Научная статья на тему 'Гармонизация деятельности международных финансово-кредитных организаций в процессе глобализации'

Гармонизация деятельности международных финансово-кредитных организаций в процессе глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / WORLD FINANCIAL ARCHITECTURE / HARMONIZATION / THE INTERNATIONAL FINANCIALLY-CREDIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефременко И. Н., Воробьева И. Г.

МВФ и Всемирный банк являются ведущими институтами мировой финансовой архитектуры и выполняют ключевые функции по регулированию и мониторингу экономических процессов в мировой экономике. Важное значение в переосмыслении роли и значения этих организаций отводится гармонизации их политики и основных функций, которая проявляется в согласовании целей и задач функционирования в условиях активизации интеграционных процессов. В связи с этим гармонизация направлений действий, а также стандартов и программ, координируемых данными институтами, выступает одной из важнейших задач на пути формирования новой мировой финансовой архитектуры, учитывающей реалии современного влияния процессов финансовой глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization activity of the institutions in the course of globalization

The IMF and the World bank today are the leading elements of world financial architecture and concentrate key functions on regulation and monitoring of economic processes in world economy. The great value in reconsideration of a role and value of these organizations is taken away harmonization of their policy and the basic functions which are shown in the coordination of the purposes and problems of functioning in the conditions of activization of integration processes. In this connection, harmonization of actions directions, and also standards and the programs co-ordinated by given institutes, acts as one of the major problems on a way of formation of the new world financial architecture considering realities of modern influence of financial globalization processes.

Текст научной работы на тему «Гармонизация деятельности международных финансово-кредитных организаций в процессе глобализации»

© Ефременко И.Н.,

к.э.н., доцент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»

© Воробьева И.Г.,

к.э.н., старший преподаватель кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В настоящее время развитию национальных финансовых систем придают импульс как возможные выгоды нарастания процессов глобализации, так и их потенциальная конфликтность. Новая волна финансовой глобализации породила весьма деструктивную разновидность валютно-финансовых кризисов.

Внимание к последнему аспекту все более усиливается ввиду увеличения частоты и масштабов кризисов различного рода во всех странах. В связи с этим основные участники международных валютно-кредитных и финансовых отношений вынуждены разрабатывать меры по предупреждению валютно-финансовых

потрясений и/или блокировать их распространение по горизонтали (от страны к стране, от региона к региону) и по вертикали (от одних элементов мировой фи-

нансовой архитектуры к другим). Новым акцентом в эволюции мировой финансовой архитектуры становится формирование и развитие механизма международного финансового регулирования для скоординированного воздействия на процесс финансовой глобализации и, соответственно, возрастание роли и значения международных финансово-кредитных организаций как проводников этой политики. Эти международные организации, обладающие элементами наднациональности и концентрирующие ключевые функции по регулированию и мониторингу экономических процессов в мировой экономике, должны способствовать решению проблем глобального характера. Две наиболее важные и самые трудные из них заключаются в том, каким образом:

- укрепить глобальную финансовую систему, чтобы сделать ее в меньшей степени подверженной финансовым кризисам, и повысить ее способность справляться с кризисами, когда они наступают,

- как вести дальше борьбу с бедностью в странах с низкими доходами.

Надежды на решение этих проблем во многом возлагаются на международные финансовые институты, имеющие самостоятельное значение и автономно определяющие приоритеты своей деятельности: Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Роль и значение этих организаций в современной мировой финансовой архитектуре обусловлены необходимостью достижения следующих задач:

- адаптация рассматриваемых международных финансовых институтов к потребностям мировой экономики и их способность оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовой нестабильности и даже кризисов различного рода;

- гармонизация политики данных международных организаций и государств в этой сфере.

Гармонизация деятельности международных финансовых институтов является доминантой развития институцио-

нальной основы мировой финансовой архитектуры, которая проявляется в согласовании целей и задач функционирования этих организаций в условиях активизации интеграционных процессов. Этот процесс по своей сути является реакцией на переплетение зон ответственности рассматриваемых международных финансовокредитных институтов.

