Научная статья на тему 'Гармонизация и унификация законодательства, закрепляющего меры по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в СНГ'

Гармонизация и унификация законодательства, закрепляющего меры по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / REPRODUCTIVE HEALTH / REPRODUCTIVE RIGHTS / DEMOGRAPHIC STATE POLICY / FAMILY PLANNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурзабаева Салия Шарифьяновна, Павлова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с охраной ре- продуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан Содружества Не- зависимых Государств. Проведена систематизация репродуктивных прав человека, отмечены конструктивные изменения путем разработки и при- нятия национальных законов и государственной политики, направленной на соблюдение репродуктивных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мурзабаева Салия Шарифьяновна, Павлова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонизация и унификация законодательства, закрепляющего меры по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в СНГ»

ПРАВО

Правовое пространство - надежный фундамент цивилизованного, в том числе евразийского общества, основа для здоровой жизни, труда и образования его членов

С.Ш. Мурзабаева, Ю.В. Павлова

Гармонизация и унификация законодательства, закрепляющего меры по охране репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан в СНГ

Harmonization and unification of legislation that measures of reproductive health and reproductive rights of citizens in the CIS

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с охраной репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан Содружества Независимых Государств. Проведена систематизация репродуктивных прав человека, отмечены конструктивные изменения путем разработки и принятия национальных законов и государственной политики, направленной на соблюдение репродуктивных прав.

Summary: The article considers the problems related to the protection of reproductive health and rights of the citizens of the Commonwealth of Independent States (CIS). The author presents a system of personal reproductive rights. Ключевые слова: Репродуктивное здоровье; репродуктивные права населения; демографическая политика государства; планирование семьи. Keyword: Reproductive health; reproductive rights; demographic state policy; family planning.

Разработка мер по охране репродуктивного здоровья и реализации репродуктивных прав человека в настоящее время является ключевой проблемой социальной политики во всех государствах - участниках СНГ.

Необходимо отметить, что концепция охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав человека получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека: Конвенцией о ликвида-

Мурзабаева

Салия Шарифьяновна

Москва, Российская Федерация Депутат Государственной Думы, член Постоянной Комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по социальной политике,

доктор медицинских наук murzabaeva@duma.gov.ru

Mrs. Saliya Murzabaeva

Moscow, the Russian Federanion eputy, the Federal Assembly of the Russian Federation tht State Duma (VI convocation) Member of the Permanent Commission of Eurasian Economic Community (EAEC on Social Policy, MD murzabaeva@duma.gov.ru

Павлова Юлия Владимировна

Москва, Российская Федерация Доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, кандидат юридических наук 08101967@list.ru

Mrs. Julia Pavlova

Moscow, the Russian Federanion Associate Professor of Medical Law, First Moscow State Medical University named after IM Sechenov, PhD, 08101967@list.ru

ции всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Конвенцией ООН о правах ребенка (1989); Материалами международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994); Материалами Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993); Материалами Всемирной конференции по положению женщины (Пекин, 1995) и др.

Впервые всеобъемлюще о репродуктивных правах было заявлено на Международной Конференции по Народонаселению и Развитию (МКНР), состоявшейся в 1994 году в Каире и получило дальнейшее развитие в Докладе Четвертой всемирной конференции по положению женщин и в принятой Конференцией Платформе действий, которая была подписана участниками 180 государств мира.

Программа действий Каирской конференции впервые определила репродуктивные права как составную часть мер по охране репродуктивного здоровья и рекомендовала странам-участникам план действий, который предусматривает ряд мер по улучшению ситуации с детской и материнской смертностью в мире, снижения числа абортов и разработку законов, направленных на защиту репродуктивного здоровья и репродуктивных прав населения.

Принятие международных обязательств в области охраны репродуктивного здоровья означает необходимость законодательного закрепления данного права и определения механизмов его реализации, так как недостаточное внимание органов государственной власти к данной проблеме является нарушением международных правовых норм.

