Научная статья на тему 'Гарбологическое измерение эффективности правового регулирования и состояния государственного и муниципального управления в Удмуртской Республике'

Гарбологическое измерение эффективности правового регулирования и состояния государственного и муниципального управления в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРБОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / GARBOLOGY / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL ISSUES / LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL RELATIONS / EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепталин Алексей Александрович, Тенсин Максим Владимирович

В современных условиях стремительно растёт количество экологических проблем. Среди них на первом месте оказываются проблемы, связанные с замусориванием окружающей среды, негативным воздействием бытовых и промышленных отходов на почву и воздух. Решение вопросов, связанных со своевременным сбором, вывозом и утилизацией бытовых и промышленных отходов, относится к ведению органов местного самоуправления. Однако существующие в настоящее время правовые механизмы, призванные стимулировать деятельность местного самоуправления в этой области, оказываются недостаточно эффективными, поскольку не входят в перечень критериев определения эффективности их деятельности. Предлагается пересмотреть сложившуюся на уровне Удмуртской Республики систему публичного управления в сфере экологии, внести соответствующие поправки в нормативные правовые акты Российской Федерации и Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GARBOLOGICAL MEASUREMENT OF THE LEGAL REGULATION EFFECTIVENESS AND THE STATE OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE UDMURT REPUBLIC

In modern conditions, the number of environmental problems is rapidly increasing. The most important among them are the problems associated with the littering of environment, adverse effects of municipal and industrial waste on soil and air. The resolution of issues related to timely collection, transportation and disposal of domestic and industrial waste is the responsibility of local authorities. However, currently existing legal mechanisms aimed to stimulate the activities of local government in this area are not effective enough, because they do not belong to the list of criteria for determining the effectiveness of their activities. It is proposed to revise the current level of the Udmurt system of public administration in the field of ecology, to amend the regulations of the Russian Federation and the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Гарбологическое измерение эффективности правового регулирования и состояния государственного и муниципального управления в Удмуртской Республике»

УДК 351

А.А. Шепталин, М.В. Тенсин

ГАРБОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В современных условиях стремительно растёт количество экологических проблем. Среди них на первом месте оказываются проблемы, связанные с замусориванием окружающей среды, негативным воздействием бытовых и промышленных отходов на почву и воздух. Решение вопросов, связанных со своевременным сбором, вывозом и утилизацией бытовых и промышленных отходов, относится к ведению органов местного самоуправления. Однако существующие в настоящее время правовые механизмы, призванные стимулировать деятельность местного самоуправления в этой области, оказываются недостаточно эффективными, поскольку не входят в перечень критериев определения эффективности их деятельности. Предлагается пересмотреть сложившуюся на уровне Удмуртской Республики систему публичного управления в сфере экологии, внести соответствующие поправки в нормативные правовые акты Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Ключевые слова: гарбология, экологическая политика, экологические проблемы, правовое регулирование экологических отношений, эффективность государственного и муниципального управления.

Одной из самых актуальных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается современное общество, является экологически обусловленная прежде всего неконтролируемым ростом потребления и, как следствие, стремительным ростом общего количества отходов. Актуализация данной проблемы обусловила возникновение отдельного направления экологии - гарбологии (от англ. garbage -«мусор», то есть буквально «мусороведение», «мусорология»), изучающей мусорные отходы и методы их утилизации. В этой связи летом 2014 г. Ижевским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации было проведено социологическое исследование «Современное состояние экологической культуры в контексте проблем гар-бологии» [1]. В ходе исследования была обобщена и систематизирована актуальная информация, характеризующая современное состояние отношения населения к решению экологических проблем и охране окружающей среды в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

Исследование было проведено в трех из пяти городских округах (Ижевск, Глазов, Сарапул) и семи из двадцати пяти муниципальных районах (Воткинский, Завьяловский, Игринский, Киясовский, Шарканский, Юкаменский, Ярский), в общей сложности было опрошено 715 человек. В целях объективного учета влияния этнического фактора на экологическую культуру выборочная совокупность была распределена по муниципальным районам и городским округам с разными типами этносреды, классифицированной в работе М.Н. Губогло и С.К. Смирновой [2].

