Научная статья на тему 'Гармоническая нейроэстетика. Часть 2. (анализ работы гармонических систем организма человека'

Гармоническая нейроэстетика. Часть 2. (анализ работы гармонических систем организма человека Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
501
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОСЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ / СИММЕТРИЯ / QUESTIONS NEUROAESTHETICS / SYMMETRY

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Суббота А. Г.

Статья посвящена изучению роли золотого сечения в стереогностической системе чувствительности и выяснению некоторых центральных механизмов восприятия красоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIOUS NEUROAESTHETICS. PART 2. (THE ANALYSIS OF WORK OF HARMONIOUS SYSTEMS OF THE HUMAN ORGANISM)

The article is devoted to studying of a role of gold section in a stereogno-sis of the sensitivity system and finding-out of some central mechanisms of perception of beauty.

Текст научной работы на тему «Гармоническая нейроэстетика. Часть 2. (анализ работы гармонических систем организма человека»

системообразующим фактором, изменяющим вектор, знак и, как следствие, эффективность функционирования системы в целом и отдельных ее подсистем. Переход к ноосфере - это фазовый переход, при котором меняется внутренняя организация системы. Поведение системы вблизи фазовых переходов описываются с помощью параметра порядка, характеризующнго новое свойство, появляющееся в системе в результате такого перехода из одной фазы в другую. В области фазовых переходов поведение системы определяется фактором кооперативного поведения, природой самих фаз и числом степеней свободы. Это означает, что критическое поведение системы не зависит от вида взаимодействия.

Реальные переходные процессы от биосферы к ноосфере могут быть только размытыми. Размытость составляет суть самого явления фазового перехода и вызвано появлением границы между фазами. Все фазовые переходы развиваются в системе в несколько стадий. Отсюда: изменение состояние системы при фазовом переходе не может быть описано гладкой функцией, а весь процесс может быть представлен только кусочно-гладкой функциональной зависимостью. На каждой стадии развития фазового перехода изменение состояния ноосферной системы может быть описано соотношением:

ln

П

ln

D - Di

1 -п 1 -Vi ^ Di

где п - параметр порядка, мера изменения исследуемой характеристики; D - мера воздействия внешнего информационного фона; п , D , е , %- характеристики системы на каждой стадии.

Универсальный характер данного описания определяется тем, что оно отражает интересы в многокомпонентной системе, где взаимодействия между компонентами является определяющим механизмом взаимодействий. Любая система, находящаяся в стадии фазового перехода, содержит кластеры двух типов: одни кластеры несут новые свойства, другие не содержат новых свойств. Под действием внешних сил в переходной системе наблюдается изменение соотношения между количеством кластеров этих двух типов. Наличие двух типов кластеров, одни из которых являются носителями инерционной составляющей, а вторые - мутационной, является всеобщим законом развития систем. Если п - параметр порядка, то 1 — п - параметр беспорядка. Если п отражает инерционную составляющую, то 1 — п -мутационную составляющую в системе.

Количественно соотношение между носителями нового порядка (мутационными) кластерами и инерционными кластерами будет определяться зависимостями.

п = (1 + exp(д -еТ") ,

1 -ц = exp(м -^T)l+ exp(-М - єТ

где т_ D - и _, п, , О - значение внешнего воздейст-

Di

вия на систему.

Эволюция ноосферы будет, таким образом, определяться в каждый момент времени соотношением:

а-= хТ-(п((-п).

ат

Или, делая замену X _Т , получим:

— _ап—_х811 х п(1 -ц)—Xх , и окончательно аП=ег!((-П.

ах ат ах 1 % ах

В результате мы получили скорость роста информационного составляющей биосферы на этапе перехода к ноосфере в системном времени, зависящем от внешнего воздействия. В системе из N частиц п и (- п отражают количество частиц в кластерах с новой и старой организацией: п _ и

N - п _((— п) N . Образование и развитие двух подсистем, отражающих новый и старый порядок в ноосфере, в значительной степени будет определяться характером и силой информационного фона. А весь процесс перехода к ноосфере описывается логистической кривой, как и динамика всех составляющих общего процесса перехода к ноосферному развитию.

