Научная статья на тему '«ГАЗЕЛИ» И ИХ СПЕЦИФИКА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

«ГАЗЕЛИ» И ИХ СПЕЦИФИКА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / «ГАЗЕЛИ» / КРИТЕРИИ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ / МСП / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РОССИЙСКИЙ ОПЫТ / FAST-GROWING COMPANIES / «GAZELLES» / CRITERIA OF FAST-GROWING COMPANIES / SME / ECONOMIC GROWTH / RUSSIAN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кальчевская Софья Павловна, Горшенина Ирина Витальевна

В течение длительного периода времени малые и средние предприятия (далее - МСП) в классических моделях экономического роста, как правило, считались второстепенными рыночными игроками, которые не оказывают значительного влияния как на общую деловую активность, так и на процесс создания новых рабочих мест. Изучение роли малого и среднего бизнеса имело достаточно несущественное значение, пока в конце XX века, ученые не обратили внимание, что именно небольшие фирмы являются главными источниками экономической активности в развитых странах. Такие компании были названы быстрорастущими - «газелями». Данная статья посвящена анализу феномена быстрорастущих компаний и специфики их функционирования, и выделению отраслей максимального развития быстрорастущих компаний (далее - БРК) в России. В основу исследования заложены теоретические методы: изучение данных научных работ зарубежных и отечественных исследователей по данной теме, а также сравнительный анализ занятости отдельными отраслями компаний - «газелей». Был сделан вывод, что для того, чтобы фирма имела высокие показатели выручки и темпов её прироста, она должна занимать свободные направления, незаполненные ниши, а не пытаться развиваться в уже и без того заполненной другими компаниями отрасли. Все быстрорастущие компании имеют общие критерии, но «газели» в России имеют ряд отличительных черт - количество БРК, темп прироста выручки, доля выручки компаний в ВВП страны, отрасли, которые имеют наибольшее количество компаний, подчеркивают специфику развития экономики страны в общем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GAZELLES» AND THEIR SPECIFICS ON THE RUSSIAN MARKET

For a long time, in classical models of economic growth, SMEs were generally considered as secondary market players that did not have a decisive impact on both overall business activity and the process of creating new jobs. Research on the importance of small and medium-sized enterprises was insignificant until David Burch pointed out that small firms are the main sources of economic activity in developed countries. Such companies were called fast-growing - "gazelles". This article is devoted to the analysis of the phenomenon of fast-growing companies, the specifics of their functioning and the identification of industries for the maximum development of FGCs in Russia. The research is based on theoretical methods: the study of data from scientific works of foreign and domestic researchers on this topic, as well as a comparative analysis of employment in certain industries of Gazelle companies.

Текст научной работы на тему ««ГАЗЕЛИ» И ИХ СПЕЦИФИКА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

«Газели» и их специфика на российском рынке «Gazelles» and their specifics on the Russian market

Кальчевская Софья Павловна

Студент 2 курса Факультет Финансово-экономический ФГОБУ ВО « Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Москва, Российская Федерация e-mail: kalchevskaia.sofia@gmail.com

Kalchevskaia Sofia Pavlovna

Student 2 term Faculty of Finance andEconomics Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, The Russian Federation e-mail: kalchevskaia.sofia@gmail.com

Горшенина Ирина Витальевна

Студент 2 курса Факультет Финансово-экономический ФГОБУ ВО « Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Москва, Российская Федерация e-mail: ira.gorshenina@yandex. ru

Gorshenina Irina Vitalievna

Student 2 term Faculty of Finance andEconomics Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, The Russian Federation e-mail: ira.gorshenina@yandex. ru

Научный руководитель Шаховский Роман Анатольевич

Старший преподаватель Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО « Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр -т, 49

e-mail: Rashahovskij@fa.ru

Scientific adviser Shakhovsky Roman Anatolyevich

Financial University under the Government of the Russian Federation 49 Leningradsky Prospekt, Moscow, Russia, 125993 e-mail: Rashahovskij@fa.ru

Аннотация.

