ГАСТРОПРОТЕКТОРНЫЕ СВОЙСТВА МЕТАПРОТА И ДИОСМИНА
УДК 616.3+615.015.001.6 © Н. О. Крюкова1, В. Е. Новиков1, А. С. Новиков1, П. Д. Шабанов2
'Смоленская государственная медицинская академия, г. Смоленск; 2Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург.
Резюме:_
На экспериментальной модели НПВП-гастропатии у крыс, индуцированной ацетилсалициловой кислотой, показано, что метапрот в дозе 50 мг/кг и диосмин в дозе 100 мг/кг оказывают гастропротекторное действие, о чём свидетельствуют результаты морфо-гистологического исследования микропрепаратов слизистой оболочки желудка. Выявленные гастро-протекторные свойства, вероятно, обусловлены как реапативными, так и антиоксидантными свойствами активностью препаратов.
Ключевые слова:_
НПВП-гастропатия; метапрот; диосмин; гастропротекторное действие.
Библиографическая ссылка:_
Н. О. Крюкова, В. Е. Новиков, А. С. Новиков, П. Д. Шабанов Гастропротекторные свойства метапрота и диосмина // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии. — 2012. — Т.10, №1. — С.35-38.
ВВЕДЕНИЕ
Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) применяются при очень широком круге заболеваний и патологических состояний, являясь наиболее часто используемой в клинической практике группой лекарственных средств. К сожалению, применение НПВП ограничивается их нежелательными эффектами, прежде всего, развитием патологических изменений со стороны желудочно-кишечного тракта, так называемой НПВП-индуцированной гастропатии [4].
Выбор препаратов для терапии НПВП-индуцированной гастропатии ограничивается двумя группами лекарственных средств — ингибиторами протонной помпы и синтетическими аналогами про-стагландинов. Однако терапевтическое действие ингибиторов протонной помпы, в частности омепразола, зависит не только от первоначального уровня секреции HCl, но и от инфицированности слизистой оболочки H. pylori: препарат более эффективен при наличии этого микроорганизма [5]. Высокая стоимость, нежелательные эффекты и неудобная схема применения ограничили широкое использование мизопростола [10]. Поэтому проблема поиска оптимальных методов защиты желудочно-кишечного тракта при приеме НПВП остаётся весьма актуальной.
В литературе имеются убедительные данные о роли свободнорадикального окисления в развитии НПВП-гастропатий [1, 3]. Представляло интерес изучить эффективность антиоксидантов разного происхождения на этой модели гастропатии.
Метапрот и диосмин — антиоксиданты и анти-гипоксанты разного химического строения. Изучение гастропротекторных свойств метапрота и диосмина на экспериментальной модели НПВП-индуцированного ульцерогенеза позволит расширить знания в области патогенеза, а также профилактики и фармакотерапии язвенных поражений желудочно-кишечного тракта.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить гастропротекторные свойства метапрота и диосмина при гастропатии, индуцированной ацетилсалициловой кислотой (АСК) у животных.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эксперименты выполнены на 40 крысах линии Вистар обоего пола массой 180-210 г. НПВП-индуцированную гастропатию моделировали путем введения АСК в дозе 150 мг/кг 1 раз в день в течение 3 дней. Опытным животным предварительно вводили метапрот в дозе 50 мг/кг или диосмин в дозе 100 мг/кг 1 раз в сутки в течение 5 дней, затем в последующие 3 дня вводили исследуемое лекарственное средство за 1 час до введения АСК. Все вещества вводили внутрижелу-дочно через зонд в виде водных растворов, дозы взяты из расчёта средней терапевтической дозы в пересчёте на животных. После моделирования НПВП-индуцированной гастропатии животных декапитировали под легким эфирным наркозом. Вскрывали желудок и оценивали состояние слизистой оболочки (количество и площадь язвенных дефектов, наличие признаков кровотечения).
Индекс Паулса (ИП), или индекс изъязвления определяли по формуле: ИП = А*В/100, где А — среднее количество язв на 1 животное; В — количество животных с язвами в группе (в %). Противоязвенную активность (ПА) препаратов определяли как отношение ИП контрольной группы к опытной. Препарат считали активным, если противоязвенная активность в терапевтической дозе равна 2 и более [7].
