Научная статья на тему 'Гармонизация инструментов регулирования механизма страховой защиты'

Гармонизация инструментов регулирования механизма страховой защиты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВОЙ НАДЗОР / ПРУДЕНЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSURANCE / INSURANCE MARKET / INSURANCE SUPERVISION / PRUDENTIAL REGULATION / COMMERCIAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакура О.А.

Разработан подход к гармонизации инструментария государственного регулирования системы коммерческого страхования с целью предотвращения негативных тенденций, их предупреждения и ограничения за счет использовании инструментов репрессивного и превентивного характера. Предложено рассмотреть регулирование в страховой отрасли на основе матричного метода, объединяющего исторический (горизонтальный) и вертикальный (иерархический) аспекты применения пруденциальных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article developed the approach to harmonizing the tools of state regulation of the commercial insurance system in order to prevent the negative tendencies and to limit them through the usage of retaliatory and preventive tools. It was offered to consider the insurance regulation on the basis of the matrix method that combines the historic (horizontal) and vertical (hierarchical) aspects of using prudential standards.

Текст научной работы на тему «Гармонизация инструментов регулирования механизма страховой защиты»

УДК 368.032

О.А. ШАКУРА, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и банковского дела, shakyra.oa@gmail .com

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

Разработан подход к гармонизации инструментария государственного регулирования системы коммерческого страхования с целью предотвращения негативных тенденций, их предупреждения и ограничения за счет использовании инструментов репрессивного и превентивного характера. Предложено рассмотреть регулирование в страховой отрасли на основе матричного метода, объединяющего исторический (горизонтальный) и вертикальный (иерархический) аспекты применения пруденциальных норм.

Ключевые слова: страхование, коммерческое страхование, страховой рынок, страховой надзор, пруденциальное регулирование.

Shakura O.A. Harmonizing the tools of regulating the insurance protection mechanism.

The article developed the approach to harmonizing the tools of state regulation of the commercial insurance system in order to prevent the negative tendencies and to limit them through the usage of retaliatory and preventive tools. It was offered to consider the insurance regulation on the basis of the matrix method that combines the historic (horizontal) and vertical (hierarchical) aspects of using prudential standards.

Keywords: insurance, commercial insurance, insurance market, insurance supervision, prudential regulation.

Достижение устойчивого развития современной экономики вызывает необходимость внесения существенных изменений в общую концепцию развития экономической системы республики, в формы и принципы регулирования финансовой системы. На практике это находит выражение в развитии форм государственного регулирования. Формирование системы пруденциального регулирования механизма страховой защиты предполагает реализацию соответствующих мер в комплексе при одновременном формировании единой стратегии развития финансовой системы республики. Только при таком подходе формируется связь между всеми уровнями регулирования, определяемые на макроуровне цели и задачи адаптируются к отраслевым и внутрифирменным условиям, обеспечивается контроль реализации мер регулирующего воздействия.

В настоящее время наблюдается процесс зарождения новой методологической базы регулирования в финансовой отрасли. Предотвращение негативных тенденций состоит в их предупреждении и ограничении, основанных на использовании инструментов и репрессивного, и превентивного характера, международном опыте развития страховых рынков, в связи с чем указанная проблематика бесспорно актуальна.

© О.А. Шакура, 2017

Проблемы развития системы государственного регулирования изложены в научных публикациях В.Д. Андрианова [1], И.В. Пашковской [2] и др. Особенности государственного регулирования страховой деятельности нашли отражение в работах В.Б. Гомелли [3], А Н. Зубца [4], Е.В. Коломина [5], Н.П. Кузнецовой [6], И.Ю. Юргенса [7] и др.

Анализ тенденций развития страховой деятельности стран участников СНГ и Европы, существующих научных публикаций позволил выявить неразработанные и недостаточно изученные проблемы регулирования страховой деятельности. Однако существующий опыт должен быть адаптирован к реалиям Республики. Более того, требуют научного обоснования институциональные основы регулирования страховой деятельности в ДНР, отсутствие которых приведет к бессистемности формирования методов, форм и инструментов, и, как следствие, деформациям развития финансовой системы Республики.

Целью исследования является систематизация и гармонизация инструментов регулирующего воздействия архитектоники системы коммерческого страхования ДНР, что позволит за счет превенции преодолеть негативные тенденции асимметрии развития финансовой отрасли и сформировать институциональные условия для устойчивого развития страхового рынка.