При достижении насыщения мутационными компонентами система оказывается в состоянии бифуркации - малейшее внеш-

нее воздействие может стать решающим и определить весь дальнейший путь развития - либо переход на качественно новый этап, либо возвращение назад, либо вялое развитие в рамках уже существующей парадигмы. При этом, вероятности всех исходов одинаковы, а значит при переходе к ноосфере, возможны как скачки, так застои и отскоки назад.

Такое развитие событий при переходе от биосферы к ноосфере укладывается в рамки концепции самоорганизованной критичности. Согласно этой теории, составные части системы никогда не достигают равновесия, а эволюционируют от одного метастабильного состояния к другому. Биосфера на конечном этапе перехода к ноосфере в точке фазового перехода находится в критическом состоянии. Система испытывает воздействие внешнего информационного фона, а объем поступающей информации меняется со временем. График этой величины представляет собой набор случайных хаотических чисел различной длительности, это фликкер-шум или шум мерцания. От белого шума он отличается тем, что система «помнит» все свои предыдущие состояния.

Это воздействие на систему вызывает ответную реакцию у компонентов, ее составляющих, а возмущение (шум) начинает передаваться в системе посредством эффекта домино. Если воздействие внешнего информационного фона будет усиливаться при его проникновении - система перейдет в нестабильное состояние, чувствительное к малым возмущениям. Такая система эволюционирует, и в ней образуется всё больше и больше минимально стабильных состояний, которые начнут задерживать распространение шума. Система придет в стабильное состояние в том случае, когда шум не сможет распространяться сколь угодно далеко. В этой ситуации можно ожидать возникновение пространственно-инвариантной структуры минимально стабильных состояний, т.е. образования самоподобных фрактальных структур, но уже после разрушения той структуры, которой обладала система до точки фазового перехода.

Таким образом, процесс развития информационнозависимых многокомпонентных систем обладает свойствами нелинейности, цикличности, является системой с фликкер-шумом, что надо учитывать при построении долгосрочных прогнозов, разработки концепций развития и управления [1-6].

Литература

1,Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль. 1967.

2,Кузнецов Б.Л. Гипотеза синергетического рынка в свете феноменологической теории фазовых переходов Л.Ландау // Вопр.ы экономики. 2005. №8.

3, Яшин А.А. Живая материя: Ноосферная биология (нообиология). М.: ЛКИ, 2007. 216 с.

4,Arendt W., Schleich W.P. Mathematical analysis of evolution, information and complexity. Berlin: Wiley-VCH, 2009. 472 p.

5.Schuster H.G. Reviews of Nonlinear Dynamics and Complexity Vol. 1. Berlin: Wiley-VCH, 2008. 215 p.

6.SchusterH.G. Reviews of Nonlinear Dynamics and Complexity Vol. 2. Berlin: Wiley-VCH, 2009. 246 p.

THE MODELING OF COMPLEX INFORMATION DEPENDENT SYSTEMS

ON THE EXAMPLE OF NOOSPHERE SELF-ORGANIZATION

R.V. LENNIKOV The Tula State University

Noosphere is a complex information dependent system. Complex systems are systems that comprise many interacting parts with the ability to generate a new quality of collective behavior through self-organization, e.g. the spontaneous formation of temporal, spatial or functional structures. General dynamics of noosphere self-organization can be explained by logistic equation and theory of self-organized criticality.

Key words: information, noosphere, logistic equation, selforganization

УДК 687.01; 6(6.833-0899.844

ГАРМОНИЧЕСКАЯ НЕЙРОЭСТЕТИКА ЧАСТЬ 2 (АНАЛИЗ РАБОТЫ ГАРМОНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА)

А.Г. СУББОТА*

Статья посвящена изучению роли золотого сечения в стереогностиче-ской системе чувствительности и выяснению некоторых центральных механизмов восприятия красоты.

