Научная статья на тему 'Газета «Пекинская молодежь» - организатор общественного диалога'

Газета «Пекинская молодежь» - организатор общественного диалога Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ГАЗЕТА "ПЕКИНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ" / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ПРЕССОЙ / "THE BEIJING YOUTH" / THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / RELATIONS BETWEEN THE GOVERNMENT AND THE PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Жун

В статье рассматривается газета «Пекинская молодежь», ее современные взгляды и функции в области общественного развития. Анализируется влияние социалистической идеологии на редакционную политику. Газета отслеживает актуальные проблемы и политические события в КНР. В центре внимания газеты «Пекинская молодежь» находится информирование населения о государственной политике и официальной позиции представителей власти, причем мнение народа в этой газете практически не публикуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The newspaper «The Beijing youth» - the organizer of political dialogue

In the article have pressed the questions about the development of «The Beijing youth». Distribution of ideological sights of the newspaper, political influence on the modern youth audience. In this newspaper we take root propagation of the Chinese communist in the spirit of sociological ideology, and report to youth of modern scientific and technical processes.

Текст научной работы на тему «Газета «Пекинская молодежь» - организатор общественного диалога»

ГАЗЕТА «ПЕКИНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» -ОРГАНИЗАТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА

Чжан Жун

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается газета «Пекинская молодежь», ее современные взгляды и функции в области общественного развития. Анализируется влияние социалистической идеологии на редакционную политику. Газета отслеживает актуальные проблемы и политические события в КНР. В центре внимания газеты «Пекинская молодежь» находится информирование населения о государственной политике и официальной позиции представителей власти, причем мнение народа в этой газете практически не публикуется.

Ключевые слова: Китай, газета «Пекинская молодежь», отношения между властью и прессой.

Пресса всегда детерминируется теми социальными и политическими структурами, в рамках которых она функционирует. В частности, пресса отражает систему социального контроля, посредством которой регулируются отношения между отдельными людьми, социальными группами и общественными структурами в данном обществе [1. С. 16]. Каждое общество вырабатывает систему социального контроля на основе культуры, политической и экономической системы, особенностей национального характера и т.п.

Рассмотрим деятельность газеты «Пекинская молодежь» под этим углом зрения. Газета, как печатное СМИ, требует от читателя активного включения внимания и интеллекта; она является оптимальной площадкой для организации общественного дискурса с целью достижения согласия по наиболее важным на каждом этапе для развития политической системы социально-экономическим вопросам.

Газета помимо информационной, просветительской, развлекательной функций берет на себя и функцию интерпретации окружающей действительности. Формируя информационную повестку дня, газета накладывает свой отпечаток на образ действительности [2. С. 107]. Но основная функция газеты — передавать информацию, доносить ее до читателя. Газеты также осуществляют сбор информации, изучают ее, перерабатывают и печатают.

Городская газета «Пекинская молодежь», основанная Коммунистическим союзом молодежи Китая, выходит с 1993 г. Целевая аудитория газеты — читатели от 18 лет и старше. Ежедневный тираж — 800 000 экземпляров [3]. Постоянными рубриками этого издания являются: «Новости Китая», «Новости из-за рубежа», «Общество», «Экономические новости», «Культурные новости», «Спорт», «На следующей неделе», «Фотография», «События», «Диалог», «Чтение», «Обзор», «Компьютер», «Здоровье» и др.

«Пекинская молодежь» имеет редакцию, укомплектованную штатными журналистами, редакторами и прочим специалистами, квалификация которых соответствует установленным государством нормативам. Состав редакции утверждается правительством городского уровня, в данном случае Пекина [4]. Как и лю-

бая китайская газета, «Пекинская молодежь» имеет отдел пропаганды КПК. Этот отдел не диктует все содержание газеты, но он следит за материалами и имеет полномочия корректировать содержание газеты. Сотрудники должны понимать политику, проводимую партией, и знать основные постулаты теории коммунизма и социализма. Большинство сотрудников являются членами партии. Карьера сотрудников напрямую связана с этим обстоятельством.

Финансовая политика газеты «Пекинская молодежь» является подконтрольной власти. Редакция, как и вся пресса Китая, находится на балансе государства. И в отношении содержания газета «Пекинская молодежь» находится под жестким правительственным контролем.

Поскольку газета «Пекинская молодежь» издается под патронажем пекинских властей, она в огромной степени является официальным вестником, но в ней публикуются и материалы, касающиеся вопросов общественной жизни, которые привлекают молодую аудиторию. Это, безусловно, влияет на формирование мировоззрения у молодежи. Газета старается воспитывать молодых людей в духе патриотизма, укрепления моральных ценностей, верности государственной политике. Таким образом, газета является трибуной для выражения государственной молодежной политики. Пропаганда КПК занимает важное место в этой газете. Как и вся пресса, газета «Пекинская молодежь» обязана придерживаться принципов служения народу, социалистической идеологии, распространять научно-технические и культурные знания в интересах экономического развития и социального прогресса. В центре внимания газеты находятся проблемы образования и воспитания молодежи.

