DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.012 УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172
А.С. СТОЯНОВ Е.А. ПЕКАНОВА
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ
A.S. STOYANOV Е.А. PEKANOVA
GASTRONOMIC EXPECTATIONS OF CADETS OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENSE OF MES OF RUSSIA
В статье были выявлены и проанализированы основные субъективные недостатки и достоинства питания курсантов и абитуриентов во время вступительных испытаний. Объективно питание находится на должном уровне. Субъективная же составляющая гастрономических ожиданий курсантов и абитуриентов при совпадении с реальностью, а уж тем более при превосходстве последней над ожиданиями (приятный сюрприз), позволяет минимизировать стресс «тягот и невзгод воинской службы».
The article identifies and analyzes the main subjective disadvantages and advantages of cadets 'and applicants' nutrition during the entrance examinations. Objectively, nutrition is at the proper level. The subjective component of the gastronomic expectations of cadets and applicants, if they coincide with reality, and even more if the latter is superior to expectations (a pleasant surprise), allows minimizing the stress of the «hardships of military service.»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимные ожидания, конфессионально-гастрономические ожидания, питание, стресс, удовлетворённость.
KEY WORDS: mutual expectations, confessional-gastronomic expectations, nutrition, stress, satisfaction.
ВВЕДЕНИЕ. Процесс питания очень важен как для абитуриентов, так и для самих курсантов Академии гражданской защиты МЧС России (далее АГЗ МЧС России). Потенциальные курсанты АГЗ МЧС России приезжают на вступительные испытания в Ногинский Спасательный Центр (далее НСЦ), заселяются группами в палатки и начинают проходить отборочные испытания. У абитуриентов ещё со школьной скамьи, а затем и при поступлении начинают складываться новые ожидания: как их будут кормить, в какой столовой, чем их будут кормить, сколько раз в день, если они станут курсантами АГЗ МЧС России. После нескольких месяцев обучения в АГЗ МЧС России новоиспечённые курсанты уже не только привыкают к иному процессу питания, отличному от домашнего питания и во время вступительных испытаний, но и одновременно оценивают совпадение ожиданий от питания с реальностью в НСЦ и в АГЗ МЧС России.
ЦЕЛЬ данного социологического исследования — выявить основные характеристики гастрономических ожиданий курсантов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Качественное исследование проведено методом социологического опроса (анкетирования) курсантов. Также проведён анализ научной литературы и синтез полученных данных по гастрономическим ожиданиям в контексте теории «Общества ожиданий».
В выявленных и проанализированных источниках научной литературы их авторами практически не рассматривалась проблема гастрономических ожиданий, тем более военнослужащих в армии и в вузах, в закрытых (в т.ч. образовательных) учреждениях, следовательно, эта проблематика является недостаточно освещённой и разработанной не только в отечественной, но и в зарубежной науке.
Большинство потенциальных абитуриентов при выборе вуза руководствовались собственными самостоятельными целями и желаниями. По результатам опроса прослеживается положительная динамика: у курсантов изменились ожидания, связанные с процессом питания в АГЗ МЧС России в лучшую сторону. Это также показывает достаточно высокую лояльность абитуриентов и курсантов к Академии. Так 62,1% опрошенных курсантов отметили, что их гастрономические ожидания полностью совпали с реальностью.
Наибольшее совпадение ожиданий по рациону первых и третьих блюд выявлено у пятого курса. Возможно, это связано с тем, что за время обучения в АГЗ МЧС России (срок обучения составляет 5 лет) курсанты привыкли к предлагаемому им рациону. Ожидания по рациону вторых блюд на одинаковом уровне совпали у курсантов всех курсов. Скорее всего, это связано с тем, что рацион вторых блюд бывает наиболее разнообразным.
11,7% опрошенных ответили, что их ожидания по конфессиональным предпочтениям не учитываются, хотя в связи со своим вероисповеданием некоторые курсанты могут отказываться от несоответствующей их конфессии еды. Такая же доля (11,7%) несовпадений по рациону первых блюд, а вторых блюд и сервировке стола — 9,7%, по напиткам — 18,4%, что положительно характеризует процесс питания в АГЗ. Но, несмотря на субъективность, ежедневное воздействие этих вышеуказанных факторов несовпадения ожиданий может привести к стрессу и снижению уровня работоспособности, физической активности и успеваемости.
Полученные данные могут быть полезны в дальнейших исследованиях по близкой тематике в науках, изучающих непосредственные и опосредованные результаты воздействия ожиданий на человека, которые могут быть оценены в субъективном измерении.
Как правило, в научных источниках и специальной литературе рассматривается объективная сторона вопроса: организация питания, нормирование порций, правильность рациона питания, а также количество приёмов пищи за сутки [5, 7, 12]. С другой стороны, процесс питания носит базовый характер, влияющий как на здоровье призывников, так и на возможное удовлетворение их базовых врождённых потребностей, что формирует ожидания касательно питания и влияет на восприятие армейской службы [10, с. 175-176].
