Научная статья на тему 'Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты'

Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1295
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элита / Дальний Восток / гайд-интервью / управленческие практики / перестройка / elite / the Far East / guide-interview / management practices / perestroyka

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коваленко С. Г.

Поведенческие модели региональной элиты всегда играли во внутренней жизни Дальнего Востока важную роль, значимость которой еще более возрастала в кризисные периоды развития общества и государства. Последние 30 лет для изучения данных моделей исследователи широко используют количественные методы. Однако существует уровень научной проблематики, когда применение указанных методов бесполезно. Например, они не позволяют выявить отношение к центральной и региональной власти, индивидуальные траектории карьерного роста представителей региональной политической элиты: кто способствовал карьере, кто оказал существенное влияние на становление политических взглядов и ориентаций, кому лично чиновник был обязан путевкой в жизнь, и т.д. Непродуктивно использование числовых способов оценки и при изучении конкретной руководящей деятельности на местном уровне в период исторического выбора, тем более – её неофициальных вариаций. Все вышеназванное можно обнаружить только с помощью качественных исследований. Поэтому цель статьи – сделать выводы об эффективности методики гайд-интервью как качественного метода получения информации и анализа изменений в самоидентификации и поведенческих моделях элиты в годы трансформации России. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с «путеводителем». Его применение должно осуществляться в несколько этапов (составление общего плана разговора – блок-схема с выделением ряда аспектов, выбор группы информантов и т.д.). В представленной статье автор рассматривает такую методику на основе собственной практики проведения 25 гайд-интервью, полученных в 2014-2017 гг. у группы лиц, занимавших управленческие должности в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на Дальнем Востоке. Применение предложенной методики позволило решить комплекс задач: выявить наиболее работающие принципы гайд-интервьюирования, определить личные связи респондентов и их отношения к значимому событийному историческому ряду, обнаружить изменения в самоидентификации и поведенческих моделях элиты в точках исторического выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDE INTERVIEW AS A SOURCE OF ANALYSIS OF SELF-IDENTIFICATION AND BEHAVIORAL MODELS OF THE REGIONAL ELITE

Behavioral models of the regional elite have always played an important role in the internal life of the Far East, the significance of which has increased even more in the crisis periods of the development of society and the state. For the last 30 years, researchers have used quantitative methods to study these models. However, there is a level of scientific problems when the application of these methods is useless. For example, they do not allow us to identify attitudes toward central and regional authorities, individual trajectories of career growth of representatives of the regional political elite: who promoted a career, who had a significant influence on the formation of political views and orientations, to whom the official was personally obliged to make a living, etc. It is unproductive to use numerical methods of evaluation and when studying specific leadership activities at the local level during the period of historical choice, especially its unofficial variations. All of the above can only be found with the help of qualitative research. Therefore, the goal of the article is to draw conclusions about the effectiveness of the methodology of the guide interview as a qualitative method of obtaining information and analyzing changes in self-identification and behavioral models of the elite during the years of Russia's transformation. A semi-structured interview is understood as an interview with a "guide". Its application should be carried out in several stages (drawing up of the general plan of conversation the block diagram with allocation of some aspects, a choice of group informants, etc.). In the present article, the author considers such a technique on the basis of his own practice of conducting 25 guide-interviews received in 2014-2017 from a group of people who held managerial positions in the late 1980s-early 1990s in the Far East. The application of the proposed methodology made it possible to solve a set of problems: to identify the most working principles of guide interviewing, to determine the personal ties of respondents and their relationship to a significant historical event series, to discover changes in the self-identification and behavior patterns of the elite at the points of historical choice.

Текст научной работы на тему «Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты»

ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ В

ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ

Коваленко С.Г.

