Научная статья на тему 'Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследований'

Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1331
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / CULINARY PRACTICES / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CULINARY PREFERENCES / МЕДИЙНЫЕ ЛИЧНОСТИ / MEDIA PERSONALITY / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EATING BEHAVIOR / ВИЗУАЛЬНАЯ ГАСТРОНОМИЯ / VISUAL GASTRONOMY / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПИТАНИЯ / GENDER POWER / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕЛА / THE SOCIAL CONSTRUCTION OF THE BODY / СУБКУЛЬТУРЫ / SUBCULTURE / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / SOCIAL CLASS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Н. Л., Пименова О. И.

В статье рассматриваются основные направления исследования гастрономических практик, под которыми понимается совокупность воспроизводимых действий и взаимодействий индивидов/социальных групп, направленных на выбор и прием пищи и имеющих пространственно-временную организацию. Гастрономические практики выступают маркером социально-статусных позиций индивидов и групп, являются механизмом социальной дифференциации и интеграции, условием и фактором социальных связей и отношений. Гастрономические практики сегодня как индикатор статусного потребления визуализируются посредством Интернета, где эталоны пищевых предпочтений формируются медийными личностями. В статье особое внимание уделяется появлению гибридных форм гастрономии как модели этнической интеграции. Интерес в социологическом контексте изучения представляет анализ гастрономических практик как инструмента формирования тела с учетом гендерных стереотипов и представлений о «правильном» теле. В современном обществе идет процесс становления и развития особых субкультур и альтернативных индустриальному питанию движений, в основе которых различия в гастрономических предпочтениях. Выделенные направления не ограничивают спектр возможного социологического анализа феномена «гастрономическое», а свидетельствуют об институционализации особой отрасли социологического знания социологии питания / социологии еды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gastronomic practices as an object of sociological analysis: research ways

This article considers the main ways of gastronomic practices research ways, which can be understand as a combination of actions and individuals/social groups ’ relations, aimed at choice and eating meal and having space-time organization. Gastronomic practices are markers of social and status positions of individuals and groups, and can be a mechanism of social differentiation and integration, and condition and factor of social relations. Today gastronomic practices as an indicator of status consuming are visualized by means of the Internet, where the models of food preferences are formed by media personalities. This article pays special attention to appearance of hybrid forms of gastronomy as a model of ethnic integration. The interest in sociological context of research is an analysis of gastronomic practices as a tool of body’s formation taking into account gender stereotypes and representations about “true” body. In the modern society there is a process of formation and development of special subcultures and alternative to industrial food movements with a basic idea of difference in gastronomic preferences. The separated out ways do not limit a range of possible sociological analysis of “gastronomic” phenomenon, but on the contrary they show institutionalization of the special branch of sociological knowledge sociology of eating/sociology of food.

Текст научной работы на тему «Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследований»

дискуссия

журнал научных публикаций

Н.Л. Антонова, доктор социол. наук, профессор,

О.И. Пименова, канд. социол. наук,

кафедра теории и истории социологии,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

[email protected],

[email protected]

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В статье рассматриваются основные направления исследования гастрономических практик, под которыми понимается совокупность воспроизводимых действий и взаимодействий индивидов/социальных групп, направленных на выбор и прием пищи и имеющих пространственно-временную организацию. Гастрономические практики выступают маркером социально-статусных позиций индивидов и групп, являются механизмом социальной дифференциации и интеграции, условием и фактором социальных связей и отношений. Гастрономические практики сегодня как индикатор статусного потребления визуализируются посредством Интернета, где эталоны пищевых предпочтений формируются медийными личностями. В статье особое внимание уделяется появлению гибридных форм гастрономии как модели этнической интеграции. Интерес в социологическом контексте изучения представляет анализ гастрономических практик как инструмента формирования тела с учетом гендерных стереотипов и представлений о «правильном» теле. В современном обществе идет процесс становления и развития особых субкультур и альтернативных индустриальному питанию движений, в основе которых - различия в гастрономических предпочтениях. Выделенные направления не ограничивают спектр возможного социологического анализа феномена «гастрономическое», а свидетельствуют об инсти-туционализации особой отрасли социологического знания - социологии питания / социологии еды.

Ключевые слова: гастрономические практики, гастрономические предпочтения, медийные личности, пищевое поведение, визуальная гастрономия, гендерный аспект питания, социальное конструирование тела, субкультуры, социальная принадлежность.

