Научная статья на тему 'Гармоническая нейроэстетика. Часть 1 (литературный обзор)'

Гармоническая нейроэстетика. Часть 1 (литературный обзор) Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
1233
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКАЯ НЕЙРОЭСТЕТИКА / АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармоническая нейроэстетика. Часть 1 (литературный обзор)»

Раздел V

ДИСКУССИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. ЛЕКЦИИ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 687.01; 616.833-0899.844

ГАРМОНИЧЕСКАЯ НЕЙРОЭСТЕТИКА.

ЧАСТЬ 1 (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)

А.Г. СУББОТА*

Ключевые слова: гармоническая нейроэстетика, анализ

Наукой о чувственном познании действительности - эстетикой (от греч. аізїкеіїкоз - чувствующий, чувственный) занимались уже древние мыслители и философы. Поскольку тогда самого термина не существовало (он был введен в XVIII в. А. Баумгартеном), то пользовались понятиями красоты, порядка, гармонии, симметрии. При этом различали не только, красоту в природе (лесов, рек, животных, человеческого тела и т.д.) и в искусстве (живописи, скульптуре, поэзии и др.), но и способность самого человека видеть, понимать и ценить эту красоту [9,6,3,7,5,8].

Великий математик и философ древности Пифагор (VI в. до н.э.) понятие красоты и гармонии впервые связал с числом («все есть число»). Основной же тезис пифагорейцев гласил: «Порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия - бесполезны и вредны» [6,7]. Позднее, Ф.И. Достоевский развил эту идею в христианскую надежду - «красота спасет мир» [12].

Важнейшим критерием гармонии и красоты в древности считалась золотая пропорция или золотое сечение (ЗС) или весйо аигеа. Эстетичная роль ЗС была известна строителям древнеегипетских Великих пирамид, о чем свидетельствуют не только результаты их измерений, но и дошедшие до нас скрижали [39,29], а также многочисленные публикации на эту тему современников [5,47,18]. В античное время ЗС становится неотъемлемым элементом про-порционирования в архитектуре, скульптуре и живописи [3,7,9,45]. В качестве примера обычно приводят храм Парфенон в Афинах

[45,53]. В честь скульптора Фидия, участвовавшего в проектировании Парфенона (VI в до н.э.), уже в наше время введено обозначение константы ЗС - число Фидия (Ф), равное 1,618. Образцами применения ЗС в скульптуре считают дошедшие до нас произведения Леохара (VI в. до н.э.) - статуя Аполлона Бельведерского [59], Поликлета (VI в. до н.э.) - статуя копьеносца (Дорифор) [7,18] и др.

В эпоху Возрождения золотой пропорции посвящаются специальные научные труды. В Италии в 1509 г. выходит в свет трактат Луки Пачоли под названием «Божественная пропорция» [51], в котором 12 свойств ЗС награждены восторженными эпитетами. В иллюстрациях к трактату Луки Пачоли Леонардо да Винчи, кроме пяти Платоновых тел, дает изображение контуров головы человека в золотой пропорции. Немецкий астроном И.Кеплер [50] с восторгом отзывался о ЗС: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень».

Следует отметить, что после И. Кеплера сведения о ЗС обрываются, хотя философские аспекты эстетики, особенно в ХVШ-XIX в.в., начинают разрабатываться достаточно полно. Так, И.Кант выделил в эстетике три составные части - теорию красоты, теорию нравственности и учение об истине. Он же один из первых четко определил, что «основу для прекрасного в природе мы должны искать вне нас» [14].

В лекциях по эстетике Гегель [9] описал «общее понятие и действительность прекрасного в природе и искусстве». Он представлял себе «красоту в качестве произведения духа» и выделял «троякий способ» эстетического восприятия действительности: органами зрения («внеположность» пространства); органами слуха («идеальное духовное движение»); чувствами представления, воспоминания, сохранения образов (поэзия, проза).

Карл Маркс утверждал [20], что человек в своей производственной деятельности творит «также по законам красоты». Но каковы эти законы, он не излагает, Н.Г. Чернышевский [31]

* Военно-медицинская академия. Санкт-Петербург

писал, что «прекрасное есть жизнь», но математических закономерностей эстетики он тоже не касался.

Всесторонний научный анализ эстетического значения ЗС начинается в середине XIX в., благодаря работам А. Цейзинга

[52,53], в которых он дает описание ЗС в архитектуре, скульптуре, живописи, анатомии, музыке, поэзии, и приводит результаты собственных антропометрических исследований более чем 2 тыс. взрослых людей. Он установил,что длиннотные размеры тела соответствуют ЗС, что и придает им красоту и совершенство. В музыке он обнаружил, что самые благозвучные аккорды тоже выдержаны в золотой пропорции. Все это послужило основанием

А. Цейзингу дать еще одно название указанной соразмерности -эстетической пропорции. При этом он подчеркивал, что красота в искусстве является лишь отражением красоты в природе [45].

