Научная статья на тему 'ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МОТИВАЦИЯ И ТИПЫ ТУРИСТОВ (Обзор)'

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МОТИВАЦИЯ И ТИПЫ ТУРИСТОВ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гастрономический туризм / мотивация туристов / гастрономические традиции / продукты питания / gastronomic tourism / motivation of tourists / gastronomic traditions / food

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

В обзоре представлены базовые определения и основные характеристики гастрономического туризма. Рассмотрены особенности мотивации людей, приверженных гастрономическому туризму, и их основные типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gastronomic tourism: motivation and types of tourists (Literature review)

The review presents basic definitions and key characteristics of gastronomic tourism. The features of motivation of tourists engaged in gastronomic tourism are considered, as well as their main types.

Текст научной работы на тему «ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МОТИВАЦИЯ И ТИПЫ ТУРИСТОВ (Обзор)»

УДК 316.7 DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.05

ПРЯЖНИКОВА ОН* ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: МОТИВАЦИЯ И ТИПЫ ТУРИСТОВ (Обзор)

Аннотация. В обзоре представлены базовые определения и основные характеристики гастрономического туризма. Рассмотрены особенности мотивации людей, приверженных гастрономическому туризму, и их основные типы.

Ключевые слова: гастрономический туризм; мотивация туристов; гастрономические традиции; продукты питания.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Гастрономический туризм : мотивация и типы туристов (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. -2023. - № 4. - С. 91-98. - DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.05

Статья поступила: 09.09.2023.

Принята к публикации: 20.10.2023.

PRYAZHNIKOVA O.N.** Gastronomic tourism: motivation and types of tourists (Literature review)

Abstract. The review presents basic definitions and key characteristics of gastronomic tourism. The features of motivation of tourists engaged in gastronomic tourism are considered, as well as their main types.

*

Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН; olga.priazhnikova@inion.ru

Pryazhnikova Olga Nikolaevna - Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; olga.priazhnikova@inion.ru

91

Keywords: gastronomic tourism; motivation of tourists; gastronomic traditions; food.

For citation: Pryazhnikova O.N. Gastronomic tourism : motivation and types of tourists (Literature review). Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. - 2023. - N 4. - P. 91-98. DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.05

Received: 09.09.2023.

Accepted: 20.10.2023.

В последние годы гастрономический туризм становится одним из самых динамично развивающихся сегментов туризма и туристического бизнеса. Для туристических компаний и дестинаций гастрономия все чаще выступает направлением диверсификации туризма и стимулом местного и регионального социально-экономического развития. Кроме того, гастрономический туризм включает элементы локальных культур - ценности устойчивого развития той или иной территории и / или природного ландшафта, аутентичность местных продуктов питания, самобытность кулинарной традиции, которая обусловлена историей региона, и т.д.

Гастрономический туризм (ГТ) можно определить как посещение мест производства продуктов питания, кулинарных фестивалей, продовольственных ярмарок, фермерских рынков, кулинарных шоу, ресторанов и других мест, где основной мотивацией туристов служит дегустация блюд и / или знакомство с особенностями производства продуктов питания и кулинарией региона [Hall, Mitchell, 2001, p. 308]. ГТ - это путешествия, связанные с определенным образом жизни и приобретением определенного опыта, включающего эксперимент, изучение различных культур, приобретение знаний о кулинарных деликатесах, типичных для того или иного региона, и понимания (посредством потребления) их качеств и особенностей. В докладе Всемирной туристской организации (United Nations World Tourism Organization) представлено определение ГТ, учитывающее меняющуюся динамику мотивации к путешествиям среди современных туристов, которая приобретает все более комплексный характер. ГТ предлагается рассматривать как туристические поездки, основной целью или

92

целями которых служат знакомство с кухней той или иной местности или участие в практиках, так или иначе связанной с гастрономией [Global report ... , 2019, p. 7]. ГТ включает в себя множество различных подвидов продукта питания, знакомство с которым является целью поездки. Такими продуктами могут быть оливковое масло, сыр, мясо, рыба, ветчина, трюфели, шоколад, а также напитки - вино, пиво, виски, сидр, коньяк, кава, орчата, саке, чай и т.п.