Более того, новая реальность требует формулировки понятий, которые ее отражают. Это касается и понятия «репродуктивные права». Определяя их юридическую природу, необходимо отметить, что репродуктивные права имеют комплексный характер и включают в себя целый ряд личных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека. Так,

самое непосредственное отношение к репродуктивным правам имеет право каждого человека на жизнь, право на охрану здоровья, физическую неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, а также право на охрану личного достоинства и принцип равноправия мужчины и женщины.

Ядро репродуктивных прав составляет право на личную неприкосновенность, являющееся важнейшим правом человека, которое он получает с рождения. Право на личную неприкосновенность, рассматриваемое с позиции репродуктивных прав, подразумевает невозможность насильственного лишения сексуальных и репродуктивных качеств посредством принудительного брака, хирургических вмешательств, принудительной стерилизации и т.д. Женщина также имеет право отказаться от небезопасных методов контрацепции, нежелательной беременности, операции и т.п.

Репродуктивные права связаны с важнейшим личным правом человека - правом на жизнь. Во Всеобщей декларации прав человека это право закреплено в ст. 3, провозгласившей право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано более развернутое определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6).

Взаимосвязь права на жизнь с репродуктивными правами очевидна при рассмотрении правового режима искусственного прерывания беременности, определении момента возникновения жизни, определении правового статуса эмбриона. Так, не утихают споры, связанные с определением начала жизни: на какой стадии своего развития плод становится жизнеспособным, т.е. имеет возможность осуществлять основные жизненные функции самостоятельно? Какой именно момент брать за основу - момент зачатия, момент формирования организма,

момент начала работы мозга или начала работы сердца? Нерешенными также являются проблемы, связанные с правомерностью замораживания эмбрионов, сроки их хранения и использование их для реципиентов, права и обязанности доноров и т.д.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну с позиции репродуктивных прав означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера и имеет особое значение при реализации гражданами репродуктивных прав. Это проявляется, например, при применении методов искусственного оплодотворения, так как сам факт данного медицинского вмешательства, сведения о личности донора являются врачебной тайной, являющейся разновидностью личной, семейной тайны и лица, обязанные хранить ее, несут ответственность за ее разглашение. Эти положения российского законодательства находятся в полном соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г., ст. 8), в которой провозглашается право каждого на уважение его личной и семейной жизни.

Другим важнейшим правом, лежащим в основе репродуктивных прав, является право на охрану государством достоинства личности. Уважение к личности и ее защита является непременным атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

В сфере репродуктивных прав это означает признание женщин и женских организаций активными субъектами социальной, экономической и политической жизни, участвующими в формировании демографической политики и политики в области здравоохранения, принимающими решения в вопросах репродукции. На индивидуальном уровне - это право женщины на вниматель-

ное к ней отношение со стороны врачей и тех специалистов, к которым она обращается за помощью и консультацией, связанной с ее репродуктивным здоровьем так как уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение.

Обобщая вышеизложенное, можно определить, что репродуктивные права - это права супружеских пар и отдельных лиц на достижение максимально высокого уровня полового и репродуктивного здоровья, включающее в себя право свободно и ответственно принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия, располагать для этого необходимой информацией и иметь доступ к наиболее эффективным и безопасным методам планирования семьи и преодоления бесплодия.

Анализ актуальной практики, теоретических исследований позволяет выделить следующие репродуктивные права.

Право на свободный репродуктивный выбор. Это право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и временем их рождения; право на решение вопроса о вступлении или невступлении в брак, создании семьи и ее планировании.

Право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи означает право граждан на свободу слова и убеждений в связи со своей половой и репродуктивной жизнью; на защиту от ограничений доступа к образованию и получению информации, связанной с их репродуктивным здоровьем по причине их образа мыслей и вероисповедания; на получение достоверной и полной информации: о состоянии своего репродуктивного здоровья; о методах охраны репродуктивного здоровья; о преимуществе, риске и эффективности

методов планирования семьи; об условиях получения высококвалифицированных медицинских услуг по охране репродуктивного здоровья.

Право на услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи

подразумевает, что граждане должны иметь право на гарантированную государством медико-социальную помощь, включающую в себя медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и т.д., направленные на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении репродуктивного здоровья.