Ранжирование наиболее актуальных экологических проблем в Удмуртской Республике выглядит следующим образом: больше всего (61,4 %) население волнует появление новых свалок, рост количества мусора во дворах, на придомовых территориях; 54 % опрошенных высказывают опасения по поводу ухудшения качества питьевой воды; 42,4 % отмечают ухудшение качества воздуха; 39,9 % обеспокоены загрязнением рек, озер, водоемов и 32,3 % - ухудшением состояния лесов, парков. Очевидно, что практически все экологические проблемы, наиболее актуальные для населения, относятся к гарбологиче-ской сфере, обусловлены негативным воздействием мусора на окружающую среду (табл. 1).

В разрезе городских округов и муниципальных районов актуальные проблемы распределяются крайне неравномерно. В частности, для муниципальных районов в динамике стало более актуальным появление новых свалок, рост количества мусора на территории муниципального образования, а жителей городов в большей степени волнует ухудшение качества питьевой воды и воздуха (табл. 2).

Примечательно, что, как показало исследование, подавляющее большинство опрошенных связывает изменение экологической ситуации с изменением культуры поведения населения. Вместе с тем, очень интересна трактовка роли органов публичной власти (табл. 3). Население справедливо отмечает ведущую роль органов местного самоуправления (45,3 %) и органов государственной власти Удмуртской Республики (43,5 %) в решении экологических проблем. Кроме того, отмечается возложение ответственности за изменение экологической ситуации на предприятия, учреждения и организации (33,6 %), а также на федеральные органы государственной власти (33,1 %).

206_А.А. Шепталин, М.В. Тенсин_

2015. Т. 25, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 1

Актуальные экологические проблемы в оценках населения Удмуртской Республики

Вариант ответа Общее количество опрошенных, Доля среди

отметивших соответствующую всех опрошенных

экологическую опасность

Ухудшение качества воздуха 303 42,4 %

Ухудшение качества питьевой воды 386 54,0 %

Появление новых свалок, рост количества 439 61,4 %

мусора во дворах, на придомовых территориях

Ухудшение состояния лесов, парков 231 32,3 %

Техногенные катастрофы на предприятиях 68 9,5 %

Загрязнение рек, озер, водоемов 285 39,9 %

Вредные химические вещества 189 26,4 %

в овощах и фруктах

Повышенный уровень шума 91 12,7 %

Повышенный уровень радиации 77 10,8 %

Изменение климата, глобальное потепление 58 8,1 %

Ухудшение почв, снижение 92 12,9 %

их естественного плодородия

Исчезновение лесов, отдельных видов птиц, 142 19,9 %

рыб, животных и растений

Выпадение кислотных дождей 25 3,5 %

Другое 2 0,3 %

Таблица 2

Оценка наиболее актуальных экологических проблем населением городских округов

и муниципальных районов

Актуальная экологическая проблема Городские округа Муниципальные районы

Появление новых свалок, рост количества мусо- 42,1 % 57,9 %

ра во дворах, на придомовых территориях

Ухудшение качества питьевой воды 61,1 % 38,6 %

Ухудшение качества воздуха 67,0 % 33,0 %

Загрязнение рек, озер, водоемов 55,4 % 44,6 %

Ухудшение состояния лесов, парков 48,1 % 51,9 %

Таблица 3

Оценка населением муниципальных образований Удмуртской Республики зависимости улучшения экологической ситуации от населения, органов публичной власти, общественных

организаций и хозяйствующих субъектов

Общее количество опрошенных, отметивших вариант Доля среди всех опрошенных

От федеральных органов государственной власти в целом 237 33,1 %

От органов государственной власти Удмуртской Республики 311 43,5 %

От органов местного самоуправления 324 45,3 %

От самих людей 517 72,3 %

От предприятий, учреждений и организаций 240 33,6 %

От общественных организаций, в том числе экологических 104 14,5 %

Затрудняюсь ответить 27 3,8 %

В разрезе муниципальных образований представленная информация о возложении ответственности за решение вопросов, связанных с улучшением экологической ситуации, весьма интересна и показательна (табл. 4).

