAPERS / MULTIMEDIALITY / INTERACTIVITY / HYPERTEXTUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронова Дарья Александровна

В статье рассматривается явление газетного медиатекста онлайн-формата. Рассматриваются предпосылки его формирования, анализируются отличительные черты, такие как мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность, дающие основание определять изучаемый феномен как особый коммуникационный и лингвистический продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Newspaper online mediatext as a unique communicative phenomenon

The article studies the notion of newspaper online mediatext. It provides the background of its development and describes such peculiarities of online mediatext as multimediality, interactivity and hypertextulity, which determine its position as a unique communicative and linguistic phenomenon.

Текст научной работы на тему «Газетный медиатекст онлайн-формата как особый коммуникационный феномен»

Д.АМиронова

Челябинск, Россия

D.A.Mironova

Chelyabinsk, Russia

ГАЗЕТНЫЙ медиатекст ОНЛАЙН-ФОРМАТА КАК ОСОБЫЙ КОММУНИКАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассматривается явление газетного медиатекста онлайн-формата. Рассматриваются предпосылки его формирования, анализируются отличительные черты, такие как мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность, дающие основание определять изучаемый феномен как особый коммуникационный и лингвистический продукт. Ключевые слова: медиатекст; медиалингвистика; онлайн-газеты; мультимедийность; интерактивность; гипертекстуально сть._________________

NEWSPAPER ONLINE MEDIATEXT AS A UNIQUE COMMUNICATIVE PHENOMENON

Abstract. The article studies the notion of newspaper online mediatext. It provides the background of its development and describes such peculiarities of online mediatext as multimediality, interactivity and hypertex-tulity, which determine its position as a unique communicative and linguistic phenomenon.

Key words: mediatext; media linguistics; online newspapers; multimediality; interactivity; hypertextuality.

Сведения об авторе: Миронова Дарья Александровна, аспирант кафедры французского языка и межкуль-турной коммуникации.

Место работы: Челябинский государственный университет

About the author: Mironova Darya Alexandrovna, postgraduate student of French Language and Intercultural Communication department.

Place of employment: Chelyabinsk State University.

Контактная информация: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129; тел. (351)7997149; e-mail: daria28@mail.ru, daria.mironova28@gmail.com

Вместе с бурным развитием в сфере компьютерных технологий и полновластным приходом Интернета во все сферы человеческой жизни на рубеже XX—XXI вв. начались кардинальные изменения в структуре средств массовой информации. Газеты проникли в глобальную сеть и обрели жизнь в онлайн-пространстве. При этом речь идёт не просто об образовании нового информационного канала, а о появлении уникального феномена СМИ, в рамках которого произошли качественные изменения прежней коммуникативной модели. Инновационные технологии позволили интернет-изданиям раскрыть неизвестные ранее возможности производства и получения информации и обрести характеристики, отличающие их от других средств коммуникации. Это, в свою очередь, обусловило формирование нового лингвистического явления — газетного медиатекста онлайн-формата, который является симбиотическим продуктом, с одной стороны, образованным на фундаменте традиций печатной прессы, а с другой стороны, впитавшим характерные свойства Всемирной паутины. Прежде чем приступить к анализу специфики данного явления, мы считаем необходимым рассмотреть внешние условия, предопределившие его становление.

Роль технологий коммуникаций в жизни общества трудно переоценить, именно их культовый канадский социолог, один из основоположников современного направления медиаисследований Герберт Маршалл Маклюэн рассматривает в качестве решающего фактора в процессе формирования той или иной социально-экономической системы. «ТИе medium is the message» («средство коммуникации является сообщением») — гласит его знаменитый постулат, означающий что «... личностные и социальные последствия любого средства коммуникации — то есть любого нашего расширения вовне — вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением, или новой технологией, в наши дела» [11]. Иными словами, общественная жизнь зависит в большей мере от характера средств, при помощи которых люди поддерживают между собой связь, чем от содержания их сообщений. Таким образом, вся история человечества видится ему сменой ведущих средств коммуникации: эпоха дописьменного варварства сменяется эпохой письменной кодификации, завершающейся «галактикой Гутенберга», вслед за которым наступил этап