Туристы в сфере ГТ - это люди, которые приезжают в дес-тинации, зарекомендовавшие себя как места для «экспериментов» с локальными качественными продуктами питания. Некоторые из туристов этой категории относятся к гастрономическим практикам как к маловажной составляющей своего путешествия, в то время как другие могут выбирать направления для поездки исключительно с учетом гастрономических традиций и «кулинарной репутации» региона. Такие путешественники, как правило, открыты для новых впечатлений, хотят получать новые знания и являются образованными потребителями, а также ценят «погружение» в местную культуру и участие в мероприятиях на свежем воздухе [Creative tourism ... , 2021, p. 199].

Мотивация туристов к путешествиям - это главный фактор, определяющий перечень продуктов и услуг, которые могут привлечь туристические потоки и представляют ценность с точки зрения опыта их потребления. Мотивация гастрономических путешественников связана с потребностью в получении определенного потребительского опыта и удовлетворения этим процессом. Эти элементы потребления считаются ключевыми для понимания процесса принятия туристами решений в пользу посещения определенных регионов.

В основе мотивации к практикам ГТ могут лежать: 1) физические мотивы (потребность в питании); 2) межличностные мотивы, непосредственно связанные с реа лизацией социальных и коммуникативных потребностей людей; 3) культурные мотивы, связанные с изучением новых мест и других культур; 4) мотивы поддержания статуса (демонстрация определенной социальной принадлежности, стремление к престижному времяпрепровождению) [Segmentation ... , 2019].

Специалисты также классифицируют мотивацию гастрономических туристов как обусловленную либо внутренними стиму-

93

лами («push» motivation), либо внешними раздражителями, создающими эффект «притяжения» («pull» motivation). Внутренние стимулы принято рассматривать с точки зрения формирования спроса на услуги; они часто включают в себя желание получить определенный опыт, а также удовлетворить ментальные и социальные потребности (бегство от повседневной рутины, отдых с семьей, общение и взаимодействие с новыми людьми, исследование новых мест, создание новых эмоциональных связей). Ресурсы туристической дестинации, которые выступают факторами притяжения (внешние стимулы), представляют собой культурные и природные достопримечательности, специальные мероприятия и фестивали, впечатления от потребления продуктов питания и другие возможности для отдыха и развлечений (дружелюбие и гостеприимность местных жителей, гастрономическое разнообразие и т.д.) [Global report ... , 2019, p. 8].

Рассматривая творчество как ресурс, который можно использовать в отрасли ГТ, исследователи указывают на два направления реализации творческого опыта [Pozzi, Wassler, Cavallone, 2022]. Во-первых, это создание добавленной стоимости продуктов и / или услуг путем их креативного преобразования. Сюда относятся случаи, когда специалисты в сфере гастрономии и кулинарии возрождают или преобразуют забытые традиционные блюда, кулинарные рецепты или стили их приготовления. Во-вторых, это получение новых навыков посредством совместной работы в ходе действий и практик, в рамках которых осуществляется взаимодействие и обмен знаниями между туристами и поставщиками услуг подобного рода. Здесь имеются в виду практические мероприятия, такие как кулинарные курсы и мастер-классы, участие в сборе урожая или производстве какого-либо продукта.

Связь между потребностями, которые туристы стремятся удовлетворить, и их поведением во время путешествия позволяет выделить несколько типов путешественников с гастрономическими целями. Так, туристы, демонстрирующие достаточно высокий уровень вовлеченности в гастрономические практики, склонные к взаимодействию с другими и к приобретению новых знаний, чаще потребляют оба вида продуктов и услуг в рамках направлений реализации практик ГТ, описанных выше. Другой тип туристов интересуется преимущественно ресторанными предложениями

94

блюд, например, творчески воспроизведенными по старинным или традиционным рецептам [Pozzi, Wassler, Cavallone, 2022].