Таблица 4

Доля населения городских округов и муниципальных районов среди отметивших зависимость решения экологических проблем от населения, органов публичной власти, общественных

организаций и хозяйствующих субъектов

Городские округа Муниципальные районы

От федеральных органов государственной власти в целом 64,6 % 35,4 %

От органов государственной власти Удмуртской Республики 67,8 % 32,2 %

От органов местного самоуправления 59,6 % 40,4 %

От самих людей 51,8 % 48,2 %

От предприятий, учреждений и организаций 58,3 % 41,7 %

От общественных организаций, в том числе экологических 64,4 % 35,6 %

Затрудняюсь ответить 44,4 % 55,6 %

Очевидно, что население, проживающее в сельской местности, более реалистично оценивает возможности государственной власти в решении экологических проблем, надеясь, прежде всего, на себя, хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления.

Более практический интерес представляет оценка населением муниципальных образований экологических угроз, которые, как считают респонденты, имеются в муниципальных образованиях Удмуртской Республики (табл. 5). Среди насущных экологических опасностей, по мнению населения, преобладают бытовые отходы (61,5 %), возникающие в процессе потребления, на втором месте - загрязнение окружающей среды транспортом (39,3 %), на третьем - выбросы промышленных предприятий (38,7 %). Также актуальны проблемы, связанные с вырубкой лесов и парков (35,0 %) и промышленными отходами (34,4 %).

Таблица 5

Оценка экологических опасностей для окружающей среды в муниципальных образованиях

Удмуртской Республики

Экологические опасности Общее количество опрошенных, Доля среди

отметивших вариант всех опрошенных

Бытовые отходы 440 61,5 %

Транспорт 281 39,3 %

Промышленные отходы 246 34,4 %

Вырубка лесов и парков 250 35,0 %

Выбросы промышленных предприятий 277 38,7 %

Объекты энергокомплекса (ГЭС, ТЭЦ) 40 5,6 %

Ничего из этого не представляет опасности 11 1,5 %

Другое 17 2,4 %

Затрудняюсь ответить 39 5,5 %

Таким образом, среди существующих опасностей для экологической ситуации в муниципальных образованиях на первом месте по значимости находятся проблемы, связанные с утилизацией бытовых и промышленных отходов, о чем говорят 95,9 % опрошенных. Совершенно очевидно, что приоритетом государственного и муниципального управления должны стать усилия, направленные на формирование новых подходов к решению актуальных проблем в сфере гарбологии.

На первый взгляд для этого в нашей стране созданы необходимые организационно-правовые условия. Современное состояние правого регулирования это подтверждает. Начнем с того, что Конститу-

2015. Т. 25, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ция Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя в ст. 9 указывает на землю и другие природные ресурсы, которые используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [3]. В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшее конституционное право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. С этим правом корреспондирует одна из конституционных обязанностей, указанная в ст. 58 Конституции Российской Федерации: «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». В развитие указанных положений Конституции Российской Федерации в нашей стране приняты все необходимые нормативные правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.№ 136-Ф3 [4], Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ [5], Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ [6], Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [7], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (устанавливающий административную ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования) [8], Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (содержит гл. 26 «Экологические преступления») [9]. Кроме кодифицированных актов действуют наиболее важные федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с организацией и деятельностью органов публичной власти, участвующих в решении экологических проблем: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10], Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11]. Принципиально важными федеральными законами, регулирующими отношения в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами, являются: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12], Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [13], Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [14], Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [15], Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [16], Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17], Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [18], Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [19] и ряд других актов.

Однако, как показывает анализ действующего законодательства, основное бремя решения практических вопросов в сфере гарбологии возложено на органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, затрагивающим отношения в сфере гарбологии относятся: для городских и сельских поселений - «организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора» (п. 18 ст. 14), для муниципальных районов - «организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» (п. 14 ст. 15), для городских округов -организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ст. 16). Таким образом, все вопросы, связанные с мусором, находятся в ведении органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.