электронного общества. Однако если во времена Маклюэна доминирующими медиа, определяющими постгуттенберговую эру, являлись телефон, радио и телевидение, то, как отмечает И. А.Шевелева, «сегодня место телевидения ... как нового и, в некоторой степени, идеализированного медиа занял Интернет, ознаменовав начало эпохи “кибернетической” (в терминологии Маклюэна таким должен был стать следующий этап развития цивилизации).» [17]. Маклюэн ушёл из жизни за три года до изобретения персонального компьютера и за десятилетие до изобретения Интернета, тем не менее, будучи свидетелем зарождающихся социальных изменений планетарного масштаба, уже окрестил мир «глобальной деревней», сыскав славу оракула эпохи новых коммуникаций, предвестника эры информационного общества. Данный термин был введён в научный оборот в начале 60-х гг. фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао, авторами, получившими широкую известность своими исследованиями динамики развития наукоёмких производств. Наибольший вклад в развитие концепции «общества знания» (близкой по своей сути идее постиндустриального общества, развитой Д.Беллом, а также теории трёх «волн» развития социума Э.Тоффлера) внесли М.Кастеллс, Р.Катц, И.Масуда, М.Порат. По М.Кас-теллсу, информационное общество (сам учёный предпочитает термин «информациональ-ное») — это специфическая форма социальной организации, «.в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [цит. по: 9].

Таким образом, доминантой жизни современного общества является деятельность, связанная с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации — проявление тенденции так называемой «фетишизации информации» (в формулировке А.А.Кал-мыкова и Л.А.Кохановой [6]). Естественным следствием создавшихся условий повышенных информационных потребностей, с одной стороны, и существующих возможностей их оптимального удовлетворения благодаря глобальному сетевому пространству, с другой стороны, является то, что ведущая роль в социуме переходит к средствам коммуникативно-компьютерного воздействия, воплощением которых стали интернет-СМИ.

Масштабный, значимый характер изменений, которые Интернет своим рождением привнёс в средства массовой коммуникации, подчёркивается большинством исследователей. Так, А.А. Калмыков называет новые изменения «тектоническими», «требующими разработки новых подходов и методов исследования» [5]. Появление новых технологий, по определению С.М.Гуревича, «знаменует завершение эры Гутенберга и начало нового направления развития газеты» [1. С. 5]. И действительно, результатом этих преобразований стало не просто появление сетевых аналогов печатных изданий, а формирование нового медиаявления — интернет-журналистики, а также интеграция всех СМИ в единую систему, характеризующуюся новыми уникальными свойствами. Для более глубокого проникновения в суть данных процессов обратимся к их предпосылкам.

Зарубежные исследователи [19, 23, 24], обращаясь к истории становления онлайн-публицистики, делают акцент на её поэтапном, эволюционном характере. Как отмечается, началу активного проникновения СМИ в Интернет предшествовало два десятилетия экспериментирования с новыми технологиями. Электронные версии газет появились ещё в начале 1970-х, а 80-е гг. стали периодом «прощупывания почвы», активного поиска применения новых технических возможностей (видеотекса, телетекста, факса, аудиотекста и т.д.) для создания альтернативного формата существования газет. Boczkowski в качестве причин такого стремления называет неблагоприятную обстановку на рынке печатных изданий, сложившуюся к концу XX в. Предпочтения аудитории поменялись (во многом вследствие конкуренции со стороны телевидения), спрос на газеты снижался, а тиражи падали, в результате издатели несли значительные убытки и искали новые пути привлечения читателей. Новой площадкой для экспериментирования стал Интернет, история существования

которого берёт отсчёт с 1990 г. Однако его популяризация произошла тремя годами позднее, когда появился знаменитый графический веб-браузер Mosaic, сделавший Интернет доступным не только научному сообществу и правительственным организациям, но и каждому желающему. Бурный рост пользователей вскоре привлёк внимание издателей, стремящихся выйти на глобальную аудиторию и выявить финансовый потенциал новой технологии. Вскоре газеты начинают делать первые неуверенные шаги по освоению интернет-пространства. Вторая половина 90-х гг. стала периодом вливания в интернет-СМИ большого потока ресурсов, как человеческих, так и финансовых, а к 1998 г. уже сформировались самостоятельный рынок, новая бизнес-среда с множеством конкурентов.