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

ostina@list.ru

ГАЙД-ИНТЕРВЬЮ КАК ИСТОЧНИК АНАЛИЗА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ

Аннотация: Поведенческие модели региональной элиты всегда играли во внутренней жизни Дальнего Востока важную роль, значимость которой еще более возрастала в кризисные периоды развития общества и государства. Последние 30 лет для изучения данных моделей исследователи широко используют количественные методы. Однако существует уровень научной проблематики, когда применение указанных методов бесполезно. Например, они не позволяют выявить отношение к центральной и региональной власти, индивидуальные траектории карьерного роста представителей региональной политической элиты: кто способствовал карьере, кто оказал существенное влияние на становление политических взглядов и ориентаций, кому лично чиновник был обязан путевкой в жизнь, и т.д. Непродуктивно использование числовых способов оценки и при изучении конкретной руководящей деятельности на местном уровне в период исторического выбора, тем более - её неофициальных вариаций. Все вышеназванное можно обнаружить только с помощью качественных исследований. Поэтому цель статьи - сделать выводы об эффективности методики гайд-интервью как качественного метода получения информации и анализа изменений в самоидентификации и поведенческих моделях элиты в годы трансформации России. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с «путеводителем». Его применение должно осуществляться в несколько этапов (составление общего плана разговора - блок-схема с выделением ряда аспектов, выбор группы информантов и т.д.). В представленной статье автор рассматривает такую методику на основе собственной практики проведения 25 гайд-интервью, полученных в 2014-2017 гг. у группы лиц, занимавших управленческие должности в конце 1980-х - начале 1990-х гг. на Дальнем Востоке. Применение предложенной методики позволило решить комплекс задач: выявить наиболее работающие принципы гайд-интервьюирования, определить личные связи респондентов и их отношения к значимому событийному историческому ряду, обнаружить изменения в самоидентификации и поведенческих моделях элиты в точках исторического выбора.

Ключевые слова: элита, Дальний Восток, гайд-интервью, управленческие практики, перестройка

Особую роль в кризисном социуме России 90-х годов ХХ в. играли ценностные ориентации тех, кто относился к властвующей региональной элите. С одной стороны, проблема самоидентификации представителей элит связана с мироощущением личности, поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и всевозможных взаимоотношений, с другой - с общественными стереотипами. Это своего рода мост между психологией личности и групп людей, между индивидуальным и социальным. «Человеческая натура, - писал Э. Фромм, подчеркивая значение общества для людей, - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами»1. В современных работах

1 Фромм Э. Бегство от свободы. - М: Прогресс, 1990. С. 28.

нечасто рассматриваются структура личности, типологии и классификации психических свойств и процессов. Отчасти это связано с тем, что традиционные для гуманитариев виды источников - архивные документы, статистика, периодическая печать, фото и видео -позволяют выявить только общие тенденции, характерные для той или иной исторической эпохи. Исследователи зачастую либо теоретизируют (почти без привлечения фактического материала), либо полностью погружаются в эмпирику. За рамками остается сам человек. Поэтому так необходимо изучать его индивидуальность: нужно очеловечить историю1.

Понимание своего «я», мотивов и побуждений - ключ к решению многих личных и социальных проблем в моменты общественного выбора. Самоопределение элиты в переломные этапы становления социума имеет исключительную важность, поскольку напрямую связано с видоизменением моделей поведения. Изучение ценностного самоопределения советской элиты и модификации моделей поведения в период «лихих 90-х» и по сей день сохраняет необычайную актуальность. Ведь ключевая роль в любых точках бифуркации (выбора) дальнейшего развития социума принадлежит элитам. Это происходит вовсе не потому, что последние представлены самыми активными, профессионально подготовленными и компетентными людьми. Исторический опыт показывает: отсутствие всего вышеназванного с лихвой компенсируется доступом к властным ресурсам, при этом наличие упомянутых качеств вовсе не является обязательным.

В зависимости от выбора как определенной общественной группы в целом, так и конкретного ее члена определяется жизнедеятельность каждого представителя социума. До начала 2000-х гг. возможность обыкновенных людей прожить в нелёгкой динамичной ситуации, когда все управленческие организации советского механизма были уже уничтожены, а новые только формировались, в сущности, непосредственно зависела от самоопределения элиты и, как результат, - от ее конкретных деяний. И в этой ситуации появляется значительная исследовательская проблема: какие методы могут помочь раскрыть перемену моделей поведения политической элиты на местах в переломные для социума периоды?

В целом все методы сбора информации можно разделить на количественные и качественные. Первые предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. При исследовании политических элит они позволяют выявить состав, численность, уровень образования, социальное происхождение и т.д. Безусловно, в вышеперечисленных случаях объективность и достоверность получаемой информации будут зависеть от эффективного применения количественных методов.

