Тарарышкина Л.И.
к.э.н., доцент, Белорусский государственный университет
ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Ключевые слова: налоги и налогообложение; гармонизация (унификация) налогов; косвенные налоги; прямые налоги; Содружество Независимых Государств; Союзное государство Беларуси и России; Евразийский экономический союз; единая таможенная территория; евразийская интеграция; торговля; конкурентная политика; экономическая безопасность.
Keywords: taxes and taxation; harmonization (unification) of taxes; indirect taxes; direct taxes; Commonwealth of Independent States; Union State of Belarus and Russia; Eurasian Economic Union; single customs territory; Eurasian integration; trade; competition policy; economic security.
«Налоги для государства - то же, что паруса для судна: они предназначены не для того, чтобы его нагружать и обременять, а для того, чтобы его вести и обеспечить его плавание», отмечал выдающийся российский экономист Н.И. Тургенев (1789-1871 гг.). В научном труде «Опыт теории налогов» (1818 г.) Н.И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды о роли налогов и принципах их взимания, понимая под налогом «средство к достижению цели общества или государства»1. В современных условиях установление государством налогов - это конституционная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления принадлежащих ему функций. В условиях интеграционных процессов налоги выступают как фактор конкурентоспособности и равновыгодной торговли государств-участников интеграции. Соответственно, это требует их гармонизации (унификации) и совместного управления на международном уровне путем заключения международных договоренностей либо посредством правового закрепления налоговых отношений на наднациональном уровне.
Следует отметить, что к числу первых важных договоренностей на постсоветском пространстве относится заключение 13 марта 1992 года Соглашения между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики2. Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов. Эта договоренность сыграла важную роль в обеспечении результативной внешнеторговой и финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования на территории государств-участников СНГ. В единый перечень основных налогов вошли прямые налоги - налог на прибыль (доходы) предприятий, объединений, организаций и их филиалов независимо от форм собственности; подоходный налог с физических лиц и косвенные налоги. Государства-участники СНГ обязались также взимать акцизы по согласованным перечням товаров, размерам ставок и унифицированному порядку исчисления и уплаты этого налога. На базе этого соглашения выстроены налоговые системы всех государств-участников СНГ, а также государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Названное соглашение позволило сформировать базовые гармонизированные налоговые отношения в условиях конкурентной политики на постсоветском пространстве, в том числе сохранять их на таможенной территории ЕАЭС.
Следует отметить, что в целях выполнения Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года было заключено 30 августа 2000 года Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства3. Республика Беларусь и Российская Федерация в качестве основополагающих элементов на территории Союзного государства конкретизировали единые принципы и правила налогообложения; единый перечень основных налогов; единые права и обязанности налогоплательщиков.
В единый перечень основных налогов были включены налог на прибыль, налог на доходы, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог с граждан, социальные выплаты. С подписанием этого соглашения в рамках Союзного государства Беларуси и России развитие налоговой политики осуществляется скоординировано.
1 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. 3-е изд. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 175 с.
2 Соглашение между правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики Республика Беларусь от 13 марта 1992 года. Зарегистрировано в Нац. реестре правовых актов Республики Беларусь 22 октября 2003 г. № 3/937.
3 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении налоговой политики Союзного государства от 30 августа 2000 года // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 6, 3/130.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС) определены принципы взаимодействия государств-членов в ЕАЭС в сфере налогообложения. Статьей 71 Договора о ЕАЭС установлено, что «Государства-члены во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории»1.
В основе взаимодействия государств-членов ЕАЭС в сфере налогов лежат косвенные налоги (НДС и акцизы), выступающие в качестве торговых налогов и значимо влияющие на стоимость перемещаемых товаров во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Армении, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации. В формировании республиканских бюджетов государств-членов ЕАЭС составляют удельный вес: НДС -около 30%, акцизы - до 10%.
Договором о ЕАЭС установлено: «Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
1) гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
2) дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в том числе с применением информационных технологий)».
В ЕАЭС осуществляется единый порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) по международному правилу - принципу страны назначения, предусматривающему налогообложение косвенными налогами при импорте товаров и применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров. При этом применяются национальные ставки НДС при импорте товаров: в Армении, Беларуси и России - в размере 20%, Казахстане и Кыргызстане - 12%; по перечню продовольственных товаров и товаров для детей в России и Беларуси применяется льготная ставка в размере 10% 2
В соответствии с Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза, подписанным 19 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге3, проводится гармонизация ставок акцизов на сигареты в целях обеспечения конкурентных условий для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС. Проводится также работа над Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, гармонизация косвенных налогов во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС направлена на создание равновыгодной торговли.
На внешнем контуре таможенной границы ЕАЭС в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (статья 46) взимаются таможенные платежи при таможенном декларировании товаров: ввозная и вывозная таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС и акцизы по ввозимым товарам4. Таможенные органы взимают также антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, а также утилизационный сбор. Удельный вес таможенных платежей в республиканском бюджете государств-членов ЕАЭС составляет около 40%.