В течение длительного периода времени малые и средние предприятия (далее - МСП) в классических моделях экономического роста, как правило, считались второстепенными рыночными игроками, которые не оказывают значительного влияния как на общую деловую активность, так и на процесс создания новых рабочих мест. Изучение роли малого и среднего бизнеса имело достаточно несущественное значение, пока в конце XX века, ученые не обратили внимание, что именно небольшие фирмы являются главными источниками экономической активности в развитых странах. Такие компании были названы быстрорастущими - «газелями». Данная статья посвящена анализу феномена быстрорастущих компаний и специфики их функционирования, и выделению отраслей максимального развития быстрорастущих компаний (далее - БРК) в России. В основу исследования заложены теоретические методы: изучение данных научных работ зарубежных и отечественных исследователей по данной теме, а также сравнительный анализ занятости отдельными отраслями компаний -«газелей». Был сделан вывод, что для того, чтобы фирма имела высокие показатели выручки и темпов её прироста, она должна занимать свободные направления, незаполненные ниши, а не пытаться развиваться в уже и без того заполненной другими компаниями отрасли. Все быстрорастущие компании имеют общие критерии, но «газели» в России имеют ряд отличительных черт - количество БРК, темп прироста выручки, доля выручки компаний в ВВП страны, отрасли, которые имеют наибольшее количество компаний, подчеркивают специфику развития экономики страны в общем.

Annotation.

For a long time, in classical models of economic growth, SMEs were generally considered as secondary market players that did not have a decisive impact on both overall business activity and the process of creating newjobs. Research on the importance of small and medium-sized enterprises was insignificant until David Burch pointed out that small firms are the main sources of economic activity in developed countries. Such companies were called fast-growing - "gazelles". This article is devoted to the analysis of the phenomenon of fast-growing companies, the specifics of their functioning and the identification of industries for the maximum development of FGCs in Russia. The research is based on theoretical methods: the study of data from scientific works of foreign and domestic researchers on this topic, as well as a comparative analysis of employment in certain industries of Gazelle companies.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, «газели», критерии быстрорастущих компаний, МСП, экономический рост, российский опыт.

Key words: fast-growing companies, «gazelles», criteria of fast-growing companies, SME, economic growth, Russian experience.

В состоянии переходной экономики одной из главных составляющих развития рыночной среды является процесс становления предпринимательства. Создание устойчивого «слоя» сегмента малого и среднего бизнеса -одна из опорных основ построения и развития экономики страны. Впервые концепция распределения предприятий по размерам бизнеса и темпам роста как этих предприятий, так и их выручки, была предложена американским ученым Дэвидом Берчем.

Статья «Кто создаёт рабочие места?» («Who creates Jobs?»), написанная Дэвидом Берчем, была опубликована в 1981 году [11]. Американский исследователь в своей статье выявил новую классификацию организаций, которая делила все предприятия на три основные типа, опираясь на показатели динамики роста.

«Сл («Ele] оны» hants»)

Крупные корп г устойчивые орации

«Мы («M ши» ice»)

-1 Ме предп >- лкие риятия

«Газ («Gaz ели» elle»)

1 1

Быстроразвивающиеся компании

Рисунок 1. Классификация организаций по Берчу.

Источник: составлено авторами работы.

По мнению учёного, у компаний-«мышей» и компаний-«слонов» отсутствует особо заметная динамика роста по сравнению с «газелями». Из этого высказывания следует дать понятие быстрорастущим компаниям.

Дэвид Берч в своей работе 1987 года «Job Generation in America» дал определение компании-«газели» как «коммерческое предприятие, темпы прироста выручки (продаж) которого составляли как минимум 20 % ежегодно в течение всего периода наблюдения, а начальный объём выручки в первый год составлял не менее 100 000 долларов» [6]. Американский исследователь отмечает, что непосредственно благодаря «газелям» создаётся более 50 % новых рабочих мест в развитых странах, в то же время компании-«слоны», имея возможность создавать рабочие места, используют этот потенциал не полностью, а «мыши» в связи с тем, что данным предприятиям не удалось хорошо закрепиться на рынке, они не оказывают особого влияния на экономику.