МВФ и Всемирный банк являются ведущими глобальными финансовыми институтами, определяющими векторы развития и трансформации мировой финансовой архитектуры. В связи с этим гармонизация направлений действий, а также стандартов и программ, координируемых данными институтами, выступает одной из важнейших задач на пути формирования новой мировой финансовой архитектуры, учитывающей реалии современного влияния процессов финансовой глобализации. Трансформационное воздействие расширяющегося и масштабного процесса финансовой глобализации проявляется в снятии административных и экономических ограничений на пути межстранового движения и предоставления финансовых услуг, создании, принятии и признании международных стандартов, кодексов, сводов лучших правил ведения финансовых операций. Трансформация финансовых систем ха-

рактеризует прогрессивную адаптацию совместных усилий МВФ и Всемирного Банка по распространению общих подходов, стандартов и кодексов для обеспечения финансовой стабильности мировой финансовой системы. Национальные финансовые системы получают новые импульсы своего качественного развития, что сопровождается обретением особых свойств и закономерностей их функционирования, модернизацией и совершенствованием финансовых институтов.

Учитывая, что доля развивающихся стран и стран с низким уровнем доходов в структуре участников МВФ увеличивается с каждым годом (табл. 1), требуется дальнейшее реформирование их финансовых систем, а следовательно, необходимо сформировать особый механизм, способный обеспечить повышение прозрачности их финансовых институтов и рынков. Однако проявляется тенденция, что развитые страны как основные акционеры МВФ берут на себя ответственность по выработке ключевых принципов в рамках формирования механизма координации деятельности мировой финансовой системы. В связи с этим возрастает и роль стран, являющихся участницами «Группы 8», как координаторов дальнейшей трансформации мировой финансовой архитектуры.

Таблица 1. Структура участников МВФ, 1975 и 2оо5 гг.

Классификация стран Африка Азия Европа Средний Восток Западное полушарие Итого

197J г.

Промышленно развитые страны о з 17 о 2 22

Страны с формирующимся рынком 1 в 1 1 7 ів

Развивающиеся страны 9 1 А 12 12 зв

Беднейшие страны, имеющие право получать кредиты по программе ПРГФ зі іо о 2 б 49

Итого 41 22 22 15 27 127

■** 0 0 2 г.

Промышленно развитые страны о з 19 о 2 24

Страны с формирующимся рынком 1 в 5 1 7 22

Развивающиеся страны 11 5 17 12 16 61

Беднейшие страны, имеющие право получать кредиты по программе ПРГФ 41 ів в 1 9 77

Итого 5з за 49 14 за іва

Источник: составлено автором по данным, приведенным на web-сайте МВФ // www.imf.org

В современных условиях усилия МВФ по обеспечению финансовой стабильности основаны на трех составляющих: информационная прозрачность, надзор, техническая помощь (рис. 1).

Для повышения информационной прозрачности об экономическом состоянии стран, являющихся членами Фонда, и своевременности поступления совокупности макроэкономических данных МВФ в 1996 г. ввел Специальный стандарт распространения данных (ССРД). Необходимость в стандартах данных стала очевидной в результате финансовых кризисов середины 1990-х г., в распространении которых, как считается, определенную роль сыграли недостатки информации. Данный стандарт был разработан как руководство для стран, имеющих или стремящихся получить доступ к международным рынкам капитала, по распространению ключевых данных, чтобы пользователи в целом и участники финансовых рынков, в частности, располагали достаточной информацией для оценки экономической ситуации в отдельных странах. В 1997 г. в рамках этой инициативы МВФ представил Общую систему распространения данных (ОСРД), призванную стать

основой для стран, намеренных развивать свои статистические системы, которые позволили бы им добиваться распространения комплексных и надежных данных, отвечающих, в частности, требованиям ССРД.

Прежде всего, МВФ сам внедрил данный стандарт и его придерживается, публикуя широкую и свободную для доступа базу материалов относительно экономических показателей стран-членов, деятельности Фонда, направлений его политики, ресурсов и условий кредитования, научные, дискуссионные и периодические материалы. Эти материалы составляют так называемую «Доску объявлений стандарта распространения данных», а точнее - «Бюллетень стандартов распространения данных», который играет ключевую роль во внедрении ССРД. Предоставление необходимой информации для единой базы данных МВФ обеспечивается, по крайней мере, тремя национальными организациями стран: центральным банком, министерством финансов и статистическим ведомством. Такая полнота информации позволяет наблюдать и контролировать данные со стороны пользователей.