В то же время удовлетворение — это совпадение ожидаемого результата взаимодействия с действительностью [11, с.176]. Даже разовое несовпадение ожиданий по отношению к процессу питания вызывает стресс и болезненное восприятие всех «тягот и лишений воинской службы». «Чем неожиданнее ситуация для получателя, тем сильнее эмоциональное потрясение, переживаемое им» [4, с. 118]. Не зря поговорка «война войной, а обед по распорядку!» прочно вошла в армейский быт, подчёркивая повседневную важность данного действия. Другими словами, «между реальным действием и его соответствием ожидаемому стоит общепринятая интерпретация — социальная реальность. Последнюю хорошо воссоздают поговорки и приметы, неизменные во времени и отражающие народную мудрость» [9, с. 86].
Рассматривая питание в широком смысле отметим, что, «будучи сытым, человек озадачен лишь поддержкой наличествующего ритма удовольствия, который будет поддерживать с гораздо большей охотой и самоотдачей, вне необходимости быть по-
догреваемым постоянным идеологическим контентом. Сытый гораздо более полезен власти, нежели голодный, потому что, во-первых, предсказуем; во-вторых, находится на идеологическом самообслуживании, производя желания, которые принципиально удовлетворяемы, прежде всего, желание быть сытым. А паттерны гастрономического потребления успешно пролонгируемы в остальные сферы жизни» [8, с. 90-91].
В то же время, исследуя взаимосвязь управления с гастрономической удовлетворённостью и совпадением гастрономических ожиданий курсантов в процессе перехода от гражданской жизни к военной, отметим огромное влияние на эти процессы индустриализации процесса питания и создания пищи.
Некоторые авторы указывают на это и прямо подчёркивают в своих прогнозах, что «в эпоху изобилия индустриализированной еды и апофеоза достижений пищевой промышленности, голод перестал быть эффективной формой управления. ...Наступит эпоха мягкого властного дисциплинирования, когда потребность в голоде как его инструменте отпадёт, наоборот, таким инструментом станет принудительная сытость» [8, с. 80].
Относительно предмета исследования отметим, что ожидания носят нормативный характер и являются продуктом общества. Общество рассматривается при этом не только как единый социум, выражением которого являются структуры власти, но и как всё множество социальных групп, с которыми отдельный индивид сталкивается в своей повседневной деятельности. Общество ожидает от его члена соответствия ролевым ожиданиям. Однако знание ожиданий не обязательно предусматривает соответствие им. Выбор варианта разрешения ожидания в итоге остаётся за каждым индивидом в зависимости от его намерений [13, с. 82].
Таким образом, удовлетворённость — есть следствие совпадения ожиданий. А гастрономическая удовлетворённость — следствие совпадения гастрономических ожиданий, что является серьёзным мотиватором в практике повседневной реальности армейских будней.
К нормативно-правовой базе в области питания в образовательных учреждениях относятся такие законодательные акты, как Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 «Об образовании», Закон РФ от 02.01.2000 № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», СанПин 2.4.5.2409-08.
В научной зарубежной литературе гастрономические ожидания представлены в основном в исследованиях относительно туристического бизнеса и гастрономических фестивалей [14]. В исследовании «Ожидания и сюрпризы в молекулярной гастрономии» отмечается, что «наименее понравились блюда, которые были созданы совершенно новыми и очень необычными. Блюда, которые «на слуху» или относились к знакомым и классическим, были более любимыми, в то же время для «лайкинга» наименее любимых блюд их презентация была наиболее важна» [15].
В работе «Сенсорные ожидания.» проведён обзор литературы, который продемонстрировал влияние ожиданий на дегустацию блюд и описано влияние ожиданий, создаваемых различными внешними сигналами продукта, на сенсорное восприятие, гедонистическую оценку и их потребление [16].
В отечественных работах в контексте туризма анализируются ключевые ожидания иностранцев от пребывания в России, в том числе и гастрономические [3]. Отмечается их главенствующая роль при формировании гастрономических туров. В то же время негативную реакцию в гастротурах и, как следствие, отзывы о них вызывают обманутые ожидания.
«Обманутое ожидание связано с нарушением стереотипов, представлений о «нормальном» положении дел. Оно строится на контрасте между психическим состоянием,
вызванным ожиданием, и тем, что оно не оправдалось. Чем неожиданнее ситуация для получателя, тем сильнее эмоциональное потрясение, переживаемое им» [4, с. 118].
С точки зрения военного вуза и других закрытых учреждений, несовпадение ожиданий с реальностью, например, у курсантов, вызывает также стресс и негативную реакцию. Для более детального раскрытия проблемы рассмотрим основные объективные понятия, индикаторы и субъективные показатели, на основе которых строилось наше социологическое исследование.
Качество питания человека определяется двумя главными показателями: энергетической насыщенностью и комплексностью необходимых ингредиентов (белков, жиров, витаминов, минеральных веществ).1 Энергетическая насыщенность (или калорийность) пищи определяется энергией, аккумулированной в пищевых продуктах: белках, жирах, углеводах. Рациональное питание курсантов должно быть организовано с учётом особенностей растущего организма подростка, когда повышена потребность в основных пищевых и биологически активных веществах. Исходя из установленных суточных энергозатрат (3000 ккал), рекомендован пищевой рацион калорийностью в 3300 ккал с учётом надбавки, связанной с периодом роста и созревания организма подростка [7].