Исследования гастрономических практик как предмета специального комплексного социологического осмысления актуализировались в российской науке лишь в последнее десятилетие. Традиционно питание рассматривалось в структуре здорового образа жизни прежде всего медицинскими работниками, диетологами, психологами, культурологами. Известное высказывание «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», приписываемое древнему мыслителю Сократу, убедительно демонстрирует практический интерес к проблематике и ученых-философов.

Сегодня мы наблюдаем становление единого исследовательского пространства, в которое включены представители социально-гуманитарных наук, изучающие феномен гастрономического (гастрономическая культура, гастрономические практики, гастрономические предпочтения и пр.), получившего название food studies. Данный факт свидетельствует о наличии особого научного интереса к рассматриваемому феномену и признании, что еда является не только средством утоления голода, то есть средством удовлетворения естественной потребности человека. Структура пищи, ее принятие вы-

дискуссия t

журнал научных публикаций Щ

ступает одним из видов социальных деи- ности к определенному социальному слою,

ствий и взаимодействий индивидов и групп, являясь одним из индикаторов социальной

включенных в социокультурный контекст, стратификации. В частности, как справедли-

и сопровождается целым комплексом норм, во утверждает А.В. Носкова: «По тому, что

знаков, символов, ритуалов и пр.

Гастрономические практики в теоретико-социологическом измерении можно представить как совокупность воспроизводимых действий и взаимодействий индивидов/социальных групп, направленных на выбор и прием пищи, имеющих пространственно-временную организацию. Речь идет о том, что гастрономические практики локализованы в определенном физическом пространстве (обеденные клубы в Буэнос-Айресе, грин-вейвы в Йоханнесбурге) и времени (5 o'clock в Англии XIX столетия) и, вместе с тем, имеют социальный вектор. Социальное пространство - это и условие, и результат действий и взаимодействий индивидов, социальных групп (П.Сорокин). Гастрономические практики в этом смысле есть пространство конструирования и воспроизводства социальных ролей и статусов (попкорн является социальным маркером кинотеатров: человек с попкорном - зритель), а социальное время - условие их существования и форма изменения (различия в выборе блюд на ужин в кафе в период ухаживания и в браке).

В рамках социологического подхода, реализуемого сегодня как российскими, так и западными исследователями, можно выделить ряд направлений анализа гастрономических практик.

Первое направление связано с потребностью в социологическом измерении гастрономических

Гастрономические практики в теоретико-социологическом измерении можно представить как совокупность воспроизводимых действий и взаимодействий индивидов/социальных групп, направленных на выбор и прием пищи, имеющих пространственно-временную организацию.

Женщинам предписывается потреблять диетическую, низкокалорийную пищу небольшими порциями. Подобного рода гастрономические практики ложатся в основу стереотипных представлений о современном теле, мифов о красоте, согласно которым женщина должна быть худой и стройной.

и как человек ест, какие у него сложились привычки в питании, можно судить об общественной позиции человека, его принадлежности к определенному социальному слою»1.

Гастрономические практики сегодня становятся средством демонстрации статусной принадлежности человека. Эталонно-показательные фотографии пищи - актуальный контент в интернет-пространстве, в том числе и в социальных сетях. В современном обществе, по мнению российской исследовательницы И. В. Сохань, появился новый феномен - феномен визуальной гастрономии2. Медийные личности, популярность которых определяется количеством подписчиков в сети, становятся референтными лицами, задающими стандарты образа и стиля жизни, социально-статусных позиций, в том числе через гастрономические практики. Еще Р. Мертон3, рассматривая теорию референтных групп, отметил следующую особенность: люди, формируя свое поведение и оценки, часто ориентируются на иные группы, членами которых они на самом деле не являются, и заинтересованы в сплочении с высшей по статусу группой.

Второе направление исследований, отчасти связанное с первым, заключается в изучении гастрономических практик как инструмента интеграции и дифференциации индивидов по разным признакам: расовым, национальным, гендерным, рели-

практик, пищевого поведения индивида и со- гиозным и др. Они сигнализируют об ин-

циальных групп как показателя социального клюзии/эксклюзии индивидов в определен-

статуса и статусного (престижного) потребле- ные социальные группы. Как справедливо

ния. Пища становится маркером принадлеж- отмечают американские социологи В. Райт

дискуссия

журнал научных публикаций

и А. Аннес: «...питание выстраивает границы между нами и ими...»4, имея в виду формирование идентичностей по признаку «свой/чужой».

