УДК 331.1
М. С. МИЗЯ
Омский государственный технический университет, г. Омск
ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ_
В статье рассматривается гармонизация развития внутренней среды предприятия на основе системного подхода как инструмент повышения социально-экономической эффективности трудовой деятельности работников. Проведен анализ использования понятия «гармонизация» в экономической литературе. Предложены составные элементы и методы оценки результатов гармонизации развития социотехнологической системы предприятия. Ключевые слова: социотехнологическая система, качество трудовой жизни, эффективность труда, гармонизация, устойчивое развитие.
Задача существенного повышения эффективности труда в российской экономике, как основы формирования достойного уровня жизни работников, реализуется, в первую очередь, за счет внедрения новых технологий и технического перевооружения производства. Развитие техники и технологии способно одновременно повысить конкурентоспособность предприятия и качество трудовой жизни работника, но при недостаточном внимании к социальным вопросам может привести к сопротивлению работников и снижению получаемого результата от нововведений, что определяет необходимость гармонизации развития внутренней среды предприятия. Согласованность технико-технологических и социальных компонентов предприятия обеспечивает функционирование социотехнологической системы (СТС) на основе учета всей полноты связей между ее элементами и их взаимной оптимизации.
Понятие «гармония» происходит от греч. harmonía (связь, стройность, соразмерность) — это стройная соразмерность одного целого; согласованное слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое [1, с. 193]. Гармония является субъективной, зависимой от точки зрения наблюдателя. Для каждого человека гармоничным будет свое соотношение элементов системы. Гармонизация — это объективный процесс, связанный с приведением элементов объекта из одного состояния в другое, считаемое субъектом гармоничным. Для сфер экономики и права толковый словарь дает следующую трактовку гармонизации — «это взаимное согласование, сведение в систему, унификация, координация, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия экономических процессов, отношений, товаров, налогов и т.п.» [2, с. 246]. Данное определение раскрывает инструменты гармонизации, ее объекты и критерии, т.е. взаимное соответствие.
Наиболее часто понятие «гармонизация» используется для сферы права и нормативного регулирования, в области налогов, законодательства, отраслевых политик разных стран. А. Н. Данилов отмечает, что «гармонизация — это планомерный процесс сближения национальных правовых си-
стем, выражающийся в формировании в различных национальных правовых системах схожих по правовому регулированию институтов, подотраслей и отраслей права, единого правового регулирования определенных общественных отношений» [3, с. 110]. Гармонизация рассматривается применительно к принципам и практике ведения бухгалтерского учета. Так, К. Нобс определяет гармонизацию как «процесс увеличения совместимости учетных практик через установление границ степени их вариативности» [4, с. 14]. Близкой к данному направлению является гармонизация раскрытия информации по устойчивому развитию предприятий на основе общих стандартов, таких как Global Reporting Initiative (глобальная инициатива по отчетности), в общемировом масштабе позволяющих создать единое информационное поле по функционированию предприятий. В этом случае речь идет не только об общих принципах и показателях отчетности, т.е. гармонизации процесса раскрытия информации, но и о содержании развития предприятий в согласии с окружающей экологической и социальной средой (гармонизации развития) на основе учета их взаимодействия с предприятием, которое отражается показателями GRI G4.
Гармонизация бизнес-процессов является следующей по частоте использования областью применения рассматриваемого понятия. Х. Ромеро определяет гармонизацию бизнес-процессов как исключение различий и противоречий в действиях, входах, выходах или собственниках процессов, которые разделяют единую цель, чтобы сделать их универсальными или взаимно совместимыми [5, с. 4]. Автор определения подчеркивает, что процесс гармонизации включает в себя не только обнаружение отличий в различных аспектах бизнес-процессов, но и их изменение. Достижение цели гармонизации не всегда сопровождается унификацией процессов, в ряде случаев возможна вариативность, если процессы соизмеримы по результатам [5, c. 4]. О. Мортенсен и О. В. Лемойн определяют гармонизацию как процесс интеграции, стандартизации и кооперации [6, с. 336], т.е. взаимодействующие явления (объекты, процессы) подвергаются
согласованным изменениям, их элементы могут быть стандартизированы до определенного уровня, не противоречащего особенному содержанию объектов. В данном контексте существенным является проведение различия между стандартизацией и гармонизацией. А. Хафгард и Е. Герхард указывают, что цель гармонизации — выстраивание бизнес-процессов по отношению друг к другу на основании единой бизнес-цели, а не стандартизация процедур [7, с. 162]. Как отмечает Х. Ромеро, гармонизация бизнес-процессов оказывает влияние на эффективность операционной, финансовой и стратегической деятельности [5, с. 18]. Таким образом, гармонизация бизнес-процессов способна повысить производительность труда, качество продукции, сокращать издержки и добиваться целей роста предприятия, интеграции и взаимодействия с внешними участниками, повышая эффективность функционирования предприятия в целом.