Известно, что Дэвида Берча считают автором термина «газели». И после того, как он назвал такие компании - основной движущей силой экономики и главными источниками экономической активности, многие учёные-исследователи и организации пытались вывести своё, более точное и правильное определение «газелей».

В 1995 году всё тот же Дэвид Берч со своими коллегами Энн Хаггерти и Уильямом Парсонсом выявили из «газелей» особую категорию компаний («суперзвёзды»), особенностью которых было то, что на начало наблюдения за данными предприятиями на них насчитывалось 100 или более сотрудников [6].

Канадские исследователи также занимались разработкой собственного определения компаний-«газелей». Так, в 2006 году Мейерсом Пенни и его коллегами был предложен новый термин - глобальные «газели». Эта группа быстрорастущих компаний делает основной акцент на экспорте произведённой продукции [9]. По мнению учёных, глобальные «газели» - это те компании, основной объём выручки которых приходится на продажи за пределами их внутренних рынков, темпы прироста выручки составляют 100 % и более на конец четвёртого года наблюдения, а в первый год общий объём продаж составлял не менее 100 000 долларов [9].

В начале XXI века в ОЭСР началась разработка универсального алгоритма, который в будущем позволил бы правильно вычленять из всего массива компаний именно те, которые соответствуют критериям «газелей». Также, в документах исследователи ОЭСР начали вместо термина «газели» употреблять более официальную конструкцию - «быстрорастущие фирмы» (high growth firms - HGFs) [6]. В 2008 году специалисты из этой организации выделили следующее определение быстрорастущих фирм: «Быстрорастущими фирмами следует считать компании со средним ежегодным приростом числа сотрудников или оборота более чем на 20 % в течение трёхлетнего периода и более чем с 10 сотрудниками на начальный момент периода наблюдения» [6].

Через несколько лет после введения ОЭСР понятия «быстрорастущие компании» японский исследователь Деннис Татики выделил подвид таких компаний и назвал его быстрорастущими инновационными предприятиями (high growth innovate enterprises - HGIEs) [10]. Согласно трактовке Татики, быстрорастущие инновационные предприятия - это фирмы, добивавшиеся 33% и более прироста числа работников в течение трёх лет подряд внутри пятилетнего общего периода наблюдения, которые располагали не менее чем 15 сотрудниками в первый год и добились роста их числа исключительно «органическим путём» [10].

В связи с тем, что в определении «газелей», данном Берчем, инновациям не уделяется особого внимания, Б. Кирхгофф выявил собственную классификацию предприятий, основываясь на разработках Берча [1]. Одним из главных критериев данной классификации является темп внедрения компаниями инноваций в производство.

«Сердцевинные» фирмы характеризуются тем, что в процесс производства товара или услуги данной фирмой вводится всего одна-две инновации, и после непродолжительного небольшого роста наступает процесс стабилизации фирмы на рынке, что приводит к снижению темпов роста. От «сердцевинных» предприятий «честолюбивые» отличает более грамотное использование своих возможностей. Благодаря предпринимательским способностям сотрудников такой фирмы, ей удаётся не только закрепиться на рынке отрасли, но и расширить свои позиции, что приводит к повышению темпов роста. Непрерывное внедрение инноваций в процесс производство - залог успеха «эффектных» фирм. Высокие темпы роста организации обусловлены именно этим фактором. Развитие «стеснённых» компаний зависит от определённых причин, чаще всего ограничение темпов роста происходит из-за нехватки ресурсов для дальнейшего производства, так как внедрение инноваций также требует определённых затрат.

Основываясь на теории Дэвида Берча, по всему миру было проведено множество исследований различных компаний с целью выявления единой системы критериев отнесения фирм к категории «быстрорастущих». Но создать такую единую систему так и не удалось из-за того, что многими учёными и организациями были предложены собственные характеристики компаний-«газелей». В связи с тем, что ранее уже

были приведены некоторые определения быстрорастущих компаний, разработанные различными исследователямии организациями, в таблице 1 приведён обзор критериев, которые не были ранее упомянуты [1]. Таблица 1. Критерии отнесения компаний к быстрорастущим, установленные различными источниками

Источник Критерии отнесения к быстрорастущим компаниям

М. Дешривере Особенность его подхода заключается в том, что фирма, рост которой происходит органически, создаёт новые рабочие места, а компания, растущая благодаря слияниям и поглощениям, не создаёт рабочие места, а просто приобретает рабочие места другой компании.