Ключевые слова: вопросы нейроэстетики, симметрия

Речь идет о физиологических реакциях, которые характеризовались показательной функцией вида у=ах. В биологии давно

* Военно-медицинская академия. Санкт-Петербург

уже известно, что всякий органический рост (древесины, численности микроорганизмов и т.д.) описывается функцией у = СО*, где С и к - константы. В наших опытах [20] эта функция проявлялась при условии а = Ф (1,618), т.е. у = СО**, где Ф - число Фидия. Если отвлечься от физического смысла установленной функциональной зависимости и рассматривать графики показательной функции, в которых С = 1 и к = 1, то можно выявить некоторую эстетическую информацию. Правда, на таком графике кривая у = Фх как впрочем, и любая другая, например, у = ех (экспонента) визуально ничем не примечательна.

В связи с тем, что «красота тесно связана с симметрией» [4], нами были построены билатеральные фигуры (башня, вход в тоннель, лист и др.), которые обладали изящностью и законченностью [20,21].

Стереогноз, сложный вид человеческого чувства, осуществляемый четырьмя рецепторными системами: кинестетической, тактильной, температурной и болевой. В топической диагностике заболеваний нервной системы стереогностическому чувству уделяют большое внимание. Его исследуют путем вложения в руку больного хорошо известного предмета (ключа, монеты, карандаша и др.) при закрытых глазах и просят назвать его. «При очагах в теменной доле, кзади от центральной извилины, - писал известный невролог А.В. Триумфов [22], - больной, ощупывая взятый в противоположную очагу руку, предмет может ощутить его и описать отдельные свойства его (вес, форму, величину, особенности поверхности, температуру), но не может создать общий суммированный чувствительный образ предмета и осуществить его «гнозию», «узнать его»». Характерно, что при таком астереогнозе достаточно одного взгляда на предмет, для правильного ответа. Стереогностическая чувствительность особенно важна чувствительность при различных рукоделиях, где она выполняет функцию обратной связи. Исследовать эту чувствительность с помощью подручных средств (ключей, монет) нельзя. Поэтому, нами совместно с Т.А. Свистун была разработана методика и созданы адекватные тест-объекты для количественной оценки стереогноза у человека [17,20,21].

Цель исследования — изучение роли золотого сечения (ЗС) в ранее неизученной стереогностической системе чувствительности, а также выяснение некоторых центральных механизмов восприятия красоты (вопросы нейроэстетики).

Объект, методы и результаты исследования. Кисть - не только совершенный орган труда, но и тонкий измерительный прибор. В ней линейные размеры трубчатых костей соответствуют ЗС [13,20], а количественный набор - числам ряда Фибоначчи. Исходя из анатомического строения кисти, требования к тест-объектам вытекали из самого замысла эксперимента.

Во-первых, они должны быть удобными для ощупывания. Во-вторых, они должны легко узнаваться вслепую. В-третьих, их варианты должны быть информативными, как в отношении ЗС, так и при отклонении от него. Материалом для изготовления тест-объектов служил полихлорвиниловый лист толщиной 2 мм. Из него вырезали плоские фигуры: прямоугольники, овалы (круг), «домики», кресты и др. (рис. 1) в октавном диапазоне их размеров (от квадрата до двойного квадрата).

Рис. 1. Тест-объекты для исследования стереогноза у человека. В каждой тройке средний вариант - золотой.

Каждая фигура была изготовлена в трех вариантах: () золотом, т.е. с отношениями сторон, близким к Ф (1,6(8). Например, прямоугольник имел длину 80 мм и ширину - 51 мм; 2) укороченном (квадрат); 3) удлиненном (двусмежный квадрат) с длиной 80 мм и шириной 40 мм. Таким образом, все фигуры имели правильную форму и выбор, как и в опытах Г. Фехнера, производился не из «хаоса», а из эстетически совершенных фигур [20,21].

Первая серия исследований, проведенная нами совместно с Т. А. Свистун на студентах и школьниках, касалась бимануальных определений. Каждому испытуемому предъявляли по 3 фигуры в (0-ти наборах (30 тест-объектов) сначала вслепую для ощупыва-

ния, а затем под контролем глаз. Каждый участник опытов изучал 60 тест-объектов, а всего в (-й серии на 74 испытуемых 60x74=4440 тест-объектов. Подсчитывали, какой % фигур, имеющих золотую пропорцию, выбран каждым из (0 возможных.

