Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гарантии / права граждан / правоприменительная деятельность / guarantees / citizens’ rights / law enforcement activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мецгер Андрей Александрович

В статье речь идет о гарантиях прав граждан, автор рассматривает особенности их реализации в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES OF CITIZENS’ RIGHTS: IMPLEMENTATION FEATURES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

The article deals with the guarantees of citizens ‘ rights, the author considers the features of their implementation in law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-11212 МЕЦГЕР Андрей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления,

e-mail: metzger@yandex.ru

ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье речь идет о гарантиях прав граждан, автор рассматривает особенности их реализации в правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: гарантии, права граждан, правоприменительная деятельность.

METSGER Andrey Aleksandrovich,

PhD in Law, Associate Professor of Private law at the Institute of State governance and law of the State University of management

GUARANTEES OF CITIZENS' RIGHTS: IMPLEMENTATION FEATURES IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

II Annotation. The article deals with the guarantees of citizens ' rights, the author considers the features of their implementation in law enforcement activities.

Key words: guarantees, citizens' rights, law enforcement activity.

Согласно Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [1]. На основании данного конституционного предписания и принципа беспристрастности строится правоприменительная деятельность органов внутренних дел в Российской Федерации [2]. Одним из важнейших принципов правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел является презумпция невиновности [3]. В ст. 49 Конституции РФ установлено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Данным принципом устанавливается обязанность правоприменителя доказывать виновность лица в совершении правонарушения и тем самым реализовывать юридическую ответственность в сфере правоприменительной деятельности [4].

Опосредованной формой реализации права (которая может считаться дополнительной), в т.ч. гарантий прав и свобод граждан, является применение права, которое, будучи опосредованной

формой реализации права, обладает следующими признаками:

1) применение права осуществляется в том случае, если правовые нормы не реализуются в поведении субъектов самостоятельно по следующим причинам:

а) если непосредственной реализации права мешает правонарушение, например, налоговое [5];

б) если субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из законов (например, право гражданина на выбор и занятие каким-либо видом деятельности, приносящей ему доход, реализуется лишь после решения налогового органа о его постановке на учет как налогоплательщика);

в) если правовая норма не может быть реализована без участия определенного субъекта, например, государственного органа [6]. Например, договор купли-продажи реализуется непосредственно продавцом и покупателем, но при продаже недвижимости требуется участие государства и нотариуса, которые осуществляют государственную регистрацию и нотариальное заверение договора [7];

2) применение права могут осуществлять только особо уполномоченные на то субъекты, в т.ч.:

а) законодательные органы государственной власти, например, при даче Государственной Думой согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; при принятии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

постановления о порядке вступления в силу закона, в т.ч. регулирующего отношения в области налогов и сборов. Применение права - это не основная форма деятельности законодательных органов, в основном они занимаются законотворчеством;

б) исполнительные органы государственной власти, главной функцией которых является исполнение законов, а также нормотворчество с точки зрения принятия подзаконных актов в развитие законов [8]. Применение права - это одно из основных направлений деятельности исполнительных органов.

Нельзя не согласиться с мнением В.А. Пары-гиной и А.А. Тедеева о том, что применение права есть один из способов реализации права, наравне с соблюдением, исполнением и использованием. Этими учеными отмечается, что «применение налогово-правовых норм осуществляется органами государственной власти (должностными лицами) и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий, бездействии (например, не привлечение лица к ответственности ввиду отсутствия в его действиях состава налогового правонарушения), издания налоговым органом индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т.д.» [9].

Соглашаясь в основном с данными положениями, тем не менее, следует отметить, что применение права является дополнительным, опосредованным, вспомогательным элементом процесса правового регулирования. Действительно, если субъекты самостоятельно реализуют свои субъективные права и, соответственно, выполняют обязанности, у правоприменителя нет необходимости включать механизм правообеспечения, и правовые нормы действуют как бы сами собой. «Осуществление права» и «реализация права» могут рассматриваться как идентичные понятия. Осуществление права выступает определенной реакцией субъектов по поводу правового воздействия. Реализация права также выражается в определенных вариантах поведения субъектов права с точки зрения способов правового воздействия на них [10]. А понятие «действие права» с точки зрения теоретико-правовой науки может быть объемнее за счет того, что в нем обобщены «все способы влияния юридических норм на поведение людей, а через них - и на общественную жизнь». Соответственно, действие права рефлексирует в осуществлении (реализации) права. Понятие «действие права», на наш взгляд, важно широко рассматривать (с социологических позиций). В этом случае действие права можно определить как существование права в жизни. Действительно, если понимать право в узком норма-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

тивно-позитивистском смысле только как совокупность «голых» правовых норм, то невозможно уяснить, каким образом осуществляется правовое регулирование [11].

