Научная статья на тему 'Газетно-журнальная публицистика А. И. Солженицына в медийной рецепции 2009-2014 гг'

Газетно-журнальная публицистика А. И. Солженицына в медийной рецепции 2009-2014 гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНАЯ РЕЦЕПЦИЯ / МЕДИЙНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / MEDIA RECEPTION / MEDIA CREATION / PUBLICISTICS TEXT / PHILOSOPHICAL PERCEPTION / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сопова Анна Сергеевна

Автор статьи рассматривает вопросы медийной рецепции публицистических текстов А. И. Солженицына 2009-2014 гг. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что медийное творчество Солженицына оказало большое влияние на философское восприятие и интерпретацию исторических событий XX и начала XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газетно-журнальная публицистика А. И. Солженицына в медийной рецепции 2009-2014 гг»

A. I. Solzhenitsyn's newspaper and magazine publicism in the media reception of 2009-2014 Sopova A. (Russian Federation)

Газетно-журнальная публицистика А. И. Солженицына в медийной рецепции 2009-2014 гг.

Сопова А. С. (Российская Федерация)

Сопова Анна Сергеевна / Sopova Anna Sergeevna - преподаватель Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил, филиал,

Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина,

г. Краснодар

Аннотация: автор статьи рассматривает вопросы медийной рецепции публицистических текстов А. И. Солженицына 2009-2014 гг. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что медийное творчество Солженицына оказало большое влияние на философское восприятие и интерпретацию исторических событий XX и начала XXI веков.

Abstract: the author of the article considers the questions of media reception of A. I. Solzhenitsyn’s publicistics texts of 2009-2014. The topicality of the research is conditioned by the Solzhenitsyn’s media creation had a great influence on the philosophical perception and interpretation of the historical events of the XX and the beginning of the XXI centuries.

Ключевые слова: медийная рецепция, медийное творчество, публицистический текст, философское восприятие, интерпретация.

Keywords: media reception, media creation, publicistics text, philosophical perception, interpretation.

А. И. Солженицын прожил долгую, полную превратностей и крутых поворотов жизнь. Его судьба неразрывно связана с исторической судьбой родины, и даже в годы изгнания мысли и чувства были обращены к России. Он внимательно следил за происходящими в стране событиями и, безусловно, отражал их в своем публицистическом творчестве. Важно отметить то, что Солженицын являет собой фигуру масштабную как в общественно-политическом плане, так и в культурно-историческом. После 2008 года продолжились публикации его статей, манифестов, интервью в отечественных и зарубежных периодических изданиях. Данный период отличает высокая степень медийной рецепции произведений Солженицына. Книжные издательства большими тиражами выпускают его книги, продолжается выход в свет 30-ти томного собрания сочинений. Опубликован ряд исследовательских работ о творчестве А. И. Солженицына. Среди них труды Ж. Нива «Феномен Солженицына» (2009), «Александр Солженицын. Борец и писатель» (2014), Л. В. Лосева «Солженицын и Бродский как соседи» (2010), Н. М. Щедриной «Красное Колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века» (2010), Л. И. Сараскиной «Солженицын и медиа в пространстве советской и постсоветской культуры» (2014), А. В. Урманова «Художественное мировоззрение Александра Солженицына» (2014), П. П. Супруненко «Неизвестный Солженицын. Исследование жизни писателя. Путеводитель между строк произведения. Избранная переписка и свидетельства современников» (2015).

Страна и мир продолжают читать и открывать для себя Солженицына. Его творчество, духовнонравственные, общественно-политические, историко-философские воззрения интересны людям на разных континентах, представляющих различные слои общества, различные политические и духовно-нравственные направления современного социума. А. И. Солженицын всегда выражал искреннюю надежду на то, что его книги понадобятся человечеству и через много-много лет. Действительно, его идеи, предсказания и предостережения крайне актуальны и сейчас (спустя 7 лет после его ухода).

23-31 августа 2008 года в итальянском городе Римини в рамках христианского фестиваля была организована работа выставки «Жить не по лжи!», посвященная памяти А. И. Солженицына, на которой были представлены как художественные, так и публицистические труды автора.

Спустя неделю на 21-й Московской международной книжной выставке-ярмарке была проведена широкомасштабная презентация книжной продукции, а также представлена грандиозная фотовыставка, посвященная жизненному и творческому пути А. И. Солженицына, а на 61-й международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне можно было увидеть наиболее полную и яркую подборку книг, публикаций и фотографий А. И. Солженицына в рамках экспозиции «Книги России».