В современных работах по гастрономической тематике в закрытых учреждениях в основном представлены объективные данные о калорийности рационов питания, об обеспеченности организма белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами, такими как кальций, фосфор, магний. Дан анализ соотношения белков, жиров и углеводов в питании осуждённых, а также кальция и фосфора [12].
Второй показатель качества питания — это ассортимент потребляемых питательных веществ, т.е. белки, жиры, углеводы, аминокислоты и др. Весьма важным компонентом подготовки здорового контингента курсантов является оптимизация их питания, что возможно только при наличии данных о физиолого-гигиенических характеристиках рационов питания [5, с. 34].
Рацион питания — это набор рекомендуемых потребителю блюд и изделий, скомплектованных по видам приёма пищи в соответствии с требованиями рационального питания2. Столовая — это объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом. Характерным признаком столовых является наличие в меню полного рациона питания [1, с. 5].
Меню — это перечень блюд и напитков, подаваемых в кафе, ресторане или баре. В ресторане (столовой, кафе) меню представляет собой презентацию предлагаемых блюд и напитков3. Сервировка стола — это искусство правильной расстановки посуды и столовых приборов, а также особенное декорирование стола4. Следующий по важности гастрономический показатель — субъективный вкус — это физиологический вкус плюс физиологический запах, а в результате получается результирующий вкус. С другой стороны чувство голода является самым лучшим усилителем вкуса.
Также важны в формировании гастрономических ожиданий будущих курсантов их конфессиональные предпочтения в еде, сформированные религиозной традицией
1 Качество питания: нормы и факты. [Электронный ресурс]: URL: https://www.globaltrouble.ru/prodovol_stvennaya_problema/ kachestvo_pitaniya_normy_i_fakty.html (дата обращения: 02.03.2020).
2 Дроздова Т. М. Учебное пособие. Физиология питания. [Электронный ресурс]: URL: https://www.studmed.ru/view/ drozdova-tm-uchebnoe-posobie-fiziologiya-pitaniya_3d3952a599c.html (дата обращения: 03.03.2020).
3 Понятие меню, правила составления и разработки меню. [Электронный ресурс]: URL: http://mir-restoratora.ru/?p=2453 (дата обращения: 03.03.2020).
4 Серба Анна. Курсанты ДВВКУ за полгода привыкли к «шведскому столу». [Электронный ресурс]: URL: https://2x2.su/ society/article/kursanty-dvvku-za-polgoda-privykli-k-shvedskomu-st-27160.html (дата обращения: 04.03.2020).
и культурой их окружения. Конфессиональные предпочтения — это самоопределение народа или государства к определённой конфессии [6, с. 102]. Из-за принадлежности к определённой культуре существуют ограничения в пище. Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания. В армейской жизни конфессиональная принадлежность также влияет на гастрономические ожидания. Они, сформированные извне «на гражданке», продолжают через «отказ от определённых видов продуктов или их сочетаний, постоянно или в периоды поста, служить идентификации человека и созданию границ группы» [2, с. 163] определённой конфессиональной принадлежности.
Итак, в литературе, освещающей вопросы питания, рассматривается в основном объективная гастрономическая сторона вопроса в отрыве от ожиданий, имеющих субъективный характер.
В выявленных и проанализированных источниках научной литературы их авторами практически не рассматривалась проблема гастрономических ожиданий, тем более военнослужащих в армии и вВУЗах, в закрытых (в т.ч. образовательных) учреждениях, следовательно, эта проблематика является недостаточно освещённой и разработанной не только в отечественной, но и в зарубежной науке.
Мы использовали метод сбора информации: опрос курсантов в форме анкетирования — внесение ответов в электронную анкету через Интернет. Инструментарий исследования: электронная анкета (опросник), состоящая из 38 вопросов.
Выборка случайная гнездовая при 90,0% доверительной вероятности и 8,0% доверительном интервале составила 103 человека, с ограничениями, характерными для военных вузов, что совершенно оправдано в качественных исследованиях. Были опрошены курсанты каждого курса военных направлений в группах, отобранных в случайном порядке. Социологическое исследование носило пилотный характер и может быть в дальнейшем использовано как основа для более глубоких и репрезентативных исследований. В то же время, исследования ожиданий, вследствие их субъективности, ближе к качественной социологии, что значительно смягчает требования к выборке. При опросе авторами был использован метод анкетирования. Респонденты заполняли анкету в режиме онлайн доступа на специальном веб-сайте — «Google Формы», при ответах сохранялся принцип анонимности. Данный онлайн опрос по своим характеристикам ближе к формализованному интервью, преследующему цели качественного исследования ожиданий.
Авторы настоящей статьи провели социологическое исследование среди курсантов АГЗ МЧС России. Из них 18 курсантов (17,5%) — обучающихся на 1 курсе; 21 курсант (20,4%) — обучающиеся на втором курсе; 26 курсантов (25,2%) — обучающихся на третьем; 23 курсанта (22,3%) — обучающихся на четвёртом курсе и 15 курсантов (14,6%) — обучающихся на пятом курсе.
