КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: ФОКУС НА ВКУСОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Накануне новогодних праздников редакция нашего журнала решила задаться вопросом «А каков российский туризм на вкус?» и есть ли он у него в принципе? Практически для любого человека одними из самых ярких ощущений являются вкусовые - то, что часто называют «праздником вкуса». Но кроме физиологического, наверное, не случайно, понятие «вкус» имеет и иное значение - эстетическое, культурологическое, философское, является одной из мер способности воспринимать и определять красоту и искусство, одним из критериев духовно-художественного аристократизма. Очень тонкие грани.
Давно известно, что гастрономический туризм - это яркое, перспективное направление, которое позволяет взглянуть на любую территорию, страну, регион, город через призму кулинарных традиций. И, конечно же, есть в мире давно известные, популярные и «раскрученные» гастротуристские дестина-ции, некоторые из которых даже подарившие свои имена тем или иным блюдам или гастрономическим специалитетам, а есть мало- или вообще неизвестные, но оттого не менее «вкусные» и аутентичные гастродестинации.
Но насколько оправданно выделение в отдельный вид такой категории, как «гастрономический туризм»? Так ли уж часто и много людей совершают путешествие с главной целью - приобщиться к местным специали-тетам, изготовленным в аутентичной среде по традиционным технологиям и рецептуре? Или, всё же, гастрономия является неотъемлемой составляющей любого тура - от делового до экологического, поскольку потребность в еде - одна из базовых физиологических для каждого туриста, и в том или ином виде, в большей или меньшей степени, но любой тур может отчасти считаться гастрономическим? Ведь действительно мало найдется истинных туристов, кто, будучи в том или ином самобытном регионе/городе, не поинтересовался бы возможностью отведать шедевров местных кулинаров. И если толпы туристов томятся в многочасовых очередях к «храмам ис-
EDITORS NOTE
TGASTRONOMIC TOURISM: FOCUS ON TASTE EXPERIENCES
On the eve of the New Year holidays, the editors of the journal decided to ask two questions: "What does Russian tourism taste like?" and "Does it have taste in principle?".
Taste is among the brightest sensations almost any person. That is why we have a phrase "feast of taste". But apart from physiological, probably not by chance, the concept of "taste" has a different meaning. It can be considered as aesthetic, cultural, philosophical phenomena, it is one of the measures of ability to perceive and define beauty and art, one of the criteria of spiritual and artistic aristocracy. These are subtle matters.
It has long been known that gastronomic tourism is a bright, promising direction that gives the possibility to look at any territory, country, region, city through the prism of culinary traditions. And, of course, there are well-known, popular and "promoted" gastrotourist destinations in the world. The dishes or gastronomic specialties are named after these destinations. At the same time there are little known or unknown gastro-tourist destinations, but therefore no less "tasty" and authentic gastro-destinations.
But how justified is the selection of "gastronomic tourism" in a separate category? How many people make a trip with the main goal - to get acquainted with local specialties, made in an authentic environment using traditional technologies and recipes? And how often do they do it?
Or, since nutrition is one of the basic physiological need for every tourist, the and gastronomy is an integral part of any tour -from business to ecological? Thus, in a greater or lesser extent, but any tour can be partly considered gastronomic? There are really few true tourists who, being in distinctive region or city, would not be interested in tasting the masterpieces of local culinary specialists. While the crowds of tourists languish in long lines to the "temples of art" - museums-repositories of the most famous works of culture, the gastronomic component is equally
кусства» - музеям-хранилищам известнейших произведений культуры, то гастрономическая составляющая - отнюдь не менее важная часть культурного богатства любого народа. А многие кулинарные традиции даже охраняются ЮНЕСКО как «шедевры нематериального культурного наследия человечества». В таком случае являются ли рестораны национальной, традиционной кухни такими же, как и музеи, «храмами искусства», только гастрономического, и не пора ли и их объявлять памятниками народного достояния? Отчасти, наверное, это так, ибо во многие из таковых запись гостей ведется на несколько месяцев вперед.
И если у туризма действительно есть свой вкус, то каков он именно у российского туризма? Что из российских специалите-тов может считаться гастробрендом? Какое блюдо может быть рекомендовано в качестве обязательного к дегустации тому же иностранному туристу, не отведав которого он никогда не сможет даже немного приблизиться к пониманию «загадочной русской души»? И если у туризма, все же, есть свой вкус, то у него точно должно быть и послевкусие. А вот эта категория чем может быть определена? Является ли именно «послевкусие» тем фактором, который заставит туриста возвращаться сюда вновь и вновь?
В этом выпуске журнала авторы статей постарались составить собственное «меню вкусов» туризма, представили свои взгляды и результаты научных исследований гастрономического компонента как одного из неотъемлемых составляющих духовной нематериальной культуры разных народов, регионов и стран. И пусть не все гастробренды и далеко не все специалитеты нашли упоминание на этих страницах (да и возможно ли это в принципе?), но задачу показать «вкусовую палитру туризма», обозначить современные и передовые технологии вовлечения в турин-дустрию гастрономической составляющей, отразить ее роль в формировании качественных региональных туристских продуктов, несомненно, можно считать удачной.
А в преддверии нового 2022 года редакция журнала всем своим авторам и читателям желает настоящего, доброго, светлого, искреннего и вкусного праздника, новых достижений, успехов и крепкого здоровья!
Главный редактор, д.геогр.н., проф. ^^^^^ О.Е. Афанасьев
important part of the cultural wealth of any nation. And many culinary traditions are even protected by UNESCO as "masterpieces of the intangible cultural heritage of mankind". In this case, can we consider the restaurants with national, traditional cuisine the same as museums, gastronomic "temples of art", and is it time to declare them as monuments of national heritage?
The guests are recorded several months in advance in many of these, so in part, probably it is so indeed.
And if tourism really has its own taste, what exactly does Russian tourism have? Which of the Russian specialties can be considered a gastro-brand? What dish can be recommended as a must-have for a foreign tourist, without which he or her can never even come a little closer to understanding the "mysterious Russian soul"? And if tourism, nevertheless, has its own taste, then it should have an aftertaste. Is the "aftertaste" the factor that will make the tourist come back here again and again?
In this issue of the journal, the authors of the articles tried to compose their own "menu of tastes" of tourism, presented their views and the results of scientific research of the gastronomic component as one of the integral parts of the spiritual intangible culture of different peoples, regions and countries. Not all gastro brands and dishes were mentioned on these pages, it hardly can be done in principle. But we have fulfilled the task of showing the "taste palette of tourism", identifying modern and advanced technologies for involving the gastronomic component in the tourism industry, reflecting its role in the formation of high-quality regional tourism products.
And on the eve of the new year 2022, the editorial board of the journal wishes all its authors and readers a real, kind, bright, sincere and tasty holiday, new achievements, success and good health!
Editor-in-chief, Prof. Oleg E. Afanasiev