Что касается России, то развитие интернет-СМИ началось здесь несколько позднее. С.Г.Машкова, А.А.Калмыков, Л.А.Коханова отмечают, что годом рождения российской онлайн-журналистики условно можно считать 1995 г. Именно тогда, спустя пять лет после присоединения к Всемирной паутине СССР и спустя год после официальной регистрации домена ru, ознаменовавшей рождение российского Интернета, началось широкомасштабное проникновение первых российских изданий в сеть. Однако, с точки зрения А.Носика, в отношении описываемого периода говорить о существовании онлайн-СМИ не вполне корректно: «. создание средств массовой информации в русском Интернете стало возможно не раньше, чем сам по себе Рунет стал явлением сколько-нибудь массовым» [14]. Переломным моментом он считает 1998 г., когда количество пользователей Рунета преодолело отметку в 1 млн, что было вызвано воцарившимся в стране социально-экономическим кризисом. «18 августа 1998 года в поисках объективной информации люди обратились к традиционным СМИ, но застали их в полной растерянности. Образовалась ситуация информационного вакуума. И тогда вспомнили, что есть средство, которое может предоставить оперативную информацию, — Интернет. <...> В то время как многие печатные издания закрывались одно за другим, в Рунете начался бум» [12. С. 18]. Далее последовал период, характеризующийся коммерциализацией интернет-журналистики и появлением крупных игроков на сетевом медиарынке.

Что же явилось движущей силой столь радикальных преобразований в медиасфере? Если Boczkowski объясняет выход печатных изданий в глобальную сеть и создание мультимедийных СМИ мотивами исключительно коммерческого характера, то И.Кирия [8] видит в этом шаге стремление адаптироваться к изменившейся модели информационного потребления, удовлетворить новые предпочтения читателей, появившиеся вследствие перемен в их образе жизни. Отмечается, что за последние 30 лет рабочий график и характер труда людей стали более гибкими: они все чаще вынуждены работать на разных местах, работать по телефону, перемещаться в пространстве; динамика жизни возросла, бюджет времени стал ограничен — теперь получать информацию лишь в определённое время суток недостаточно, она должна быть доступна 24 часа в сутки. Кроме того, сегодня во времена информационной перегруженности при большом многообразии медиаканалов обострилась конкуренция среди средств массовой коммуникации за внимание аудитории. «В этих условиях ограниченного времени потребителя информации это время перераспределяется в пользу индивидуальных и интерактивных СМИ (не только из-за того, что они более наглядны, но и потому что их потребление более индивидуально и дискретно — человек может потреблять их на бегу). При этом проигрывают традиционные СМИ, в первую очередь те, которые предполагают внимательное изучение (газеты)» [8. С. 35]. Появление сетевых масс-медиа выявило и ряд других врождённых изъянов традиционных СМИ (радио, печатная пресса, телевидение), которые не могут быть преодолены ввиду технических ограничений — это так называемые «дефект зрения и слуха» и «дефект речи» [16]. Под первым подразумевается намеренная селективность при подаче сообщений, навязывание аудитории определённой информационной картины, что может привести к созданию неполного, пристрастного или искажённого представления реальности. Второй дефект

заключается в том, что традиционные СМИ монологичны, «безответны», а также нацелены на охват максимально большой аудитории без учёта её гендерной, возрастной, этнической, экономической, политической и другой разнородности, а также необходимости удовлетворения одновременно всего многообразия интересов.