Большая часть опрошенных курсантов, а именно 25 человек (это составляет 24,3%) обучаются по направлению подготовки «Управление персоналом», 23 человека (22,3%) обучаются по направлению подготовки «Информационные системы и технологии», 22 человека (21,4%) обучаются по направлению подготовки «Техносферная безопасность», 20 человек (19,4%) обучаются по направлению подготовки «Инфокомму-никационные технологии и системы связи», а также 13 человек (12,6%) обучаются по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Подавляющее большинство опрошенных курсантов, а именно 66 человек (64,1%) поступили в АГЗ МЧС России
потому, что «хотели/мечтали стать спасателями». 13 опрошенных курсантов (это составляет 12,6%) ответили, что поступили обучаться в АГЗ МЧС России по «хорошим рассказам друзей», 8 курсантов (это составляет 7,8%) поступили потому, что «понравился внешний вид и материально-техническое обеспечение», то есть понравилось оснащение учебных аудиторий, внешний вид зданий и т.д. Такой процентный показатель говорит о том, что большинство потенциальных абитуриентов при выборе вуза руководствовались своими целями/ желаниями.
На вопрос «Вы рассматривали другой вуз как вариант поступления?» 55 человек (это составляет 53,4%) ответили «нет», 26 человек (это составляет 25,2%) ответили «да», помимо этого, 17 человек (это составляет 16,5%) ответили «да, но АГЗ МЧС России была в приоритете», то есть в случае прохождения вступительных испытаний в АГЗ МЧС России и какой-либо другой вуз, абитуриент поступил в АГЗ МЧС России. Такой процентный показатель говорит о том, что половина опрошенных респондентов планировали поступать именно в АГЗ МЧС России.
Вторая половина опрошенных курсантов ответила, что рассматривала другой вуз для поступления, но при этом у четвертой части всех опрошенных курсантов АГЗ МЧС была в приоритете. Это также показывает достаточно высокую лояльность абитуриентов и курсантов к Академии.
На вопрос «Оцените, качественно ли Вам готовили еду во время вступительных испытаний?» 61,2% опрошенных курсантов ответили, что им достаточно качественно готовили пищу во время вступительных испытаний, 10,7% отметили, что еду готовили недостаточно качественно, 28,1% опрошенных курсантов ответили, что еду во время вступительных испытаний им готовили «50/50».
Рисунок 1 Диаграмма результатов ответов на вопрос:
«Совпали ли Ваши ожидания по качеству приготовления еды в столовой Академии Гражданской Защиты МЧС России?»
У 67,0% опрошенных курсантов совпали ожидания по качеству приготовления пищи в столовой АГЗ, а у 8,7% ожидания совсем не совпали (рис. 1). Таким образом, можно проследить, что количество курсантов, которые довольны качеством приготовлением пищи выросло на 5,8% и количество курсантов, которые недовольны качеством приготовлением сократилось на 2,0%. У 24,3% опрошенных респондентов ожидания по качеству приготовления еды в столовой АГЗ МЧС России совпали «50/50», то есть у этих ребят нет постоянного (не)совпадения ожиданий.
Стоит отметить, что прослеживается положительная динамика: у курсантов изменилось ожидание (представление) о приготовлении пищи в АГЗ в лучшую сторону. Это
говорит о том, что субъективная оценка качества пищи в столовой АГЗ МЧС России выше, чем в столовой НСЦ.
На вопрос «Оцените, вкусно ли Вам готовили еду во время вступительных испытаний?» 62,1% опрошенных респондентов ответили, что были довольны вкусовыми качествами приготовленной пищи во время вступительных испытаний. 10,7% опрошенных респондентов ответили, что недовольными вкусовыми качествами приготовленной пищи. У 27,2% опрошенных курсантов вкусовые ожидания совпали «50/50».
На вопрос «Совпали ли Ваши вкусовые ожидания по приготовлению еды в столовой Академии гражданской защиты МЧС России?» 62,1% опрошенных курсантов ответили, что их вкусовые ожидания совпали, а вот у 11,7% — нет.
Как видим, у большинства респондентов отсутствуют разночтения по вкусовым ожиданиям пищи и процесс пищевой адаптации во время перехода в статус курсанта прошёл достаточно гладко.
Согласно результатам опроса, подавляющее большинство (94,2%) курсантов, обучающихся в АГЗ МЧС России, исповедуют христианство. Около 6,0% опрошенных курсантов исповедуют другие религии (ислам, буддизм и т.д.). Их конфессиональные предпочтения во время вступительных испытаний учитывались достаточно хорошо (63,1% курсантов ответили «хорошо» и «отлично»).