Любая нормативная система действует в двух направлениях:

а) в информативном направлении, т.е. с точки зрения предоставления сведений о возможных вариантах поведения. Таким способом действует и культура, и религия, и мораль, и политика, и право, и т.д.;

б) у права есть и свое собственное направление действия - юридическое (правовое регулирование, которое осуществляется только через три известных науке способа воздействия права на общественные отношения: запрет, дозволение, обязывание или предписание) [12].

Запрет устанавливает те варианты поведения субъектов, которые они не могут совершать. При этом запрет может распространяться как на активное, так и пассивное поведение. Например, нормы налогового права в основном запрещают бездействие (неуплата или неполная уплата сумм налога, непредставление налоговой декларации, непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и т.д.), но также они запрещают и действия (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса, нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику и т.д.) [13].

Дозволение предоставляет возможность субъектам права поступать таким образом, как это предусмотрено в правовой норме. Дозволение, в частности, представляет собой предоставление правовых возможностей, которые могут быть как использованы, так и не использованы субъектами права [14].

Обязывание - это возложение на лиц обязанности совершить активные действия, предусмотренные правовыми нормами. Обязывание как способ правового регулирования отражает интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия [15].

Методология правового регулирования общественных отношений в значительной мере опирается на выявление и последующую реализацию юридических принципов. Как справедливо подчеркивает Н.А. Богданова, «принципами являются идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное

умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли» [16].

Изучение принципов правоприменительной деятельности в аспекте реализации гарантий прав граждан представляется важным, поскольку от понимания и должного применения (реализации) принципов правоприменительной деятельности во многом зависят особенности реализации гарантий прав граждан [17]. Принципы правоприменительной деятельности органично входят в систему правовых принципов [18]. В основе любого научно обоснованного правового принципа лежит определенная идея относительно порядка регулирования определенного круга общественных отношений, которая позволяет максимально использовать творческие возможности права для регулирования общественных отношений [19].

В реализации принципов правоприменения особая роль отводится органам внутренних дел, деятельность которых должна соответствовать принципам правоприменительной деятельности. Как верно пишет Н.С. Нижник, важен принцип законности, который выступает гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Законность представляет собой определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность можно рассматривать как основной принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения [20].

Не только правоохранительные органы, но и все органы государственной власти, деятельность которых связана с применением права, должны руководствоваться принципом объективной истины в качестве ближайшей цели разрешения юридических дел. Данный принцип представляет собой выраженное в праве требование, согласно которому решение правоприменительного органа должно полно и точно соответствовать объективной действительности.

Государственно-волевое решение правоприменительного органа основывается на истинных суждениях о фактах объективной действительности, но само по себе оно выражает творчески-организующие (следовательно, субъективные) моменты применения права. Это относится, в частности, к волевой стороне решений, направленных на индивидуальное регулирование общественных отношений. Истина в юридическом деле должна быть полной, точной, действительной, т.е. объективной истиной в самом строгом, философском значении этого слова; знания правоприменительного органа об обстоятельствах дела должны полно и точно соответствовать реальным фактам

объективной действительности в их правовом значении [21].

К основным принципам правоприменительной деятельности относится также и обеспечение гарантий неприкосновенности личности. Согласно конституционным предписаниям каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [22]. Кроме того, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24 Конституции РФ).

Среди принципов правоприменительной деятельности органов внутренних дел - принцип оперативности. Однако ученые отмечают, что данный принцип вступает в противоречие с принципом объективной истины, когда, например, невозможность увеличения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях не позволяет в отдельных случаях выяснить все необходимые обстоятельства [23].