Элементы обеспечения МВФ финансовой стабильности МФА

Информационная прозрачность Надзор Техническая помощь

- Специальный стандарт распространения данных (ССРД); - Общая система рас-про странения данных (ОСРД); - Программа оценки финансовой стабильности (FSAP) - Страновой надзор (регулярных консультаций с государствами-членами по их экономической политике); - Глобальный надзор (обзор глобальных экономических тенденций и изменений); - Региональный надзор (политику, проводимую в рамках региональных соглашений) - Укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем; - Поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере; - Подготовка и распространение статистических данных; - Составление и анализ экономического и финансового законодательства

Рис. 1. Элементы обеспечения МВФ финансовой стабильности МФА1

1 Источник: составлено автором.

Присоединение государств-членов к ССРД или участие их в ОСРД носит добровольный характер. Вместе с тем страны-подписчики ССРД обязаны соблюдать определенные нормы надлежащей практики распространения данных, и МВФ осуществляет контроль такого соблюдения. Страны, участвующие в ОСРД, также обязуются разрабатывать планы по совершенствованию своей статистики. По состоянию на март 2007 г. 64 страны и территории были подписчиками ССРД и еще 88 - участниками ОСРД. Эмпирические исследования показывают, что присоединение к ССРД или участие в ОСРД могут в той или иной степени способствовать снижению стоимости заимствований на международных рынках капитала. Ряд стран, участвующих в ОСРД, перешли на следующий уровень и присоединились к ССРД, используя в качестве средства достижения этой цели процесс, заложенный в ОСРД. Кроме того, повышению прозрачности данных и качества данных в государствах-членах придавалось большое значение в деятельности МВФ в области надзора и предотвращения кризисов.

Как было отмечено выше, монетарные власти большинства стран-членов МВФ добровольно внедрили подобный стандарт. В частности, Банк России на своем официальном сайте имеет раздел, на котором в оперативном режиме представляются данные, распространяемые в соответствии с требованиями Специального стандарта Международного валютного фонда на распространение данных (ССРД). Он включает статистические и графические базы о состоянии финансового сектора России и платежного баланса. Сведения в подобном формате относительно реального и налогово-бюджетного секторов предоставляют Министерство финансово РФ и Росстат.

На наш взгляд, Специальный стандарт распространения данных (ССРД) является гибким инструментом МВФ, развивается в зависимости от меняющейся экономической ситуации и уже 6 раз (с

1997 по 2006 гг.) был пересмотрен в целях оптимизации практики распространения данных для обеспечения финансовой стабильности.

Большое значение в структуре инструментов обеспечения финансовой стабильности мировой экономики имеет также предложенная МВФ и Всемирным банком Программа оценки финансовой стабильности (ББЛР). Основной целью ее введения стало построение системы мониторинга финансовой стабильности в странах-участницах на основе создания единого формата предоставления информации о состоянии национальных финансовых секторов. В современных условиях значение Программы оценки финансовой стабильности повышается. Это повышает требования к МВФ в части выполнения им надзорной функции применительно ко всем странам, уделив при этом особое внимание финансовым секторам и более полному учету результатов такого анализа при проведении совместной с Всемирным банком программы по оценке финансового сектора. На этой основе сегодня требуется дальнейшее укрепление роли МВФ как консультанта по вопросам макроэкономической политики.

Эффективное распространение рассмотренных двух инструментов регулирующего воздействия МВФ и Всемирного банка на мировую финансовую систему в рамках добровольного применения странами этих подходов важно для достижения и обеспечения стабильности мировой финансовой системы, особенно в условиях разрастания кризисных проявлений на финансовых рынках. Прозрачность и доступность информации о состоянии финансового сектора является сегодня объективной необходимостью и может рассматриваться не только как превентивный инструмент, но и как механизм преодоления нынешнего глобального финансового кризиса.

В целом можно сделать вывод, что нынешние функции МВФ и Всемирного банка значительно отличаются от тех, которые были возложены на них при их создании в 1944 г. Во-первых, в целях

обеспечения стабильного функционирования мировой валютной системы, международных кредитных отношений, мировых рынков валют, ценных бумаг и золота усилена их регулирующая функция. Во-вторых, укрепилась консолидирующая функция, поскольку данные структуры призваны служить форумом налаживания сотрудничества между странами. В-третьих, возросло их значение в качестве научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

Современная роль Бреттон-Вудских институтов для содействия адаптации стран мира к процессам глобализации все более возрастает, причем большое значение в последние десятилетия отводится их совместной деятельности (табл. 2).