Рисунок 2 Диаграмма ответов на вопрос:
«Как Вы ожидали, будут ли учитываться Ваши конфессиональные предпочтения при приготовлении еды в столовой Академии Гражданской Защиты МЧС России?»
| думал этого не будет | не думал об этом не задумывался | не знаю
103 ответа
59,2% (рис. 2) опрошенных курсантов ожидали, что их конфессиональные предпочтения будут учитываться в АГЗ МЧС России каждый день, 11,7% ожидали отсутствия учёта их конфессиональных предпочтений. В связи со своим вероисповеданием некоторые курсанты могут отказываться от несоответствующей их конфессии еды, подаваемой во время приёмов пищи. Частое недоедание может привести к физиологическим нарушениям в организме и психологическому стрессу.
Анализируя ответы на вопрос «Совпали ли Ваши ожидания по рациону первых блюд?», 59,2% всех опрошенных ответили, что ожидания совпали; у 31,1% курсантов ожидания — «50/50», то есть какие-то блюда совпали с их ожиданиями, а какие-то нет и, наконец, у 9,7% опрошенных ожидания совсем не совпали.
На вопрос «Совпали ли Ваши ожидания по рациону вторых блюд?» 32,0% всех респондентов ответили, что совпали, у 33,0% курсантов — «50/50», то есть в чем-то совпали,
каждый день несколько раз в день несколько раз в месяц не буду отчитываться не думал
а в чем-то нет, и у 35,0% курсантов ожидания совсем не совпали. Как видно из анализа, ситуация с рационом вторых блюд гораздо хуже, чем с первыми блюдами.
На вопрос «Совпали ли Ваши ожидания от напитков?» 60,2% всех опрошенных ответили, что ожидания совпали; 21,4% курсантов ответили, что ожидания совпадают «50/50» и 18,4% ответили, что их ожидания не совпали совсем.
В целом, можно сделать вывод: если ожидания курсантов по рациону первых, вторых блюд и напитков не совпадают, то для них принятие пищи является своего рода ежедневным стрессом, что становится причиной снижения уровня работоспособности, физической активности, успеваемости и т.д.
Рисунок 3 Сравнительная гистограмма совпадения ожиданий курсантов по рациону первых блюд
80% 70% 60%% 50°% 40%% 30% 20% 10% 0%
1 курс
2 курс да
3 курс 50/50
4 курс
5 курс
нет
По рациону первых блюд (см. рис. 3) прослеживается следующая тенденция: у пятого курса выявлено наибольшее совпадение ожиданий, а у второго курса наименьшее. Анализируя полученные ответы можно увидеть, что опрошенные респонденты отмечали преимущественно варианты ответов «да» и «скорее да, чем нет».
У 72,2% курсантов 1 курса ожидания по рациону первых блюд совпадают, у 28,8% курсантов ожидания совпадают «50/50»; у 52,3% курсантов 2 курса ожидания по рациону горячих блюд совпали, у 28,5% курсантов ожидания совпали «50/50» и у 9,2% курсантов ожидания по рациону горячих блюд не совпали; у 53,9% курсантов 3 курса ожидания по рациону горячих блюд совпали, у 30,8% курсантов ожидания совпали «50/50» и у 15,3% курсантов ожидания не совпали; у 56,5% курсантов 4 курса ожидания по рациону горячих блюд совпадают, у 39,2% курсантов ожидания по рациону горячих блюд совпали «50/50» и у 4,3% курсантов ожидания не совпали; у 73,3% курсантов 5 курса ожидания по рациону горячих блюд совпали, у 26,7% курсантов ожидания совпали «50/50».
Наибольшее совпадение ожиданий по рациону первых блюд выявлено у пятого курса. Возможно, это связано с тем, что за время обучения в АГЗ МЧС России (срок обучения составляет 5 лет) курсанты свыклись с предлагаемым им рационом. Наибольшее несовпадение гастрономических ожиданий от первых блюд наблюдается у второго курса. Вероятнее всего, это связано с тем, что ребята прошли период адаптации в АГЗ МЧС России и у них сформировалось ожидание несовпадения по процессу питания.
Первокурсники в целом довольны (совпадение ожиданий — 72,2%) рационом первых блюд. Это можно связать с тем, что у новоиспечённых курсантов ещё не прошли радостные эмоции от того, что они носят форму АГЗ МЧС России.
Рисунок 4 Сравнительная гистограмма совпадения ожиданий курсантов по рациону вторых блюд
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
| да Ц 50/50 Ц нет
По рациону вторых блюд опрошенные респонденты чаще всего отмечали вариант ответа «50/50» (рис. 4). У 38,9% курсантов 1 курса ожидания по рациону вторых блюд совпали; у 33,3% — ожидания совпали «50/50»; у 27,8% — ожидания не совпали. У 19,0% курсантов 2 курса ожидания по рациону вторых блюд совпали; у 33,3% — ожидания по рациону вторых блюд совпали «50/50»; у 47,7% — ожидания не совпали. У 36,0% курсантов 3 курса ожидания по рациону вторых блюд совпали; у 28,0% — ожидания совпали «50/50»; у 36,0% — ожидания не совпали. У 38,0% курсантов 4 курса ожидания совпали; у 38,0% — ожидания совпали «50/50» и у 24,0% — ожидания по рациону вторых блюд не совпали. У 26,6% курсантов 5 курса ожидания по поводу рациона вторых блюд совпали; у 40,0% курсантов ожидания совпали «50/50» и у 33,4% курсантов ожидания по рациону вторых блюд не совпали.
