Научная статья на тему 'Газета «Красногвардеец» об осуществлении всеобуча в 1931 г. (на примере Красногвардейского (Гатчинского) района Ленинградской области)'

Газета «Красногвардеец» об осуществлении всеобуча в 1931 г. (на примере Красногвардейского (Гатчинского) района Ленинградской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБУЧ / ПЕДАГОГ / ШКОЛА / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / GENERAL EDUCATION / TEACHER / SCHOOL / ELIMINATION OF ILLITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Людмила Николаевна

На материалах районной газеты «Красногвардеец» за 1931 год в статье анализируется состояние всеобщего обязательного обучения в Красногвардейском районе Ленинградской области. В данный период всеобуч охватил не только детей школьного возраста, но и взрослых. Шла активная борьба за ликвидацию неграмотности. К началу 30-гг. ХХ в. произошли значительные изменения в системе советского образования, в том числе стал возможным переход к обязательному семилетнему обучению и политехнизации школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Newspaper «Krasnogvardeetz» of the implementation of general education in 1931 (on the example of Krasnogvardeisk (Gatchina) region)

Basing on the materials of the regional newspaper "Krasnogvardeetz" for 1931, the article examines the state of general compulsory education in Krasnogvardeisk District of Leningrad Region. During this period, the general education covered not only the children of school age, but also adults. There was an active struggle for the eradication of illiteracy. By the early 30's there were the significant changes in the Soviet education system, so the transition to compulsory seven-year education and politechnization of school became possible.

Текст научной работы на тему «Газета «Красногвардеец» об осуществлении всеобуча в 1931 г. (на примере Красногвардейского (Гатчинского) района Ленинградской области)»

УДК 37.014.22(091)(470.23)«1931»

Л. Н. Семенова

Газета «Красногвардеец» об осуществлении всеобуча в 1931 г. (на примере Красногвардейского (Гатчинского) района

Ленинградской области)

На материалах районной газеты «Красногвардеец» за 1931 год в статье анализируется состояние всеобщего обязательного обучения в Красногвардейском районе Ленинградской области. В данный период всеобуч охватил не только детей школьного возраста, но и взрослых. Шла активная борьба за ликвидацию неграмотности. К началу 30-гг. ХХ в. произошли значительные изменения в системе советского образования, в том числе стал возможным переход к обязательному семилетнему обучению и политехнизации школы.

Basing on the materials of the regional newspaper "Krasnogvardeetz" for 1931, the article examines the state of general compulsory education in Krasnogvardeisk District of Leningrad Region. During this period, the general education covered not only the children of school age, but also adults. There was an active struggle for the eradication of illiteracy. By the early 30's there were the significant changes in the Soviet education system, so the transition to compulsory seven-year education and politechnization of school became possible.

Ключевые слова: всеобуч, педагог, школа, ликвидация неграмотности.

Key words: general education , teacher , school, elimination of illiteracy.

Впервые проблема всеобщего обучения была поставлена в России в XIX веке. Вопрос о борьбе земств Санкт-Петербургской губернии за всеобщее обязательное начальное обучение в царской России автор подробно освещал в своих работах [15; 16]. Именно на местное самоуправление легла вся тяжесть решения этой важной государственной задачи.

В центре нашего внимания отражение завершающего этапа всеобуча в Красногвардейском (Гатчинском) районе Ленинградской области на страницах местной печати. Источником информации является газета «Красногвардеец», первый номер которой вышел 15 мая 1931 г. Эта газета была органом Красногвардейского райкома ВКП (б), РИК, а и райпрофсовета. Всего за 1931 год вышло 63 номера (6 номеров утрачено: № 41-45, 48), в 24 из них освещаются проблемы всеобуча, материально-технического состояния школ, положение педагогов.