Указывалось на универсальный характер константы ЗС [45]. Однако обсуждение вопросов эстетики, касалось деятельности лишь двух сенсорных систем - зрительной и слуховой. Психофизиологических исследований эстетической роли ЗС в работе этих систем не проводили.

Основоположник экспериментальной психофизики Г. Фех-нер (1876) впервые разработал метод количественной оценки зрительного анализатора у человека и на добровольцах изучал роль ЗС в выборе фигур. Испытуемым (228 мужчин и 117 женщин) предлагалось отобрать из 10-ти прямоугольников с разными отношениями сторон тот, который удовлетворял бы более всего. Результаты опытов показали, что подавляющее большинство испытуемых отдали предпочтение не квадрату или двойному квадрату, а промежуточному прямоугольнику с отношениями сторон 21:34 (0,618) [48].

Известный физиолог США Мак Каллок (1965) писал: «Я затратил два года на изучение способности человека приводить регулируемый продолговатый предмет к предпочтительной форме, потому что я не верил, что он предпочитает золотое сечение или что он может его распознать. Он предпочитает и он может!» [49]. Таким образом, уже во второй половине XIX в. были достаточно полно разработаны 2 основных математических аспекта эстетики.

Во-первых, установлено, что структурная организация природных систем, в том числе и анатомическое строение человеческого тела, характеризуется наличием ЗС - объективная гармония. Во-вторых, зрительная система человека способна выделять объекты, имеющие соразмерность ЗС, как красивые и совершенные -субъективная гармония. То же самое было установлено и в отношении слухового анализатора.

Но вопрос о механизмах восприятия красоты оставался неразработанным. Об этом заявил Чарлз Дарвин: «Каким образом случилось, что определенные цвета, звуки и форма доставляют наслаждение как человеку, так и низшим животным: другими словами, как возникло чувство красоты в его простейшей форме - этого мы не знаем, как не знаем и того, почему известные запахи и вкусы стали приятными» [11]. Так ли это?

В XX в. разработка математических аспектов эстетики продолжалась неоднозначно. Э.К. Розенов [25] уделяет этому вопросу значительное внимание при анализе произведений в музыке и поэзии, известный кинорежиссер С. Эйзенштейн [42] преднамеренно использует ЗС при создании своего фильма «Броненосец Потемкин», а также приводит примеры ЗС в стихотворениях А.С. Пушкина, в поэзии М.Ю. Лермонтова гармонические отношения описаны неоднократно [25,18,42].

Новый подход в использовании ЗС в архитектуре раскрыл известный зодчий XX в. Ле Корбюзье [17]. Он разработал новую гармоническую систему «модулор», в основу которой положил размеры человеческого тела в положении стоя и с поднятой вверх рукой (43:70:113 см). С тех пор модулор становится теоретической базой красоты в современной архитектуре [18,39]. Новый принцип изучения «скрытого» ЗС в анатомии человека мы находим в монографии С.В. Петухова. Изучая отношения длин в трехчленных кинематиче-

ских блоках (плечо - предплечье - кисть, бедро - голень - стопа и др.) он отметил, что известные симметрии евклидового типа (зеркальные, вращательные и т.д.) являются лишь частными случаями неевклидовой симметрии и что все они имеются в организме человека. В строении указанных блоков - это вурфовы пропорции, тесно связанные с ЗС. Он ввел понятие золотого вурфа ^), предельное значение которого равно 1,309. П.Ф. Шапаренко [38] находит ЗС в спиралевидном расположении скелетных мышц человека. В 1984 г. Э.М. Сороко [29] публикует монографию «Структурная гармония систем», в которой вслед за А.П. Стаховым [30] излагает идею «обобщенных ЗС». Позднее С.А. Ясинский [46], вводя понятие «металлических» пропорций, развивает идею обобщенных ЗС и их эстетической роли в природе и искусстве.

Наиболее полное освещение эстетического значения ЗС в природе и искусстве мы находим в монографии И.Ш. Шевелева, М.А. Марутаева и И.П. Шмелева [39]. В феномене ЗС они увидели проявление гармонии, которая, по их мнению, может быть понята «на ее собственном языке, отраженном фундаментальными принципами естествознания». Введено понятие «всепроникающих подобий», как системы соразмерностей: «... Золотое сечение - ключевая основополагающая закономерность проникающих подобий». Третья часть указанной монографии, написанная И.П. Шмелевым, посвящена «третьей сигнальной системе как специфически структуироваиному пространству, способному играть роль канала передачи биоинформацнн». По мнению автора, «ориентируясь на феномен резонанса, пронизывающий все уровни организации материи», роль стимулятора может играть «архитектурная среда, если соразмерность ее компонентов отвечает правилу биоритма». И.П. Шмелев считает, что именно соразмерность ЗС «переводит нас в состояние экзальтации, приподнятого настроения, психического резонанса». К сожалению, вопросы резонанса рассматриваются, им как и в работе В.И. Коробко [18], лишь описательно, без доказательств.