А. Поцци, Ф. Васслер и М. Каваллоне в исследовании, посвященном выявлению связи между поведением туристов и их творческими потребностями в сфере ГТ, выделяют три группы туристов. К первой относятся «творческие искатели» (creative seekers), которые демонстрируют готовность к высокой степени вовлеченности, обучению и взаимодействию с другими. Эта группа путешественников ориентируется на предложения в сфере ГТ, которые могут удовлетворить их творческие потребности, и демонстрирует достаточно высокую вероятность участия в практиках обучения в ресторанах и предприятиях по производству продуктов питания. Они также склонны к взаимодействию с владельцами гастрономических заведений и местными жителями, а также к установлению отношений, создающих «чувство принадлежности» к местному сообществу.

Во вторую группу входят «творческие энтузиасты» (creative enthusiasts). Их поведение аналогично первой группе, но менее очевидно. Такие путешественники также ищут возможности взаимодействия с другими и обучения в рамках ГТ, однако степень их вовлеченности в гастрономические практики и потребность в самовыражении, как правило, ниже, чем у «творческих искателей».

Третью группу - «пассивные туристы» (passive tourists) - составляют путешественники, которые с меньшей вероятностью будут участвовать в творческих и интерактивных практиках в сфере ГТ. Они привержены более пассивному виду отдыха, допуская возможность ознакомления с кулинарными особенностями и гастрономическими традициями мест, которые они посещают [Pozzi, Wassler, Cavallone, 2022].

Исследователи выделяют и другие (отчасти пересекающиеся с описанными выше группами) типы туристов на рынке ГТ: туристы «на отдыхе» (recreational tourists); туристы, «ищущие разнообразия» (diversionary tourists), туристы, «ищущие экзистенциальный опыт» (existential tourists), и туристы-экспериментаторы (experimental tourists) [Gastronomy tourism ... , 2022]. Туристы «на отдыхе», как правило, выбирают привычные блюда, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Эти путешественники посещают сети быстрого питания, ресторан отеля пребывания и заведения с

95

«предсказуемым» меню и / или такие, где подают блюда, типичные для их родной страны. У данной группы практически отсутствует мотивация к ГТ, поэтому они не склонны к тщательному поиску мест для гастрономических впечатлений и спонтанно выбирают ресторан или бар, проходя мимо.

Туристы, «ищущие разнообразия», предпочитают дестина-ции, которые предлагают развлекательные и социальные мероприятия. Они уделяют больше внимания людям, с которыми проводят время, тогда как особенности места отдыха для них второстепенны. Для «ищущих разнообразия» еда и напитки должны быть легко доступными в больших количествах, это для них важнее, чем изысканная кухня.

Туристы, «ищущие экзистенциальный опыт», предпочитают местную и региональную кухню и питаются в заведениях, которые рассчитаны на местных жителей. Данная группа путешественников выбирает простые «деревенские» рестораны, которые они предпочитают «шикарным». В поисках гастрономических впечатлений на этапе подготовки к поездке эти туристы используют аутентичные источники туристической информации, такие как личные блоги о путешествиях, а также изучают специализированную туристическую литературу и путеводители. Их также мотивирует образовательный опыт, они интересуются кулинарными школами, кулинарными курсами, поездками на рыбалку, дегустацией вин и гастрономическими фестивалями. Таким образом, возможность участия в гастрономических практиках будет в большинстве случаев основной мотивацией к путешествиям для этого типа туристов.