Формирование механизма государственного регулирования системы коммерческого страхования связано с применением пруденциальных норм, введение которых еще не обеспечено институционально в полном объеме, поскольку в ДНР еще не сформирована система страхового права, включающая нормы, регламентирующие их применение.

На основании опыта формирования методологической базы пруденциального регулирования и надзора в России и в странах СНГ предлагается подход к определению и составу пруденциального регулирования и надзора в страховой деятельности с использованием элементов сценарного планирования.

В страховой сфере, обеспечивающей в определенной мере экономическую безопасность страны, государственное регулирование осуществляется на протяжении всех периодов экономического развития. Исходя из этого, регулирование страховой отрасли должно осуществляться на всех уровнях экономической системы и в течение всего периода ее существования и развития. Это означает, что уполномоченные органы предпринимают специальные меры в случае возникновения серьезных финансовых затруднений и для предупреждения вероятности возникновения подобных ситуаций в отрасли. Таким образом, предлагается рассматривать регулирование в страховой отрасли на основе матричного метода, объединяющего исторический, или горизонтальный, и вертикальный, или иерархический аспекты (табл. 1).Так, следует различать следующие сценарии регулирования: в предкризисный период - «exante»; в посткризисный период -«expost»; в период кризиса - «defacto»; в период нормального развития или стандартных условий - «usus».

Под пруденциальным регулированием системы коммерческого страхования следует понимать предусмотренную страховым правом деятельность регулятора по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности, которые должны соблюдаться страховыми организациями. Пруденциальный надзор за системой

Таблица 1

Сценарная матрица инструментов регулирования системы коммерческого

страхования

Уровень Цель регулирования Сценарии

«usus» «ехап1е» «defacto» «ехро8Ь>

Стандартные условия Предкризисный период Период кризиса Посткризисный период

« 3 = и о ^ ft я Я 5в S предотвращение распространения кризисных явлений на мировом страховом рынке международные стандарты страхового надзора контроль финансовых инвестиций лимитирование размеров финансовых корпораций интернационализация последствий кризисных явлений

Solvency II дополнительные меры по обеспечению ликвидности и достаточности капитала для системных финансовых институтов строгий контроль за их деятельностью со стороны международных финансовых институтов усиление финансового надзора за деятельностью финансовых институтов

Республиканский (макро) обеспечение стабильности экономики пруденциальные нормы и нормативы стресс-тестирование введение механизма реструктуризации или банкротства, отзыв лицензий усиление требований к качеству активов для обеспечения страховых резервов

условия обеспечения платежеспособности ужесточение контроля за сделками М&А, ^еШ^епсе субординированные кредиты, субсидирование активизация использования Эпей-решений

Отраслевой (мезо) недопущение спада в страховой отрасли конвергенция банков и страховщиков повышение ответственности брокеров запуск интеграционных партнёрских программ развитие инфраструктуры и института посредников

Фонд гарантирования страховых выплат контроль тарифов и инвестиционной деятельности перестрахование как механизм стабилизации создание финансовых супермаркетов

Страховая компания (микро) обеспечение платежеспособности страховщиков эффективный андеррайтинг массовых рисков риск-менеджмент, диагностика банкротства план восстановления платежеспособности, ликвидация поиск новых каналов продаж

внутренний аудит оптимизация затрат по урегулированию убытков формализация выплат страховых возмещений разработка новых страховых продуктов

коммерческого страхования - это предусмотренный страховым правом надзор со стороны регулятора за соблюдением требований пруденциальных норм.

Между пруденциальным регулированием и пруденциальным надзором есть существенные различия, суть которых в результатах деятельности. Регулирование предшествует надзору. Пруденциальный страховой надзор подчинен целям регулирования страховой деятельности. Причем, если пруденциальный страховой надзор следует рассматривать применительно к деятельности каждой в отдельности страховой компании или другой

страховой организации, то цель пруденциального регулирования страховой деятельности - создание таких нормативных условий, при которых деятельность каждой в отдельности страховой организации будет приведена в соответствие с целями функционирования всей финансовой системы. Отсюда, пруденциальное регулирование страховой деятельности -это разновидность государственного регулирования за деятельностью всей финансовой системой в целом.