В 1990 г. вышла в свет книга Н.А. Васютинского, в которой автор назвал ЗС «формулой красоты» [5]. Необходимо отметить, что Г.Б. Борисовский [3], один из первых специалистов в области архитектуры, поднял вопрос о том, что нельзя сводить эстетическое восприятие объектов только к ЗС, и что надо учитывать многомерность эстетического пространства, отличающегося от 3мерного геометрического. По-иному к проблеме эстетической роли ЗС в живописи подошел В.Ф. Ковалев [16]. Он обосновал оптимальный угол зрения в 36° (центральная часть бинокулярного зрения), в который должна вмещаться изображаемая художником сцена. Он предложил называть его «золотым углом».

Особое место в проблеме современной эстетики занимают материалы трех международных научных конференций, проходивших в Бад-Хомбурге (Германия), которые были опубликованы под названием «Красота и мозг. Биологические основы, эстетики» (М.:1995). Здесь же был поднят вопрос о введении нового понятия - нейроэстетика, хотя роль ЗС на этих конференциях почему-то почти не обсуждалась [19].

Главной особенностью материалов конференций было рассмотрение эстетики как проявление психофизиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов головного мозга человека. Так, материал, представленный Ф. Тернером и Э. Попе-лем, свидетельствовал о наличии в мозге человека особого механизма «самовознаграждения». Этот механизм связан с областями центральной нервной системы (ЦНС), способных реагировать на опиоидные пептиды (эндорфины, энкефалины) и другие гормоны удовольствия. Мозг способен создавать четкие красивые модели окружающего мира, за которые он сам себя вознаграждает. Способность к самоподкреплению, самовознаграждению мозга они рассматривают как «главный механизм мотивации», запускаемый такими ценностями как «истина, добро и красота». Одна из работ (Э. Розин) была посвящена кулинарной эстетике, но при этом дан лишь описательный анализ вкусовой сенсорной системы.

Таким образом, материалы этих научных конференций, хотя и лишены анализа гармонических соотношений данных, по-новому поставили проблему красоты в жизни и деятельности человека. Впервые были описаны некоторые нейрофизиологические, нейрохимические, психофизиологические, этологические механизмы эстетического восприятия действительности, а

также впервые поднят вопрос о нейроэстетике, как новом направлении научных исследований.

Следует отметить, что такой же односторонний подход (без учета ЗС) к проблеме эстетики мы находим у известного психо-

физиолога П.В. Симонова [27,28]. В своей потребностно-информационной теории эмоций он, кроме известных надобностей в пище, жилье и т.д. отмечает также и эстетическую потребность, как стремление к познанию (любознательность), к получению новой информации (новизне), к красоте. Полемизируя с И. Кантом по поводу его законов красоты, П.В. Симонов утверждает, что эмоциональная реакция удовольствия от созерцания красоты идет на неосознанном уровне, т.е. на уровне под- и сверхсознания. При этом он отмечает, что роль подсознания проявляется в виде реакции на «соразмерность частей целого». Но дальше этого выражения он не идет и о ЗС не упоминает.

Особо следует отметить работы о том, что способность к восприятию красоты, порядка, гармонии - не есть лишь следствие воспитания, а возникает на биологической наследственной основе. Этот вопрос наиболее полно осветил В. П. Эфроимсон [44]. Он писал: «Незримо под действием естественного отбора развивается чувство симметрии, чувство физической гармонии, чувство пропорций». Не вдаваясь в некоторые спорные вопросы такого подхода, на что обратил внимание А.А. Любищев, отметим, что и здесь речь идет лишь о визуальной и акустической красоте. Автор, правда, положительно оценил роль ЗС в эстетической оценке действительности.

Необходимо также упомянуть о работе И.А. Ерюхина (2000), который впервые поднял вопрос о «творческом восприятии действительности», активируемом «неэнергетическими механизмами локомоции, действующими в соответствии с правилом золотой пропорции», а также о новом понимании «физиологии одной из самых интимных функций, человеческого организма - вдохновенного творчества». По проблеме ЗС, гармонии и эстетике возникают два вопроса: «Где и когда в ЦНС появляется ощущение красоты и совершенства?» «Где в ЦНС формируется золотой алгоритм управления двигательными функциями в режиме ЗС (ходьба, ручное изготовление изделий и др.)?»

Известно, что гармонические воздействия сигналов начинаются уже во внутриутробной жизни. В организме матери, при работе некоторых внутренних органов и систем «создается собственное (эндогенное) низкочастотное акустическое поле» [26], которое воздействует также и на плод. Сюда относится, в первую очередь, мажорная мелодия «тик-так» материнского сердца, которое работает, как известно, в режиме ЗС [38, 13]. При этом акустические волны достигают плода [32]. Кроме того, звуковые волны, генерируемые аппаратом внешнего дыхания (вдох-выдох), тоже соответствуют ЗС. Они также распространяются по всему телу матери, включая и плод [32]. Это также шаговые звуковые и вибрационные колебания тела матери, передающиеся на плод, который, кроме того, сотрясается при ходьбе матери в режиме ЗС. В более поздние сроки беременности замедление ходьбы женщины «с 0,7-1,0 двойных шагов в секунду до

0,45-0,55... приводит к вестибулярной стимуляции плода» [19].