Рейтинг быстрорастущих компаний «Gazel 1е Бизнеса» (Деловой Петербург) Компания должна иметь прирост оборота и проработать 4 полных года. Важной чертой является использование новых технологий, креативность и обращение внимания на социальные аспекты.

Рейтинг «ТехУспех» Кроме определённого количества выручки и среднегодового темпа роста важен факт того, что компания за последние 3 года наблюдения должна вывести на российский рынок, как минимум, один новый или существенно улучшенный товар, разработанный на основе НИОКР.

Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России Размер выручки в начальном анализируемом году должен составлять 1 млрд руб., а в последнем не менее 3 млрд руб. Также отмечается, что фирма должна быть частной или доля частных акционеров должна составлять не менее 50%. Важен тот факт, что бизнес должен быть открытым и прозрачным.

Источник: Буренина И.В., Быль Е.А. Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям. // Экономические науки. Предпринимательство. - 2016. .№4 (18). - С. 80-86.

Таким образом, исходя из приведённой выше таблицы, можно выделить несколько общих критериев быстрорастущих компаний: значение выручки, темп роста фирмы, который чаще всего берётся в среднегодовом показателе, и возраст компании. Но в то же время в различных источниках существуют свои специфические критерии, например: степень открытости информации, процент от выручки, затраченный на НИОКР, также количество затрат на внедрение технологических инноваций и процесс производства новых или заметное улучшение старых товаров или услуг.

Помимо описанной выше проблемы с определением единой системы критериев отнесения компаний к быстрорастущим значительно затрудняет долгосрочный анализ таких компаний сильная неустойчивость динамики их развития. Высокие темпы роста этих фирм, как правило, не являются гарантией того, что они сохранят свою позитивную динамику в течение длительного периода. Ещё в 1990 -ых годах Дэвид Берч отмечал, что многие фирмы-«газели» имеют склонность к нестабильности. Значительная часть быстрорастущих компаний развивается в «рваном» режиме - периоды с высокими темпами роста сменяются на отрезки со слабой динамикой. Такое поведение на рынке определённой отрасли может быть связано с тем, что некоторым фирмам не хватает ресурсов для введения новых инноваций, либо не затрачивается должное количество выручки на научные исследования, и из-за подобных факторов фирма просто теряет свои лидерские позиции среди остальных похожих на неё предприятий.

Итак, важным фактором успеха быстрорастущих компаний является тот факт, что фирмы-«газели» никогда не стоят на месте, постоянно развиваются. Обращение внимания на уровень научно -технического прогресса, использования новых технологий и внедрение инноваций, также предпринимательские способности персонала, его наблюдательность и креативность - то, благодаря чему достигаются такие высокие темпы роста в процессе деятельности быстрорастущих компаний.

Известно, что в России до начала XXI века не проводились исследования феномена быстрорастущих компаний. Но в 2006 году в Финансовой академии при Правительстве РФ во главе с Андреем Юрьевичем

Юдановым началось изучение данных компаний как конкурентоспособных. Во время исследований за основу было взято классическое определение, сформулированное Дэвидом Берчем. По этому определению к быстрорастущим компаниям относятся такие компании, у которых выручка ежегодно возрастает минимум на 20% в течение пяти лет. Важным уточнением для отнесения российских компаний к «газелям» является тот факт, что темпы роста выручки должны составлять не менее 20% после вычета процента инфляции, хотя в это же время на Западе выручка должна возрастать на те же 20%, которые уже включают в себя инфляцию.

Было выявлено, что в России большую долю от перманентных фирм с начала 2000-ых годов занимают так называемые фирмы-спринтеры. Это такие фирмы, которым удалось за год достаточно сильно увеличить выручку, но потом темп прироста начинает составлять всего несколько процентов. Соответственно, фирмы-спринтеры по определению Берча нельзя отнести к быстрорастущим, так как не соблюдается фактор долговременного и устойчивого повышения темпов роста выручки [7]. Отмечается, что доля «спринтеров» в экономике показывает предрасположенность к возможности быстрого роста различных фирм.