Однако существует уровень научной проблематики, когда использование указанной группы методов бесполезно. Так, они не позволяют выявить индивидуальные траектории карьерного роста представителей региональной политической элиты: кто способствовал карьере, кто оказал существенное влияние на становление политических взглядов и ориентаций, кому лично обязан чиновник путевкой в жизнь, и т.д. Неэффективно применение количественных методов и при изучении реальных управленческих практик на региональном уровне, тем более их неформальных разновидностей. Данному типу анализа не поддаются и закулисные механизмы принятия решений. Критические и трагические события в жизни и карьере конкретных управленцев, безусловно, сыгравшие важную роль в становлении мировоззрения и характера, также не могут быть отрефлексированы и проанализированы с помощью количественных методов.

Все вышеназванные позиции можно выявить только с помощью качественных исследований, в частности, методом гайд-интервью, позволяющим определить личные связи и отношения к значимому для респондентов событийному ряду. Преимущество указанного метода перед структурированными интервью заключается в том, что при его

1 Шалак В.А. Историческая психология как метод очеловечивания истории// Психология в экономике и управлении, 2009. № 2. С. 107-110.

профессиональной реализации появляется возможность получения интересной дополнительной информации. Гайд-интервью основывается на использовании различного рода методик, способных побудить респондента к обстоятельным и глубоким рассуждениям по ряду обозначенных вопросов.

Автором использован данный метод для анализа изменений самоидентификации и поведенческих моделей дальневосточной элиты в период перестройки и образования Российской Федерации. При проведении данного исследования особое внимание уделялось составу респондентов: самому младшему участнику 60 лет. Нами сознательно была выбрана старшая возрастная группа, представители которой к началу перестройки проработали в советской системе не менее 20 лет на различных должностях и были намерены продолжать продвижение по карьерной лестнице, если бы не масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР.

Всех участников заранее предупредили о характере интервьюирования. В ходе беседы выяснилось, что ни один из респондентов не готовился к ней. Так как встречи происходили благодаря личным знакомствам автора, никто не выразил удивления по поводу откровенного характера задаваемых вопросов. Наоборот, как сказал один из опрашиваемых: «Если есть честный вопрос, то будет и честный ответ».

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с «путеводителем». Предварительно составляется общий план разговора (блок-схема) с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, по которым должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью.

При подготовке к беседе необходимо изучить (а лучше запомнить) гайд до такой степени, чтобы можно было в нём хорошо ориентироваться. В противном случае постоянное «подглядывание в листочек» придает разговору оттенок формализованности и лишает спрашивающего возможности вести его непринужденно. Интервью обязательно должно проходить в форме беседы, а не как вопрос-ответ. Вопросы в глубинном интервью могут носить только уточняющий, проясняющий характер, когда информанта расспрашивают о том, что он уже назвал, с целью узнать дополнительные важные детали. Также могут иметь место наводящие вопросы, направляющие рассказ в нужное тематическое русло. Интервью, проведённое в форме вопрос-ответ, не является нарративным, и его можно считать несостоявшимся (вне зависимости от продолжительности): информант должен строить рассказ на заданную тему, а не отвечать на поставленный вопрос. Для этого интервьюеру нужно поддерживать опрашиваемого, поощрять его к детальному рассказу, показывать свою заинтересованность, проявлять искреннее внимание.

Тем не менее предварительно составляется общий перечень вопросов по блокам. Также опыт автора свидетельствует, что со стороны представителей группы управленцев предъявляются достаточно жесткие требования к самим предлагаемым вопросам (возможно, это относится и к другим группам респондентов, но это предположение в условиях полевых исследований не проверялось). Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. В современной методологии разработаны следующие рекомендации при проведении гайд-интервью.

1. Запрещено употребление малораспространенных, малопонятных слов и специальных терминов (иначе в ответ интервьюируемые начинают использовать свои специфические профессиональные понятия, что затрудняет ведение беседы: так, 90% наших респондентов в прошлом были связаны с морскими профессиями, и автор сразу проникся своей несостоятельностью в вопросах, связанных с этой деятельностью).

2. Вопросы должны быть краткими.

3. При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

4. Вопросы не должны содержать подсказку.

5. Вопрос нужно сформулировать так, чтобы предотвратить получение шаблонных ответов.

6. Не следует, чтобы вопрос принуждал респондентов к неприемлемым для них ответам.

7. Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

8. Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера1.

Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, не нарушали ее, органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удаётся, лучше не прерывать собеседника. Оставшиеся вопросы можно задавать в конце беседы, или, если имеется достаточный опыт и необходимый объем знаний

0 психологии личности и исторической психологии, по ходу разговора переформулировать их. Однако в последнем случае действовать необходимо чрезвычайно деликатно .

У автора был случай, когда настойчиво повторяемый несколько раз в различных вариантах вопрос привел к тому, что один из интервьюеров фактически отказался продолжать беседу. Эта проблема в конечном итоге была преодолена, но пришлось убедить респондента, что никто не собирается его осуждать и выносить вердикт «виновен». Хотя в дальнейшем выяснилось: человек сам понимает степень своей ответственности и прекрасно осознаёт, что его решения в определённый период времени являлись исключительно прагматичными и управленческими, но отнюдь не «правильными и справедливыми», как он сам подчеркнул. Для автора статьи столкновение с такой проблемой было редкой удачей, потому что оно произошло в самом начале работы, когда все теоретические знания требовали применения на практике: так, вне зависимости от личного отношения к получаемым сведениям следовало поддерживать психологический контакт с каждым респондентом, что исключало жёсткую оценку информации с позиций «хорошо» или «плохо». Данный случай научил определённой беспристрастности и умению контролировать свою эмоциональную реакцию, какой бы она ни была.

Кроме того, указанная ситуация наглядно продемонстрировала: достижение взаимопонимания между интервьюером и респондентом - процесс сложный, многогранный и требующий постоянного внимания обеих сторон. Соответственно, соблюдение строгой этики общения является необходимым во время проведения гайд-интервью. Для этого следует придерживаться ряда правил.

Первое: умение войти в контакт. По мнению всех респондентов, интервьюер должен производить приятное впечатление. Иначе: «...я бы вообще написал его начальству о его профнепригодности (речь идёт о не очень удачной беседе с журналистом радиостанции -С.К.)», «он пришёл ко мне, во-первых, я женщина и со мной необходим другой разговор, нежели с мужчиной, он же грамотный человек, психологию в университете изучают все, мог бы и лучше себя вести. идиот», «.он сам пришёл ко мне, вообще, наверное, мне не стоило соглашаться на встречу, такие вопросы людям не задают, или всё должно быть анонимно. На что надеялся?»3.

Тон речи, улыбка, взгляд, жест, демонстрация заинтересованности - всё это должно произвести благоприятное впечатление. Необходимо также владеть навыками управляемой и неуправляемой беседы. Первая предполагает более активное речевое вмешательство исследователя в процесс общения с респондентом, а вторая, наоборот, основана на минимальном ограничении свободы интервьюируемого. Однако во избежание излишней

1 Солодников В.В. Гайд-интервью// Тезаурус социологии. - М.: ООО «Изд-во "Юнити-Дана"», 2013. С. 362-367.

2 Кошарная Г.Б. Методика проведения глубинного интервью// Университетское образование: сб. статей XVIII междунар. науч.-методич. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. Пенза: ПГУ, 2014. С. 374-375.

3 Личный архив автора, инт. № 21, 25.

словоохотливости собеседника ведущий всё же должен оптимизировать свое невмешательство. Достигается это как минимальными речевыми вставками, так и средствами невербальной коммуникации. Простейшие нейтральные реплики («да?», «неужели?», «это очень интересно!», «понятно», «так-так», «чуть подробнее») способствуют развитию беседы, особенно в самом её начале. Они стимулируют и вдохновляют говорящего, сохраняют его заинтересованность, снимают напряженность, демонстрируют понимание и доброжелательность слушающего. Эти подкрепления поддерживают необходимый уровень речевой активности собеседника. Если подобных реплик-суррогатов недостаточно, вводят так называемые буферные фразы типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы хорошо выглядите», «У Вас вид счастливого человека»1.

Второе: вежливая манера обращения. Она должна быть естественной и обязательной для налаживания контакта, даже если респондент производит неблагоприятное впечатление и сознательно провоцирует на негативные эмоции. В этом случае важно преодолеть закономерно возникающее отторжение, руководствуясь простым правилом: как только собеседник выговорится, негатив иссякнет и можно будет перейти к сбору информации. У автора было два таких респондента, по личным мотивам фактически не готовых к беседе, но в итоге интервью состоялось2.