Участившиеся глобальные кризисы последних десятилетий и достаточно низкая эффективность их прогнозирования в современных условиях развития высоко интегрированных финансовых систем спровоцировали волну критики со стороны экономистов и даже политиков в адрес международных финансовых организаций. Стало очевидно, что эти Бреттон-Вудские институты, впервые в истории созданные для регулирования международных финансово-кредитных отношений, не успевают синхронизировать свою деятельность сообразно стремительно изменяющимся вызовам глобализации и реформировать свою структуру для эффективной реализации своей миссии.

Функцией МВФ должно стать предотвращение финансовых кризисов и разрастания тех из них, которые все же возникают. Это должно быть реализовано в рамках разработки рекомендаций, которые, тем не менее, не следует увязывать с оказанием помощи. Фонд также должен отслеживать причины и выявлять характер (краткосрочный или системный) проблем платёжных балансов государств.

Миссия банков развития - Всемирного банка и региональных банков разви-

тия - должна включать в себя четыре элемента: содействие социально-экономи-

ческому развитию (в том числе реформирование национальных финансовых институтов); повышение качества жизни; сокращение бедности; обеспечение поставки товаров и услуг для населения на глобальной и региональной основе.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проводимые реформы деятельности МВФ и группы Всемирного банка в условиях все возрастающего влияния глобализационных процессов должны охватывать следующие совместные сферы регулирования:

-Укрепление финансовых секторов в целях: укрепления юридических и нормативных основ, а также основ надзора для банков; обзора требований к минимальному собственному капиталу для банков и финансовых учреждений; разработки комплекта основных международных стандартов бухгалтерского учета, завершения работы над основными принципами надлежащего корпоративного управления; отказа от режимов валютного курса, уязвимых перед спекулятивной атакой; обеспечения более свободного поступления своевременных финансовых данных на рынки. В этом направлении необходимо повышать эффективность взаимодействия с Базельским комитетом по банковскому надзору по совершенствованию стандартов регулирования.

- Принятые в международной практике стандарты и кодексы надлежащей практики: деятельность МВФ необходимо дополнять работой БМР, Всемирного банка и других учреждений, устанавливающих нормы и работающих над международными стандартами в таких сферах, как бухгалтерский учет и аудит, банкротство, корпоративное управление, регулирование фондового рынка ценных бумаг и системы платежей и расчетов. Чтобы помогать странам проводить оценку соблюдения стандартов, сотрудники МВФ, совместно с правительствами, приступили в 1999 г. к подготовке экспериментальных страновых докладов

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. № 4. 2008

Таблица 2. Гармонизация роли и функций МВФ и Всемирного банка с учетом особенностей эволюции мировой финансовой системы

Бреттон-Вудская валютная система Ямайское соглашение 1976 г. Кризисы 1980-х гг. Глобальные кризисы 1990-х гг. Современный этап

МВФ Определение политики в области приоритетов национальных валют по отношению к доллару США как к резервной валютной единице и золоту (эквивалент валют: 1 унция золота = 35 долл. США) Регулирование обменных курсов и временной неустойчивости платежных балансов, а также оказание помощи странам в разработке стабилизационных программ экономического развития Предоставление донорской помощи развивающимся странам, а также координация и разработка основных векторов их экономической политики; координация процесса кредитования и рефинансирования долга Действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государст-вам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса Институт предотвращения, сдерживания и урегулирования финансовых кризисов, прежде всего в странах с нарождающимися рынками, через механизм превентивного финансирования в виде краткосрочных кредитных линий для стран, которые могут стать жертвой кризисной инфекции

Всемирный банк Обеспечение международного потока долгосрочных инвестиций для помощи в восстановлении экономик опустошенных войной стран в соответствии с планом Маршалла Акцент в деятельности переносится на меры, специально рассчитанные на развивающиеся страны Содействует интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному росту, способствующему повышению уровня жизни населения Предоставление долгосрочных кредитов расширенного финансирования, которые выдаются под программы структурного регулирования экономики