Если бы выбор носил случайный характер, то он распределялся бы поровну между ними, т.е. по 33,3%. Выявлено отчетливое предпочтение «золотых» фигур (табл.).

Таблица

Среднегрупповые значения процента выбора фигур ЗС при бимануально-стереогностическом и визуальном предъявлении

Кол-во Выбор фигур, %

Бимануально, М+П1 Зрительно, М+т

Мужчины 12 74,4 ± 6,2 63,5 ±5,1

Женщины 28 59,9 ± 4,2 63,4 ±4,1

Мальчики 13 52,8 ± 5,4 58,6 ±7,1

Девочки 21 51,9±5,1 55,4 ±4,9

Из табл. видно, что, независимо от пола и возраста, испытуемые выбрали «золотые» фигуры почти в 2 раза чаще, чем при случайном распределении (33,3%). Обращает на себя внимание то, что стереогностическая оценка красоты лишь незначительно уступает визуальной. Вторая серия исследований проведена по той же методике, но с мономануальным отбором тест-объектов. Эти исследования проводились с целью изучения асимметрии в работе больших полушарий мозга [9]. Все испытуемые по общепринятой методике были разделены на правшей, левшей и амби-декстров. Результаты исследований подтвердили полученные данные при бимануальном исследовании, т.е. (59 испытуемых этой серии тоже отдали предпочтение «золотым» фигурам. Кроме того, у правшей мономануальные показатели оказались выше, чем у левшей, однако латерализация оказалась недостоверной.

Таким образом, по результатам двух серий исследований на 238-ми испытуемых можно делать вывод, что стереогностическая система чувствительности избирательно выделяет тест-объекты, соразмерные с ЗС, как красивые и совершенные.

Для исследования роли ЗС в стереогнозе были использованы также косвенные методы. Один из них сводился к тому, что испытуемым предлагалось, стоя с закрытыми глазами, рисовать цифры или буквы (0,2,3,6, Л, П, Г и др.) на листе бумаги, закрепленном на столе. Чтобы не было переноса навыка обычного почерка, запрещали облокачиваться (просили держать руку на весу). Указывали примерный размер изображения - 5-7 см, ширина произвольная. Установлено, что и в этих опытах отношение «высота/ширина» было близким к ЗС.

Второй метод заключался в задании изготовить из проволоки длиной около (5 см и толщиной около 2 мм, тех же букв и цифр вслепую. По окончании работы производили измерения высоты и ширины фигур и вычисляли их отношение. Затем возвращали изделие испытуемому для «доработки» под контролем глаз. Если автор вносил какие-либо изменения, то вторично производили измерения и вычисляли отношение «высота - ширина». Кроме того, нами было проведено исследование на тотально слепых (13 чел.) и с остаточным зрением (21 чел.) детях ((-(3 лет из школы-интерната г. Санкт-Петербурга. Показано, что бимануальное и мономануальное предпочтение в выборе тех же тест-объектов принципиально не отличается от показателей, полученных на зрячих детях того же возраста. Однако у них было заметное равнодушие к симметричным фигурам (квадрат, круг) и тяготение к удлиненным объектам.

Таким образом, эстетическая оценка действительности производится человеком не только с помощью зрительного и слухового анализаторов, но также и стереогностической системой чувствительности. Поэтому, следует различать, кроме визуальной и акустической эстетики также и стереогностическую. Поскольку стереогнозия узнавание предметов на ощупь - является частным видом чувствительности... , входящей в систему кожного и кинестетического анализаторов» [22], правильнее дать ей более широкое толкование введением понятия соматосенсорной эстетики. В пользу такого более широкого представления об эстетике говорят и материалы известных работ И.П. Павлова, писал: «К пяти наружным анализаторам мы должны прибавить в высшей степени тонкий анализатор - внутренний анализатор двигательного аппарата, сигнализирующий в центральной нервной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, участвующих в движении» [14].

