Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / СУБЪЕКТ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ / ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полонский Дмитрий Михайлович, Горячковская Юлия Михайловна

В настоящей статье в порядке постановки научной проблемы представлена авторская позиция относительно природы и содержания гарантий законности в деятельности публичной администрации. Показана необходимость всестороннего исследования системы гарантии законности, а также в переосмыслении отдельных теоретических и практических вопросов обеспечения законности в деятельности субъектов публичной администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES OF LEGALITY IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ADMINISTRATION ENTITIES

In this article in order to pose a scientific problem, the author's position on the nature and content of guarantees of legality in the activities of public administration is presented. The necessity of a comprehensive study of the system of guaranteeing legality, as well as in rethinking certain theoretical and practical issues of ensuring legality in the activities of subjects of public administration is shown

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_123 УДК 342.9

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Guarantees of legality in the activities of public administration entities

ПОЛОНСКИЙ Дмитрий Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 308015, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: Polonskiy_D@bsu.edu.ru;

ГОРЯЧКОВСКАЯ Юлия Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, Белгородский университет кооперации, экономики и права. 308023, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Садовая, д. 116А. E-mail: kaf-tigp-zav@bukep.ru;

Polonskyy Dmitryy Mikhailovich,

Candidate of Juridical Sciences, docent of the Department of Administrative Law and Process

Belgorod National Research University.

85 Pobedy St, Belgorod 308015, Russian Federation.

E-mail: Polonskiy_D@bsu.edu.ru;

Goryachkovskaya Yuliya Mikhaylovna,

Candidate of Juridical Sciences, docent, Head of the Department of Theory and History of State and Law Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 116a, Sadovaja street, Belgorod, 308023. E-mail: kaf-tigp-zav@bukep.ru

Краткая аннотация. В настоящей статье в порядке постановки научной проблемы представлена авторская позиция относительно природы и содержания гарантий законности в деятельности публичной администрации. Показана необходимость всестороннего исследования системы гарантии законности, а также в переосмыслении отдельных теоретических и практических вопросов обеспечения законности в деятельности субъектов публичной администрации.

Abstract: In this article in order to pose a scientific problem, the author's position on the nature and content of guarantees of legality in the activities of public administration is presented. The necessity of a comprehensive study of the system of guaranteeing legality, as well as in rethinking certain theoretical and practical issues of ensuring legality in the activities of subjects of public administration is shown.

Ключевые слова: законность, публичная администрация, субъект публичной администрации, гарантии законности

Keywords: legality, public administration, the subject of public administration, guarantees of legality.

Для цитирования: Полонский Д.М., Горячковская Ю.М. Гарантии законности в деятельности субъектов публичного администрирования //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 123-125. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_123.

For citation Polonskyy D.M., Goryachkovskaya Y.M. Guarantees of legality in the activities of public administration entities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 123-125. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_123.

Статья поступила в редакцию: 20.06.2023

Современная действительность характеризуется наличием ряда кризисных явлений и сложных вызовов, негативно влияющих на обеспечение законности в деятельности субъектов публичной администрации [1]. Отметим, что такая тенденция прослеживается не только в России, но и во многих, в том числе развитых, государствах в мире.

Рост нерешенных проблем в обеспечении законности в государстве в перспективе неминуемо приведет к ухудшению состояния правопорядка, и как следствие, росту правонарушений, низкому уровню защищенности прав, свобод и законных интересов всех без исключения участников общественных отношений. Состояние правопорядка непосредственно связано с уровнем обеспечения законности в государстве - это аксиома [2].

При исследовании различных вопросов обеспечения правопорядка, отдельными исследователями отмечается, что продолжительные кризисные явления и вызванные ими ослабления в обеспечении законности порождают стойкий социальный и правовой нигилизм, который трансформируется из плоскости эмоций, чувств, переживаний (правовой психологии) в плоскость убеждений, представлений стереотипов и даже принципов (правовая идеология), что в свою очередь обуславливает возникновение стойкой негативной для общественных интересов модели поведения индивидуума [3, с. 135]

При этом считаем, что уровень обеспечения законности и правопорядка в государстве в первую очередь зависит от состояния законности в исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Когда такой уровень снижается в управлении, то, даже если иные компоненты государственного механизма строго исполняют юридические предписания, есть основания говорить о кризисе [4, с. 602].