Третье: интервьюеру необходимо развивать своё умение говорить и слушать партнера, не перебивая. Четвертое: следует отражать мысли и чувства респондента. Пятое: нужно обязательно поблагодарить за общение. Зная о вышесказанном в теории, автор статьи тем не менее не сразу научилась применять всё это на практике.

Разновидностью гайд-интервью является биографическое интервью, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «родители», «детство», «юность», «учеба», «любовь», «женитьба», «дети» и т.д. В нашем исследовании именно с этого начиналась работа с респондентами. Согласно практическим наблюдениям автора, наиболее эффективной формой интервьюирования для получения ценной информации является совмещение гайд-интервью с биографическим: респонденты почти всегда охотно говорят о своей жизни, и для большинства из них политические события и время, в которое они строили карьеру, неотделимы от личностного опыта. Задача исследователя при использовании данного метода заключается в направлении разговора в русло определенной темы и подведении респондента к следующему блоку вопросов, когда предыдущий исчерпан. В ходе подобных интервью опрашиваемый рассказывает о своей жизни, родителях, что позволяет выявить социальное происхождение, а также - о своём профессиональном пути к определённой должности. Наиболее важны при подобном методе уточняющие вопросы, которые раскрывают затронутую респондентом тему и способны выявить не только не указанные в официальных источниках моменты его биографии, но даже механизмы получения должности. Однако, чтобы был результат, в большинстве случаев сначала необходимо дать человеку выговориться, даже если этот процесс потребует большего времени.

На определённом этапе гайд-интервью уместен блок вопросов, которые сориентируют респондента на отслеживание динамики одного и того же аспекта карьеры на протяжении его биографии. Так, в случае изучения механизмов рекрутирования региональной политической элиты в советское время исследователь акцентирует внимание именно на этом и задаёт дополнительные вопросы, касающиеся продвижения респондента по карьерной лестнице и связанных с этим трудностей, зависящих от времени и конкретных ситуаций, в которых оказывался опрашиваемый.

Второй блок вопросов в нашем исследовании был связан с мировоззренческими установками респондентов. Удалось выявить, что марксизм, как правило, понимается ими

1 НикандровВ.В. Экспериментальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. С. 15-19.

2 Личный архив автора, инт. № 18.

специфически: данная идеология влияла на формирование поля деятельности, где существовали свои запреты и разрешения. Третий блок был посвящен стратегиям действия в кризисные моменты развития страны.

Важной составляющей гайд-интервью является фиксация получаемых данных. Безусловно, запись на диктофон (естественно, с разрешения опрашиваемого) предпочтительнее, а также пометки о реакции, паузах (задумался или смутился) и нежелании обсуждать определённый круг проблем; необходимо фиксировать фамилии наиболее значимых для респондента официальных лиц и названия организаций, важных для его карьеры.

Однако следует учесть, что в практике исследования нередки случаи (по опыту автора, они составляют около 25%), когда респондент возражает против диктофона, даже после уверений в том, что запись сохранит полную конфиденциальность и будет уничтожена по завершении работы. (В своём научном проекте автор не использовала маскировку технических средств записи, так как считает подобные действия неэтичными. Один раз за время интервьюирования респондент попросил отключить при нём сотовый телефон, произнеся в качестве аргумента фразу: «Не хочу тайной записи моих слов» 1.)

В группе управленцев бытует убеждение, что фиксация поведения может быть использована не в их интересах. Все отказавшиеся от записи на диктофон открыто, иногда даже достаточно агрессивно подчеркивали: «КГБ, даже переименованное в ФСБ, никуда не делось»2. Трое упомянули Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН, сделав акцент, что «это заведение в советское время занималось идеологической работой и постоянно что-то записывало как в своих стенах, так и за их пределами». На замечание, что о подобной практике все знали и, следовательно, можно было не особенно откровенничать в разговорах, был дан исчерпывающий ответ: «Всю жизнь молчать не будешь, особенно, когда пьяный»3. Впоследствии беседа выявила у семерых человек в советском прошлом определенные проблемы, возникшие на почве такой откровенности, и данный опыт респонденты запомнили на всю жизнь. Аргумент, что можно в конечном итоге не отвечать на неудобные вопросы, был отвергнут информантами по следующим причинам: «вы всё равно всё вытянете», «я уже забуду о сказанном, а неприятности только начнутся»4.