Если И. М. Сеченов [18] дал лишь только описание «темных чувств», то И. П. Павлов экспериментально методом условных рефлексов доказал их наличие, определил их место среди сенсорных систем и выявил раздельную роль двигательного и кожного анализаторов в деятельности мозга. Более того, ему совместно с Н.И. Красногорским удалось определить их корковое представительство: двигательного (g. sygmoideus) и кожного (g. coronaries et g. ectosylvius). Он считал, что и у человека имеется подобное представительство, причем его роль в нашей жизни исключительна. Особенно важным представляется введение И.П. Павловым понятия «мышечной радости», поскольку в нем отражена субъективная оценка того удовольствия, которое испытывает человек в процессе двигательной активности. По существу в этом понятии затрагивается вопрос об эстетической роли совершенно нового - двигательного анализатора. Но вопросами эстетики, гармонии, ЗС, И.П. Павлов не занимался. В наших же опытах со стереогностическим предпочтением в выборе фигур, соразмерных с ЗС, отражен лишь частный вопрос деятельности двигательного и кожного анализаторов. Поэтому, было заманчиво провести более широкое исследование эстетической роли ЗС в работе обоих этих анализаторов.

Приступая к таким исследованиям, оказалось, что гармония опорно-двигательного аппарата вообще не исследована. Да и проблемы эстетики, были далеки от вопросов кинестетического восприятия, которое Гегель вообще исключал из этой сферы [5].

В качестве объекта исследования мы избрали прямохождение человека, как одну из наиболее ранних и важных функций. Анализу подвергли ходьбу в произвольном темпе, которую человек подсознательно выбирает, вероятно, не случайно.

Результаты этого анализа показали, что обыкновенная ходьба действительно происходит в режиме ЗС [7,20], что показано, в материалах, посвященных регистрации усилий в общем центре тяжести человека, а также на рисунках, иллюстрирующих временные параметры шагового цикла (опора - перенос ног), опубликованных Н.А. Бернштейном еще в 30-х годах XX в. [1]. Ту же картину мы находим при анализе более поздних наблюдений, кодограммы детей и подростков [2], в этих работах вопросы ЗС не рассматривались и фазовые отношения не вычислялись.

Между тем, гармонические амплитудно-временные параметры ходьбы в режиме ЗС играют важную физиологическую роль и во многом определяют уровень здоровья человека, и его самочувствие, что связано, главным образом, с ударномеханическими нагрузками, которые испытывают практически все органы и ткани [10,7,20].

Во-первых, вследствие переднего и заднего толчков ног о поверхность опоры происходит гармоническое смещение и упругая деформация внутренних органов [10]. Содержимое полостных органов при этом взбалтывается, а в желудочно-кишечном тракте оно продвигается в направлении естественного выхода, при этом происходят механические колебания органов и тканей.

Во-вторых, возникают акустические [16] и вибрационные волны (слышен топот), рождаются кинестетические сигналы в мышцах, связках и суставах, генерируются также висцеро-сенсорные импульсы от органов, смещаемых и деформируемых в процессе ходьбы. Поскольку шаговая модуляция афферентных потоков соответствует ЗС, имеются основания утверждать о формировании в ЦНС гармонического функционального состояния, именуемого самочувствием [7,20].

В-третьих, возникают гемодинамические явления, предопределяющие полноценный венозный возврат крови к сердцу. Эти явления связаны не только с ритмическими мышечными сжатиями (по закону ЗС) крупных вен, оснащенных клапанами, но и с микронасосными (вибронасосными) эффектами скелетных мышц («периферическими сердцами» по Н.И. Аринчину) [20].

Таким образом, ходьба - это не только перемещение тела в пространстве, не только энерготраты организма [11,8,19], но и самомассаж органов и тканей и, что особенно важно, гармоническое раздражение множества экстеро- и интерорецепторов в режиме ЗС [20,21,22].