Совместная деятельность В 1976 г. был создан Комитет развития -совместный орган комитетов Банка и Фонда по переводу реальных ресурсов развивающимся странам, состоящим из управляющих МБРР и МВФ на уровне министров - Координация кредитной деятельности МВФ и Всемирного банка в соответствии с Вашингтонским консенсусом; - Проведение совместных программ структурных преобразований: в 1985 г. МВФ и Всемирный банк поддерживают инициативу в отношении задолженности, предусматривающую проведение стабилизации должниками, увеличение и повышение эффективности кредитования многосторонними банками развития и расширения кредитования коммерческими банками. - в 1996 г. одобрена совместная инициатива МВФ и Всемирного банка в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности; - В сентябре 1998 г. был создан совместный орган МВФ и МБРР - Комитет по связям финансовых секторов, который должен стать ключевым элементом упрочнения финансовых систем стран; - В 1999 г. Бразилии не удается устоять перед кризисом. МВФ и Всемирный банк принимают новый подход к оказанию финансовой поддержки странам с низкими доходами (ЕЭАГ заменен на механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту) В 2003 г. был одобрен совместный проект МВФ и Всемирного банка по мониторингу мер политики и мероприятий, необходимых для достижения Целей в области развития на рубеже тысячелетия (включая цели в области сокращения бедности, обеспечения всеобщего начального образования и снижения детской смертности) к 2015 году

Источник: составлено по 1) Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности) - М.: Омега-Л, 2006. С. 6, 7, 24-

27; 2) IMF Survey. 19S2. July. P. 196; 3) Montek S. Ahluwalia. The IMF and the World Bank in the new financial architecture / International Monetary and Financial Issues for the 1990s, Vol. XI, p. 2; 4) Деятельность МФИ: хронология основных событий It Финансы и развитие. 2004. сентябрь. - www.imf.org

МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

о соблюдении странами стандартов и кодексов, обращая основное внимание на сферы, представляющие непосредственный операционный интерес для МВФ. Некоторые страны решили опубликовать эти доклады.

-Поощрение открытости и публикации данных, прозрачность и подотчетность МВФ: улучшение предоставления информации участникам рынков и широкой общественности является центральным элементом реформы международной финансовой системы. Оно также является краеугольным камнем недавно начавшейся и продолжающейся реформы самого МВФ.

-Вовлечение частного сектора в предотвращение и преодоление кризисов: наибольшая часть международных финансовых потоков приходится на долю частных потоков. Это говорит о том, какую важную роль может сыграть частный сектор, содействуя предотвращению и преодолению финансовых кризисов. Кризисы можно предотвратить, а изменчивость частных потоков можно уменьшить благодаря усовершенствованной оценке риска и более тесному и частому диалогу между странами и частными инвесторами. Такой диалог может также помочь расширить участие частного сектора в преодолении уже наступивших кризисов, в том числе путем реструктуризации частного долга.

Среди наиболее значимых задач, которые предстоит решить этим глобальным финансовым институтам в условиях обострения экономических противоречий, вызванных влиянием финансовой глобализации, можно выделить следующие:

-обеспечение равномерности доступа к частному капиталу;

-непрерывная адаптация к переменам в мировой финансовой архитектуре;

-разработка новых путей более эффективного управления риском;

-содействие формированию правил, институтов и рынков, которые в полной мере могут открывать возможности тор-

говли и финансирования развивающихся стран.

На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов (с учетом принципиально новой политической, экономической и социальной ситуации) необходимо для того, чтобы повысить экономическую стабильность, увеличить информационные потоки, стимулировать развитие экономики, поддержать институциональные реформы, сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг. Важно особо подчеркнуть, что МВФ и Всемирный банк как действующий и эффективный элемент мировой финансовой архитектуры реально обладают в настоящее время потенциалом обеспечить финансовую стабильность в мировой финансовой системе и предоставление помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Всемирный банк: Годовой отчет. 2007 г. - Вашингтон: Издательский отдел управления Всемирного банка по внешним отношениям, 2007.

2. Годовой отчет МВФ за 2007 год. Глобальная экономика - на общее благо. -Вашингтон, 2008.

3. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). - М.: Омега - Л, 2006.

4. Проблемы эффективности и реформы системы международных многосторонних институтов: Научная монография. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.