Научная статья на тему 'Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: учебное пособие для студентов направления подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»'

Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: учебное пособие для студентов направления подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2628
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / MUSICAL STYLE / БАРОККО / BAROQUE / ГАРМОНИЯ / HARMONY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА / MUSICAL FORM / ТЕОРИЯ АФФЕКТОВ / AFFECT THEORY / МУЗЫКАЛЬНО-РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / MUSIC AND RHETORICAL FIGURES / ИНВЕНТОРСТВО / ПОЛИФОНИЯ / POLYPHONY / ГОМОФОНИЯ / ТОНАЛЬНОСТЬ / TONALITY / МОДАЛЬНОСТЬ / MODALITY / ТЕХНИКА BASSO CONTINUO / BASSO CONTINUO TECHNIQUE / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БАРОККО / BAROQUE MUSICAL FORMS / INVENTORING / HOMOPHONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Банникова И.И.

В учебном пособии рассматриваются стилевые закономерности музыки эпохи барокко (XVII-первая половина XVIII века): стилеобразующие художественные идеи эпохи и их отражение в тонально-гармонических и композиционных структурах музыки барокко. Материал пособия предназначен для изучения музыкально-теоретических дисциплин «Гармония», «Музыкальная форма», а также может быть использован для фор мирования содержательного стилевого подхода к исполнению музыки этой эпохи в концертной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HARMONY AND MUSICAL FORM OF THE BAROQUE: TEXTBOOK FOR STUDENTS OF THE SPECIALITY 073100 «MUSIC AND INSTRUMENTAL ART»

The tutorial discusses stylistic patterns of baroque music (XVII-XVIIIth Century), its stylistic and artistic ideas of the epoch, their reflection in the tonal harmonic and compositional structures of Baroque music. The content is designed for studying the music theory disciplines such as «Harmony», «Musical Form» and can be used by forming a meaningful stylistic approaches in the music playing and in the concert practice.

Текст научной работы на тему «Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: учебное пособие для студентов направления подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Банникова И.И.

ГАРМОНИЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ЭПОХИ БАРОККО: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 073100 «МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

«Знания стилевых особенностей никогда не связывают исполнителя, а, напротив, окрыляют его», считал выдающийся пианист и педагог К.Н. Игумнов. Задача воспитания стилевой культуры музыканта-исполнителя особо актуальна для профессиональной направленности музыкально-теоретических дисциплин. В учебном пособии «Гармония и музыкальная форма эпохи барокко» всесторонне рассматривается музыкальный стиль XVII-первой половины XVIII вв. Для современного музыканта, воспитанного на изучении классико-романтической музыки, эпоха барокко таит в себе множество утерянных и «нечитаемых» сегодня образных смыслов, своеобразных приемов композиторской техники. «В поисках утраченного смысла» - так назвал свое исследование творчества И.С. Баха, величайшего композитора эпохи барокко, Р.Э. Берченко [1], и эта фраза должна стать ключевой для взгляда на эпоху, как с точки зрения ученого, так и музыканта-педагога, музыканта-исполнителя. Музыкальный стиль барокко рассматривается в данном пособии с точки зрения специфики его содержания, а стилевые особенности на уровне организации гармонии и формы - как его смысловые элементы. Именно такой ракурс, на наш взгляд, будет способствовать формированию у студентов профессионального, обоснованного подхода к стилевому исполнению произведений данной эпохи.

Структура учебного пособия содержит три главы.

В первой главе «Музыкальный стиль эпохи барокко» как стилеобразующие рассмотрены основные художественные и эстетические идеи эпохи: инвен-торство, теория аффектов, словарь музыкально-риторических фигур, особенности претворения категорий пространства, времени и движения в музыке. Проявления индивидуального стиля композитора в эпоху барокко показаны на примере сопоставительной характеристики И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Вторая глава «Гармония эпохи барокко» посвящена анализу особенностей гармонического стиля в связи с художественными идеями эпохи. Рассмотрены специфические формы музыкального склада, проявление черт модальности и становление классической тональности, характерные черты аккордики и формирование функциональной гармонической системы. Отдельная характеристика дана технике basso continue. Особое внимание обращено на два полюса барокко: с одной стороны, идеи свободы и дерзости эксперимента - на примере «гармоничес-

29

ISNN 1029-3388

ких странностей» индивидуального стиля музыки Д. Скарлатти, с другой, идеи порядка - на примере «Учения о гармонии» Ж.-Ф. Рамо.

В третьей главе «Музыкальные формы эпохи барокко» специфические черты формообразования также рассматриваются в связи с художественными особенностями стиля барокко. Знания о закономерностях классических форм, которые студенты получают, пройдя базовый курс музыкальной формы, помогает рассматривать некоторые формы барокко как «предтечи» будущих классических композиций. В характеристике других форм барокко сделан акцент на их специфичности для музыки своей эпохи: это период типа развертывания, барочная двухчастная, форма bar, концертная форма, вариации на basso ostinato. Отдельный раздел главы посвящен типичным циклическим формам барокко, таким как, концерт, соната, сюита, прелюдия и фуга. Пособие снабжено нотными примерами, практическими и исследовательскими и творческими заданиями по изучению стилевых закономерностей эпохи барокко.

Библиографический список

1. Берченко Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика XXI», 2005. 372 с.

2. Дьячкова Л.С. Г армония в западноевропейской музыке (IX - начало XX века): учебное пособие. М.: РАМ им. Г несиных, 2009. 232 с.

3. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие. Серия: Учебники для вузов. Специальная литература. СПб.: Лань, 2006. 432 с.

4. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков - изд. 2-е, исправл. М.: Композитор, 2003. 312 с.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.