В данной ситуации ни в коем случае не стоит «отбраковывать» респондента. Необходимо зафиксировать беседу на бумаге. Конечно, часть получаемой информации утратится, однако основные моменты зачастую будут выглядеть рельефнее, чем при расшифровке диктофонной записи. Кроме того, в половине случаев удалось добиться даже большей откровенности, чем при использовании диктофона. Как справедливо отметила одна из респондентов: «Я бы вам столько не рассказала, если бы вы меня записывали»5.

Интервьюирование занимает, как правило, от полутора до трех часов, иногда даже больше, однако неизбежно наступает момент, когда продолжать беседу нецелесообразно. Это происходит тогда, когда человек начинает повторяться и выдавать в ответах уже известную информацию. Корректно закончить беседу следует непременно на позитивной ноте, в некоторых случаях рекомендуется договориться о новой встрече, в особенности, если респондент настаивает на том, что ему еще есть о чем рассказать.

После сбора информации начинается этап ее обработки. Опыт автора показывает: магнитные записи и записи от руки, сделанные по ходу интервью, не могут быть использованы в качестве первичного материала для осмысления и обработки. Изучение фонограмм или неразборчивых записей затруднено до такой степени, что становится практически невозможным. В связи с этим дешевле, проще и результативнее затратить часть

1 Личный архив автора, инт. № 3.

2 Личный архив автора, инт. № 5.

3 Личный архив автора, инт. № 6, 9, 12.

4 Личный архив автора, инт. № 1.

5 Личный архив автора, инт. № 4.

финансовых средств исследователя на изготовление отпечатанных на компьютере стенограмм.

На выполнение этой работы уходит много времени (часто расшифровка занимает 4-6 час.) и требуются серьезные интеллектуальные затраты. По мнению некоторых исследователей, вариант «нулевого редактирования» в определенном смысле просто нереализуем, поскольку превращение устной речи в письменную требует, как минимум, расстановки знаков препинания и абзацев, которых изначально не было. Дословно записанные интервью плохо читаются и воспринимаются с трудом. Для использования в отчетах и тем более для публикации в СМИ такие тексты, как правило, абсолютно непригодны1. Однако проблема заключается в соблюдении баланса между литературной обработкой и сохранением того, что хотел сказать респондент.

Общие правила гайда разработаны в лаборатории Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и могут с успехом применяться при проведении исследования. Так, запрещается что-либо сокращать в высказываниях опрашиваемых. В ходе перенесения содержания магнитных записей на бумагу текст должен редактироваться с целью исправления стилистических неточностей, свойственных устной речи. В частности, пропущенные, но необходимые по смыслу слова и элементы фраз следует дописывать, а неверно построенные предложения - исправлять в соответствии с правилами грамматики. Во всех случаях нужно стремиться к тому, чтобы придать высказываниям опрашиваемого наиболее ясную форму (но без фантазерства и добавлений от себя). Непонятные высказывания нужно записывать дословно. Обработчик должен расставлять в тексте знаки препинания и разбивать его на абзацы, верно передавая смысл высказываний и следуя правилам грамматики. Писать нужно крупными буквами, оставляя широкие интервалы между строками (это необходимо для последующего редактирования). Для удобства текст печатается через двойной интервал.

Перед вопросами интервьюера пишется слово «вопрос» с двоеточием. Перед ответами опрашиваемого аналогично ставится слово «ответ»2. Удаление всех повторов представляется необходимым, так как серьёзно облегчает чтение и последующую публикацию интервью, однако для более качественной проработки текста это следует делать на заключительном этапе.

Когда стенограмма получена, у исследователя есть несколько возможностей её обработки. Существуют специальные программы, например ВААЛ, которые позволяют не только проводить контент-анализ текста, но и выявлять категориальные понятия, профили категорий и их связи, визуализацию, эмоционально-лексические оценки, ассоциативные связи3. Систему используют в исследовательских целях психологи, психотерапевты, лингвисты, практики нейролингвистического программирования. Разработчики ВААЛ убеждены: «Возможности её практического применения ограничены лишь богатством фантазии людей». Так это или нет, ещё предстоит выяснить, но программа позволяет получить интересные результаты, касающиеся практических навыков управленцев и - самое главное - их вовлеченности в процесс интервьюирования.