© Семенова Л. Н., 2014

49

В статье рассматривается состояние дел в реализации местной властью и населением Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» в Красногвардейском районе по материалам газеты «Красногвардеец» (с 24 декабря 1931 г. «Красногвардейская правда», с февраля 1944 г. «Гатчинская правда»)». В ходе анализа опубликованных газетой материалов выявляются проблемы всеобуча, которые не были ещё решены в районе в 1931 г.

Всеобуч осуществлялся по двум основным направлениям: во-первых, обязательное начальное обучение детей школьного возраста (8-10 лет) и всеобщее обязательное семилетнее обучение (вводилось с сентября 1931 г.) и, во-вторых, ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В рубрике «Молодёжный отдел» второго номера газеты (19 мая) на примере Парицкой избы-читальни (открыта в октябре 1930 г.) показаны практические шаги по работе со взрослыми по ликвидации неграмотности. «Избачами» -работниками изб-читален - было проведено 25 занятий кружка ликбеза с охватом 31 учащегося. Общая грамотность, умение бегло читать и писать, знание четырех действий с целыми числами были обязательными условиями для подготовки кадров советских и партийных руководителей в вузах страны [17, с. 4].

Первые данные о результатах работы в районе по ликвидации неграмотности среди взрослых приведены в газете за 14 июля 1931 г. (№ 18). Н. Варганов сообщает следующую информацию о категориях обученных: неграмотных - 635 чел.; малограмотных -1437 чел.; сезонников - 102 чел. [3, с. 2].

По всей видимости, обучение этих лиц проходило с конца 1930 либо с начала 1931 г. Занятия со взрослыми при этом были организованы в сочетании с производительным трудом.

Сведения об обучении в летний период автор приводит выборочно по нескольким сельсоветам. Итоговая цифра обученных грамоте в первой половине года, по сведениям Н. Варганова, таким образом, не превышала 2400 чел. Автор подвергал критике деятельность профсоюзов, которые плохо решали вопрос с летним обучением безграмотных, причём «малограмотных и вовсе не замечали», а созданные группы распускали. Н. Варганов призывал превратить район в район сплошной грамотности к XIV годовщине октябрьской революции (ноябрь 1931 г.) [1, с. 2].

Летние номера газеты пестрят ударническими призывами к выполнению производственных заданий. Главное внимание уделялось работе изб-читален и подготовке кадров для них. Наряду с работой по ликбезу «избачи» посвящали свои занятия вопросам коллективизации и хозполиткампаниям. В это время речь шла о ликвидации не-

50

грамотности в вопросах противопожарной и противовоздушной безопасности. Постановлением бюро РК ВКП (б) от 18 июля 1931 г. было объявлено о проведении ударного месячника по ликвидации противовоздушной неграмотности, о чём газета сообщила 23 июля (№ 20). Говоря о «культурнической работе» среди сельского населения, газета требовала заострить внимание на подготовке к уборочной кампании, антирелигиозной работе и военной пропаганде среди молодёжи [2, с. 3].

29 мая 1931 г. в газете «Красногвардеец» появилась официальная информация районного инспектора и уполномоченного по учёту

С. Оллыкайнена «Всем С/Советам и Школам» о необходимости проведения своевременного учёта детей от 6 до 14 лет, причём подчёркивалось, что регистрации подлежат все дети, учащиеся в ШКМ, ФЗУ и ФЗС. Сроки были предельные - 1 июня [17]. Район готовился к введению обязательного семилетнего обучения.

В августе-сентябре 1931 г. «Красногвардеец» был пронизан боевыми призывами: «Центральной задачей нового учебного года в проведении Всеобуча должна быть поставлена борьба за качество всей школьной работы» (из резолюции пленума Обкома ВКП (б) от 17 мая 1931 г.) [13, с. 1]. Участники слёта пионерского актива Красногвардейского района «В поход за всеобуч» рапортовали XVII МЮДу (Международному юношескому дню): «Начнём учёбу 100 % явкой в школу...», «На штурм города и района!» [13, с. 3].