На сравнительной гистограмме (см. рис. 4) видно, что по данному вопросу были даны достаточно равномерные ответы. В целом, ожидания у курсантов по рациону вторых блюд на одинаковом уровне совпали у курсантов первого, третьего, четвёртого и пятого курсов.
Скорее всего, это связано с тем, что рацион вторых блюд бывает наиболее разнообразным, поэтому существует наибольшая вероятность несовпадения ожиданий. Наименьшее совпадение ожиданий установлено у курсантов второго курса(19,0%).
Это, возможно, связано с тем, что эйфория от поступления в Академию постепенно растворяется в «серых буднях», и питание здесь выступает как наиболее яркий и часто воспроизводимый элемент стресса и недовольства. Наибольшее количество ответов «ожидания совпали «50/50» у курсантов пятого курса. Возможно, это связано с тем, что ребята обучаются, проживают и питаются в АГЗ МЧС России уже 5 лет, то есть за это время рацион вторых блюд стал для них привычным до «оскомины». А надежда на то, что рацион станет больше соответствовать ожидаемому разнообразию, к 5-му курсу сводится почти к нулю.
Рисунок 5 Сравнительная гистограмма совпадения ожиданий курсантов от напитков
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
| да Ц 50/50 Ц нет
Анализируя полученные ответы по вопросу совпадения ожиданий курсантов по напиткам (рис. 5) хорошо видно, что опрошенные респонденты преимущественно выбирали варианты ответов «да».
В целом у 60,2% всех курсантов совпали ожидания от напитков; у 21,4% курсантов ожидания от напитков совпали «50/50» и у 18,4% курсантов ожидания не совпали. Стоит заметить, что у 66,7% курсантов 1 курса ожидания от напитков совпали; у 22,3% курсантов ожидания совпали «50/50»; у 11,0% курсантов ожидания по напиткам не совпали. У 38,0% курсантов 2 курса ожидания по напиткам совпали; у 9,6% курсантов ожидания совпали «50/50»; у 52,4% курсантов ожидания не совпали. У 57,8% курсантов 3 курса ожидания от напитков совпали; у 26,9% курсантов ожидания по напиткам совпали «50/50»; у 15,3% курсантов ожидания не совпали. У 65,5% курсантов 4 курса ожидания по напиткам совпали; у 30,0% курсантов ожидания по напиткам совпали «50/50»; у 4,5% курсантов ожидания не совпали. У 86,6% курсантов 5 курса ожидания по напиткам совпали; у 13,4% опрошенных курсантов ожидания по напиткам совпали «50/50».
Среди курсантов пятого курса нет ни одного, у кого бы ожидания по напиткам в столовой АГЗ МЧС России не совпали.
Анализируя гистограмму (рис. 5), можно сделать вывод: наибольшее совпадение по рациону напитков выявлено у курсантов пятого курса. Наибольшее несовпадение гастрономических ожиданий от напитков наблюдается у второго курса. Стоит отметить, что на пятом курсе ни один опрошенный респондент не ответил, что у него «не совпадают ожидания от напитков». Опрошенные респонденты, обучающиеся на третьем и четвёртом курсах на вопрос о совпадении гастрономических ожиданий по напиткам отвечали, примерно, одинаково. Скорее всего, это связано с тем, что они прошли период адаптации к рациону питания образовательного учреждения.
На вопрос «Часто ли Вы наедаетесь досыта в столовой АГЗ МЧС России?» подавляющее большинство опрошенных курсантов ответили, что наедаются досыта каждый день во время завтрака (93,2% курсантов), обеда (93,2% курсантов) и ужина (88,4% курсантов). Вес порции, качество и вкус приготовления пищи играют огромную роль в выполнении такой функции, как поддержание работоспособности организма. Объективные гастрономические показатели находятся на должном уровне в Академии. Объяснить то, что некоторые курсанты не наедаются досыта во время приёмов пищи можно неравномерностью физиче-
ской, умственной и эмоциональной нагрузки и тем, что в этот период у ребят расходуется больше энергии, чем потребляется, соответственно, у них чаще возникает чувство голода.
На вопросы «Как часто во время вступительных испытаний после приёма пищи Вам становилось плохо?» и «Как часто после приёма пищи в столовой АГЗ МЧС России Вам становится плохо?» подавляющее большинство 97,08% и 96,1% опрошенных респондентов соответственно ответили, что им ни разу не становилось плохо после приемов пищи во время вступительных испытаний в столовых НСЦ и АГЗ МЧС России. Это объективно говорит о высоком уровне безопасности питания. Но есть и отрицательные результаты, связанные, возможно, с индивидуальной непереносимостью ингредиентов блюд. Это требует дальнейшего уточнения.
Возможно, плохое самочувствие курсантов после приёмов пищи связано с адаптацией к новому режиму, рациону питания, большим физическим нагрузкам и психологической адаптации (стресс во время вступительных испытаний; смена места жительства; новое окружение: командиры, абитуриенты и будущие сокурсники).