По сравнению с развитыми странами, в которых доля «газелей» составляет примерно 3 -5%, в России процент быстроразвивающихся компаний достаточно велик - 12-13% [7]. Это связано с тем, что на момент развития «газелей» в России на рынке существовало множество свободных ниш, и некоторым отраслям не уделялось должного внимания. Поэтому небольшие компании вместо того, чтобы конкурировать с уже устоявшимися организациями на рынке определённой отрасли, начинали специализироваться на чём-то новом.

Ещё одной отличительной чертой российских быстрорастущих, помимо их количества, является темп роста. Усреднённое значение данного показателя в России гораздо больше установленных Берчем 20%. Ежегодный темп прироста выручки быстрорастущих российских фирм составляет около 75-80% [7].

Напротив, если оценивать долю выручки российских «газелей» от общего ВВП, то этот показатель будет ниже, чем такой же показатель на Западе. В развитых странах доля выручки БРК в общем ВВП оценивается в 5080% [5]. В это же время в России эта доля составляет около 25 -30%, несмотря на то, что общее количество «газелей» в нашей стране в разы больше [5]. Таким образом, западные «газели» являются двигателем роста экономик своих стран, а быстрорастущие компании в Россиине оказывают такого весомого давления на развитие отечественной экономики не в силу того, что российские «газели» слабее или пассивнее, а из-за того, что они являются не главной причиной увеличения темпа роста экономики [7].

Как уже отмечалось ранее, «газели» появляются в результате успешного выявления и освоения незаполненных рыночных ниш, инноваций. Тем не менее, играет роль и отрасль, и регион, в которых развиваются компании.

Основываясь на статистике, наилучшие возможности для появления «газелей» в России предоставляет агропромышленный бизнес. Больше прежнего быстрорастущих компаний оказалось в транспортной сфере, которая демонстрирует в последние годы хорошие темпы роста. Специалисты считают, что усилению позиций строительного сектора способствовало активное государственное финансирование крупных проектов, включая подготовку к чемпионату мира по футболу [4]. Также быстро росли по выручке компании, занятые в сфере производства и торговли топливно-энергетическими товарами. Таким образом, даже в распределении российских «газелей» по отраслям чётко проявляется сырьевая направленность экономики нашей страны.

_Таблица 2. Отрасли с наибольшей концентрацией быстрорастущих компаний в России

Отрасль 2012-2016 гг., % 2013-2017 гг., %

Производство и торговля продовольственными товарами 29 19

Строительство 8 11

Машиностроение и торговля машиностроительной продукцией 11 11

Транспортировка и транспортные услуги 6 10

Производство металлов, изделий из них и торговля 6 8

Производство и торговля топливно-энергетическими товарами 5 6

Розничная торговля 4 4

ИКТ 3 2

Производство и распределение энергии и тепла 1 2

Здравоохранение 1 1

Источник: Мимолётные «газели». // вашинтерфакс. - 2019. .№20. - С. 2-12.

Ещё одной особенностью российских «газелей» является тот факт, что БРК в России не всегда являются новыми компаниями. Иногда уже давно существующим предприятиям удаётся ускорить темпы развития, при этом достаточно сильно увеличив показатель ежегодной выручки. Также отметим, что российские «газели» не всегда являются фирмами, которые специализируются в сфере высоких технологий. В России присутствует достаточное количество компаний как в сфере хай-тек, так и в строительстве, пищевой промышленности или торговле.

Отличительной чертой структуры БРК в России можно назвать количество газелейв сфере инжиниринга, в том числе нефтесервиса. Нефтесервисные компании занимаются разведкой, бурением и повышением отдачи нефтяных пластов. Чаще всего нефтедобывающим фирмам сложно самостоятельно обеспечить качественный нефтесервис, соответственно возникает необходимость в услугах «газелей», специализирующихся на этом.