На начальном этапе освоение газетами онлайн-платформы в Америке, Азии и Европе осуществлялось преимущественно путём простого перевода оригинального контента «офлайнового родителя» (термин М.М.Лукиной, И.Д.Фомичевой [10]) или так называемого «материнского издания» (термин А.А.Калмыкова, Л.А.Кохановой [6]) в цифровую форму без адаптации (процесс, именуемый у Boczkowski как repurposing, т.е. процесс смены целевого канала). Дело в том, что первоначально Всемирная паутина расценивалась издателями лишь как новая платформа распространения информации, а не особое медиапространство, задающее иные условия функционирования газет. А.Г.Качкаева с сожалением отмечает, что в России такое восприятие сохраняется до сих пор во многих региональных редакциях и даже в крупных медиахолдингах: «...до сей поры интернет-сайт ... воспринимается как “зеркало”, на котором просто “отражается” печатная версия газеты. Все эти представления из нашего медиапрошлого, с которыми все равно рано или поздно предстоит расстаться» [7. С. 150]. Вскоре, однако, вместе с освоением новых возможностей Интернета происходило взросление онлайн-журналистики, интернет-газеты перестали быть точной копией печатных версий. Оригинальное наполнение печатного издания начали комбинировать с созданным специально для сети, а также оптимизировать функциональность подачи материала (recombiningprocess) [19]. Затем онлайн-газеты начали включать исключительно собственный контент, формат которого соответствовал условиям интернет-среды (recreatingprocess) [19]. Так, постепенно сетевые издания обретали собственные отличительные черты, что дало все основания предполагать, что «в образе интернет-журналистики мы имеем дело с качественно новым культурным и цивилизационным феноменом» [6. С. 8].

Сейчас у исследователей не вызывает сомнений факт принадлежности интернет-изданий к современной медиасистеме в качестве её отдельного компонента (в которую до недавнего времени входили периодическая печать, телевидение и радиовещание), что позволяет говорить о существовании такого понятия, как интернет-СМИ (М.М.Лукина, И.Д.Фо-мичева [10], Е.В.Какорина [4], А.А.Калмыков [5], И.В.Кирия [8], С.Г.Машкова [12] и т.д.). А. С. Игнатьева в своём исследовании определяет интернет-СМИ как средства не массовой, а глобальной коммуникации, настаивая на их принципиальном разграничении. «. средство глобальной информации — сетевой ресурс, являющийся средством массовой информации, переведённым в онлайн-формат, и предназначенный для передачи и распространения информации от адресанта к адресату в пределах планетарного масштаба.» [3. С. 35]. К другим критериям разделения понятий, помимо нацеленности на «глобального потребителя, рассредоточенного по всей планете» [3. С. 36], А.С.Игнатьева относит технические возможности обратной связи и длительность интерактивного общения. При этом она указывает, что не всеми Интернет признан в качестве средства глобальной или массовой информации ввиду его недоступности большинству населения. Мы не согласны с такой позицией, считая аргумент ограниченности аудитории неактуальным, что подтверждают последние статистические данные. Согласно Международной мониторинговой организации Internet World Stats, по данным за март 2011 г. число пользователей глобальной сети превышает 2 млрд человек и составляет приблизительно одну треть населения всей планеты. При этом их количество продолжает бурно увеличиваться [20]. Таким образом, взгляд на интернет-издания как на средства коммуникации глобального масштаба действия, безусловно, имеет под собой логическое обоснование. Если раньше доступность прессы была ограничена определёнными географическими рамками, то сейчас «все преграды отпадают, и впервые за всю историю человеческая потребность в коммуникациях может быть удовлетворена

вопреки искусственным барьерам» [6. С. 131]. Трансграничность распространения, а также тенденция глобализации содержания газет обусловили и устаревание самого понятия «местная пресса». «Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство» [6. С. 60].

Обратимся к отличительным особенностям публицистического текста, функционирующего в глобальной сети.

Т.Г.Добросклонская отмечает, что ключевое для традиционной лингвистики определение текста как «объединённой смысловой связью последовательности знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность», при переносе в сферу масс-медиа значительно расширяет свои границы. Понятие выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, приближаясь к семиотическому толкованию понятия «текст», которое подразумевает последовательность любых, а не только вербальных знаков [2. С. 35]. Эта особенность текстов массовой коммуникации позволяет говорить о таком явлении, как «формат» медиатекста (термин, впервые использованный Т.Г.Добросклонской в 2000 г.). При этом мы, вслед за Т.Г.Добросклонской, понимаем под форматом «устойчивое соединение определенных внешних признаков с устойчивыми компонентами содержания и стиля» [цит. по: 3. С. 32]. Следует подчеркнуть, что медиатекст представляет собой не только «диалектическое единство языковых и медийных признаков, но и совокупность многих уровней словесного текста, видеоряда или графического изображения и звукового сопровождения» [2. С. 269].