На наш взгляд, определить, насколько хорошо газета справляется с ролью пропагандистского органа и организатора политического диалога, можно, ответив на следующие вопросы:

— как освещается в СМИ деятельность властных структур, какой имидж власти создается;

— однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению политических событий, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения;

— как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с деятельностью органов власти, попадают на страницы газеты;

— отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий;

— как часто и в каких формах читатели могут пообщаться через газету с представителями власти, задать чиновникам свои вопросы и получить на них ответы;

— какое внимание редакция уделяет организационно-массовой работе, и что делает для изучения своей аудитории?

Эти задачи, по нашему мнению, могут быть решены с помощью контент-анализа, или анализа содержания. Метод контент-анализа предполагает изучение частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата [5. С. 240]. Применение метода при анализе

газеты даст возможность получения точных, объективных данных о характере этой газеты. С помощью контет-анализа в конкретном случае мы можем судить о том, что стоит за этим содержанием, что мы можем сказать об его авторе, газете, читателях, характере деятельности этой газеты. Методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов, которые эти тексты представляют. При исследовании содержания можно узнать о многом: что в реальной действительности выбирает для своих сообщений источник информации, какой отпечаток наложила на это содержание политическая ситуация в обществе; какие намерения заставляют автора сообщать нам именно об этих сторонах жизни и умалчивать о других [6. С. 241].

Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газеты. В качестве единиц анализа были выбраны публикации, полностью посвященные деятельности властных структур или их представителей, либо те, в которых тема власти занимает достаточно большое место и имеет собственное смысловое содержание. В публикациях исследовались предмет речи, выявлялось, о представителях какой ветви и какого уровня власти повествуется, кто является автором, каков жанр публикации. Выявлялось также, как оценивается в материалах деятельность тех или иных органов власти и их представителей. Шкала оценок была выбрана следующая: а) сугубо положительно; б) положительно; в) нейтрально, взвешенно; г) отрицательно; д) крайне отрицательно; е) никак не оценивается. При наличии оценки выяснялось также, чем оценка мотивирована, как она проявляется (открыто или имплицитно, в подтексте) и кто выступает субъектом этой оценки — журналисты, сами чиновники или еще кто-то.

Необходимо также было выявить, как газета «Пекинская молодежь» отслеживает развитие актуальных проблем и событий, связанных с деятельность органов власти; обращается ли редакция к ним повторно, следит ли за тем, как чиновники доводят или не доводят свои решения до логического конца. С этой целью в ходе контент-анализа выяснялось, как часто газета ссылается на предыдущие выступления — свои либо других СМИ. Кроме того, повторные публикации специально фиксировались и без ссылок, просто по факту повторного обращения издания к одному и тому же событию.

То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей, в политическом диалоге, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты часто встречаются читатели, если газета, касаясь деятельности властных структур, периодически использует такие жанры, как письмо, обзор писем, блиц-опрос, вопрос-ответ, анкета, материалы с читателями, то можно с большой долей уверенности утверждать, что газета активно способствует привлечению читателей к диалогу. Такому выводу также может способствовать тот факт, что при освещении деятельности органов власти журналисты в своих публикациях часто ссылаются на мнения читателей.

В КНР политика партии относительно прессы состоит в том, чтобы газета сотрудничала и с властью, и с обществом, была посредником между ними. В прин-

ципе данное обстоятельство может положительно сказаться на возможностях прессы стать эффективным организатором политического диалога.

Результаты исследования, которое носило пилотажный, пробный характер, могут быть представлены в виде таблиц. Таблица 1 дает представление о том, каким проблемам и уровням власти уделяется наибольше внимание в газете «Пекинской молодежи».

Таблица 1

Тематика газетных материалов

(в абс. цифрах и в % к общему числу публикаций о деятельности органов власти)

Информационный повод материала Количество материалов Процент от общего числа материалов

Новая государственная политика 11 4,7

Новая экономическая политика 7 2,9

Новость в обществе 36 15,3

Экономическая новость 16 6,8

ЭКСПО 2010 в Шанхае 7 2,9

Экономический анализ 6 2,5

Обеспечение правительством порядка в обществе 7 2,9

Общественная жизнь 7 2,9

Международная новость 16 6,8

Молодежная жизнь 20 8,5

Культура 22 9,4

Здоровье 6 2,5

Туризм 11 4,7

Спорт 21 8,9

Развлечения 41 17,5

Таблица 2 показывает, кто является авторами проанализированных публикаций, какие авторы чаще всего встречаются на страницах газеты «Пекинской молодежи».