После рождения ребенок встречается с ЗС еще более часто: носят ли его на руках, укачивают ли его в колыбели [19], смотрит ли он на лицо матери, держит ли в руках игрушку, наблюдает ли движения своих пальцев. При этом он не пассивный наблюдатель, а активный «исследователь», поскольку, например, игрушку в своих руках он многократно ощупывает, обкатывает, пробует «на зубок». В дальнейшем ребенок начинает различать другие естественные объекты - цветы, деревья, кошку, других детей и т.д., форма которых и симметрична, и соразмерна ЗС. Вероятно, именно таким путем в процессе онтогенеза человек начинает постепенно выделять визуально и стереогностически ту самую золотую составляющую, которая субъективно оценивается как красивая, стройная, совершенная, ладная. Речь идет об эстетическом формировании личности.

Важно расположение корковых концов интересующих нас анализаторов у человека. Соматосенсорная область 81, как известно [36,40] расположена в задней центральной (постцентральной) извилине позади глубокой центральной (роландовой) борозды. В ней соматическая чувствительность представлена головой вниз и вверх ногами («сенсорный гомункулюс»), в котором кисть занимает обширную зону (рис. 2), причем, «с прекрасной пространственной разрешающей способностью» [40].

Изображения над поперечным срезом мозга (на уровне постцентральной извилины) и их обозначения демонстрируют пространственное представительство поверхности тела в коре, установленное путем локальной электрической стимуляции мозга бодрствующих больных. Область 8н находится у латерального конца задней центральной извилины (нижняя стенка сильвиевой

борозды). Она считается местом билатерального восприятия, например, при ощупывании предметов обеими руками (бимануальные исследования). В связи с тем, что тело по своей анатомической конструкции (в том числе и кисть) построены по закону ЗС и золотого вурфа [21,22,38,45,52,53], то их проекция в соматосенсорной коре соответствует тому же закону. По крайней мере, это касается нормального телосложения человека. Но сенсорный гомункулюс включает не только анатомическую проекцию, но воспринимает и функциональный статус человеческого тела (аутодинамику), например, локомоцию. Поэтому, описанные выше гармонические параметры ходьбы в произвольном темпе отражены в том же гомункулюсе.

Рис. 2. Соматотопическая организация корковой зоны 81 человека [40].

Во-вторых, это двигательная область коры, которая находится в передней (прецентральной) извилине (поле 4 по Бродма-ну). Двигательные (моторные) функции в ней представлены тоже вниз головой и вверх ногами («двигательный гомункулюс»). При этом кисть в ней занимает тоже большую зону, что связано с ее ролью в трудовых процессах, особенно требующих тонких и точных движений. Кроме описанной, первичной имеется и вторичная моторная область. Она находится спереди от прецен-тральной извилины и выполняет более сложные функции, например, движения всей конечности. В ней различают медиальную и латеральную зоны и называют премоторной корой (поле 6 по Бродману). Считается, что высшие двигательные функции зарождаются в этом поле [34,36,40]. Кроме двигательной и сенсорной коры имеется так называемая ассоциативная (неспецифическая) кора. Она выполняет высшие психические функции кортикокортикальных связей (ассоциаций). Различают 3 вида ассоциативной коры: 1) теменно-височно-затылочную (ТВЗ); 2) пре-фронтальную; 3) лимбическую. В связи с обсуждением поставленных выше вопросов по проблеме нейроэстетики особый интерес представляет ТВЗ - ассоциативная кора [40].

Бернштейном Н.А. [1,2] описаны уровни построения движений. Самым низшим, по его мнению, является уровень палео-кинетических регуляций. У человека - это руброспинальный уровень А. Самым важным считается таламопалидарный уровень

В. Это уровень синергии и паттернов и касается он «локомоторной машины, оснащенной конечностями - движителями». Следующий - высший уровень построения движений - пирамид-ностриальный или пространственный уровень С. Наконец, уровень предметных действий Д - специфически человеческий уровень для смыслового решения задач (бритье, очинка карандаша и др.) с участием руки. Сюда же отнесена речь, как высшая форма действий. Отмечается, что премоторная зона обеспечивает двигательные навыки, сноровку, ловкость рук и т.д. [2].

Рассмотрим механизм стереогностического восприятия красоты. Само ощупывание тест-объектов кистью руки вслепую воспринимается в постцентральной извилине (сенсорном гомун-кулюсе). Здесь, вероятно, происходит первичный сенсорный анализ параметров предмета, в том числе и его геометрической формы. Поскольку анатомические элементы кисти (фаланги пальцев, ладонь) отвечают соразмерности ЗС (рис. 1), как и их проекция в сенсорном гомункулюсе, то выявление наличия золотой пропорции в тест-объекте, уже не является сложным делом. По крайней мере, здесь может действовать принцип подобия. На самом деле этот анализ не является окончательным.