С 2008 г. в Российской Федерации действует Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г.№ 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [20]. В указе содержится перечень показателей, на основании которых осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах. К сожалению, в перечне, который в настоящее время состоит из тринадцати пунктов, критерии, на основе которых можно было бы оценивать состояние эффективности в сфере гарбологии, нет. Косвенно к оценке эффективности органов местного самоуправления относится только критерий «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных)». Все остальные критерии не позволяют обеспечить необходимое воздействие на органы местного самоуправления со стороны органов государственной власти в случае, если имеет место ухудшение экологической ситуации в конкретном муниципальном образовании.

Вместе с тем в структуре исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований формируются и функционируют структурные подразделения, осуществляющие функции в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Например, в муниципальном образовании «Город Ижевск» подобный орган был образован решением Городской думы г. Ижевска от 6 июня 2006 г. № 118 «Об учреждении функционального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды» [21]. В соответствии с Положением об Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска к его полномочиям в области гарбологии относятся:1) разработка и участие в реализации муниципальных целевых программ по охране окружающей среды, контроль за их реализацией; 2) осуществление муниципального лесного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов, расположенных в границах муниципального образования; 3) проведение мониторинга экологических показателей состояния загрязнения атмосферы города, сбросов в поверхностные водоемы, загрязнения почв, движения отходов; 4) осуществление содержания природоохранных объектов, находящихся в оперативном управлении и функции заказчика по их проектированию и строительству; 5) рассмотрение результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленных в органы местного самоуправления; 6) информирование населения об экологическом состоянии муниципального образования, о принимаемых мерах по охране окружающей среды; 7) организация проведения мероприятий по ликвидации негативных последствий для окружающей среды в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 8) рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам охраны окружающей среды; 9) проведение общественных мероприятий в области экологического просвещения; 10) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; 11) оказание консультационно-методической помощи физическим и юридическим лицам по вопросам охраны окружающей среды и природопользования; 12) организация работ по предотвращению захламления земель, размещению промышленных и бытовых отходов в окружающей среде, загрязнению почв сточными водами; 13) осуществление деятельности по взаимодействию с федеральными, республиканскими государственными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по выполнению мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на территории муниципального образования [21]. Очевидно, что функциональный орган муниципального образования располагает широкими полномочиями в сфере гарбологии, однако при этом, по результатам социологического исследования, 48,3 % опрошенных жителей города Ижевска отметили, что экологическая ситуация в муниципальном образовании очень сложна (хуже показатель только в Игринском районе - 55,1 %). Наличие отдельных экологических проблем отметили 46,1 % респондентов. В городе Ижевске ни один опрошенный не указал, что ситуация в муниципальном образовании благополучная, экологических проблем нет. Оценивая динамику изменения экологической ситуации в муниципальном образовании, 48,9 % ижевчан отметили, что экологических проблем стало значительно больше. При этом в отчете Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска за 2013 г., размешенном на официальном портале, приводится информация о достижении запланированных целевых показателей [22]. Вероятно, запланированные целевые показатели определяли без учета объективных интересов и потребностей населения. Очевидно, что на примере города Ижевска мы наблюдаем классический диссонанс в оценках происходящего со стороны публичной власти и гражданского общества. Именно в этой связи возникает необходимость дополнения перечня критериев, закрепленных в Указе Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» пунктом 14 «Оценка населением состояния окружающей среды в муниципальном образовании». В противном случае реальное воздействие на деятельность органов местного самоуправления, даже при наличии большого массива нормативно-правовых актов федерального уровня, оказывается проблематичным и не способствует достижению конечной цели муниципального управления - позитивной оценки населением муниципальных образований экологической ситуации и наглядных результатов реализуемой на муниципальном уровне экологической политики.