Право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность включает в себя право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медико-социальной помощью при осуществлении своих репродуктивных прав, о диагнозе, о методах проводимого лечения, о последствиях медицинского вмешательства и иной личной информации. Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их репродуктивного здоровья.

Право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия. Это право подразумевает возможность как мужчин, так и женщин, на доступ к новым, безопасным, эффективным методам лечения бесплодия, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий, а также на получение информации о сущности применяемых методов, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, а также о медицинских и правовых последствиях.

Право на донорство и хранение половых клеток заключается в том, что мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35 лет соматически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток

(сперматозоидов, яйцеклеток). Гражданам должна быть предоставлена возможность хранения половых клеток с использованием новейших достижений медицины.

Право граждан на защиту своих репродуктивных прав. Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействий) и решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящие государственные органы или в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возможность реализации репродуктивных прав имеет принципиальное значение для обеспечения репродуктивного здоровья человека, что должно найти соответствующее отражение в законодательстве стран СНГ. Нормы законодательства в данной сфере должны основываться на конституционных правах граждан, положениях итоговых документов всемирных конференций, на которых была разработана в системном виде концепция репродуктивных прав, на опыте правового регулирования государств, где уже приняты и действуют законы, определяющие условия реализации прав граждан в сфере охраны репродуктивного здоровья.

Анализ данных, представленных органами здравоохранения Содружества, позволяет сделать вывод о значительных успехах, достигнутых в сфере защиты репродуктивных прав населения.

Особенное значение приобретает тот факт, что в ряде стран постсоветского пространства приняты и успешно реализуются законы, определяющие те или иные аспекты мер по охране репродуктивного здоровья: Армения («О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека», 2002 г.), Киргизия («О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации», 2007 г.), Молдова («Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи», 2001 г.), Таджикистан («О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах», 2002 г.). Кодекс

Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (от 18 сентября 2009 г. № 193-ГУ ЗРК) содержит главу, закрепляющую права и обязанности граждан в сфере охраны репродуктивных прав.

Проблема воспроизводства нации, улучшение репродуктивного здоровья поставлено во главу государственной политики и в Российской Федерации. В 2008 году Комитетом Государственной Думы по охране здоровья была создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона «Об охране репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации». Основные положения разработанного проекта нашли отражение в нормах Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в главе, регулирующей сферу охраны здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья, а также стали основой для разработки модельного закона об охране репродуктивного здоровья для стран СНГ.

Безусловно, в государствах - участниках СНГ можно выделить свои особенности и закономерности демографического развития, обусловленные совокупностью социальных, экономических, религиозных и исторических факторов. Вместе с тем, страны, входящие в Содружество Независимых Государств, долгое время имели общую историю, что предопределяет схожесть правосознания и правопонимания. Данный факт обуславливает необходимость разработки общих принципов в правовом регулировании охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан, единый подход к совершенствованию законодательства в данной сфере.

В настоящее время, по решению постоянной комиссии по социальной политике и правам человека Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ при участии Фонда ООН по народонаселению по Восточной Европе и Центральной Азии, активно проводится работа по подготовке концепции модельного закона, регулирующего сферу охраны репро-

дуктивного здоровья и репродуктивных прав в странах СНГ.

Начало разработки концепции модельного закона положено 17 мая 2011 г. в Санкт-Петербурге. Этот день был отмечен знаменательной вехой - подписанием Соглашения между Фондом ООН в области народонаселения, ЮНФПА и Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в продвижении репродуктивного здоровья и прав в регионе.

Добровольное и основанное на взаимной заинтересованности обеих организаций в расширении возможностей женщин и молодежи в сфере репродуктивного здоровья и прав Соглашение предусматривает целый ряд совместных инициатив, направленных на достижение этой цели. Одной их таких инициатив является разработка модельного закона о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах, который призван установить стандарт для будущих законодательных актов на национальном уровне в странах Содружества Независимых Государств - Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине.