Штурмовать было что. Газета кричала о неподготовленности школ города и района к новому учебному году. В Красногвардейском районе было около 200 школ. Но корреспонденты «Красногвардейца» отмечали, что подготовка к учебному году идёт «черепашьими темпами». Как писала газета, многие школы «распущены. Текущий ремонт: починка полов, печей, вставка стёкол в окнах, оклейка обой и т. д. не проводится. У многих педагогов есть настроения "улететь" куда-нибудь в другое место.

Также имеются мнения, что начать учебный год не так важно с 1-го сентября, можно и позже.

Кулацкие дома во многих местах не переданы под школы. Дрова не заготовлены, а у нас уже горький опыт, что за несвоевременную заготовку дров школы во время холода не занимались.

Совершенно безобразно участвуют в подготовке к новому учебному году наши комсомольские ячейки. Многие комсомольцы забыли, что они являются шефами всеобуча» [6, с. 3].

23 августа секретарь РК ВЛКСМ Евдокимов писал в «Обращении ко всем комсомольским, профсоюзным, пионерским и другим организациям»:

51

1. 25-го августа провести день помощи школам: провести ремонт парт, досок, печей, окон, распиловку дров, продумать организацию завтраков и т. д.

2. К 1/IX скомплектовать все школы на 100 % детьми школьного возраста, для чего на фабриках, заводах, колхозах и деревнях провести массовую работу через доклады, беседы и пр.

3. Провести подготовительную работу и заключить двухсторонние договоры фабрик, заводов, колхозов, совхозов со школами с обсуждением вопросов об их работе на собраниях рабочих и колхозников [11, с. 1].

Несмотря на неподготовленность, школы начали учебный год вовремя. 1931/1932 уч. г. был особенным. Страна переходила от обязательного начального обучения к обязательной семилетке, проводимой в 52 районах области, в том числе и в Красногвардейском. Всё это требовало участия населения, так как на него возлагались ремонт и строительство новых школ, мобилизация средств, в том числе на подвозку детей в школу в ненастье.

В это же время начинается политехнизация школы, соединение учёбы с производительным трудом. Школы закреплялись за предприятиями, колхозами и совхозами. Теперь учебным заведениям предстояло рапортовать не только о своей подготовленности к учебному году, но и о «состоянии политехнизации».

Параллельно вновь разворачивалась борьба за ликвидацию неграмотности взрослых. В газете за 30 августа в рубрике «На фронте культурной революции» говорилось о следующих задачах: провести ликбез среди 500 безграмотных, охватить углублённой учёбой 15 тыс. малограмотных. При этом выявлялись недостатки в работе районного отдела образования и профсоюзов, которые, по мнению газеты, бездействовали. Например, указывалось, что курсы для педагогов охватывают всего 15-20 % от общего их количества, а в связи с началом учебного года эти курсы приходилось сворачивать [8, с. 2].

11 сентября газета «Красногвардеец», обратив внимание на то, что по району остаётся 215 чел. неграмотных, по городу - 60, на торфоразработках - около 200, писала: «Надо разработать оперативный план работы по району с малограмотными, переключив их учёбу на овладение техникой, решая таким образом вопрос о кадрах для промышленности и сельского хозяйства, организовать при ШКМ вечерние занятия для взрослых, а с единоличниками работы по агроколхозному походу.

Организовать и оказать своевременную методическую помощь сельским педагогам, наладить их учёбу, выделив один день в декаду для учёбы самого педагога. Наладить заочную учёбу педагогов,

52

которая по Красногвардейскому району сорвана. Использовать радио на все 100 %, наладив инструктаж и методическую помощь сельскому учителю» [9, c. 4].

Ноябрьские газеты поднимали одну проблему всеобуча за другой. Газета «Красногвардеец» за 19 ноября включала подборку материалов под общим названием «Дело всеобуча в районе безобразно». И далее, в чём это «безобразие» состоит: «не проведён точный учёт охвата всех детей школьного возраста, школы не оборудованы... Обследовано 5 школ - ни одна не обеспечила полного выполнения директив правительства о всеобщем начальном обучении.