Вопросы разработки и реализации экологической политики активно фигурируют в повестке и на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, в Удмуртской Республике в настоящее время функционируют три исполнительных органа государственной власти - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики [23]; Министерство лесного хо-

2015. Т. 25, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

зяйства Удмуртской Республики [24]; Управление охраны фауны Удмуртской Республики [25]. В соответствии с действующим Постановлением Правительства УР от 5 марта 2012 г. № 74 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики» оно является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, реализующим на территории Удмуртской Республики государственную политику и осуществляющим управление в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора. Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики «является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах, осуществляющим управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Удмуртской Республики» [24]. Функциональная компетенция Управления охраны фауны Удмуртской Республики заключается в реализации на территории Удмуртской Республики государственной политики и осуществлении полномочий в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных областях других исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики [25]. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предметом его регулирования выступают «отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации». Кроме того, Федеральный закон 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Очевидно, что решение организационно-управленческих вопросов в сфере охраны окружающей среды было бы целесообразнее не делить между органами государственной власти, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации, особенно в условиях сложной экономической ситуации. В этой связи в Удмуртской Республике предлагается оптимизировать систему и структуру исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и передать функции Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики и Управления охраны фауны Удмуртской Республики в Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, учитывая, что решаемые ими управленческие вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов (в том числе лесов) тесно взаимосвязаны.

Актуальность оптимизации государственного управления на уровне субъектов Российской Федерации объясняется также тем, что в последние годы внимание государства к экологическим проблемам растет. В 2012 г. произошло два принципиально важных события: 30 апреля 2012 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [26]; 10 августа 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [27]. Во исполнение данных указов было издано два Распоряжения Правительства Российской Федерации: от 26 ноября 2012 г. № 2189-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [28] и от 18 декабря 2012 г. № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [29]. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.

Во исполнение рекомендаций Президента Российской Федерации в Удмуртской Республике было принято Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 г. № 1085-р «Об утверждении Плана мероприятий по проведению в 2013 году в Удмуртской Республике Года охраны окружающей среды» [30]. План мероприятий предусматривал активное участие в его реализации не только органов государственной власти Удмуртской Республики (ответственным за реализацию плана было определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики), но и органов местного самоуправления, которым было рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды. План мероприятий по проведению в 2013 г. в Удмуртской Республике Года охраны окружающей среды предусматривал, что до 1 марта 2014 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики представит в Правительство Удмуртской Республики доклад о результатах проведения Года охраны окружающей среды, предполагалось также информирование населения через экологический портал (www.eco18.ru) и официальный сайт Минприроды УР (www.minpriroda.ru) о состоянии окружающей среды Удмуртской Республики и деятельности природоохранных органов по улучшению экологической обстановки (в качестве ответственных за данное направление работы были указаны Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и автономное учреждение «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики»). К сожалению, по состоянию на август 2014 года в открытом доступе (интернет, электронные и печатные средства массовой информации) текст доклада обнаружить не удалось. Кроме того, существенным недостатком Плана мероприятий по проведению в 2013 г. в Удмуртской Республике Года охраны окружающей среды стало отсутствие в нем количественного и качественного изучения отношения населения к экологическим проблемам, выявления наиболее остро стоящих перед обществом и государством проблем в экологической сфере, а также внедрения механизма, обеспечивающего массовое вовлечения населения в решение актуальных экологических проблем. Основные мероприятия были связаны с проведением совещаний, конкурсов, олимпиад, экологических форумов, конференций, другой эколого-просветительской деятельности, при практически полном игнорировании реализации практического включения общества в решении экологических проблем (исключением стало проведение благотворительной акции среди питомников лесных хозяйств «Озеленим старую усадьбу вместе!») [30].

Но осознание значимости решения гарбологических проблем всё-таки нашло свое отражение в разработке и реализации республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»», которая в качестве цели предполагала «снижение негативного воздействия отходов производства потребления на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода, включающего себя разработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления» [31]. Однако, согласно результатам социологического опроса, среди существующих опасностей для экологической ситуации в муниципальных образованиях на первом месте по значимости находятся проблемы, связанные с утилизацией бытовых и промышленных отходов, о чем говорят 95,9 % опрошенных, что требует адекватной реакции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Кроме того, совершенно очевидно, что приоритетом государственного и муниципального управления должны стать усилия, направленные на формирование новых подходов к решению актуальных проблем в сфере гарбологии, поскольку подавляющее большинство актуальных экологических угроз исходит от замусоривания окружающей среды. Как показывает практика, рациональное природопользование в современных условиях не может быть обеспечено без решения ряда вопросов в сфере создания оптимальной системы государственного и муниципального управления, совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения ответственности за результаты деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в экологической сфере исходя в конечном итоге из оценки населением экологической ситуации, поскольку само по себе принятие и реализация различных программ может не иметь конкретных и видимых гражданскому обществу результатов.