С помощью демоверсии ВААЛ был проведён фоносемантический контент-анализ взятых нами интервью (программа имеет две ключевые функции: анализ текста и анализ слова). Он показал, что у большинства текстов отсутствуют явные фоносемантические признаки, все они эмоционально насыщенные (красный цветовой регистр) и очень приятные на слух, их слова обладают сильным внушающим звучанием. Это свидетельствует об эмоциональной вовлеченности всех респондентов в интервью, а также о том, что опрашиваемые владеют серьезными навыками влияния на собеседников.

1 Белановский С.А. Индивидуальное глубинное интервью: учеб. пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. С. 37.

2 Там же.

3 Официальный сайт проекта ВААЛ. URL: http://vaal.ru/prog/free/php (дата обращения: 15.07.2018).

Что касается полной версии программы, то работа с ней сопряжена с серьезными денежными и временными затратами, поэтому в данном исследовании она не использовалась.

Автор, опираясь на классификацию Я. Щепаньского1, обратилась к следующим методам интерпретации текстов глубоких интервью.

1. Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой проблемы. Читая автобиографии, учёный даёт им определённую интерпретацию, исходя из какой-либо общей социологической теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Понятийный аппарат, с чьей помощью осуществляется такое конструирование, берется в основном из общесоциологического понятийного словаря. Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые вытекают из общей теории. Содержащиеся в биографиях описания могут также служить средством для выдвижения новых гипотез. В данном методе большую роль играют интуиция исследователя и его чутье на факторы, значимые для изучаемых явлений. Существует опасность, что созданная в итоге картина может оказаться малосодержательной, если способности или квалификация ученого окажутся недостаточными для такой работы. В нашем исследовании этого удалось избежать, а также получилось выявить самоидентификацию управленцев.

2. Метод примеров. Он представляет собой разновидность предыдущего и заключается в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами. Гипотезы могут возникать, в частности, в ходе чтения какой-либо одной автобиографии. Используя данный метод, исследователь ищет в текстах подтверждение своих идей. Доказательная сила специально подобранных примеров, по мнению Я. Щепаньского, невелика, но сформированная таким образом концепция может быть справедливой.

3. Типологический анализ. Он состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причём всё богатство описанной действительности редуцируется до нескольких типов. Многие исследователи полагают, что именно сконструированные типы являются наиболее важным научным результатом, который дает изучение автобиографий.

Все указанные методы применялись автором для анализа сделанных стенограмм. Опасения, что могут возникнуть сложности, связанные с сопоставимостью информации и выявлением чётких тенденций, не оправдались. Уникальность каждого респондента и субъективный характер текстов в данном случае только способствовали получению результата, помогли сделать ряд обобщений по научной проблеме самоидентификации элиты.

В результате применения проанализированной методики удалось сделать ряд выводов. Адаптация представителей политической элиты к новым постперестроечным условиям происходила исключительно в прагматичном ключе. Этому процессу ни в коей мере не мешало чрезвычайно критическое отношение к радикальным переменам в стране (за которые, по мнению большинства опрошенных, пришлось заплатить слишком высокую цену) и сохранение марксистских взглядов у всех опрошенных. Стратегии адаптации не ограничивались сохранением своих позиций во властных структурах, а включала также участие в общественно-политической жизни, более чем половина респондентов успешно построила свои бизнес-структуры, около трети в разное время являлись руководителями политических движений или партий. Это свидетельствует о том, что самоидентификация

1 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. - 240 с.

представителей элиты носит ярко выраженный положительный и адекватный характер. Это позволило им трансформировать свой человеческий капитал в новый политический и бизнес-капитал и сохранить высокие статусные позиции в современном обществе.

Литература:

1. Белановский С.А. Индивидуальное глубинное интервью: учеб. пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

2. Кошарная Г.Б. Методика проведения глубинного интервью // Университетское образование: сб. ст. XVIII междунар. науч.-методич. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. Пенза: ПГУ, 2014. С. 374-375.

3. НикандровВ.В. Экспериментальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 480 с.

4. Официальный сайт проекта ВААЛ. URL: http://vaal.ru/prog/free/php (дата обращения: 15.07.2018).

