ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Harmonization of inter-ethnic communication as a factor in the stabilization of the regional society in the North Caucasus
Ivanov V.
Гармонизация межнационального общения как фактор стабилизации регионального социума на Северном Кавказе
Иванов В. В.
Иванов Вадим Викторович /Ivanov Vadim — кандидат философских наук, доцент,
кафедра дизайна, Гуманитарный институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье анализируются проблемы гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе, раскрывается роль культуры межнационального общения в этой сфере, раскрываются социально-психологические причины межэтнической напряженности и конфликтов. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания № 28.182.2016/РНЦ по теме «Проведение мониторинга межнациональных отношений и религиозной ситуации, анализ участия органов государственной власти, муниципальных образований и институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, миграционной и языковой политики Российской Федерации в регионах СКФО.
Abstract: the article analyzes the problems of harmonization of interethnic relations in the North Caucasus, the role of international communications in this field, describes the social and psychological causes of ethnic tensions and conflicts. This article was prepared in the framework of the state task № 28.182.2016/RRC on the topic "monitoring of inter-ethnic relations and religious situation, the analysis of the participation of public authorities, municipalities and civil society institutions in the implementation of state national policy, migration and language policy of the Russian Federation in the North Caucasus Federal district regions.
Ключевые слова: межэтнические отношения, этническое самосознание, социальная напряженность, Северный Кавказ, культура межэтнического общения.
Keywords: inter-ethnic relations, ethnic identity, social tensions, North Caucasus, culture of interethnic communication.
Современные социальные и этнокультурные процессы на Северном Кавказе характеризуются нарастанием рисков и угроз в области обеспечения национальной безопасности. В данном контексте актуализируется потребность в проведении междисциплинарных исследований, направленных на поиск путей и способов гармонизации межэтнических отношений, урегулирования межэтнических конфликтов, а также стабилизации регионального социума в целом.
Несмотря на свою очевидную актуальность, культура и психология межнационального общения, цивилизационные формы и нормы поведения людей в сфере межнациональных отношений остаются в течение многих лет одной из наименее разработанных проблем национальных отношений. В ходе межэтнических отношений осуществлялся коммуникативный процесс обмена этнокультурной, политической информацией, символами и знаниями, мыслями и чувствами, социальным и нравственным опытом этносов, происходит преодоление этнических стереотипов.
Российское государство на протяжении многих веков стремилось конструктивно взаимодействовать с этническим и культурным разнообразием, к созданию и поддержанию гармоничных отношений с представителями различных этнических групп и этнических общностей. Северный Кавказ всегда имел стратегическое значение, спокойствие и стабильность в этом регионе обеспечивали социальную и политическую целостность для всей многонациональной России. Усиление рисков и угроз на южных рубежах России в наши дни актуализирует данную сферу научного знания, вызывает потребность предлагать различные, в том числе и психологические способы, и механизмы, направленные на гармонизацию регионального социума.
Межэтническое отношение - это одна из форм межнационального, межэтнического взаимодействия социальных общностей и индивидов. Межэтническое взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании, социальном контроле. Межэтнические конфликты являются одной из стадий межэтнической напряженности, наряду с расхождениями, спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами.
Межэтнические отношения являются открытой, динамичной и целостной системой связей индивидуумов, этнических групп, этнических общностей, проходят в своем развитии определенные этапы и стадии, осуществляются на разных уровнях и направлениях, проявляются в различных формах и стратегиях этнического поведения. На характер и динамику развития межэтнических отношений, на причины и условия возникновения межэтнической напряженности влияет определенная группа факторов (психологические, культурные, экономические, политический, исторические и религиозные), которая проявляется на макросоциальном и микросоциальном уровнях [1].
Межэтнические конфликты являются одной из стадий межэтнической напряженности, наряду с расхождениями, спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами. Межэтническая напряженность - это форма социальной напряженности, трансформация которой в межэтническую является закономерным процессом в условиях глубоких изменений полиэтнического общества [2].
Основные признаки социальной напряженности в Северокавказском регионе при ее трансформации в межэтническую приобретают отчетливую этническую специфику. Усиление межэтнической напряженности определяется и региональной спецификой и влиянием общих для всей страны внешних и внутренних факторов. По мнению В. А. Тишкова, одной из важных причин масштабных форм этнонационализма и порождаемых им конфликтов в нашей стране явилось то, что «доктрина этнического национализма была вмонтирована в официальную идеологию, и на ее основе покоилось и государственное устройство» [3].