Применяется термин «гармонизация» также при рассмотрении развития систем и их компонентов, частным случаем которых рассматривается экономика на федеральном уровне, региональном уровне и уровне предприятия. В данном контексте можно согласиться с Т. В. Горячевой в том, что «гармония характеризует наличие единства целей всех элементов системы и однонаправленность их действий» [8, с. 485]. Такое понимание гармонии дает основание говорить, что она становится необходимым условием для синергии в развитии компонентов предприятия, усиливающих эффект от изменений друг друга. В. А. Спивак считает гармонизацию неотъемлемым условием существования и нормального функционирования предприятия как системы на основе стремления приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении [9, с. 162], таким образом, В. А. Спивак формулирует закон композиции и пропорциональности для предприятий. Объединяет рассматриваемое использование термина с гармонизацией бизнес-процессов точка зрения К. Адамецкова, который выделил два направления: гармонический подбор отдельных элементов и их функционирование в тесной связи между собой таким образом, чтобы каждая операция происходила в свое время (согласование процессов) [10, с. 78]. К. Адамецкий относил закон гармонии к одному из основных законов экономии [11, с. 91—94], считал гармонизацию фактором роста эффективности производства.
Объединить функционирование экономики на разных уровнях хозяйствования позволяет определение гармоничного развития организации, предложенное А. С. Муратовым — «это развитие, которое опирается на мегатренды мирового развития экономики и общества, подчинено законам экономики и законам организации и ориентировано на национальные и региональные интересы, улучшение качества жизни сотрудников организации, потребителей ее продукции, услуг и заинтересованных сторон» [12, с. 25]. Данное определение связывает развитие предприятия с изменениями мировой и национальной экономики, указывает на необходимость достижения социально-экономической эффективности труда, а также учитывает интересы всех вовлеченных сторон. А. С. Муратов подчеркивает, что следствием гармонизации является повышение качества, эффективности и результативности работы предприятия [13, с. 69].
В развитие данного подхода приведем определение Г. Б. Клейнера, определяющего гармоничную экономику как форму организации экономической деятельности, при которой достигается интегральная пространственно-временная сбалансированность и целостность системы при условии устойчивого эволюционного развития [14, с. 74]. Таким образом, последние две трактовки понятия «гармонизация» указывают на связь с концепцией устойчивого развития предприятия, основанной на взаимном согласовании социального, экономического и экологического направлений развития организации, формирующей долгосрочную стратегию предприятия.
Реализовать гармонизацию развития социальной и технологической подсистемы предприятия возможно на основе социотехнологического подхода к исследованию и преобразованию предприятия. Данный подход включает:
— сведение в единую систему и устранение противоречий компонентов предприятия: технологии, средств и предметов труда, социальных компонентов качества трудовой жизни и трудового потенциала работников предприятия;
— согласование и ограничение степени вариативности компонентов и процессов внутри социо-технологической системы;
— общую конечную цель социальной и технологической подсистем — достижение высокой социально-экономической эффективности трудовой деятельности работников;
— согласование интересов причастных сторон (стейкхолдеров): акционеров, профсоюза, контрагентов, государственных органов;
— открытость системы, заключающуюся в учете требований и возможностей окружающей среды, а также сообществ, проживающих на территории людей, т.е. концепцию устойчивого роста.
Таким образом, социотехнологический подход к совершенствованию внутренней среды предприятия обладает всеми характерными чертами гармонизации развития систем и имеет с ней единую направленность на создание условий для синер-гетического эффекта от изменения компонентов, повышение эффективности производства и устойчивость развития в долгосрочной перспективе. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о гармонизации СТС предприятия с целью повышения социально-экономической эффективности трудовой деятельности работников.
Изложить сущность гармонизации развития СТС предприятия наилучшим образом позволяет системный подход (рис. 1).
Целью гармонизации является достижение высокого уровня социально-экономической эффективности трудовой деятельности работников. Задачи, решаемые гармонизацией развития предприятия, включают повышение качества трудовой жизни и инновационной активности работников, производительности труда и качества продукции, обеспечение рационального использования ресурсов.
Участниками процесса гармонизации являются акционеры, профсоюз, менеджмент, контрагенты и публичный сектор. Каждая из этих групп имеет свои интересы, но максимизация полезности для них достигается при обеспечении высокого уровня социально-экономической эффективности трудовой деятельности работников, что обуславливает возможность согласования позиций сторон. Непосредственными субъектами, оказывающими
Рис. 1. Системное представление гармонизации развития социотехнологической системы предприятия
воздействие на внутреннюю среду предприятия, выступают менеджмент, отдел организации труда и заработной платы, экономическая служба, отдел кадров.
Объектом гармонизации СТС предприятия выступают противоречия ее компонентов. Гармонизация социальной и технологической подсистем достигается через сонаправленное их развитие. Изменения в технологии, приобретение нового оборудования, освоение продукции способно нарушить устоявшиеся организационные связи, меняет содержание и характер труда, требует от работников применения новых знаний и навыков, согласовать описанные изменения позволяет гармонизация компонентов, учитывающая возможности и ограничения социальной подсистемы. С другой стороны, развитие социальной подсистемы должно подкрепляться возможностями для реализации новых знаний, навыков, накопленного инновационного потенциала работников в технологическом процессе через его трансформацию в соответствии с предложениями персонала. Внедряемые на предприятии техника и технология должны интегрироваться с учетом особенностей его социальной подсистемы и организационной среды.
