Научная статья на тему 'Гармонизация экологического мышления'

Гармонизация экологического мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
15
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЗНАНИЯ / ECOLOGY / ECOLOGICAL THINKING / ECOLOGICAL CULTURE / SOCIETY / ENVIRONMENT / EDUCATION / ECONANY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дружинская О.И.

В статье рассматривается проблема системы экологического образования человеческого общества, гармонизации отношения человека и окружающей природной среды.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дружинская О.И.

HARMONIZATION OF ECOLOGICAL THINKING

The article deals with the problem of the system of ecological education of human society, harmonising the relationship between man and the natural environment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Гармонизация экологического мышления»

УДК 57.04:37

Дружинская О. И.

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

Druzhinskaya O. I.

Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad

E-mail: OIDruzhinskaya@mephi. ru

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

HARMONIZATION OF ECOLOGICAL THINKING

Аннотация: в статье рассматривается проблема системы экологического образования человеческого общества, гармонизации отношения человека и окружающей природной среды.

Abstract: the article deals with the problem of the system of ecological education of human society, harmonising the relationship between man and the natural environment.

Ключевые слова: экология, экологическое мышление, экологическая культура, общество, природная среда, воспитание, экознания.

Keywords: ecology, ecological thinking, ecological culture, society, environment, education, econany.

К сожалению, соображение бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого

и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания.

Н.К. Рерих

Практический интерес экология приобрела ещё на рассвете эволюции цивилизации человечества. Дикие люди, для того чтобы выжить, должны были познавать окружающую среду, знать о силах природы и живых обитателях мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земля как планета развивалась по законам физики и химии. Затем на ней стали появляться живые организмы, которые дали биологические закономерности развития и существования, возникали новые потоки энергии и вещества. И с появлением человека круговороты химических элементов и энергетические процессы изменились еще сильнее, в особенности, когда произошел резкий скачок количества людей на планете, и началось прогрессивное усовершенствование промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

Благодаря достижениям различных наук, техники и технологиями, мы стали, как нам кажется, меньше зависеть от власти природы в своих необходимых потребительских аппетитах и поэтому готовы забыть, что эта зависимость не исчезла.

Сегодня нет крайней необходимости доказывать, что принцип потребительства, вернее, условия природно-материальной жизни общества, ставшие его созданием, практически уже исчерпаны.

Пока не наступит какой-либо коллапс, мы охотно принимаем бесплатные услуги, пользу и блага природы как бесспорный, само собой разумеющийся факт. Ведь мы считаем, что они никогда не исчерпаются, что их можно заменить техническими изобретениями, и практика показывает, что это не так. Противоречие скрывается в том, что развитые промышленные страны достигли подъема, путем использования быстро иссекаемого запаса полезных горючих ископаемых, накопленный самой природой и на время отстранили человека от подчинения законам природы. И всё же цивилизация продолжает находиться во власти окружающей среды, не только от использования энергетических резер-

вов, но и от её жизненно важных природных процессов, таких, как круговороты веществ (азота, воды, углекислого газа и др.). И теперь сохранение общества зависит от наших знаний о природе и разумных действиях, направленных на сохранение и улучшение окружающей природной среды (ОПС).

Внимание науки к исследованию вопросов взаимодействия человека и природы усиливается именно с точки зрения экологии и охраны ОПС. Естественно, ведь это закономерно, так как одной из главенствующей глобальной проблемы выживания общества является экологическая, а именно вопрос сохранения и поддержания жизни на нашей планете. Гармонизация отношения общества и ОПС важна не только в собственно экологическом смысле, но и для урегулирования иных задач [2].

Отличие экологии от естественнонаучных направлений, которые изучают живую компоненту биосферы (генетика, ботаника, зоология, генетика, биология и др.) и неживую (астрономия, география, физика, химия, геология и др.), то как она отражает разнообразие, целостность живого и неживого мира планеты. Таким образом, экология становится в ряд системных наук и формирует активные положения для улучшения системы экологического образования человеческого общества.

Следовательно, целью организации экологической культуры, мышления и сознания является воспитание бережного отношения к окружающей природной среде, ответственности перед будущим поколением за здоровую обстановку и безопасность.

Возможность достижения поставленной цели осуществляется при условии постоянной работы по организации системы научных познаний, которые направлены на изучение протекающих процессов и результатов взаимодействия общества и окружающей природной среды. Не стоит забывать о важнейшем элементе внутренней структуры личности, действующем на уровне сознания,

таким как экологическая ценностная ориентация, ведь стрежень сознания складывается из комплекса сформировавшейся ориентаций и обеспечивающая резистентность личности связь установленного типа поведения и деятельности.