Таблица 1. Влияние метапрота и диосмина на развитие АСК-индуцированной гастропатии у крыс (М ± т)
Группа наблюдения, п = 10 Площадь язвенных дефектов, мм2 % к контролю Количество животных с язвенными дефектами, % Среднее количество язвенных дефектов на 1 крысу ИП ПА
Контроль 11,71 ± 2,17 — 100 10,33 ± 0,82 10,3 —
Диосмин 100 мг/кг 3,17 ± 0,68 р < 0,001 27,07 100 1,67 ± 0,52 р < 0,001 1,7 6,0
Метапрот 50 мг/кг 2,92 ± 1,50 р < 0,001 24,93 90 1,00 ± 0,63 р < 0,001 0,8 12,9
Примечание. п — количество животных, р — достоверность по отношению к контрольной группе животных, ПА — противоязвенная активность; ПИ — индекс Паулса.
Взятые после забоя животных желудки фиксировали в 10 %-м растворе нейтрального формалина, после чего подвергали стандартной гистологической проводке с заливкой в парафин и изготовлением срезов толщиной 5 — 7 мкм, которые окрашивали гематоксилином и эозином.
Статистическую обработку результатов производили на ПЭВМ с помощью прикладного пакета <^а1^1:юа». Обработанные данные представлены в виде М ± т, где М — среднее арифметическое, т — стандартная ошибка среднего. Статистиче-
Рис. 1. Слизистая оболочка желудка интактных животных. Крыса масса 210 г. Увеличение х10
Рис. 2. Слизистая оболочка желудка крыс при АСК-гастропатии. Острая язва с разрушением мышечной пластинки слизистой, реактивной воспалительной инфильтрацией подслизистого слоя и прилежащих сосудов. Крыса $, масса 210 г. Увеличение х100
скую достоверность оценивали путём применения 1:-критерия Стьюдента для непарных выборок. Проверку статистических гипотез осуществляли на уровне зависимости равной 0,05 [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При визуальном обследовании желудка контрольных животных с АСК-индуцированной га-стропатией наблюдались сильная гиперемия слизистой оболочки, складки утолщены, кровоизлияния, эрозии и язвы. Кроме того, в 33 % случаев были обнаружены признаки внутрижелудочного кровотечения. В опытных группах слизистая оболочка желудка (СОЖ) была слабо гиперемирова-на, складки не утолщены, единичные точечные кровоизлияния.
Как видно из данных таблицы 1, исследуемые лекарственные средства уменьшают АСК-индуцированные повреждения СОЖ, что проявляется достоверным уменьшением как количества, так и суммарной площади эрозий и язв. Выраженное уменьшение площади дефектов СОЖ — в 4 раза по сравнению с контрольной группой — отмечалось у животных, получавших метапрот, ИП составил 0,8, ПА в этой группе была равна 12,9. Несколько уступал в отношении противоязвенной активности диосмин: ИП в этой группе был 1,7, ПА — 6,0.
При морфологическом исследовании препаратов железистой части СОЖ у интактных животных отсутствовали предсуществовавшие патологические процессы, что позволило в дальнейшем трактовать выявляемые в остальных группах изменения как острые, возникшие непосредственно в ходе эксперимента (рис. 1). Валики невысокие, ямки узкие, покрыты призматическим эпителием со светлой эозинофильной цитоплазмой. Глубокие отделы СОЖ представлены трубчатыми железами с выстилкой из кубических клеток, железы тесно прилежат друг к другу, межжелезистая строма крайне скудная. В собственной пластинке слизистой оболочки практически отсутствует инфильтрация полиморфноядерными гранулоци-тами, нет плазматических клеток и лимфоцитов. Подслизистый слой представлен рыхлой соеди-
нительной тканью с небольшим количеством тонкостенных сосудов, переполненных неизменёнными эритроцитами.