Осенью 2008 года страна отдавала дань памяти и благодарности своему великому соотечественнику: памятные выставки и другие мероприятия прошли в Центральном выставочном зале «Манеж», в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Кисловодске, Саратове, Калуге, Новороссийске, Благовещенске. В начале декабря 2008 года в Российской государственной библиотеке в зале, где в мае 2000 года А. Солженицын произнес свою проникновенную речь «Духовное падение гораздо страшнее физического», прошла Международная научная конференция «Путь Солженицына в контексте Большого Времени», на которой исследователи его творчества из разных стран представили свои научные находки в изучении

солженицынских текстов. Все эти годы учеными-лингвистами также ведется кропотливая работа по академическому изучению творческого наследия А. И. Солженицына.

Наряду с книжными издательствами газеты и журналы продолжили публикации его статей, очерков-размышлений, публицистических произведений на страницах своих изданий.

7 августа 2008 года в «Российской газете», спустя 34 года, была опубликована статья «Жить не по лжи!», написанная еще в 1974 году за два дня до высылки из СССР [5].

В статье остро актуально звучат его слова: «Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, - тем более не для нас, и вправду - не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда все посеянное взошло, - видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки - да будут чистыми!» [5].

К 17 сентября 2010 года в «Российской газете» была опубликована его статья-размышление «Это была моя реальная попытка возврата на родину» [6], посвященная двадцатилетней годовщине выхода в свет публицистического труда А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию? (посильные соображения)» на страницах «Комсомольской правды». В отрывке из воспоминаний «Угодило зернышко промеж двух жерновов» А. И. Солженицын вспоминал о своей работе над публицистической брошюрой «Как нам обустроить Россию». Он писал: «Мысли к работе - как обустраиваться России после коммунизма? куда и как бы двигаться? - копились у меня уже лет восемь-десять...» [6, с. 1]. Нельзя не согласиться с абсолютно справедливыми словами А. И. Солженицына, утверждающего, что «политическая жизнь - не главный вид жизни (а именно так всюду увлеченно булькало по поверхности страны), и чистая атмосфера общества не может быть создана никакими юридическими законами, но нравственным очищением (и раскаянием скольких и скольких крупных и малых насильников); и подлинная устойчивость общества не может быть достигнута никакой борьбой - но возвышением людей до принципа самоограничения. И умелым трудом каждого на своем месте» [6, с. 6].

Еще тогда, в далеком 1990 году А. И. Солженицын предостерегал от государственного крушения и катаклизмов и предлагал вопреки всему сохранить содружество четырех государств. Он вспоминал: «Я предлагал немедленно и безо всяких условий дать свободу отделения 11 союзным республикам, и только приложить все дружественные усилия для сохранения союза четырех - трех славянских и Казахстана» [6, с.

6].

А потом произошла ошибка в редакции «Комсомольской правды», которая изменила тон заголовка; а именно «.в сентябре 1990-го - в короткие дни напечаталась моя брошюра на газетных листах невообразимым тиражом в 27 миллионов экземпляров. («Комсомолка», однако, обронила мой вопросительный знак в заголовке, это сильно меняло тон, вносило категоричность, которой не было у меня)». И далее добавил: «Вот уж, не ждали мы такой удачи» [6, с. 6].

Он сетует, что тогда общегосударственного обсуждения не получилось. Причиной этого указывает возможную преждевременность такого рода мероприятия. «Повалили сотни писем, будем печатать из номера в номер! - но лишь в одном-двух номерах проскочили густые, горячие, разнообразные читательские отзывы - и тут же оборвались» [6, с. 6]. И все же он - оптимист: «Пусть этим миллионам не открыли пути высказаться печатно - но они прочли? и - что подумали? и - как отнеслись?» [6, с. 6].

Литературная газета, которая в 1990 году вела своеобразное соревнование за издание публицистического исследования А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» [7], откликнулась на 20-летний юбилей большим количеством читательских отзывов на предложение автора о реформировании и переустройстве страны. Воодушевленные или, наоборот, разочарованные в своих откликах ученые, искусствоведы, издатели, кинорежиссеры спорили, соглашались, высказывали свое личное мнение, а это было столь важно для него как автора-публициста, ведущего диалог с простым народом и интеллектуальным обществом. К сожалению, мнения читателей были напечатаны поздно, но все же страна прочитала их.

В ноябре 2010 года на страницах «Российской газеты» появилась статья П. Басинского «Невольник чести». В данной публикации журналист - исследователь творчества А. И. Солженицына писал: «... он был историком и человеком, который сам пережил страшный русский опыт ХХ века. И он знал, что эта история и опыт не бессмысленны» [1, с. 6]. Автор статьи делает точный вывод: «Отсюда очень сложный сюжет его отношений со СМИ. Ни один писатель после Толстого не находился под таким прицелом СМИ». И весьма метко уточняет: «Но надо учесть, что во времена Толстого не было телевидения и Интернета, а мы видим, что они могут» [1, с. 6].