Больные с астереогнозом способны описать вслепую признаки ощупываемого предмета (выполняет это сенсорный гомун-кулюс), но узнать и назвать его не могут, потому что узнавание (гнозия) происходит «кзади от задней центральной извилины»

[34], т.е. в ТВЗ-ассоциативной коре. Поскольку вход в эту кору открыт для 3 рядом расположенных сенсорных областей - соматосенсорной, слуховой и зрительной, то узнавание предмета может происходить по 3 признакам. Например, колокольчик мы можем узнать визуально (зрительный анализатор), наощупь вслепую (кожно-двигательный анализатор) и по одному его звучанию (слуховой анализатор). В в наших опытах по стерео-гностическому отбору лучшего тест-объекта окончательная его гармоническая оценка по критерию ЗС производилась там же, где происходит узнавание (гнозия). Трудно себе представить человека, который, не узнав предмета, смог бы оценить его красоту. Следовательно, сенсорный гомункулюс производил измерение ощупываемых предметов, а ассоциативная ТВЗ-кора осуществляла соизмерение и гнозию, в том числе определяла уровень красоты и совершенства [33]. Таким образом, ответ на первый вопрос к нейроэстетике может быть следующим: чувство красоты ощупываемого предмета зарождается в ассоциативной ТВЗ-коре.

Рассмотрим механизм ощущения красоты, получаемой при помощи зрительного анализатора. Впервые еще в XIX в. Г. Фех-нер [48] установил психофизиологическим методом наличие визуального предпочтения в выборе золотых прямоугольников, не касаясь центральных механизмов.

Среди всех сенсорных систем зрительный анализатор занимает особое место, поскольку в него поступает огромное количество информации. При этом формирование визуального пространства осуществляется не только сетчатым изображением, но и сигналами, идущими от аккомодационного аппарата, а также от глазодвигательных мышц. Это послужило основанием А. Пуанкаре [33] писать: «Полное визуальное пространство выступает перед нами как физическая непрерывность четырех измерений». Р. Причард [27], изучал роль механических колебаний глазных яблок в зрительном восприятии и показал, что для нормального зрительного восприятия необходимы движения, особенно высокочастотный тремор (до 150 Гц), амплитудой около 0,5 диаметра колбочки и дрейф изображения (сползание) с середины центральной ямки сетчатки на периферию с последующим скачком назад. Однако вопросами красоты объектов и ЗС Р. Причард не занимался. В работах Дж. Гибсона [10], описаны результаты экологического подхода к зрительному восприятию. Удалось установить, что основой зрительного восприятия является «не процесс обработки чувственных данных, а извлечение инвариантов из стимульного потока» и что «система резонирует на инварианты структуры».

Известны нарушения в работе мозга в виде так называемой зрительной агнозии или «душевной слепоты». Это состояние сходно с картиной астереогнозии. Так, при ассоциативной агнозии нарушается целостное зрительное восприятие предмета (неузнавание его) при сохранении визуального различения отдельных его признаков. Описан случай времен Великой Отечественной войны, когда один инженер был ранен в голову и после выздоровления не мог читать. Буквы он видел, но узнавать их не мог, однако он заметил, что при воспроизведении буквы движением пальца вспоминает ее название. В дальнейшем он научился читать деловые бумаги и работать по специальности. Правда, при этом ему приходилось скрывать свой дефект, воспроизводя буквы движениями пальца в своем кармане. В этом случае нарушенное узнавание в ассоциативной ТВЗ-коре со стороны зрительной доли мозга компенсировалось сохранившимся входом из теменной области (сенсорного гомункулюса).

Значит, Природа, видимо, не зря разместила указанную ассоциативную кору на стыке трех специфических областей мозга. Именно в этой коре не только узнается наблюдаемый предмет, но и оценивается в целом, как образ (гештальт). Поэтому, мы вправе считать, что здесь же происходит его соизмерение по критерию ЗС, т.е. определяется уровень визуальной красоты. Результаты психомоторных исследований по изготовлению проволочных фигур в виде букв (цифр), в которых моделировалась специфически человеческая деятельность руки, опубликованы в многочисленных монографиях и руководствах по гигиене труда, по эргономике, психологии и др. Однако роль ЗС оставалась неизученной.

Нейроэстетическая схема творчества рук может быть следующей. Если команда задания подается голосом, то информация поступает испытуемому в его височную долю мозга. Дальнейший ее путь - в ассоциативную ТВЗ-кору, где происходит не только усвоение задания («гнозия»), но, вероятно, формируются две модели будущих фигур - визуальная и стереогностическая. Здесь же, по- видимому, придается им форма, соразмерная ЗС.