В контрольной группе при действии АСК изменения СОЖ были наиболее выражены (рис. 2). Отмечается десквамация эпителия валиков, который сохранён в ямках. Капилляры в собственной пластинке поверхностного слоя СОЖ расширены, переполнены малоизменёнными эритроцитами, местами в просветах сосудов видны массы из слипшихся, частично лизированных эритроцитов (явления стаза), на других участках — некрупные группы эритроцитов периваскулярно в рыхлой отёчной собственной пластинке (диапедезные кровоизлияния). Характерны некрупные участки некроза слизистой оболочки — преимущественно поверхностного слоя, с сохранением концевых отделов желез (эрозии), иногда — до мышечной пластинки слизистой оболочки (полные эрозии) и даже с проникновением в глубину до подслизи-стого слоя (острые язвы). При этом по периферии и в толще некротических очагов имеется большое количество лизированных эритроцитов, небольшое количество нейтрофильных гранулоцитов, преимущественно в мышечной пластинке слизистой оболочки с распространением на строму концевых отделов желез.
В группе, где АСК применялась на фоне введения метапрота, деструкция и десквамация покровно-ямочного эпителия выражена незначительно (рис. 3). Умеренно выражены явления отека под-слизистого слоя, формируется необильный лимфо-плазмоцитарный и гранулоцитарный инфильтрат по границе слизистой и подслизистого слоя.
При применении диосмина повреждающее воздействие АСК на СОЖ также уменьшается (рис. 4). В слизистой отмечается незначительное полнокровие капилляров, единичные участки десквамации эпителия валиков с формированием поверхностных эрозий, не распространяющихся глубже шеек желез.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что метапрот и диосмин при лечебно-профилактическом введении в разной степени защищают слизистую оболочку желудка от повреждения АСК, оказывая гастропротекторный эффект, что выражается в уменьшении количества эрозий и геморрагий, общей площади и глубины повреждения слизистой.
Можно предполагать, что гастропротекторный эффект препаратов обусловлен их антиоксидант-ной активностью. Метапрот является производным аминотиола. Установлено, что метапрот обладает антирадикальными и антиоксидантными эффектами, уменьшает степень угнетения НАД-зависимого дыхания и активность сукцинатдегидрогеназы, предупреждает разобщение окисления с фосфорилировани-ем, усиливает ресинтез глюкозы из пировиноградной и молочной кислоты, глицерина и аминокислот [6, 8].
Диосмин — основной флавоноид травы вики изменчивой — эффективно регулирует процессы окисления и перооксидации. Флавоноиды характеризуются определенным сродством к липидам, что связано с наличием гидроксигрупп в агликонах и углеводных фрагментах гликозидов. Легко окисляясь, флавоноиды способствуют восстановлению других веществ, либо предохраняют их от окисления [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутрижелудочное введение ацетилсалициловой кислоты индуцирует поражение слизистой оболочки желудка. Антиоксиданты/антигипоксанты ме-тапрот в дозе 50 мг/кг и диосмин в дозе 100 мг/кг при лечебно-профилактическом введении оказывают гастропротекторное действие, что проявляется уменьшением количества эрозий и геморрагий, общей площади язвенных дефектов и подтверждается морфогистологическим исследованием микропрепаратов слизистой оболочки желудка. Эффект метапрота более выражен. Выявленные гастропро-текторные свойства, вероятно, обусловлены способностью повышать репаративные свойства тканей и антиоксидантной активностью препаратов.
Рис. 3. Слизистая оболочка желудка животных после воздействия АСК на фоне применения метапрота. Крыса $, масса 205 г. Увеличение *200
Рис. 4. Слизистая оболочка желудка животных после воздействия АСК на фоне применения диосмина. Крыса $, масса 210 г. Увеличение *400
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов В. А., Винжегина В. А., Судакова А. Н. и др. Гастропатия, обусловленная нестероидными противовоспалительными препаратами: от понимания механизмов развития к разработке стратегии лечения и профилактики // Тер. архив. — 2007. — № 2. — С.81-85.
2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с английского. М.: Практика, 1999. — 495 с.