.Внедрением политехнизации в школе гороно не интересуется. В районе большинство школ не оборудованы мастерскими, формально прикреплены к производству, не имеют инструкторов и т. д.» [5, с. 2]. В заметке «Одна книга на несколько человек» говорилось о том, что «ещё хуже дело обстоит с обеспечением школьников учебниками, тетрадями, обувью и одеждой. Одна книга на несколько человек - обычное явление в любой школе нашего района.

Горячими завтраками охвачены школьники на 60-80 %. Причём встречаются такие безобразия: завтрак в школе № 3 стоит 17 коп., а в школе № 5 - 25 коп. В школе № 1 даже дети бедняков не обеспечены завтраками» [12, с. 2].

В той же газете Ваня Грешный (скорее, псевдоним автора) писал о Красногвардейской школе № 2: «В классах большая скученность. Не хватает парт. Дети сидят по 3 человека на одной парте.

Не хватает учебников, холодно: печи, окна и двери не отремонтированы. Не все дети бедняков получают горячие завтраки, многие ходят в школу полубосые, т. к. дали школе 20 пар сапог и все одного размера, а у детишек ноги не у всех одинаковые, дети плачут» [4, с. 2].

В этом же номере газеты был полностью опубликован соцдоговор совхоза им. Хохлова с СОШ № 1 первой ступени, в котором определялись отношения совхоза-шефа и подшефной школы в период летних работ. Совхоз, например, брал на себя обязательства по оказанию помощи в организации горячих завтраков в школе, снабжение школы овощами, дровами. Что касается школы, то она обещала выделить работника по ликбезу, а также силами учащихся оказать помощь совхозу в огородных работах.

В декабре 1931 г. в газете была поставлена задача полностью охватить ликбезом неграмотных и малограмотных. Подчёркивалось, что к 1 января район должен стать грамотным. В последних за 1931 г. номерах газеты «Красногвардеец» наряду с критикой состояния всеобуча приводились и положительные примеры по ряду сельсо-

53

ветов. Так, например, газета указывала на Рождественский, Таиц-кий, Романовский и Лукашевский сельсоветы, которые осуществили сплошную ликвидацию неграмотности [14, c. 4]. В номере от 17 декабря сообщалось, что всеобучем охвачено 98 % детей в возрасте 8-14 лет. Неграмотные охвачены учёбой полностью (264 чел.), в общеобразовательных школах занимается 1123 чел. [7, с. 4]. При этом хронической была нехватка учителей.

К проблемам учительства газета обращалась в своих публикациях не раз. Вместе с осуществлением всеобуча и политехнизацией школы рассматривалось и положение учителей, их подготовка и условия жизни и работы. Не только школа не снабжалась всем необходимым, но и учитель нуждался в предметах первой необходимости. Газета отмечала крайне неудовлетворительное обеспечение сельских учителей. Паёк порой задерживали на несколько месяцев. Ну, а как шло распределение, было отражено в фельетоне «Вроде, так ...», в котором говорилось о выделении учителям из кооперации по две пары детских чулок и по метру резинки [3, с. 4]. Газета неоднократно призывала улучшить материальное положение педагога, усилить внимание к его проблемам, необходимости его обучения.

Подвергая критике деятельность районо в деле школьного строительства, газета не оставляла без внимания и методы работы учителей. Некоторые из них, по мнению издания, протаскивали в школу «архивные» методы воспитания, к которым относилась система штрафов. Штрафовали за всё: за несделанный урок, за разговоры в классе, за разорванную бумажку и т. п. В чём суть штрафов, не говорилось, но порой детей оставляли без еды, в том числе детей бедняков. Резкой критике подвергалось поведение учителей, которые опаздывали на работу или безответственно относились к своей профессиональной деятельности.

Доставалось от газеты и работникам изб-читален, «спячка» которых, по её мнению, благоприятствовала развитию пьянки и тунеядству.