Если учесть, что при ходьбе усиливается работа обеспечивающих систем, то активируется сердечная деятельность (систола

- диастола) [23,6] и внешнее (легочное) дыхание (вдох - выдох) [21], которые не только в покое, но и при физических нагрузках соответствуют ЗС. Организует их гармоническую работу ЦНС, причем двигательные центры занимают доминантное положение, а сердечно-сосудистый и дыхательный -подчиненное.

Подтверждением особой роли локомоций в сохранении и укреплении здоровья, а также поддержании гармонического функционального состояния организма являются также многочисленные исследования влияния ограничений двигательной активности на организм (гипокинезия, гиподинамия) [8,15,19].

Не менее интересны обобщенные данные по изучению механизма развития так называемых болезней цивилизации (инфаркта миокарда, расстройства мозгового кровообращения, гипертонической болезни и др.), связанных с сидячим образом труда и отдыха [11,12,8,19]. На самом же деле неэнергетическим механизмам принадлежит не меньшая роль, поскольку устраняются (ограничиваются) шаговые ударно-механические нагрузки, прекращаются гармонические афферентные сигналы, нарушается венозный возврат крови к сердцу и т.д. [7,20].

Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют об эстетической роли ЗС не только в стереогностической оценке предметов, но и в деятельности всего кожнодвигательного анализатора [20,21]. Гармоническое самочувствие (аутогармония) будет только в таком организме, у которого скелетная мускулатура регулярно выполняет определенный минимум физических действий, и, прежде всего, локомоторных нагрузок. Если же двигательная активность низкая, то, развивается гипокинезия. Клиницисты [12] для таких людей ввели термин Homo sidentarius (человек сидячий). У этих людей, даже при легкой пешей прогулке, вместо мышечной радости, появляются неприятные ощущения в области сердца и другие признаки дискомфорта.

Заключение. Приведенные данные литературы и материалы собственных исследований убеждают в том, что ЗС является важным критерием красоты и совершенства форм. Роль указанной соразмерности уточнялась со времен Древнего Египта [3,25,26,27]. Эстетическая роль ЗС во все времена оценивалась лишь двумя сенсорными системами - зрительной и слуховой. Участие других систем или не учитывалось, или вообще отрицалось [5].

Нам удалось установить, что и третий вид чувствительности - стереогностический - участвует в эстетической оценке действительности. Это проявлялось в том, что человек наощупь (вслепую) отдавал предпочтение в выборе фигур, соразмерных ЗС, причем с разрешающей способностью лишь ненамного меньшей визуальной [17,20,21].

Поскольку стереогноз - «частный вид чувствительности» кожно-двигательного анализатора [22], нами были продолжены исследования роли ЗС в работе локомоторного аппарата. Установлено, что при ходьбе в произвольном темпе амплитудновременные параметры шагового цикла (опора - перенос ног) соответствуют ЗС. Выбор этого вида гармонической ходьбы осуществляется в ЦНС [7,20].

По современным представлениям о проекционных зонах коры больших полушарий [24], материалы по стереогнозу, по фигурным изделиям из проволоки и шаговой гармонии более правильно относить к соматосенсорной сфере деятельности мозга, т.е. , к соматосенсорной нейроэстэтике.

Нейроэстетический механизм гармонических процессов в высших отделах головного мозга весьма сложный, но он может быть представлен упрощенными схемами. В этих схемах особое место должно принадлежать ассоциативной теменно-височнозатылочной коре, которую Природа, видимо, не зря разместила на стыке 3-х специфичных сенсорных систем. Исходя из наблюдений клиницистов по вопросам астереогнозии и зрительной агнозии, а также собственных наблюдений, можно предполагать, что в указанной ассоциативной коре происходит, не только узнавание предметов, уяснение заданий (гнозия), но и их эстетическая оценка, а также придание красоты будущим изделиям рук человека [21].

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

2. Букреева Д.П., Косилов С.Л., Томбиева Н.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Педагогика, 1975, 175 с.

3. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия,

1990.

4. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968.

5. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 2-х томах. СПб: Наука, 1999. 603 с.

6. Жирков А.М. Некоторые клинико-патогенетические особенности осложненного и неосложненного течения инфаркта миокарда. Автореф. дисс. д-ра мед. наук. СПб, 1995.