Многие российские «газели» не выходят на мировой рынок. Адаптированность крупных компаний к стандартам международной торговли приводит к тому, что они становятся непригодным для конкретных локальных рынков. Именно поэтому значительная доля быстрорастущих компаний в России приспосабливается к определённым местным условиям и начинает развиваться на внутреннем рынке.

Большая часть быстрорастущих российских компаний расположена в Центральном федеральном округе - около 40% [8]. А наименьшая доля «газелей» была зафиксирована на Дальнем Востоке и Северном Кавказе -приблизительно по 3% от общего количества компаний [8].

Если говорить об относительных показателях, то наиболее рентабельным видом бизнеса для быстрорастущих компаний в России является рыболовство.

_Таблица 3. Наиболее рентабельные виды бизнеса для БРК в России

Отрасль 2017 год, %

Рыболовство 51,6

Сельское хозяйство 35,1

Фармацевтическая промышленность 18,4

Производство и распределение энергии и тепла 8,9

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность 8

Добыча и переработка энергетического сырья 6,4

Машиностроение 6,1

ИКТ 6,1

Торговля продукцией машиностроения 6,1

Химическая промышленность и производство изделий 6

Источник: Мимолётные «газели». // вашинтерфакс. - 2019. №20. - С. 2-12.

Заметно, что в числе лидеров по рентабельности по чистой прибыли находится работающая в близком к рыболовству секторе - сельском хозяйстве.

Проанализировав изученный материал, стоит отметить, что для того, чтобы фирма имела высокие показатели выручки и темпов её прироста, она должна занимать свободные направления, незаполненные ниши, а не пытаться развиваться в уже и без того заполненной другими компаниями отрасли.

От быстрорастущих компаний развитых стран российские «газели» отличают многие показатели: например, доля быстрорастущих компаний в общем количестве компаний, степень влияния «газелей» на развитие экономики страны, отрасли, в которых действует наибольшее количество БРК в России. Отмечается, что в России «газели» оказывают не особо значимое влияние на развитие экономики, но отмечается положительная динамика. Особенности экономики страны также отражаются и на специфике быстрорастущих компаний, например нефтегазовый сектор.

Также было отмечено, что большинство быстрорастущих компаний в России расположены в Москве и Московской области, а в регионах данный феномен пока такой популярности не имеет. Но опираясь на те данные, что с каждым годом в России увеличивается число «газелей», можно предположить, что в скором времени уровень концентрации БРК в Центральном федеральном округе уменьшится, и будет налажено более равномерное распределение «газелей» по регионам.

Список используемой литературы:

1. Буренина И.В., Быль Е.А Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям. // Экономические науки. Предпринимательство. - 2016. .№4 (18). - С. 80-86.

2. Долгин АН. Феномен компаний-«газелей» в мире и в России. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. №21 (350). - С. 184-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Киселкина О.В. Проблемы развития быстрорастущих компаний в Российской экономике. // Современная конкуренция. - 2013. №1 (37). - С. 65-68.

4. Мимолётные «газели». // вашинтерфакс. - 2019. №20. - С. 2-12.

5. Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. Российские быстрорастущие компании: испытание депрессией. // Мир новой экономики. Менеджмент. - 2016. №2. - С. 103-112.

6. Розмирович С. МСП под микроскопом ученых. // 8ймул. Журнал об инновациях в России. - 2017.

7. Юданов А.Ю. Покорители «Голубых океанов» (фирмы-«газели» в России). // Современная конкуренция. - 2010. №2. - С. 27-48.

8. Интерфакс. Забег «газелей». URL: https://www.interfax.ru/business/598670

9. Financing Global Gazelles. Submitted to: Small Business Policy Branch. Meyers Norris Penny. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/061.nsf4wapi/Financing Global Gazelles Eng.pdf/$FILE/F inancing Global Gazelles Eng.pdf

10. High growth innovative enterprises: a research note on Japan. Dennis S. Tachiki. URL: http://libds.tamagawa.ac.jp/dspace/bitstream/11078/140/1/4 2013 61-75.pdf

11. National affairs. Who creates jobs? David L. Birch. URL:https://www.nationalaffairs.com/public interest/d etail/who-creates-iobs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.