Системность в формировании пруденциального регулирования финансовой системы, в целом, и пруденциального ре-

гулирования и надзора за страховой деятельностью, в частности, достигается взаимосвязанностью, обусловленностью, последовательностью и субординирован-ностью инструментов на всех уровнях. Так, на каждом уровне регулирования должна реализоваться определенная цель: на мега (глобальный уровень) -предотвращение распространения кризисных явлений на мировом страховом рынке, на макро (республиканский уровень) - обеспечение стабильности экономики и финансовой системы, на мезо (отраслевой уровень) - недопущение спада в страховой отрасли, на микро (уровень отдельной страховой организации) - обеспечение платежеспособности страховых организаций. В этой связи пруденциальное регулирование страховой деятельности в значительной степени будет обусловлено институциональной структурой системы коммерческого страхования.

Международный характер финансовой деятельности вызывает необходимость формирования унифицированных подходов к деятельности всех субъектов финансового рынка. На сегодняшний день уже накоплен огромный международный опыт надзора на финансовых рынках, в том числе страхового надзора. Поэтому имеющийся международный опыт целесообразно учитывать при формировании системы пруденциального регулирования страхования в ДНР.

Традиционное деление всех финансовых рынков на три сектора: банковские услуги; страховые услуги, в число которых иногда включают услуги частных пенсионных фондов и услуги на рынке ценных бумаг, отчетливо проявляется в определениях финансовых услуг, которые даются в международных договорах [8, 9]. Соответственно этим секторам рынков были созданы и в настоящее время функционируют международные ор-

ганизации, объединяющие надзорные органы разных стран.

Результатом исследовательской и методической работы в области надзора в соответствующем секторе финансовых услуг на международном уровне (мега-уровень) стали следующие международные предписания, стандарты и инструктивный материал: Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по надзору за банковской деятельностью; Основные принципы страхования и методологии, разработанные Международной ассоциацией страховых надзоров; Цели и принципы регулирования ценных бумаг, разработанные Международной организацией комиссий по ценным бумагам.

Несмотря на существенное различие как в содержании самих услуг, так и в структуре текстов сопоставляемых стандартов, их можно привести к единой смысловой структуре, т. е. выделить общие для всех трех стандартов группы и подгруппы требований на мегауровне (табл. 2).

Представленные институты и инструменты мегарегуляции на межнациональном уровне определяют направления макропруденциального регулирования на уровне отдельного государства.

Полноценная система регулирования и надзора необходима для сохранения справедливого, безопасного и стабильного страхового сектора на благо и в защиту интересов страхователей, бенефициаров и страхователей, а также для содействия обеспечению стабильности финансовой системы. Страховая отрасль, как и другие компоненты финансовой системы, меняется в ответ на широкий спектр социальных, технологических и глобальных экономических сил. Системы и практики страхового надзора должны постоянно обновляться, чтобы соответствовать таким изменениям и нововведени-

Таблица 2

Матрица результатов сопоставления требований стандартов в деятельности надзорных органов трех секторов финансовых рынков

Наличие в стандарте требований

Требования стандартов банковские страховые прочие финансовые

международного надзора услуги услуги услуги

БКНБД МАСН ИОСКО

1. Предпосылки эффективного надзора + + +

2. Система надзора

2.1. Цели надзора + + +

2.2. Атрибуты системы надзора + + +

2.2.1. Операционная независимость и + + +

ресурсы

2.2.2. Полномочия по применению + + +

принудительных мер

2.2.3. Открытость и прозрачность + + +

процесса надзора

2.3. Внешние участники процесса + + +

надзора

3. «Поднадзорные» субъекты

3.1. Лицензирование, квалификация, + + +

контроль за сменой владельцев и передачей собственности

3.2. Корпоративное управление + + +

4. Текущий надзор

4.1. Надзор за группами + + +

4.2. Мониторинг и проверки на местах + + +

4.3. Отчетность в порядке надзора + + +

4.4. Сотрудничество и обмен информацией + + +

4.5. Конфиденциальность + + +

5. Пруденциальные стандарты

5.1. Управление риском + + +

5.2. Внутренний контроль + + +

5.3. Концентрация риска + + +

5.4. Требования к капиталу + + +

5.5. Учетная политика и практика + + +

6. Рынки и пользователи финансовых услуг

6.1. Рынки - - +

6.1.1. Чистота рынка + + +

6.1.2. Финансовые преступления + + +

6.2. Защита пользователей - + +

6.3. Раскрытие информации + + +

ям. Страховые и иные финансовые надзорные органы и регуляторы должны понимать и решать проблемы финансовой и системной стабильности, вытекающие из страхового сектора по мере их возникновения и их взаимодействия с другими финансовыми секторами. Характер стра-