7. Клиорин А.И., Суббота А.Г. Шаговая гармония и функции организма // Вестник Российской Военно-медицинской академии, № 2(4), 2000, С. 38-43.

8. Коваленко Е.А. Туровский Н.Н. Гипокинезия. М.: Медицина 1980.

9. Красота и мозг. Ред. И. Ренчлер и др. М.: Мир, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кудрин И.Д., Сулимо-Самуйлло З.К., Филатов А.И. Механические ударные нагрузки и перегрузки как фактор экологии. Л.: Наука 1980.

11. Купер Кеннет (К. Соорег). Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1989.

12. Лобзин В.С., Михайленко А.А., Панов А.Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. Л.: Медицина, 1979.

13. Очинский В.Б., Мишина Н.Ф. Некоторые закономерности геометрии трубчатых костей кисти человека. Ставрополь: Деп. ВИНИТИ 30.01.1996 № 432 - В - 96. УДК 572.5

14. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Наука, 1952.

15. Проблемы космической биологии. Т. 13. М.: Наука, 1969.

16. Самойлов В.О., Пономаренко Г.Н., Енин Л.Д. Низкочастотная биоакустика. СПб: «Реверс», 1994.

17. Свистун Т.А., Суббота А.Г. Исследование гармонической чувствительности стереогностической системы человека // Военно-

профессиональная работоспособность специалистов флота в экстремальных условиях. СПб: ВМА, 1995. с. 72-73.

18. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: АН СССР, 1953.

19. Смирнов К.В. Пищеварение и гипокинезия. М.: Медицина, 1990.

20. Суббота А.Г. «Золотое сечение» («Sectio aurea») в медицине. СПб, ВМА, 1994. Изд. 2-е, доп. СЛП, 1996, 168 с.

21. Суббота А.Г. Гармония, золотое сечение, нейроэстетика. // Этика, эстетика, экономика (ред. А.В. Чистосердов). СПб: Торгово-промышл. палата, 2002. С. 99-166.

22. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1964.

23. Хадарцев А.А. Кидалов В.Н. и др. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. Ч. VI (Системный анализ и синтез в изучении явлений синергизма при управлении гомеостазом организма в условиях саногенеза и патогенеза ). Самара: РАМН. Научный совет по проблемам биологической физики / ООО «Офорт», 2005. 153 с.

24. Шмидт Р. И Тевс Г. Физиология человека. В 3-х тт.. М.: Мир,

1996.

25. Ю.Ф.В. Золотое сечение как основной морфологический закон в природе и искусстве (Открытие проф. Цейзинга). М.: 1876.

26. РасюИ L. De divine Ргороrtione. Verona: G. Маrdersteig , 1956. (Fontes Ambrosiane Vо1.31). Fасs: Venetius, Раganius, 1509.

27. Zeising А. Аеsthetische Vorschungen. Francfurt a/M, Weidinger.,

1855.

HARMONIOUS NEUROAESTHETICS. PART 2 (THE ANALYSIS OF WORK OF HARMONIOUS SYSTEMS OF THE HUMAN ORGANISM)

A.G. SUBBOTA

Army Medical College. St.-Petersburg

The article is devoted to studying of a role of gold section in a stereogno-sis of the sensitivity system and finding-out of some central mechanisms of perception of beauty.

Key words: questions neuroaesthetics, symmetry

УДК 796

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Н.А.ФУДИН, А.А. ХАДАРЦЕВ *

В каждой спортивной дисциплин существуют специфические характеристики физической и функциональной подготовленности, которые определяют достижения высоких спортивных результатов. Ключевые слова: физическая культура, спорт высших достижений

Спорт высших достижений, ориентированный на участие в чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх, превратился в один из удивительных феноменов современной цивилизации и представляет собой сложное социально-общественное явление, оказывающее значительное влияние на различные стороны человеческой жизни.

Рассматривая современное олимпийское движение можно с уверенностью сказать, что оно является исключительно популярным событием в глазах мирового сообщества, отражая политические, философские, социально-экономические, научнотехнические и культурные достижения человечества.