Принцип политической нейтральности направлен на деполитизацию деятельности в сфере внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел должны быть свободны от различного рода идеологических убеждений, которые могут повлиять на объективность их профессиональной деятельности. При этом сотрудник органов внутренних дел, также как и все граждане нашей страны, может участвовать в выборах политических партий в Государственную Думу, региональные парламенты, голосовать на муниципальных выборах, участвовать в референдумах, а также выборах главы государства [24].

Принципы правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел являются исходными, базовыми положениями применения права, находятся в тесном взаимодействии друг с другом, имеют длительное время действия, составляя единую систему, и позволяют правоприменителям ориентироваться на них при осуществлении своей профессиональной деятельности в разнообразных условиях современной России.

Среди правовых мер, которые необходимо предпринять в ближайшее время, можно выделить следующие.

Первая мера - это совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности. Не все сферы государственной, общественной и частной жизни имеют прозрачную и отвечающую современным требованиям

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

правовую базу [25]. Кроме того, некоторые федеральные законы еще нередко противоречат друг другу, допуская неоднозначное толкование правовых норм. За последние годы была проведена большая работа по решению этих вопросов и проблем, но их еще очень много.

Вторая мера - регулярное проведение анализа правоприменительной практики, для четкого представления о том, насколько полноценна и адекватна требованиям времени существующая правовая база [26]. Полагаем, что такая работа, имеющая важнейшее значение для дальнейшего системного развития законодательства, вполне по силам российскому законодателю и юридическому сообществу в целом [27].

Отдельно следует остановиться на проблеме самоорганизации общества и реализации гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности, точнее - взаимозависимости институтов гражданского общества (их самоорганизации, возможностей взаимодействия с правоохранительными органами, государством) и эффективности правоприменительной деятельности органов государственной власти, в частности, органов внутренних дел. Такая зависимость существует [28]. Дело в том, что проблема самоорганизации общества тесно связана с представлениями о гражданском обществе и с осмыслением перспектив построения правового государства [29]. Понятие «гражданское общество» было введено в научный оборот еще в эпоху Просвещения, но в современной юриспруденции и политической науке оно продолжает оставаться дискуссионным, а концепт «гражданское общество» в условиях постиндустриального социума в последние годы получил новую проблематизацию [30].

В теоретико-правовой науке одни исследователи связывают гражданское общество с достижением индустриальным обществом определенного уровня социально-экономического и культурного развития, характеризующегося развитыми рыночной экономикой и демократией, признанием и соблюдением прав человека [31]. Другие - рассматривают гражданское общество как часть социума, сферу между индивидом и государством, противостоящую государству, либо, отождествляя гражданское общество с негосударственной сферой политической жизни, либо трактуя его как частную, независимую и от государства, и от политических структур неполитическую сферу социума [32], в которой происходит инсти-туционализация частных лиц посредством их ассоциаций [33].

Ученые, рассматривающие гражданское общество в парадигме постмодерна, подчеркивают, что гражданское общество в современной трактовке - это «не постоянный структурный ком-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

понент современного общества, а возникающая и исчезающая характеристика способа его деятель-ностного самопреобразования (изменения некоторых институтов, процедур, норм, существенных на определенной стадии его развития)»; что гражданское общество - «возможная практика современного мира, а не его «признак» и тем менее -гарантированный атрибут»; что практика, называемая гражданским обществом, осуществляется в различных организационных формах, зависящих от обстоятельств места и времени [34].

Несмотря на дискуссионность вопросов, касающихся основных характеристик гражданского общества и этапов его институционализа-ции в России, несмотря на многообразие подходов к оценке его современного состояния, утверждения о том, что войны и революции начала XX в. явились мощным катализатором самоорганизации российской общественности, сомнению никем из исследователей не подвергаются [35].

При анализе особенностей современного гражданского общества в России необходимо принимать во внимание то, что в постиндустриальную эпоху гражданское общество негомогенно, фраг-ментированно, разрозненно, что формирование политического курса сегодня превращается в деятельность элиты и рефрентной группы по формированию списка актуальных политических проблем, что важнейшей функцией гражданского общества становится легитимация политического курса [36]. Определение перспектив развития гражданского общества в России и его участия в трансформации российского государства в правовое возможно лишь при условии комплексного исследования основных этапов его становления, закономерностей и особенностей развития на различных этапах отечественной истории [37].