Инструментами гармонизации развития СТС предприятия являются создаваемые организацией руководящие документы, которые включают политики, регламенты, стандарты, методики, положения по отдельным видам выполняемых работ. Гармонизация развития предприятия находит отражение в регламентирующих бизнес-процессы документах, таких как:
— регламент инвестиционной деятельности, устанавливающий принципы выбора проектов, необходимость учета требований и возможностей СТС при разработке технико-экономического обоснования, методы формирования контрольных данных, делегирования полномочий руководителю проекта и создания проектных групп;
— стандарт менеджмента качества по вовлечению работника в совершенствование производства, закрепляющий процедуры участия работников, систему стимулирования инновационной активности, права на получение необходимой для внесения предложений информации, план проведения обучения сотрудников.
Обеспечение согласованности компонентов со-циотехнологической системы и более полное использование ее потенциала основано на мероприя-
тиях по гармонизации, объединяемых в отдельную корпоративную программу.
Оценка состояния гармонизации исходит из ее цели — достижения высокого уровня социально-экономической эффективности трудовой деятельности, т.е. одновременного повышения качества продукции и производительности труда, с одной стороны, и роста качества трудовой жизни работника, с другой — позволяют говорить гармоничности развития предприятия. Такая оценка носит качественный характер. Количественная оценка гармонизации развития социальной и технологической систем предприятия основана на системе показателей экономической эффективности труда, КТЖ работников, сбалансированности социотехно-логической системы и тактических целевых показателях эффективизации труда, характеризующих уровень использования потенциала СТС. Анализ данной системы показателей позволяет изыскать дополнительные резервы повышения эффективности функционирования производства.
Информационным обеспечением гармонизации развития СТС выступают данные оперативного, статистического и управленческого учета, информационная система предприятия. Нормативное обеспечение гармонизации создается самим предприятием на основании его целей, приоритетов и текущего положения, формулируется в методических документах, показателях тактики и стратегии развития. Отдельные аспекты гармонизации, такие как обеспечение соответствия интересов основных участников, создание безопасных и здоровых условий труда, поддержание долгосрочного устойчивого развития предприятия представлены в стандартах международной организации по стандартизации и руководствах глобальной инициативы по отчетности.
Гармонизация развития социотехнологической системы предприятия создает условия для синер-гетического эффекта от преобразований компонентов системы, повышает социально-экономическую эффективность трудовой деятельности работников и обеспечивает устойчивость роста в долгосрочной перспективе. Гармонизация в системном представлении обладает своим объектом, субъектами, целью, задачами и инструментами, раскрывающими сущность данного процесса. Ее результаты могут оцениваться качественно на основе сонаправлен-ности изменения социальных и экономических показателей предприятия, а также количествен-
но сбалансированностью развития подсистем СТС и уровнем использования ее потенциала. Изучение уровней и динамики показателей оценки гармонизации социальной и технологической подсистем позволяет найти дополнительные резервы повышения эффективности функционирования производства.
Библиографический список
1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2003. 976 с.
2. Экономика и управление, финансы и право: словарь-справочник / Авт.-сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. 1288 с.
3. Данилов Н. А. Проблемы гармонизации национальных законодательств государств — участников евразийского экономического сообщества // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 1. С. 108-121.
4. Nobes C. Accounting Harmonization In Europe: Process, Progress And Prospects. London: FT Business Information Ltd, 1992. 143 p.
5. H. Romero [et al.]. A literature review in process harmonization: a conceptual framework. BETA Working Paper series № 379. Eindhoven: Academic Press. 2012. 30 p.
6. Mortense O., Lemoine O. W. Integration between manufacturers and third partylogistics providers? // International Journal of Operations & Production Management. 2008. 28 (4). P. 331-359.
7. Hufgard, A., Gerhardt E. Consolidating Business Processes as Exemplified in SAP ERP Systems // S-BPM ONE. 2011. CCIS 213. P. 155-171.
8. Горячева Т. В. Методы гармонизации промышленной и торговой политики // Российский регион: управление инновационным развитием в условиях мирового финансового кризиса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 2010. С. 485-486.
9. Спивак В. А. Организационное управление и управление. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
10. Адамецки К. О науке организации. М.: Экономика, 1972. 191 с.
11. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2011. 366 с.
12. Муратов А. С., Муратов С. А. Становление теории экономических гармоний и ее прикладное значение в управлении организациями // Экономика и социум. 2014. Вып. № 1 (10). С. 558-578. иИЬ: http://iupr.ru/domains_data/files/ sborniki_jurnal/Zhurnal%20_1(10)%202014%20-%203.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
13. Муратов А. С. Гармонизация как научная категория // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2010. № 1. С. 68-73.
14. Клейнер Г. Б. Стратегия системной гармонизации экономики России // Экономические стратегии. 2008. № 5-6. С. 72-79.
МИЗЯ Максим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2017 г. © М. С. Мизя