В данном русле интерес представляют результаты опроса иностранных студентов, обучающихся в Уральском федеральном университете, проведенного в 2012 году (п = 110). Материалы исследования свидетельствуют, с одной стороны, о воспроизводстве национальных гастрономических практик учебными мигрантами (практически каждый третий получает посылки из дома со специями и иными разрешенными к перевозке продуктами) и, с другой стороны, о включении ими в свой рацион питания блюд российской кухни. Интересно, что среди предпочтений в русской еде и напитках респонденты отметили кипяток с медом, чай с лимоном и сахаром, соленые огурцы. Представленный пример может служить частным случаем попытки интеграции представителей иных этнических общностей в принимающее сообщество, механизмом которой выступают гастрономические практики. В этом случае становится перспективным изучение появляющихся гибридных форм кухни, которые можно вписать в такую модель этнических отношений, как «плавильный котел»5.

Еще одним направлением социологического анализа является изучение гастроно-

мических практик как инструмента формирования тела. Е. Омельченко, анализируя телесные практики молодежи, справедливо замечает, что «телесное Я» сегодня становится одним из важнейших компонентов ее само-сознания6. Культ тела может выступать драйвером использования рисковых в отношении здоровья гастрономических практик. Так, искаженное представление о своем теле, постоянный контроль веса приводят к нарушению пищевого поведения, развитию були-мии, анорексии и других заболеваний.

Особого внимания заслуживает гендер-ный аспект питания, который актуализируется в русле феминистского подхода. Так, американская исследовательница Н. Вульф, анализируя пищевые практики современных американок, отмечает, что еда становится предметом публичного обсуждения. Женщинам предписывается потреблять диетическую, низкокалорийную пищу небольшими порциями. Подобного рода гастрономические практики ложатся в основу стереотипных представлений о современном теле, мифов о красоте, согласно которым женщина должна быть худой и стройной7. Если говорить об идеалах мужской телесности, то ее культивирование осуществляется посредством пропаганды и использования спортивного питания (согласно социологическим исследованиям, мужчины являются основ-

ными потребителями спортивного питания -78 %8) не только с целью улучшения спортивных результатов и достижений, но и ради увеличения мышечных объемов, контроля над массой тела, то есть соответствия представлениям о мужской красоте. В этой связи можно говорить о социальном конструировании тела, в котором гастрономическим практикам отводится ведущая роль.

Выбор продуктов питания, приготовление блюд, пищевые предпочтения становятся базисом субкультурных движений. Рассмотрение гастрономических практик как структурных элементов субкультур также является направлением исследовательского поиска. Так, одной из интересных и перспективных с позиций изучения субкультур видится субкультура «фуди». В нее включены индивиды, которые «не просто любят поесть, но страстно интересуются кулинарией в самом широком смысле слова: например, готовы ехать за определенной специей на стамбульский базар или планировать свой отпуск таким образом, чтобы попасть по записи в знаменитый ресторан или на кулинарный фестиваль...»9. Очевидно, что подобного рода увлечение становится привилегией высокодоходных групп населения, имеющих для этого широкий спектр соответствующих ресурсов: материальных, временных, инфраструктурных и пр. Гастрономические практики представителей этой субкультуры приобретают элитный характер.

Одним из новых субкультурных движений не только в России, но и в мире сегодня является фудшеринг, суть которого - в раздаче излишков гастрономической продукции, годной для потребления. В западных странах (Германия, Англия) развитие этого движения инициируют организации (кафе, рестораны, бары, кондитерские, пекарни), однако в России подобной благотворительностью занимаются пока только отдельные индивиды.

Особого социологического внимания заслуживают и альтернативные (нетрадиционные) формы гастрономических практик, появление и распространение которых можно рассматривать как следствие недовольства населения индустриальным (массовым) питанием. Развиваются субкультуры (вега-ны, сыроеды, фруктоеды и пр.), в которых

дискуссия

журнал научных публикаций

базисом пищевого поведения становятся самоограничение и жесткая дисциплина.

В целом, гастрономические практики сегодня, безусловно, вписываются в концептуальное поле социологического анализа. Теоретические и эмпирико-социологиче-ские исследования, а также активизация публикационной активности свидетельствуют об институционализации особой отрасли социологического знания, в предметное поле которой и включены исследования гастрономических практик. В настоящее время в российской социологии можно наблюдать попытки закрепления названия данной отрасли: социология питания, социология еды. В представленной работе мы только обозначили возможные направления исследований, которые, несомненно, имеют перспективы для социологии как науки, -'jjjj

Литература

1. Носкова А.В. Питание: методологические подходы к исследованию и повседневные практики // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 6. С. 212.