2015. Т. 25, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Материалы социологического исследования «Современное состояние экологической культуры в контексте проблем гарбологии». Сайт ИФ РАНХиГС. URL: http://izh.ranepa.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Т.1: Парадоксы этнополитической трансформации на исходе XX века. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. 496 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

5. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381.

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.№ 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.

11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

12. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.

13. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009.

14. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2222.

15. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

16. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7358.

17. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 48. Ст. 5711.

18. Закон РФ от 21 февраля 1992 № 2395-I «О недрах» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.

19. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимика-тами» (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 29. Ст. 3510.

20. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 14.10.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 18. Ст. 2003.

21. Решение Городской думы г. Ижевска от 6 июня 2006 г. № 118 (ред. от 27.06.2013) «Об учреждении функционального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды» // Ижевский вестник. 2006. 5 июля.

22. URL: http://www.izh.ru/i/info/14261.html

23. Постановлением Правительства УР от 5 марта 2012 г. № 74 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики» (ред. от 14.04.2014) // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2012. № 40.

24. Постановление Правительства УР от 26 декабря 2011 г. № 480 (ред. от 30.06.2014) «О Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики» // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2012. № 39.

25. Постановление Правительства УР от 28 мая 2012 г. № 219 (ред. от 14.07.2014) «Об Управлении охраны фауны Удмуртской Республики» // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2012. № 41 (II).

26. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 129117/

27. Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 33. Ст. 4634.

28. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2189-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 49. Ст. 6908.

29. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7561.

30. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 г. № 1085-р «Об утверждении Плана мероприятий по проведению в 2013 году в Удмуртской Республике Года охраны окружающей среды». URL: http://www.udmurt.ru

31. Постановление Правительства УР от 6 июля 2009 г. № 181 «Об утверждении республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы»» (ред. от 15.04.2013) // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2009. № 26 (I).

Поступила в редакцию 11.10.14

A.A. Sheptalin, M. V. Tensin

GARBOLOGICAL MEASUREMENT OF THE LEGAL REGULATION EFFECTIVENESS AND THE STATE OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE UDMURT REPUBLIC

In modern conditions, the number of environmental problems is rapidly increasing. The most important among them are the problems associated with the littering of environment, adverse effects of municipal and industrial waste on soil and air. The resolution of issues related to timely collection, transportation and disposal of domestic and industrial waste is the responsibility of local authorities. However, currently existing legal mechanisms aimed to stimulate the activities of local government in this area are not effective enough, because they do not belong to the list of criteria for determining the effectiveness of their activities. It is proposed to revise the current level of the Udmurt system of public administration in the field of ecology, to amend the regulations of the Russian Federation and the Udmurt Republic.

Keywords: garbology, environmental policy, environmental issues, legal regulation of environmental relations, effectiveness of state and municipal government.

Шепталин Алексей Александрович, кандидат исторических наук, доцент

Ижевский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 426057, Россия, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 18 E-mail:sheptalin@list.ru

Тенсин Максим Владимирович, кандидат исторических наук, доцент

Ижевский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 426057, Россия, г. Ижевск, ул. Красногеройская, 18

Удмуртский филиал Института философии и права УрО РАН

426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: tensinm@mail.ru

Sheptalin A.A.,

Candidate of History, Associate Professor

Izhevsk branch of The Russian presidential academy of national economy and public administration 462057, Russia, Izhevsk, Krasnogeroiskaya st., 18 E-mail: sheptalin@list.ru

Tensin M.V.,

Candidate of History, Associate Professor

Izhevsk branch of The Russian presidential academy of national economy and public administration 426057, Russia, Izhevsk, Krasnogeroyskaya st., 18

Udmurt branch of Institute of Philosophy and Law (Ural Branch of The Russian Academy of Sciences) 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4. E-mail: tensinm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.