Е. В. Какорина подчёркивает: «Переключаясь на новый канал распространения информации и попадая в новое информационное поле, интернет-СМИ неизбежно вбирают в себя черты, свойственные данной информационной среде» [4. С. 69]. Таким образом, текст онлайн-газеты включает главные родовые качества Интернета, о которых говорят все медиаисследователи — гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Это своего рода «три кита», на которых основывается специфика функционирования сетевых СМИ в целом, и медиатекста в частности.

Далее рассмотрим каждое из свойств более детально.

Термин «мультимедиа» впервые был использован в 1965 г. Бобом Гольдштейном, который применил его, чтобы описать поставленное им шоу, включавшее в себя музыку, световое оформление, кино [13. С. 3]. Сегодня под мультимедийностью понимают «использование для передачи и “упаковки” информации не только в вербальной (текстовой), но и в других знаковых системах», в том числе графической, звуковой, анимационной и т.д. [10. С. 75]. И хотя, как отмечает М.М.Лукина, «старые» каналы тоже не были абсолютно мономедийными (в печати использовалась не только вербальная, но и визуальная информация, на радио и телевидении — не только картинка и звук, но и текст), однако «именно Интернет дал возможность журналистам использовать все знаковые системы для создания своих текстов» [13. С. 2]. Мультимедийность, как подчёркивает Ричард Вурф, обогащает содержание, предоставляя многообразие выбора формы и источника получения информации для читателя; кроме того, подобная «монтажная структура» текста придаёт ему такие характеристики, как динамизм, интегральность и многоплановость.

Другое свойство сетевого медиатекста — интерактивность, которую М.М.Лукина и И.Д.Фомичева определяют как многосторонний информационный обмен с потребителем, причём как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом [10. С. 84]. Важным фактом является то, что формы интерактивности существуют и в печатных изданиях (например, письма редактору), однако они существенно ограничены. Направленность действий коммуникационного процесса является, как правило, «вертикальной», ограничиваясь конфигурациями: «от одного — к одному», «от одного — к многим», «от многих — к одному». В целом, однако, аудитория оставалась пассивной. Новая медиасреда, оптимизируя интерактивные формы печатных изданий, также открыла новую возможность так

называемого «горизонтального общения» [4. С. 69], или коммуникации по схеме «от многих ко многим» [10. С. 80] — теперь читатели могут общаться друг с другом и становиться свидетелями того, какую реакцию вызывает материал у остальной аудитории.

И.Д.Фомичева предлагает различать понятия «интерактивность» и «обратная связь», указывая на то, что первое намного шире. «Обратная связь — это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие (материал, передачу)» [15. С. 19]. В этом качестве, по мнению И. Д. Фомичевой, выступают в том числе форумы, а также и показатели посещаемости сайта, поскольку они демонстрируют степень заинтересованности пользователя в контенте, что даёт представление об интересах аудитории. «Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п.» [15. С. 19].

Следующее характерное свойство медиатекста основано на понятии «гипертекст», который определяется Словарём культуры XX века как «текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» [цит по: 6. С. 136]. Как говорил «отец-основатель» гипертекста Тед Нельсон, главная особенность гипертекста заключается в том, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок [10. С. 71]. А.А.Калмыков, Л.А.Коханова выделяют следующие три основные характеристики гипертекста:

1. Дисперсность структуры. Информация представляется в виде небольших фрагментов-гнезд, и «войти» в эту структуру можно с любого звена.

2. Нелинейность гипертекста. Читатель отныне волен (вынужден) сам выбирать путь чтения, создавая при этом свой текст.

3. Разнородность и мультимедийность, т.е. применение всех средств воздействия на потребителя-читателя, какие только возможны технически в данной системе [6. С. 137].