Как мы уже определяли ранее, законность в деятельности субъектов публичной администрации представляет собою правовой режим, при котором субъект публичной администрации обязан одновременно строго соблюдать требования действующего законодательства и обеспечивать безусловное исполнение общих и специальных правовых норм иными участниками административных правоотношений, возникающих при его непосредственном участии [5, с. 114].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)

Такой режим проявляется в том, чтобы, с одной стороны, все участники административных правовых отношений действовали в четко определенном правовом поле и строго соблюдали действующее законодательство, а с другой - все юридически значимые решения и действия субъектов публичной администрации соответствовали требованиям, методам, способам, процедурам и формам, установленным законом, не выходили за пределы компетенции указанных субъектов и не противоречили общеконституционным принципам, которые формируют основы функционирования правового государства.

При этом, ключевым аспектом в вопросе отнесения тех или иных субъектов к системе публичной администрации, для нас является выполнение указанными субъектами административно - публичных функций, а также наделение их статусом государственного или иного органа в целях осуществления отдельных административно-публичных функций, что безусловно непосредственно отображается на их роли и задачах в обеспечении законности и правопорядка.

Также подчеркнем, что в последнее время аспект обеспечения законности в деятельности субъектов публичного администрирования привлекает особое внимание исследователей [6; 7; 8]. Для таких исследований главным объектом познания выступают аспекты административного, управленческого влияния на принятие решений участниками правоотношений, а также положительные и негативные последствия такого влияния. Одновременно в такие исследование включают разработку предложений по созданию стимулирующих условий необходимых для надлежащего соблюдения законности, устранения причини факторов роста моделей девиантного поведения в обществе и дестабилизации правопорядка.

Отсюда, вследствие своей непосредственной направленности на установление правопорядка в обществе, режим законности приобретает особенное значение в современном государственном управлении. Надлежащее обеспечение указанного режима является ручательством того, что субъекты публичного администрирования одной стороны будут в состоянии исполнять свое социальное предназначение и позитивно влиять на упорядочивание общественных отношений, а с другой - будут адекватно и своевременно реагировать на изменения в общественном устройстве на пути развития государства.

Однако установление и обеспечение законности в деятельности субъектов публичного администрирования не может осуществляться стихийно. Более того, для достижения позитивного результата, обязательным видится целенаправленное управленческое воздействие на указанную деятельность, осуществляемое как извне системы указанных субъектов (со стороны общества в целом, отдельных общественных институтов и организаций, представителей законодательной и судебной ветвей государственной власти не входящих в такую систему), так и изнутри (во стороны вышестоящих субъектов управления, руководителей, в плоть до самоконтроля каждого такого субъекта в отдельности).

В свете сказанного, особо ценной является мысль В.С. Нерсесянца о том, что определяя возможность усовершенствования, более полного и неукоснительного соблюдения режима законности, ми объективно признаем существование системы определённых мер, призванных способствовать упорядочиванию общественных отношений в направлении точного и последовательного воплощения требований правового закона в жизнь [9, с. 468].

Так, по нашему мнению, создание устойчивого правового режима законности во взаимоотношениях между субъектами административной власти с одной стороны и гражданами, их объединениями, организациями с другой, предусматривают наличие трех основных факторов: наличие развитого законодательства и правовой системы; наличие системы гарантий, которая обеспечивает соблюдение юридических норм всеми участниками управленческих отношений; эффективного механизма принуждения, действующего в пределах существующего режима законности.

Как и многие исследователи, обращаем внимание на необходимость создания и укрепления системы разнообразных гарантий законности. Речь идет о создании единой системы мер, призванных стимулировать и обеспечивать соблюдение законов и поддержание правопорядка в государстве и обществе. В указанном аспекте под гарантиями законности понимаются определённые условия, меры, способы, факторы, обусловленные объективными закономерностями общественного развития, которые непосредственно обеспечивают законность и стабилизируют правопорядок или способствуют укреплению их состояния [10, 721].

Понимая, что экономика, политика и идеология являются неотъемлемыми сферами жизни любого общества, которые в свою очередь находят свое юридическое отображение в праве, в административной науке выделяют общие и специальные (исключительно правовые, юридические) гарантии обеспечения законности в государственном управлении.