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[2] Ефремова Т.Д. Принципы правоприменительной деятельности местного самоуправления как основополагающие идеи, определяющие ее содержание и результаты // Вопросы управления.

- 2011. - № 3. - С. 244.

[3] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник СГЮА. - 2018. - № 6 (125). - С. 98 - 105.

[4] Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т.

- М., 2003. - Т. 2. - С. 256.

[5] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57.

[6] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султы-гова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[7] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы VI Междунар. конф.; Ингушский гос. ун-т. - 2018. - Вып. VI.

[8] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57.

[9] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. - С. 92 - 93. Сер. «Учебники, учебные пособия».

[10] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказаб материалы VI Междунар. конф.; Ингушский гос. ун-т. - 2018. - Вып. VI.

[11] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всеросс. криминологический журнал. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 601 - 608.

[12] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султы-гова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[13] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[14] Дидигова Л.А., Шадиева А.И., Султыгова З.Х. Исследование источников питьевого водоснабжения Республики Ингушетия // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 159 - 162.

[15] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та.

- Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[16] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., 2001. - С. 166.

[17] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. - 2018.

- № 5 (124). - С. 58 - 61.

[18] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.; Ингушский гос. ун-т. - 2017.

[19] Тимохов В.П. Эффективность правоприменительной деятельности (теоретико-прикладной аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.

- С. 81.

[20] Дидигова Л.А., Шадиева А.И., Султыгова З.Х. Исследование источников питьевого водоснабжения Республики Ингушетия // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 159 - 162.

[21] Нижник Н.С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. - 2012. - № 3. - С. 226.

[22] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[23] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Правовой статус адвоката и финансово-экономические аспекты адвокатской деятельности // Крими-налистъ. - 2019. - № 3 (28). - С. 19 - 22.

[24] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. - 2018.

- № 5 (124). - С. 58 - 61.

[25] Ильгова Е.В., Смагина Т.А., Тугушева Ю.М. К вопросу о правовой природе понятия «данные несовершеннолетних»: междисциплинарный аспект // Вестник СГЮА. - 2020. - № 5 (136). - С. 139 - 148.

[26] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. - 2018. - № 1 (26). - С. 7 - 10.

[27] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[28] Усанов В.Е. Модернизация системы науки в Российской Федерации: тенденции и перспективы // Правозащитник. - 2013. - № 1. - С. 20.

[29] Усанов В.Е. Конституция и местное самоуправление как форма социальной свободы и условие развития гражданского общества: философско-правовой аспект // Государство и право. - 2013. - № 12. - С. 64 - 69.

[30] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.; Ингушский гос. ун-т. - 2017.

[31] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. участников VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. И.В. Ильина. - 2019. - С. 395 -396.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[32] Султыгова А.К., Бекбузаров М.Б., Темир-ханов Б.А., Султыгова З.Х. Синтез биодеградируе-мых полимеров на основе полиэфиров // Химия и химическое образование. XXI век: сб. - 2014. - С. 158 - 161.

[33] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2018.

[34] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[35] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного суда США в историческом развитии // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 - 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[36] Гандалоев Р.Б., Гаппи Т.М. Понятие адвокатской деятельности и соотношение ее с предпринимательской деятельностью // Социально-гуманитарное обозрение. - 2019. - № 1 (1). - С. 65 - 68.

[37] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф.; Ингушский гос. ун-т. - 2017.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.

[2] Efremova T.D. Principy pravoprimenitel'noj deyatel'nosti mestnogo samoupravleniya kak osnov-opolagayushchie idei, opredelyayushchie ee soder-zhanie i rezul'taty // Voprosy upravleniya. - 2011. - № 3. - S. 244.

[3] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolno-mochennyh licah komissij po delam nesovershenno-letnih i zashchite ih prav // Vestnik SGYuA. - 2018. -№ 6 (125). - S. 98 - 105.

[4] Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: v 2 t. - M., 2003. - T. 2. - S. 256.

[5] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti storon i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57.