Рассмотрим реализацию мультимедийных, интерактивных и интертекстуальных инструментов на примере конкретных англоязычных онлайн-изданий. В целях анализа особенностей медиатекста был взят контент 11 американских изданий (The Chicago Tribune [www.chicagotribune.com]; the Denver Post [www.denverpost.com]; the Los Angeles Times [www.latimes.com]; the New York Daily News [www.nydailynews.com]; the New York Post [www.nypost.com]; the New York Times [www.nytimes.com]; the San Jose Mercury News [www.mercurynews.com]; the Seattle Times [www.seattletimes.com]; the Wall Street Journal [www.online.wsj.com]; the Washington Post [www.washingtonpost.com]; USA Today [www.usatoday.com]) и 11 британских онлайн-газет (The Daily Mail [www.dailymail.co.uk]; the Daily Star [www.dailystar.co.uk]; the Economist [www.economist.com]; the Financial Times [www.ft.com]; the Guardian [www.guardian.co.uk]; the Independent [www.independent.co.uk]; the London Evening Standard [www.thisislondon.co.uk]; the Observer [www.observer.guardian.co.uk]; the Sun [www.thesun.co.uk]; the Telegraph [www.telegraph.co.uk]; the Times [www.thetimes.co.uk]). Выбор материала не случаен: именно эти издания входят в списки лидеров по количеству читателей, что подтверждается исследованием Бюро по контролю за тиражами газет и журналов (AuditBureauofCirculations, ABC) на основе данных за первую половину 2011 г. [18; 21]. При составлении данного рейтинга учитывалась совокупная аудитория как печатных, так и сетевых версий изданий. Что же касается официальных сайтов рассматриваемых газет, количество их читателей также ставит их в число лидеров по посещаемости, по исследованию Бюро по контролю за тиражами [23, URL]. Это во многом обусловлено авторитетностью, известностью их так называемых «:офлайновых родителей», высоким уровнем доверия к существующему бренду.

Репрезентативность полученного материала достигается за счёт того, что рассматриваемые газеты принадлежат к различным статусным категориям, а также имеют разную тематическую специализацию. Это и серьёзная, так называемая «качественная» пресса (qualitypress), и таблоиды. В число исследуемых газет входят как общенациональные (the USA Today, the Wall Street Journal и т.д.), так и региональные (the Los Angeles Times, the Chicago Tribune, the Washington Post, the NewYork Daily News, the London Evening Standard и т.д.). Однако с выходом на интернет-платформу эти границы становятся условными, поскольку ввиду общедоступности материала аудитория не ограничена территориальными рамками ни региона, ни страны в целом.

Итак, проведённый нами анализ условий функционирования медиатекста в указанных источниках показал, что мультимедийные инструменты в рассматриваемых онлайн-газетах представлены:

• пёстрым, высокоинформативным интерфейсом стартовой страницы (home page), обрамлённой яркими рекламными баннерами, часть которых оснащена флеш-функциями;

• статичной и анимационной графикой;

• фото-, видео-, аудиоматериалами, также встроенными в тело статьи в качестве дополнения к содержанию или точного его воспроизведения в другом формате (аудиоверсия текста);

• слайд-шоу популярных тем с опцией управления воспроизведением;

• разнообразными виджетами (прогноз погоды, сводки с финансовых бирж, афиша, телепрограммы).

Интерактивные инструменты предлагают пользователям онлайн-газеты следующие возможности:

• отправить материал по e-mail друзьям и знакомым;

• участвовать в онлайн-голосовании (poll, question of the day), делая выбор одного из предложенных вариантов ответа, а затем посмотреть текущий рейтинг ответов;

• оценить материал и комментарии к нему (кликнув по иконке «нравится»/«не нравится», стрелке вниз/вверх, «рекомендовать» или присвоив определённое количество звёзд от 0 до 5), что формирует совокупный рейтинг текста;

• активизировать связь текста с социальными сетями: присоединиться к официальной странице издания в социальных сетях Linkedin, Twitter, Facebook, использовать опции «понравилось» и «поделиться с друзьями» (публикация ссылок на материал на личной странице в социальных сетях Facebook и/или Twitter, Tumblr, Reddit), при этом существует возможность видеть количество рекомендаций или ссылок, сделанных другими читателями через Facebook, Twitter;