П. Басинский также отмечает и то, что писатель-публицист даже сотрудничал с прессой: «В отличие от Толстого Солженицын не чурался СМИ. Отсюда такой его интерес к газетам, о котором писал он сам и о котором свидетельствует Наталья Дмитриевна. По опыту Февраля 17-го он знал, какой властью обладают газеты. По американскому опыту знал, какой властью обладают телеведущие. И он отнюдь не хотел уступать эту власть болтунам и проходимцам» [1, с. 6]. В статье П. Басинский делает упор на силу медийных выступлений А. И. Солженицына как автора-публициста, утверждая: «Все-таки печатное СЛОВО. И то, что для статьи о Феврале 17-го он выбрал правительственную «Российскую газету», говорит о спокойной мудрости этого человека. Где еще обсуждать катастрофические ошибки власти, как не в правительственной газете? Если это обсуждается в правительственной газете, значит, есть надежда на

прогресс» [1, с. 6]. И, наверное, самое главное, что было в А. И. Солженицыне и чего так не хватает его собратьям по перу, так это чувства зависти к успехам других, которое не по-христиански гложет многих современных писателей. Отмечая это его качество, П. Басинский пишет: «Он говорил о них (писателях -деревенщиках) с такой писательской любовью, которую так редко встретишь в писателях, сталкиваясь больше с чувствами другого сорта» [1, с. 6].

К 92-летию Солженицына «Российская газета» опубликовала отрывки из его интервью парижскому журналисту Бернару Пиво, которое он дал в октябре 1983 года в своем вермонтском доме для 22-го канала французского телевидения. В интервью были рассмотрены, наряду со злободневными вопросами современности, итоги и отголоски исторических событий начала ХХ века. Столыпинские реформы и тот роковой выстрел в киевском театре, который остановил их. А. И. Солженицын, отвечая на вопросы, отметил: «Это был выстрел в Россию. Во всю нашу судьбу!» [8, с. 13]. О своей работе над эпохальным литературным полотном о революции, каковым является роман-эпопея «Красное колесо», он говорит: «Но сам выбор этих событий и как они сформулированы - могут помочь услышать, как бьют большие часы истории. Маятник революции» [8, с. 13].

В феврале 2012 года к 95-й годовщине Февральской революции в «Российской газете» была опубликована статья П. Басинского «Письмо из февраля»: Александр Солженицын «Размышления о Февральской революции» [2, с. 5]. Статья сопровождалась вопросом: «Будет ли услышан в кабинетах и на площадях Александр Солженицын?». В ней были представлены наиболее актуальные выдержки из публицистической работы «Размышления о Февральской революции». Солженицын предупреждает гражданское общество о возможных опасностях и призывает к особенной бдительности: «Сперва волнения все казались несерьезными, улягутся сами - и вдруг бесконтрольно перескользнули в революцию» [2, с. 5]. И далее: «Накал ненависти между образованным классом и властью делал невозможным никакие конструктивные совместные меры, компромиссы, государственные выходы, а создавал лишь истребительный потенциал уничтожения» [2, с. 5].

В ноябре 2012 года в газете «Труд» была напечатана статья главного редактора В. Симонова «Иван Денисович, 50 лет от роду», в которой состоялась беседа Н. Д. Солженицыной с читателями о главном литературном событии ХХ века, о котором сам А. И. Солженицын сказал: «Напечатание моей повести в Советском Союзе в 1962 году подобно явлению против всех физических законов - как если бы предметы сами стали подниматься от земли кверху, или холодные камни сами стали бы накаляться до огня» [4, с. 3]. Н. Д. Солженицына вспоминает такой примечательный факт: «Когда главному редактору «Нового мира» принесли рукопись «Ивана Денисовича», именно короткое, из шести слов резюме сыграло решающую роль: «Лагерь глазами мужика - очень народная вещь». Это попало в редакторское сердце, с этого все и началось» [4, с. 3]. Она обращает внимание на то, что народ, а особенно молодежь, нужно воспитывать и наставлять печатным словом. Подчеркивая важность его произведений для просвещения молодого поколения, она говорит: «Но это же только подтверждает сегодняшнюю актуальность солженицынских книг, и особенно для молодых, которым надо помочь разобраться и в дне сегодняшнем, и в днях прошедших» [4, с. 3].

В газете «Аргументы недели» 25 октября 2012 года напечатан отрывок из «Архипелага ГУЛАГ» под названием «Глазами Солженицына», в котором повествуется о трудолюбии этнических немцев, проживающих в России. В главе «Ссылка народов» он писал: «Сосланные в 41-м году наголе, но рачительные и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же методично, разумно трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не могли бы превратить в цветущий край?» [9, с. 9].