[6] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sultygova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuche-nii biologicheskoj himii studentami - budushchimi sportsmenami // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -2014. - S. 175 - 177.

[7] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: materialy VI Mezhdunar. konf.; Ingushskij gos. un-t. - 2018. - Vyp. VI.

[8] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti storon i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[9] Parygina V.A., Tedeev A.A. Nalogovoe pravo Rossijskoj Federacii. - Rostov n/D.: «Feniks», 2002. - S. 92 - 93. Ser. «Uchebniki, uchebnye posobiya».

[10] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza6 materialy VI Mezhdunar. konf.; Ingushskij gos. un-t. - 2018. - Vyp. VI.

[11] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershenno-letnih: opyt SShA i Novoj Zelandii // Vseross. krimino-logicheskij zhurnal. - 2018. - T. 12. - № 4. - S. 601 -608.

[12] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sultygova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuchenii biologicheskoj himii studentami - budush-chimi sportsmenami // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -2014. - S. 175 - 177.

[13] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.

[14] Didigova L.A., Shadieva A.I., Sultygova Z.H. Issledovanie istochnikov pit'evogo vodosnab-zheniya Respubliki Ingushetiya // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 159 - 162.

[15] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[16] Bogdanova N.A. Sistema nauki kon-stitucionnogo prava. - M., 2001. - S. 166.

[17] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik SGYuA. - 2018. - № 5 (124). - S. 58 - 61.

[18] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf.; Ingushskij gos. un-t. - 2017.

[19] Timohov V.P. Effektivnost' pravoprimenitel'noj deyatel'nosti (teoretiko-prikladnoj aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb., 2002. - S. 81.

[20] Didigova L.A., Shadieva A.I., Sultygova Z.H. Issledovanie istochnikov pit'evogo vodosnab-zheniya Respubliki Ingushetiya // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. - 2014. - S. 159 - 162.

[21] Nizhnik N.S. Socioyuridicheskij fenomen «zakonnost'» v usloviyah dialoga nauchnyh paradigm v sovremennoj yurisprudencii // Problemy prava. -2012. - № 3. - S. 226.

[22] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[23] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Pravovoj status advokata i finansovo-ekonomich-eskie aspekty advokatskoj deyatel'nosti // Kriminalist". - 2019. - № 3 (28). - S. 19 - 22.

[24] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti // Vestnik SGYuA. - 2018. - № 5 (124). - S. 58 - 61.

[25] Il'gova E.V., Smagina T.A., Tugusheva Yu.M. K voprosu o pravovoj prirode ponyatiya «dan-nye nesovershennoletnih»: mezhdisciplinamyj aspekt // Vestnik SGYuA. - 2020. - № 5 (136). - S. 139 - 148.

[26] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah komissiyami po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2018. - № 1 (26). - S. 7 - 10.

[27] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[28] Usanov V.E. Modernizaciya sistemy nauki v Rossijskoj Federacii: tendencii i perspektivy // Pra-vozashchitnik. - 2013. - № 1. - S. 20.

[29] Usanov V.E. Konstituciya i mestnoe samoupravlenie kak forma social'noj svobody i uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva: filosof-sko-pravovoj aspekt // Gosudarstvo i pravo. - 2013. -№ 12. - S. 64 - 69.

[30] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf.; Ingushskij gos. un-t. - 2017.

[31] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya // Aktu-al'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: sb. nauch. tr. uchast-nikov VI Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. I.V. Il'ina. - 2019. - S. 395 - 396.

[32] Sultygova A.K., Bekbuzarov M.B., Temir-hanov B.A., Sultygova Z.H. Sintez biodegradiruemyh polimerov na osnove poliefirov // Himiya i himich-eskoe obrazovanie. XXI vek: sb. - 2014. - S. 158 -161.

[33] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2018.

[34] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. -2016.

[35] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[36] Gandaloev R.B., Gappi T.M. Ponyatie advokatskoj deyatel'nosti i sootnoshenie ee s pred-prinimatel'skoj deyatel'nost'yu // Social'no-gumanitar-noe obozrenie. - 2019. - № 1 (1). - S. 65 - 68.

[37] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf.; Ingushskij gos. un-t. - 2017.

V.

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.