ховой деятельности - покрытие рисков для экономических, финансовых, корпоративных предприятий и домашних хозяйств - имеет различия и сходства по сравнению с другими финансовыми секторами. Страхование, в отличие от большинства финансовых продуктов, харак-

теризуется сторнированием производственного цикла, поскольку страховые премии собираются, когда контракт заключен и требования возникают только при наступлении указанного события. Страховщики являются прямыми посредниками в отношении рисков. Они управляют этими рисками путем диверсификации и объединения рисков, дополняя этот процесс целым рядом других методов. Система регулирования и надзора должна рассматривать растущее присутствие на рынке страховых групп и финансовых конгломератов, а также финансовую конвергенцию. Значение страхового сектора по вопросам финансовой стабильности возрастает, что имеет последствия для страхового надзора, так как требует большего внимания к широкому спектру рисков. Надзорные органы как на юрисдикционном, так и на международном уровне должны сотрудничать для обеспечения того, что организации эффективно контролируются и что страхователи защищены, а финансовые рынки остаются стабильными, чтобы минимизировать риск негативного распространения от одного сектора или юрисдикции к другим, а также для сокращения надзорных недочетов и ненужного дублирования надзорных методов. Объем и сферы охвата основных принципов страхования представлены в табл. 3.

Со своей стороны национальные регуляторы также внедряют систему макропруденциального регулирования, охватывающего всю финансовую систему и предназначенного минимизировать негативное воздействие системных рисков.

В задачах формирования системы макропруденциального регулирования особое место занимают вопросы обеспечения финансовой стабильности банковской и финансовой системы в целом, системы страхования в частности. Под стабильностью понимается сглаженное,

равномерное функционирование элементов финансовой системы или отсутствие кризисов и устойчивость финансового сектора к шокам и пр. [2]. На международном уровне в области страхования действует Стандарт 24 - «Макропруден-циальное наблюдение (регулирование) и страховой надзор» [10].

Международные отношения влияют на внутренний надзор за страховым и финансовым рынком в целом, но это не означает, что анализ ограничивается внутренними рынками. Он также предполагает изучение и оценку ситуации, складывающейся на региональных и/или глобальном уровнях.

Уполномоченный орган при подготовке анализа рынка должен учитывать потенциальные риски и неблагоприятные реальные будущие сценарии с целью, при необходимости, предпринять меры на ранней стадии их осуществления. Он должен разработать подходы к макро-пруденциальному наблюдению в многопрофильном и межсекторальном аспектах для выявления тенденций и событий, которые могут негативно повлиять на профиль риска страховщиков. Он осуществляет количественный и качественный анализ, используя для этого государственные и другие источники информации.

Регуляторный механизм органа страхового надзора должен проявляться посредством реализации его основных функций: допуск на финансовый рынок, сбор и обработка отчетности субъектов рынка, защита прав страхователей и выгодоприобретателей, надзор за соблюдением законодательства и деятельностью страховых организаций, в том числе за деятельностью системно значимых страховых организаций.

Государственное регулирование в страховой отрасли, помимо разработки и контроля соблюдения законодательных и нормативных требований, реализуется

Таблица 3

Структура системы регулирования и страхового надзора ОСПМАСН

Стандарт Название

ОСП 1 Цели, полномочия и обязанности органов надзора

ОСП 2 Страховой надзор

ОСП 3 Обмен информацией и требования конфиденциальности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСП 4 Лицензирование

ОСП 5 Требования, предъявляемые к руководителям

ОСП 6 Изменения в собственности и передача портфеля

ОСП 7 Корпоративное управление

ОСП 8 Риск-менеджмент и внутренний контроль

ОСП 9 Надзор и отчетность

ОСП 10 Превентивные и корректирующие меры

ОСП 11 Предписания

ОСП 12 Ликвидация и выход с рынка

ОСП 13 Перестрахование и иные формы передачи риска

ОСП 14 Оценка (активов и обязательств)