• комментировать через систему DISQUS,Twitter, а также видеть список твитов по теме, обновляемый в режиме реального времени (livefeed), дать ответ на комментарий конкретного пользователя;

• участвовать в форме;

• при условии регистрации добавлять собственные фото- и видеоматериалы с опцией выставления рейтинга;

• подписаться на обновления через e-mail (newsletters), отправить комментарий или вопрос напрямую в редколлегию газеты с указанием контактных данных, заполнив поля специальной формы (feedback);

• пообщаться с журналистом газеты в режиме реального времени (livechat), предполагается односторонний доступ к видеоизображению с опцией публикации вопросов и комментариев в окне чата и напоминанием о времени онлайн-встречи заранее по электронной почте.

Гипертекстовые инструменты представлены на анализируемых сайтах в следующем виде:

• ссылки на наиболее популярные статьи внешних источников;

• возможность сортировать комментарии по популярности, дате публикации;

• расширенная навигация по тексту и по сайту: функция «карта сайта», рубрикация материала по темам, по региону, жанрам (commentary, editorial, letters, blogs, columns, etc.);

• переход по ссылкам через рубрику, подрубрику, имя автора (возможность прочитать другие его материалы);

• ключевые слова в теле текста, прикреплённые к тексту тэги;

• передвижение на тему вперёд (next story) или на тему назад (previous story);

• рекомендации других материалов по теме (related topics), рубрикация по принципу «привязки» одного сюжета к другому;

• лента с возможностью перехода к «горячим новостям» (hot topics, breaking news), материалам, рекомендованным редакторами, наиболее комментируемым (most commented), наиболее читаемым (most viewed), получившим самый высокий (best rated) и/или самый низкий рейтинг (worst rated);

• функция внутреннего (по архивам сайта) и внешнего поиска (по Сети), опция сортировки результатов поиска по релевантности, дате публикации;

• различные возможности манипулирования форматом медиатекста (увеличить/уменьшить размер шрифта, увеличить размер встроенного в текст изображения, перевести в более пригодный для вывода в печать формат (printable version), распечатать текст).

Дополнительные функции манипулирования контентом онлайн-газеты включают в себя: получение обновлений в формате RSS, добавление газеты в качестве приложения iPad, создание кастомизированной страницы (при условии регистрации), подразумевающей подборку материалов с учётом личных интересов.

Таким образом, мы рассмотрели дополнительные функции, которые приобретает текст в онлайн-газете. С их помощью публицистический материал раскрывает уникальный потенциал, будучи представленным в новой, динамической роли. Другой вопрос, который возникает в связи с этим, — сказываются ли изменения в условиях функционирования на языковых характеристиках рассматриваемого медиатекста? Приведем некоторые примеры.

В печатном формате составителю текста всегда необходимо иметь в виду необходимость размещения материала на газетной странице в рамках доступного места. Особенная сложность заключается в составлении заголовка, поскольку при типографском наборе каждая строка заголовка должна соответствовать по своему размеру числу допустимых знаков . В онлайн-формате такой проблемы не возникает, автор не ограничен пространственными рамками, тем не менее, перед ним встают задачи нового плана.

Учитывая высокую конкуренцию между СМИ-ресурсами в Сети, приоритетом создателей контента онлайн-газеты, безусловно, является привлечение и удержание внимания читателей и увеличение сегмента регулярных посетителей. Одним из способов достижения этой цели является создание броского заголовка. Такая задача всегда стояла перед журналистами и печатных изданий, однако, в онлайн-формате газет её актуальность значительно выше, что обусловлено мультимедийными и гипертекстуальными свойствами представленной информации. Из-за обилия внешних и внутренних гиперссылок, аудио-и видеоматериалов, графики, анимации, рекламных блоков на страницах интернет-газет внимание посетителя может рассеиваться, и сконцентрировать его на конкретном вербальном объекте становится достаточно сложной задачей. Эту тенденцию подтверждают современные наблюдения: «.повсеместная визуализация журналистского текста ... достаточно часто приводит к “дисбалансу”, когда внешняя составляющая, заведомо более активно воспринимаемая аудиторией, настолько превалирует над словом, что просто “затмевает” его» [13. С. 8].