5. Солодников В.В. Гайд-интервью// Тезаурус социологии. - М.: ООО «Изд-во "Юнити-Дана"», 2013. С. 362-367.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. - М: Прогресс, 1990. - 272 с.

7. Шалак В.А. Историческая психология как метод очеловечивания истории// Психология в экономике и управлении, 2009. № 2. С. 107-110.

8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969. - 240 с.

References:

1. Belanovskij S.A. Individual'noe glubinnoe interv'yu [Individual guide interview]. Moscow, Nikkolo-Media Publ., 2001, 320 p. (In Russian)

2. Kosharnaya G.B. Metodika provedeniya glubinnogo interv'yu [Methods of conducting in-depth interviews]. Universitetskoe obrazovanie: sb. st. XVIII Mezhdunar. nauch.-metodich. konf., posvyashch. 200-letiyu so dnya rozhdeniya M.Yu. Lermontova [University Education. Collected articles of the 18th International Academic Conference Dedicated to 200th Anniversary of Mikhail Lermontov's Birth.]. Ed. by A.D. Gulyakova, R.M. Pecherskoj, Penza, PGU Press, 2014, pp. 374375. (In Russian)

3. Nikandrov V.V. Eksperimental'naya psihologiya [Experimental Psychology]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2003, 480 p. (In Russian)

4. Oficial'nyj sajt proekta VAAL [VAAL: Official Website]. Available at: http://vaal.ru/prog/free/php (accessed 15.07.2018). (In Russian)

5. Solodnikov V.V. Gajd-interv'yu [Guide Inteview]. Tezaurus sociologii [Thesaurus of Pszchology]. Moscow, OOO «Izd-vo „Yuniti-Dana"» Publ., 2013, pp. 362-367. (In Russian)

6. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from Freedom]. Moscow, Progress Publ., 1990, 272 p. (In Russian)

7. Shalak V.A. Istoricheskaya psihologiya kak metod ochelovechivaniya istorii [Historical Psychology as a Method to Humanise History]. Psihologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology and economics of management], 2009, no. 2, pp. 107-110. (In Russian)

8. Shchepan'skij Ya. Elementarnye ponyatiya sociologii [Elementary Notions of Scoiology]. Moscow, Progress Publ., 1969, 240 p. (In Russian)

GUIDE INTERVIEW AS A SOURCE OF ANALYSIS OF SELF-IDENTIFICATION AND BEHAVIORAL MODELS OF THE REGIONAL ELITE

Kovalenko S.G.

Candidate of Historical Sciences, senior researcher

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS ostina@list.ru

Abstract: Behavioral models of the regional elite have always played an important role in the internal life of the Far East, the significance of which has increased even more in the crisis periods of the development of society and the state. For the last 30 years, researchers have used quantitative methods to study these models. However, there is a level of scientific problems when the application of these methods is useless. For example, they do not allow us to identify attitudes toward central and regional authorities, individual trajectories of career growth of representatives of the regional political elite: who promoted a career, who had a significant influence on the formation of political views and orientations, to whom the official was personally obliged to make a living, etc. It is unproductive to use numerical methods of evaluation and when studying specific leadership activities at the local level during the period of historical choice, especially its unofficial variations. All of the above can only be found with the help of qualitative research. Therefore, the goal of the article is to draw conclusions about the effectiveness of the methodology of the guide interview as a qualitative method of obtaining information and analyzing changes in self-identification and behavioral models of the elite during the years of Russia's transformation. A semi-structured interview is understood as an interview with a "guide". Its application should be carried out in several stages (drawing up of the general plan of conversation - the block diagram with allocation of some aspects, a choice of group informants, etc.). In the present article, the author considers such a technique on the basis of his own practice of conducting 25 guideinterviews received in 2014-2017from a group of people who held managerial positions in the late 1980s-early 1990s in the Far East. The application of the proposed methodology made it possible to solve a set of problems: to identify the most working principles of guide interviewing, to determine the personal ties of respondents and their relationship to a significant historical event series, to discover changes in the self-identification and behavior patterns of the elite at the points of historical choice.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: elite, the Far East, guide-interview, management practices, perestroyka

Для цитирования: Коваленко С.Г. Гайд-интервью как источник анализа самоидентификации и поведенческих моделей постсоветской региональной элиты// Архонт, 2018. № 3 (6). С. 5766.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.