К общим гарантиям чаще всего относят совокупность экономических политических социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. В свою очередь, специальными гарантиями называют - совокупность исключительно юридических средств и организационных мер, с помощью которых обеспечивается законность в сфере государственного управления.

Отсюда? к социально-экономическим гарантиям обеспечения законности можем отнести состояние экономического развития общества, уровень благополучия населения в государстве, а также иные объективные факторы, позитивно влияющие на состояние законности в государстве. Применительно к деятельности субъектов публичной администрации, отдельно выделим гарантии надлежащего финансового и материально-технического обеспечения такой деятельности, а также соблюдение достойного социального обеспечения персонала, указанных субъектов.

К идеологическим гарантиям законности отнесем надлежащий уровень правосознания, распространения среди граждан общих юридических знаний, уважения к требованиям закона, а также общий уровень морального воспитания населения. Очевидно, что состояние законности в обществе непосредственно зависит от уровня его правосознания, поэтому в деятельности субъектов публичной администрации ключевыми считаем гарантии поддержания связи с общественностью, в том числе по вопросам распространения правовых знаний и юридической грамотности среди населения, активного воздействия на общественное правосознание, акцентированного внимания на общественные потребности и интересы.

Что касается специальных гарантий законности в деятельности субъектов публичной администрации, то к ним следует отнести юридические и организационные гарантии обеспечения законности в указанной деятельности.

Считаем, что юридические гарантии занимают особое место в системе описываемых гарантий, так как они в большей мере закреплены в законодательстве специальными юридическими средствами, направленными на предупреждение и пресечение нарушений законности, а также на устранение причин и негативных последствий такого нарушения. К таким гарантиям следует отнести состояние развития правовой системы в целом, полнота, системность и непротиворечивость действующего законодательства, наличие высокого уровня юридической техники в законодательном процессе, уровень правовой культуры государственных служащих, как элемент оценки их профессионализма.

Акцентируем что одно лишь наличие закрепленных законодательно правовых норм, без обеспечения их качественного содержания, высокого уровня юридической техники, системности и актуальности (соответствия современном состоянию развития общественных отношений) не сможет гарантировать надлежащий уровень законности и правопорядка.

Более того, ориентация исключительно на правовой аспект обеспечения законности будет явно недостаточным для его эффективного осуществления. Поэтому параллельно с правовыми гарантиями, необходимо уделять внимание развитию гарантий организационных.

Отметим, что организационные гарантии играют значительную роль в вопросе обеспечения законности в деятельности субъектов публичной администрации. К таким гарантиям можем отнести оптимизацию системного и структурного построения указанных субъектов, четкое и рациональное распределение полномочий; повышение квалификации и эффективности правовой подготовки персонала, определения понятных и конкретизированных критериев оценивания их деятельности.

На основе изложенного считаем, что под системой гарантии законности в деятельности субъектов публичного администрирования следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых условий, факторов и мер, которые способствуют реализации установленных государством правовых норм со стороны всех участников общественных отношений, возникающих в сфере деятельности субъектов публичного администрирования.

Кроме того, исследование системы гарантий обеспечения законности в деятельности субъектов публичного администрирования неминуемо приводит к необходимости дальнейшего научного поиска в изучении факторов и условий, которые порождают или предопределяют нарушения законности в указанной сфере. То есть между этапом познания содержания и сущности законности в деятельности субъектов публичного администрирования и этапом разработки конкретных предложений по усовершенствованию ее обеспечения, в том числе по установлению системы гарантий, обязательным видится этап по изучению детерминации и причинности факторов, негативно влияющих на состояние законности.

Вышеназванный подход, по нашему мнению, позволит исследовать законность в деятельности публичной администрации в перспективе разработки и реализации эффективных предложении по ее надлежащему обеспечению, а также закладывает определенный теоретический фундамент для дальнейших научных исследований и решений существующих проблем обеспечения законности в государстве и обществе.

Библиография:

1. Власенко, Н.А. Кризисные тенденции в законотворчестве современной России / Н.А. Власенко // Юридическая техника. - 2015. - № 9. - С. 175-182.

2. Старилов, Ю.Н. От правильного понимания и уважения законности к ее верховенству / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - № 3(30). - С. 18-40.