Рисунок 6 Диаграмма ответов на вопрос: «Совпали ли ожидания от сервировки стола во время приёмов пищи в столовой Академии Гражданской Защиты МЧС России?»
На вопрос «Совпали ли ожидания от сервировки стола во время приёмов пищи в столовой Академии Гражданской Защиты МЧС России?» (см. рис. 6) 69 респондентов (67,0%) ответили, что их ожидания от сервировки стола во время приёмов пищи в столовой АГЗ МЧС России совпали. 24 опрошенных курсанта (23,3%) ответили, что их ожидания совпали «50/50», в то время как у 10 опрошенных курсантов (это составляет 9,7%) ожидания по сервировке стола не совпали.
Несовпадение ожиданий курсантов от сервировки стола может быть связано с тем, что они психологически привязались к определённой сервировке и им очень трудно принять что-то ей несоответствующее. Это может привести к изменению общего мнения о питании в столовой в отрицательную сторону.
Среди недостатков в организации и обеспечении питания в столовой АГЗ МЧС России подавляющее большинство опрошенных респондентов 79,6% также выделили однообразное меню. Это, возможно, связано с субъективной составляющей, т.к. рацион питания подобран исходя из утверждённых рекомендаций специалистов. В основном опрошенные респонденты написали свои предложения по усовершенствованию процесса питания во время вступительных испытаний и в столовой АГЗ МЧС России — разнообразить меню в столовой. Скорее всего, это связано с тем, что курсанты, в силу несовпадения своих гастрономических ожиданий с реальностью, хотят удовлетворения через более разнообразную пищу.
ВЫВОДЫ. В ходе анализа научной литературы по вопросам оценки гастрономических ожиданий отметим, что в научных источниках рассматривается в основном объективная гастрономическая сторона вопроса в отрыве от ожиданий, имеющих субъективный характер и, практически, не рассматривается проблема гастрономических ожиданий в территориально закрытых образовательных учреждениях.
Анализ гастрономических ожиданий абитуриентов и курсантов по многим показателям (качество приготовления, вкус, рацион, сервировка стола и т.д.) показал, что у большинства курсантов гастрономические ожидания от процесса питания в столовой НСЦ и столовой АГЗ МЧС России совпадают с реальностью, что повышает удовлетворённость субъективной стороной процесса питания. Также были выявлены и проанализированы основные субъективные причины достоинств и недостатков процесса питания курсантов в столовой АГЗ МЧС России и во время вступительных испытаний.
По результатам опроса, можно сделать вывод: объективно питание в АГЗ МЧС России находится на должном уровне. Субъективная же составляющая совпадения гастрономических ожиданий с реальностью позволяет минимизировать стресс «тягот и невзгод воинской службы». Другими словами, необходимо чаще учитывать разнообразие в гастрономических ожиданиях курсантов и абитуриентов в столовых, имеющих возможность «побаловать» их хоть раз в неделю «чем-то вкусненьким» за пределами строгих рамок казённого меню.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов А.А., Мясникова В.В. Общественное питание в России. Современное состояние // Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М.: ФЦГСЭН. 2004. 24 с.
2. Кормина Ж.В.Дрожжи-убийцы: гастрономическая конспирология и культура недоверия в современной России // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 142-175.
3. Кривошеева Т.М. Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 7 (54). С. 19-32.
4. Ленец А. В., Петрова Е.И. Эффект обманутого ожидания с позиции прагмалингвистики (на примере журнальных заголовков) // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2 (58). С. 114-118.
5. Мельникова И.П.Гигиеническая оценка питания курсантов морских специальностей // Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 9. С. 34-37.
6. Мчедлов М.Религиозная идентичность и социальные предпочтения // Свободная мысль. 2006. № 4. С. 101-116.
7. Родников А.В., Аронова Е.Н., Селиванова Л.В., Доброславская Т. Л. Методические рекомендации по организации питания курсантов училищ речного флота. URL: https://files.stroyinf.ru/ Data2/1/4293855/4293855246.htm (дата обращения: 04.03.2020).
8. Сохань И. В. Гастрономические практики власти — прошлое и настоящее // Человек. Культура. Образование. 2014. № 2 (12). С. 79-91.
9. Стоянов А.С. Социальное действие: реакция как взаимность ожиданий // Миссия конфессий. 2019. № 36. С. 81-88.
10. Стоянов А.С., Филькова В.Н. Факторы негативного отношения к службе в армии (на примере призывников г.о. Химки) // Социология. 2020. № 2. С. 173-180.
11. Стоянов А.С.Формирование «Общества ожиданий» как процесс социальной синхронизации // Миссия конфессий. 2019. № 37. C. 170-180.
12. Тимерзянов М.И., Пивоваров Ю.П. Гигиеническая характеристика качества питания осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях на территории Республики Татарстан // Гигиена и санитария. 2017. № 5. С. 488-492.
13. Фирсова Е.В. Прагмалингвистические основания классификации социальных ожиданий. Известия Южного федерального университета // Филологические науки. 2013. № 2. С. 81-87.