В настоящее время на таможенной территории ЕАЭС осуществлена полная унификация ставок ввозных таможенных пошлин: действует Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), применяемый всеми государствами-членами ЕАЭС. Взимаемые ввозные таможенные пошлины по единым ставкам ЕТТ ЕАЭС подлежат зачислению и распределению между бюджетами государств-членов ЕАЭС. С 1 января 2020 года зачисление и распределение поступлений сумм ввозных таможенных пошлин, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС осуществляется по следующим нормативам: Республика Армения - 1,220%; Республика Беларусь - 4,860%; Республика Казахстан - 6,955%; Кыргызская Республика - 1,900%; Российская Федерация - 85,065%. Посредством механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин обеспечивается финансовая безопасность государств-членов ЕАЭС в условиях таможенной территории ЕАЭС.
Немаловажную роль для создания одинаковых конкурентных условий для организаций (предприятий) в ЕАЭС имеют также и прямые налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества организаций (предприятий). В целях исключения двойного налогообложения прямыми налогами на международном уровне государствами-членами ЕАЭС заключаются договоры об избежании двойного налогообложения.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан 29 мая 2014 г. (ред. от 08.05.2015) // Евразийский экономический союз. - https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328е6е0&1=540294ае-с3с9-4511-9Ь!8-аа£5а6е0а169&ЕпШуГО=3610
2 Тарарышкина Л.И., Тарарышкин Ю.В. Аспекты налогообложения внешнеторговых операций в Евразийском экономическом союзе. Таможенные платежи - инструмент таможенной политики Евразийского экономического союза // Таможенная политика Евразийского экономического союза: реалии, проблемы, и перспективы формирования: монография / Колл. авторов; отв. ред. И.Т. Насретдинов. - М.: РУСАЙНС, 2017. - С. 98-125.
3 Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.
4 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. - Минск: Белтаможсервис, 2017. - 757 с.
Вместе с тем, в части прямых налогов в Договоре о ЕАЭС установлены гармонизированные подходы только к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов ЕАЭС. При этом в государствах-членах ЕАЭС значительно разнятся ставки по прямым налогам. Например, основные ставки по налогу на прибыль: в Армении и Беларуси - 18%, Казахстане и России - 20%, Кыргызстане - 10%. Поступления же от налога на прибыль в республиканский бюджет государств-членов ЕАЭС составляют - до 10% в Беларуси, Киргизии, России, свыше 10% - в Армении и Казахстане1. Однако в отношении гармонизации прямых налогов договоренностей в актах, составляющих право ЕАЭС, не обозначено, что не способствует реализации принципов и правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС.
Таким образом, налоги являются инструментом интеграции и элементом экономической безопасности участников интеграционных процессов, и дальнейшее их совершенствование должно способствовать углублению интеграции в ЕАЭС и сближению экономик государств-членов евразийской интеграции.
Для углубления евразийской интеграции и создания одинаковых конкурентных условий на единой таможенной территории2 для организаций (предприятий) государств-членов ЕАЭС необходимо совершенствовать вопросы налогообложения посредством унификации ставок косвенных налогов, гармонизации прямых налогов и улучшения налогового администрирования с использованием инструментов цифровой экономики.
Решением Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11 декабря 2020 года «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»3 определены дальнейшие основные направления углубления евразийской экономической интеграции, в том числе посредством налогового регулирования. Подписанный 4 ноября 2021 г. на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы»4 и утвержденные 28 союзных программ направлены на унификацию законодательств Беларуси и России в различных сферах экономики, включая налоговую и таможенную сферы. Введение в действие пакета документов по реализации названного Декрета будет способствовать углублению не только двухсторонней союзной интеграции Беларуси и России, но и евразийской интеграции путем экономического взаимодействия и сотрудничества между Союзным государством Беларуси и России и ЕАЭС.
С учетом изложенного, Консультативному комитету по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии необходимо проработать и обсудить вопросы совершенствования налогообложения и дальнейшей гармонизации налогового законодательства в ЕАЭС в целях подготовки конкретных предложений для улучшения конкурентных условий для хозяйствующих организаций (предприятий) на таможенной территории ЕАЭС и углубления евразийской интеграции.
1 Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2020 год. Статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2021. - 125 с. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ fin_stat/statistica1_pub1ications/Documents/finstat/finstat_2020.pdf/
2 Тарарышкина Л.И. Налоги как инструмент экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС // Беларусь в современном мире: материалы XIX Международной научной конференции, Минск, 29 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. - Минск, 2020. - С. 654-660.
3 О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: Решение Высшего Евразийского экономического совета, 11 декабря 2020 г., № 12 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2021.
4 Лукашенко подписал интеграционный декрет, утверждающий союзные программы с Россией. - https://www.be1ta.by/presi dent/view/1ukashenko-podpisa1-integratsionnyj-dekret-utverzhdajuschij-sojuznye-programmy-s-rossiej-467966-2021/