Не исключены нормы и правила бережного отношения к природной среде, умение и навыков грамотного использованию природных ресурсов, изучению и охране их, что на практике в настоящее время, к сожалению, не всегда выполняется [3].

Сегодня притормозить нарушение экологических законов можно только путем повышения экокультуры каждого из нас, и это необходимо сделать, прежде всего, через изучение основ экологии [5].

Экознания предоставляют личности постичь опыт принятия верных решений в реализации поставленных задач в области охраны ОПС, как на уровне производственной деятельности, так и быту, то есть повсеместно и повседневно. Единство человека и природы, без господства.

Таким образом, на этапе экологического кризиса экологическое мышление и образование принимает особое значение, при котором идет становление и развитие навыков, умений, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с миссией улучшения качества ОПС. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования на всех ступенях обучения является одной из первоочередных задач уровня национального развития [4].

Мозг человека является органом с низкими энергетическими характеристиками, но с громадными способностями к управлению, так как при незначительной затрате энергии способен вырабатывать всякого рода мощные идеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологическое мышление и культура как качество личности должны основываться на системе постоянного экологического воспитания, основными

элементами которых, оказывающими существенное влияние являются семья, самовоспитание, образовательные учреждения, СМИ.

Сегодня, на этапе формирования системы экологического образования ставиться упор не на предметном обучении, а на разнообразной внеклассной работе, проектно-исследовательской и практической природоохранной деятельности [7]. В ней наряду с детьми активно участвуют родители, педагоги, ученые, представители общественности.

Таким образом, стратегия экоразвития базирующая на нескольких основополагающих принципах (экологическая безопасность общества тесно связана с уровнем культуры, образованности и воспитания людей), нацелены на решение практических задач на национальном и личностном уровне [1]. В мире отношение к экологическому долгу перед будущим находится на низшем уровне, несмотря на то, что оснований для беспокойства достаточно. Степень учета будущего в современном поведении объекта цивилизации (человека, общества, государства) можно рассчитать через коэффициент будущего (Б), зависящий от индекса цивилизованности (I), показывающий уровень культуры, образованности, воспитанности, степени риска (Я), то есть вероятности негативных последствий, времени (Т), предполагаемой отдаленности последствий и сила (Р), интенсивность последствий:

Е=1КРМ

Именно индекс цивилизованности занимает главенствующее (ключевое) положение, от которого зависит еще один показатель (не указанный в формуле) - степень благополучия в настоящем, удовлетворенности им.

В этой жизни каждый из нас является отдельной личностью, взаимодействующей с другими такими же личностями и окружающей природной средой [6]. Мы подобны клетке в большом человеческом теле, которое в свою очередь тоже состоит из множества клеток. Тем самым мы являемся частью большого

природно-социальном тела. И наше внутреннее взаимодействие происходит на «клеточном» уровне. Если представить, что одна «клетка» вдруг осознала, что вокруг нее находятся множество других клеток и решила сделать для них что-то полезное, осознав то, что она, хоть и маленькая, но является частью большого организма и что потребности организма гораздо важнее ее собственных. То есть сознательный человек знает, что существует не только как социальный элемент, но и является частью природы, он имеет общественное сознание и именно это позволяет ему встать на более высокий уровень развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Акимова, Т. А. Экология : Учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин - М. : ЮНИТИ, 1998. - 455 с.

2. Андреев, М. Д. Экологическая гармонизация взаимоотношений общества и природной среды / М. Д. Андреев // Успехи современного естествознания. -2011. - № 11. - С. 80-82. - Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id= 7981717 (дата обращения: 18.02.2017).

3. Андреев, М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М. Д. Андреев // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 7. - С. 143-145. - Режим доступа: www.rae.ru/use/?section= content&op=show_article&article_id=7783953 (дата обращения: 18.02.2017).

4. Губницкая, О. В. Экологические ценностные ориентации: формирование и качество / О. В. Губницкая // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20540 (дата обращения: 13.04.2017).

5. Коробкин, В. И. Экология : учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Пере-дельский. - Изд. 12-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с.

6. Стив Павлина. Я сделаю это сегодня! Как перестать откладывать и начать действовать / Павлина Стив. - С.-Пб. : ИГ «Весь», 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чуйкова, Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования № 1 (17), 2011. - С. 7-19.