14. Fontefrancesco M. F. Food Festivals and Expectations of Local Development in Northern Italy // Ethnologia Actualis. 2018. Vol.18. No 2. Pp. 118-134.
15. Mielby L. H., Fr0st M.B. Expectations and surprise in a molecular gastronomic meal // Food quality and preference. 2010. Vol. 21. No 2. Pp. 213-224.
16. Piqueras-Fiszman B., Spence C. Sensory expectations based on product-extrinsic food cues: An interdisciplinary review of the empirical evidence and theoretical accounts // Food Quality and Preference. 2015. Pp. 165-179.
REFERENCES
1. Ivanov A.A., Myasnikova V.V.Obshchestvennoye pitaniye vRossii. Sovremennoye sostoyaniye [Public catering in Russia. State of the art] // Information collection of statistical and analytical materials. «FTSGSEN», 2004. 24 s. (In Russian).
2. Kormina Zh.V. Drozhzhi-ubiytsy: gastronomicheskaya konspirologiya i kultura nedoveriya v sovremennoy Rossii [Killer yeast: gastronomic conspiracy and culture of mistrust in modern Russia] // Antropologicheskiy forum. 2015. № 27. S. 142-175. (In Russian).
3. Krivosheeva T.M. Rossiyskiy turprodukt: potrebitelskiye ozhidaniya inostrannykh turistov [Russian tourist product: consumer expectations of foreign tourists] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. № 7 (54). S. 19-32. (In Russian).
4. Lenets A.V., Petrova E. I. Effekt obmanutogo ozhidaniya s pozitsii pragmalingvistiki (na primere zhurnalnykh zagolovkov) [The effect of deceived expectation from a position of pragmalinguistics (using magazine headlines as an example)] // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2009. № 2(58). S. 114-118. (In Russian).
5. Melnikova I.P. Gigiyenicheskaya otsenka pitaniya kursantov morskikh spetsialnostey [Hygienic assessment of nutrition of cadets of marine specialties] // Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya. 2010. № 9. S. 34-37. (In Russian).
6. Mchedlov M. Religioznaya identichnost i sotsialnyye predpochteniya [Religious identity and social preferences] // Svobodnaya mysl'. 2006. № 4. S.101-116. (In Russian).
7. Rodnikov A.V., Aronova E.N.Selivanova L.V., Dobroslavskaya T.L. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsiipitaniya kursantov uchilishch rechnogo flota [Methodical recommendations on catering for cadets of river fleet schools]. URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293855/4293855246.htm (data obrashheniya: 04.03.2020). (In Russian).
8. Sokhan I. V. Gastronomicheskiye praktiki vlasti — proshloye i nastoyashcheye [Gastronomic practices of power — past and present] // Chelovek. Kul'tura. Obrazovaniye. 2014. № 2 (12). S. 79-91. (In Russian).
9. Stoyanov A.S. Social'noe dejstvie: reakciya kak vzaimnost' ozhidanij [Social action: reaction as reciprocal expectations] // Missiya konfessiy. 2019. № 36. S. 81-88 (In Russian, abstract in Eng.)
10. Stoyanov A.S., Filkova V.N. Faktory negativnogo otnosheniya ksluzhbe varmii (na primere prizyvnikov g.o. Khimki) [Factors of a negative attitude to military service (on the example of conscripts from Khimki urban district)] // Sotsiologiya. № 2. S. 173-180. (In Russian).
11. Stoyanov A.S. Obshchestvo ozhidaniy: vvedenie v kontseptual'nye osnovy teorii. Ehlektivnyy spetskurs [The society of expectations: an introduction to the conceptual basis of theory. elective special course]: M.: Flinta: Science, 2016. 336 s. (In Russian).
12. Timerzyanov M.I., Pivovarov Yu.P. Gigiyenicheskaya kharakteristika kachestva pitaniya osuzhdennykh. otbyvayushchikh nakazaniye v ispravitelnykh koloniyakh na territorii Respubliki Tatarstan [Hygienic characteristics of the quality of nutrition of convicts serving sentences in correctional colonies on the territory of the Republic of Tatarstan] // Gigiyena i sanitariya. 2017. № 5. S. 488-492. (In Russian).
13. Firsova E.V. Pragmalingvisticheskiye osnovaniya klassifikatsiisotsialnykh ozhidaniy [Pragmalinguistic foundations of the classification of social expectations. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta] // Filologicheskiye nauki. 2013. № 2. S. 81-87. (In Russian).
14. Fontefrancesco M. F. Food Festivals and Expectations of Local Development in Northern Italy // Ethnologia Actualis. 2018. Vol. 18(2). Pp. 118-134. (In English).
15. Mielby L.H., Fr0st M.B. Expectations and surprise in a molecular gastronomic meal // Food quality and preference. 2010. Vol. 21(2). Pp. 213-224. (In English).
16. Piqueras-Fiszman B., Spence C. Sensory expectations based on product-extrinsic food cues: An interdisciplinary review of the empirical evidence and theoretical accounts // Food quality and preference. 2015. Vol. 40. Pp. 165-179. (In English).