При всём непримиримом отношении к негативным явлениям в ходе строительства нового общества, в том числе в осуществлении культурной революции, критике низких темпов реализации государственных планов, газета находила и положительные примеры в работе школы и педагогов. К ним относился материал, опубликованный 30 сентября 1931 г. под названием «Наши учителя - ударники» [10, с. 2]. В нём сообщалось о новых методах работы передовых учителей: бригадном, лабораторно-исследовательском и проектном, методах социалистического соревнования и ударничества. Эти методы распространялись среди учителей для осуществле-

54

ния более тесной связи школы с производством. По мнению газеты, необходимо было уделять особое внимание лучшим учителям. Их потенциал предлагалось использовать в работе методсовета при районо.

Новый вид деятельности педагогических коллективов - производственное совещание - рекомендовалось использовать более широко с целью мобилизации работников школы на повышение качества труда. Рекомендовалось ликвидировать обезличку и уравниловку путём введения дифференцированной заработной платы исходя из качества и количества работы. Для улучшения работы и оказания методической помощи другим, а также для осуществления профессионального роста педагогов предлагалось выделить лучшие школы в качестве опорных.

Итак, на основе анализа публикаций газеты «Красногвардеец» за 1931 г., посвящённых осуществлению всеобуча в Красногвардейском районе Ленинградской области, удалось выявить следующие тенденции в решении этой задачи: ликвидация неграмотности проходила по намеченным государством направлениям, в сжатые исторические сроки, при этом на практике окончательный срок завершения ликбеза постоянно отодвигался. Процессы ликвидации неграмотности и перехода ко всеобщему обязательному образованию происходили одновременно. Борьба за всеобщую грамотность и всеобщее обучение порождали энтузиазм и самоотверженность советских людей в реализации планов социалистического строительства. Менялась школа, менялся человек и его повседневная жизнь.

Список литературы

1. Варганов Н. Добиться полной ликвидации неграмотности к XIV годовщине Октября // Красногвардеец. - 1931. - № 18. - 14 июля.

2. Васильев. Об усилении работы в области проведения ударного месячника ликвидации противовоздушной неграмотности // Красногвардеец. - 1931. -№ 20. - 23 июля.

3. Вроде, так ... // Красногвардеец. - 1931. - № 58. - 8 дек.

4. Грешный Ваня. И в тесноте и в обиде // Красногвардеец. - 1931. -№ 53. - 19 нояб.

5. Дело всеобуча в районе безобразно // Красногвардеец. - 1931. -№ 53. - 19 нояб.

6. Комсомольская страничка // Красногвардеец. - 1931. - № 27. - 17 авг.

7. Культурная работа требует решительного укрепления // Красногвардеец. - 1931. - № 61. - 17 дек.

8. На культурном фронте // Красногвардеец. - 1931. - № 31. - 30 авг.

9. На культурном фронте // Красногвардеец. - 1931. - № 35. - 11 сент.

10. Наши учителя - ударники // Красногвардеец. - 1931. - № 40. - 30 сент.

11. Обращение «Ко всем комсомольским, профсоюзным, пионерским и др. организациям» // Красногвардеец. - 1931. - № 29. - 22 авг.

55

12. Одна книга на несколько человек // Красногвардеец. - 1931. - № 53. -19 нояб.

13. 1-го сентября все школы должны начать нормальный учебный год // Красногвардеец. - 1931. - № 29. - 22 авг.

14. Полностью охватить ликбезом неграмотных и малограмотных // Красногвардеец. - 1931. - № 59. - 12 дек.

15. Семёнова Л.Н. Борьба общественности и земств за народную школу и всеобщее обучение (на примере Санкт-Петербургского земства) // Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность: междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 187-191.

16. Семёнова Л.Н. Роль земств Санкт-Петербургской губернии в развитии начального народного образования (1864-1914 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 22.12. 2000. - СПб., 2000.

17. Тукияйнен. Подготовим себе кадры // Красногвардеец. - 1931. -№ 4. - 29 мая.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.