3. Исаков В. А. Гастропатия, связанная с приемом нестероидных противовоспалительных препаратов: патогенез, лечение и профилактика // Клин. фарма-кол. и терапия. — 2005. — № 2. — С. 1-5.
4. Каратеев А. Е., Насонов Е. Л. Развитие и рецидиви-рование язв желудка и двенадцатиперстной кишки у больных, принимающих нестероидные противовоспалительные препараты: влияние стандартных факторов риска // Тер. архив. — 2008. — № 5. — С.62-66.
5. Маев И. В., Вьючнова Е. С., Стасева И. В. Сравнительная оценка различных схем терапии НПВП-гастропатии // Рос. журн. гастроэнтерол., гепатол. и колопроктол. — 2003. — № 3. — С. 73.
6. Новиков В. Е., Левченкова О. С. Фармакология гипоксии. Смоленск, 2007. — 128 с.
7. Пупыкина К. А., Басченко Н. Ж., Макара Н. С. Лечебное действие противоязвенного сбора // Фармация. — 2006. — № 3. — С. 37-38.
8. Шабанов П. Д., Зарубина И. В., Новиков В. Е., Цыган В. Н. Фармакологические корректоры гипоксии. СПб.: Информ-Навигатор, 2010. — 916 с.
9. Шаренко О. М. Химико-технологическое обоснование использования вики изменчивой, вики Грос-сгейма и вики обрубленной как источников получения гепатозащитных и венотонизирующих средств: Автореф. дис. ... канд. фарм. наук. — Пятигорск, 2005. — 22с.
10. Шварц Г. Я. Анализ основных факторов риска га-стротоксичности современных нестероидных противовоспалительных препаратов // Фарматека. — 2005. — № 14. — С. 90-94.
GASTROPROTECTIVE PROPERTIES OF METAPROT AND DIOSMIN
Krjukova N. O., Novikov V. E., Novikov A. S., Shabanov P. D.
♦ Summary: Intragastric administration of acetylsalicylic acid induces development of NSAID-gastropathy in animals. The number of ulcers and the total area of erosive injury in the mucous membrane are studied. Antioxidants/antihypoxants metaprot in a daily dose
of 50 mg/kg and diosmin in a daily dose of 100 mg/kg render gastroprotective action. The gastroprotective properties of both drugs are seems to connected with their reparative and antioxidative activity.
♦ Key words: NSAID-gastropathy; metaprot; diosmin; gastroprotective effect.
♦ Информация об авторах
Крюкова Надежда Олеговна — к. м. н., ассистент кафедры Kryukova Nadezhda Olegovna — PhD (Pharmacology), Assistant
управления и экономики фармации Смоленской государствен- of the Dept. of Management and Economy of Pharmacy, Smolensk
ной медицинской академии, Россия, 214019, Смоленск, ул. State Medical Academy; Krupskaya St., 28, Smolensk 214019,
Крупской, 28, e-mail: [email protected]. Russia; e-mail: [email protected].
Новиков Василий Егорович — д. м. н., профессор, заведующий Novikov Vasily Egorovich — Doctor of Med. Sci. (Pharmacology),
кафедрой фармакологии с курсом фармации Смоленской го- Professor and Head, Dept. of Pharmacology, Smolensk State
сударственной медицинской академии, Россия, 214019, Смо- Medical Academy, Krupskaya St., 28, Smolensk 214019, Russia. ленск, ул. Крупской, 28.
Новиков Александр Сергеевич — к. м. н., доцент кафедры пато- Novikov Alexandr Sergeevich — PhD (Pathological Anatomy).
логической анатомии Смоленской государственной медицин- Assistant Professor, Dept. of Pathological Anatomy, Smolensk State
ской академии, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. Medical Academy, Krupskaya St., 28, Smolensk 214019, Russia.
Шабанов Петр Дмитриевич — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург, 194044, ул. акад. Лебедева, 6, е-таИ: [email protected].
Shabanov Petr Dmitrievich — PhD, Doctor of Med. Sci. (Pharmacology), Professor and Head, Dept. of Pharmacology, Military Medical Academy, Acad. Lebedev St., 6, St. Petersburg 194044, Russia, e-mail: [email protected].