Анализируя в этих аспектах систему воспитания спортсменов высшей квалификации, необходимо особо отметить, что в настоящее время их подготовка - это чрезвычайно сложный многофакторный процесс, основанный на массовой физической культуре и самых современных достижениях медикобиологической науки, на методологии физического воспитания и практике тренировочного процесса.

Значение медико-биологического обеспечения спортсменов высшей квалификации повышается из года в год, т. к. объективно связано с управлением тренировочного процесса и ростом спортивных результатов в различных видах спорта. В ведущих в

спортивном отношении странах мира в обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов вкладываются огромные финансовые ресурсы, и поэтому оно достигло нового качественного уровня -реализуется научно-обоснованная концепция активного влияния медико-биологическими средствами на процессы восстановления и повышения уровня спортивной работоспособности.

В доперестроечный период в стране была создана отлаженная система научно-практического и медицинского обеспечения высококвалифицированных спортсменов, охватывающая широкий крут профессиональных вопросов. С учетом привлечения большого количества специализированных научноисследовательских и клинических учреждений академии медицинских наук (АМН) СССР и Министерства здравоохранения СССР (более 62 организаций) система медицинского обеспечения подготовки спортсменов высшей квалификации располагала мощной научной и материально-технической базой. Эта система объединялась организационной структурой, во главе которой стояло управление медико-биологического обеспечения подготовки сборных команд Спорткомитета СССР, которое опиралось на Федерацию спортивной медицины и Межведомственный научный совет АМН с соответствующими проблемными комиссиями, курирующими массовую физическую культуру и олимпийские виды спорта. Сформированная государственная система научно-практического и медицинского обеспечения через комплексные научные группы в видах спорта эффективно решала задачу по внедрению достижений медико-биологической науки в тренировочную практику детско-юношеских спортивных школ и подготовку высококвалифицированных спортсменов.

С биологических позиций тренировочный процесс - это активно воздействующий физиологический раздражитель практически всех функциональных систем организма. Физическая тренировка с выполнением большого объема и высокой интенсивностью выполняемой работы вызывает в организме резкие возмущения и компенсаторные сдвиги как в плане непосредственной реакции на физическую нагрузку, так и в плане длительного последействия.

При отсутствии медико-биологического контроля и неправильном построении тренировочного процесса в организме наступает декомпенсация, сопровождающаяся истощением энергетических, пластических структур и механизмов в результате избыточной мышечной активизации, что, как правило, сопровождается угнетением активности ферментативной, секреторной и нервной системы. Указанные сдвиги в тренировочном процессе не должны превышать адаптационных возможностей организма, т. к. могут сопровождаться срывом компенсаторных механизмов, необратимыми нарушениями физиологических функций и высоким травматизмом.

Вместе с тем в целях повышения специальной работоспособности на новом физиологическом уровне тренировочные нагрузки должны приближаться к пределу адаптационных возможностей. Научно доказано, что только через многократно повторяемые околопредельные физические нагрузки формируется прирост функциональных возможностей физиологических систем организма, обеспечивающих данную физическую работу. Таким образом, медико-биологический контроль физиологических сдвигов - обязательное условие правильной организации в построении тренировочного процесса. Однако это возможно при наличии научно-обоснованного комплекса диагностических методов и набора функциональных проб, объективно оценивающих сдвиг вегетативных показателей и метаболических процессов, происходящих в организме в результате тренировочной и соревновательной деятельности.

Необходимо анализировать и учитывать не только тренировочную и соревновательную деятельность спортсменов, но и период их восстановления, т. к. на этом этапе в организме формируется комплекс активнейших физиологических процессов, закрепляющих адаптационные и морфофункнио-нальные сдвиги функциональных систем организма, обеспечивающих локомоторную деятельность на новом физиологическом уровне в конкретном виде спорта. Современные данные медико-

биологической направленности свидетельствуют, что применение специально разработанных биохимических, гуморальногормональных и других физиологических тестов позволяет про-

* НИИ нормалной физиологии им. П.К. Анохина, ТулГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.