Состояние неудовлетворенности, вызванное фрустрацией этнических потребностей, является глубинной причиной роста межэтнической напряженности в регионе. Таким образом, межэтническая напряженность - многоуровневый, многосубъектный феномен, энергетическая характеристика социальной системы, элементами которой являются различные этнические группы. Некоторые из них находятся в оппозиционном взаимодействии и воспринимаются друг другом как виновники групповой неудовлетворенности. Межэтническая напряженность охватывает все этапы развития противоречий между этническими группами. Другими словами, напряженность может возникнуть задолго до конфликта и влиять на межэтнические отношения еще длительное время после его разрешения.
Специфика гармонизации межэтнических отношений заключается в ее когнитивной основе, состоящей из трёх компонентов: структуры и содержания межэтнических коммуникаций; особенностей этнической культуры; событийной хроники отношений между народами. Эти объективированные компоненты жизнедеятельности этносов обретают своё существование в следующем: в форме представлений, убеждений, установок, выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений; в форме части исторической памяти этноса, которая включает оценочное значение исторических событий в системе межэтнических отношений. Во всех формах особое значение имеют образы собственной и других социальных этнических групп (стереотипы, предубеждения, предрассудки), при формировании которых в единой «точке» преломляются политические, культурные и социальные перемены. Эти формы находят своё отражение в этническом самосознании и выражаются посредством этнических ценностей, особенно в условиях поликультурной среды. Особенно устойчивы этнические стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению [4]. И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы. Каждая этническая группа обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее -действительные и воображаемые - специфические черты.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение. Этнические предубеждения оказывают самое негативное влияние и на их жертвы, и на их носителей. Прежде всего, этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же, в свою очередь, затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Межэтнические установочные образования содержат эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении. Близость этих образований к реальному поведению определила их огромную популярность среди психологов и социологов. Кроме того, этнические образы выполняют ведущую роль в интерпретации межэтнического взаимодействия. Особое значение они приобретают в неопределенных и конфликтных ситуациях, как наиболее
эмоциональных. Исходя из содержания этнических образов, стороны стремятся придать «свой» смысл происходящим событиям, по-своему интерпретируют мотивы и действия другой стороны. Эти интерпретации могут превратиться в серьезные, а иногда и непреодолимые барьеры на пути урегулирования межэтнических разногласий и конфликтов [5].
Преодоление стереотипов и предубеждений осуществляется путем формирования культуры межэтнических отношений, которая становится элементом образа жизни и поведения личности под совокупным взаимодействием следующих взаимосвязанных факторов: приобретение человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде; познание ценностей, традиций культуры других народов; овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.
Литература
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 42, 43.
2. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 28.
3. Тишков В. А., Беляева Е. Л., Марченко Г. В. Чеченский кризис. М: ЦКСИиМ, 1995. С. 49.
4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998. С. 84-86.
5. Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. С. 17-21.
Problems of modern education and training in Russian universities
Kudinov V.
Проблемы современного образования и воспитания в российских вузах
Кудинов В. В.
Кудинов Владимир Валерьевич /Kudinov Vladimir — магистрант, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении проблем образования и воспитания в вузах России. Особое внимание уделяется выстраиванию новой политики обучения в высших учебных заведениях на высшем уровне в тесном взаимодействии с профессорско-преподавательским составом (ППС). Выделены функции и содержание работы современного преподавателя. Выделяются проблемы финансирования и перехода к новым стандартам обучения.
Abstract: the purpose of the article is to examine the problems of education and training in Russian universities. Particular attention is paid to the alignment of the new education policy in higher education at the highest level in close cooperation with the faculty (PPP). Scroll to a function and content of the work of the modern teacher. Highlighted the problems of financing and move to a new training standards.
Ключевые слова: проблемы образования, воспитание, наука. Keywords: problems of education, upbringing, science.
Последнее десятилетие мы активно наблюдали за реформами в сфере образования, за переходом на новую систему образования в высших учебных заведениях, а также могли видеть и проанализировать этот процесс с точки зрения целесообразности. Несмотря на то, что формирование системы образования постоянно дополняется, можно выделить плюсы и минусы системы.
Общеизвестно, что сфера образования любого государства является стратегической сферой, что обусловливает серьезное внимание государства при его стремлении к лидирующим позициям в любой сфере к вопросам развития системы образования. В развитых капиталистических странах стратегические сферы экономики (транспорт, энергетика), в том числе и сфера образования, не отдаются на откуп рынку, т. к. именно они обеспечивают национальные интересы и безопасность государства. Очевидно, что негосударственный сектор системы образования России не обеспечивает необходимое качество выпускников, а многие из учреждений образования данного сектора фактически продают документ заявленного уровня образования [1]. В связи с чем, одним из путей решения данной проблемы является жесткий контроль за содержанием и качеством образования в учреждениях образования негосударственного сектора и постепенный отказ от его услуг на всех ступенях