ОСП 15 Инвестиции

ОСП 16 Управлением рисками предприятия для обеспечения платежеспособности

ОСП 17 Достаточность капитала

ОСП 18 Посредники

ОСП 19 Ведение бизнеса

ОСП 20 Раскрытие информации

ОСП 21 Противодействие мошенничеству в страховании

ОСП 22 Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма

ОСП 23 Надзор за деятельностью групп

ОСП 24 Макропруденциальное наблюдение и страховой надзор

ОСП 25 Кооперация и координация органов страхового надзора

ОСП 26 Трансграничная кооперация и координация в антикризисном управлении

посредством применения соответствующих мер на микроуровне. Как предпринимательская структура страховая организация функционирует не только под воздействием страхового и технического (предпринимательского) рисков, но и в условиях мультирисковой среды, включая инвестиционный, валютный, политические и другие риски. Именно по этой причине внедрение системы риск-менеджмента представляется одним из решающих элементов формирования системы риск-ориентированного менеджмента страховой компании.

Исследования российских экономистов в области финансовой деятельности страховых организаций исторически велись вокруг прикладных аспектов финан-

сового регулирования. С момента возрождения коммерческого страхования в России объектом внимания специалистов в части финансового регулирования являлись вопросы надзора и контроля финансового состояния страховых организаций. Практические разработки и теоретические исследования в основном были посвящены платежеспособности страховых компаний и инструментам, ее обеспечивающим (страховые тарифы, страховые резервы). Позже в научных работах и нормативных документах для оценки финансового положения страховой организации стал применяться термин «финансовая устойчивость», получивший активное развитие в прикладных исследованиях.

Государственное регулирование платежеспособности страховщиков

должно осуществляться посредством формирования соответствующей законодательной и нормативной базы, которая регулирует и обеспечивает их деятельность путем государственного надзора и ставит перед собой следующие задачи:

обеспечение баланса интересов субъектов страховой системы и развитие отношений социального партнерства между всеми субъектами и уровнями хозяйствования;

создание общих условий устойчивого финансового функционирования и развития каждого субъекта хозяйствования;

обеспечение экономической безопасности республики и возможности реализации ее государственных интересов.

Причем, на законодательном уровне нормы государственного регулирования платежеспособности страховщиков должны быть определены как минимально допустимые значения, так как их несоблюдение может привести к отзыву лицензии, что фактически означает запрет на осуществление страховых операций.

В сфере регулирования деятельности страховых организаций для оценки финансового состояния страховой компании должна применяться методика расчета соотношения активов и принятых страховых обязательств. Эта методика, по существу, представляет собой заимствование европейского подхода к оценке платежеспособности, основанного на соответствующих Директивах ЕС, которая в последующем приняла форму Solvency I [11, 12]. Под давлением процессов интеграции видов финансового бизнеса происходит формирование единой платформы в системах регулирования субъектов финансового рынка и

унификация надзора. Предполагается, что это будет достигаться за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного контроля системных рисков, повышения эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор за субъектами рынка и снижение административной нагрузки на них [13].

По мнению М.А. Котлярова, принцип мегарегулирования заключается в «консолидации надзора за деятельностью участников финансового рынка и других институтов, осуществляющих привлечение и размещение денежных средств в одной государственной структуре» [14]. Представление мегарегулирования только в форме государственной структуры показывает организационный аспект данного процесса. Вместе с тем ведение этой институциональной формы предполагает разработку методической базы. В частности, в нормативных документах должно быть четкое разграничение между понятиями «регулирование», «надзор» и «контроль».

В терминах институциональной теории регулирование можно представить в виде формулы «принципал-агент». Государство в роли принципала дает полномочия агенту в лице мегарегулято-ра, одновременно агентом выступает и Министерство финансов. Иными словами, в отношении одного и того же объекта - страховой организации возникают две схемы регулирования: «государство -агент 1» и «государство - агент 2». Таким образом, возникает институциональная ловушка, заключающаяся в том, что и мегарегулятор и Министерство финансов одновременно осуществляют функции по регулированию деятельности на страховом рынке. Это приводит к тому, что возникает некоторый временной разрыв между принятыми законодательными ог-

раничениями и требованиями и их нормативным обеспечением.

В связи с этим объективно разделение регулирования на микро- и макроуровни в рамках финансовой системы путем разделения на микропруденциальный надзор и макропруденциальное регулирование.