Для реализации этих моделей информация переадресуется в двигательные зоны коры, сначала, вероятно, в виде программы с соматосенсорной обратной связью в премоторную область (поле 6 по Бродману), а затем в первичную двигательную область (в «двигательный гомункулюс», поле 4). Считается, что «тонкие движения пальцев зависят от прямых связей между корой и мотонейронами» [40]. Все рассмотренные нейро-эстетические механизмы можно использовать и для объяснения выбора предпочтительного вида локомоции (ходьба, бег и др.) Если команда отдана голосом, то она неизбежно воспринимается слуховым анализатором и уясняется (гнозируется) в ТВЗ-ассоциативной коре. В случае необходимости использовать ходьбу в произвольном темпе сигналы пойдут, вероятно, в премоторную и моторную области, но, в конечном счете, окажутся в автоматической тала-мопалидарной системе, которая реализует задачу в режиме ЗС.

Ответ на второй вопрос к нейроэстетике может быть следующим. Формирование золотого алгоритма управления двигательными функциями, вероятно, зависит от характера задачи. Если речь идет о циклической деятельности (ходьба), то происходит простое включение подкоркового «автомата» - таламопа-лидарной системы, работающей в режиме ЗС. Если же стоит задача по изготовлению ручного изделия, то алгоритм управления формируется в ТВЗ-ассоциативной коре и уточняется на принципе обратной связи (стереогностической и зрительной) в премоторной и моторной коре мозга с учетом ЗС [33].

При изучении механизма реакций организма на гармонические сигналы, необходимо учитывать возможный «психический резонанс» на воздействие раздражителей в режиме ЗС [39]. Создание резонансной теории функциональной гармонии в организме человека принадлежат В.Н. Трифанову [35]. Он на простейшей математической модели, состоящей из двух резонаторов, показал, что они в единой активной среде, наподобие двух часов Гюйгенса, подвешенных на одном коромысле, незатратно переходят в режим синхронной работы. Работа часов при равноправном взаимодействии между собой в едином хроноритме порождают гармонию, характеризующуюся ЗС. У человека в качестве таких резонаторов автор рассматривает нижние конечности, инспираторный и экспираторный аппараты внешнего дыхания и др., а связующей средой - соответствующие нервные центры.

Роль резонаторов и активной среды - плазмы крови можно выявить при анализе работ по физиологии крови и структуризации тезиограмм биологических жидкостей. Роль активной среды при этом будет играть плазма крови, а резонаторами - являться клеточные или молекулярные компоненты крови. Дегидратация этих биологических жидкостей в обычных условиях ведет к образованию паттернов золотой пропорции [15,37].

Таким образом, золотая пропорция - не единственный объективный критерий красоты в природе и искусстве. Кроме указанной соразмерности, красоту характеризуют и другие математические законы, на которых мы не останавливались. Так, например, зеркальная (билатеральная) симметрия является признанным показателем красоты [6]. А.В. Шубников и В.А. Копцик [41], касаясь этой симметрии, приводят рисунок обыкновенной чернильной кляксы в зеркально-симметричном изображении, которое действительно делает ее привлекательной. Существуют также другие виды симметрии - поворотная, трансляционная и т.д., которые тоже воспринимаются глазом как красивые и совершенные. Более того, есть, вероятно, признаки, природу которых мы не ведаем («вещи в себе»). Но придет время, и они тоже будут познаны. Сейчас же эти неведомые признаки красоты воспринимаются нами интуитивно. Поэтому интуиции так много внимания уделял А. Эйнштейн. Что касается красоты, порядка в Природе, то он писал: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могли бы существовать науки» [43].

В предлагаемой читателю статье намеренно опущены истина и доброта. Не рассматривалось и критическое отношение к математическому анализу красоты, в частности, что «прекрасное не поддается объективному исследованию» [4]. Вряд ли это положение может быть принято и одобрено.

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991, 228с.

3. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. М.: Изд-во стандартов, 1989.

4. Буткевич О.В. Красота. Природа, сущность формы.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 438 с.

5. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.

6. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968.

7. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.

8. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты, М.: Просвещение, 1993. 224с.

9. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 2-х томах. СПб: Наука, 1999.

603 с.

10. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

11. Дарвин Чарлз. Происхождение видов путем естественного отбора. Л.: Наука, 1991.

12. Достоевский ФМ. Идиот. Т.7. М.: Правда. 1982.

13. Жирков АМ. Некоторые клинико-патогенетические особенности осложненного и неосложненного течения инфаркта миокарда. Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб, 1995.

14. Кант И. Сочинения в 6т. Т.5. М.: 1996-386 с.

15. Кидалов В.Н., Хадарцев А.А., Цогоев А.С. // ВНМТ. 2004. T.XI. .№ 1-2. С. 23-25

16. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи. Киев: Вища школа 1989.

17. Корбюзье Ш.-Э. Модулор. М.: Стройиздат, 1976.

