Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги и налогообложение / гармонизация (унификация) налогов / косвенные налоги / прямые налоги / Содружество Независимых Государств / Союзное государство Беларуси и России / Евразийский экономический союз / единая таможенная территория / евразийская интеграция / торговля / конкурентная политика / экономическая безопасность / taxes and taxation / harmonization (unification) of taxes / indirect taxes / direct taxes / Commonwealth of Independent States / Union State of Belarus and Russia / Eurasian Economic Union / single customs territory / Eurasian integration / trade / competition policy / economic security
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Тарарышкина Л.И.

к.э.н., доцент, Белорусский государственный университет

ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: налоги и налогообложение; гармонизация (унификация) налогов; косвенные налоги; прямые налоги; Содружество Независимых Государств; Союзное государство Беларуси и России; Евразийский экономический союз; единая таможенная территория; евразийская интеграция; торговля; конкурентная политика; экономическая безопасность.

Keywords: taxes and taxation; harmonization (unification) of taxes; indirect taxes; direct taxes; Commonwealth of Independent States; Union State of Belarus and Russia; Eurasian Economic Union; single customs territory; Eurasian integration; trade; competition policy; economic security.

«Налоги для государства - то же, что паруса для судна: они предназначены не для того, чтобы его нагружать и обременять, а для того, чтобы его вести и обеспечить его плавание», отмечал выдающийся российский экономист Н.И. Тургенев (1789-1871 гг.). В научном труде «Опыт теории налогов» (1818 г.) Н.И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды о роли налогов и принципах их взимания, понимая под налогом «средство к достижению цели общества или государства»1. В современных условиях установление государством налогов - это конституционная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления принадлежащих ему функций. В условиях интеграционных процессов налоги выступают как фактор конкурентоспособности и равновыгодной торговли государств-участников интеграции. Соответственно, это требует их гармонизации (унификации) и совместного управления на международном уровне путем заключения международных договоренностей либо посредством правового закрепления налоговых отношений на наднациональном уровне.

Следует отметить, что к числу первых важных договоренностей на постсоветском пространстве относится заключение 13 марта 1992 года Соглашения между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики2. Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов. Эта договоренность сыграла важную роль в обеспечении результативной внешнеторговой и финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования на территории государств-участников СНГ. В единый перечень основных налогов вошли прямые налоги - налог на прибыль (доходы) предприятий, объединений, организаций и их филиалов независимо от форм собственности; подоходный налог с физических лиц и косвенные налоги. Государства-участники СНГ обязались также взимать акцизы по согласованным перечням товаров, размерам ставок и унифицированному порядку исчисления и уплаты этого налога. На базе этого соглашения выстроены налоговые системы всех государств-участников СНГ, а также государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Названное соглашение позволило сформировать базовые гармонизированные налоговые отношения в условиях конкурентной политики на постсоветском пространстве, в том числе сохранять их на таможенной территории ЕАЭС.

Следует отметить, что в целях выполнения Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года было заключено 30 августа 2000 года Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства3. Республика Беларусь и Российская Федерация в качестве основополагающих элементов на территории Союзного государства конкретизировали единые принципы и правила налогообложения; единый перечень основных налогов; единые права и обязанности налогоплательщиков.

В единый перечень основных налогов были включены налог на прибыль, налог на доходы, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог с граждан, социальные выплаты. С подписанием этого соглашения в рамках Союзного государства Беларуси и России развитие налоговой политики осуществляется скоординировано.

1 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. 3-е изд. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 175 с.

2 Соглашение между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики Республика Беларусь от 13 марта 1992 года. Зарегистрировано в Нац. реестре правовых актов Республики Беларусь 22 октября 2003 г. № 3/937.

3 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении налоговой политики Союзного государства от 30 августа 2000 года // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 6, 3/130.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС) определены принципы взаимодействия государств-членов в ЕАЭС в сфере налогообложения. Статьей 71 Договора о ЕАЭС установлено, что «Государства-члены во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории»1.

В основе взаимодействия государств-членов ЕАЭС в сфере налогов лежат косвенные налоги (НДС и акцизы), выступающие в качестве торговых налогов и значимо влияющие на стоимость перемещаемых товаров во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Армении, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации. В формировании республиканских бюджетов государств-членов ЕАЭС составляют удельный вес: НДС -около 30%, акцизы - до 10%.

Договором о ЕАЭС установлено: «Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:

1) гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;

2) дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в том числе с применением информационных технологий)».

В ЕАЭС осуществляется единый порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) по международному правилу - принципу страны назначения, предусматривающему налогообложение косвенными налогами при импорте товаров и применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров. При этом применяются национальные ставки НДС при импорте товаров: в Армении, Беларуси и России - в размере 20%, Казахстане и Кыргызстане - 12%; по перечню продовольственных товаров и товаров для детей в России и Беларуси применяется льготная ставка в размере 10% 2

В соответствии с Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза, подписанным 19 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге3, проводится гармонизация ставок акцизов на сигареты в целях обеспечения конкурентных условий для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС. Проводится также работа над Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза.

Таким образом, гармонизация косвенных налогов во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС направлена на создание равновыгодной торговли.