По мнению специалистов, макропруденциальное регулирование отражает прикладные аспекты макроэкономической политики регулятора [15]. При этом подчеркивается ее связь с денежно-кредитной политикой центральных банков. В целом макропруденциальное регулирование в отраслевом и межотраслевом аспектах направлено на выявление системных рисков, их предупреждение, разработку и применение адекватных мер для их минимизации, в то время, как в сфере микропруденциального регулирования будут находиться отдельные нормативы деятельности субъектов финансового рынка.

Микропруденциальное регулирование целесообразно ограничить отраслевым сегментом финансового рынка -страховым. Преобразование микропруденциального регулирования в пруденциальный надзор обусловлено целесообразностью ограничения функций мегаре-гулятора в страховом секторе надзором и контролем. В сфере микропруденциального регулирования находятся отдельные нормативы деятельности субъектов финансового рынка, обладающие отраслевой спецификой.

Выводы

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что цикличность экономического развития и высокий предпринимательский риск в страховой деятельности обусловливают необходимость формирования системы государственного регулирова-

ния страховой отрасли, позволяющей минимизировать возможные негативные тенденции на макроуровне и на уровне субъектов страхового дела. Применение инструментов государственного регулирования страхования должно быть согласовано со стратегическими целями развития как экономики в целом, так и финансового сектора в частности. В основу научно-обоснованного подхода к формализации системы финансового регулирования страховой деятельности должен быть положен механизм пруденциального регулирования, предполагающего макро- и микроуровни. Основной задачей пруденциального регулирования должен выступать контроль и предотвращение системных рисков, а ключевым объектом внимания должны стать системно значимые страховые организации, деятельность которых определяет основные тенденции развития национального страхового и финансового рынков. В свою очередь, страховой надзор должен базироваться на принципах отраслевого контроля показателей финансовой безопасности с целью обеспечения устойчивого развития национального страхового рынка.

Список использованной литературы

1. Андрианов, В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции / В.Д. Андрианов. -М.: Экономика, 2008. - 326 с.

2. Пашковская, И.В. Совершенствование методов макропруденциального надзора для преодоления последствий кризиса / И.В. Пашковская // Финансы, деньги, инвестиции. - 2010. - № 2. -С. 5-15.

3. Гомелля, В.Б. Проблемы современного государственного регулирова-

ния страхового рынка России / В.Б. Го-мелля // Финансы. - 2011. - № 8. -С. 50-52.

4. Зубец, А. Страховое регулирование / А. Зубец, Е. Третьякова // Страховое ревю. - 1997. - № 10. - С. 8-11.

5. Коломин, Е.В. Основные направления укрепления взаимодействия государства и страховой системы / Е.В. Коломин // Финансы. - 2011. - № 7. -С. 45-47.

6. Кузнецова, С. М. Управление институциональным инвестированием / С.М. Кузнецова. - СПб.: Нестор, 2001. -122 с.

7. Юргенс, И. Ю. Внесистемное регулирование страхования в России / И.Ю. Юргенс // Страховое дело. - 2000. -№ 10. - С. 17-22.

8. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны // СЗ РФ. - 1998. - № 16. -Ст. 1802.

9. International Investment Instruments: a Compendium. - Vol. I. - N. Y.; Geneva, 1996. - P. 285- 323.

10. Основные принципы, стандарты, рекомендации и методология оценки (октябрь 2011) (обновление - октябрь 2013) [Электронный ресурс]. - URL: http: // iaisweb.org / index.cfm? event= getPage&nodeId = 25224 (дата обращения: 02.12.2015).

11. Директива 2002/12/EC (изм. Директивы Совета Европы 79/267/EEC) [Электронный ресурс]. - URL: http: // eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri= CELEX: 32002L0012 (дата обращения: 29.08.2015).

12. Директива 2002/13/EC (изм. Директивы Совета Европы 73/239/EEC) [Электронный ресурс]. - URL: http: // eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN / TXT/ ?uri=celex:32002L0013 (дата обращения: 29.08.2015).

13. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

14. Котляров, М.А. Перспективы мегарегулирования на рынке финансовых услуг / М.А. Котляров // Финансы. -2007. - № 9. - С. 52-54.

15. Моисеев, С.Р. Макропруденци-альная политика: цели, инструменты и применение в России / С.Р. Моисеев // Банковское дело. - 2011. - № 5. -С. 12-20.

16. Ларионова, И.В. Особенности обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в условиях нестабильности макроэкономической среды // Банковские услуги. - 2012. - № 2. -С. 2-9.

Статья поступила в редакцию 05.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.