18. Коробко В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем. М.: Изд. строит. вузов СНГ, 1997.

19. Красота и мозг. Ред. И. Ренчлер и др. М.: Мир, 1995.

20. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1956. 566 с.

21. Очинский В.Б., Мишина Н.Ф. Некоторые закономерности геометрии трубчатых костей кисти человека. Ставрополь: Деп. ВИНИТИ 30.01.1996 № 432 - В - 96. УДК 572.5

22. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М.: Наука, 1981.

23. Притчард Р. Стабилизация изображения на сетчатке. // Сб. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974.с, 172-204.

24. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.

25. Розенов Э.К. Закон золотого сечения в поэзии и в музыке // Статьи о музыке. Избранное. М.: Музыка, 1982. с. 119-157.

26. Самойлов В.О., Пономаренко Г.Н., Енин Л.Д. Низкочастотная биоакустика. СПб: «Реверс», 1994.

27. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1979-141 с.

28. Симонов П.В. // Наука и жизнь. 1989, №4, 100-107.

29. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск,

1984.

30. Стахов А.П. Коды золотой пропорции. М.: Радио и связь, 1984.

31. Столович Л.Н. Красота, добро, истина: очерки истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994, 464с.

32. Суббота А.Г. «Золотое сечение» («Sectio aurea») в медицине. СПб, ВМА, 1994. Изд. 2, доп. СЛП, 1996, 168 с.

33. Суббота А.Г. // Этика, эстетика, экономика (ред. А.В. Чистосердов). СПб: Торгово-промышл. палата, 2002г. С. 99-166.

34. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1964.

35. Трифанов В.Н. // Гармония и дисгармония в медицине, СПб: Стикс, 2002, С. 48-51.

36. Физиология сенсорных систем. Под ред. Я. А. Альтмана. СПб: Паритет 2003. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Хадарцев А.А. Кидалов В.Н. и др. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. Ч. VI Самара: Офорт, 2005. 153 с.

38. Шапаренко П.Ф. Принцип пропорциональности в со-матогенезе. Винница, 1994.

39. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.

40. Шмидт Р. И Тевс Г. Физиология человека. М.: Мир,

1996.

41. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.

42. Эйзенштейн С. Сборник научных трудов. М.: Наука,

1965.

43. Эйнштейн А. Физика и реальность: Сб. статей. М.: Наука, 1965.

44. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб: Талисман, 1995. 288 с.

45. Ю.Ф.В. Золотое сечение как основной морфологический закон в природе и искусстве. М.: 1876.

46. Ясинский С.А. Золотая пропорция в электросвязи. СПб: ВУС, 1999.

47 . Ясинский С.А. От пирамиды Хеопса к системе «золотых» пирамид. СПб, 2001.

48. Fehner G.Th. Vorschule der Aesthetic: In: 2 ТЫ. Leepcig,

1876.

49. McCulloch W.S. Embodimentsofmind .Cambrige (Mass): M1T-Press, 1965.

50. Keples J. et al. Vert, 1938.

51. Pacioli L. De divine Proportione. Verona: G. Mardersteig , 1956. -(Fontes Ambrosiane Vo1.31). Facs: Venetius, Paganius, 1509.

52. Zeising A. Aesthetische Vorsehungen. Francfurt a/M, Weidinger., 1855.

53. Zeising A. Neue Lhere von den Proportione des menschlichen Korpers. Leipzig: Rweigel., 1854.

УДК 612.432; 687.01

ЭСТЕТИКА И НЕЙРОЭСТЕТИКА В ТЕЗИОГРАММАХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В.Н. КИДАЛОВ, А.А. ХАДАРЦЕВ*

Ключевые слова: нейроэстетика, тезиограмма, биожидкости

Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» - относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в XVIII веке. Он полагал, что эстетика - низшая ступень гносеологии, науки о чувственном познании, совершенной формой которого является красота. В представлениях Пифагорейцев эстетика сложилась, как один из элементов картины мира, а у Аристотеля она становится дисциплиной рассматривающей общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества, а Гегель считал ее предметом - искусство, причем не любое, а именно «изящное искусство». Существует следующее определение: эстетика — это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности [19]. В обобщенном виде эстетику определяют как науку, целью которой является осознание и объяснение красоты явлений, предметов человеческой деятельности, творений природы или иных материальных и нематериальных вещей [20].

Издревле человека восхищала красота кристаллов. В 20-21 веках складывалось понимание о процессах структуризации кристаллов на основе общности ряда законов физики и химии, свойственных для органического и неорганического мира. Однако до настоящего времени процессы кристаллизации и расство-рения важнейших для функционирования организма составных частей крови и других биологических жидкостей (БЖ) остались недостаточно изученными. При оценке процессов кристаллизации крови и БЖ стали использоваться термины: тезиограмма (ТЗГ) — кристаллическая картина, получаемая на поверхности подложки, после «выветривания» нанесенной на нее жидкости (воды) с растворенными в ней веществами [9]; тезиография — способ оценки ТЗГ, кристаллоподобный элемент (кристаллит, кристаллоид) - выпавший в осадок из раствора микроскопический элемент какой-либо составной части или ряда составных частей БЖ, без четких признаков дендритного или обычного кристалла [7], один из множества специфических тезиографиче-ских структур (СТС) или структурных элементов ТЗГ.