На внешнем контуре таможенной границы ЕАЭС в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (статья 46) взимаются таможенные платежи при таможенном декларировании товаров: ввозная и вывозная таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС и акцизы по ввозимым товарам4. Таможенные органы взимают также антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, а также утилизационный сбор. Удельный вес таможенных платежей в республиканском бюджете государств-членов ЕАЭС составляет около 40%.

В настоящее время на таможенной территории ЕАЭС осуществлена полная унификация ставок ввозных таможенных пошлин: действует Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), применяемый всеми государствами-членами ЕАЭС. Взимаемые ввозные таможенные пошлины по единым ставкам ЕТТ ЕАЭС подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств-членов ЕАЭС. С 1 января 2020 года зачисление и распределение поступлений сумм ввозных таможенных пошлин, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС осуществляется по следующим нормативам: Республика Армения - 1,220%; Республика Беларусь - 4,860%; Республика Казахстан - 6,955%; Кыргызская Республика - 1,900%; Российская Федерация - 85,065%. Посредством механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин обеспечивается финансовая безопасность государств-членов ЕАЭС в условиях таможенной территории ЕАЭС.

Немаловажную роль для создания одинаковых конкурентных условий для организаций (предприятий) в ЕАЭС имеют также и прямые налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества организаций (предприятий). В целях исключения двойного налогообложения прямыми налогами на международном уровне государствами-членами ЕАЭС заключаются договоры об избежании двойного налогообложения.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан 29 мая 2014 г. (ред. от 08.05.2015) // Евразийский экономический союз. - https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328е6е0&1=540294ае-с3с9-4511-9Ь!8-аа£5а6е0а169&ЕпШуГО=3610

2 Тарарышкина Л.И., Тарарышкин Ю.В. Аспекты налогообложения внешнеторговых операций в Евразийском экономическом союзе. Таможенные платежи - инструмент таможенной политики Евразийского экономического союза // Таможенная политика Евразийского экономического союза: реалии, проблемы, и перспективы формирования: монография / Колл. авторов; отв. ред. И.Т. Насретдинов. - М.: РУСАЙНС, 2017. - С. 98-125.

3 Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

4 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. - Минск: Белтаможсервис, 2017. - 757 с.

Вместе с тем, в части прямых налогов в Договоре о ЕАЭС установлены гармонизированные подходы только к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов ЕАЭС. При этом в государствах-членах ЕАЭС значительно разнятся ставки по прямым налогам. Например, основные ставки по налогу на прибыль: в Армении и Беларуси - 18%, Казахстане и России - 20%, Кыргызстане - 10%. Поступления же от налога на прибыль в республиканский бюджет государств-членов ЕАЭС составляют - до 10% в Беларуси, Киргизии, России, свыше 10% - в Армении и Казахстане1. Однако в отношении гармонизации прямых налогов договоренностей в актах, составляющих право ЕАЭС, не обозначено, что не способствует реализации принципов и правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС.

Таким образом, налоги являются инструментом интеграции и элементом экономической безопасности участников интеграционных процессов, и дальнейшее их совершенствование должно способствовать углублению интеграции в ЕАЭС и сближению экономик государств-членов евразийской интеграции.

Для углубления евразийской интеграции и создания одинаковых конкурентных условий на единой таможенной территории2 для организаций (предприятий) государств-членов ЕАЭС необходимо совершенствовать вопросы налогообложения посредством унификации ставок косвенных налогов, гармонизации прямых налогов и улучшения налогового администрирования с использованием инструментов цифровой экономики.

Решением Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11 декабря 2020 года «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»3 определены дальнейшие основные направления углубления евразийской экономической интеграции, в том числе посредством налогового регулирования. Подписанный 4 ноября 2021 г. на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы»4 и утвержденные 28 союзных программ направлены на унификацию законодательств Беларуси и России в различных сферах экономики, включая налоговую и таможенную сферы. Введение в действие пакета документов по реализации названного Декрета будет способствовать углублению не только двухсторонней союзной интеграции Беларуси и России, но и евразийской интеграции путем экономического взаимодействия и сотрудничества между Союзным государством Беларуси и России и ЕАЭС.

С учетом изложенного, Консультативному комитету по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии необходимо проработать и обсудить вопросы совершенствования налогообложения и дальнейшей гармонизации налогового законодательства в ЕАЭС в целях подготовки конкретных предложений для улучшения конкурентных условий для хозяйствующих организаций (предприятий) на таможенной территории ЕАЭС и углубления евразийской интеграции.

1 Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2020 год. Статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2021. - 125 с. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ fin_stat/statistica1_pub1ications/Documents/finstat/finstat_2020.pdf/

2 Тарарышкина Л.И. Налоги как инструмент экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС // Беларусь в современном мире: материалы XIX Международной научной конференции, Минск, 29 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. - Минск, 2020. - С. 654-660.

3 О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: Решение Высшего Евразийского экономического совета, 11 декабря 2020 г., № 12 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2021.

4 Лукашенко подписал интеграционный декрет, утверждающий союзные программы с Россией. - https://www.be1ta.by/presi dent/view/1ukashenko-podpisa1-integratsionnyj-dekret-utverzhdajuschij-sojuznye-programmy-s-rossiej-467966-2021/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.