3. Красюк И. А. Концепция законности в советском праве / И. А. Красюк // Актуальн проблеми держави i права: зб. наук. пр. / редкол.: С. В. Ювалов (голов. ред.), В. М. ДрьомЫ (заст. голов. ред.), Ю. П. Аленш [та ш.]; МОНмолодьспорт Укра'1'ни, НУ «ОЮА». - Одеса: Юрид. л-ра, 2012. - С. 130-136.

4. Бахрах, Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении / Д.Н. Бахрах // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1992. - № 3. - С.

3-12

5. Полонский, Д.М. О проблеме определения понятия законности в деятельности публичной администрации в России / Д.М. Полонский // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2022. - Т. 47, № 1. - С. 110-116.

6. Бахрах, Д.Н. Обеспечение режима законности в государственном управлении (в сфере публичного управления) / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов //Административное право: учебник для вузов Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». - 2-е издание, измененное и дополненное. - Москва : Юридическое издательство "Норма", 2005. -С. 737-773.

7. Мильшин, Ю.Н. Условия обеспечения законности в деятельности органов публичной власти / Ю.Н. Мильшин // Административное право и процесс. - 2022. - № 12. - С. 57-59.

8. Воронов, А.М. Контроль и надзор в системе мер обеспечения законности государственного администрирования в сфере экономики /А.М. Воронов// Государственный контроль и надзор как способы обеспечения законности в сфере экономической деятельности: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Лазаревские чтения», посвященной памяти доктора юридических наук, заслуженного юриста РСФСР Елены Викторовны Шориной, Москва, 25.10.2018 года. - Москва: Компания КноРус, 2019. - С. 9-17.

9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов /В.С. Нерсесянц. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 552 с.

10. Скакун О.Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс) / О.Ф. Скакун: Учебник. Перевод с украинского. - Харьков: Эспада, 2007. - 840 с.

References:

1. Vlasenko, N.A. Crisis trends in lawmaking in modern Russia / N.A. Vlasenko // Legal technique. - 2015. - No. 9. - pp. 175-182.

2. Starilov, Yu.N. From the correct understanding and respect for the rule of law to its supremacy / Yu.N. Starilov // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Law. - 2017. - № 3(30). - Pp. 18-40.

3. Krasyuk I.A. The concept of legality in Soviet law / I.A. Krasyuk // Actual problems of the powers of I law: zb. nauk. pr. / editorial board: S.V. Kivalov (head. ed.), V.M. Dryomin (zast. golov. ed.), Yu.P. Alenin [ta in.]; Monmolodsport of Ukraine, WELL "OYA". - Odessa: Yurid. l-ra, 2012. - pp. 130-136.

4. Bakhrah, D. N. Questions of legality in public administration / D.N. Bakhrah // News of higher educational institutions. Jurisprudence. - 1992. - No. 3. - pp. 3-12.

5. Polonskyy, D.M. On the problem of defining the concept of legality in the activities of public administration in Russia / D.M. Polonskyy // Nomothetika: Philosophy. Sociology. Pravo. - 2022. - Vol. 47, No. 1. - pp. 110-116.

6. Bakhrah, D.N. Ensuring the rule of law in public administration (in the field of public administration) / D.N. Bakhrah, B.V. Rossinsky, Yu.N. Starilov //Administrative law: textbook for universities Approved by the Ministry of Education of the Russian Federation as a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty 021100 "Jurisprudence". - 2nd edition, modified and expanded. - Moscow : Norma Law Publishing House, 2005. - pp. 737-773.

7. Milshin, Yu.N. Conditions for ensuring legality in the activities of public authorities /Yu.N. Milshin // Administrative law and process. - 2022. - No. 12. - pp. 57-59.

8. Voronov, A.M. Control and supervision in the system of measures to ensure the legality of public administration in the field of economics /A.M. Voronov// State control and supervision as ways to ensure legality in the sphere of economic activity: A collection of materials of the international scientific and practical conference "Lazarev Readings" dedicated to the memory of Doctor of Law, Honored Lawyer of the RSFSR Elena Viktorovna Shorina, Moscow, 10/25/2018. - Moscow: KnoRus Company, 2019. - pp. 9-17.

9. Nersesyants V.S. General theory of law and the state: Textbook for universities / V.S. Nersesyants. - M.: NORMA Publishing House, 2002. - 552 p.

10. Skakun O.F. Theory of state and law (encyclopedic course) / O.F. Skakun: Textbook. Translated from Ukrainian. - Kharkiv: Espada, 2007. - 840 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.