В последние годы сложилось понимание того, что формирование поражающих своей эстетичностью (красотой) ТЗГ БЖ является отражением естественной нанотехнологии кристаллизации из раствора и предоставляет новые возможности раскрытия ряда закономерностей в живой и неживой природе, которые могут иметь существенное значение для теоретических знаний в медицине, биологии кристаллографии, биофизике и других отраслях современной науки. Внедрение тезиографического метода в практику исследований БЖ на основе современных технологий открывает перспективу исследования in vitro и in vivo роли паттернов кристаллизации и растворения сложных по составу компонентов БЖ человека и животных. Эти паттерны, особенно на начальных уровнях организации материальных природных объектов, по нашему представлению могут выполнять роли триггеров в механизмах структурных изменений структур живого организма от микро- до макроуровня его функциональных сис-

тем. Накопление новых знаний об эволюции низкоуровневых паттернов в сложные паттерны более высокого уровня организации живого, открывает в них алгоритмы золотой пропорции (ЗП), обеспечивающие гармонию и красоту ТЗГ. Этими паттернами, оперирует Природа во время поиска минимума затрат свободной энергии структурирующихся компонентов живых систем.

В работе А.Г. Субботы (2009) «Введение в нейроэстетику» описаны механизмы восприятия центральным аппаратом нервной системы гармоничности предметов на основе ЗП или золотого сечения (ЗС) пифагорейцев, которые являются проявлением принципа максимальной простоты. Так как мозг человека играет роль комплекса резонансных фильтров, соединенных между собой в многоуровневые сложные узлы и реагирующих на определенную частоту - определена оценка эстетичности предметов и физиологических процессов ассоциативной теменно-височнозатылочной корой, которая размещена на стыке 3-х специфичных сенсорных систем, а также периферического звена тактильного, рецепторного и зрительного анализаторов.

Зрительный анализатор человеческого организма, используемый в современных технологиях микроскопии, позволяет выявлять проявления Золотого сечения в паттернах структуризации крови и других БЖ (рис. 1) при их обезвоживании, поражая исследователя своей завершенностью и гармоничностью [8].

эритроцитнои взвеси 1

эритроцитнои взвеси 2

* Санкт-Петербург, Тула

Рис. 1. Проявление гармонии в структурирующихся реактивах и компонентах крови

Исходя из этого можно заключить, что для формирования эстетически приятного образа ТЗГ БЖ нервной системе достаточно использовать этот один анализатор. Ощущение гармонии и красоты ТЗГ-препаратов, приходящее через зрительный анализатор, является результатом работы мозга по анализу и синтезу изображений с использованием физиологических нейроэстетических механизмов отражения реальности. Это ощущение является также отражением результирующих процессов структуризации БЖ при их обезвоживании, не зависящих от функции мозга, как состояние горы не зависит от снимка этой горы, сделанного цифровым аппаратом и не зависит от состояния этого фотоаппарата.

При этом возникает вопрос: как же естественные природные процессы без участия человеческого мозга создают эстетически красивые образы ТЗГ? Ответ на него может быть только один: Природа использует глубинные закономерности структуризации растворенных в БЖ веществ на основе существующих вне сознания человека программ. Второй вопрос носит поисковый характер: какие доступные для современного исследователя механизмы лежат в глубине природной технологии создания красивого из хаоса (кристаллизующихся структур из растворенных и располагающихся квазихаотично) составных частей БЖ?

В ответах на этот вопрос в настоящее время нет достаточных и точных научных данных. Однако умозрительным, но логически непротиворечивым может быть следующий ответ: в формировании эстетических картин ТЗГ скрыты глубокие природные закономерности структуризации жидких сред организма на молекулярном, атомарном, субмолекулярном и энергоинформационном уровнях, с использованием Природой технологии формирования паттернов ЗП [1,4,8]. Имеются расчеты современных физиков, показывающие, что эти паттерны могут быть значимыми не только в мире молекул и атомов, но и на уровнях субатомных частиц и электромагнитных волн. А.Г. Иванов-Ростовцев, Л.Г. Колотило [3] указывают на любопытное следствие, проистекающее из сопряженности масштабов реальных систем неживой природы, в динамике которых присутствуют оси симметрии 5-го порядка, «неразрывно связанные с так называемым правилом «Золотого сечения», играющим заметную роль в морфологии форм жизни». Современная физика дает все больше подтверждений, что ЗС является одной из фундаментальных математических констант [16,24].

Если в исследованиях использовать технику темнопольной, поляризационной, конфокальной и люминесцентной микроскопии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.