Корреспондент газеты «Ведомости» Ольга Кабанова 11 декабря 2013 года (в день 95-летия А. И. Солженицына) опубликовала репортаж с тематической выставки «Александр Солженицын: из-под глыб предубеждений», состоявшейся в Пушкинском музее и посвященной творческому пути А. И. Солженицына. В своей статье она отметила великолепную организацию мероприятия и отлично подобранную экспозицию рукописей автора, принадлежащих ему предметов и документов. В статье О. Кабанова пишет: «Выставка начинается с первых детских писательских опытов Солженицына - рукописи рассказов, конспекты по русской истории. Глядя на эти старые тетрадные листы, исписанные так же экономно, как рукописи знаменитых романов, отчетливо понимаешь, насколько изначально цельным и готовым к воплощению больших замыслов был этот человек, переживший войну, тюрьму, изгнание, признание, славу и - в последние годы - равнодушие уставшего от поучений общества. Выставка в Пушкинском заставляет с равнодушием покончить» [3, с. 22].

16 мая 2014 года на страницах «Российской газеты» в рубрике «Акценты» появилась публикация «С Украиной будет чрезвычайно больно», в которой даны отрывки и выдержки из статей, выступлений А. Солженицына, романа «Архипелаг ГУЛАГ» по вопросам непростых взаимоотношений между братскими славянскими народами России и Украины. С особой грустью Солженицын писал: «...Мне больно писать об этом: украинское и русское соединяются у меня и в крови, и в сердце, и в мыслях. Но большой опыт дружественного общения с украинцами в лагерях открыл мне, как у них наболело. Нашему поколению не избежать заплатить за ошибки старших» [10, с. 9].

Автор искренне переживал за ситуацию, которая сложилась уже давно и так болезненно отражается на взаимоотношениях двух народов: «Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, - но величием поступков» [10, с. 9]. А. И. Солженицын предвидел эту ситуацию давно, еще в изгнании он пытался наладить диалог с украинцами-эмигрантами, которые весьма

сложно шли на контакт. Он неоднократно обращался к украинцам и белорусам в статьях и выступлениях по национальному вопросу. Тщательно изучая проблемы непростых отношений между народами, он задавался вопросом о том, почему так произошло, ведь если рассматривать такие исторические события, как Куликовская битва, то воины Московского и Галицко-Волынского княжеств под руководством Димитрия Донского и Даниила Галицкого сражались вместе. Солженицын искал истоки разногласий и пытался найти общие точки соприкосновения, задавался множеством вопросов, но самым главным для него был тот, ответом на который было понимание, что делить по-живому, через миллионы родственных душ нельзя.

Таким образом, мы видим, что медийный отклик на публицистические произведения А. И. Солженицына продолжается и в последние годы, и не только в связи с юбилейными датами, но и из-за почти пророческих предсказаний о современной исторической и политической ситуации. И поэтому нельзя не согласится с тем, что он своим медийным творчеством изменил не только наше жизненное мироощущение и понимание исторических событий XX века, но и философское восприятие действительности, и мировоззрение нескольких поколений. Мудрость человека, испытавшего все тяготы и лишения, выпавшие на долю народа в столь непростом и противоречивом столетии, помогла ему не просто преодолеть все невзгоды, но и поведать о них человечеству, чтобы предотвратить повторение подобных событий.

Литература

1. Басинский П. Невольник чести. // Российская газета. 11 ноября 2010. № 255(5334). С. 6.

2. Басинский П. Письмо из февраля. Александр Солженицын: Размышления о Февральской революции. // Российская газета (Неделя). 2 февраля. 2012. № 22(5695). C. 1, 5.

3. Кабанова О. Александр Солженицын: Из-под глыб предубеждений. // Ведомости. 11 декабря 2013. № 230 (3492). С. 22.

4. Симонов В. Иван Денисович 50 лет от роду. // Труд. 16 ноября 2012. № 168(26567). С. 3.

5. Солженицын А. Жить не по лжи! // Российская газета (Неделя). 7 августа 2008. N 4724. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2008/08/07/solzhenicyn-statya.html.

6. Солженицын А. Это была моя реальная попытка возврата на родину. // Российская газета. 17 сентября 2010. № 210(5289). С. 1, 6.

7. Солженицын А. Как нам обустроить Россию? // Литературная газета. 15-21 сентября 2010. № 36(6290). С.

1.

8. Солженицына А. Александр Солженицын: Тот выстрел решил судьбу России. Из интервью с Бернаром Пиво для французского телевидения. // Российская газета (Федеральный выпуск). 10 декабря 2010. № 280(5359). С. 13.

9. Солженицын А. Глазами Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ» глава «Ссылка народов»). // Аргументы недели. 25 октября 2012. № 41(333). С. 9.

10. Солженицын А. С Украиной будет чрезвычайно больно. // Российская газета (Федеральный выпуск) № 109 (6381). С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.