2. Сохань И.В. Визуальные репрезентации гастрономической культуры // PRAXEMA. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 96.

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. 873 с.

4. Wright W., Annes A. Halal on the menu?: Contested food politics and French identity in fast-food // Journal of Rural Studies. 2013. Vol. 32. P. 388-399.

5. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 262.

6. Омельченко Е. Молодежное тело в сексуально-гендерном измерении: зоны молчания vs откровения // Pro тело. Молодежный контекст. СПб., 2014. С. 123.

7. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин. М., 2015. С. 277.

8. Семенова Н.В. [и др.]. Гигиенический портрет спортсмена-тяжелоатлета, употребляющего спортивное питание [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=9501 (дата обращения: 15.06.2016).

9. Петров С. Кулинария как хобби в России. Попытка исторического очерка [Электронный ресурс] // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2011. № 21. URL: http://www.nlobooks.ru/ node/2691 (дата обращения: 15.02.2016).

GASTRONOMIC PRACTICES AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS: RESEARCH WAYS

N.L. Antonova, Doctor of Sociology, Professor, O.I. Pimenova, Candidate of Sociology, The department of theory and history of sociology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected], [email protected]

This article considers the main ways of gastronomic practices research ways, which can be understand as a combination of actions and individuals/social groups' relations, aimed at choice and eating meal and having space-time organization. Gastronomic practices are markers of social and status positions of individuals and groups, and can be a mechanism of social differentiation and integration, and condition and factor of social relations. Today gastronomic practices as an indicator of status consuming are visualized by means of the Internet, where the models of food preferences are formed by media personalities. This article pays special attention to appearance of hybrid forms of gastronomy as a model of ethnic integration. The interest in sociological context of research is an analysis of gastronomic practices as a tool of body's formation taking into account gender stereotypes and representations about "true" body. In the modern society there is a process offormation and development of special subcultures and alternative to industrial food movements with a basic idea of difference in gastronomic preferences. The separated out ways do not limit a range of possible sociological analysis of "gastronomic" phenomenon, but on the contrary they show institutionalization of the special branch of sociological knowledge - sociology of eating/sociology offood.

Key words: culinary practices, culinary preferences, media personality, eating behavior, visual gastronomy, gender power, the social construction of the body, subculture, social class.

References

1. Noskova A.V. Pitanie: metodologicheskie podk-hody k issledovaniiu i povsednevnye praktiki [Meals: methodological approaches to the study and daily practice]. Vestnik MGIMO-Universiteta - Vestnik MGIMO-University, 2014, no. 6, pp. 209-218.

2. Sokhan' I.V. Vizual'nye reprezentatsii gastronom-icheskoi kul'tury [Visual representations of gastronomic culture]. PRAXEMA. Problemy vizual'noi semiotiki - PRAXEMA. Issues of visual semiotics, 2014, no. 1, pp. 88-96.

3. Merton R. Sotsial'naia teoriia i sotsial'naia struk-tura [Social theory and social structure]. Moscow, 2006. 873 p.

4. Wright W., Annes A. Halal on the menu?: Contested food politics and French identity in fast-food. Journal of Rural Studies, 2013, vol. 32, pp. 388-399.

5. Giddens E. Sotsiologiia [Sociology]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1999. 704 p.

6. Omel'chenko E. Molodezhnoe telo v seksual'no-gendernom izmerenii: zony molchaniia vs otkroveni-ia [Youth body in the sexually-gender dimension: the

zone of silence vs revelation]. Pro telo. Molodezhnyi kontekst [Pro body. Youth context]. St. Petersburg, 2014. 288 p.

7. Woolf N. Mif o krasote: Stereotipy protiv zhen-shchin [The beauty myth: Stereotypes against women]. Moscow, 2015. 446 p.

8. Semenova N.V., Vial'tsin A.S., Tol'kova E.I., Toporova V.N., Dolgusheva A.E. Gigienicheskii portret sportsmena-tiazheloatleta, upotrebliaiush-chego sportivnoe pitanie [Hygienic, etc. the portrait of a sportsman-weightlifter who use sports nutrition]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia - Modern problems of science and education, 2013, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=9501 (accessed 15.02.2016).

9. Petrov S. Kulinariia kak khobbi v Rossii. Popy-tka istoricheskogo ocherka [Cooking as a hobby in Russia. Attempt a historical sketch]. Teoriia mody. Odezhda. Telo. Kul'tura -Theory of fashion. Clothing. Body. Culture, 2011, no. 21. Available at: http:// www.nlobooks.ru/node/2691 (accessed 15.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.