Еще одной причиной сниженной концентрации внимания может являться другой режим чтения. Специалисты считают, что «люди редко читают текст по словам; вместо этого они сканируют страницу, выхватывая отдельные слова и фразы». Они утверждают, что «79% процентов участников теста сканируют любую новую страницу и только 16% читают слово за словом» [цит. по: 5]. При условиях беглого прочтения материала посетителем его подача должна максимальным образом быть нацелена на привлечение интереса, в частности, путём повышения экспрессивности медиатекста.

Кроме того, журналист должен структурировать медиатекст так, чтобы он обладал повышенной «поисковой способностью», что обеспечит широкую доступность материала в огромных информационных потоках Интернета. В связи с этим А.Качкаева дает следующие рекомендации построения заголовков медиатекста: 1) всегда следовать грамматической структуре; 2) строить заголовок как можно ближе к форме нормального предложения (это означает, что нужно сделать не столько «огневой» и броский заголовок, сколько понятный, сохраняя знаки препинания и дополнительные слова, которые часто отсутствуют в газетных заголовках); 3) избегать штампов, свойственных заголовкам; 4) в заголовке уже должна быть конкретика в названии субъекта и объекта [7. С. 151].

Также перед журналистом встает задача активизировать читателя, вызвать высокие рейтинги, живое обсуждение для повышения популярности материала, что сделает его более доступным для широких масс (благодаря функции рекомендации самого читаемого материала), а также вовлечет читателя в жизнь сайта, стимулируя более продолжительное пребывание на его онлайн-страницах и, в конечном счете, повышая его траффик.

Таким образом, особая форма организации информационного онлайн-пространства требует адаптации публицистического материала для того, чтобы он отвечал изменившимся условиям функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М., 2008.

3. Игнатьева А.С. Метафорика научно-публицистического медиатекста опИпе-формата: Дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2006.

4. Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникация (области пересечения и проблемы взаимодействия) // Язык современной публицистики: Сб. статей. 3-е изд. М., 2008.

5. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009.

6. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005.

7. Качкаева А. От редактора. Заметки на полях // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010.

8. Кирия И.В. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010.

9. Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций. иКЬ: http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Infor-шаИоп_8ос1е1у

10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. М., 2005.

11. Маклюэн ГМ. Понимание медиа: Внешние расширения человека. ЦЯЬ: http://www.yanko.lib.ru/books/ шedia/шcluhan-understanding_шedia.pdf

12. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: Учебное пособие. Тамбов, 2006.

13. Медиа Тренды. 2011. № 2(19).

14. Носик А. СМИ русского интернета: теория и практика. иКЬ: http://www.nethistory.ru/biblio/ 1043177564.html

15. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие. М., 2005.

16. Харитонов В. Медиа — в массы! иКЬ: http://www.computerra.ru/261120

17. Шевелева И.А. Лингвистический подход к исследованию интернет-журналистики в парадигме современных медиаисследований // Вестник СамГУ 2010. № 3 (77).

18. Audit Bureau of Circulations. URL: http://www.accessabc.wordpress.com/2011/05/03/fas-fax-top-25-charts-for-u-s-newspapers-2

19. Boczkowski P.J. Digitizing the News: Innovation in Online Newspapers. URL: http://www.books.google.com/ books/about/Digitizing_the_News.html?id=2YPw90oxx70C

20. Internet World Stats. URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm

21. List of newspapers in the UK. URL: http://www.en.wikipedia.org/wiki/List_of_newspapers_in_the_United_ Kingdom_by_circulation#cite_note-UK11-4

22. PressGazette. URL: http://www.pressgazette.co.uk/story.asp?sectioncode=1&storycode=45910&c=1

23. Wurff R., Lauf E. Print and online newspapers in Europe: A comparative analysis in 16 countries Newspapers. URL: http://www.books.google.com/books/about/Print_and_online_newspapers_in_Europe.html?id=yoSbUIqgPSMC

24. Xigen L. Internet newspapers: the making of a mainstream medium. URL: http://www.books.google.com/ books/about/Internet_newspapers.html?id=z4X7LGj45QcC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.