В развитии данного Соглашения 2324 июня 2011 г. в Санкт-Петербурге, в Парламентском центре Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ состоялся международный семинар по «Укреплению законодательства в области охраны репродуктивного здоровья в странах СНГ». В ходе мероприятия были разработаны рамки типового закона об охране репродуктивного здоровья для стран-членов СНГ, в которых определены общие стандарты с целью оказания поддержки в разработке законодательства в области охраны репродуктивного здоровья, а также содействия в совершенствовании существующих законов.

Таким образом, положено начало процесса сбора и детализации данных о необходимых мерах в странах - участников СНГ, направленных на решение проблемы репродуктивного здоровья и выполнение обяза-

тельств, вытекающих из различных международных документов по охране прав человека.

В июне 2012 г. в региональном бюро ЮНФПА по Восточной Европе и Центральной Азии, в Стамбуле состоялось очередное консультативное совещание по разработке модельного закона о репродуктивном здоровье.

Прежде всего, были представлены достоверные данные, описывающие ситуацию в области репродуктивного здоровья в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

Проанализированы проблемы на территории Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана: общий показатель рождаемости на территории республик по сравнению со средними показателями по Европейскому союзу, материнская смертность, младенческая смертность в республиках в сравнении со странами ЕС, показатели искусственных абортов, проблемы сексуального и репродуктивного здоровья подростков, распространенность инфекции, передающихся половым путем, проблемы бесплодия, трудности, связанные с охраной репродуктивного здоровья мигрантов и перемещенных лиц, сексуальное и репродуктивное здоровье пожилых граждан.

Проведенный анализ проблемных областей убедительно доказал, что в национальной и региональной политике и программах в области охраны репродуктивного здоровья Содружества Независимых Государств репродуктивному здоровью должно уделяться значительно больше внимания.

Итоговым документом совещания стала сформированная Концепция Модельного закона «Охрана репродуктивного здоровья и прав в государствах - участниках СНГ», которая будет являться основой для формирования внутреннего законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан государств - участников СНГ.

Предложенный проект модельного законодательного акта определяет общие

принципы организации и оказания медико-социальной помощи, направленной на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения (как мужчин, так и женщин), укрепление системы государственных мер по улучшению и сохранению репродуктивного потенциала населения, совершенствование организации и оказания качественной медико-социальной помощи женщинам и мужчинам с целью снижения заболеваемости и смертности населения, вызванных проблемами с репродуктивным здоровьем, обеспечение приоритета финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения государств - участников СНГ.

В целом, модельный закон призван сформулировать не только необходимые стандарты, но и поддержать разработку законов о репродуктивном здоровье и правах и/или поддержать усовершенствование существующих законов.

Необходимо также отметить, что закон играет критически важную роль в реализации международных обязательств по законодательному закреплению принципов охраны репродуктивного здоровья, принятых на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994). На Каирской конференции 180 государств (в том числе и Россия) признали, что всеобщий доступ к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья должен быть целью, которой необходимо достичь к 2015 г.

Таким образом, принятие модельного закона будет направлено на создание в Содружестве последовательной политики, гармонизации законодательных решений государств - членов СНГ в области охраны репродуктивного здоровья населения.

Актуальность использования модельных законов доказана временем. Следует отметить, что модельные законы и кодексы способствуют формированию в СНГ единого экономического, научно-технического, образовательного и информационного пространства. Кроме того, они представляют как на-

учный, так и практический интерес для субъектов нормотворческой деятельности стран Содружества.

Использование модельных нормативных правовых актов в законодательстве стран Содружества, а также участие парламентов в подготовке и доработке законопроектов способствуют появлению унифицированных нормативных правовых актов, которые регулируют различные общественные отношения и позволяют на ранней стадии предупредить появление существенных расхождений в принятых законах.

Использованная литература

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //

Сборник международных договоров. - ООН: Нью-Йорк. - 1976.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник международных договоров. Том 1 (часть вторая). - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. - 1999.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник международных договоров. Том 1 (часть вторая). - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. - 1998.

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - №237. - 25 декабря.

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - №263. - 23 ноября.

6. Крейнина Ю.В. Состояние репродуктивного здоровья женщин РФ на современном этапе // Репродуктивные права граждан в России: реальность и ожидания: Материалы межрегионального семинара. - М., 1996.

7. Хазова О.А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2000. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.