Таблица 2

Авторы публикаций

(в абс. цифрах и в % к общему числу авторов публикаций)

Авторство публикаций Количество материалов Процент от общего числа материалов

Журналисты 152 64,9

Читатели 23 9,8

Ссылки из другого издания 8 3,4

Информ. агентство «Синьхуа» 24 10,2

Без подписи или иное 27 11,5

Таблица 2 показывает, что среди авторов публикаций на первом месте журналисты данного издания, на втором месте — из информационного агентства «Синьхуа». Читатели выступают в качестве авторов публикаций, меньше, чем «Синьхуа». Однако не стоит забывать, что газета может привлекать читателей к политическому диалогу не только за счет опубликования их материалов. Допустим, под обзорами писем, отражающими мнения читателей о деятельности чиновников, обычно стоят подписи журналистов, также как и под блиц-опросами (когда журналист задает нескольким людям вопросы, касающиеся деятельности власти). Это же относится и к материалам прямых линий, анкетам, иногда к публикациям в жанре вопроса-ответа.

Что касается жанра публикаций, было принято решение производить кодировку лишь однозначно определяемых жанров, важных с точки зрения выполнения поставленных задач. Таблица 3 демонстрирует соотношение жанров изученных публикаций.

Таблица 3

Жанры публикаций

(в абс. цифрах и в % к общему числу публикаций)

Жанры публикаций Общее число публикаций Процент от общего числа публикаций

Инф. заметка 176 75

Зарисовка 10 4,2

Репортаж 3 1,2

Отчет 3 1,2

Интервью 1 0,4

Статья 12 5,1

Корреспонденция 12 5,1

Очерк 11 4,7

Письмо 2 0,8

Обзор писем (звонков) — —

Блиц-опрос — —

Вопрос-ответ 4 1,7

Анкета — —

Прямая линия — —

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что новостям в газете уделяется значительно больше внимания, чем другим жанрам. В сравнении с экономическими новостями приоритет отдается освещению политики. В большинстве проанализированных публикаций газеты «Пекинской молодежи» деятельность власти оценивается нейтрально, взвешенно или же никак не оценивается. Газета в основном просто информирует читателей о том, что делает власть.

Например, из 234 публикаций 220 вообще не содержат оценок. В остальных публикациях содержится в основном положительная оценка, выраженная в подтексте. Но только в одном случае деятельность власти оценивается отрицательно. Субъектами, негативно оценивающими деятельность властей, зачастую выступают читатели, а не журналисты.

Газета «Пекинская газета» также активно публикует мнения читателей, но практически такие публикации появляются обычно на полосе культуры, не содержат политической оценки. Эксперты (политологи, социологи, политические психологи и т.д.) нечасто присутствуют на страницах этой газеты в качестве субъектов, оценивающих деятельность представителей власти.

«Прямые линии» можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективных методов ведения диалога с читателями. Нередко целые полосы других региональных газет затрагивают деятельность органов власти. Но в газете «Пекинской молодежи» такого не было. Не было писем, касающихся деятельности органов власти. Люди не пишут писем, так как знают, что никакого эффекта они, скорее всего, не дадут и никакого принятия мер не последует. Наиболее часто при освещении деятельности власти проанализированные материалы используют информационные жанры, прежде всего они просто информируют население о дея-

тельности власти. На втором месте стоят аналитические жанры (корреспонденция, статья).

В качестве партийно-правительственной газеты «Пекинская молодежь» должна активно работать с редакционной почтой, публиковать письма читателей, связанные с проблемами молодежи, а также приглашать читателей к обсуждению. Предоставление людям возможности обратиться к изданию со своими заботами и получить конкретную помощь для газеты значит быть посредником между властью и обществом. Но «Пекинская молодежь» представляет мало возможности гражданам высказать разные точки зрения по важным вопросам общественной жизни. Важнейшая задача газеты «Пекинская молодежь», как это следует из анализа содержания газеты, заключается в подробном информировании населения о принятых властью решениях, законах, постановлениях, указах. Важнейшее направление деятельности газеты — оперативное обнародование официальной позиции, мнения представителей власти по поводу тех или иных важных событий. Это соответствует общему положению с прессой в стране — представители власти обычно воспринимают прессу как рупор, позволяющий доносить до населения исключительно официальную точку зрения и создавать власти положительный имидж.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сиберт С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. — М.: Изд. Вагриус, 1998.

[2] Гиренок Л.Ф. Реклама и РЯ в информационном обществе. Теоретико-социологический анализ: Дисс. ... канд. филос. наук. — М., 2001.

[3] http://www.gotoread.com/mag/7094

[4] http://news.xinhuanet.com/zhengfu/2001-12/31/content_220668.htm

[5] Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — СПб.: Питер, 2004.

THE NEWSPAPER «THE BEIJING YOUTH» -THE ORGANIZER OF POLITICAL DIALOGUE

Zhang Rong

Department of Theory and History of journalism Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article have pressed the questions about the development of «The Beijing youth». Distribution of ideological sights of the newspaper, political influence on the modern youth audience. In this newspaper we take root propagation of the Chinese communist in the spirit of sociological ideology, and report to youth of modern scientific and technical processes.

Key words: «The Beijing youth», The People’s Republic of China, «The Beijing youth», relations between the government and the press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.