Наконец, туристы-экспериментаторы отслеживают модные тенденции в кулинарии, любят дегустировать новейшие блюда и изучать нестандартные методы приготовления пищи. Они выбирают рестораны с инновационным меню, которые обещают эксклюзивные гастрономические впечатления. Туристы-экспериментаторы путешествуют ради личного удовольствия и для того, чтобы насладиться роскошью изысканной кухни премиум-класса и получить эксклюзивные впечатления [Gastronomy tourism ... , 2022].

Изучение мотиваций и типов туристов в сфере ГТ имеет ключевое значение для развития креативных предложений в рамках

96

гастрономических путешествий. Представляется, что помимо наполнения предложений отрасли разнообразными видами практик ГТ, акцент следует сделать на процессах получения посетителями знаний, связанных с едой, на возможностях для самовыражения, взаимодействия с местными жителями и обучения на практике. По мнению ряда экспертов, перспективные исследования ГТ связаны с изучением взаимосвязей между эмоциональными реакциями туристов и особенностями мест их пребывания, а также - с анализом ожиданий туристов, их поведенческих предпочтений и степени удовлетворения как итога путешествий.

Список литературы

Creative tourism in smaller communities : place, culture, and local representation / ed. by K. Scherf. - Calgar : University of Calgary press, 2021. - 318 p.

Hall M., Mitchell R. Wine and food tourism // Special interest tourism / ed. by N. Douglas, R. Derrett. - Sydney : Wiley, 2001. - P. 307-325.

Gastronomy tourism market trend and analysis of traveller types, key destinations, challenges and opportunities, 2022 update // GlobalData. Report store. -2022. - Aug. 2. - URL: https://www.globaldata.com/store/report/gastronomy-tourism-trend-analysis/ (accessed: 06.09.2023).

Global report on food tourism. - Madrid : World tourism organization, 2019. -

63 p.

Pozzi A., Wassler Ph., Cavallone M. Creative needs in gastronomy tourism : a segmentation of travellers : inference paper // XIX SIM (Societá Italiana Marketing) conference, Salerno, Italy. - 2022. - URL: https://www.researchgate.net/publica tion/364393746 (accessed: 04.09.2023).

Segmentation based on the gastronomic motivations of tourists : the case of the Costa Del Sol (Spain) / Pérez-Priego M.A., de los Baños García-Moreno García M., Gomez-Casero G., Caridad y López del Río L. // Sustainability. - 2019. - Vol 11, N 2. -URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/2/409 (accessed: 04.09.2023).

References

Creative tourism in smaller communities : place, culture, and local representation. Ed. by K. Scherf. - Calgar : University of Calgary press, 2021. - 318 p.

Hall M., Mitchell R. Wine and food tourism. Special interest tourism. Ed. by N. Douglas, R. Derrett. - Sydney : Wiley. - 2001. - P. 307-325.

Gastronomy tourism market trend and analysis of traveller types, key destinations, challenges and opportunities, 2022 update / GlobalData. Report store. -2022. - Aug. 2. - URL: https://www.globaldata.com/store/report/gastronomy-tourism-trend-analysis/ (accessed: 06.09.2023).

97

npHMHUKoea O.H.

Global report on food tourism. - Madrid : World tourism organization, 2019. -

63 p.

Segmentation based on the gastronomic motivations of tourists : the case of the Costa Del Sol (Spain) / Pérez-Priego M.A., de los Baños García-Moreno García M., Gomez-Casero G., Caridad y López del Río L. Sustainability. - 2019. - Vol 11, N 2. -URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/2/409 (accessed: 04.09.2023).

Pozzi A., Wassler Ph., Cavallone M. Creative needs in gastronomy tourism : a segmentation of travelers : conference paper / XIX SIM (Societá Italiana Marketing) conference, Salerno, Italy. - 2022. - URL: https://www.researchgate.net/publica tion/364393746 (accessed: 04.09.2023).

Special interest tourism. Ed. by N. Douglas, R. Derrett. - Sydney : Wiley. -2001. - 475 p.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.